Дайджест
19 Августа 2013 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 623

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Предвыборные скандалы

По сложившейся уже в России традиции, с приближением выборов по стране покатилась волна нарушений прав журналистов и СМИ.

Еще в июле на радиостанции «Финам FM» была закрыта программа «Жажда жизни». Ее ведущая Ирина Ясина сообщила, что сделано это «из-за конфликта с руководством радиостанции в связи с запретом передачи о наблюдении на выборах» Затем в Шатурском районе Подмосковья напали на главного редактора местной газеты «Любимый город» Галину Крамич, о чем ФЗГ уже сообщал.

В августе пришло сообщение об изъятии у распространителей в Элисте – без всяких судебных решений – тиражей газеты «Новая Калмыкия». Кроме того, вопреки решению суда, выселили из помещения редакцию газеты «Известия Калмыкии»; на телеканале «Ура!» и в редакции сайта «Элиста.org» прошли обыски; начальник отдела дознания управления МВД по Элисте подполковник Убушиев попросил московского провайдера заблокировать сайт «Инсайдер.org», на котором, как утверждает подполковник, «неизвестные лица умышленно, из корыстных побуждений распространяют недостоверные сведения о главе РК, а также отдельных лицах, замещающих государственные должности, целью которых является подрыв авторитета властей республики».

В Рязани 11 августа распространен фальшивый выпуск «Новой газеты в Рязани», в котором содержались материалы в поддержку кандидата от «Единой России», соперника на выборах редактора этой самой «Новой газеты в Рязани». В городе Полевском (Свердловская область) по решению председателя избирательной комиссии изъят тираж газет партии «Яблоко». В Новосибирской области 15 августа для проверки на «экстремизм» изъяли часть тиража газеты КПРФ «За народную власть!». На самом деле номер газеты был посвящен социальным проблемам области и критике региональных властей.

А в Москве вечером 13 августа избит корреспондент «Русской планеты» Павел Никулин. Инцидент произошел в подъезде дома на Чистопрудном бульваре, где, по словам кандидата в мэры Москвы Николая Левичева, размещался неофициальный штаб одного из его соперников. Н. Левичев вызвал полицию, стражи порядка несколько часов пытались вскрыть квартиру, чтобы выяснить, что там происходит. Кроме сотрудников полиции в подъезде находились журналисты и сторонники кандидатов. По словам П. Никулина, когда он попытался спуститься по лестнице, чтобы передать своей коллеге ноутбук, ему перегородили путь мужчины в штатском, потребовавшие предъявить документы. Журналист попытался подвинуть одного из них, однако его повалили на пол и ударили по лицу. П. Никулин обратился за помощью к полицейским, стоявшим у дома, но понимания у них не нашел. Тогда журналист дождался, пока один из нападавших выйдет из подъезда, и указал на него правоохранителям, но те не стали никого задерживать. А когда П. Никулин решил сделать это самостоятельно, к нему подбежал какой-то человек и ударил еще раз.

Н. Левичев рассказал в эфире «Эха Москвы», что журналист сам напал на руководителя аппарата «Справедливой России» Руслана Татаринова: «Руслан Владимирович был вынужден защититься. Руку, которая направлялась в его сторону, перехватил своей рукой. Значит, никто никого не ударял. Значит, это просто очередное раздувание провокаций и скандалов вокруг моей персоны. Вот и все».

Тем не менее, врачи Института скорой помощи имени Склифосовского зафиксировали у П. Никулина ушиб мягких тканей головы и выдали ему соответствующую справку. Журналист намерен либо подать заявление в полицию, либо обратиться в суд.

До выборов осталось еще почти три недели, так что, к сожалению, все только начинается, и предвыборные скандалы еще будут. Главное, чтобы предвыборный мордобой не стал еще одной российской традицией решения электоральных проблем.

 

РОССИЯ

Мурманская область. Очередное «экстремистское» уголовное дело

Председатель журналистской организации «Баренц Пресс» Елена Ларионова сообщила ФЗГ об уголовном преследовании за «экстремизм» автора и владельца сайта Blogger.51.com Александра Серебрянникова.

«Сайт весьма популярный. Он публикует острые критические материалы в адрес областной администрации и других начальников. Особенно острые обсуждения проходят на форуме в комментариях. 12 августа СКР по Мурманской области предъявил Александру Серебряникову обвинение в экстремизме за «публикацию материалов, направленных на разжигание вражды и национальной розни». С него взята подписка о невыезде и грозит срок до двух лет. В чем проявился экстремизм, не сообщается в интересах следствия», – рассказала ФЗГ Е. Ларионова.

В мурманской региональной общественной организации «Открытый город» считают, что преследование А. Серебряникова носит заказной характер. В связи с этим организация распространила заявление, в котором говорится: «Нельзя однозначно утверждать, что именно региональные власти стали заказчиком провокации против сайта и А. Серебряникова, но то, что сегодняшним властям выгодно, чтобы работа сайта остановилась, а сам Александр получил бы судимость, дабы другим неповадно было, не вызывает сомнений».

Кроме того, в заявлении говорится, что А. Серебряников неоднократно публично подтверждал, что он никогда не допустит размещения на своем сайте информации, которую можно отнести к экстремистской. Своим поведением он демонстрирует абсолютно корректное отношение ко всем людям независимо от их национальности или вероисповедания. Более того, именно он стал инициатором организации встречи представителей интернет-сообщества с сотрудниками правоохранительных органов, темой которой стало применение госструктурами новых норм законодательства, касающихся функционирования интернет-ресурсов. «После этой встречи и появилась идея создать общественную организацию, учредителем которой он стал и которая занимается подобным просветительством и взаимодействием с интернет-сообществом. Зимой прошлого года он по собственной инициативе выступал перед молодежью и школьниками различных городов области по теме ответственности за размещение противоправного контента в сети Интернет», – подчеркивается в заявлении «Открытого города».

В заявлении также отмечается, что материалы, размещаемые на сайте bloger51.com, часто несут отличную от официальной точку зрения на события в жизни области, действия властей всех уровней, в них рассказывается о нарушении прав рядовых граждан, двойных стандартах, которые позволяют себе власть. Кроме того, авторы документа сообщают о применении к А. Серебряникову «методов психологического давления и шантажа».

«Открытый город» требует «снять секретность с этого дела, максимально при его расследовании привлекать свидетелей, добиваться проведения всесторонних экспертиз», что и позволит обнаружить истинную историю появления этого материала, какие бы инициаторы за ним не стояли.

 

Краснодарский край. Опальному редактору поступают угрозы

Наталия Северская, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Редактору сайта «Анапа-про» Анатолию Кузнецову, в отношении которого расследуется уголовно дело по статье 282 УК РФ («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды») и его сыну Родиону Кузнецову поступают угрозы от «неизвестных молодых людей крепкого телосложения».

Уголовное дело возбуждено в связи с размещением А. Кузнецовым на сайте «Анапа-про» видеоролика из сети Интернет для обсуждения темы экстремизма в межнациональных отношениях. Кроме того, ему инкриминируются заголовок «Экстремизм от Багирова – «доверенного лица Путина?» и фраза «Депутаты предложили сажать губернаторов за межнациональные конфликты?».

В заявлении, которое Родион Кузнецов направил в Генеральную прокуратуру РФ, он пишет, что в начале июля 2013 года к нему приходили двое незнакомых молодых людей крепкого телосложения, которые спокойно, без агрессии задали вопрос о том, понимает ли он, что его семье нельзя жить в Анапе?

Р. Кузнецов заявил: «Прямых угроз высказано не было, однако, в завуалированной форме мне было ясно дано понять, что если я и мой отец не уедем из Анапы, то со мной, с моим отцом или членами нашей семьи может произойти несчастный случай. Я воспринял указанную угрозу реально, так как у меня маленькие дети. Указанных лиц я могу опознать… Через несколько дней ко мне подошли двое других людей, незнакомых мне, которые задали вопрос о том, хорошо ли я понял то, что мне сказали их коллеги несколько дней назад?! От моего отца мне известно, что на его сайт в интернете поступают периодические угрозы его жизни и здоровью, если он не прекратит свою общественную деятельность. Он также воспринимает эти угрозы реально. Опасаясь за свою жизнь и здоровье, а также, за жизнь и здоровье своей семьи и ребёнка, я вынужден сменить место жительства и уехать из Анапы, где у меня ранее имелось жильё».

Далее Р. Кузнецов просит провести мероприятия по установлению лиц, угрожавших ему и его семье физической расправой за деятельность его отца, и дать правовую оценку действиям указанных лиц».

ФЗГ будет следить за развитием ситуации.

 

Свердловская область. Не помогла и аккредитация...

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Отдел по Октябрьскому району Екатеринбурга следственного управления следственного комитета РФ по Свердловской области проводит проверку инцидентов в Международном выставочном центре «Екатеринбург-ЭКСПО» по заявлению редактора интернет-газеты Znak.com Аксаны Пановой.

Как сообщает сайт издания, 10 и 11 июля охрана МВЦ «Екатеринбург–ЭКСПО» и служба безопасности губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева дважды помешала работе журналистов Znak.com, имевших аккредитацию для работы на выставке «Иннопром-2013». В первый день сотрудников агентства просто не пустили в МВЦ и пытались отобрать у них аккредитационные бейджи. Во второй раз охрана губернатора скрутила фотокорреспондента Вадима Ахметова за то, что тот фотографировал главу региона. С шеи журналиста сорвали аккредитационный бейдж, пытались отнять паспорт и в итоге выдворили с выставки.

По этому поводу редакция обратилась в полицию и прокуратуру, заявив о нарушении закона о СМИ, а также о действиях, попадающих под статью 144 УК РФ («Воспрепятствование законной деятельности журналиста»). Следователь уже взял объяснения с нескольких сотрудников интернет-издания. Ранее они также общались с сотрудниками ГУ МВД, которые проводили проверку.

 

Ставропольский край. Радио музыкального формата будет рассказывать о деятельности правительства

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

В краевых масс-медиа, традиционно обслуживающих власть, уныние: госконтракт краевого комитета по СМИ на освещение важнейших для региона тем выиграла некая телекомпания «26-й регион». Вещает она, в основном, в Интернете, в ФМ-диапазоне, где время, отведенное новостям, минимально.

Обойденные станции классического новостного жанра – «Маяк» и «Радио России» – заговорили о том, что не представляют себе, как их счастливые коллеги будут освещать проблемы трудовой миграции, межэтнических отношений, дорожного хозяйства, ЖКХ, опеки… Они что – за государственные деньги (а это почти один миллион триста тысяч рублей) будут телеграфно рассказывать о противодействии коррупции – в 2-3 минуты между музыкальными блоками? Или размещать их в программе «ТроллNews», которая сама себя позиционирует как «самые глупые новости во Вселенной?».

Для подозрений и сомнений, вызванных итогами конкурса, увы, есть основания. Их дает сам комитет по массовым коммуникациям. В прошлом месяце, например, прокуратура края даже организовала в комитете проверку «соблюдения принципов эффективности и результативности использования бюджетных средств в условиях дотационности бюджета края». Поводом послужила пиар-затея комитета – фотоальбом о Ставропольском крае, подготовка которого к печати обошлась бы бюджету в 757 тысяч рублей. Прокуратура нашла эту идею сомнительной.

 

Ростовская область. Агентство новостей наказано за «рыбу»

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Антимонопольное ведомство по жалобе редакций ростовских газет оштрафовало агентство на 100 тысяч рублей за «некорректную рекламу».

Арбитражный суд Ростовской области оставил в силе постановление Ростовского УФАС России о наложении штрафа в размере 100 000 рублей на ООО «Ростовское агентство новостей». Жалоба на информационное агентство поступила в антимонопольное ведомство от редакций трех газет: «АиФа на Дону», «Молота» и «Вечернего Ростова». Редакторы этих изданий сочли некорректной текст рекламы Ростовского агентства новостей, размещенной в журнале «Деловой квартал Ростов-на-Дону».

Реклама Интернет-портала «DonNews» сопровождалось текстом: «DONNEWS Ростовское агентство новостей. Газета – под рыбу хорошо, а для рекламы плохо! Заяви о себе в интернете. Реклама с перчинкой на портале».

Комиссия Ростовского УФАС России признала данную рекламу ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.1 ч.2, п.1 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе». «Имело место некорректное сравнение газеты и Интернет-сайта, используемое в рекламных целях. У читателя складывалось негативное представление о газете, и, в то же время, впечатление о том, что Интернет-сайт обладает преимуществами по всем критериям», – пояснил это решение заместитель руководителя Ростовского УФАС России Константин Коренченко.

Кроме того, Ростовское УФАС России обратилось в суд с иском обязать ООО «Ростовское агентство новостей» за свой счет осуществить публичное опровержение недостоверной рекламы. Агентство новостей обжаловало решения УФАС, но все суды, включая Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, поддержали позицию антимонопольного ведомства. При этом ни одна судебная инстанция не опиралась при вынесении решения на лингвистическую экспертизу.

«Мы сами представили в суд заключение лингвиста, автора монографии «Агрессия в текстах СМИ» Марии Черкассовой, – сказала корреспонденту ФЗГ Марина Паюкова, директор ответчика – Ростовского агентства новостей. Проанализировав текст рекламы, ученая пришла к выводу, что в данном тексте нет агрессии и, тем более, некорректного сравнения двух товаров, на чем настаивает антимонопольный комитет. К тому же интернет не является товаром. Это общепризнанный факт. Мы также приложили к своему отзыву на иск данные многочисленных исследований (в том числе и фундаментальное исследование Высшей школы экономики), которые свидетельствуют, что действительно на рекламном рынке первое место сейчас по объемам заказов занимает телевидение, за ним идет реклама в интернете и только вслед за ними – реклама в печатных СМИ. Но суд не счел наши доводы заслуживающими внимания. В Высший арбитражный суд мы решили апелляцию не подавать, считаем, что это бесполезно.

 

Республика Карелия. Газеты с таинственной нумерацией

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Газета «Призыв» издается районной администрацией Лахденпохского района. Выходит она раз в неделю тиражом в 2,8 тысяч экземпляров. Поскольку газета является официальным публикатором нормативных актов, то на ее страницах размещаются все документы, принимаемые органами муниципальной власти Лахденпохского района (документы считаются вступившими в силу после их обнародования). Недавно обнаружилась одна странная загадка, ответ на которую еще предстоит найти.

На свет объявились сразу несколько номеров газеты «Призыв», которых не оказалось ни в одной библиотечной подшивке. Более того, ни один официальный орган власти не получал этих номеров. Обращает на себя внимание то, что привычные своим внешним видом выпуски еженедельника «Призыв» именно в этих номерах шли под дробной нумерацией, иначе говоря, обычные номера печатались сквозной нумерацией, а на этих нескольких она вдруг спотыкалась, ударяясь в дроби (№ 3/2, № 14/2 и т.д.). Непонятым выглядело и другое: все «дробные» номера газет выходили крайне малыми тиражами: от 20 до 100 экземпляров, что выглядело странно, поскольку именно в них публиковались документы, имевшие осязаемую материальную ценность. В «дробных» газетах размещалась информация о проведении конкурсов на заключение договоров аренды на муниципальное имущество, о переводе земель сельскохозяйственного назначения под дачное строительство и т.д. И те, кто получали такую информацию прежде других (или только они одни), имели возможность на выгодных условиях обогатиться. А «дробные» газеты полностью, от первой до последней страницы, переполнены были соблазнительными извещениями о конкурсах и раздачах земель.

События земельного и имущественного передела в Лахденпохском районе происходили еще в 2010 году, но известно об этом стало только сейчас – «дробные» номера газеты «Призыв» выплыли из небытия случайно. Информация об этом попала в СМИ, однако никакой реакции на скандальное известие пока нет ни со стороны надзорных органов, ни со стороны органов местной власти. Кто рискнул выпускать в свет «подпольные» номера газеты «Призыв»? Если это действие совершили злоумышленники, то ищут ли их? В общем, вопросов много.

Иногда случается, когда во время избирательных кампаний предвыборные штабы, намеренно вводя избирателей в заблуждение, печатают фальш-газеты (используя чужой логотип, и чужой макет набивают своей агитационной требухой вроде бы традиционную по внешнему виду газету), но такого, чтобы печатались газеты-двойники с официальными документами, ещё не случалось в Карелии. Единственное вразумительное объяснение, какое приходит в голову, это то, что, выпуская малыми тиражами как бы официальную газету, ее создатели желали, чтобы публикуемая в таких газетах информация имела бы очень узкий круг читателей, по всей видимости, являющихся участниками конкурсов и сделок. Но это лишь предположение. Ответить на вопрос: чему мы стали свидетелями? – должны следственные органы.

 

Пермь. Обвиняемый в педофилии пожаловался на лицо

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Мотовилихинский районный суд Перми 14 августа не нашел нарушений со стороны главного редактора издания «Аргументы и факты – Прикамье» Марины Масленниковой и отказался удовлетворить заявление Сергея Кривоногова, обвиняемого в педофилии.

Истец требовал признать незаконной публикацию «Охота на обидчиков детей», размещённую в «АиФ-Прикамье» в 2012 году, а также обязать журналистов напечатать опровержение. Газета сообщила, что приговором Пермского краевого суда осужден 63-летний житель Перми за действия сексуального характера, совершенные с декабря 2010 года по октябрь 2011 года в отношении детей. Ранее он был судим за аналогичное преступление. Поэтому педофилу назначено 17 лет лишения свободы в колонии особого режима с принудительным лечением и наблюдением у врача-психиатра, – говорилось в статье.

Сначала Кривоногов прислал в редакцию письмо с требованием возместить причиненные ему нравственные страдания и выплатить 15 тыс. руб. – рассказала ФЗГ журналист Татьяна Плешакова, готовившая корреспонденцию к печати. Затем он из СИЗО обратился в суд, попросив признать незаконными «действия должностного лица» – главного редактора Марины Масленниковой. «На момент публикации приговор в отношении меня в законную силу не вступил … информация опубликована незаконно и не соответствует истине», – указал истец в своем заявлении.

Отправляясь на судебное заседание, представляющий интересы редакции адвокат Андрей Савинов получил у журналиста Татьяны Плешаковой распечатку с официального сайта краевой прокуратуры. Размещенное там 12 декабря 2012 года сообщение о приговоре Кривоногову было использовано при подготовке спорной публикации. В судебном заседании 14 августа судья Ольга Комаренко, приобщив к материалам дела распечатку с прокурорского сайта, в полном объеме отказала Кривоногову в удовлетворении заявленных требований.

Адвокат Андрей Савинов в беседе с ФЗГ предположил, что районный суд руководствовался правилами статьи 57 Закона РФ «О СМИ», освобождающих главного редактора от ответственности за распространение сведений, которые содержатся в материалах пресс-служб государственных органов.

 

Приморский край. Правда о молоке

Владимир Дымов, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Приморский арбитражный суд отказался удовлетворить иск ООО «Хладокомбинат» к РИА PrimaMedia. Иск о защите чести и достоинства был подан в связи с публикациями о некачественном молоке, выпускаемом молокозаводом в Благовещенске.

РИА PrimaMedia в своей информационной ленте в материале «Фальсифицированное молоко выявлено в Приморье» рассказало своим читателям об акции по исследованию качества молочной продукции, реализуемой в Приморском крае. Лабораторным путем было установлено отсутствие молочного жира в молоке «Фермерское подворье», изготовленном ООО «Хладокомбинат» в Амурской области. Производитель, считая, что данная публикация порочит его деловую репутацию и содержит сведения, не соответствующие действительности, обратился с иском в Арбитражный суд Приморского края, потребовав прекращения публикации данного материала и размещения в СМИ опровержения.

Суд установил, что эти сведения соответствуют действительности, так как приведены в полном соответствии с выводами ученых, сделанных на основе исследования соответствия представленного образца Федеральному закону от 12.06.2008 № 88 ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Суд счел, что ссылка истца на наступление негативных последствий для общества в связи с опубликованием названной статьи несостоятельна, она не нашла своего подтверждения в материалах дела. Что же касается суждений в виде выражений, типа «Таким образом, наименование продукта «Молоко питьевое» является фальсификацией, по требованиям технического регламента на молоко подобный продукт должен называться «молочный напиток», суд счел их оценочными.

Ранее акции «Экспертизы PrimaMedia» выявили грубые нарушения в производстве колбасной продукции, рыбных консервах, и кондитерских изделиях.

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

Index on Censorship: Investigators identify mastermind behind editor’s killing

Грани.Ру: Детей Политковской просят не бойкотировать суд

Civitas.Ru: Режиссера челябинской телекомпании выгнали за появление в новостном эфире антипутинского ролика

Парк Гагарина: Режиссера телекомпании выгнали за антипутинский фильм, пообещав ему уголовное дело

 

Почта дайджеста

Обращение астраханских журналистов

Уважаемые коллеги! Журналистская общественность Астраханской области возмущена уголовным преследованием известного ростовского журналиста Сергея Резника, которое развернулось в настоящее время в столице Южного федерального округа.

В Ростове-на-Дону сейчас идут самые настоящие репрессии в отношении местного журналиста, зарекомендовавшего себя громкими разоблачительными публикациями и выступлениями в отношении скомпрометировавших себя представителей различных ветвей власти.

Когда российского журналиста «заказывают» «герои» его критических материалов, как правило, в ход идёт уголовное дело. Лучше – несколько. В случае с Сергеем Резником, работающим в жанре журналистского расследования, в дело пошла незаконная слежка, которую осуществляют неизвестные люди. Дело уже давно передано в суд, но за подъездом Сергея продолжает вестись наружное наблюдение, его передвижения по городу тщательно фиксируются на видео.

Тем, кому режет правда Сергея Резника, мало одного уголовного преследования. В течение июля с.г. автомобиль Сергея трижды целенаправленно разбивали. Они терроризируют его жену, звоня на домашний телефон и говоря всякие гадости. Всё это активно транслируется в интернет. Попытки психологически сломать неугодного представителя независимой и свободной российской журналистики успехом не завершаются. Но впереди приговор – именем Российской Федерации! Три (!) уголовных дела в отношении одного журналиста уже ушли в суд, и наготове уже четвёртое возбужденное уголовное дело!

В настоящее время российские власти стремятся защитить представителя нашей профессии, повысив сроки и штрафы за угрозы в адрес журналистов и покушения на его жизнь. И в то же самое время отдельно взятый журналист – с именем и заслугами – может банально отправиться за решётку из-за мести тех, кого он разоблачал в своих статьях.

Просим принять меры и спасти нашего коллегу от незаслуженного наказания.

Глеб Иванов, главный редактор астраханского областного общественно-политического еженедельника «Факт и компромат»

Александр Алымов, главный редактор информационно-новостных интернет-проектов Astrakhanpost.ru и Hazaria.tv

Максим Терский, главный редактор информационного агентства «Астраханские новости» (Ast-news.ru).

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни