Дайджест
12 Ноября 2012 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 591

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Суд над «помором-экстремистом»

В Архангельске судят журналиста Ивана Мосеева. Бывшего редактора газеты «Бизнес класс Архангельск», а ныне – собкора журнала «Созвездие-ревью» и директора Поморского института коренных и малочисленных народов подозревают в экстремизме и в государственной измене.

Интерес к своей персоне журналист почувствовал после появления в интернет-издании «Эхо Севера» комментариев к статье о поморском движении. В частности, в интернет-дискуссии некто под ником Помор бросил оппоненту реплику: «Что ты с нами сделаешь? Вас миллионы быдла, а нас 2 тысячи людей». Неустановленное лицо, говорится в материалах уголовного дела, писало данные строки «с умыслом возбуждения ненависти к отдельной национальной группе «русские» из личной неприязни к лицам данной национальности».

Вскоре к Мосееву пришли с обыском. И хотя он утверждал, что подобных комментариев не писал, сотрудники ФСБ изъяли ноутбук Мосеева, ноутбук его жены, компьютеры детей, флеш-карты, диски, архивные материалы и документы. «Меня преследуют за мою общественную и профессиональную деятельность по защите коренных малочисленных народов Севера. Другой причины нет», – считает Мосеев.

Так на свет появилось уголовное дело по статье 282 УК РФ – якобы Мосеев возбуждает ненависть к русским. Отметим, что действия силовиков с самого начала не отличались изяществом – как уже сообщалось в дайджесте ФЗГ, следствие утверждает, что IP адрес, с которого был совершен заход на сайт, зарегистрирован по адресу квартиры И. Мосеева. При этом провайдер Мосеева в официально выданной справке сообщает, что указанный в постановлении суда IP адрес не принадлежит Мосееву, потому что у него динамический, а не статический адрес. В справке указано, что персональные данные Мосеева и IP адрес «Ростелеком» никаким третьим лицам не передавал. Так что персональные данные Мосеева могли быть добыты «хакерским» путем, без постановления суда, и по закону вообще не могут считаться доказательством (см. Дайджест 584).

Любопытно, что в упомянутой интернет-дискуссии имелись и другие, более сильные высказывания. Как сообщает Newsru.Com, автор одного комментария послал «поморских сепаратистов» на три буквы, другой предложил поставить врагов к стенке, третий назвал их «поморским стадом», но эти высказывания ФСБ не заинтересовали.

Затем к делу об экстремизме попытались добавить еще одно – по статье 275 УК РФ («Государственная измена»). По версии следователей, Мосеев виновен в дестабилизации политической и социальной обстановки на северо-западе страны, добиваясь признания архангельских поморов малочисленным народом. Кроме того, будучи еще студентом, И. Мосеев предлагал создать Поморскую республику в составе РСФСР. А позднее имел контакты с норвежскими организациями и, как считают местные сотрудники ФСБ, участвовал в мероприятиях иностранных структур, где высказывался о неизбежном распаде России, создал организацию «Поморское братство», которая объединила поморов Баренцева региона, издал словарь поморского языка. Все это преподносится как «деятельность, направленная на признание органами федеральной власти РФ поморов как коренного малочисленного народа Севера и включение территории их проживания в юрисдикцию международного права, что может привести к нарушению территориальной целостности России».

Сам Мосеев заявил «Эху Москвы», что своей вины не признает и называет уголовное дело провокацией российских спецслужб. В частности, он считает, что на нем испытываются поправки в статью УК РФ о госизмене.

ФЗГ будет продолжать следить за развитием ситуации.

 

РОССИЯ

Республика Хакасия. Независимый журналист получил трое суток ареста за «неповиновение полиции»

Продолжение темы

Эрик Чернышов, Саяногорск, Хакасия

Мировым судом Абакана осужден журналист Михаил Афанасьев, чего так упорно добивались городские стражи порядка.

Главный редактор интернет-издания «Новый Фокус» М. Афанасьев был задержан 8 октября возле спецприемника для административно задержанных. По версии полиции, он «препятствовал сотрудникам уголовного розыска УМВД России по Абакану в осуществлении доставления в ОВД подозреваемого в совершении преступления».

Напомним, что за день до инцидента М. Афанасьев рассказал в своем издании о задержании двоих граждан, которых почему-то заподозрили в убийстве своего друга. И о том, что силовики оказывали давление на задержанных, требуя сознаться в преступлении. Однако задержанные ничего не могли пояснить, так как их поиски пропавшего друга оказались безуспешными. Вечером 8 октября родители задержанных позвонили журналисту, сообщили, что подозреваемых будут куда-то перевозить и попросили его о поддержке. М. Афанасьев приехал к зданию спецприемника УМВД, увидел автомобиль, вооруженных полицейских, собравшихся родственников, и стал снимать происходящее на камеру. В этот момент он и был задержан – «за неповиновение сотрудникам полиции» (см. Дайджест 587).

На первом же судебном заседании, которое состоялось 24 октября, представитель УМВД по Абакану потребовал удалить из зала прессу, что и было сделано, хотя процесс не был объявлен закрытым. Видимо, полиции было, что скрывать.

Михаил Афанасьев обвинялся в том, что «бросался на капот автомобиля», препятствуя отправке задержанных в ОВД, хотя на видеозаписях, которые представили в суд обе стороны, ничего подобного не зафиксировано. Тем не менее, 9 ноября суд приговорил журналиста к трем суткам административного ареста за неповиновение полиции. Ему также зачли сутки, проведенные в спецприемнике сразу после задержания, так что М. Афанасьев провел за решеткой двое суток.

«Еще до вынесения решения судьей к зданию мирового суда подъехал автомобиль из спецприемника. Нам стало ясно – оправдательного приговора не будет», – рассказали ИА «Хакасия» коллеги Афанасьева.

Михаила взяли под стражу прямо в зале суда. Свою вину журналист не признал.

 

Московская область. Ненадлежащее расследование

Продолжение темы

Наталия Северская, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В ФЗГ из Следственного комитета России поступил ответ на обращение по поводу расследования нападения на журналистку «Новой газеты» Елену Милашину.

Напомним, нападение на Е. Милашину произошло 5 апреля 2012 года в Балашихе – журналистка была избита и ограблена (см. Дайджест 565). Позднее полиция задержала двоих подозреваемых в совершении преступления. Однако Е. Милашина утверждает, что задержаны невиновные. Полицейские сфабриковали доказательства против ранее судимых наркоманов Аверина и Хлебникова, считает Милашина. Она обращает внимание на многочисленные нестыковки в версии следствия и наличие у обвиняемых алиби. Кроме того, следователь не счел нужным провести очные ставки между подозреваемыми.

В середине октября Фонд защиты гласности обратился к руководителю Следственного комитета России Александру Бастрыкину с письмом, в котором поддержал Е. Милашину, требовавшую нормального расследования, а не фабрикации дела против посторонних лиц. В письме ФЗГ, в частности, говорится: «Мы категорически настаиваем на том, чтобы Вы, Александр Иванович, взяли это расследование под личный контроль».

В полученной фондом отписке из Главного следственного управления СК РФ сообщается, что обращение президента ФЗГ Алексея Симонова о ненадлежащем расследовании нападения на Е. Милашину направлено в Главное следственное управление Следственного комитета РФ по Московской области, то есть как обычно: тем, на кого жалуются. О результатах которой будет сообщено позднее.

 

Смоленск. Суд уменьшил журналисту и редакции размер возмещения морального вреда

Продолжение темы

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

После апелляции «Российская газета» и ее корреспондент заплатят смоленскому депутату гораздо меньшую сумму по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации. Представители ответчика доказывали в судебном процессе, что журналист, допустивший ошибку, добросовестно выполнил свой профессиональный долг при работе с информацией.

Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к «Российской газете» и ее корреспонденту Дмитрию Раичеву подал депутат смоленского горсовета, член «Единой России» Андрей Петраков.

Депутат был задержан на собственной машине в январе этого года. Водительского удостоверения у него при себе не было: он был лишен прав за управление машиной в нетрезвом виде. Проходить проверку на алкотестере Андрей Петраков отказался, зато предъявил депутатское удостоверение и потребовал его отпустить. Этот инцидент и стал предметом спорной публикации.

В июле Ленинский районный суд Смоленска частично удовлетворил иск депутата. «Российскую газету» обязали опровергнуть как порочащие следующие слова из публикации: «мировой судья признал депутата Смоленского городского Совета Петракова виновным в управлении автомобилем в нетрезвом виде»; «народный избранник … козырял депутатским удостоверением, вел себя вызывающе, ругался». Суд также взыскал в качестве компенсации морального вреда 20 тыс. рублей с редакции и 5 тыс. рублей с журналиста (см. Дайджест 582).

Смоленский областной суд, который в конце октября рассмотрел апелляционную жалобу «Российской газеты» и Дмитрия Раичева, изменил решение первой инстанции. Он согласился с доводами представителя ответчика о том, что фразу «народный избранник … козырял депутатским удостоверением, вел себя вызывающе, ругался» нужно рассматривать как оценочную. Тем более, что на заседании была представлена видеозапись задержания депутата, которая частично подтверждала слова журналиста.

Гораздо сложнее дело обстояло со второй фразой: наличие алкоголя в крови Андрея Петракова не было зафиксировано. Следовательно, формально журналист допустил ошибку, распространив порочащую информацию. Но при этом сообщение о предполагаемом алкогольном опьянении депутата приводились в двух пресс-релизах ГУ МВД по Смоленской области и звучали на пресс-конференции, посвященной этому инциденту. Более того, нарушитель уже привлекался к ответственности: ранее он был лишен прав именно за вождение в нетрезвом виде. Поэтому представитель ответчика настаивал, что журналист в профессиональном плане не совершал ошибки, доверившись информации из официальных источников.

Суд учел доводы представителя ответчика и изменил размер компенсации морального вреда. Теперь редакция газеты должна выплатить истцу 1 000 рублей, а корреспондент – 500 рублей.

 

Свердловская область. Мэрам предложено поделиться… газетами.

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Правительство Свердловской области планирует в 2013 году направить 571 миллиона рублей на финансирование региональных и муниципальных СМИ. При этом пока региональный кабинет министров не раскрывает информацию о том, какие именно медиа и на какие цели получат такую значительную финансовую поддержку. Ожидается, что главным распорядителем этих средств станет новый департамент администрации губернатора по печати и массовым коммуникациям.

В ходе заседания комитета Законодательного Собрания области по бюджету депутат Максим Ряпасов поинтересовался у чиновников: «Хотелось бы понять, куда конкретно пойдут эти колоссальные деньги. Здесь хватит не только на поддержку «Областной газеты» и «Областного телевидения», но и на целый холдинг».

При этом губернатор Евгений Куйвашев недавно предложил главам муниципалитетов передать в областную собственность 50% в долях муниципальных газет. Как передает корреспондент информагентства «УралПолит.Ru», глава региона мотивировал свое предложение нехваткой денег на финансирование СМИ в городских бюджетах.

«Люди получают копейки. Я спрашиваю глав: почему они не финансируют, – мне отвечают, что нет денег. Средства выделялись «левыми» путями. Сейчас я предложил всем муниципалитетам отдать 50 % долей нам, чтобы мы их поддерживали. В Тюменской области на это тратится 1,5 миллиарда рублей», – заявил Евгений Куйвашев, подчеркнув, что политической подоплеки в таком предложении нет.

Любопытно, что ранее муниципалитетам в соответствии с ФЗ-131 было запрещено владеть телерадиокомпаниями.

 

БЕЛОРУССИЯ

Австралийскому журналисту не возвращают отбранное

Журналисту Амосу Робертсу до сих пор не вернули отобранную белорусскими таможенниками технику и личные вещи.

С момента изъятия аппаратуры скоро минет два месяца. А с момента подачи жалобы в Генеральную прокуратуру – почти полтора, сообщает пресс-служба БАЖ. Единственное, что он получил за это время, – это копию письма из Генпрокуратуры в прокуратуру Минской области с сообщением, что жалоба журналиста перенаправляется туда на рассмотрение. «О результатах рассмотрения жалобы прошу сообщить заявителю», – пишет заместитель начальника отдела Генпрокуратуры Бондаренко в письме от 5 октября.

«Несмотря на многочисленные обращения телеканала SBS и запросы от Посольства Австралии, власти не объяснили, почему меня задержали, почему мое оборудование было изъято и когда его вернут. Жалоба, направленная в Генпрокуратуру более месяца назад, кажется, попала в бюрократическую карусель», – отметил журналист.

Напомним, Амос Робертс имел официальную аккредитацию при белорусском МИД и работал в сентябре в течение недели. Его задержали в аэропорту Минск-2 перед отлетом домой. У него конфисковали личные вещи и технику.

Хартия`79, 10 ноября

 

КАЗАХСТАН

В Темиртау подожгли редакцию газеты

В Темиртау в половине шестого утра 7 ноября неизвестные подожгли редакцию газеты «Зеркало». Жертв и пострадавших нет, но сгорела мебель и техника. Журналисты связывают это со своей профессиональной деятельностью.

Первыми пожар заметили сторож, дежуривший в отдельном помещении – сторожке, и жильцы дома, где расположена редакция газеты «Зеркало».

Когда сотрудники газеты зашли в редакцию, то увидели обгоревшие комнаты, расплавленные мебель и технику, а также два разбитых окна в кабинете редактора и в журналистской комнате. Выгорело полредакции, особенно пострадал кабинет главного редактора. В редакции ЧП связывают со своей профессиональной деятельностью. Но вот что именно могло так сильно кого-то разозлить и подтолкнуть на поджог, точно никто не знает. Есть только предположения.

Это не первая угроза в адрес редакции газеты «Зеркало». Весной сотруднице этого издания Наталье Вернадской угрожали неизвестные. Около редакции к ней подошли двое парней и, угрожая физической расправой, посоветовали перестать писать «лишнее».

В полиции комментировать ситуацию пока отказываются. Зато в управлении по чрезвычайным ситуациям города Темиртау заявили, что это однозначно был поджог.

«В бутылках находилась легко воспламеняющаяся жидкость, но, что конкретно – бензин, керосин или что-то другое, пока не известно. Экспертиза покажет. Сегодня мы передадим материалы дела в прокуратуру, оттуда уже дело направят в полицию, скорее всего. Это уголовное дело должно быть, потому что это явно поджог», – сказал Иван Костин, инженер отдела дознания управления по чрезвычайным ситуациям города Темиртау.

Газета «Зеркало» выходит тиражом более шести тысяч экземпляров еженедельно. Специализируется издание на социальных темах.

Радио Азаттык, 8 ноября

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

О цензуре

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В отношении исполняющего обязанности главы администрации Озерска (Челябинская область) Анатолия Баранова будет проведена прокурорская проверка по факту давления на местную прессу. С заявлением о факте цензуры в прокуратуру обратился директор муниципального предприятия, городской газеты «Озерский вестник» Егор Кривенко. Баранов запретил публиковать на страницах газеты статью с критикой, написав резолюцию «Не публиковать» и расписавшись на этой странице.

Суть статьи – губернатор Челябинской области М. Юревич недоволен темпами строительства в Озерске и высокой стоимостью жилья в городе. После резолюции Баранова редакция была вынуждена снять материал, критикующий главу города. И директор газеты «Озерский вестник», и весь прогубернаторский пул СМИ в области дружно заговорили о недопустимом вмешательстве должностного лица в деятельность средства массовой информации, которое требует оценки надзорных органов. В действиях и.о. сити-менеджера Озерска усмотрели признак состава преступления, предусмотренного статьей 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). Статья грозит виновному лишением свободы до двух лет с запретом на определенные виды деятельности на срок до трех лет.

В истории челябинской журналистики это первый случай, когда руководитель муниципальной газеты пожаловался на попытки своего работодателя цензурировать СМИ, – отмечают журналисты.

Действия и.о. главы заклеймили председатель областного Союза журналистов Александр Юрин и руководитель издательского холдинга «Гранада Пресс» Сергей Филичкин. Они считают, что чиновников предпринимающих в отношении СМИ попытки ввести цензуру, следует автоматически освобождать от занимаемой должности. По их словам, показательная отставка и.о. главы Анатолия Баранова могла бы послужить хорошим примером для других чиновников, которые почему-то уверовали в то, что пресса должна обслуживать их интересы.

Достойная позиция – защищать прессу. Если бы не одно «но»… Если бы не знать, что губернаторская команда всеми правдами и неправдами хочет поставить в Озерске своего управленца, и она не раз предлагала такового, но жители Озерска и их глава Калинин с депутатами каждый раз голосуют против губернаторских ставленников. Озерск буквально стоит насмерть за своих кандидатов. Потому что предыдущий губернаторский назначенец проворовался сразу же. И горожане твердо усвоили урок: к ним приходят только для того, чтобы украсть. Они хотят выбирать из своих земляков, только и всего. А команда губернатора отвечает на сопротивление всеми возможными способами, и грех было не использовать ошибку, допущенную и.о. главы Барановым.

Горькая ирония состоит в том, что как раз прогубернаторский пул СМИ, прокричавших о правах прессы, обслуживает интересы губернаторского бизнес-клана.

Когда у них включается автоматически самоцензура, и цензура сверху, они забывают об этом даже упомянуть. Недавний случай очень свеж в памяти коллег. Одно прогубернаторское издание громко на всю полосу заявило о медицине Южного Урала, которая наконец-то выздоравливает, тогда как министр здравоохранения Челябинской области уже сидел в каталажке за откат в 28 миллионов, а в нищих челябинских больницах и роддомах до сих пор люди лежат в коридорах.

 

Почта дайджеста

Уважаемые коллеги! Мы уже писали вам о ситуации в Республике Башкортостан с нашей газетой. О том, как по указанию администраций различного уровня коммунальные службы и работники низовых администраций собирают тиражи нашей газеты из почтовых ящиков и мест распространения, блокировке нашего сайта в различных государственных учреждениях. После публикации информации на вашем сайте и других СМИ ситуация несколько улучшилась, в связи с этим выражаем вам свою благодарность. Однако тактика противостояния нам изменилась. Уже третью неделю в частные учреждения, где распространяется наша газета, приезжают некие люди, представляющиеся сотрудниками нашего издания, и забирают весь тираж якобы из-за того, что в тираже была допущена ошибка. К нам поступило уже несколько сигналов. Судя по скорости и организованности действий, мы предполагаем возможную причастность властей. В ближайшее время мы получим видеозаписи такой выемки тиража и обратимся в правоохранительные органы.

Коллектив редакции газеты «Bonus»

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни