Дайджест
14 Апреля 2014 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 656

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

Против цензуры

В Москве на проспекте Сахарова 13 апреля состоялся митинг в защиту свободы слова и независимых СМИ. Акция прошла под лозунгами «За честные и независимые СМИ», «Против лжи на телеэкранах», «За открытое общество, против ксенофобии».

Поводом для митинга стало усиление цензуры на государственных телеканалах. Кроме того, в последнее время давлению подверглись целый ряд электронных изданий. В частности, после увольнения главного редактора Ленты.Ру Галины Тимченко из редакции уволились ведущие журналисты издания. Вскоре Роскомнадзор по указанию Генпрокуратуры заблокировал доступ к сайтам Каспаров.Ру, Грани.Ру и «Еженедельному журналу», причем причины блокировки никто не объяснил, несмотря на обращения журналистов. А ранее практически прекратилось вещание телеканала «Дождь» – операторы исключили его из пакетов кабельного телевидения.

На митинге выступили актеры Лия Ахеджакова и Алексей Девотченко, журналист Владимир Кара-Мурза, писатель Дмитрий Быков, литературовед Мариетта Чудакова, писатель Людмила Улицкая, музыкант Алексей Кортнев, уволенные или уволившиеся представители оппозиционных изданий. Кроме того, в акции приняли участие журналисты Ольга Романова и Сергей Пархоменко, профессор МГИМО Андрей Зубов. Деятели культуры подвергли критике информационную политику федеральных телеканалов и отдельных телеведущих и призвали власти прекратить вмешиваться в работу журналистов, соблюдать принципы свободы слова и запретить цензуру.

В ходе акции были названы «лауреаты» премий за разные виды вранья: «Божья роса», «На голубом глазу», «Врет, как дышит», «Нас всех тошнит», «С пеной у рта», «Ниже плинтуса». Как сообщает Радио Свобода, глава информагентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев победил сразу в двух номинациях – «Нас всех тошнит» и «Врет, как дышит».

Акция прошла без происшествий.

 

РОССИЯ

Республика Карелия. Прокуратура заподозрила признаки экстремизма в действиях главного редактора

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

На сайте газеты «ТВР-Панорама» была опубликована частная переписка, которую вели между собой в социальной сети родственники, проживающие в Украине и в России. Они обсуждали события, произошедшие на Киевском майдане и референдум в Крыму. Украинские собеседники нелестно отзывались о произошедшем, не скрывая своего негативного отношения к позиции России. Главный редактор газеты «ТВР-Панорама» Евгений Белянчиков, к которому попала в руки эта переписка, решил её обнародовать, получив предварительно разрешение ее участников. Наиболее резкие высказывания, которые могли быть расценены как покушение на закон, он удалил из текста.

После того, как публикация появилась в сети Интернет, на нее отреагировала прокуратура республики, вынеся главному редактору предостережение, в котором сообщалось, что Е. Белянчиков, обнародовав переписку, совершил действия, имеющие признаки экстремизма. По мнению надзорного органа, факт публикации переписки разжигал межнациональную рознь между русскими и украинцами, и мог спровоцировать читателей на комментарии экстремистского характера. Кроме того, в вину Е. Белянчикову ставилось и то, что он под видом достоверных сведений (мнения участников переписки) распространял непроверенные сведения и слухи. Никаких конкретных мер наказания в предостережении не указывалось, но главный редактор предупреждался о недопустимости нарушения законов, и ему было разъяснено, что в «случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке» (цитата текста документа).

Главный редактор Е. Белянчиков дал устные пояснения прокурору, не согласившись, однако, с его позицией (хотя текст переписки и удалил с редакционного сайта). А после этого обратился за защитой в суд, где теперь намерен доказать, что никаких экстремистских действия редакция газеты «ТВР-Панорама» не совершала и прокурорское предостережение с главного редактора должно быть снято, так как это – неадекватная мера прокурорского реагирования на публикацию. По мнению Е. Белянчикова, он не нарушил ни одной нормы закона «О противодействии экстремисткой деятельности», поскольку не возбуждал социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, не пропагандировал ничью исключительность, не писал о превосходство кого-либо над кем-либо, не сообщал о чьей-либо неполноценности, и, наконец, публикуя переписку, не нарушил ничьих свобод. Он лишь опубликовал субъективную точку зрения авторов, у которых найдутся как сторонники, так и противники среди читателей. Наличие гражданской позиции не может расцениваться как экстремизм, убежден Евгений Белянчиков.

 

Санкт-Петербург. Суд опять поставил под сомнение репутацию комитета по печати

Роман Захаров, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Санкт-Петербургский городской суд 8 апреля оставил без удовлетворения апелляционную жалобу комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации по иску к оппозиционному депутату городского парламента Максиму Резнику о защите деловой репутации юридического лица.

Напомним, Резника обвиняли в клевете: в сентябре 2012 года он заявил о нарушениях законодательства руководством комитета при расходовании бюджетных средств, что позднее подтвердилось в ходе проверок прокуратуры и антимонопольной службы. Но вместо того, чтобы исправить «системные ошибки» (именно на них указывали городским властям компетентные органы), чиновники не нашли ничего лучше, как яростно бороться в судах за наказание депутата.

Пока счет 1:1. Ведь ранее Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга принял два противоречащих друг другу решения: удовлетворил исковое заявление о защите чести и достоинства председателя комитета по печати Александра Лобкова и вместе с тем отказал в подобном иске от самого ведомства. Кстати, судя по исковым заявлениям, составлялись они одними и теми же юристами. Если это действительно так, то в курсе ли налогоплательщики, что за их счет происходит отстаивание личных интересов чиновника? Или в органах представительной власти Петербурга по-прежнему действуют юристы-филантропы, о которых уже писал Фонд защиты гласности (см. дайджест 216)?

Теперь, после решения городского суда, именно горожане де-факто вынуждены будут за свой счет оплатить судебные расходы ответчика, которые служители Фемиды постановили взыскать с истца – комитета по печати. А Максим Резник готовит еще одну апелляционную жалобу – на решение в пользу г-на Лобкова.

 

Курская область. От газеты и редактора требуют 8 млн. рублей

Продолжение темы

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Председатель гордумы города Рыльска Владимир Клевцов и возглавляемое им предприятие подали в Арбитражный суд Курской области иски к газете «Районные будни».

Истец, ООО «Рыльское ДРСУ», требует опровергнуть порочащие и недостоверные сведения, опубликованные в издании, а также взыскать с ответчика компенсацию репутационного вреда в размере 4 млн. рублей.

Напомним, в марте этого года иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции газеты «Районные будни» был подан председателем гордумы Рыльска и гендиректором «Рыльского ДРСУ» Владимиром Клевцовым. Поводом к судебному разбирательству тогда стал ряд публикации газеты, где критиковалась деятельность истца на посту руководителя строительной организации (см. дайджест 652).

Нынешний иск от имени «Рыльского ДРСУ» связан с теми же публикациями, и претензии остались теми же, только теперь он подан в арбитражный суд юридическим лицом. Истец требует возместить репутационный вред в размере 3 млн. рублей с редакции газеты и 1 млн. рублей с главного редактора издания Валентина Кецманова. Учитывая, что иск лично от Владимира Клевцова содержит требования по возмещению морального вреда в размере 4 млн. рублей, общая сумма по двум искам к редакции и ее главному редактору достигла 8 млн. рублей.

 

Пермь. Экспертизу из ФСБ проверят на семантику

Продолжение темы

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Мотовилихинский районный суд Перми назначил судебно-лингвистическую экспертизу заметки «Истерия по-пугачевски», напечатанной в газете «Звезда» 19 июля 2013 года. Прокуратура требует признать этот материал экстремистским, а ФСБ и СКР возбудили по факту публикации два уголовных дела – по части 2 статьи 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием СМИ») и по части 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием СМИ»).

В дайджестах № 621, 651 ФЗГ подробно рассказывал о скандале, вызванном этой корреспонденцией. Доцент Пермского государственного научно-исследовательского университета (ПГНИУ) кандидат географических наук Роман Юшков высказал мнение о проблемах, связанных с кавказским криминалом. И 19 марта в Мотовилихинском районном суде Перми началось слушание прокурорского заявления о признании статьи экстремистской.

Местные подразделения прокуратуры и Роскомнадзора принесли свои доказательства. Среди них – лингвистическая экспертиза из Центра специальной техники (ЦСТ) Института криминалистики ФСБ России, психолого-лингвистическая экспертиза из ФБУ «Уральский региональный центр судебной экспертизы», юридико-лингвистическое исследование из АНО «Содружество экспертов Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина», исследование профессора кафедры речевой коммуникации ПГНИУ Валерия Мишланова и заключение начальника отдела Центра по противодействию экстремизму краевого главка МВД РФ Максима Омигова.

Представитель «Звезды» адвокат Аркадий Иванов заявил 19 марта, что в рамках гражданского дела сейчас нельзя давать оценку этим доказательствам. Ведь обвинительного акта по обоим уголовным делам нет. Кроме того, газета и её автор не имели возможности предлагать экспертные учреждения и экспертов, заявлять им отвод и ставить свои вопросы. После трехнедельного перерыва, который предоставила судья Марина Вязовская для подготовки, адвокат Аркадий Иванов озвучил позицию «Звезды» о проведении уже судебно-лингвистической экспертизы. Поскольку никто из сторон не возражал против этих предложений, 10 апреля суд полностью удовлетворил заявленное ходатайство.

Экспертиза поручена профессору кафедры общего языкознания Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ) Ивану Подюкову, имеющему 17-летний стаж подобных исследований. На разрешение поставлены 3 вопроса. От доктора филологических наук, в частности, ждут ответов – какие фразы и выражения в оспариваемой публикации являются сведениями о фактах, какие – оценкой со стороны третьих лиц, какие – мнением и предположением самого автора. Эксперту предложено также объяснить семантику, то есть значение использованных Романом Юшковым слов.

 

УКРАИНА

Нападения на журналистов

За последние дни на востоке Украины нападениям подверглись, по меньшей мере, три медийных канала и двое журналистов. Об этом сообщают газеты и правозащитные группы.

«Все участники событий на востоке Украины должны уважать право журналистов на сбор и распространение информации», – заявил Музаффар Сулейманов, аналитик из Комитета защиты журналистов, работающий в странах Европы и Центральной Азии. – Расследуя эти случаи нападения и предав виновных правосудию, украинские власти могут продемонстрировать свою приверженность демократии».

В понедельник 7 апреля в Харькове группа вооруженных людей в масках совершила нападение на отдел новостей независимого телеканала АТН. Нападавшие заявили журналистам, что все уволены, повредили оборудование и мебель, после чего покинули здание. На видео, опубликованном в интернете телеканалом АТН, видны результаты этого нападения, в том числе разбитые компьютеры, поврежденное студийное оборудование и сломанная мебель. Несмотря на то, что на месте нападения находились сотрудники правоохранительных органов, никто из нападавших не был задержан, сообщил канал АТН.

Также в понедельник вооруженные автоматами Калашникова люди в масках попытались ворваться в студию донецкого телеканала ОГТРК. Увидев, что телеведущего охраняют милиционеры, нападавшие несколько раз выстрелили в воздух, после чего вышли из помещения, о чем свидетельствует видеозапись произошедшего. В этот же день люди в масках попытались взять штурмом телеканал «Ирта» в Луганске, начав драку с охраной.

В воскресенье были совершены нападения, по меньшей мере, на двоих журналистов, освещавших акции протеста в Луганске и Харькове. Об этом сообщила киевская группа Институт массовой информации, защищающая свободу прессы. Правозащитники также сообщили о том, что в Луганске человек, чья личность пока не установлена, ударил по голове Алексея Мовсесяна, оператора местного телеканала ЛОТ. Журналист заявил об этом милиционерам, которые говорят, что начали расследование. В Харькове совершено нападение на журналиста независимого телеканала «Украина» Григория Пирлика. Нападавшие попытались отобрать у него оборудование.

Русская служба «Голоса Америки», 9 апреля

 

Корреспондента «Белсата» избили в Донецке

На корреспондента белорусского телеканала «Белсат» Алеся Борозенко напали в Донецке.

Когда Алесь Борозенко снимал сюжет для независимого телеканала у здания Донецкой областной администрации, к его словам прислушивались подозрительные молодые люди. «Им, наверное, что-то не очень понравилось, и они начали за мной следить», – рассказал журналист.

Через некоторое время молодые люди настигли его и нанесли несколько ударов в живот и в лицо и рассекли представителю «Белсата» губы.

Хартыя`97, 10 апреля

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Журналиста, заразившегося в ИВС туберкулезом, после излечения снова направили в камеру к туберкулезникам

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ по Сибирскому федеральному округу

Новосибирский правозащитник и журналист Андрей Сергеев три года назад подал иск, в котором оценил свое право на жизнь в 50 миллионов рублей. Такую компенсацию он потребовал за пребывание в «бесчеловечных условиях» в течение 5 месяцев 9 дней в изоляторе временного содержания отдела МВД по городу Бердску. Это не только его слова – так написано в решении суда. Признать эти условия иными было трудно – в качестве доказательства истец предъявил видеозапись, сделанную легально: в камере, рассчитанной на 6 человек, проживают 8, спят на полу, стены кишат клопами, скамеек нет, «обеденный стол» – на расстоянии вытянутой руки от «параши», над камерой – помещение, куда закрывают лиц, доставленных в состоянии алкогольного опьянения, там нет туалета, и когда арестованные стучатся, а их не слышат, что бывает довольно часто, они справляют нужду по углам, и все стекает в нижнюю камеру, стены которой, судя по видео, не просыхают.

За три года, которые длился судебный процесс (хотя должен был по закону уложиться в два месяца) впечатление, произведенное на судью этой записью, постепенно уменьшилось: физические и моральные страдания, перенесенные истцом, суд оценил в 15 тысяч рублей. Если разделить их на 159 дней, получается, что компенсация за день пребывания в «пыточных условиях» (таковыми, по материалам дела, признает их сама судья) составляет 94 рубля.

Но, как сказал вашему корреспонденту Андрей Сергеев, дело даже не в этом: в обосновании его иска – не только страдания, но и приобретенное в ИВС смертельно опасное заболевание – туберкулез. За время нахождения под стражей он переболел им дважды, о чем свидетельствуют справки и медэкспертиза, и оба раза – путем заражения от сокамерников. Суд посчитал это недоказанным.

Вина Сергеева, подозреваемого в причинении телесных повреждений сотрудникам ОВД, тоже не подтвердилась в суде, не нашел подтверждения даже факт правонарушения. Так что пыткам и смертельному риску подвергался человек без вины. У Андрея – двое малолетних детей, и они могли заразиться от него во время свидания. Суд не принял это обстоятельство во внимание, хотя то, что туберкулезом заболел истец, находясь в изоляторе временного содержания, признает. Но, по мнению суда, причиной болезни стали скверные условия в ИВС, а не то, что истец длительное время находился в одной камере с туберкулезниками, чего, кстати, ответчики – представители МВД и Минфина РФ – в ходе заседания суда не оспаривали.

Суд считает, что повторного заболевания у Сергеева не было: второй раз он заболеть не мог, потому что и от первого не излечивался. Из судебного постановления следует, что он болел туберкулезом легких непрерывно в течение двух лет, а потом болезнь в тех же антисанитарных условиях «рассосалась». Эта версия, по мнению суда, более правдоподобна, чем та, что после лечения, длившегося 11 месяцев в СИЗО, бердская полиция снова поместила его в камеру того же изолятора, где находились двое больных туберкулезом в стадии распада.

На днях Новосибирский областной суд, рассмотрев жалобу Андрея Сергеева, оставил решение суда города Бердска без изменений: компенсация – 15 тысяч рублей. Как сказал ФЗГ Андрей, получив на руки это определение, он подготовит в ближайшее время жалобы в оставшиеся инстанции – вплоть до Верховного суда РФ и ЕСПЧ. В основу их будет положено вступившее в силу судебное решение, признавшее условия содержания в изоляторе бесчеловечными.

У него, кстати, нет адвокатов: на всех заседаниях по уголовному делу и по гражданскому защищал себя сам, хотя по образованию – не юрист, и до попадания в изолятор не думал, что станет правозащитником. Однако чего только с нами не делает жизнь: недавно Андрей возглавил Новосибирское отделение движения «За права человека» и открыл свой сайт «Правдолюб». Готовит множество исков.

- В суде фактически было доказано, что в Бердском ИВС много лет не проводилось никакой дезинфекции, и он представлял смертельную опасность для граждан России: здоровые люди содержались вместе с больными в нечеловеческих условиях, заражались туберкулезом, умирали, а правоохранители делали вид, что ничего об этом не знают.

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Норвежский Хельсинкский комитет: Норвегия отказала не журналисту, а пропагандисту

Норвежский Хельсинкский комитет поддерживает решение о запрете на въезд в страну Дмитрия Киселева. В этой организации не считают, что тем самым нарушается право на свободу выражения, поскольку уверены, что деятельность россиянина связана не с журналистикой, а с пропагандой.

«Киселев был внесен в список подверженных санкциям ЕС за его роль в качестве центральной фигуры в государственной пропаганде в пользу применения российских сил на Украине. Норвегия присоединилась к этим санкциям», – говорит генеральный секретарь NHC Бьёрн Энгеслан в интервью BarentsObserver.

«Мы не считаем санкции против Киселева нарушением свободы выражения, – объясняет Б. Энгеслан. – Дмитрий Киселев – пропагандист при президенте Путине... Добавим, что те российские журналисты, которые выступили с критикой Путина за вторжение, уже поплатились. Вот это нарушение свободы выражения мнений», – говорит Б. Энгеслан.

Подробнее

 

Комитет по защите журналистов: Украина должна позволить въезд российским журналистам

Нью-Йорк, 9 апреля 2014 – Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists) заинтересовался сообщениями, что украинские пограничники не разрешили въезд в страну нескольким российским журналистам за несколько прошлых дней. В сообщениях говорится, что журналисты РИА Новости, телеканалов «Россия» и «Россия Сегодня», газеты «Коммерсантъ» и журнала Forbes-России были задержаны на границе.

«Мы обращаемся к украинским властям с просьбой гарантировать всем журналистам, иностранным и украинским, возможность свободно и без препятствий освещать события, происходящие на Украине», – заявила координатор программы Европы и Средней Азии CPJ Нина Огнянова. «У демократических правительств нет оснований запрещать журналистам работать из-за их национальности. Ограничение доступа СМИ только увеличивает подозрения и недопонимание», – добавила Н. Огнянова.

Украинские чиновники утверждали, что у журналистов не было достаточного количества наличных денег, чтобы обеспечить поездку.

Подробнее см. www.cpj.org

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни