Дайджест
7 Октября 2013 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 630

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Право на независимость и безопасность

В Кишиневе (Республика Молдова) под эгидой Международной федерация журналистов 4-6 октября прошла рабочая встреча «За безопасность, права и независимые стандарты для журналистов постсоветского пространства». В ней участвовали представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, России и Украины, выступившие с докладами о нарушениях прав журналистов и масс-медиа на территории этих стран. Обсуждались способы защиты сотрудников СМИ, в том числе юридической, особое внимание было уделено борьбе с характерной для большинства стран бывшего Советского Союза безнаказанностью, которой пользуются враги свободной прессы. Шла речь и о координации действий журналистов в защиту пострадавших коллег.

По ситуации в России были отмечены следующие тенденции: число убийств журналистов не увеличивается, однако они не прекращаются; правоохранительные органы проявляют неспособность либо нежелание привлечь к ответственности и осудить виновных в нападениях на журналистов; увеличивается количества угроз, предшествующим нападениям, и отсутствует реакция правоохранителей на эти преступления, что ведет к безнаказанности преступников и провоцирует новые инциденты; накануне выборов начинается быстрый рост количества нарушений прав журналистов и СМИ; не прекращаются попытки введения цензуры, особенно – в районных изданиях; продолжаются задержания журналистов, освещающих протестные акции или незаконные действия властей; незаконные увольнения редакторов в регионах; увеличение количества DDoS-атак на независимые интернет-издания; уголовное преследование журналистов по «антиэкстремистской» 282 статье УК РФ.

По инициативе белорусских коллег было принято обращение с требованием освобождения журналистов, освещавших акцию активистов Greenpeace возле нефтяной платформы в Баренцевом море (см. дайджест 629). В документе говорится: «Мы, участники рабочей встречи «За безопасность, права и независимые стандарты для журналистов постсоветского пространства», крайне обеспокоены арестом журналистов Дениса Синякова и Кьерона Бриана, выполнявших свою работу. Мы считаем серьезной угрозой свободе слова ситуации, когда фотографов задерживают вместе с участниками акций, лишают аппаратуры и подвергают уголовному преследованию за профессиональную деятельность. Фиксируя события, фотограф не несет ответственности за них, даже если происходящее не нравится властям. Требуем немедленного освобождения наших коллег и снятия с них всех обвинений». Обращение подписали: Оливер Мани-Кёрл, Эдриан Коллин (Международная федерация журналистов); Мушфик Аласгарли, Назакет Агаева (Профсоюз журналистов Азербайджана); Седа Степанян, Астгик Геворгян (Союз журналистов Армении); Андрей Бастунец, Ольга Бабак, Андрей Кликунов (Белорусская Ассоциация журналистов); Звиад Почкхуа, Евгений Джокидзе (Независимая Ассоциация журналистов Грузии); Петру Богату, Антонина Сирбу, Валериу Сахарняну, Мария Сахарняну, Андриан Адам, Александрина Переу, Виктория Борта (Союз журналистов Молдовы); Светлана Свистунова (Союз журналистов России); Борис Тимошенко (Фонд защиты гласности); Оксана Винничук, Ольга Падирякова (Независимый медиа-профсоюз Украины).

На встрече также рассматривался вопрос о способах юридической защиты журналистов. О национальных и международных механизмах такой защиты рассказала сотрудник Воронежского Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.

В дальнейшем встречи, посвященные вопросам безопасности, прав и независимости журналистов, предполагается сделать регулярными. В частности, следующая акция пройдет в Киеве в конце ноября 2013 года.

 

РОССИЯ

Челябинская область. Уставная цензура

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В городе Миасс власти запретили освещать тему изменений в устав города. Несогласные с такой информационной политикой журналисты в знак протеста закрыли популярный в городе еженедельный проект «День за Днем: Итоги недели».

А теперь подробнее. Устав Миасса – самый нестабильный законодательный документ в городе. Его перекраивает каждый созыв депутатов, и всякий раз под определенные цели. К примеру, в 2004 году, когда посадили за решетку мэра города Владимира Григориади, депутаты отобрали у горожан право выбора главы города (они боялись, что к власти придет коммунист Михаил Жмаев). Главу города теперь выбирало Собрание депутатов - из своих же. При этом у главы были полномочия только представительские, хозяйственными вопросами занимался наемный сити-менеджер. В 2006 году новый созыв вернул горожанам возможность выбирать главу города, но не вернул ему реальных полномочий. Фактическое руководство городом оставалось на сити-менеджере. В 2012 году очередной созыв депутатов под давлением общественности (а на публичных слушаниях почти 500 человек проголосовали за «одноглавие») упразднил должность сити-менеджера, а избираемого населением главу города наделили, наконец, всеми необходимыми полномочиями.

Но вот - новый поворот. В сентябре 2013 года в последней редакции Устава Миасса опять обнаружили «неправильности». Федеральные органы предложили либо их устранить, либо вернуть прежний вариант Устава с «двухглавием». В борьбе за возвращение этого варианта 16 сентября из властных коридоров Челябинской области пришел неофициальный приказ городским средствам массовой информации тему городского устава не освещать.

В знак протеста миасские журналисты пошли на крайний шаг. 20 сентября вышел последний выпуск программы «День за Днем: Итоги недели». Автор информационно-аналитического проекта Оксана Лыткина закрыла ее в знак протеста. По ее словам, таким способом она высказала свое несогласие с информационной политикой власти.

 

Ростов-на-Дону. Пятое уголовное дело журналиста и блогера Сергея Резника

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

Управление Следственного комитета РФ по Ростовской области возбудило уже пятое по счету уголовное дело в отношении известного журналиста и блогера Сергея Резника.

Заявление в следственный комитет написал бывший заместитель прокурора Ростовской области Роман Климов. Ранее он, возглавляя жилищную комиссию прокуратуры области, надумал приобрести себе элитное жилье за казенный счет и получил порцию критики от Сергея Резника. Впрочем, журналист критиковал зампрокурора не только за это, но и по другим поводам, причем достаточно резко.

Как сказано в постановлении о возбуждении уголовного дела, с февраля 2012 года по сентябрь 2013 года Сергей Резник в своем блоге в LiveJournal неоднократно публично оскорблял являвшегося в тот период представителем власти Романа Климова в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, унижал его честь и достоинство в неприличной форме, формируя у неопределенного круга лиц негативный образ зампрокурора. В качестве доказательства приводятся допущенные журналистом «оскорбления»: «тракторист», «прокурор-тракторист», «тракторист-аферист», «прохвост».

Уголовное дело в отношении Резника возбуждено следователем по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел Управления Следственного комитета РФ по Ростовской области. И пока ростовские особо важные следователи заняты «преступными деяниями» журналистов, расследования дел в отношении убийц, мошенников, казнокрадов и прочих коррупционеров нередко затягиваются на годы. Впрочем, расследование дел журналистов тоже тянется годами, особенно если журналиста удалось упрятать за решетку. Яркий тому пример – дело редактора газеты «Уполномочен заявить» Александра Толмачева, который находится в СИЗО уже почти два года, несмотря на резкое ухудшение состояния его здоровья.

 

Санкт-Петербург. Патовая ситуация

Роман Захаров, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В пятницу 4 октября стало известно о намерении Роскомнадзора лишить статуса СМИ одно из крупных информационных агентств страны – «Росбалт». Повод – вынесенные ранее два предупреждения, которые в настоящее время оспариваются редакцией в судебном порядке.

Как уточняет пресс-служба Роскомнадзора, исковое заявление об аннулировании свидетельства о регистрации СМИ в отношении ИА «Росбалт» подано в связи с неоднократным размещением материалов, содержащих нецензурную брань. По поводу двух таких случаев ранее были вынесены официальные предупреждения, поэтому ведомство имело законное право на обращение в суд.

Вот только кому будет легче, если крупное информационное агентство лишат статуса СМИ? Особенно если учитывать тот факт, что нецензурная брань содержалась не в собственных материалах агентства, а звучала в видеороликах, взятых с сервиса youtube. Более того, редакция в обоих случаях удаляла вызвавший недовольство чиновников контент по первому требованию. Можно, разумеется, обсуждать, не стоило ли «Росбалту» отредактировать видеоролики, прежде чем публиковать их на собственном сайте. То есть «запикать» – как делают многие другие СМИ, в том числе крупные телевизионные каналы.

Ситуация сложилась патовая. Роскомнадзор, похоже, не намерен отступать. «Росбалт» намерен бороться до конца, оспаривая как сами предупреждения, так и иск об аннулировании свидетельства о регистрации СМИ. Диву даешься, сколько сил прилагают чиновники на борьбу с теми самыми средствами массовой информации, которые противостоят потоку насилия и экстремизма в информационном пространстве.

 

Челябинск. Расходование бюджетных средств - семейная тайна чиновников?

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Чиновники главного управления молодёжной политики Челябинской области просят полицию привлечь главного редактора сайт «Итоги74» Станислава Вахрушева к уголовной ответственности. Поводом для их заявления послужила серия публикаций на страницах веб-сайтов «Итоги74» и «Челбизнес.Ру» о системных нарушениях и злоупотреблениях при расходовании бюджетных средств в этом самом управлении молодежной политики.

«Власти любыми способами стремятся не допустить дальнейших антикоррупционных расследований», - сообщил главный редактор сайта «Итоги74» С. Вахрушев. И добавил, что 23 сентября в УМВД России по городу Челябинску от сотрудниц главного управления молодёжной политики Челябинской области Екатерины Истоминой и Татьяны Пащенко поступили заявления с просьбой провести расследования по фактам якобы обнародования их персональных данных в наших материалах. Заявительницы упоминают 137 статью УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну.

Вызванный для дачи пояснений в полицию С. Вахрушев так и не смог понять, какие действия ему вменяют в качестве нарушений, поскольку в расходовании казенных средств чиновниками он никакой тайны не усматривает. К тому же дознаватель отказалась предъявлять ему для ознакомления приложения к заявлениям (фотографии, распечатки). И не пояснила, какое отношение Вахрушев имеет к личным или семейным тайнам заявительниц.

«Никакой молодёжной политики в регионе нет, есть только примитивные схемы расходования бюджетных средств, - заявил корреспонденту ФЗГ редактор Вахрушев - Общество тратит на молодёжные направления десятки миллионов рублей, а в результате получает третьеразрядные «капустники». Мы рассказываем о значительных суммах неэффективно потраченных бюджетных средств, это сотни миллионов рублей, приводим доказательства, а нам предъявляют несуразные обвинения в обнародовании «интима». Это характеризует масштаб деятельности ведомства да и личности авторов из этого ведомства».

«Итоги74» и «Челбизнес.Ру» рассказывали о финансовых и бюджетных нарушениях в главном управлении молодёжной политики Челябинской области последние полгода. В результате по настоянию журналистов был признан незаконным госконтракт управления молодежной политики на организацию участия делегатов Челябинской области в международной конференции в Швейцарии.

Тратить налоги на устаревшие советизмы и поездки по странам - это нонсенс, а не интим, считают журналисты.

 

Воронеж. Журналисты выиграли судебный процесс по сюжету о торговле наркотиками

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Воронежский областной суд отменил решение первой судебной инстанции о взыскании с ВГТРК, ее журналистов и управления Госнаркоконтроля 300 тыс. рублей.

В октябре 2012 года в воронежском эфире телеканала «Россия» был показан сюжет, рассказывающий о деятельности местного управления Госнаркоконтроля. В нем, в частности, говорилось о раскрытии одного преступления, связанного с торговлей маком. В сюжете, снятом съемочной группой ГТРК «Воронеж» (филиала ВГТРК), был показан Александр Полухин, глава семьи, находящейся под следствием, и частный дом, где эта семья проживает.

Весной этого года Александр Полухин и еще двое членов его семьи подали иск о защите чести и достоинства к ГТРК «Воронеж», трем журналистам съемочной группы, управлению Госнарконтроля и его сотрудникам, выступавшим в ходе сюжета. Центральный районный суд Воронежа частично удовлетворил иск, признав распространенные сведения недостоверными и порочащими. С телекомпании, управления Госнаркоконтроля и участников съемочной группы было взыскано в общей сложности 300 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда (см. дайджест 624). Ответчики, не согласные с судебным решением, обратились за юридической помощью в Центр защиты прав СМИ.

1 октября состоялось рассмотрение апелляционной жалобы, в результате которого Воронежский областной суд отменил решение первой судебной инстанции и вынес новое – отказать истцу в требованиях в полном объеме.

 

УЗБЕКИСТАН

Журналист вышел на свободу

Освобожден журналист Сергей Наумов, задержанный в Хорезмской области по надуманному обвинению (см. дайджест 629). Такой исход стал возможным вследствие кампании, проведенной коллегами из разных стран бывшего СССР, организовавшими обращения к властям Узбекистана, в том числе министру внутренних дел, с требованием освободить журналиста.

«Дорогие друзья! Я потрясен вашей поддержкой! Вчера меня выпустили из одиночки. Сердечное всем спасибо!», - написал 4 октября Сергей Наумов.

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в сентябре 2013 года

Нападения на журналистов – 6 (съемочная группа НТВ, Москва; Владимир Роменский, корреспондент телеканала «Дождь» и Евгений Комиссаров, оператор телеканала «Дождь», оба - Москва; Татьяна Ревенкова, генеральный директор телеканал «Химки-ТВ», Московская область; Владимир Кантемир, шеф-редактор газеты «Вечорка», Чита; Игорь Кравчук, журналист издания «Экспресс-Камчатка – онлайн», Петропавловск-Камчатский; Сергей Семенов, корреспондент МТРК «Мир», Санкт-Петербург)

Попытки цензуры – 2 (телекомпания «Мир», Москва; СМИ Миасса, Свердловская область)

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 2 (Денис Синяков, независимый фотограф, Мурманск; Кьерон Бриан, независимый видео-оператор, Мурманск).

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Светлана Лолаева, главный редактор интернет-издания «Газета.ru», Москва; Татьяна Ревенкова, генеральный директор телеканал «Химки-ТВ», Московская область; Андрей Ходорченков, главный редактор сайта телеканала «Дождь», Москва).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 2 (Денис Синяков, независимый фотограф, Мурманск; Кьерон Бриан, независимый видео-оператор, Мурманск).

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 31

Прекращение выхода СМИ – 2 (телепрограмма «День за днем: Итоги недели», Свердловская область; журнал «ТелеШоу», Екатеринбург).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 4 (газета «Маяк», Свердловская область; газета «Качканарский рабочий» и газета «Качканарский четверг», обе - Свердловская область).

Препятствование выходу СМИ - 1 («Новая газета», Москва)

Препятствование деятельности интернет-изданий – 11 (сайт журнала «Искусство кино», Москва; представительство РИА Новости в Париже; сайт storonniki.info, Москва; сайты v-yakutia.ru, sakhalife.ru, nvpress.ru, aartyk.ru, shadrinnews.ru, все – Якутия; сайт телеканала «Дождь», 2 раза, Москва; Интернет во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга).

Выход изданий-двойников – 4 (газета «Совершенно секретно», Хабаровский край; газета «Комсомольская правда в Калининграде», Калининград; газета «Нам не всё ясно», газета «Яблочный сказ», обе – Карелия)

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (микрофон съемочной группы НТВ, Москва; фотокамера Дениса Синякова, независимого фотографа, Мурманск).

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 2 (газета «Свобода и слово», Московская область; телеканал «Восточный экспресс», Челябинск).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 21

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Обращение к министерству информации Республики Беларусь по поводу лишения лицензии издательства «Логвінаў»

Мы, участники встречи «За безопасность, права и независимые стандарты для журналистов постсоветского пространства», встревожены новостью о лишении лицензии на издательскую деятельность белорусского издателя Игоря Логвинова.

В качестве причины министерство информации ссылается на решение суда Ошмянского района Гродненской области от 18 апреля 2013 года о признании экстремистскими материалами альбома «Пресс-фото Беларуси 2011», выпущенного издательством.

Между тем, сам факт признания фотоальбома экстремистскими материалами вызвал резко негативную реакцию международной общественности. Обвинение художественного альбома, в котором собраны результаты конкурса пресс-фото, в искажении действительности выглядит нелепо. И так же выглядят органы власти, которые причастны к признанию фотоальбома «экстремистскими материалами».

Законодательство о противодействии экстремизму должно быть направлено на предотвращение преступлений против государства и человечества, а не служить орудием цензуры.

Издательство «Логвінаў» является одним из флагманов в деле издания белорусской литературы. Считаем, что лишение издательства лицензии нанесёт огромный урон как культуре Беларуси, так и имиджу страны. Призываем Министерство информации незамедлительно пересмотреть своё решение.

Оливер Мани-Кёрл, Эдриан Коллин (Международная федерация журналистов); Мушфик Аласгарли, Назакет Агаева (Профсоюз журналистов Азербайджана); Седа Степанян, Астгик Геворгян (Союз журналистов Армении); Андрей Бастунец, Ольга Бабак, Андрей Кликунов (Белорусская Ассоциация журналистов); Звиад Почкхуа, Евгений Джокидзе (Независимая Ассоциация журналистов Грузии); Петру Богату, Антонина Сирбу, Валериу Сахарняну, Мария Сахарняну, Андриан Адам, Александрина Переу, Виктория Борта (Союз журналистов Молдовы); Светлана Свистунова (Союз журналистов России); Борис Тимошенко (Фонд защиты гласности); Оксана Винничук, Ольга Падирякова (Независимый медиа-профсоюз Украины).

Кишинёв, 6 октября 2013 года.

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни