Дайджест
21 Апреля 2014 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 657

 

ТЕМА НЕДЕЛИ

«Индекс безнаказанности» Комитета по защите журналистов

Организация Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists) 16 апреля опубликовала свой очередной «Индекс безнаказанности» - рейтинг стран, где убийства журналистов чаще всего остаются без последствий для преступников. Россия занимает в списке 10 место, улучшив позицию на один балл по сравнению с прошлым годом.

Возглавили рейтинг Ирак, Сомали и Филиппины. Затем – Шри Ланка, Сирия, Афганистан, Мексика, Колумбия, Пакистан, Россия, Бразилия, Нигерия, Индия.

В России CPJ зафиксировал 14 нераскрытых убийств журналистов за последние 10 лет. Изменение позиции нашей страны в рейтинге связано с тем, что одно преступление против журналиста в 2013 году все же было расследовано - в 2013 году был приговорен к семи годам лишения свободы предприниматель, признанный виновным в организации убийства журналиста Игоря Домникова из «Новой газеты».

Однако другие убийства журналистов в России остаются безнаказанными. В частности, авторы рейтинга отмечают почти полное отсутствие прогресса в расследовании убийства Анны Политковской: «Пересмотр судебных дел нескольких подозреваемых в убийстве журналистки продолжался урывками, судебное преследование не сделало успехов», - говорится в докладе. Кроме того, CPJ сообщается о гибели двоих журналистов в прошлом году вследствие нападений. Это застреленный в Дагестане обозреватель местной газеты «Новое дело» Ахмеднаби Ахмеднабиев и Михаил Бекетов, не оправившийся от тяжких ранений, которые он получил в 2008 году, когда в результате нападения он получил страшные травмы. «Ни один человек не был арестован за нападение на Бекетова, несмотря на личное обещание Владимира Путина отдать нападавших под суд», - подчеркивается в документе.

В CPJ отмечают, что 96 процентов жертв - местные репортеры, занимавшиеся политическими проблемами, коррупцией или освещением военных конфликтов в их странах. Авторы подчеркивают, что «климат безнаказанности порождает насилие», и в восьми странах, которые неоднократно фигурируют в «Индексе» год за годом, новые убийства имели место и в 2013 году. Кроме того, в докладе констатируется, что убийствам часто предшествуют угрозы. «По крайней мере, в четырех из каждых десяти убийств журналиста жертвы сообщили о получении угроз», - сообщается в докладе.

Подробнее

 

РОССИЯ

Ростов-на-Дону. Областной суд оставил без изменения приговор журналисту Сергею Резнику

Продолжение темы

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Сергей Резник был осужден в ноябре прошлого года на 1,5 года лишения свободы в колонии общего режима. Первомайский районный суд счел его вину доказанной сразу по трем статьям уголовного кодекса - «Заведомо ложный донос о совершении преступления», «Коммерческий подкуп» и «Публичное оскорбление представителя власти». Журналист свою вину не признал ни по одному из выдвинутых обвинений и обжаловал это решение в областном суде (см. дайджест 654).

Апелляционная жалоба рассматривалась в полном объеме: защита имела право представить для исследования и оценки коллегии судей под председательством Сергея Кожевникова важнейшие материалы всех трех уголовных дел.

Больше всего вопросов вызывали так называемые «доказательства» по статье 306 УК РФ («Заведомо ложный донос»). Обвинение было построено исключительно на показаниях дважды судимого (причем один раз – за ложный донос) Андрея Солодовникова. Этот гражданин с уголовными наклонностями звонил на сотовый телефон Сергея Резника и угрожал ему и его близким расправой. А когда после обращения журналиста в правоохранительные органы личность звонившего была установлена, он не нашел ничего лучше, как сделать заявление, что Резник сам попросил его об этом. Таким образом, журналист якобы хотел «ещё больше прославиться».

В заявлении Солодовникова указаны день и час, когда Резник якобы передал ему сим-карты сотовых телефонов, с которых следовало звонить, и деньги за «услуги», а также указана улица в центре Ростова, где проходила встреча. Однако, как утверждает Сергей Резник, он в это время находился в ста километрах от Ростова в другом городе в гостях у родственников. Адвокаты попросили областной суд запросить у оператора сотовой связи скриншот разговоров Резника по телефону с указанием времени и места, откуда они велись. Это обычная процедура и определение места нахождения человека в то или иное время с помощью данных о пеленгации станций связи его мобильного телефона часто используется именно при проведении следственных действий. Однако коллегия судей Ростовского облсуда отклонила ходатайство адвокатов журналиста, лишив его тем самым возможности представить доказательства своей невиновности.

«Прошу принять во внимание такое понятие, как презумпция невиновности, убедительных доказательств моей вины в совершении этих преступлений нет», - обратился к суду с последним словом Сергей Резник.

Однако, несмотря на все доводы защиты, суд оставил без изменений решение Первомайского районного суда. Защита Сергея Резника теперь готовит жалобу и на это решение - сначала в Президиум областного суда, а затем, если понадобится, в Верховный суд Российской Федерации и далее в Европейский суд по правам человека.

 

Омск. Сотрудники «Омской правды» попали под сокращение

Продолжение темы

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Противостояние журналистов медиахолдинга «Омская правда» и его управленцев завершилось, похоже, в пользу последних. Распоряжением директора холдинга Дмитрия Поминова упразднены должности редактора газеты и редактора-координатора сайта «Омскрегион»: лишними людьми оказались известный в городе журналист Игорь Баринов, много лет проработавший в лучших местных изданиях, и его молодая коллега, тексты которой обращали на себя внимание в потоке областных новостей, Евгения Карасева.

По словам Поминова, решение продиктовано необходимостью «оптимизации штатного расписания, избавления от дублирующих функций», потому что на обоих ресурсах было два редактора, теперь останется – по одному. Но, как сказал корреспонденту ФЗГ Игорь Баринов, «это просто игра словами – на самом деле я был замом редактора, и зарплата у меня – замовская, а путаница с названиями должностей возникла из-за того, что холдинг в последние годы несколько раз реорганизовывался». Евгения Карасева, говорит он, тоже никого не дублировала: не столько редактировала, сколько искала информацию и писала заметки на сайт. Так что, по мнению Баринова, избавился Поминов не от функций, а от конкретных их исполнителей, несогласных с его политикой.

Напомним, два с лишним месяца назад коллектив «Омской правды» открыто выразил недовольство решениями руководства медиахолдинга - в частности, сокращениями зарплат журналистам и расширением штата управленческого аппарата - в нем с приходом Дмитрия Поминова появился целый ряд должностей, функции которых непонятны пишущей братии («контент-менеджер», «начальник общего отдела», «контрактный управляющий», «начальник службы информационного обеспечения», «специалист службы информационного обеспечения», «директор по связям с общественностью» и т.п.), зато оклады этих специалистов узкого профиля в разы выше, чем у пишущих, о чем мы рассказывали в дайджесте № 647.

Цель проводимых директором «жестких реформ», по его словам, заключается в том, чтобы, сократив издержки, создать «самоокупаемый информационный продукт», который способствовал бы «формированию гражданского общества», то есть «преодолению пропасти между властью и населением», к чему призывает с первых дней своего правления глава Омской области Виктор Назаров. Журналисты «ОП» к этому обществу, по всей вероятности, не относятся: их коллективному мнению губернатор большого значения не придал – петицию, адресованную ему, передал своему первому заму, тот – в Главное управление по печати, в итоге спустилась она к Дмитрию Поминову, которому было доверено принятие окончательного решения.

Тем временем бухгалтерия выявила злоупотребления со стороны руководства холдинга, сравнительно небольшие, но - тем не менее: в частности, два договора на сумму 200 тыс. руб., заключенных с конторой, соучредителем которой является Павел Поминов – родной брат Дмитрия, посещение директором за счет БУ «Омская правда» платной спортивной секции (оплачено за 4 месяца 27 тыс. рублей). 14 членов профкома «ОП» подписались под заявлением в прокуратуру. Результаты расследования пока неизвестны. У областного правительства к директору нет претензий. Три сотрудницы бухгалтерии, обнаружившей финансовые нарушения, тоже попали под сокращение. Дмитрий Поминов чувствует себя уверенно, и останавливаться на достигнутом не намерен: как он сказал сайту СуперОмск, «идет анализ эффективности работы сотрудников с целью дальнейшей оптимизации». Игорь Баринов уверен, что директор со временем избавится от всех недовольных, о сокращении штата «эффективных менеджеров» речи, разумеется, не идет.

Как рассказывают «правдисты», руководитель холдинга лично не общается с журналистами: только через многочисленных заместителей – они и принесли редактору «Омской правды» приказ о его сокращении без каких-либо объяснений. Пропасть между Поминовым и коллективом, по словам сотрудников редакции – непреодолимая. Между редакцией и остальным населением Омской области – тоже весьма велика: войти в здание можно только по пропускам, у входа – вооруженный охранник. Такого не было в «Омской правде» даже в советские времена.

Стоит напомнить руководству медиахолдинга, что существует он за казенный счет, то есть за счет отгороженных от него жителей Омского региона – они содержат на свои кровные в том числе и Дмитрия Поминова. И обходится им этот холдинг недешево: в год уходит из областного бюджета на различные его нужды 40 миллионов рублей.

 

Свердловская область. Развод из-за политики

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Противоречия в работе РИА «Новый Регион», стартовавшего как региональный проект в Екатеринбурге, похоже, окончательно вылились в раскол коллектива на российскую и украинскую редакции. Об этом 17 апреля официально заявлено на сайте агентства за подписью руководителей издания Полины Румянцевой, Татьяны Пакуловой и коллектива редакции «НР-Екатеринбург».

В нем говорится, что причиной раскола послужила внешняя политика двух соседствующих стран: «Агентство, созданное и существующее в России, не согласно с той информационной политикой, которая после обострения ситуации на Украине и включения Крыма в состав России продвигается и доминирует на сайте НР2.ру с подачи украинской и прибалтийской редакций и председателя наблюдательного совета ООО «ИАА «Новый Регион» Александра Щетинина. При всей неоднозначности действий, которые совершают обе стороны конфликта «Россия – Украина», трактовка происходящего исключительно с позиции «оккупанты захватывают независимую страну», не кажется нам правильной». О возможности выхода из этой ситуации далее сказано: «Мы считаем, что в данной ситуации разумным будет дать возможность Украине и Прибалтике свободно вещать о своей позиции на другой площадке. «Новый Регион», являющийся одним из значимых информационных ресурсов в России, сохраняется на прежнем ресурсе, с базой в Екатеринбурге. Коллективам российских редакций, входящих в «Новый Регион», предложено остаться в составе агентства на прежних условиях сотрудничества, сотворчества и взаимовыручки».

Стоит отметить, что председатель наблюдательного совета уже давно не появляется в России, и про это заявление коллег узнал от корреспондента ИА «Ура.ру». «Я про это ничего не знаю. Я же еще в феврале делал заявление, что занимаюсь только Киевом и Украиной. Я просто не очень слежу за состоянием дел в России», - сообщил Александр Щетинин.

Сейчас с сайта российского «Нового региона» можно перейти на украинскую вкладку. А «Новый регион-Екатеринбург» несколько недель назад переехал на новое доменное имя: urfo.org/ekb/. Что ж, каждый вправе сделать свой выбор.

 

Пермь. Главный редактор оставлен без руля

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Главный редактор газеты «Коммерсантъ» в Перми» Вячеслав Суханов лишён водительских прав на один месяц за управление личным автомобилем без государственного регистрационного знака. Самое строгое административное наказание за подобное правонарушение было назначено, несмотря на разумность и добросовестность его действий при зимней поездке в отапливаемый гараж для установки этого самого госномера.

Накануне Нового года журналист купил новый Hyundai IX35. 19 декабря около 12 часов поставил автомобиль на учет в МРЭО краевого управления ГИБДД, что находится в Перми по ул. Спешилова, 107. И через несколько минут был остановлен возле стационарного поста ГИБДД на ул. Спешилова, 8. Придорожные полицейские составили протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 КоАП РФ. Передний госномер действительно не был закреплен на «фронтальной части автомобиля», а лежал в салоне у ветрового стекла. Вячеслав Суханов отметил в протоколе, что не имел технической возможности прикрепить знак. С утра шел сильный снег, температура воздуха понизилась к ночи до 24 градусов мороза, и место крепления обледенело. Пришлось ехать в теплый гараж, чтобы там установить госномер.

Все это главный редактор вновь рассказал 16 апреля в Ленинском районном суде Перми, где слушалась его жалоба на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 20 Ирины Рожковой. Служительница Фемиды 21 февраля в отсутствие Вячеслава Суханова признала его виновным в правонарушении и наказала не штрафом, а лишением прав на один месяц.

В районном суде выяснилось, что журналист не знал о дате рассмотрения его дела у мирового судьи. Секретарь ошибочно отправила SMS по чужому номеру мобильного телефона, а почтовые извещения Вячеслав Суханов обнаружил в своем почтовом ящике позднее только в марте. Положительная характеристика из ЗАО «Коммерсантъ» в Перми» с указанием на то, что главный редактор использует автомобиль в служебной деятельности, детализация входящих телефонных сообщений, справка о погоде за 19 декабря 2013 года, квитанция об уплате ранее выписанного штрафа за другое нарушение Правил дорожного движения, впрочем, не убедили судью Олега Порошина смягчить наказание.

Вячеслав Суханов сообщил ФЗГ, что жаловаться дальше - уже в краевой суд - он не будет. И заявил, что не чувствует себя виноватым.

 

КАЗАХСТАН

Полиция напала на журналистов

Во время съемки акции протеста телеоператор Виктор Гудзь получил травму головы.

Журналисты КТК, 31 канала, «Интерфакс-Казахстан», «Радио Азаттык» и интернет-канала 16/12 освещали 15 апреля в Астане акцию протеста, во время которой женщины вместе с детьми приковали себя цепью к забору у Генеральной прокуратуры в знак протеста против выселения. Как сообщает корреспондент «Радио Азаттык» Светлана Глушкова, полицейские выкручивали руки журналистам и телеоператорам, не давая снимать разгон акции протеста. Снимавший происходящее телеоператор канала 16/12 Виктор Гудзь получил травму головы, полицейские пытались сломать его видеокамеру.

По сообщению сотрудника канала 16/12 Саната Урналиева, полицейские знали, что имеют дело с журналистами, так как до этого у каждого проверили служебное удостоверение и записали данные журналистов.

По факту произошедшего журналисты намерены обратиться с заявлением о воспрепятствовании профессиональной деятельности в соответствии со статьей 155 Уголовного кодекса РК.

Фонд Аdilsoz, 15 апреля

 

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Российские пограничники задержали грузинских журналистов

Независимая ассоциация грузинских журналистов осудила задержание сотрудников СМИ в районе разграничения с Южной Осетией. Принять все меры для освобождения журналистов призвал народный защитник Грузии.

Российские пограничники 15 апреля в районе приграничного населенного пункта Адзви Горийского района задержали троих граждан Грузии по подозрению в нарушении границы Южной Осетии. Как сообщила главный продюсер телекомпании TV3 Майя Чучашвили, задержаны члены съемочной группы телекомпании Бела Закаидзе, Вахо Лекиашвили и Михаил Михоев. В Адзви они готовили репортаж о переносе линии заграждений российскими пограничниками в сторону Грузии.

По данным продюсера телекомпании, журналисты должны были выйти в прямой эфир в 17.00, но контакт с ними к этому времени был потерян.

Тем временем МИД России обвинил грузинских журналистов в незаконном пересечении границы с Южной Осетией и назвал их действия провокацией. «Имеющиеся данные подтверждают, что нарушители преднамеренно и демонстративно перешли из приграничного грузинского села Адзви в примыкающий к нему югоосетинский населенный пункт, где занялись видеосъемкой пограничной инфраструктуры», - говорится в сообщении российского МИД. Задержанные журналисты были переданы в пограничную службу КГБ Южной Осетии и доставлены в Цхинвал.

На следующий день задержанные журналисты были переданы грузинской стороне.

«Кавказский узел», 16 апреля; Русская служба BBC, 16 апреля

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

Радио Свобода: Цензура против свободы слова

Rzeczpospolita: Rosja odbiera głos blogerom

«Коммерсантъ – Ростов-на-Дону»: Сергей Резник пересчитает ступени правосудия

Civitas.Ru: Митинг в защиту свободы слова обошелся без происшествий

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Журналист Радио Свобода отстранен от работы на месяц

Причиной отстранения от должности Андрея Бабицкого, главного редактора радиостанции «Эхо Кавказа», стала его публикация в своем блоге на сайте «Эхо Кавказа», где он выступил в поддержку действий России в Крыму. «Эхо Кавказа» входит в состав американского Радио Свобода. На момент конфликта Бабицкий проработал в этой организации 25 лет.

Материал, ставший причиной отстранения главного редактора, уже удален с сайта радиостанции. В своем блоге Бабицкий рассуждал о ситуации с Крымом и о последних заявлениях Путина. Экс-редактор отметил, что по Крыму полностью поддерживает действия российского лидера, и обратил внимание на то, что РФ имела полное право на охрану безопасности жителей полуострова.

Что касается заявлений российского президента, то Бабицкий отметил, что в РФ, похоже, возрождается охота на инакомыслящих. Ведь слова Путина можно трактовать как то, что все не согласные с действиями РФ на Украине, автоматически становятся национал-предателями. То есть задается образ правильного гражданина, за рамки поведения которого нельзя выходить. По мнению Бабицкого, в обиход, пока что в политический, а не в правовой, вводится понятие «мыслепреступление». В этой ситуации бывший редактор обратил внимание, что 10% проголосовавших «против», это не обязательно предатели. Это такие же граждане, как и остальные, именно они и нуждаются в защите их прав и точки зрения.

Решение об отстранении Бабицкого принято в штаб-квартире Радио Свобода в Праге. В решении говорится о том, что он отстранен от должности на месяц без сохранения заработной платы, после чего будет решен вопрос дальнейшего сотрудничества с ним.

Курс.Ру, 17 апреля

Статья А. Бабицкого

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Премия имени А. Сахарова «За журналистику как поступок» за 2014 год

Начинается прием работ на конкурс имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Срок подачи материалов истекает 1 ноября 2014 года.

Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» присуждается за материалы, которые становятся продолжением жизненной позиции авторов, последовательно воплощаемой в работе на высоком профессиональном уровне, и отстаивают те ценности, которые отстаивал А. Д. Сахаров.

Рассматриваются материалы, опубликованные в период с 15 октября 2013 года по 15 октября 2014 года в российских печатных и Интернет-изданиях. Выдвижение претендентов осуществляют редакции газет, журналов, граждане РФ.

Материалы принимаются в печатном и электронном виде (на дискетах, на компакт-дисках или по электронной почте на адреса: fond@gdf.ru и boris@gdf.ru). Печатные версии материалов принимаются по адресу: 119992, Москва, ГСП – 2, Зубовский бульвар, 4, подъезд Союза журналистов, комн. 438, Фонд защиты гласности с пометкой «Премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».

Дополнительная информация о премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок»

Телефон для справок (495) 637 49 47

 

Почта дайджеста

Здравствуйте, уважаемый Алексей Кириллович!

Извините за то, что отнимаю Ваше время своим письмом, так как моя просьба, разумеется, не вселенского масштаба, и, возможно, для Фонда защиты гласности не представляет никакого интереса.

Но, тем не менее, я рискну к Вам обратиться. Я не профессиональный журналист, но на протяжении более чем 30-ти лет сотрудничала с районными и региональными СМИ Ярославской области. Приходилось и в штате работать в свое время.

Теперь по сути: в июле прошлого года глава нашего сельского поселения Петровское Ростовского района Ярославской области подал на меня в суд по защите чести и достоинства за две статьи, опубликованные в одной из районных газет. Мне пришлось выдержать шесть заседаний районного суда и одно областного, когда я подала апелляцию. Против меня был глава с двумя юридическими образованиями и два его адвоката. Мне же пришлось отбиваться одной, так как возможности нанять адвоката у меня не было, и нет.

Глава требовал присуждения морального вреда в размере 50 000 рублей, предъявив ко мне 6 пунктов обвинения. 4 обвинения я смогла отбить на уровне района, и районный суд присудил мне 10 000 рублей, которые я должна была выплатить главе.

После долгих раздумий я подала на апелляцию, глава тоже. Решение областной судейской коллегии практически было в мою пользу. Признали неосторожной одну только фразу, которую оценили в сумме 2 000 рублей. Главе в рассмотрении апелляции, где он требовал 50 000 рублей, областной суд отказал.

Сейчас глава снова подал на меня в суд по ст. 100 ГК РФ – «Возмещение расходов на адвоката». Истинная его цель не защита своей чести и достоинства, а желание мне отомстить, подсадить на «финансовую иглу», он знает мои материальные трудности. Он даже в областном суде не скрывал это, заявив о том, что «если мне не присудить выплаты морального вреда, то у него не будет никакой гарантии, что я еще что-нибудь про него не напишу». А я пока в раздумье о том, стоит ли писать кассацию в Верховный суд. Дело не в 2 000 рублях и той сумме, которую мне могут присудить 6 мая. Дело в том, что фраза, которая помешала мне выиграть областной суд, спорная и трактовать ее можно по-разному. Но как это доказать, я не знаю. А самое главное, что я права в своих суждениях о главе, все это знают, да бояться ему в открытую это заявить, как никак, он бывший начальник УВД района.

Собственно, я пишу, чтобы спросить Вас, есть ли в Ярославле отделение ФЗГ, куда бы я могла обратиться за консультацией? Мне действительно тяжело жить под психологическим прессингом, устроенным главой, мне уже 59 лет, здоровье желает лучшего, а душа не хочет мириться с несправедливостью, и прогибаться я не привыкла, да и не умею.

С уважением, Ирина Николаевна Чулкова

От редакции. К сожалению, отделения ФЗГ в Ярославле нет. Но обращение И.Н. Чулковой взято в работу юридической службой ФЗГ.

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни