Дайджест
26 Августа 2013 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 624

 

РОССИЯ

Омск. Сотрудники полиции искали «опиум для народа» в типографии газеты «Красный путь»

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Семеро иркутских полицейских не поленились приехать в Омск (и не пожалели на эту поездку бюджетных средств) для проведения несанкционированного обыска. Проводили они его в типографии «Искра», где печатается областная коммунистическая газета «Красный путь». В том же здании – на ул. Ипподромная, 2 расположено региональное отделение КПРФ.

Как рассказал Фонду защиты гласности лидер фракции компартии в Заксобрании Андрей Алехин, сотрудники иркутской полиции в сопровождении коллеги из омского УМВД и двух якобы понятых (всего 10 человек) ворвались в помещение типографии, не поясняя, что именно и на каком основании они собираются в нем искать. Алехин предупредил их, что принадлежит оно не обкому, а депутату Государственной Думы Александру Кравцу, и для нахождения в нем посторонних людей необходимы либо согласие собственника, либо санкция Генерального прокурора РФ. Не предъявив ни того, ни другого, стражи порядка без лишних слов приступили к «следственным действиям».

Что искали они в Омске, стало понятно после появления на сайте Главного управления МВД по Иркутской области сообщения о рейде в микрорайоне Ново-Ленино (город Иркутск), в ходе которого был осмотрен грузовой автомобиль. Как сказано в пресс-релизе, осматривался он на предмет «возможной перевозки спиртосодержащей жидкости без соответствующих документов». Информация о том, что она может находиться в подозрительном грузовике, поступила накануне в полицию. При осмотре машины нелегального алкоголя полицейские в ней не обнаружили, но зато нашли около трех тонн другого «опиума для народа» – «печатную продукцию неизвестного происхождения», которая, как полагает УМВД, «могла быть изготовлена с нарушением требований законодательства». Тираж 300 тысяч экземпляров, сообщается на сайте, «изъят до окончания разбирательства». В результате проверки полиции стало известно, что «изготовлен он в одной из типографий Омска, расположенной на улице Ипподромная».

По словам Андрея Алехина, ничего из того, что пытались найти, правоохранители в «Искре» не обнаружили: «Провели незаконный осмотр, а по сути – обыск. В протоколах один из понятых фигурирует под разными фамилиями. Мы пробили по своим источникам информацию об этих так называемых понятых: выяснилось, что ни один из них по указанным ими адресам не прописан».

Проверяющие изъяли из типографии несколько десятков газет «Красный путь» и «Омское время», а также агитлистки, отпечатанные к выборам в органы местного самоуправления, которые пройдут в ряде сельских районов 8-го сентября. Для чего они понадобились иркутской полиции, трудно даже предположить. Может, для расширения политического кругозора ее сотрудников? По данным «Коммерческих вестей», газета, след которой искали в Омске, называется «Самое главное».

В пресс-службе УМВД по Иркутской области корреспонденту ФЗГ однако, сказали, что сотрудники управления съездили в Омск не зря: «Результаты проведенной ими проверки сейчас изучаются и позже будут обнародованы». На наш вопрос о названии арестованного в Иркутске издания руководитель службы ответил: «Да, называется примерно так».

Газета эту выпустило местное отделение КПРФ к предстоящим выборам в Законодательное собрание. Что касается омского отделения, оно направило заявления Генеральному прокурору и главе МВД РФ с просьбой возбудить уголовное по факту незаконного обыска, а 23-го августа обратилось в суд с требованиями признать недействительными протоколы осмотра и выемки, составленные, по словам Андрея Алехина, с грубейшими нарушениями многих статей административного и уголовного кодекса.

 

Челябинск. Чиновное АНО ликвидировали

Продолжение темы

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Центральный районный суд Челябинска 19 августа удовлетворил исковые требования прокуратуры области о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Объединенная редакция «Губерния» как созданной с неустранимыми нарушениями законодательства.

Некоммерческая организация, созданная в тесном партнерстве госчиновников и двух семей медиа-магнатов Филичкиных, занималась производством и распространением средств массовой информации в Челябинской области, создавая для себя монопольные и льготные условия на рынке, осуществляя тотальную цензуру подконтрольных СМИ. Единственным учредителем АНО является Ассоциация редакций городских и районных газет Челябинской области «Пресса».

Заявление в прокуратуру написали 24 редактора районных газет области. Они просили ликвидировать АНО «Объединенная редакция «Губерния» и утверждали: автономная некоммерческая организация создана на основании общего собрания, которое в действительности никогда не проводилось. Специально под АНО «Губерния» чиновники придумали новый порядок распределения субсидии, по которому ни одна городская или районная газета не могла претендовать на финансовую помощь из областного бюджета, поскольку не отвечала одновременно пяти изложенным в нем критериям (см. Дайджест 613). Субсидия в 36 миллионов рублей, таким образом, специально была «заточена» под получение ее АНО «Губерния», что и возмутило редакторов.

После поднявшегося грандиозного скандала чиновники, «кураторы» СМИ, поспешили заверить, что их не так поняли, здесь нет коррупциогенных факторов, и стали уговаривать редакторов поодиночке подписаться под предложенными АНО условиями. К чести редакторов, ни один не поддался на уговоры, настаивая на незаконности схем получения субсидий.

Прокуратура, в свою очередь, провела огромную работу по заявлению редакторов, изучив тома различного рода постановлений и подзаконных актов властей, которые и привели в конечном итоге к созданию монстра-цензора. АНО проверяло все, что выходит из-под пера журналистов до запятой, требуя лояльности и угрожая отнять малейшие крохи финансирования в случае непослушания.

По результатам проверки и было установлено, что члены Ассоциации решения о создании Автономной некоммерческой организации «Объединенная редакция «Губерния» не принимали. Общее собрание членов ассоциации, на котором принято соответствующее решение, не проводилось.

Таким образом, АНО ликвидируют уже по решению суда. Неизвестна, правда, судьба бюджетного пирога в 36 миллионов рублей. Успели его освоить чиновники, или нет?

 

Ставрополь. Напавшего на журналистов врача все-таки будут судить

Продолжение темы

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

Ленинский районный суд Ставрополя признал законным и обоснованным постановление о возбуждении уголовного дела в отношении главного врача детской городской клинической больницы Вячеслава Кашникова. Жалоба адвоката о признании необоснованным постановления о возбуждении в отношении его подзащитного уголовного дела за превышение должностных полномочий с применением насилия оставлена без удовлетворения.

По версии следствия, 6 июня этого года главврач безо всяких на то оснований применил насилие к сотрудникам телеканала «Россия» – обозревателю Ольге Скабеевой и телеоператору Андрею Мельникову, которые приехали в неврологическое отделение больницы для подготовки репортажа о выдаче справок, дающих право на досрочную сдачу ЕГЭ. Препятствуя работе журналистов, Кашников толкал их, хватал за руки, причинив физическую боль и оставив кровоподтеки (см. Дайджест 618).

Скандал, напомним, разгорелся после того, как из восьми 100-балльников в стране по русскому языку семь оказались из Ставрополя, причем в ходе досрочного этапа. Все семеро представили справки от невролога детской городской больницы о том, что они страдают нарушениями памяти и сильными головными болями.

Уголовное дело в отношении главврача изначально было возбуждено МВД, после чего прекращено судом по запросу самого ведомства. Дело в том, что Кашников является председателем участковой избирательной комиссии Ленинского района, поэтому расследование в отношении него могут проводить только следственные органы. После проведения собственной проверки Следственный комитет снова возбудил в отношении Кашникова уголовное дело, которое и пытались отменить адвокаты медика через суд.

Следствием назначены экспертизы и ведется поиск дополнительных очевидцев инцидента.

 

Воронеж. ВГТРК получила три иска за сюжет о наркоторговле

В воронежских судах рассматриваются сразу три иска о защите чести и достоинства из-за телесюжета о борьбе с наркотиками.

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В октябре 2012 года в воронежском эфире телеканала «Россия» был показан сюжет, рассказывающий о деятельности местного управления Госнаркоконтроля. В нем, в частности, говорилось о раскрытии одного преступления, связанного с торговлей маком. В сюжете, снятом съемочной группой ГТРК «Воронеж», филиала ВГТРК, был показан Александр Полухин, глава семьи, находящейся под следствием, и частный дом, где эта семья проживает. Весной этого года Александр Полухин и еще двое членов его семьи подали иск о защите чести и достоинства к ГТРК «Воронеж», трем журналистам съемочной группы, управлению Госнарконтроля и его сотрудникам, выступавшим в ходе сюжета. Центральный районный суд Воронежа частично удовлетворил иск, признав распространенные сведения недостоверными и порочащими. С телекомпании, управления Госнаркоконтроля и участников съемочной группы было взыскано по 20 тысяч рублей в пользу каждого из трех истцов в качестве компенсации морального вреда.

Ответчики, не согласные с судебным решением, обратились за юридической помощью в Центр защиты прав СМИ. На данный момент в Воронежский областной суд подана апелляционная жалоба.

Почти одновременно аналогичный иск к телекомпании подала семья Шишовых, проживающая в том же доме. Истцы посчитали, что изображение их дома в сюжете о наркоторговле также уничижает их честь и достоинство. Правда, суд отказал им в получении компенсации морального вреда.

Но конфликт вокруг телесюжета не закончился. Оказалось, что в том же доме проживает тезка главного героя – Александр Полухин. Он также посчитал, что его честь и достоинство задеты журналистским материалом, и обратился в суд с иском. Но 16-го августа Центральный районный суд Воронежа отказал истцу в его требованиях. Интересы ответчиков – телекомпании и журналистов – представляла юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

Рассмотрение апелляционной жалобы по первому иску состоится в конце августа.

 

АЗЕРБАЙДЖАН

Известный военный журналист заявляет об угрозах в свой адрес

Директору центра журналистских военных расследований «Доктрина», военному журналисту Джасуру Сумеринли (Мамедову) угрожают. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил сам Сумеринли.

По его словам, угрозы начались после его выступлений в ряде СМИ относительно азербайджано-российского военного сотрудничества. Ранее, комментируя визит Путина в Баку, журналист высказывал мнение, что на переговорах в Баку достигнуты соглашения по углублению военно-технического сотрудничества и подготовке военных кадров, что противоречит развитию вооруженных сил Азербайджана по стандартам НАТО.

«После этого некие лица вышли со мной на связь и говорили от имени высших властей Азербайджана. Они сообщили, что от военных кругов РФ в адрес официального Баку поступили протесты по поводу моих высказываний. Мне сказали, что я своими статьями ставлю под угрозу будущее двустороннего военно-технического сотрудничества и создаю опасность срыва двусторонних соглашений с Россией», – сказал Сумеринли. Он также утверждает, что ему предлагали вознаграждение за прекращение подобных публикаций, а когда он не согласился, ему пригрозили неприятностями. Журналист заявил, что ответственность за возможные действия против него или его семьи будут нести власти Азербайджана, он призвал гражданское общество и медиа оказать ему поддержку.

ИА REGNUM, 22 августа

 

БЕЛОРУССИЯ

В Могилеве при выполнении редакционного задания задержан журналист

20 августа в первой половине дня в Могилеве около проходной ОАО «Могилевхимволокно» при выполнении редакционного задания задержан сотрудничающий с рядом независимых изданий журналист Алесь Асипцов.

«Я выполнял редакционное задание – опрашивал входящих работников предприятия по различным экономическим вопросам. Через некоторое время ко мне подошел некий человек, который не представился, но назвал себя представителем идеологической службы «Могилевхимволокна» и попросил пройти с ним», – сообщил Асипцов.

Журналиста доставили в одну из комнат на проходной предприятия, там же находился сотрудник милиции. Каких-либо протоколов или иных документов на журналиста не составлялось. Сотрудник милиции заявил, что ни фотографировать, ни проводить какие-либо опросы на территории предприятия, к которой также относится прилегающая к нему площадка, нельзя.

Как пояснил корреспонденту БелаПАН один из сотрудников милиции, Асипцов был задержан, так как интересовался у людей относительно их зарплаты, что, по мнению милиционера, является коммерческой тайной. С Асипцова были взяты объяснения, после чего он был отпущен из пункта милиции на проходной ОАО «Могилевхимволокн».

Использованы материалы Naviny.By и БелаПАН

 

ГРУЗИЯ

Таджикского оппозиционного журналиста задержали в тбилисском аэропорту

Таджикский оппозиционный журналист Дододжон Атовуллоев был задержан на рассвете во вторник, 20 августа, в Тбилисском международном аэропорту, по прибытии в Грузию из Праги, об этом сообщил он сам на своей странице в социальной сети Facebook.

«Я в аэропорту города Тбилиси. Задержан по обвинению в религиозном экстремизме и терроризме. По запросу Интерпола», – написал Атовуллоев.

«Прилетел я из Праги рейсом 934 Чешские авиалинии. Я был задержан, когда проходил паспортный контроль. Где-то час мне НИЧЕГО не объясняли. Сказали, что у них проблема с компьютером. Началась беготня, тревога. Позже я понял, почему ... Оказывается, таджикские власти обвиняют меня в религиозном экстремизме и терроризме. Задержан по запросу Интерпола. ...Жду решение властей Грузии... Мне один из сотрудников аэропорта сказал: «Ваш вопрос решится на самом верху. Ждите», – написал журналист.

Через несколько часов Атовуллоев сообщил, что вскоре будет освобожден по решению властей Грузии.

Д. Атовуллоев является противником нынешнего президента Таджикистана Эмомали Рахмона, постоянно выступает с критикой нынешнего режима, позиционирует себя как главу политического движения «Ватандор» («Патриот»). Генпрокуратура Таджикистана обвиняет его в призывах к насильственному изменению конституционного строя республики, а также в оскорблении президента страны. По данным российских СМИ, Д. Атовуллоев имеет статус политического беженца в Германии.

Новости-Грузия, 20 августа

От редакции дайджеста: 15 июля 2013 года Д. Атовуллоев был задержан в московском аэропорту Шереметьево сразу по прибытии из Праги. Через несколько часов российские власти отправили Атовуллоева обратно в Прагу. «Когда я спрашивал в аэропорту, с чем связано мое задержание, мне сказали, что ничего не могут сказать, что они люди маленькие… После того, как я прибыл в Прагу и получил кое-какую информацию из Москвы, сложилась следующая картинка. Меня должны были задержать и передать в чьи-то руки. Что бы со мной дальше было, неизвестно… Я уверен, к моему задержанию приложили руку коррумпированные чиновники России, которых я раздражаю, и которые берут у таджикских властей большие деньги «за лоббистскую деятельность», – сообщил Д. Атовуллоев корреспонденту «Азии плюс».

 

КАЗАХСТАН

Избит собкор газеты «Свобода слова» Игорь Ларра

20 августа собственный корреспондент газеты «Свобода слова» в Актобе Игорь Ларра около 23 часов вышел из подъезда от друга, чтобы поехать домой на заказанном по вызову такси. Он направился к машине, но к нему неожиданно подошли четверо неизвестных, оглушили монтировкой и стали пинать ногами.

Очнувшись, И. Ларра добрался в УВД, где написал заявление. Ждать действий полицейских ему пришло 3 часа. Заявление у него приняли, но пройти медицинское освидетельствование и получить справку о нанесенных побоях в тот же вечер он не смог – полицейские сказали ему, что сделают это на следующий день. Однако днем 21 августа он так и не дождался звонка от следователя, и поэтому обратился за медицинской помощью самостоятельно (у него разбита голова и гематомы на теле).

Сам Игорь связывает нападение с рядом критических публикаций о работе акима Актюбинской области Архимеда Мухамбетова.

Напомним, аналогичному нападению Игорь Ларра подвергся в марте 2010 года. По мнению редакции, это было не случайное хулиганское нападение, а целенаправленная атака на журналиста за его профессиональную деятельность. «Игорь в последнее время подробно освещал забастовку нефтяников в Жанаозене и проблемы, связанные с отечественными и зарубежными нефтедобытчиками региона», – писала «Свобода слова».

Фонд «Адил Соз»

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

Радио Свобода: Мосгорсуд подождет Джабраила Махмудова

Польское радио: Правозащитная Россия

«Новая газета»: Краснодарский край. Опальному редактору поступают угрозы

«Парк Гагарина»: Предвыборные скандалы

Civitas.Ru: Нарушения прав журналистов и СМИ в России накануне выборов – сложившаяся печальная традиция

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни