Дайджест
3 Сентября 2012 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 581

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Dura lex…

Вот и поспели первые плоды активного законотворчества думцев – на телевидении сочли, что мультфильм «Ну, погоди!» может не вписаться в обновленное законодательное поле, так как противоречит новому федеральному закону о защите детей от вредоносной информации. И на всякий случай засобирались переносить показ знаменитой истории про Волка и Зайца на ночное время, чтобы оградить подрастающее поколение от ужасных кадров, где отрицательный герой появляется, страшно сказать, с сигаретой.

Поиски здравого смысла в этой истории успехом не увенчались. Впрочем, нужно отдать должное некоторым депутатам, назвавшим происходящее абсурдом.

В итоге мультфильм вроде бы «амнистировали», пообещав ничего не вырезать и продолжить показ в обычное время. Однако есть еще великое множество лент, в том числе ставших классикой, где при желании вполне возможно усмотреть нарушение закона о защите детей от негативной информации. И неизвестно, какая участь их ожидает.

Зато уже известна участь радиопередачи Михаила Лабковского «Взрослым о взрослых», которая выходила в эфире «Эха Москвы» - главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов 28 августа сообщил о приостановке проекта. Он отметил, что такое решение связано с упомянутым уже новым законом о защите детей, который вступает в силу 1 сентября. А. Венедиктов считает, что закон написан неряшливо и дает возможность прикрыть любую программу о семье. «Пока этот закон не исправлен, ни один главный редактор не будет рисковать программами. Потому что когда Дума работает в режиме взбесившегося принтера, совершенно непонятно, что она еще выкинет», - добавил главный редактор «Эха Москвы».

Остается подождать, какая теле- или радиопрограммы станет следующей. При этом есть стойкое ощущение, что ни «Дом-2», ни многочисленные сообщения о педофилах, серийных убийцах и насильниках в разного рода «рейтинговых» программах никуда не денутся.

 

РОССИЯ

Республика Дагестан. Очередное нападение на журналиста

Магомед Магомедов, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

Утром 1 сентября совершено нападение на журналиста газеты «Площадь свободы» Магомеда Ханмагомедова.

Выйдя из дома в городе Дагестанские Огни, он направлялся в редакцию, находящуюся в Дербенте. Когда журналист подходил к федеральной трассе, чтобы сесть в маршрутку, дорогу ему преградила серая «Лада» с затемненными стеклами без номеров. Из автомобиля выскочили трое в масках и набросились на М. Ханмагомедова. Журналист попытался убежать и закричал, чтобы привлечь внимание людей. Один из нападавших догнал его и ударил кулаком в затылок, после чего Магомед упал. В это время из ближайших домов выбежали несколько человек, поле чего нападавшие были вынуждены отступить - они запрыгнули в машину и уехали.

По словам М. Ханмагомедова, он уже видел этот автомобиль возле своего дома, но не придал этому особого значения. Он написал заявление в полицию, однако не рассчитывает на успех расследования.

М. Ханмагомедов считает, что нападение, скорее всего, связано с его профессиональной деятельностью, а нападавшие, возможно, связаны с администрацией Дербента.

«На сегодняшний день вышел второй номер газеты «Площадь свободы». Мы пишем о том, в каком состоянии находится Дербент. Город деградирует, нет нормальных дорог, система ЖКХ, можно сказать, не функционирует, транспортные вопросы не решены. Об этом мы и пишем. И, конечно, это не нравиться администрации города», - цитирует журналиста «Кавказский узел».

 

Сахалинская область. Безмолвная агитация

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

В октябре – выборы в Сахалинскую областную думу. Независимые СМИ окрестили предвыборную кампанию «безмолвной».

Московский десант пиарщиков, нанятый областным правительством, уже обеспечил «правильные» выборы депутатов Госдумы и президента России (правда, результаты оказались не столь радужными, как планировались) и теперь вовсю трудится, чтобы и в законодательном органе были люди, лояльные уже выбранной вертикали.

Предпринимаются всякие пиар-акции, чтобы вообще отвлечь народ от главного события октября. А для того, чтобы никакие независимые кандидаты, а тем более кандидаты от оппозиционных партий не обозначились на страницах и в эфире районных СМИ, последним попросту заткнули рот.

Редакторы, опубликовавшие тарифы на размещение агитационных материалов и думавшие хоть чуть-чуть пополнить хилый дотационный бюджет своих районок, разочарованы. Им позвонили сверху и настоятельно попросили не участвовать в предвыборной агитации. Корреспондент ФЗГ разговаривала с пятью редакторами районных газет: двое сказали, что звонок был от мэра района, трое – от чиновника управления информационной политики правительства области. А сахалинские чиновники в вопросах политической агитации давным-давно ничего не делают без указки москвичей. По данным областного избиркома, уведомления об участии в предвыборной компании подали всего несколько изданий - из Северо-Курильска, Южно-Курильска, Невельска и еженедельник «Южно-Сахалинск сегодня». Это при том, что в каждом из 17 районов есть муниципальная газета и почти в каждом – местное ТВ.

Хотя просьба, как сказали редакторы, была высказана в вежливой форме, никто из них и не подумал возразить. Попавшие в опалу потеряют больше, чем те несколько десятков тысяч рублей, что заработают, представив максимальную, 40-процентную площадь своего издания.

«Из-за грошей портить отношения с учредителем? Это еще как аукнется! Да и с кандидатами, если что не так - разборки, суды, штрафы. А отчетность? Нет, уж лучше не высовываться», - считают журналисты.

Кто бы спорил – рабство и спокойнее, и сытнее.

В районах области областные газеты выписывают единицы. Зачем курильчанину, например, «свежий» номер с недельным сроком давности? Районка, какая бы ни была – все равно своя, родная, самая оперативная. И вот получается, что из этого единственного источника информации электорат ничего не узнает о кандидатах-новичках (на 28 кресел претендуют почти 700 человек). Естественно, преимущество в этой ситуации на стороне тех уже действующих политиков, кто и так на слуху, кто «борозды не портит» – и почти все они - члены «Единой России».

 

Республика Карелия. Депутат республиканского парламента судится с журналистом

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Депутат Законодательного собрания Карелии, первый заместитель председателя парламента республика Д. Алиханов подал в суд на редактора сайта «Политика Карелии», посчитав, что журналист А. Цыганков в одной из своих публикаций распространил недостоверную информацию об истце. В статье речь шла о коммерческой деятельности Д. Алиханова, в 2001 году получившего в безвозмездную ссуду на 49 лет часть помещений в муниципальном здании, где сейчас размещается торговый дом «Карелия-Маркет». Автор статьи, характеризуя договорные отношения между Петрозаводской администрацией и бизнесменом, получившим в пользование имущество города, неверно поименовал статус коммерсанта, вместо «ссудополучателя» назвав его «арендатором». Это обстоятельство Д. Алиханов счёл оскорбительным для себя, потребовав опровержения информации и компенсации морального вреда в размере 200 тысяч рублей.

Д. Алиханов утверждает, что не является арендатором помещений в торговом доме (что правда), но странным образом умалчивает о факте получения им в безвозмездную ссуду помещений в том же здании, которые преспокойно сам сдаёт в аренду. Как ссудополучатель бизнесмен рассчитался тем, что передал городу примерно тот же объем помещений в одном из микрорайонов Петрозаводска, где у Д. Алиханова имелся свой торговый центр. Эту сделку автор публикации поименовал неоправданно щедрой со стороны городской администрации. Данная авторская оценка тоже стала предметом судебного спора (Алиханов полагает, что указание на щедрость в отношении него создает его отрицательный образ в глаза читателей).

Прочему стародавняя сделка, заключенная еще в 2001 году, вдруг стала предметом общественной дискуссии в 2012 году? Объяснение тому простое. Нынешний мэр Петрозаводска внёс в парламент Карелии законопроект, предлагая расширить льготную приватизацию на три муниципальных имущественных объекта, в числе их оказалось и ООО «Торговый центр «Карелия-Маркет», созданное в свое время с непосредственным участием Д. Алиханова. Если б депутаты поддержали инициативу главы Петрозаводска, то имущественный объект на льготных условиях перешёл бы к нынешнему арендатору здания торгового центра. Журналист всю эту историю описал, оказавшись в суде. Политик Д. Алиханов - а сейчас он не имеет права заниматься бизнесом, поскольку работает в Заксобрании на профессиональной основе, - похоже, решил с помощью суда оборвать общественную дискуссию. Процесс пошел. Последнее судебное заседание было отложено по просьбе стороны Д. Алиханова, предложившей провести лингвистическую экспертизу двух оспариваемых в суде фраз из публикации.

ФЗГ будет следить за развитием ситуации.

 

Липецкая область. Суд признал ошибку газеты порочащими сведениями

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Арбитражном суде Липецкой области завершилось рассмотрение иска ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» к ООО «Стайер», владеющему сайтом «Липецкие новости».

В октябре прошлого года на сайте «Липецкие новости» был опубликован текст «Крупнейшие предприятия Липецкой области жульничают с налогами». В ней со ссылкой на выступление вице-губернатора Липецкой области Вячеслава Щеглеватых были распространены сведения, которые, по мнению истца, наносят ущерб деловой репутации ОАО «ЛЭСК». В ходе судебного процесса претензии были конкретизированы и предъявлены по поводу заголовка материала и двух цитат из него: «…крупные предприятия Липецкой области пытаются обмануть государство»; «ЛЭСК, или Липецкая энергосбытовая компания увеличила свой ФОТ на 20%, оборот на 25%, при этом официально показывая убытки. Бюджет из-за этого уже потерял 203 миллиона рублей».

Представители ответчика считали иск необоснованным, так как заголовок и текст первой цитаты не имеют прямого отношения к истцу. Со второй цитатой все оказалось сложнее. Выяснилось: в выступлении чиновника говорилось, что на 203 млн рублей была снижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль. Журналисты издания неправильно интерпретировали слова вице-губернатора и представили указанную сумму как убыток бюджета области.

Суд согласился с доводами представителей ответчика о том, что заголовок публикации и первая цитата не содержат информации о ОАО «ЛЭСК» и в опровержении их отказал. Вторая цитата была признана недостоверным сообщением о факте, порочащим деловую репутацию истца.

Суд постановил опровергнуть на сайте «Липецких новостей» указанную информацию и взыскал с ООО «Стайер» 8000 рублей в пользу ОАО «ЛЭСК» в качестве компенсации судебных расходов.

 

Воронежская область. «Павловскгранит» отказался от претензий к газете

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В ходе судебного процесса истец отказался от претензий к районной газете «Вести Придонья».

В июле этого года в Арбитражном суде Воронежской области поступил иск от ОАО «Павловскгранит» к редакции газеты «Вести Придонья» (город Павловск). Истец выдвинул претензии по поводу публикации в одном из номеров издания объявления о проведении внеочередного общего собрания акционеров «Павловскгранита».

Объявление было опубликовано от имени компании «Нисорал Холдинг Лимитед». По мнению истца, она на тот момент не обладала, по действующему законодательству, правом созывать собрание акционеров ОАО «Павловскгранит». Истец посчитал, что, публикуя объявление, редакция газеты нарушила статью 49 ФЗ «О СМИ», обязывающую журналистов проверять публикуемую информацию. Руководство «Павловскгранита» обратилось в редакцию с просьбой опубликовать ответ-обращение к акционерам, в котором оно разъясняло «неправомерность действий компании «Нисорал Холдинг Лимитед». Однако редакция в публикации обращения отказала, мотивируя это тем, что в тексте нарушены требования, которые законодательство предъявляет к ответам.

Тогда истец обратился в суд с требованием обязать «Вести Придонья» опубликовать обращение. Однако в ходе судебного процесса истец отказался от своего требования. Интересы ответчика в суде представляла юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

 

Приморский край. Журналиста приглашают в прокуратуру

Анна Селезнева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Обвинение в клевете нависло над известным владивостокским журналистом Виктором Булавинцевым. Его статья «Ларек под красной крышей», опубликованная в июне газетой «Дальневосточные ведомости», вызвала у сотрудников владивостокской прокуратуры особый интерес, в связи с чем прокуратура и приглашает журналиста.

Тема газетной статьи – незаконная торговля алкогольной продукцией. Статья напечатана после интервью с директором департамента лицензирования и торговли Приморского края Еленой Коваль и построена на конкретных примерах, в частности, - на обращениях жителей Владивостока, документах городской администрации и конкретных случаях бездействия местной полиции. «Но на заявления и жалобы граждан по поводу незаконной торговли правоохранители у нас реагируют довольно вяло», - пишет автор, и приводит примеры.

В статье есть две фразы, которые, видимо, очень не понравились правоохранителям: «Результатом (при попытке убрать незаконную торговую точку, торговавшую алкоголем) явился ответный звонок от неизвестного, представившегося заместителем начальника УМВД по городу Владивостоку Сергеем Гусевым, который в категорической форме требовал оставить Юсифова и его имущество в покое! А вслед за этим подобные же звонки последовали и к руководителям управления торговли и услуг администрации города» и «Так кто же у нас «крышует» нелегальные ларьки, где в любое время дня и ночи продают спиртное сомнительного качества и происхождения, нарушая закон? У какого какие будут на этот счет предположения? Ведь не может быть, чтобы это лично начальник городской полиции Гусев покой «нелегалов» оберегал!? Или всё-таки может быть еще и не такое?».

Через месяц после публикации журналиста вызвали в прокуратуру Ленинского района по заявлению полковника С. Гусева о том, что автор распространил о нём порочащие недостоверные сведения. Журналист объяснял, что писал статью не о Гусеве, а о проблеме деятельности нелегальных торговых точек, где незаконно сбывают алкоголь. Тем временем по городу уже пошли слухи, что за автора многих серьезных журналистских расследований решили взяться всерьёз и ему грозит статья о клевете.

 

Омск. Правительство области открыло «горячую линию» для прессы

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ по Сибирскому федеральному округу

Омские власти продолжают идти на сближение с населением. Как сообщалось в прошлых выпусках дайджеста ФЗГ, новый глава области Виктор Назаров, вступивший в должность с 30 мая с.г., первым делом распорядился убрать шлагбаумы с облправительства и муниципальных администраций. Народ теперь может проходить туда без труда и нашему брату-журналисту, чтобы встретиться, например, с губернатором, не требуется специальных аккредитаций – на пресс-конференции с ним вход свободный для сотрудников всех здешних СМИ независимо от их статуса и политической ориентации.

Чтобы облегчить прессе доступ к информации, правительство области открыло на днях «горячую линию для журналистов», где можно получить от чиновников любого ведомства оперативные комментарии по поводу любых событий, происходящих на территории Омского региона. Единый телефонный номер для журналистских запросов работает всю неделю без выходных. Их принимает дежурный специалист Главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, который, связываясь с чиновниками министерств и главков, в короткий срок выясняет интересующую представителей СМИ информацию. Таким образом, журналистам для ее получения нет надобности, как прежде, подавать официальный запрос в то или иное подразделение облправительсва, и ждать ответа, как минимум, неделю, а иногда и две-три.

Как сказано на главном сайте области «Омская губерния» «порядок взаимодействия со СМИ изменен с учетом их пожеланий и в соответствии с принципом открытости власти… Цель - оперативное предоставление запрашиваемой информации, если ее распространение не противоречит действующему законодательству РФ».

 

КАЗАХСТАН

Задержан один из подозреваемых в нападении на Уларбека Байталака

Следователь Целиноградского районного отдела внутренних дел Акмолинской области, ведущий дело о нападении на журналиста Уларбека Байталака, сообщил пострадавшему, что задержан один из подозреваемых. Тот уже дал признательные показания и отпущен до окончания следствия под подписку о невыезде. Нашлись и пропавшие при избиении документы. Полиция уверяет журналиста, что будут задержаны все напавшие на него преступники.

У. Байтайлак продолжает лечение в стационаре. Уточненный диагноз: сотрясение мозга, ушибы, перелом ребер, выбиты зубы.

Напомним: журналист, сотрудник национального архива Уларбек Байтайлак был жестоко избит в ночь на 8 августа в пригороде Астаны. Под утро он с тяжелыми ранениями был доставлен «скорой» в больницу. Его статьи печатались в газетах «Дат», «Тортинши билик» («Четвертая власть»), в журнале «Алтын тамыр» (см. Дайджест 578).

Фонд защиты свободы слова «Адил соз», 27 августа

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в августе 2012 года

Нападения на журналистов – 13 (Всеволод Вишневецкий, главный редактор газеты «Петербургское качество», Санкт-Петербург; Вячеслав Розумович, оператор телекомпании «Клопс ТВ», Калининград; Роман Пятаков, журналист «Четвертой власти», Саратов; Денис Прокопенко, корреспондент интернет-ресурса «М-51», Мурманская область; Матвей Крылов, журналист The New Times, Владимир Роменский, корреспондент ТК «Дождь», Евгений Фельдман, корреспондент «Новой газеты», Рустем Адагамов, блогер, Вероника Максимюк, корреспондент «Граней.Ру», Владимир Видилин, корреспондент газеты «Мой район», все – Москва; съемочная группа Солнечногорского телевидения, Московская область; Яхъя Киров, корреспондент издания «Спортдиалог» - в Санкт-Петербурге; Павел Носачев, заместитель редактора газеты «Городские вести», Волгоград).

Нападения на редакции, телецентры – 1 (газета «Родная нива», Ивановская область).

Попытки цензуры – 5 (Замоскворецкий суд Москвы; Хамовнический суд Москвы; департамент общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа; Росприроднадзор; газета ProГород, Республика Коми).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 6 (Людмила Вахрушева, главный редактор газеты «Наше слово», Свердловская область; Светлана Кравченко, корреспондент ИА «Кавказский узел», Краснодарский край; газета «Взятка», Республика Чувашия; Владимир Мироненко, заместитель начальника объединенной редакции (ОР) МВД, Москва; Сергей Резник, журналист «Новой газеты», Ростов-на-Дону; Юрий Куреев, учредитель и исполняющий обязанности главреда газеты «Губернские будни», Орел).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 5 (Евгений Фельдман, корреспондент «Новой газеты», Москва; Илья Барабанов, журналист ИД «Коммерсант», Москва; съемочная группа «Шестого канала», Владимирская область; Сергей Резник, журналист «Новой газеты», Ростов-на-Дону; Юрий Куреев, учредитель и исполняющий обязанности главреда газеты «Губернские будни», Орел).

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 39

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 3 (съемочная группа Солнечногорского телевидения, Московская область; Дмитрий Позечко, внештатный корреспондент газеты «Свободная речь», Омск; Сергей Резник, журналист «Новой газеты», Ростов-на-Дону).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (газета «Взятка», Республика Чувашия).

Прекращение выхода издания, программы – 3 (газета F5, Москва; радиопрограмма «Взрослым о взрослых»; телекомпания «Полис», Тамбов).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 3 (газета «Новомосковская правда», Тульcкая область; газета «Новгородская правда», Великий Новгород; газета Bonus, Уфа).

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (сайт телеканала Russia Today; сайт ecmo.ru).

Выход изданий-двойников – 1 (газета «Из рук в руки. Псков», Псков).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 5 (видеокамера журнала The New Times; видеокамера телекомпании «Клопс ТВ», Калининград; мобильный телефон Дениса Прокопенко, корреспондента интернет-ресурса «М-51», Мурманская область; видеокамера съемочной группы Солнечногорского телевидения, Московская область; штатив камеры блогера Рустема Адагамова).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 46

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни