Дайджест
17 Февраля 2014 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 648

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Доклад Reporters sans frontières

Организация Reporters sans frontières («Репортеры без границ») 13 февраля опубликовала ежегодный доклад «Всемирный Индекс свободы прессы 2014 года».

В документе содержится информация о положении прессы в 180 странах мира. В первую десятку стран с лучшими условиями для работы масс-медиа, как и в прошлом году, входят Финляндия, возглавляющая список четвертый год подряд, а также Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Андорра, Лихтенштейн, Дания, Исландия, Новая Зеландия и Швеция.

Мало что изменилось и в нижней части рейтинга – его замыкают Туркмения, Северная Корея и Эритрея, «три страны, в которых свободы информации просто не существует». По соседству с ними Сирия, Сомали, Китай, Вьетнам, Иран, Судан и Лаос.

Россия, как и в прошлом году, заняла 148 место. Наши соседи в рейтинге – Малайзия (147 место) и Филиппины (149). Авторы документа считают, что в условиях существующего противостояния между все более активным гражданским обществом и все более репрессивным режимом положение прессы остается достаточно сложным. «Самоцензура прессы далеко не ушла в прошлое, федеральные каналы вещания по-прежнему контролируются, перманентная безнаказанность создает ощущение небезопасности», - говорится в докладе. Авторы также отмечают возвращение уголовной ответственности за клевету, составление черного списка Интернет-сайтов, введение уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих и ряд других «губительных для свободы законов», принятых российскими депутатами в последние годы.

Особо выделен тот факт, что часто журналисты лишаются свободы из-за своей деятельности - в Сочи Николай Ярст был помещен под домашний арест, в Ростове-на-Дону заключены в тюрьму Сергей Резник и Александр Толмачев, фотограф Денис Синяков и британский видеооператор Кирон Брайан, освещавшие акцию активистов «Гринпис», провели два месяца под стражей. Кроме того, в докладе подчеркивается, что «с 2000 года в России по причине своей профессиональной деятельности было убито, по меньшей мере, тридцать три журналиста».

Что касается стран бывшего СССР, то, по мнению экспертов, самая лучшая ситуация с прессой в Эстонии (11 место). Далее следуют Литва (32), Латвия (37), Молдавия (56), Армения (78), Грузия (84), Киргизия (97), Таджикистан (115), Украина (127), Белоруссия (157), Азербайджан (160), Казахстан (161), Узбекистан (166), Туркмения (178).

Стоит отметить, что Франции эксперты отвели 39 место (в прошлом году – 37), Великобритании – 33 (29), США – 46 (32).

Полный текст «Индекса»

 

РОССИЯ

Ростовская область. Журналиста обвиняют в сожжении российского флага

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Корреспонденту информационного агентства «Росбалт» Дмитрию Ремизову предъявлено обвинение в надругательстве над государственным флагом Российской Федерации.

В постановлении следственного отдела МО МВД РФ по Азовскому району о привлечении Дмитрия Ремизова в качестве обвиняемого по статье 329 УК РФ написано, что он в августе 2012 года привез с собой на полевые сборы молодежной организации «Молотов» «трехцветное полотнище, а именно государственный флаг РФ», и дал команду двум своим соратникам сжечь его в костре.

По утверждению следователя, готовившего это обвинительное заключение, Ремизов являлся лидером молодежной организации «Молотов» и через средства массовой информации и социальные сети приглашал единомышленников принимать участие в полевых сборах, где проводились стрельбы, военные игры и «теоретические мероприятия». А в тот день летом 2012 года еще и попросил одного из присутствующих снять акцию на видеокамеру и выложил потом эту запись в You Tub. Признательные показания дал сделавший эту видеозапись участник мероприятия С., «в отношении которого принято процессуальное решение о не привлечении к уголовной ответственности».

«Я никогда не состоял в подобных организациях, - заявил корреспонденту ФЗГ Дмитрий Ремизов, - и если присутствовал на каких-то мероприятиях, то только в качестве корреспондента. Я никогда не участвовал в полевых сборах и, тем более, в сжигании российского флага. Всё обвинение построено на видеозаписи, где видно, как какое-то трехцветное полотнище сжигают какие-то люди в масках. Я считаю это дело заказным и связываю со своей профессиональной деятельностью. На допросах мне задавали вопросы: «Каковы ваши политические взгляды?», «Как вы относитесь к конституционному строю РФ, к президенту и премьер-министру РФ?», «Допускали ли вы в отношении них негативные высказывания?». Полицейские всячески интересовались моими знакомствами с оппозиционерами в Ростове, они пытаются изобразить меня активным оппозиционером».

Дмитрию Ремизову 34 года, по специальности он историк, после окончания вуза недолго работал учителем в одном из сельских районов Ростовской области, потом начал работать на местном радио. Уже много лет Дмитрий - корреспондент агентства «Росбалт», автор большого количества критических статей на самые разные темы, в том числе и о власти.

Как сказал корреспонденту ФЗГ адвокат Ремизова Андрей Чуцков, сама возможность идентификации лиц в масках как конкретных личностей «весьма сомнительна с точки зрения допустимости доказательства».

Статья 329 УК РФ предусматривает за надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации наказание в виде ограничения свободы на срок до одного года, либо принудительных работ на тот же срок, либо ареста на срок от трех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до одного года.

 

Омск. Мнение судьи не совпало с ее личным мнением

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ по Сибирскому федеральному округу

Куйбышевский райсуд частично удовлетворил иск министра культуры области Виктора Лапухина к еженедельнику «Бизнес-курс» и автору опубликованного на его сайте открытого письма - заслуженному деятелю искусств России Евгению Шестакову, снизив материальные претензии истца в 30 раз.

В своем письме, обращенном к губернатору Виктору Назарову, бывший художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра причисляет руководителя культурного ведомства к «ошметкам полежаевского режима», то есть к тому кругу местных чиновников, которые при смене областного главы не утратили своих позиций, а в некоторых случаях даже повысились в должности.

Сам факт подачи В. Лапухиным этого искового заявления и сумма, в которую он оценил ущерб своей репутации (1 миллион рублей) свидетельствуют о том, что в облправительстве он скорей представитель команды прежнего губернатора, нежели нынешнего, неоднократно говорившего о необходимости свободного диалога между властью и обществом, открытой площадкой для которого должны стать не только независимые СМИ, как «БК», но и государственные. А замы Виктора Назарова из числа специалистов нового призыва не раз высказывались о пользе критики и недопустимости ее дозирования. А миллионные иски были формой диалога облправительства с журналистами при бывшем региональном главе.

В своем обращении Шестаков оценивает деятельность министра культуры области весьма жестко, на что имеет полное право не только как профессионал, которому ставили высший балл мировые звезды классической музыки, но и как гражданин, которому ни Конституция, ни другие законы РФ не запрещают обращаться к властям с любыми жалобами и мыслями, в том числе с открытыми письмами.

Такое же право имеет и В. Лапухин на публичный ответ, и, как пишет на сайте «БК» учредитель издания Сергей Сусликов, оно готово было в любой момент предоставить министру эту возможность, но тот предпочел перевести спор в юридическую плоскость. А в правовом поле, как известно, собирают «урожаи», как правило, не те, кто правы, а те, кто влиятельней.

Суд, впрочем, уменьшил материальные притязания истца почти в 30 раз, назначив ему компенсацию за моральные страдания в сумме 35 тыс. рублей и обязав издание опровергнуть одну из фраз открытого письма.

Как пишет издатель, по окончании заседания судья неожиданно призналась ему, что ее личное мнение не совпадает с принятым ею решением. «Бизнес-курс» будет обжаловать мнение неизвестных людей в областном суде.

 

Челябинская область. Истец требует 200 тысяч за собственные выводы

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В городе Магнитогорске ректор Магнитогорского Государственного технического университета пытается отстоять свои оскорбленные честь и достоинство в суде, а его подчиненные массово пишут жалобы на журналистов в прокуратуру, ФСБ, УВД, главе города…

Провинился перед ректором сайт «Верстов.инфо», опубликовав материал об очередном разделении-слиянии колледжей под крылом вуза. То их присоединяли к МГТУ решением сверху, то вновь решили отсоединить. И вот какое любопытное совпадение заметили корреспонденты сайта: «Три магнитогорских колледжа были переведены «под крыло» МГТУ в 2010 году. Предварительно (в 2007, 2008 и 2009 годах) поочередно были подведены под уголовные статьи и уволены в связи с уголовным преследованием руководители этих учебных заведений. Примечательно, что после размещения Колокольцева в кресле ректора в 2007 году поочередно на всех директоров, а кое-где и на их первых заместителей, были заведены уголовные дела».

По всей видимости, добровольно вливаться в «Магнитогорский Кембридж» (МГТУ) они просто не захотели. Впоследствии кто-то из них был оправдан, кто-то получил штраф, а кто-то и условный срок. Оставшись обезглавленными, в 2010 году все три магнитогорских колледжа «абсолютно добровольно» стали частью МГТУ. В других колледжах и техникумах Магнитки, которые не попали в зону интересов Колокольцева, директоры остались чистыми и невинными, - на эти сведения и обиделся ректор МГТУ Валерий Колокольцев.

«Мы перечислили только очевидные факты: в 2007 году Колокольцев стал ректором? -говорит главный редактор «Верстов.инфо» Павел Верстов, - да, стал. Дальше каждый год на директоров местных колледжей заводились уголовные дела? Да, заводились. Потом все колледжи, директоров которых привлекли к уголовной ответственности, объединили под крышу МГТУ - это правда. Теперь перед объединением с Магнитогорским Государственным университетом на его ректора Семенова завели уголовное дело - это тоже правда».

Ректор всего этого не отрицает, но говорит, что из статьи можно сделать вывод, что это он директоров под статьи подводил. Потому требует опровержения и взыскания ущерба за понесенные моральные страдания ущерба в 200 тысяч рублей.

Но в суде после двух уже заседаний не могут понять, что же нужно по факту опровергать в статье?!

 

Хабаровск. Краевой суд признал «МК» единой и неделимой газетой

Владимир Дымов, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе. Продолжение темы

Поставлена точка в административном деле, затеянном почти полгода назад управлением Роскомнадзора по ДФО в отношении газеты «МК в Хабаровске». Специалисты ведомства упорно не хотели ее признавать общественно-политическим изданием. И вынесли постановление о нарушении выходных данных - отсутствии маркировочного знака ограничения возраста. Центральный районный суд Хабаровска это решение подтвердил.

Напоминаем, управление Роскомнадзора по ДФО еще в октябре прошлого года заявило, что общественно-политической информации в газете «МК в Хабаровске» недостаточно, чтобы считаться общественно-политическим изданием. А значит, издание должно выходить со знаком ограничения возраста.

В суде представитель редакции утверждал, что газета с федеральными и региональными полосами - единое целое, из которой нельзя вычленять отдельно московские и хабаровские полосы. Но специалисты Роскомнадзора это с легкостью проделали. Районный суд чиновников поддержал (см. дайджест 644).

И вот теперь федеральный судья Хабаровского краевого суда Игорь Харламов признал, что все полосы в издании «Московский комсомолец - МК в Хабаровске» являются единым информационным продуктом. Они выходят под общим наименованием и общим тиражом. И основанием считать, что газета состоит из двух самостоятельных печатных изданий, у суда нет. Таким образом, высчитанная доля информации общественно-политического характера управлением Роскомнадзора по ДФО не соответствует действительности. «МК в Хабаровске» является общественно-политическим изданием и имеет право не ставить возрастную маркировку.

 

Ставрополь. Газета с нетерпением ждет суда

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

Независимое издание Ставропольского края – «Открытая газета для всех и каждого» из номера в номер раскрывает перед читателями схемы афер в сфере ЖКХ, в которых участвуют расчетные центры, производители услуг и арбитражные суды. Журналистские расследования, которым помогают председатели ТСЖ, адвокаты, активисты правозащитных организаций, убедительно, со ссылками на Конституцию, Жилищный и Гражданский кодексы, правительственные постановления, учат население распознавать жульнические схемы в коммуналке.

Директор ГУП «Ставрополькоммунэлектро» Алексей Письменый подал иск о защите деловой репутации к редакции и авторам многих статей, рассказывающих о неприглядных сторонах деятельности его ведомства. Вот что пишет газета, сообщая об этом иске:

«Скажем откровенно: эти суды желанны для авторов «Открытой», много сил и времени потративших на расследование коммунальных мошенничеств, а также жертв обмана ресурсных организаций, поскольку появляется возможность в суде публично огласить факты, вопросы и получить на них, наконец, ответы… Надеемся, что долгожданный и открытый судебный процесс станет отправным шагом по возвращению краевого ЖКХ в правовое русло».

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Юбилей «вредной газеты»

Владимир Дымов, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Десять лет назад первый номер газеты «Парамушир-Вести» открывался обращением:

«Уважаемый Северо-Курильчанин, житель острова Парамушир!

У вас в руках первый номер самодеятельной газеты, которая издаётся рядовым жителем нашего города за свои средства и на своё усмотрение. Одной из причин появления в городе нового печатного издания является невыполнение решения районного Собрания Северо-Курильского района от 16.08 2001 года «О газете «Курильский рыбак», в котором указаны не устраненные до настоящего времени недостатки: она не отражает реальной жизни района; не высвечивает злободневные социальные, экономические проблемы района; в ней отсутствует критика в адрес администрации и присутствует болезненное восприятие критики администрации со стороны.

Учредителю – администрации района - предлагались возможные пути устранения недостатков, но она не сочла нужным прислушиваться к гласу народных избранников. При этом осуждать только редакцию не поднимется рука. Ведь редактор за проявленную принципиальность может запросто лишиться как должности, так и финансовой помощи от администрации. Он ничем не защищен от произвола чиновников.

Появление второй газеты, независимой от администрации ни финансово, ни морально, лишает бывший единственный орган печати монопольного права на распространение информации районного значения и её толкование только с одной точки зрения.

На основании ст. 12 Закона о средствах массовой информации настоящее издание мною не регистрируется ввиду незначительности тиража - всего лишь 100 (сто) экз. Поэтому доброжелателей, сомневающихся в праве на существование данного издания, прошу напрасно не беспокоиться».

Газета «Парамушир-Вести» так и осталось единственным независимым изданием на всех Курильских островах. Учредитель, издатель и редактор Александр Чернега приглашал к сотрудничеству всех, кто захочет высказать наболевшее, «если форма и содержание вашего высказывания не противоречат Закону о СМИ».

За это время тираж газеты увеличился вдвое, и она зарегистрирована управлением Роскомнадзора по Сахалинской области. Конечно, с профессиональной точки зрения в ней полно недостатков – и стилистических, и оформительских. Что ж, редактор – инженер, депутат городского собрания, неравнодушный гражданин, печатающий боевой листок на обыкновенном принтере.

Газета остается актуальной и сейчас, считает редактор, поскольку проблемы с гласностью не только не устранены, но усилились. В официальном издании власти совершенно отсутствует критика нынешней администрации, зато описываются ее мнимые успехи и достижения.

С первых выпусков газеты установилась прочная связь с ее читателем. Многие вопросы хоть и были мелкими, но не решались годами. Теперь же, с появлением своего рупора, горожане стали реже проходить мимо недостатков работы чиновников, коммунальных и других городских служб. Газета благодарит своих читателей за постоянную моральную и материальную поддержку, «которая компенсирует затраты на расходные материалы», а также продавцов магазинов, занимающихся распространением.

Александр Чернега не вспоминает в этом номере, сколько за эти годы пережил сам. Ему отказывали в доступе к информации, с ним судились, поджигали его машину, избивали его самого… В защиту редактора независимого издания выступали Сахалинская журналистская организация, Фонд защиты гласности, его правоту все чаще и чаще признавали в суде.

В юбилейном номере «вредная газета» (так ее назвал сам учредитель) осталась верна себе. Она рассказывает о том, какие нарушения уже сейчас происходят в преддверии досрочных выборов мэра Северо-Курильска, продолжает контроль за местонахождением первых лиц администрации (которые, бывало, под видом «архиважных» командировок отлучались с места работы), сообщает о новостях района, области и страны.

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни