Дайджест
3 Декабря 2012 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 594

Событие недели

Определены финалисты премии имени А. Сахарова «За журналистику как поступок»

Тема недели

Важный прецедент

Россия

1. Ростовская область. Крепостные журналисты. Продолжение темы.

2. Челябинская область. Кто прав – журналист или ОМОН?

3. Сахалинская область. В Холмске неизвестные скупили тираж газеты «Сахалинский моряк»

4. Республика Карелия. Главный налоговик Карелии стал жертвой цензуры?

5. Омск. Недостоверность официальных источников. Продолжение темы

6. Воронеж. Суд отказал воронежскому чиновнику в апелляции

7. Республика Ингушетия. Власти пытаются «закрутить гайки» в Интернете

Казахстан

Мониторинг нарушений свободы слова в октябре 2012 года

Наши публикации

1. Мысли вслух

2. Депутаты парламента Карелии решили идти своим информационным путём

Наши партнеры

В Воронеже наградили победителей конкурса журналистов

 

Почта дайджеста

 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Определены финалисты премии имени А. Сахарова «За журналистику как поступок»

В субботу, 1 декабря, состоялось финальное заседание жюри премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Эта премия присуждается за материалы, которые становятся продолжением жизненной позиции авторов, последовательно воплощаемой в работе на высоком профессиональном уровне, и отстаивают те ценности, которые отстаивал А. Д. Сахаров. Конкурс проводился в двенадцатый раз. Его лауреатами ранее становились Эльвира Горюхина (Новосибирск), Анна Политковская (Москва), Галина Ковальская (Москва), Михаил Афанасьев (Абакан), Игорь Найденов (Москва), Анна Лебедева (Ростов-на-Дону), Евгений Шолох (Владивосток), Тамара Проскурякова (Камышин), Татьяна Седых (Ванино), Владимир Воронов (Москва), Георгий Бородянский (Омск).

Жюри премии назвало фамилии тринадцати финалистов конкурса 2012 года, которыми стали:

Роман Анин (Москва), «Новая газета»; Виктор Булавинцев (Владивосток), «Дальневосточные ведомости»; Игорь Аверкиев (Пермь), сайт Пермской гражданской палаты; Елена Власенко (Москва), сайт Радио Свобода; Роман Хахалин (Самара), Интернет-издание «Парк Гагарина»; Нигина Бероева (Москва), «Комсомольская правда»; Лев Рубинштейн (Москва), «Грани.Ру»; Наталья Фонина (Владивосток), «Арсеньевские вести»; Полина Жеребцова (Хельсинки), журнал «Кругозор»; Виктор Шостко (Ростовская область), газета «Крестьянин»; Игорь Корольков (Москва), газета «Совершенно секретно»; Ольга Боброва (Москва), «Новая газета»; Хаджимурат Камалов (Махачкала), газета «Черновик».

Специальным дипломом жюри «За жизнь, отданную журналистике» посмертно награжден финалист конкурса 2012 года Хаджимурат Камалов.

Имена номинантов и лауреата, избранных из приведенного выше состава финалистов, будут названы на торжественной церемонии награждения и чествования победителей конкурса 2012 года, которая состоится 15 декабря в Центральном Доме журналиста в Москве (Никитский бульвар, д.8А, ст. метро «Арбатская»).

В 2012 году в конкурсе приняли участие около сотни авторов из десятков регионов Российской Федерации от Якутска до Махачкалы, от Южно-Сахалинска до Курска. Лауреат и номинанты получили приглашение в Москву, им будут вручены премии и дипломы. Дипломы жюри будут вручены всем участникам финальной стадии конкурса и редакциям, опубликовавшим работы лауреата и номинантов.

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Важный прецедент

Роман Захаров, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Журналисты и СМИ вправе распространять информацию о гражданах без их согласия. Такое прецедентное решение принял 29 ноября 2012 года Тринадцатый апелляционный арбитражный суд, поддержав иск информационного агентства против управления Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Фонд защиты гласности уже писал ранее о том, как управление Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выдало предписание по заявлению гражданина, недовольного тем, что ИА «Судебные Решения. РФ» опубликовало акты судебных инстанций, где фигурировали его персональные данные (подробнее см. Дайджест 574). Ранее Арбитражный суд Санкт-Петербурга, рассматривая иск редакции по признанию предписания Роскомнадзора недействительным, поддержал позицию заявителей. Но чиновники подали апелляцию, пытаясь оправдать цензуру законом «О персональных данных». В предыдущем судебном процессе, напомним, представитель управления Ксения Матаруева уверяла, что средства массовой информации не вправе распространять позволяющие идентифицировать граждан сведения, а потому нельзя вообще писать, например, о должностных лицах (подробнее см. Дайджест 578).

Но судебная власть отказалась потворствовать незаконной практике. Тем более, что ущербность позиции управления Роскомнадзора подтвердило руководство самой федеральной службы: в официальных разъяснениях оно четко указало, что СМИ, публикующие сведения о судебных процессах (и об их участниках), не могут считаться нарушителями закона!

Решение вступило в законную силу, и его важность связана не только с этим конкретным делом, но и с участившимися в последнее время придирками к СМИ по поводу разглашения персональных сведений (см. Дайджест 592 и Дайджест 584). Представителям же Роскомнадзора, которые должны защищать не только персональные данные, но и права и свободы средств массовой информации, можно лишь посоветовать обращать больше внимания на нормы законодательства и судебную практику, ведь рабочее время чиновников, «брошенных» на борьбу со СМИ, а также судебные пошлины оплачиваются из бюджета.

 

РОССИЯ

Ростовская область. Крепостные журналисты

Продолжение темы.

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Суд три раза оштрафовал газету «Новочеркасские ведомости» по представлению территориальной избирательной комиссии за нарушение правил предвыборной агитации.

Газета «Новочеркасские ведомости» во время избирательной компании по выборам мэра казачьей столицы, проходивших в воскресенье, 2 декабря, неоднократно размещала предвыборную агитацию кандидатов с нарушением норм закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». ТИК Новочеркасска подал в суд четыре иска о привлечении к административной ответственности Натальи Маховой, которую мэрия назначила редактором «Новочеркасских ведомостей» взамен неоднократно уволенной Ирины Васильевой (см. Дайджест 590). Наталья Махова, в частности, подписывала газету, в которой предвыборная агитация публиковалась без ссылки, что она оплачена из избирательного фонда кандидата.

К этому и подобным нарушениям и избиркомы, и суды, как показывает практика, относятся по-разному, по системе двойных стандартов: в зависимости от того, за кого ведется незаконная (с точки зрения наших законодателей) агитация. Как писал дайджест ФЗГ (см. Дайджест 560), 1 марта в свет вышел спецвыпуск «Таганрогской правды» тиражом 90 тысяч экземпляров (на порядок больше обычного тиража этой газеты), в котором губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил, что поддерживает кандидата на пост главы администрации города действующего мэра единоросса Николая Федянина как эффективного менеджера и пообещал Таганрогу помощь областной власти в решении городских проблем, если таганрожцы «сделают правильный выбор». Несмотря на очевидность нарушения вышеупомянутого закона (никаких ссылок на то, что эта статья оплачена из избирательно фонда Федянина в газете не было), Таганрогский городской суд отклонил иск кандидата от оппозиции Владимира Прасолова, постановив, что спецвыпуск «не носит агитационный характер». Однако эта история всё же не осталась без последствий – понимая, что рискует, редактор «Таганрогской правды» Анатолий Малиновский не посмел ослушаться действующего на тот момент мэра Федянина, но после победы Прасолова на выборах он вынужден был уволиться.

Похоже, то же самое произошло и в Новочеркасске: Наталью Махову взамен в очередной раз уволенной Ирины Васильевой поставил на редакторскую должность действующий на тот момент мэр, коммунист Анатолий Кондратенко. Вот она и старалась: выполняла все указания своих «командиров и начальников», агитировала за кандидата от коммунистов Владимира Надтоку, не взирая ни на что (и на выборное законодательство в том числе). Хорошо ещё, что российский суд, как говорил герой известного фильма, «самый гуманный в мире»: Махову три раза оштрафовали на минимальную по данным статьям сумму – по тысяче рублей. Четвертый иск судом еще не рассмотрен.

Совершенно очевидно, что «временному редактору» теперь придется уволиться: кандидат от коммунистов и, соответственно, от прежних городских властей, проиграл единороссу Владимиру Киргинцеву. И агитация в главной городской газете мало повлияла на исход выборов: народу так осточертели и «красные», и «белые» (и все прочие местные политики со всеми их дрязгами), что на выборы мэра пришло всего 41% избирателей. Для провинции это мало: обычно избиратели проявляют здесь большую активность, чем в столицах и городах-миллионниках.

Кстати, Новочеркасская городская Дума, состоящая в основном из единороссов, вместе с избиркомом на треть сократила срок, когда СМИ могли заявиться для участия в предвыборной агитации – с 30 дней от даты объявления выборов до 20 дней. На том основании, что выборы были досрочными (якобы в таком случае закон это разрешает), а на самом деле для того, чтобы меньше газет, теле и радиокомпаний смогли принять участие в выборах. И многие, действительно, не успели заявиться.

 

Челябинская область. Кто прав – журналист или ОМОН?

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Журналист, очевидец событий в Копейской колонии №6, координатор проекта «Гулагу нет» Оксана Труфанова не только пострадала от действий ОМОН – но теперь ее преследуют органы.

В субботу 24 ноября 2012 года на группу родственников заключенных, которые собрались посетить колонию, выпустили ОМОН. Оксана Труфанова, находившаяся возле места события, получила дубинкой по голове, упала, омоновец держал ее за шею и шипел: заткни свою... мне плевать, кто ты, а то у....у. О. Труфанова поехала в травмпункт, написала заявление о нанесении побоев.

Во вторник 27 ноября ее опросили в прокуратуре Челябинской области. В среду звонил помощник прокурора и настаивал на том, чтобы опросить ее еще раз. Шлите повестку, сказал Оксана Труфанова. А 29 ноября в квартиру к Труфановой начали ломиться неизвестные люди. Звонили, стучали, требовали открыть.

«Сначала говорили, что они из полиции, потом, что из прокуратуры. Один из них представляться вообще отказался и ушел, другой сказал, что его зовут Давыдов Александр, и он работает на общественных началах, – сообщила Оксана корреспонденту ФЗГ, – сказала, что буду звонить их начальству, в итоге через пять минут мне звонит Максим Грачев, прокурор отдела по надзору за соблюдением федеральных законов Челябинской областной прокуратуры, и начинает требовать, чтобы я открыла дверь, говорит, что да, это сотрудники полиции, но повестка от него! Грозил, что меня доставят в прокуратуру принудительно. Дверь я не открыла, так как дала уже объяснения позавчера, когда меня приглашал прокурор Мамаев».

Возможно, такая активность правоохранителей объясняется тем, что Оксана по-прежнему защищает интересы заключенных ИК 6, их права. Отнесла несколько их заявлений в СУ СК РФ по Челябинской области. Затем сообщила в соцсетях, что на свидетелей нападения ОМОНа на родственников заключенных оказывают психологическое воздействие. Без повесток и ордеров вламываются к ним в дома, за людьми фактически следят. Администрация колонии по-прежнему не идет ни на какие переговоры, родным не сообщают, что с их близкими. Информации – ноль.

 

Сахалинская область. В Холмске неизвестные скупили тираж газеты «Сахалинский моряк»

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Читатели, приобретавшие газету в розницу, были неприятно удивлены, когда 29 ноября не нашли свежий, 47-й номер в магазинах и киосках города. Не появился он и в последующие дни. Работники торговли говорили, что некие неизвестные лица скупили у них «Сахалинский моряк» оптом.

Можно только предположить, что же именно в номере пришлось не по душе скупщикам. Политические дебаты, развернувшиеся на страницах «Сахалинского моряка» между представителями партий «Единая Россия» и КПРФ? Или большая нелицеприятная статья об условиях проживания и содержания детей в приюте Центра медико-социальной реабилитации «Чайка» в селе Пионеры?

Как бы то ни было, но в наше время, время Интернета, уничтожать тиражи печатных изданий бессмысленно. Волонтеры-холмчане, шествующие над приютом (их впечатления о содержании детей и были положены в основу публикации), выложили исчезнувший номер газеты на сайте «Одноклассников».

«Сахалинский моряк» – газета для всех и каждого. Издается с 1948 года. Выходит 2 раза в неделю. Учредитель – коллектив открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство».

 

Республика Карелия. Главный налоговик Карелии стал жертвой цензуры?

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В духе времени правительство Карелии организовало видеотрансляцию своих заседаний. Буквально на днях первый сеанс могли наблюдать все желающие. Члены правительства обсуждали итоги финансовой деятельности республики за 9 месяцев текущего года, и так счастливо совпало, что показатели, озвученные министром финансов Карелии И. Усыниным, были весьма пристойные, отчасти даже сенсационные, потому как заявлено было о наличии профицита бюджета. Что само по себе невероятно, потому что республиканский бюджет уже многие десятилетия дефицитный, и ничто не предвещало счастливых перемен. Правда, министр, не дожидаясь вопросов, благоразумно оговорился, мол, вызвана такая ситуация отнюдь не заработавшей экономикой, а только плохой финансовой дисциплиной. Федеральные деньги, поступившие на счета республиканского бюджета в рамках различных программ, не были вовремя использованы министерствами и комитетами. Вот огромная сумма и накопилась, исказив истинную картину.

На самом же деле все бюджетные показатели исполнены за девять месяцев хуже, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, резко снизилась собираемость налога на прибыль с предприятий республики, и даже чуть подросшие показатели налога с доходов физических лиц не радуют, потому как по сравнению с ожиданиями и они ниже (задание исполнено на 67%). Одной из причин сокращения сборов по НДФЛ была названа практика выплаты зарплат в конвертах, речь шла о так называемой «серой» оплате труда, позволяющей руководителям предприятий «минимизировать» налоговые отчисления в бюджет.

Всё происходящее можно было видеть и слышать в сети Интернет. Однако когда на трибуне появился руководитель управления Федеральной налоговой службы по Карелии В. Масалкин и, обращаясь в зал, где сидели руководители предприятий, заявил, что среди присутствующих есть такие, которые уклоняются от уплаты налогов, и будто он даже гтотв назвать их фамилии, сеанс интернет-связи неожиданно прервался. Не присутствовавшие в зале заседаний лично так и не узнали, назвал ли главный налоговик республики какие-то фамилии налоговых уклонистов, или нет.

Как нам сообщили в администрации главы Карелии, никто никого не цензурировал, просто так случайно подвела техника. Обещано впредь тщательнее готовиться к видеотрансляции.

 

Омск. Недостоверность официальных источников

Продолжение темы

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

В последнее время еженедельнику «Бизнес-курс» не везет с источниками информации. Даже с официальными – такими, как ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Обратилось туда издание после того, как на него подал иск генеральный директор НПО «Мостовик» депутат Заксобрания Олег Шишов. Он потребовал, как сообщалось в дайджесте ФЗГ, 1 млн. рублей за моральный ущерб, причиненный ему публикацией, в которой пересказывалась информация, вышедшая накануне в газете «Известия» – о том, что руководство НПО подозревается Следственным управлением МВД г. Сочи «в попытке хищения более 2 млрд. рублей путем завышения сметной стоимости работ при строительстве санно-бобслейной трассы» (см. Дайджест 586).

Претензий к известинской заметке у Олега Шишова нет, поскольку, пояснил он в исковом заявлении, его фамилия там не названа, а сказано только о безымянных «руководителях» «Мостовика», тогда как на сайте БК она вынесена в заголовок. Ранее, отмечает «Бизнес-курс», гендиректор не возражал против того, чтобы его отождествляли с возглавляемой им компанией («Шишов построил…», «Шишов возвел…», «Шишов получил контракт…»). Руководит он ею с момента ее создания –1989 года. Общеизвестно и то, что принадлежит ему в ней 44 % акций.

Готовясь к судебному процессу, редакция направила запрос в полицию Краснодарского края. 28 ноября пришел ответ, неожиданный: начальник отдела общественных связей главного управления МВД Наталья Тихонова сообщила, что в отношении НПО «Мостовик» возбуждены два уголовных дела, оба – по фактам «покушения на завладение денежными средствами «ГК «Олимпстрой». В одном речь идет о 2,52 млрд. рублей, в другом – о 22,973 млрд. Если эти суммы сложить, получится 25,5 млрд., т.е. в 10 с лишним раз больше, чем было указано в заметке, оспариваемой истцом. И хотя в судебной тяжбе по ней дело шло уже к мировому соглашению («Мостовик» готов был отказаться от материальных претензий к БК, если он опубликует опровержение), редакция решила эту информацию не скрывать.

«Как только она появилась на сайте, – рассказывает издание – позвонил сотрудник отдела общественных связей Краснодарского ГУ МВД и настоятельно попросил ее снять. Он сказал, что иначе их «всех поувольяняют», потому что им запрещено комментировать дела, расследуемые вышестоящей инстанцией». А делом «Мостовика» сейчас занимается следственный департамент МВД РФ.

Редакция просьбу полиции не уважила, поскольку сочла ее давлением не только на СМИ, но и на правоохранителей Краснодарского края. «Кто-то очень влиятельный заинтересован в «засекречивании» информации о «Мостовике» и бюджетных миллиардах... Мы просто обязаны информировать общество о ходе этих коррупционных расследований».

Реакция на публикацию Олега Шишова была бурной. «Вы собираете ложь!»– сказал он корреспонденту БК. Примирение отменяется: гендиректор НПО собирается подать на издание еще один иск.

Комментируя его заявление, президент издающего «Бизнес-курс» ИД «ТРИЭС» Сергей Сусликов заметил, что руководителю «Мостовика» не раз предлагалось на страницах БК и выпускаемых издательским домом газет дать на обе заметки ответ. Мог бы он и как депутат (от «Единой России») напрямую обратиться к своим избирателям, собрав пресс-конференцию с приглашением всех омских СМИ, «чтоб развеять слухи и подозрения, которыми якобы обросло его имя».

«Но Олег Владимирович предпочитает судебные разбирательства», – говорит Сусликов. По его мнению, решение суда о том, что «компания подозревается, а сам Шишов тут совсем ни при чем, вряд ли восстановит репутацию этого господина».

 

Воронеж. Суд отказал воронежскому чиновнику в апелляции

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Воронежский областной суд 29 ноября отказал в удовлетворении апелляционной жалобы заместителю руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора Юрию Бавыкину.

Чиновник пытался опротестовать решение Ленинского районного суда, который не удовлетворил в сентябре его иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Воронежский курьер». Истец требовал опровержения и компенсации морального вреда в размере 1 млн рублей за публикацию о коррупции в его ведомстве. Однако представителям ответчика удалось представить свидетелей, которые подтвердили сведения, изложенные в опубликованном тексте, и Юрию Бавыкину было полностью отказано в удовлетворении исковых требований.

Воронежский областной суд подтвердил решение первой судебной инстанции.

Интересы ответчика представляла юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

 

Республика Ингушетия. Власти пытаются «закрутить гайки» в Интернете

Ваха Чапанов, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

В Ингушетии местными властями инициировано закрытие независимых интернет-порталов «Ри-онлайн.Ру» и «Ангушт.Ком», освещающих разные сферы жизни населения республики.

На сайте прокуратуры республики 27 ноября опубликована статья, в которой сообщается, что еще 9 ноября решением Магасского районного суда данные сайты признаны экстремистскими.

Выдержка из пресс-релиза прокуратуры Республики Ингушетия: «В ходе мониторинга СМИ прокуратурой республики на сайте с адресом «Ри-онлайн.Ру» и «Ангушт.Ком» неоднократно выявлялись информационные материалы, в текстах которых имеются признаки экстремизма… Прокуратура РИ обратилась с заявлением в суд о признании данных публикаций экстремистскими. статьи признаны экстремистскими». Теперь о решении сообщили общественности.

В Ингушетии только несколько независимых сайтов, и эти два в том числе, освещают истинное положение дел в республике. Власть пытается «закрутить гайки» в Интернете, который является для простых ингушей единственным источником свободной информации.

 

КАЗАХСТАН

Мониторинг нарушений свободы слова в октябре 2012 года

Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз» опубликовал результаты мониторинга нарушений свободы слова в октябре 2012 года.

В октябре 2012 года мониторинг зафиксировал 87 сообщений. Среди них:

Угрозы в отношении граждан, журналистов и СМИ – 2

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов – 3

Нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества – 3

Нарушение права на распространение СМИ – 4

Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно значимой информации – 4

Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации  – 8

Прекращение выпуска СМИ – 9

Приостановление выпуска СМИ – 9

Воспрепятствование свободному получению и распространению информации – 9

Нарушение порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) – 10

Сообщение СМИ ложных сведений (ст. 347 КоАП РК) – 10

Необоснованные ограничения доступа к веб-сайтам – 11

Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК) и оскорблении (ст. 130 УК РК) – 11

Требование о приостановлении деятельности СМИ – 12

Обвинения в нарушении журналистской этики – 18

Обвинение в нарушении закона РК «О телерадиовещании» – 18

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Мысли вслух

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Пленум правления Свердловского творческого союза журналистов, собранный 30 ноября в редакции «Областной газеты», без неожиданностей принял процедуру избрания делегатов очередного, десятого, съезда Союза журналистов России. Естественно, приняв во внимание, что данное событие произойдет на отчетно-выборной конференции регионального Союза, назначенной на 15 февраля 2013 года. Собственно, эта будущая конференция уже стала предметом внимания местного медиа-сообщества, дабы возглавлявший областную организацию на протяжении 10 лет Дмитрий Полянин заявил о своем непременном уходе.

Буквально в сразу началась борьба за пост председателя! На паре сайтов уже появилась информация, что советник губернатора Вадим Дубичев ненавязчиво обозначил кандидатуру – это Александр Левин, пресс-секретарь бывшего губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя.

Вариант? Наверное, да. Если бы только Александр Юрьевич почти за полтора десятилетия пребывания в помощниках у первого лица области хоть каким-нибудь действием обозначил поддержку Союза… В том числе после многочисленных встреч с председателем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым, после которых не раз звучали обещания открыть в Екатеринбурге «Дом журналистов». Но воз, как говорится, и ныне там.

Сейчас Александр Левин на пенсии, он вице-президент футбольного клуба «Урал». Но, слава Богу, клубу повезло больше, чем Союзу, многомиллионные субсидии из областного бюджета помогли – «Урал» на грани попадания в премьер-лигу на радость своим болельщикам. А «Дома журналистов» как не было, так и нет.

Честно говоря, думаю, что Александр Юрьевич не захочет становиться лидером свердловских журналистов. Ему это не надо. Вопрос в другом – а кому надо?

 

Депутаты парламента Карелии решили идти своим информационным путём

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Обычное дело, когда интересы парламентских фракций сталкиваются между собой, но на этот раз на сессии Законодательного собрания Карелии возникло своего рода «водяное перемирие». Обсуждался вопрос о выделении бюджетных средств на информационную политику органов государственной власти. Правительство республики, готовившее проект бюджета на 2013 год, предусмотрело выделение 83 626 000 рублей, которые делились между телевидением и газетно-издательской деятельностью. Против чего у депутатов не было возражений, но было существенное уточнение: они пожелали часть средств, а именно 10 миллионов, целевым порядком направить на информационные нужды самого парламента.

Дело в том, что в сложившейся практике бюджетными деньгами пользовалась по своему усмотрению республиканская исполнительная власть, где далеко не всегда находилось место депутатскому корпусу. И если при прежнем составе Законодательного собрания, в котором преобладали «единороссы», такая ситуация воспринималась как должная, то изменение партийного состава Заксобрания (нынче у фракции «Единая Россия» из 50 мандатов лишь 19) породило дискуссию на тему: почему бюджетными деньгами, выделяемыми депутатами на СМИ, единолично распоряжается правительство республики? Причём члены фракции «ЕР» в этой ситуации присоединились к парламентскому большинству. Так и появилась депутатская инициатива отщипнуть часть денег.

На самом деле никто никуда эти деньги не забирает, они как были предназначены для СМИ, так и остаются. Изменится лишь форма отчётности редакций за их использование, в том смысле, что на эту сумму (на 10 миллионов) нужно будет произвести информационный продукт, прямо касающийся законодателей. Технико-экономическая сторона вопроса ещё не проработана до конца, но на сессии прозвучало, что между Законодательным собранием РК и редакциями будут заключаться договора с указанием вида и объёма работ. Одну часть денег (пять миллионов) распределять станут на нужды парламента в целом, другой половиной распорядятся партийные фракции. Поправка в бюджет республики уже внесена и проголосована.

Между прочим, из выступлений депутатов на сессии стало ясно, что это лишь первый шаг, потому как речь заходит уже о равном доступе к «информационным деньгам». Прозвучало, в том числе, и предложение создать на республиканском телевидении передачу «Парламентский час», что вызвало одобрение. В общем, похоже, администрации губернатора придётся потесниться.

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

В Воронеже наградили победителей конкурса журналистов

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

27 ноября в офисе Центра защиты прав СМИ состоялось подведение итогов и награждение победителей регионального этапа конкурса журналистов «Я, ты, мы – вправе».

Поздравить победителей нынешнего года в неформальной обстановке были приглашены журналисты, которые удостаивались наград конкурса за все три года существования программы. Все они получили грамоты и подарки.

В ходе мероприятия собравшиеся приняли участие в небольшом телемосте с Москвой: перед ними с приветственным словом выступил председатель жюри Алексей Симонов. Он сообщил приятную новость: по итогам работы жюри два участника из Центрального Черноземья стали победителями в федеральном финале конкурса. Это корреспондент газеты «Мое!» Роман Прытков (Воронеж) и журналисты ТРК «Истоки» Анна Немолякина и Алина Чабан (Орел). Алексей Симонов с сожалением отметил, что продолжения конкурса, по-видимому, не будет, так как организация, его финансировавшая, прекратила свою работу в России.

Директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова рассказала собравшимся, что в ближайших планах – издание сборника публикаций, куда войдут статьи всех финалистов регионального этапа конкурса.

 

Почта дайджеста

Добрый день.

Я являюсь журналистом газеты «Простыми словами». Газета распространяется в Наро-Фоминском районе Московской области – в Селятино, Калининце и Апрелевке. Выходит с февраля 2012 г. За это время журналистами проведено много журналистских расследований в области махинаций с земельными участками, муниципальными заказами и прочим.

В последнее время на газету пошла атака со стороны правоохранительных органов. После публикации статьи «Налоги и сборы» 13 октября 2012 г. с фотографией темнокожего продавца гражданин Сергеев С.Н. обратился с заявлением в прокуратуру, усмотрев в газетной публикации намек на рабство и унижение достоинства африканцев. В самой статье речь идет о том, что некая фирма собирает с рыночных торговцев деньги для уборки территории, тем не менее, территория рынка находится в ужасном состоянии. Самое примечательное, что часть доли в фирме принадлежит администрации поселка Калининец. В разговоре с начальником УВД Наро-Фоминского района Александром Ивановым выяснилось, что в объяснении г-н Сергеев С.Н. сообщил, что заявление не подавал. Само заявление было опущено в ящик прокуратуры Наро-Фоминского района. То есть, заявление анонимно, и кто-то использует имя гражданина для доноса на редакцию. Тем не менее, помощник прокурора Ракитянский В.В. вызывает главного редактора для дачи показаний. Сотрудники полиции также приносят повестки для дачи показаний. Наш довод, что анонимные заявления не рассматриваются, не встречает поддержки у следователей и прокуратуры. По словам Ракитянского В.В. они рассматривают и анонимные заявления. В предыдущую пятницу в редакцию было три визита от правоохранительных органов. Сотрудники полиции пригрозили, что если главный редактор не явится для объяснения, то за ней приедет автозак. Сотруднику издательства Боеву А.С. пригрозили, что объявят в розыск. Помимо этого также интересовались мной – журналистом, хотя я к той статье не имею отношения.

Последняя повестка из ОБОП. То есть, видимо, по мнению полиции, наша редакция является организованной преступной группой.

Прошу Вас помочь в защите независимой прессы.

С уважением, Татьяна Павлова

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
Последние обновления
18 Июня 2014 года

Glasnost defence foundation digest No. 665

16 Июня 2014 года

Glasnost defence foundation digest No. 664

Погибшие журналисты
Нападения на журналистов

База данных
«Россия – конфликты в СМИ»

База данных
Журналисты, погибшие в России
совместный проект Международной федерации журналистов, Центра экстремальной журналистики и ФЗГ
Деятельность ФЗГ поддерживается Норвежским Хельсинским комитетом Норвежский хельсинкский комитет