Дайджест
1 Октября 2012 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 585

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Доклад Freedom House «Свобода в Интернете 2012»

Правозащитная организация Freedom House 24 сентября опубликовала доклад «Свобода в Интернете 2012». Как и в предыдущем докладе, Россия признана страной с частично свободным Интернетом.

Авторы документа отмечают, что в мире за прошедший год увеличилось число нападений на критиков властей. Сообщается, что в 19 из 47 рассмотренных стран блогеры подвергались насилию за высказывания в Интернете. Кроме того, в докладе подчеркивается, что новые законы ограничивают свободу слова в странах мира: в 19 странах новые законы ограничивают онлайновую свободу, предусматривают наказание тех, кто публикует нежелательный контент. Блогеры и простые пользователи Интернета все больше подвергались давлению, сталкивались с опасностью ареста за политические высказывания в сети. Отмечается также рост числа организованных интернет-атак - в 19 странах за год были зафиксированы организованные хакерские атаки на критиков властей.

Составители доклада разделили страны на три группы. В число стран со свободным Интернетом вошли Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Грузия, Италия, Кения, США, Украина, Филиппины, Эстония, Южная Африка.

Частично свободен Интернет в Азербайджане, Бангладеш, Венесуэле, Египте, Зимбабве, Индии, Индонезии, Иордании, Казахстане, Киргизии, Ливии, Малайзии, Мексике, Нигерии, России, Руанде, Тунисе, Турции, Уганде, Шри Ланке, Южной Корее.

Несвободен – в Белоруссии, Бирме, Вьетнаме, Иране, Китае, Кубе, Пакистане, Саудовской Аравии, Сирии, Таиланде, Узбекистане, Эфиопии.

В части документа, посвященном нашей стране, сообщается, что Интернет и распространение мобильной связи в России продолжили расширяться, причем правительство активно поддерживает развитие этих технологий. В 2011 году к Интернету имели доступ 49 процентов населения страны. Впрочем, число пользователей в больших городах и удаленных районах серьезно различается. Так, наихудшие условия для подключения к Интернету остаются в горных районах Северного Кавказа. Ситуацию может исправить развивающаяся мобильная связь.

После того, как независимые телеканалы были устранены, а пресса «отрегулирована», Интернет стал последней платформой в России для относительно не подцензурных общественных дебатов и выражения политических мнений. Однако с 2011 года участились многочисленные DDoS-атаки и кампании, направленные на очернение онлайн-активистов, - говорится в докладе. «А после антиправительственных протестов, которые начались в декабре 2011 года, Кремль сигнализировал намерение далее ужесточить контроль над интернет-коммуникациями», - считают авторы документа.

В числе инструментов давления упоминается запугивание социальных сетевых активистов и модераторов независимых форумов, которых приглашают на неофициальные «беседы» с представителями службы безопасности. Сообщается также, что российские блогеры и рядовые пользователи все чаще подвергаются уголовному преследования за политические высказывания в Интернете.

 

РОССИЯ

Екатеринбург. Обыски в редакции «Ура.ру»

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В офисе информагентства «Ура.ру» 27 сентября были проведены пятичасовой обыск и выемка документов. Аналогичные акции состоялись также в квартирах шеф-редактора Аксаны Пановой, ее заместителя Михаила Вьюгина, а также у главного бухгалтера Натальи Поповой. Эти действия проводились в рамках уголовного дела о хищении более десяти миллионов рублей со счета самого агентства. Начальник пресс-службы ГУ МВД Свердловской области Валерий Горелых заявил, что дело возбуждено по статье «мошенничество». «Особо подчеркиваю, что данное уголовное дело не имеет никакого отношения к творческой деятельности коллектива данного СМИ», - казал Горелых.

Тем не менее, есть основания полагать, что осуществляется попытка давления на журналистов из-за информационной политики агентства. Еще недавно очень благосклонно относившаяся к местной власти «Ура.ру», сейчас резко поменяла курс и жестко критикует действия региональных структур и правоохранительные органы. С этой политикой можно не соглашаться, спорить, но сам факт обысков и задержание сотрудника редакции вызвали широкий общественный резонанс. Тем более, что попытки давления на «Ура.ру» уже были в недавней истории, и региональный Союз журналистов, как и Фонд защиты гласности, не раз защищали право журналистов на свободу слова (см. Дайджест 565).

В пятницу 28 сентября следствие ходатайствовало в Октябрьском райсуде о заключении бухгалтера Натальи Поповой под стражу. Как заявляют юристы редакции, данное ходатайство противоречит УПК РФ, который запрещает помещение под стражу лиц, обвиняемых по статье 159 УК РФ, в случае, если предполагаемый состав преступления связан с предпринимательской деятельностью.

Аксана Панова 27 сентября срочно покинула Россию, улетев в Баку, но в воскресенье вернулась в Екатеринбург. Она официально объявила о том, что сведения о хищении денежных средств со счетов агентства недостоверны. Об этом же заявил и совладелец агентства - австрийская компания «БФ ТЭН».

ФЗГ будет внимательно следить за развитием событий и за соблюдением закона в ходе данного расследования.

 

Республика Карелия. Газеты «Петрозаводск» и «ТВР-Панорама» обязали быть муниципальными

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

До недавнего времени в редакциях газет «Петрозаводск» и «ТВР-Панорама» пребывали в полной уверенности, что они являются частными периодическими изданиями. Во-первых, потому что в составе их учредителей нет органов муниципальной власти, а, во-вторых, обе газеты живут за свой счёт, ни копейки не получая из бюджета. Сама тема о признании их муниципальными изданиями возникла в связи с довыборами в Петрозаводский городской совет - там освободился один мандат, и были назначены новые выборы в опустевшем округе.

В соответствии с федеральным законом о гарантиях избирательных прав граждан, Петрозаводская избирательная комиссия опубликовала перечень периодических изданий, в которых кандидаты в депутаты имели право публиковать свои агитационные материалы бесплатно. В этом списке оказались газеты «ТВР-Панорама» и «Петрозаводск». Редакторы их, разумеется, стали возражать, потому что кому хочется отдавать газетные площади под бесплатную агитационную рекламу. Хотя выборы проводились всего в одном избирательном округе, но за мандат здесь бросились сражаться аж 12 кандидатов в депутаты, и в совокупности в каждом номере на них всех приходилось по четыре газетных полосы. Заметим, что в еженедельнике «Петрозаводск» - 28 полос вместе с программой телевидения (тираж издания – более 12 тысяч экземпляров), в «ТВР-Панораме» - 32 полосы (выходит также один раз в неделю, тираж в 40 тысяч экземпляров).

Разная оценка статусов изданий привела спорящих в Петрозаводский городской суд, где редакции выступили истцами. Территориальный избирком стоял на том, что не он определяет статус изданий - муниципальные они или нет, - а региональное управление Роскомнадзора, которое и указало муниципальную принадлежность изданий. А избирательная комиссия на основе предоставленных ей сведений лишь исполнила норму федерального закона о гарантиях избирательных прав граждан, требующую от СМИ с государственным и муниципальным участием бесплатно информировать граждан об избирательном процессе и кандидатах в депутаты.

Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карелии, доказывая правомерность включения двух газет в число муниципальных, ссылалось на то, что оба издания не являются самостоятельными юридическими лицами и функционируют в качестве структурных подразделений общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом Петропресс». Что соответствует действительности. А «Петропресс», в свою очередь, одним из своих учредителей имеет администрацию Петрозаводска, обладающей долей в 19,76 процентов. Что тоже правда. И на этом основании надзорный орган и ТИК требовали распространить нормы федерального законодательства на структурные подразделения издательского дома, то есть на газеты «Петрозаводск» и «ТВР-Панорама». Таким образом, учредитель (столичная администрация) учредителя («Петропресса») обосновал в суде своё право на использование газетных площадей для бесплатной предвыборной рекламы. Суд с такой логикой согласился, отказавшись удовлетворить исковые требования редакций.

Руководители газет «Петрозаводска» и «ТВР-Панорама», не рискуя нарушать федеральный закон, стали публиковать на безвозмездной основе агитационные материалы 12 кандидатов в депутаты Петросовета, но направили в надзорный судебный орган протест на решение суда первой инстанции. Поскольку если факт муниципального состояния редакций пройдёт законное (судебное) подтверждение, то тогда и в будущих избирательных кампаниях обе редакции станут нести финансовые потери. В следующем году будет избираться глава Петрозаводска, а далее на очереди выборы 50 депутатов Петросовета.

 

Хабаровск. Краевой суд штампует решения?

Продолжение темы

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

60 тысяч рублей. Такую сумму теперь должны выплатить хабаровские журналисты бывшему командующему войсками ДВО, а теперь ректору Российской таможенной академии РФ Виктору Чечеватову. По мнению суда, такова сумма морального вреда, который нанесла истцу поговорка «Хочу, чтобы у меня все было, и мне за это ничего не было».

И поговорка-то эта в публикации «Полномочное древо Виктора Ишаева» относилась вовсе не к Чечеватову, а к самому полпреду Ишаеву, и сведения, которые теперь «Хабаровский экспресс» должен опровергнуть относительно Чечеватова, были взяты из других СМИ. Сколько скандалов, связанных с его именем, упоминает, например, Википедия, и ничего, генерала эти сведения никоим образом не возмутили. А хабаровчане, которые всего лишь их повторили, теперь должны опровергнуть фразу: «Прибыл в Хабаровск из Киевского военного округа якобы с подмоченной репутацией о нехороших делах на ниве автобизнеса. В хабаровской прессе не проявлялся несколько лет. Стал известным, когда 326 солдат, которые несли службу на острове Русском, попали в госпиталь».

Сам генерал из Москвы ни на одно заседание суда не являлся. Его интересы представляла адвокат Л. Елисеева, как, впрочем, и всех других истцов по этой же публикации. Напомним, что на статью, посвященную полпреду Ишаеву (теперь министру РФ) обиделось сразу шесть человек. Все они написали заявление в один день и по одному образцу – как под копирку. В суде не раз всплывало имя Бориса Резника, депутата Госдумы, скоординировавшего все эти действия. Ранее он сам был героем критической публикации этих журналистов.

Это уже второе судебное решение, проштампованное коллегией Хабаровского краевого суда под председательством все той же И. Куликовой по все той же статье. Первое, напомним, было месяц назад, по депутату Госдумы РФ Александру Шишкину - его моральный вред оценен тоже в 60 тысяч рублей.

В предыдущих дайджестах на эту тему мы не раз писали о грубейших нарушениях законодательства и прав хабаровских коллег (см. Дайджест 573, 569 и 531). Им не давали слова на суде, немотивированно отказывали в ходатайствах, начинали процесс в отсутствии ответчика, не выдавали в положенный срок копию судебного протокола, тем самым лишая права вовремя и мотивированно подать апелляцию. Журналисты писали жалобу в вышестоящие инстанции, в Квалификационную коллегию судей и в Совет судей Хабаровского края.

«Такое ощущение, что в судах штампуют наши дела не глядя и не разбираясь в сути дела, - убеждена одна из ответчиков Ирина Харитонова. - И все из-за того, что наша статья была посвящена столь важной персоне, как нынешний министр РФ Виктор Ишаев. Его в Хабаровском крае ослушаться никто не может. Я думаю, суду донесли его взгляды на независимую прессу. Из подворотни теперь ее не бьют, а душат рублем».

На этой неделе в Центральном районном суде Хабаровска будут рассмотрены последние два иска к журналистам по этой же публикации - бывшего начальника УВД генерала В. Баранова и бывшего командующего войсками ДВО (предшественника Чечеватова) генерала В. Новожилова.

 

Сахалинская область. Арестовано имущество телерадиокомпании «Европа Плюс Сахалин»

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств наложен арест на офисную технику и предметы мебели, принадлежащие ЗАО «Телерадиокомпания «Европа Плюс Сахалин».

Поводом для ареста послужил долг в размере более 1,6 миллионов рублей. Его составили невыплаты бывшему руководителю телерадиокомпании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск и неустойки вследствие преждевременного расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Телерадиокомпанию возглавлял Владимир Чуйко, который сейчас является депутатом городского собрания Южно-Сахалинска.

Чтобы не лишиться необходимого для работы имущества, организация обязана погасить задолженность перед сотрудником в установленный для добровольного исполнения срок, сообщает пресс-служба УФССП России по Сахалинской области.

Пока арест имущества не повлиял на деятельность компании, она продолжает работу.

Напомним, что эту компанию, вернее холдинг, в который она входит (в его составе еще телекомпании СТС Сахалина, ДТВ Сахалина, газета «Телесемь» и журнал «Особое мнение») постоянно сотрясают коммерческие дрязги. В прошлом году, например, по жалобе одного из акционеров компания на несколько дней была парализована: сотрудниками УВД были изъяты все электронные носители и бухгалтерские документы, которые, по мнению сотрудников компании, составляют коммерческую тайну. Журналисты назвали действия убэповцев попыткой рейдерского захвата. УВД же на своем официальном сайте заявил, что это был просто осмотр.

В общем, «паны дерутся, у холопов чубы трещат» - страдает от коммерческих войн прежде всего пишущая и снимающая братия.

 

КАЗАХСТАН

Массовое увольнение сотрудников телеканала «Алматы»

Более 60 сотрудников телеканала «Алматы» - журналисты, режиссеры, видеоинженеры, телеоператоры - написали заявления об увольнении с 1 октября 2012 года.

Основная причина массового увольнения - вмешательство пресс-секретаря акима Алматы Сергея Куянова в творческий процесс и редакционную политику канала.

К примеру, за материал, связанный с высказыванием политика Петра Своика о языковой проблеме в стране, автор сюжета был вызван в акимат. Сергей Куянов потребовал от журналиста написать объяснительную. Также пресс-секретарь потребовал «на ковер» редактора за сюжет о владельце особняка, поставившего шлагбаум на общей территории и берущего плату за проезд. Сотрудники «Алматы» обращались к генеральному директору канала с просьбой ограничить вмешательство акимата в их деятельность и организовать встречу с пресс-секретарем. С. Куянов встретиться с коллективом отказался. После этого были поданы заявления о расторжении трудовых отношений.

Об этом фонду «Адил соз» рассказал заместитель генерального директора телеканала «Алматы» Кайрат Балтабай, который подал заявление об увольнении еще раньше. Причина - невозможность работать из-за вмешательства пресс-секретаря акима в редакционную творческую деятельность. Это решение поддержал и коллега Кайрата - первый зам. гендиректора «Алматы» Серик Сарыбаев, курировавший производство программ телеканала на казахском языке.

Фонд защиты свободы слова «Адил соз», 28 сентября 2012 года

 

УКРАИНА

Закон о клевете принимать не станут?

Президент Украины Виктор Янукович назвал ошибкой принятие в первом чтении закона, возвращающего уголовную ответственность за клевету. Как передает Интерфакс, с таким заявлением он выступил в Нью-Йорке. Ранее депутат от Партии регионов Виталий Журавский, который внес законопроект о клевете в Верховную Раду, заявил о намерении отозвать документ. Парламентарий подчеркнул, что делает это, «взвесив все обстоятельства и исходя из государственных интересов».

«Я понимаю, что накануне выборов в Верховную Раду любая инициатива будет восприниматься как минимум с опаской и недоверием», - заявил Журавский. При этом он сказал, что по-прежнему считает необходимым усиление ответственности за клевету и после выборов намерен представить новый законопроект, предварительно обсудив его детали с представителями СМИ.

Янукович подчеркнул, что Журавский «не случайно принял решение от отзыве законопроекта». «Он услышал и мою точку зрения, и точку зрения своих однопартийцев. Он хочет исправить ошибку, которую он сделал лично. А парламент, возможно, когда голосовали, они не до конца поняли это содержание», - отметил Янукович. По его словам, украинская власть внимательно относится к тем законопроектам, которые касаются выполнения страной обязательств перед Советом Европы. «Мы должны в Украине применять европейские стандарты по всем направлениям», - заключил президент Украины.

Как отмечает Лента.Ру, уголовная ответственность за клевету была отменена на Украине в начале 2000-х годов. Поправки к Уголовному кодексу, ужесточающие наказание за данное деяние, Верховная Рада одобрила в первом чтении 18 сентября. Согласно документу, за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, предусмотрено наказание в виде штрафа на сумму до 10,5 тысячи долларов, исправительных работ или лишения свободы сроком до пяти лет.

30 июля президент России Путин подписал закон о возвращении в Уголовный кодекс статьи «Клевета». Закон в тот же день был официально опубликован и вступил в силу 10 августа.

Общественные деятели и журналисты считают возвращение в Уголовный кодекс статьи о клевете угрозой свободе слова.

Грани.Ру, 26 сентября

Почта дайджеста

В ФЗГ обратилась журналистка Полина Жеребцова, вынужденная сегодня жить в Финляндии. Она сообщила: «Я прочитала Ваш список на сайте за 2012 год о нападении на журналистов. Моего имени там нет, что меня удивило.

Я решила просить политического убежища для себя и моей семьи, так как моя журналистская и писательская деятельность в России сопровождалась угрозами в мой адрес, и в адрес моей семьи. Еще во время моей работы в СМИ на территории Чеченской Республики я подвергалась постоянному давлению правоохранительных органов, запугиванию, и прямым угрозам. Мне прямо говорили: «Если будешь публиковать данные о действиях силовиков, тебе не жить». После публикации моего дневника в прошлом году я получала неоднократные звонки с угрозами от неустановленных лиц, в интернете было несколько публикаций с осуждением моей литературной деятельности, осенью 2011 года я подверглась нападению рядом с местом, где я проживала.

В связи с переездами на время я прекратила расследования, и угрозы также прекратились! Они возобновились в 2010 году, после публикации в московском журнале «Большой Город» моих дневников. Первое нападение случилось: в лифте. Я спаслась чудом. Мне на шею набросили удавку - но помешали внезапные свидетели. Потом звонки-угрозы и письма. Далее 16 ноября 2011 года было нападение около дома. Нападавшие говорили, что я позорю Россию, и они не допустят издания моих книг. Убьют мою мать, мужа, а потом и меня, если я не прекращу свои публикации о войнах в Чечне.

Последнее нападение было в Москве 17 января 2012 года – человек из белых «жигулей» вырвал у меня из рук пакет с материалами и статьями. Машина быстро уехала. Я упала от удара дверцей машины на снег, рядом был муж, но он ничего не успел сделать. Кстати, на мужа нападали около работы, избили. Еще осенью 2011 года. Моей матери по ее месту жительству тоже угрожали».

В разные годы П. Жеребцова сотрудничала с газетами «Молодежная смена», «Вести Республики», «Столица плюс», «Грозненский рабочий», «Народ и власть», «Дагестанские вести», «Ставропольская правда», «Гумс», журналами «Вайнах» (Наш народ), «Стеллад» (Радуга), «Лам» (Вестник) «Знамя», «Большой город»,. В настоящее время она сотрудничает с сайтами Грани.ру, Slon.ru, газетой «Новости Хельсинки», журналом «Кругозор» (Бостон).

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни