Дайджест
10 Сентября 2012 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 582

 

РОССИЯ

Карелия. Новый глава республики задумался о новой информационной политике

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Как подсказывает опыт прошлых лет, смена главы республики автоматически влечёт за собой и смену руководителей медийных предприятий, контролируемых органами власти. Потому кадровые изменения в автономных учреждениях «Информационное агентство «Республика Карелия» и «Республиканский Телеканал «Сампо» были предсказуемы.

По инициативе правительства расторгнут контракт с гендиректором телеканала «Сампо» Еленой Малишевской, которая два года назад с приходом предыдущего губернатора А. Нелидова также подвинула прежних руководителей телекомпании. Надо сказать, что двухлетнее пребывание Е. Малишевской в должности гендиректора оказалось благотворным для телекомпании «Сампо». Обновился и помолодел возрастом коллектив редакции, появились интересные и качественно сделанные телепрограммы. Потому, когда слух о возможной отставке гендиректора материализовался в документ, журналисты решили заявить свою позицию, обратившись с открытым письмом к общественности. По редакциям СМИ было разослано письмо, авторы которого - трудовой коллектив РТК «Сампо» - в очень лестных словах отозвались о недавнем своём руководителе, перечислив достижения телекомпании при Е. Малишевской. В письме сообщалось, что прежний «телефилиал» пресс-службы правительства Карелии превратился в самостоятельную и динамично развивающуюся медиаструктуру.

Причины увольнения недавнего гендиректора РТК «Сампо» по сей день остаются непонятными. Никаких официальных разъяснений сделано не было (даже после публикации открытого письма журналистов телекомпании и его яростного обсуждения в сети Интернет). Представители республиканской власти, курирующие СМИ, в частных разговорах намекают, что отставка Е. Малишевской вызвана финансовыми нарушениями, о которых будто бы будет сообщено позже. Однако никакой информации до сих пор нет. Впрочем, для журналистов, прежде всего РТК «Сампо», не является тайной, что в последние месяцы в телекомпании в самом деле начались перебои с выплатой зарплаты. Все грешили на недостаточное бюджетное финансирование, сейчас же будто выясняется, что проблема была в неверном управлении руководством телекомпании казенными средствами. Так оно или нет – достоверно не известно. Однако авторы упомянутого коллективного обращения в защиту уволенного гендиректора считают, что увольнение Е. Малишевской было «несправедливым и неадекватным, отвечающим интересам лишь определенного круга лиц из правительства Карелии и околоправительственных кругов». В ответ на столь серьёзное подозрение – полная тишина.

Увольнение гендиректора автономного учреждения «Информационное агентство «Республика Карелия» Андрея Архипова тоже, надо полгать, не за горами. Причины этого, не дай бог, также окажутся финансовыми.

 

Омск. Правительство области мобилизует на борьбу с коррупцией журналистов и общественников

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Правительство области будет поощрять журналистов за борьбу с коррупцией, а общественникам даст право проверять обоснованность бюджетных затрат.

На последнем заседании Комиссии по противодействию коррупции глава Омской области Виктор Назаров предложил учредить специальную премию для «журналистов, ведущих собственные расследования коррупционных схем и преступлений, а также судебную хронику».

«Гражданская позиция представителей журналистского сообщества, считающих своим профессиональным долгом предотвращать нанесение ущерба обществу и государству, предавая гласности факты преступлений, заслуживает не только уважения, но и поощрения» - цитирует губернатора портал правительства области. Размер премии пока не определен, но дело не в нем, а в том, что до сих пор в Омском регионе такие направления в журналистике были не в чести: кто ими занимался, мог лишь «огрести» разные неприятности – судебные иски, нападения и т.д. А поощрения в основном давались за освещение деятельности региональных властей, в которой коррупции не было по определению.

Сейчас облправительство мобилизует на борьбу с ней не только журналистов, но и общественных активистов. Как сообщает тот же портал, «губернатор дал поручение разработать предложение о единой электронной площадке, которая бы позволила выставлять на обсуждение общественности нормативные акты и решения, связанные с любыми расходами бюджета, сумма которых превышает 10 млн. руб., а также с продажей активов». Начальник Главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Андрей Ткачук надеется, что такая открытость привлечет «добровольных общественных экспертов, которые помогут выявлять коррупционную составляющую, обусловленную либо необоснованно завышенными тратами, либо занижением реальной стоимости актива».

При всей необычности такого подхода к расходованию бюджетных средств, он вполне отвечает тому, что было сказано Виктором Назаровым на его первой пресс-конференции: «Люди должны понимать, что управляют не ими, а управляют они».

 

Смоленск. Депутат судится с «Российской газетой»

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Редакция «Российской газеты» оспаривает решение суда по делу о защите чести и достоинства депутата смоленского городского совета Сергея Петракова.

В Смоленске 26 января 2012 года в собственной машине был задержал депутат местного городского совета, член партии «Единая Россия» Сергей Петраков. Водительского удостоверения у него при себе не было, проходить проверку на алкотестере он отказался. Зато предъявил депутатское удостоверение и потребовал его отпустить. Корреспондент «Российской газеты» по Смоленской области Дмитрий Раичев опубликовал в газете материал об инциденте. Публикация и стала причиной иска депутата. В качестве ответчиков по иску были названы автор текста, редакция газеты и УМВД России по Смоленску, на информацию которого дается ссылка в публикации.

19 июля Ленинский районный суд Смоленска частично удовлетворил иск депутата. «Российскую газету обязали опровергнуть слова из публикации: «Мировой судья признал депутата Смоленского городского Совета Сергея Петракова виновным в управлении автомобилем в нетрезвом виде»; «Народный избранник … козырял депутатским удостоверением, вел себя вызывающе, ругался». В своем решении суд ориентировался, в частности, на то, что состояние алкогольного опьянения депутата в момент задержания не было доказано. Суд также взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 20 тыс. рублей с редакции, 5 тыс. рублей с Дмитрия Раичева.

Редакция «Российской газеты» посчитала судебное решение несправедливым и при поддержке Центра защиты прав СМИ направила в Смоленский областной суд апелляционную жалобу. Ответчик указывает, что депутат Петраков все же был арестован и привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством без прав. Таким образом, сам истец допустил противоправный поступок, который характеризует его не с положительной стороны и, безусловно, влияет на оценку его чести и достоинства общественностью.

Неточность в тексте, по мнению ответчика, была допущена, поскольку на пресс-конференции начальника УМВД по Смоленской области, генерал-майора полиции В. Морозова и в пресс-релизах УМВД по Смоленской области было указано, что истец находился за рулем «КИА» «с явными признаками алкогольного опьянения». Сама же заметка журналиста была опубликована до того, как суд вынес постановление о правонарушении депутата. Фразу «народный избранник … козырял депутатским удостоверением, вел себя вызывающе, ругался» редакция рассматривает как оценочную и не требующую опровержения. Ответчик подчеркивает, что в решении суда первой инстанции вообще не устанавливается факт причинения истцу нравственных и физических страданий, связанных с публикаций вышеуказанных фраз.

 

КАЗАХСТАН

Суд признал журналиста невиновным в клевете и оскорблении

В Карасайском районном суде Алматинской области судья Азат Избасаров вынес 4 сентября 2012 года оправдательный приговор по делу журналиста газеты «Тарлан» Айны Касабаевой, обвинявшейся в клевете и оскорблении.

Поводом для жалобы частного обвинителя Елубая Байтугелова стали статьи «Ақиқатты айқындайтын жол қайда?» («Где дорога, ведущая к истине?) и «Тағдырдың тәлкегінің хикаялары» («История превратностей судьбы»), опубликованные в республиканской газете «Тарлан» соответственно 25 марта и 26 мая 2011 года под псевдонимом М. Зарлык. В публикациях речь шла о проблемах семьи Е. Байтугелова.

Юридическую поддержку А.Касабаевой оказывала юрист Международного Фонда защиты свободы слова «Адил соз» Галия Аженова.

Служба мониторинга фонда «Адил соз»

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Премия имени А. Сахарова «За журналистику как поступок» за 2012 год

Продолжается прием работ на конкурс имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Срок подачи материалов истекает 1 ноября 2012 года.

Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» присуждается за материалы, которые становятся продолжением жизненной позиции авторов, последовательно воплощаемой в работе на высоком профессиональном уровне, и отстаивают те ценности, которые отстаивал А. Д. Сахаров.

Рассматриваются материалы, опубликованные в период с 15 октября 2011 года по 15 октября 2012 года в российских печатных и Интернет-изданиях. Выдвижение претендентов осуществляют редакции газет, журналов, граждане РФ.

Материалы принимаются в печатном и электронном виде (на дискетах, на компакт-дисках или по электронной почте на адреса: fond@gdf.ru и boris@gdf.ru). Печатные версии материалов принимаются по адресу: 119992, Москва, ГСП – 2, Зубовский бульвар, 4, подъезд Союза журналистов, комн. 432, Фонд защиты гласности с пометкой «Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».

Дополнительная информация о премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок»

Телефон для справок (495) 637 49 47

 

Конкурс «Я, ты, мы – вправе!»

До 20 сентября в Воронеже, Нижнем Новгороде, Перми и Новосибирске ждут ваших заявок - на конкурс журналистских работ«Я, ты, мы – вправе!».

На конкурс принимаются материалы по теме правового просвещения и защите прав граждан, которые были опубликованы или транслировались в эфире с 1 сентября 2011 года по 20 сентября 2012 года в пяти номинациях:

публикации в печатных СМИ (статьи или серии статей);

тематические периодические печатные издания (газеты, журналы);

программы и видеосюжеты на телевидении;

радиопередачи;

интернет-издания (не дублирующие традиционные СМИ) и социальные сети в интернете (блоги, живые журналы и т.д.).

Конкурс «Я, ты, мы – вправе!» - 2012 проводит Программа «Я вправе» вместе с Фондом защиты гласности (ФЗГ) в два этапа - региональном и межрегиональном. На первом этапе работы журналистов из шестнадцати регионов РФ будут оценивать жюри и организаторы конкурса - Институт развития прессы - Сибирь, Воронежский Центр защиты прав СМИ, Нижегородский союз журналистов РФ и Пермская краевая организация СЖ РФ. Журналистов и правозащитников ждут совместные обсуждения, встречи-мастерские и «разбор полётов».

В ноябре 2012 года победители региональных туров приедут в Москву для участия в обсуждении работ в режиме открытого заседания жюри, которое возглавит Алексей Симонов - президент Фонда защиты гласности. В состав жюри войдут ведущие журналисты, независимые эксперты, специалисты в области прав человека. По итогам финала в Москве пройдет церемония вручения памятных наград - за лучшие работы по правовой тематике в печатных, электронных СМИ и интернете.

Информация о конкурсе «Я, ты, мы – вправе!»

 

Почта дайджеста

Добрый день!

Прошу Вас вникнуть в суть происходящего и, по возможности, постараться понять меня. Был у нас в республике Башкортостан блог, уточняю сразу, неизвестных авторов. Писали в основном про чиновников, по всей видимости, неприятные истории, сайт стал недоступен.

Выяснили, что сайт блокируется провайдерами, работающими в Башкортостане. Я написал обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой разобраться в причинах блокировки сайта и получил ответ: сайт не блокируется, работает. По сути, ответ примерно сводился к тому, что технически сайт не блокируется, значит, если не могу прочитать, виноват я сам.

Через три дня мои коллеги присылают мне файлы - решение суда от марта 2012 года, где провайдерам связи указали на необходимость блокировки сайта на территории республики Башкортостан.

Газета «Бонус» изымается дворниками из почтовых ящиков. Им же кто-то приказал это делать? Теперь это решение суда, где нет ни слова, ни строчки от экспертов, а сайт признают возбуждающим ненависть по социальным и национальным признакам и указывают провайдерам на необходимость его блокировки.

В Республике Башкортостан со свободой слова дела обстоят не просто. Мое стремление писать открыто о действиях властей столкнулось с бесконечными DDoS-атаками на официально зарегистрированное издание «РБИНФОРМ». Заявление, написанное мною в МВД, результатов не принесло. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту DDoS - атаки, признавая факт атаки, отказывает в возбуждении дела по факту отсутствия состава преступления.

С уважением, Азамат Галин

***

После выхода в эфир телекомпании РЕН-ТВ Уфа интервью руководителя службы информации ФЗГ Бориса Тимошенко, в котором критиковалась ситуация со свободой слова в Башкортостане, в фонд обратился пресс-секретарь президента республики Артем Валиев.

Он сообщил, что «в Республике Башкортостан всем средствам массовой информации создаются равные условия для выхода в свет и эффективной работы журналистских коллективов вне зависимости от их формы собственности и проводимой информационной политики. Республиканские газеты, в том числе негосударственные печатные издания, региональные вкладки федеральных изданий, печатаются на территории Башкортостана, главным образом в ГУП «Государственное республиканское издательство «Башкортостан».

***

В ФЗГ обратилась редакция газета «ЧетвергЪ» (Оренбургская область). В письме говорится:

«Есть в Медногорске (Оренбургская область) глава администрации А. А. Губанов. А еще в этом же Медногорске есть газета «ЧетвергЪ», которую делаем мы с партнерами. Нормальная такая газета. Популярная.

Однажды эта наша газета опубликовала письмо жителей города, возмущенных отвратительной работой городских автобусов. Письмо это мы опубликовали, а заодно отправили Губанову А. А. журналистский запрос, целью которого было прояснение ситуации вокруг этого важного вопроса. Вот что ответил нам представитель медногорской номенклатуры.

«В ответ на Ваш журналистский запрос №3 администрация города Медногорска сообщает, что по всем вопросам, в части, касающейся улучшения качества пассажирских перевозок, а также со своими предложениями граждане могут обращаться в администрацию города Медногорска. Комментировать какие-либо публикации в неофициальных источниках администрация города не намерена.

Убедительная просьба не направлять в адрес администрации подобные издания, дабы не загромождать входящую почту. В случае дальнейшего обращения в администрацию города рекомендуем Вам прикладывать к своему письму копию обращения гражданина для того, чтобы отсутствовала возможность искажения сути вопроса, изложенного в письме.

Глава администрации А.А. Губанов».

Губанов проговорился. Проблемы горожан, как выяснилось, «загромождают входящую почту»… Как можно объяснить поведение чиновника, демонстративно нарушившего не только несколько федеральных законов, но и простые правила приличия?».

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни