Дайджест
13 Января 2014 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 643

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные ФЗГ в 2013 году на территории Российской Федерации

Общее число – 1 582. В 2012 году – 1 686, в 2011 году – 1 636, в 2010 году – 1 503

Случаи гибели журналистов – 4 (Ахмеднаби Ахмеднабиев, обозреватель газеты «Новое дело», Республика Дагестан; Николай Потапов, редактор газеты «Сельсовет», Ставропольский край; Константин Бауэр, корреспондент Лесосибирской городской телерадиокомпании, Красноярский край; Аркадий Ландер, главный редактор газеты «Местная», Краснодарский край).

 

В 2012 году зафиксирована гибель 4 журналистов, в 2011 – 6, в 2010 – 12, в 2009 – 9, в 2008 – 5, 2007 – 8

 

Нападения на журналистов – 71

Январь: Григорий Ревзин, корреспондент «Коммерсанта», Москва; Ахмеднаби Ахмеднабиев, заместитель главного редактора еженедельника «Новое дело», корреспондент «Кавказского узла», Республика Дагестан; Юрий Сейидов, журналист газеты «Горняцкая правда», Челябинская область; Антон Сучков, журналист «Советского спорта», Москва; Игорь Яшин, старший редактор ТВ «Новости», Москва; Александр Рылов, директор 1-го городского телеканала, Киров; Михаил Сазонов, корреспондент «Ридуса», Москва; Тимофей Бутенко, корреспондент газеты «Наша Версия», Саратов.

Февраль: Юлия Стрельникова, директор телеканала «ТРК-Причулымье», Красноярский край; Виктор Недосветей, редактор «Неправильной газеты», Ненецкий автономный округ; Сергей Дробышев, оператор телеканал «6ТВ», Хабаровск; Александр Саливанчук, оператор РИА «Новый Регион», Екатеринбург.

Март: Светлана Курицына, ведущая телепрограммы «Луч света», НТВ, Москва; Борис Стомахин, редактор газеты «Радикальная политика», Москва; Сергей Бровко, фотограф газеты «Источник новостей», Киров; Абдулла Экаев, главный редактор газеты «Тверской репортёр», Тверь; Дмитрий Ренанский, независимый журналист, Санкт-Петербург.

Апрель: Константин Бауэр, журналист Лесосибирской телерадиокомпании, Красноярский край; Борис Комаров, президент холдинга «Юнитон-медиа», Новосибирск; Сергей Кушеев, главный редактор интернет-портала «Позиция», Вологда; Андрей Челноков, председатель союза журналистов Новосибирской области, Новосибирск; Дмитрий Краюхин, главный редактор агентства «ЦентрРус, Орел; Эдуард Шмонин, главный редактор интернет-издания «Чиновник.РУ», Ханты-Мансийский автономный округ.

Май: съемочные группы телеканалов РЕН ТВ, «Пятый канал» и «Первый канал», все – в Москве; Ярослав Щедров, журналист 73online.ru, Ульяновск.

Июнь: съемочная группа ОТВ, Владивосток; Ирина Лукьяшко, журналистка ЮГА.Ру, Краснодарский край; Ростислав Бардокин, главный редактор Новокузнецкого интернет-телевидения, Кемеровская область; Евгений Титов, собкор «Новой газеты», Краснодарский край; Ростислав Журавлев, корреспондент «УралПолит.Ru», Тюмень; Антон Бурлуцкий, редактор журнала «Люди и вещи. Shopping», Оренбург.

Июль: Галина Крамич, главный редактор газеты «Любимый город», Московская область; Борис Мурадов, главный редактор журнала Digital Photo, Москва; съемочная группа телекомпании «СургутИнтерНовости», Ханты-Мансийский автономный округ; Екатерина Пархоменко, журналист «Коммерсанта», Москва; Виталий Шушкевич, оппозиционный журналист, Москва; Юрий Нерсесов, выпускающий редактор сайта «Агентство политических новостей – Северо-Запад», Санкт-Петербург; Денис Кучменко, главный редактор газеты «Горожанин», Иркутская область.

Август: Анатолий Грязнов, журналист интернет-СМИ «Позиция», Вологда; Вера Кичанова, журналист издания Slon, Москва; Антон Аксенов, корреспондент «Четвертой власти», Саратов; Светлана Топилина, корреспондент телеканала «100 ТВ», Санкт-Петербург; Павел Никулин, корреспондент «Русской планеты», Москва; Никита Колпаков, журналист радиостанции «Эхо Москвы в Саратове», Саратов.

Сентябрь: съемочная группа НТВ, Москва; Владимир Роменский и Евгений Комиссаров, журналисты телеканала «Дождь», оба – Москва; Татьяна Ревенкова, генеральный директор телеканал «Химки-ТВ», Московская область; Владимир Кантемир, шеф-редактор газеты «Вечорка», Чита; Игорь Кравчук, журналист издания «Экспресс-Камчатка – онлайн», Петропавловск-Камчатский; Сергей Семенов, корреспондент МТРК «Мир», Санкт-Петербург.

Октябрь: Михаил Карякин, независимый журналист, Нижний Новгород; Светлана Викарий, независимая журналистка, Калининградская область; Тимур Олевский, корреспондент телеканала «Дождь», Павел Никулин, журналист «Русской планеты», оба – Москва; Сергей Соколов, заместитель главного редактора «Новой газеты», Москва; Андрей Новичков, журналист «Граней.Ру», Москва; съемочная группа ГТРК «Курган», Курган; Николай Эппле, журналист газеты «Ведомости», Москва; съемочная группа телеканала LifeNews, Москва; Сергей Резник, корреспондент газеты «Южный федеральный», Ростов-на-Дону; Максим Новиков, независимый журналист, Тверь; Тайир Ачитаев, корреспондент хакасской редакции «Комсомольской правды», Абакан; Эдвальд Юнгблюд, звукорежиссер телеканала РТС, Абакан.

Ноябрь: съемочная группа Life News, Москва; Андрей Петров и Петр Лукашин, журналисты портала V1.ru, Волгоград; Ирина Губарева и Виталий Ганнащук, журналисты еженедельника «Бизнес-курс», Омск; съемочная группа «Рен-ТВ», Москва; съемочная группа ТВЦ, Москва.

Декабрь: Александр Дмитриев, редактор газеты «ЛОМ», Алтайский край; Роман Никифоров, оператор телеканала «Подмосковье», Москва; Александр Ермаков, корреспондент интернет-издания «Фонтанка.Ру», Санкт-Петербург; съёмочная группа телеканала «100 ТВ», Санкт-Петербург.

В 2012 году – 94, в 2011 – 81, в 2010 – 58, в 2009 – 59, в 2008 – 69, в 2007 – 75, в 2006 – 69

Нападения на редакции, телецентры – 4

(газета «Время. Ставропольский край», Ставропольский край; газета «Московский комсомолец», Москва, 2 раза; ИА «Норд Ост Информ», Петропавловск-Камчатский).

В 2012 году – 4, в 2011 – 4, в 2010 – 8, в 2009 – 10, в 2008 – 7, в 2007 – 11

 

Попытки цензуры – 33

(Пятый канал, Санкт-Петербург; городское телевидение Ухты, Республика Коми; Первый канал, Москва; «Живой Журнал»; Интернет в Костромской области; СМИ Челябинской области, 2 раза; газета «Истоки», Республика Алтай; газета «Вперед», Владимирская область; газета «Берега Клязьмы», Московская область – в Нижегородской области; республиканское радио, Кабардино-Балкарская Республика; «ВТК Кабардино-Балкария», – 2 раза; сайт CIVITAS.Ru, Москва; телеканал «Заречный ТВ», Свердловская область; телеканал «Енисей», Красноярск; ИА «Диалог», Санкт-Петербург; организаторы музыкального фестиваля Kubana, Краснодарский край; сайты 7info, «МедиаРязань», RZN.info, все – Рязань; ОТР, Москва; СМИ Хабаровского края; газета «Городской вестник», Свердловская область; радиостанция «Финам FM», Москва; видеоканал «Динамо-ТВ», Москва; «Авторадио», Москва; пресса Московской области; газета «Заря», Забайкальский край; телекомпания «Мир», Москва; СМИ Миасса, Свердловская область; газета «Наша Версия», Саратов; газета «Новость», Ростовская область).

В 2012 году – 46, в 2011 – 52, в 2010 – 29, в 2009 – 33, в 2008 – 21, в 2007 – 33

 

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 28

(Ольга Романова, журналистка «Новой газеты», Москва; Владислав Малышев, издатель газеты «Резонанс», Саратов; Александр Николаенко, независимый журналист, Кемеровская область; Валерий Рюмин, учредитель газеты «Вечерняя Рязань», Рязань; Вадим Белоцерковский, независимый журналист, США; Андрей Ращупкин, независимый журналист, Владимир; Елена Полякова, журналист газеты «Серп и молот», Московская область; Виктор Кравцов, главный редактор интернет-СМИ «Волжский.ру», и Надежда Кузьмина, директор этого сайта, Волгоградская область; Станислав Поздняков, редактор «Ай-с-с пресс», Москва; Игорь Цагоев, заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в КБР», Нальчик; Николай Ярст и Филипп Василенко, журналисты телеканала «Общественное телевидение России», оба – Краснодарский край; Александр Серебрянников, сайт «Блогер51», Мурманск; Роман Юшков, журналист газеты «Звезда», Пермь; Юрий Шкатуло, независимый журналист, Краснодар; Анатолий Кузнецов, редактор сайта «Анапа-про», Краснодарский край; Андрей Столбунов, редактор сайта «Справедливость», Москва; Александр Серебряников, автор и владелец сайта Blogger.51.com, Мурманская область; Василий Пурденко, блог «Свободное слово Адыгеи», Республика Адыгея; Денис Синяков, независимый фотограф, Мурманск; Кьерон Бриан, независимый видео-оператор, Мурманск; Сергей Резник, корреспондент газеты «Южный федеральный», Ростов-на-Дону, 2 раза; Павел Никулин, журналист «Русской планеты», Москва; ИА «Ура.ru», Екатеринбург; Станислав Калиниченко, независимый журналист и блогер, Кемерово; редакция газеты «Четвертая власть», Саратов; Валерий Усков, бывший редактор газеты «Правда города Златоуста», и Вячеслав Байдарико, журналист этого издания, Челябинская область; Ольга Паранина, корреспондент газеты «Грани», Красноярский край).

В 2012 году – 42, в 2011 – 42, в 2010 – 45, в 2009 – 37, в 2008 – 47, в 2007 – 46

 

Увольнение редактора, журналиста – 21

(Эдика Лялина, корреспондент телестудии «Петровка-38», Москва; Егор Кривенко, главный редактор газеты «Озерский вестник», Челябинская область; Антон Красовский, журналист телеканала Kontr TV, Москва; Александра Богатырь, главный редактор газеты «Истоки», Республика Алтай; Ирина Басюк, главный редактор газеты «Вестник Приграничья», Приморский край; Владимир Сасин, редактор газеты «Вперед», Владимирская область; Елена Полякова, журналист газеты «Серп и молот», Московская область; Владимир Саманюк, ведущий телепрограммы «Вести-Карелия», Карелия; Светлана Хвостанцева, главный редактор газеты «Отечество», Кировская область; Ирина Пастухова, исполняющая обязанности главного редактор газеты «Искра Прикамья», Пермский край; Любовь Алексеева, редактор газеты «Заря Востока», Алтайский край; Александр Орлов, заместитель главного редактора телеканала «Россия 24», Москва; Аиша Уруджева, главный редактор газеты «Вперед», Владимирская область; Татьяна Садовова, редактор, Борис Терехов, журналист, Вадим Сафонов, веб-редактор, все – телеканал «Первый Тульский», Тула; Светлана Лолаева, главный редактор интернет-издания «Газета.ru», Москва; Татьяна Ревенкова, генеральный директор телеканал «Химки-ТВ», Московская область; Андрей Ходорченков, главный редактор сайта телеканала «Дождь», Москва; Виктор Николаев, ответственный редактор отдела экономики «Санкт-Петербургских ведомостей», Санкт-Петербург; Георгий Янс, журналист газеты «Наше Подмосковье», Москва).

В 2012 году – 16, в 2011 – 28, в 2010 – 31, в 2009 – 15, в 2008 – 13, в 2007– 12

 

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 84

Январь: Андрей Сухотин, корреспондент отдела расследований «Новой газеты», Москва; Михаил Сазонов, корреспондент «Ридуса», Москва; Александр Комельков, газета «Арсеньевские вести», в Санкт-Петербурге.

Февраль: Тимур Зайнуллин, журналист «Фонтанки.ру», Санкт-Петербург; Валерий Рюмин, учредитель газеты «Вечерняя Рязань», Рязань; Лев Лерман, корреспондент «Новой газеты», и Станислав Власов, независимый журналист, оба – Нижегородская область; Маша Гессен, директор Русской службы Радио Свобода», в Мордовии.

Март: Влад Тупикин, независимый журналист, Москва; Виктор Кравцов, главный редактор интернет-СМИ «Волжский.ру», и Надежда Кузьмина, директор этого сайта, Волгоградская область; Дмитрий Алешковский, независимый журналист, Санкт-Петербург; Сергей Губанов, независимый журналист, Санкт-Петербург; Александр Сотник, журналист канала «Политвестник», Дмитрий Мелехин, журналист канала «Политвестник», Мария Решетникова, корреспондент интернет-сайта Каспаров.Ru, все – Москва; съемочная группа программы «Вести. Дежурная часть», – в Кемеровской области; Наталья Филонова, редактор газеты «Всему наперекор», Забайкальский край; Владими Горбань, сотрудник газеты «Свободная речь», Московская область.

Апрель: Андрей Терехин, главный редактор журнала L'gionnaire, Новосибирск; Сергей Кушеев, главный редактор интернет-портала «Позиция», Вологда; Светлана Локоткова, корреспондент журнала The New Times, в Тамбовской области; Вячеслав Потапов, главный редактор телепрограммы «Советская Кубань», Иван Кубраков, заместитель главного редактора «Советской Кубани», Андрей Кошик, интернет-издание «Кавказская политика», все – Краснодар; Канэхира Сингэнори, Оно Синдзиро, Дасай Такахиро, Утида Хидэкадзу, журналисты телекомпании «Ти-Би-Эс», Япония, все – в Хабаровском крае.

Май: Дмитрий Кувалдин, оператор проекта Lenta.doc, Москва; Елена Иванова, главный редактор ИА «Свободные новости» и Мария Алексашина, шеф-редактор этого издания, обе – Саратов; Андрей Новичков, корреспондент «Граней», Москва; Игорь Цагоев, заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в КБР», Нальчик; Николай Ярст, корреспондент телеканала «Общественное телевидение России» и Филипп Василенко, оператор этого телеканала, оба – Краснодарский край; Николай Бондарик, журналист Каспаров.Ru, Москва.

Июнь: Ольга Скабеева, корреспондент ГТРК «Ставрополье» и Андрей Мельников, оператор ГТРК «Ставрополье», оба – Ставрополь; Виталий Папилкин, главный редактор газеты «Самарские известия», Самарская область; Дмитрий Зыков, корреспондент Граней.Ру, Москва.

Июль: Юрий Шкатуло, независимый журналист, Краснодар; Дододжон Атовуллоев, независимый журналист, Москва; Сергей Лунц, корреспондент Sensus Novus, Санкт-Петербург; Александр Сотник и Дмитрий Мелехин, корреспонденты канала «Политвестник», Москва; Екатерина Пархоменко, журналист «Коммерсанта», Виталий Шушкевич, независимый журналист, Игорь Садоков, журналист Газеты.ру, Григорий Дукор, шеф-редактор фотослужбы Reuters, Маша Гессен, независимый журналист, Роман Волобуев, редактор GQ, Анастасия Каримова, журналистка «Коммерсанта», Карен Шаинян, корреспондент телеканала «Дождь», Сергей Шаргунов, главный редактор портала «Свободная пресса», Александр Буртин, корреспондент «Русского репортера», Михаил Почуев, корреспондент ИТАР-ТАСС, Владимир Роменский, корреспондент телеканала «Дождь», все – Москва; Ангелина Черток, корреспондент ИА «Свободные новости», Саратовская область.

Август: Марат Хайруллин и Сергей Островерхов, журналисты газеты «Мир новостей», Волгоградская область; Тагир Минбаев, независимый журналист, Башкортостан.

Сентябрь: Денис Синяков, независимый фотограф, Мурманск; Кьерон Бриан, независимый видео-оператор, Мурманск.

Октябрь: Фехим Таштекин, корреспондент газеты «Радикал», Турция – в Краснодарском крае; Дмитрий Зыков, корреспондент «Грани.Ру», Москва; съемочная группа ТК «ТелеТула», Тула; Евгений Бунтман, корреспондент радиостанции «Эхо Москвы», Алексей Горбачев, корреспондент «Независимой газеты», Петр Пархоменко, редактор радиостанции «Коммерсант FM», все – Москва; Анатолий Бузинский, корреспондента телеканала «Дождь», Санкт-Петербург; сотрудники ЧГТРК «Грозный» – в Шереметьево, Московская область; Алина Гребнева, корреспондент радио «Эхо Москвы», Москва; съемочная группа портала НеСекретно, Пермский край; съемочная группа телеканала «Урал-Информ ТВ», Пермский край; Игорь Зубов, независимый журналист, Санкт-Петербург; Сергей Жигалин, журналист издания «Итоги74», и Станислав Вахрушев, редактор этого издания, оба – Челябинск.

Ноябрь: Александр Ермаков, корреспондент «Фонтанки.Ру», Санкт-Петербург; Станислав Калиниченко, независимый журналист и блогер, Кемерово; Эйстейн Боген, репортер норвежского телеканала TV2, и Оге Эюн, оператор этого телеканала, Краснодарский край, – 3 раза; Екатерина Лукьянова, независимый журналист, в Краснодарском крае; Валерий Усков, бывший редактор газеты «Правда города Златоуста», и Вячеслав Байдарико, журналист этого издания, Челябинская область; Андрей Новичков, корреспондент «Граней», Москва.

Декабрь: Мирослав Карас и Томаш Горак, корреспондент и оператор Чешского телевидения, в Краснодарском крае; Гасан Гаджиев, корреспондент ИА «Кавказский узел», Махачкала; съемочная группа BBC, в Краснодарском крае; Елена Власенко, корреспондент «Совершенно секретно», и Дмитрий Флорин, редактор интернет-издания «Интер Кавказ», оба – в Ростовской области; Александр Валов, редактор портала «Блогсочи», Краснодарский край; Евгений Ташу, редактор интернет-портала «Голос Черкесии», Адыгея; Александр Рыклин, главный редактор «Ежедневного журнала», Москва; Игорь Ясин, независимый журналист, и Дмитрий Зыков, видеокорреспондент интернет-издания «Грани.Ру», оба – Москва; Евгений Левкович, корреспондент русской версии журнала Rolling Stone, и Виктория Ивлева, фотокорреспондент «Новой газеты», оба – Москва.

В 2012 году – 153, в 2011 – 132, в 2010 – 90, в 2009 – 62, в 2008 – 78, в 2007 – 140

 

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 327

В 2012 году – 358, в 2011 – 404, в 2010 – 314, в 2009 – 320, в 2008 – 280, в 2007 – 238

 

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 39

Январь: Виталий Лобода, блоггер, Челябинск; Станислав Микрюков, журналист портала «НовоТОМСК», Томск.

Февраль: журналисты газеты «Новые колеса», Калининград; телекомпания «Волга», Нижний Новгород; неопределенный круг журналистов, Москва; Андрей Пионтковский, обозреватель интернет-издания «Грани.Ру», Москва; Максим Якубов, журналист ИА «Материалы дел и оценка доказательств», Нижегородская область.

Март: Светлана Курицына, ведущая телепрограммы «Луч света», НТВ, Москва; Валерий Донской, шеф-редактор независимой радиостанции «Электрон-ФМ», Краснодарский край – 2 раза; Татьяна Гусельникова, журналист «Новой газеты Кубани», Краснодар; Айдер Муждабаев, заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец», Георгий Янс, журналист газеты «Московский комсомолец», оба – Москва; редакция ИА «Свободные новости», Елена Иванова, главный редактор, сотрудники ИА «Свободные новости», все – Саратов; Максим Собеский, автор интернет-издания «Особая буква», Москва – 2 раза; Павел Гусев, главный редактор газеты «Московский комсомолец», Москва; Сергей Леонов, корреспондент «URA.Ru», Челябинск; Абдулла Экаев, главный редактор газеты «Тверской репортёр», Тверь.

Апрель: Дмитрий Бегун, шеф-редактор информационного портала Samara.ru, Самара; Эдуард Шмонин, главный редактор интернет-издания «Чиновник.РУ», Ханты-Мансийский автономный округ.

Май: Ульяна Скойбеда, журналист «Комсомольской правды», Москва.

Июнь: сотрудники РТК «Омикс», Кемеровская область.

Июль: Юрий Шкатуло, независимый журналист, Краснодар; Евгений Михайлов, независимый журналист, Ростов-на-Дону.

Август: Виталий Гордеев, главный редактор агентства «Норд Ост Информ», Петропавловск-Камчатский; Николай Потапов, редактор газеты «Сельсовет», Ставропольский край; Светлана Топилина, корреспондент телеканала «100 ТВ», Санкт-Петербург; Анатолий Кузнецов, редактор сайта «Анапа-про», Краснодарский край; Сергей Резник, независимый журналист, Ростов-на-Дону.

Октябрь: Олег Котин, главный редактор газеты «Время культуры» Воронеж; съемочная группа телеканала LifeNews, Москва; Владислав Мурашов, внештатный корреспондент «Волоколамской недели» и руководитель информационного портала «Ламаград», Московская область.

Ноябрь: Павел Ященков, обозреватель «Московского комсомольца», Москва; съемочная группа Life News, Москва; Владислав Степанов, редактор портала wolsk.ru, Саратовская область; журналисты газеты «Копейский рабочий», Челябинская область.

Декабрь: Юлия Айрих, корреспондент газеты «Копейский рабочий», Челябинская область.

В 2012 году – 69, в 2011 – 66, в 2010 – 46, в 2009 – 60, в 2008  – 35, в 2007 – 27

 

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 4 («Радио Посад», Московская область; газета «Красное знамя», Сыктывкар; РТК «Омикс», Кемеровская область; газета «Известия Калмыкии», Калмыкия).

В 2012 году – 6, в 2011 – 7, в 2010 – 2, в 2009 – 1, в 2008 – 5, в 2007 – 7

 

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 7 (телепрограмма «День», Республика Коми, 2 раза; газета «Справедливая Россия», в Воронежской области; «АиФ» в Туле», Тула, газета «За Навального», Нижний Новгород; газета партии «Яблоко», Свердловская область; газета «День», Ижевск).

В 2012 году – 12, в 2011 – 27, в 2010– 24, в 2009 – 15, в 2008 – 30, в 2007 – 34

 

Отключение от эфира, прекращение вещания – 15 (телеканал «Совершенно секретно», Москва; радиостанция «Европа Плюс Уфа», 2 раза, радиостанция «Милицейская волна», 2 раза, обе – Уфа; радио «Маяк» в Нижегородской области; телекомпания «Тивиком», Улан-Удэ; телеканал «Дождь», Москва; телеканал «РЕН Уфа», Уфа; телеканал «Дождь», Москва; РТК «Омикс, ООО «Кабельная телевизионная компания», ГТРК «Кузбасс», все – Кемеровская область; телеканал «Урал-Информ ТВ», Пермь; новостная программа телекомпании РЕН-ТВ Омск).

В 2012 году – 11, в 2011 году – 11, в 2010 – 12, в 2009 – 20, в 2008 – 21, в 2007 – 27

 

Прекращение выхода СМИ – 20 (телепрограмма «Тема», Кемеровская область; журнал «Полдень. XXI век», Санкт-Петербург; радиопрограмма «FM Достоевский», Москва; интернет-портал Openspace.ru, Москва; телепередача «Голос Приграничья», Приморский край; интернет-журнал «Русская жизнь», Москва; газета «Местное время», Республика Карелия; газета «Молодежь Севера», Республика Коми; телеканал «Рен ТВ Уфа», Башкирия; портал PublicPost, Москва; журнал Digital Photo, Москва; радиопрограмма «Жажда жизни», Москва; журнал «Артхроника», Москва; телепрограмма «День за днем: Итоги недели», Свердловская область; журнал «ТелеШоу», Екатеринбург; телепрограмма «Господин хороший», Москва; газета «Золотое кольцо», печатная версия, Ярославль; журнал Rolling Stone Russia; газета «Молодежь Татарстана», Казань; радио «Голос России», Москва)

В 2012 году – 18, в 2011 – 23, в 2010 – 62, в 2009 – 82, в 2008  – 41, в 2007 – 15

 

Изъятие (скупка, арест) тиража – 41 (журнал «Дош», в Ингушетии; газета «Приамурские Ведомости», Хабаровск; газета «Правда Севера», Архангельск; газета «Пермские соседи», Пермь; газета «Тульская правда», Тульская область; газета «Вместе», Вологда; газета «Правда Северо-Запада», Архангельск; газета «Справедливая Россия», в Воронежской области; газета «Пермский обозреватель», Пермь; газета «Мои новости», Екатеринбург; газета «За Навального», Киров, 2 раза; газета «Вечорка», Забайкальский край, 3 раза; газета «За Навального!», Краснодар; газета «Свердловская правда», Екатеринбург; газета «За Навального!», Московская область; агитационные газеты Алексея Навального, Москва; газета «Каталог73», Ульяновск; газета «Здоровая Сысерть», Свердловская область; газета «Народный голос», Иркутская область; газета «Вечерний Рубцовск», Алтайский край; газета «Вперед», Владимирская область; газета «Новая Калмыкия», Калмыкия; газета партии «Яблоко», Свердловская область; газета «За народную власть!», Новосибирская область; газета партии «Гражданская платформа», Вологда; газета «Заря», Забайкальский край; газета «Жизнь в Переславле», Ярославская область; газета «Маяк», Свердловская область; газета «Качканарский рабочий» и газета «Качканарский четверг», обе – Свердловская область; журнал «Охота», Москва – в Смоленске; газета «Точикони Россия», в Москве; газета «Веськыд сёрни», Республика Коми – 4 раза; газета «Житьё-Бытьё», Липецкая область).

В 2012 году – 23, в 2011 – 50, в 2010 – 23, в 2009 – 19, в 2008 – 31, в 2007 – 92

 

Препятствование деятельности интернет-изданий – 61 (сайт телеканала Russia Today; сайт «Закс.ру»; сервер Информационно-аналитического центра «Сова»; портал независимой газеты «Жуковские вести», Московская область; сайт «Новой газеты» – 3 раза; сайт Лениздат.Ру, сайт ЗАКС.Ру, сайт «Новой газеты в Петербурге»; сайт газеты «Московский комсомолец», 2 раза, сайт радио «Эхо Москвы», сайт телеканала «Дождь», Forbes.ru, все – Москва, «Фонтанка.Ру», Закс.Ру, Лениздат.Ру, сайт «Новой газеты» в Санкт-Петербурге», сайт радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге»; сайт телеканала Russia Today; сайт РИА Новости, Москва; сайт «Нефтетранспортной территории», Москва, 2 раза; сайты РИА Дагестан, ВГТРК «Дагестан», газеты «Черновик», газеты «Новое дело», все – Дагестан; твиттеры РИА «Новости» и портала RIA Novosti Deutsch, Москва; сайт партии «Справедливая Россия», Москва; «Газета.ру» – 2 раза, в Санкт-Петербурге и Ульяновске; сайт «Комсомольской правды» – в Ульяновске; сайт газеты «Черновик», Дагестан; сайт ИА «Диалог», Санкт-Петербург; сайт «Роскомсвобода», Москва; сайт журнала «Искусство кино», Москва; представительство РИА Новости в Париже; сайт storonniki.info, Москва; сайты v-yakutia.ru, sakhalife.ru, nvpress.ru, aartyk.ru, shadrinnews.ru, все – Якутия; сайт телеканала «Дождь», 2 раза, Москва; Интернет во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга; сайты ecmo.ru, dmp-skhodnya.info, gshimki.ru; Twitter издательского дома «Аргументы и факты»; сайт «НовоТомск»; сайт ЗАКС.Ру; сайт ecmo.ru, сайт dmp-skhodnya.info, оба – Московская область; сайт Newsru.com, сайты информационных агентств REGNUM, «Интерфакс», «Прайм», все – Москва; сайт журнала The New Times, Москва).

В 2012 году – 73, в 2011 году – 76, в 2010 – 58, в 2009 – 57, в 2008 – 40, в 2007 – 41

 

Выход изданий-двойников – 9 (газета «Наш район. Свердловский», Пермь; «Новая газета» в Рязани», Рязань; газета «Ярославская правда», Ярославль; газета «Позиция», Иркутск; газета «Неделя Волжского», Волгоградская область; газета «Совершенно секретно», Хабаровский край; газета «Комсомольская правда в Калининграде», Калининград; газета «Нам не всё ясно», газета «Яблочный сказ», обе – Карелия).

В 2012 году – 17, в 2011 – 15, в 2010 – 13, в 2009 – 2, в 2008  – 13, в 2007 – 14

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 35 (фотокамера корреспондента «Комсомольской правды» Анатолия Жданова, Москва; видеокамера Александра Саливанчука, оператора РИА «Новый Регион», Екатеринбург; компьютер Елены Поляковой, журналиста газеты «Серп и молот», Московская область; компьютер газеты «Серп и молот», Московская область; фотокамера Алексея Овчинникова, журналиста ИА «Взгляд-инфо», Саратов; компьютер Андрея Терехина, главного редактора журнала L'gionnaire, Новосибирск; съемочная техника телеканала РЕН ТВ, Москва; телефон съемочной группы ГТРК «Ставрополье», Ставрополь; видеокамера Евгения Титова, собкора «Новой газеты», Краснодарский край; компьютеры редакции газеты «Местная», Краснодарский край; компьютер съемочной группы голландского телевидения, в Мурманске; компьютер независимого журналиста Сергея Азарова, Ростовская область; компьютер Василий Пурденко, блог «Свободное слово Адыгеи», Республика Адыгея; микрофон съемочной группы НТВ, Москва; фотокамера Дениса Синякова, независимого фотографа, Мурманск; компьютер телерадиокомпании «Кунгур», Пермский край; айпад Тимура Олевского, корреспондента телеканала «Дождь», Москва; видеокамера ГТРК «Курган», Курган»; съемочная группа телеканала LifeNews, Москва видеокамера съемочной группы телеканала LifeNews, Москва; видеокамера телеканала «Т-7», Пермь; видеокамера съемочной группы Life News, Москва; фотоаппарат Владислава Степанова, редактора портала wolsk.ru, Саратовская область; компьютеры Сергея Резника, корреспондента газеты «Южный федеральный, Ростов-на-Дону – 2 раза; видеокамера и компьютеры газеты «Правда города Златоуста», Челябинская область – 3 раза; видеокамера съемочной группы ТВЦ, Москва; компьютеры ИА SakhalinMedia, Южно-Сахалинск; компьютеры ИА PrimaMedia, Владивосток; видеокамера телеканала «Подмосковье», Московская область; компьютер блогера Александра Серебрянникова, Мурманск; видеокамера и компьютер Гасана Гаджиева, корреспондента ИА «Кавказский узел», Махачкала; видеокамера съёмочной группы телеканала «100 ТВ», Санкт-Петербург).

В 2012 году – 43, в 2011 – 25, в 2010 – 21, в 2009 – 25

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 367

В 2012 году – 356, в 2011 – 316, в 2010 – 339, в 2009 – 385

 

Подробнее см. www.gdf.ru/monitoring и http://mediaconflictsinrussia.org/

Информация за декабрь 2013 года

 

РОССИЯ

Екатеринбург. Главное – не посадили

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В Ленинском районном суде Екатеринбурга 9 января оглашен приговор в скандальном процессе по делу Аксаны Пановой. Более двух лет в журналистском сообществе обсуждали его ход, причем местные журналисты, лучше знающие подоплеку работы агентства «Ура.Ру», в большинстве предпочитали молчать. Такую же позицию заняло и правление Свердловского творческого союза журналистов, предложившее коллегам воздержаться от взаимных нападок и не оказывать давления на суд. При этом практически все были против заключения журналистки за решетку.

В итоге экс-шеф-редактору «Ура.ру» по приговору запретили 2 года заниматься журналистикой и назначили 2 года лишения свободы условно. Кроме того, по приговору журналистка должна выплатить 400 тысяч рублей штрафа.

В ходе финального заседания суд признал недоказанной вину Пановой в превышении должностных полномочий – было установлено, что деньги, выведенные со счетов, подсудимая потратила на нужды агентства. Также во время процесса судья переквалифицировал статью «Вымогательство» в «Принуждение к сделке». Речь идет об эпизоде с Антоном Стуликовым, где Панова оказывала на директора ОТВ информационное давление. Таким образом, из всех инкриминируемых Аксане Пановой деяний посчитали доказанным только эпизод о вымогательстве у бизнесмена Константина Кремко, который и лег в основу обвинительного приговора.

Аксана Панова намерена обжаловать приговор. Защитники журналистки подадут апелляцию в ближайшее время. Как заявила журналистам сама Панова, она считает приговор несправедливым и противоречащим юридической логике. Кроме того, бывший редактор интернет-таблоида не собирается исполнять решение суда и на 2 года отрекаться от журналистики.

По словам Пановой, она будет работать журналистом и до того момента, пока приговор вступит в законную силу, и после него. Она уверена, что никто не сможет запретить ей заниматься профессиональной деятельностью, так как в России существует свобода слова.

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Французская газета потребовала объяснений у властей России

Вокруг армянской газеты «Третья Сила Плюс» («ТСП»), закрытой усилиями ФСБ России, разгорается настоящий международный скандал. Влиятельная французская газета «Ле Монд дипломатик» обратилась в посольство РФ в Париже с письмом, в котором призывает власти России «положить конец неоправданному ущербу, нанесенному нашему армянскому изданию».

Дело в том, что «Третья Сила Плюс» является официальным представителем французской газеты в Армении. Между «ТСП» и «Ле Монд дипломатик» подписан соответствующий контракт о продолжительном сотрудничестве. В связи с незаконным закрытием армянской газеты состоялось заседание Совета директоров французского издания, на котором было принято решение обратиться с посланием к властям России.

Редакция «ТСП» обвиняет подполковника ФСБ РФ Вадима Поздышева в хищении денежных средств интернационального коллектива, однако уже 2,5 года правоохранительные органы РФ, в нарушение действующего законодательства своей страны, отказываются расследовать это дело, никак не объясняя свою странную позицию по факту преступления. Странность в том, что власти РФ уволили с гослужбы Поздышева за кражу журналистских сбережений, но не желают возвращать газете ее же средства.

В этой связи представительница Совета директоров «Ле Монд дипломатик» г-жа Анна-Сесиль Робер выразила свое недоумение послу РФ во Франции: «По некоторым причинам, неизвестным нам, похоже, что г-н Поздышев взял полный контроль над банковским счетом и лишил наше армянское издание его финансовых ресурсов». В письме сообщается, что главный редактор «ТСП» Ваграм Агаджанян и коллектив армянского издания адресовали письма Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву, которые уполномочили «МВД и ФСБ расследовать это дело. Но до сих пор ничего не было сделано». По ее словам, ситуация серьезна, а закрытие армянского издания несправедливо и незаконно. «Мы были бы очень благодарны, Ваше превосходительство, если бы Вы обратили внимание на это дело и нашли решение, чтобы положить конец неоправданному ущербу, нанесенному нашему армянскому изданию», – говорится в письме «Ле Монд дипломатик», направленном послу РФ во Франции Александру Орлову.

Одновременно «Ле Монд дипломатик» обратился с письмом в МИД Франции, призвав его «оказать влияние на русские власти, чтобы ущерб, нанесенный «Третьей Силе Плюс», был возмещен по возможности в сжатые сроки». Г-жа Анна-Сесиль Робер сообщила министерству иностранных дел Франции, что несмотря на множество попыток редакции «ТСП», «эта необъяснимая ситуация продолжается и угрожает нашему армянскому изданию, которое не в силах вернуть свои средства».

Параллельно с этим разгорается другой скандал, связанный с этим нашумевшим делом. С предложением разъяснить ситуацию вокруг армянской газеты к ФСБ обратилась и русская служба радио «Свобода». Московский собкор этой радиостанции Анастасия Кириленко направила письменный запрос ФСБ с просьбой ответить на ее вопросы относительно закрытия «Третьей Силы Плюс». Однако ни радио «Свобода», ни французская газета «Ле Монд дипломатик» так и не удостоились ответа ФСБ. Молчит также посольство России во Франции. Примечательно, что открытые письма армянской газеты, направленные Директору ФСБ Бортникову и послу РФ в Армении Волынкину также не удостоились ответа, что также является нарушением действующего законодательства РФ.

Согласно некоторым сведениям, в ФСБ царит настоящая паника по делу «Третьей Силы Плюс». По уточняющимся данным, ФСБ попросила власти Армении и НКР заставить коллектив «ТСП» отказаться от своих требований и армянская сторона обещала «принять меры»....

Нельсон Саркисян – исполнительный директор «Третьей Силы Плюс»

Обращение газеты директору ФСБ см. дайджест 639

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни