Дайджест
2 Июня 2014 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 663

 

РОССИЯ

Республика Адыгея. Несвободное слово

Галина Ташматова, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Майкопский городской суд вынес приговор журналисту Василию Пурденко, обвинив его в экстремизме по статье 282 УК РФ, присудив 100 тыс. рублей штрафа.

Редактор блога «Свободное слово Адыгеи» Василий Пурденко 5 сентября 2012 разместил в своем блоге статью «Быть русским в Адыгее можно, но бесперспективно» за подписью А. Иванова. Спустя 9 месяцев к этой статье проявили интерес правоохранители, возбудив уголовное дело.

«За это время, пока статья была в широком доступе, ее просмотрело 219 человек, к ней появилось 5 комментариев. В ней шла речь о положении дел в республике, об общеизвестных в Адыгее вещах. А они устроили показательный процесс над независимым журналистом! Отныне я – уголовник. Самое противное и обидное, что следователи до сих пор не возвращают изъятый у меня компьютер. А я – поэт, писатель и я не могу продолжать работать», - возмущен Василий Пурденко.

Он добавил, что решение суда на руки пока не получил. «Как только мой адвокат получит решение, мы немедленно его обжалуем в вышестоящей инстанции», - заявил осужденный журналист.

Омск. Антимонопольное управление сняло с изданий обвинения в незаконной рекламе пивной компании

Продолжение темы

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Омские антимонопольщики признались, что погорячились, обвинив прессу в «незаконном продвижении продукции компании «САН ИнБев». Как сообщалось в дайджесте № 659-660, под подозрение управления ФАС попали 6 изданий (СуперОмск, «ОмскИнформ», «Бизнес-курс», «Омскпресс», «Комсомольская правда в Омске», информационное агентство «Омскрегион»), опубликовавших в начале мая с.г. сообщения о выпуске партии пива с изображениями героев Великой Отечественной войны и описаниями их подвигов. Во всех публикациях речь шла о том, что затея пивоваров вызвала возмущение у городского совета ветеранов и пенсионеров, других представителей общественности, посчитавших ее кощунственной.

Похоже, не вчитавшись в тексты этих заметок, а лишь обратив внимание на иллюстрации к ним, антимонопольная служба пришла к выводу, что они «обладают всеми признаками рекламы, поскольку распространяются в сети Интернет, направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования». Не разубедило в этом УФАС даже то, что созданный прессой резонанс побудил компанию отказаться от выпуска данной партии.

Антимонополисты разослали во все вышеперечисленные СМИ письма с сообщением, что в отношении них «возбуждено дело по фактам нарушения рекламного законодательства», тем самым создав еще более скандальный повод для упоминания продукции той же компании и дав, таким образом, основания подозревать само УФАС в ее непроизвольной (или произвольной) рекламе.

На днях руководитель антимонопольного управления Сергей Суменков сообщил, что с прессы сняты все обвинения: дела в отношении шести изданий прекращены. По всей вероятности, внимательно прочитав осуждаемые ими заметки, сотрудники ведомства увидели, что они, как пояснил Суменков, «выражали отрицательное отношение к акции «САН ИнБев», и, стало быть, носили антирекламный характер.

 

Челябинск. Три года условно за «вымогательство»

Продолжение темы

Наталия Северская, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Тракторозаводской районный суд признал виновным в вымогательстве журналиста Андрея Корецкого и назначил ему наказание в виде трех лет лишения свободы условно.

Уголовное дело в отношении Андрея Корецкого было возбуждено в феврале 2011 года по заявлению тогдашнего главы Каслинского района Александра Коробейникова, который просил привлечь журналиста к уголовной ответственности за вымогательство у него 400 тысяч рублей. При обыске у журналиста было изъято 200 тысяч рублей. А. Корецкий объяснял наличие денег оплатой его работы в ходе предвыборной кампании Коробейникова, который еще и остался ему должен (см. дайджест 586). А. Корецкий назвал свое уголовное преследование заказным, и обвинял в заказе тогда еще действующего главу региона Михаила Юревича, его первого заместителя Олега Грачева, а также «высшие полицейские чины», и «чёрного политтехнолога» Евгения Медведева, и самого Коробейникова.

Любопытно, что сам Коробейников в прошлом году также был признан виновным по уголовному делу, по статье «Халатность». Районный суд приговорил его к четырем годам лишения свободы, однако впоследствии срок был сокращен до трех лет и заменен на условный.

Использованы материалы Slo-vo.Ru

 

Владивосток. Миллион за честь

Анна Селезнева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

В апреле нынешнего года в газете «Арсеньевские вести» была опубликована статья Марины Завадской «Это вам не Миша 2%, а Михайлов 60%». В центре статьи – земельный конфликт между двумя ООО – «Кутум» и «Андезит». Владелец одного из них имеет лицензию на открытие песчаного месторождения, но не имеет оформленного права пользования и, следовательно, добычи песка. Второй - имеет право пользования, выданное администрацией района, с руководителем которой, Виктором Михайловым, он имеет общие интересы. Автор статьи подробно рассматривает связи и отношения в этом клубке интересов, противостояний, взяток, дружеских, финансовых, деловых связей и т.п.

Виктор Михайлов, глава Шкотовского района Приморского края, подал исковое заявление во Фрунзенский районный суд Владивостока к Марине Завадской и редакции независимой газеты «Арсеньевские вести». Он просит признать не соответствующими действительности и порочащими его репутацию утверждения, обязать ответчиков опровергнуть порочащие сведения и взыскать компенсацию морального вреда в сумме 1 100 000 рублей, в том числе 1 000 000 рублей – «за нарушенное право на защиту чести, достоинства и деловой репутации» и 100 000 рублей – «за нарушенное право на охрану моего изображения» (в газете была опубликована фотография В. Михайлова)». Глава администрации Шкотовского района считает обнародование и дальнейшее использование изображения любого гражданина и главы администрации возможным только с его согласия, отсюда и требование «признать нарушенным право на охрану моего изображения».

 

Пермь. Губернаторский пиарщик напомнил о своем преступлении

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Кирилл Маркевич, создатель близкого к пермскому губернатору Виктору Басаргину медиахолдинга, 28 мая проиграл краевой газете «Звезда» иск о защите чести и достоинства, деловой репутации, компенсации морального вреда в размере 40 тыс. руб. Пиарщик обиделся на публикацию «В голубом свете» от 25 марта, где говорилось о его судимости за ДТП.

Среди прочего, К. Маркевич приложил к исковому заявлению копию постановления Увельского районного суда Челябинской области, в производстве которого находилось уголовное дело по обвинению истца в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Из бумаги видно: 26 апреля 1998 года на трассе Челябинск-Троицк 19-летний в ту пору водитель «Форда» К. Маркевич превысил скорость. Машина съехала в кювет и перевернулась, а пассажир С. Бондарева получила телесные повреждения средней тяжести. 24 августа 1999 года подсудимый признал вину в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264 УК РФ, в содеянном раскаялся. За это ему грозило до двух лет заключения с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет. Но с согласия К. Маркевича Увельский районный суд применил амнистию, объявленную Госдумой 18 июня 1999 года, и прекратил уголовное преследование.

На предварительном слушании гражданского дела, которое состоялось в Мотовилихинском районном суде Перми 28 апреля, судья Татьяна Опря удовлетворила ходатайство представителя «Звезды» Аркадия Иванова об истребовании информации об уголовном деле К. Маркевича. И 27 мая в судебном заседании была исследована заверенная копия обвинительного приговора, поступившая из Увельского районного суда. Оказывается, 10 августа 1998 года нынешний имиджмейкер был признан виновным за совершение ДТП и наказан на 6 месяцев условного лишения свободы с испытательным сроком в течение 6 месяцев. Согласно отметке на этом документе, приговор вступил в законную силу 18 августа 1998 года.

Сам истец К. Маркевич и его представитель Светлана Ушакова были надлежаще извещены о слушаниях в Мотовилихинском районом суде Перми, но не явились на заседания 27 и 28 мая 2014 года. Судья Т. Опря отказала в удовлетворении всех заявленных требований истца.

 

Санкт-Петербург. «Зеленая лампа» погасла

Роман Захаров, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Петербургский пресс-клуб «Зеленая лампа» закрывается. Как уточнила его руководитель Елена Лиханова, собственник больше не имеет средств для содержания проекта, который не приносил прибыли.

Пресс-клуб «Зеленая лампа» появился в 2008 году, и все эти годы его существование поддерживалось за счет финансов группы компаний «Кросс-Медиа», владеющих рядом активов в медиасфере. Это была одна из немногих свободных площадок города, где представители оппозиции, правозащитных организаций могли донести свою точку зрения до журналистов.

КАЗАХСТАН

Мониторинг нарушений свободы слова в апреле 2014 года

Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел мониторинг нарушений прав СМИ, журналистов и граждан в связи с осуществлением ими права на свободу слова в апреле 2014 года. Среди сообщений о нарушениях: в Уральске вынесен приговор организатору покушения на убийство журналиста Лукпана Ахмедьярова. Ни потерпевший, ни обвиняемый с приговором не согласны. Руководитель интернет-проекта Insiderman Валерий Сурганов обвиняется в клевете в отношении судьи. Газета «Ассанди-Таймс» признана составной частью «единого» СМИ «Республика» и закрыта по решению суда. В Уголовный кодекс РК введена новая статья «Распространение заведомо ложной информации», максимальное наказание – до 10 лет лишения свободы. Поправками в закон РК «О связи» введена внесудебная блокировка интернет-ресурсов.

Всего с начала года СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены: 7 обвинений в клевете; 33 претензии и иска о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Подробности см. на сайте фонда «Адил соз»

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в мае 2014 года

Нападения на журналистов – 2 (Виктория Литвинова, корреспондент телеканал LifeNews, и Алексей Туманов, оператор телеканал LifeNews, оба – в Краснодаре; Магомед Абдуллаев, главный редактор газеты «Медицина Дагестана», Махачкала).

Попытки цензуры – 1 (радио «Говорит Москва», Москва).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 2 (Сергей Щукин, главный редактор газеты «День», Ижевск; Константин Жаринов, блогер, Челябинск).

Увольнение редактора, журналиста – 3 (Сергей Тувакин, выпускающий редактор издания «Ридус», Москва; Василий Магис, генеральный директор телерадиокомпании «Диалог», Иркутская область; Ирина Карацуба, ведущая радио «Говорит Москва», Москва).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 9 (съемочная группа «Четвертого канала», Екатеринбург; Андрей Зубец, независимый фотокорреспондент, Наталья Горильская, сотрудник итальянского издания «Русская Ривьера», оба – Москва; Сергей Щукин, главный редактор газеты «День», Ижевск; Юрий Мамон, корреспондент украинской телекомпании ICTV, и Дмитрий Поденко, оператор ICTV, оба – в Белгородской области; Вацлав Радзивинович, корреспондент польского издания Gazeta Wyborcza, Николай Семена, корреспондент киевской газеты «День», Леньяра Абибуллаева, независимый журналист, все - в Симферополе, Республика Крым; Артур Моряков, независимый журналист, Симферополь, Республика Крым; Осман Пашаев, шеф-редактор интернет-проекта «Открытый Крымский канал», Симферополь, Республика Крым*).

* Не вдаваясь в обсуждение законности присоединения Крыма к РФ, с этого номера дайджеста мы рассматриваем все проблемы журналистов полуострова как свои.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 22

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений – 1 (радиостанция «Эхо Москвы», Москва).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (газета «Красная строка», Орел).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (Первый канал, в Волгоградской области).

Прекращение выхода СМИ – 3 (телепередача «Свободные новости», Пермь; телеканал «Соль», Екатеринбург; телепрограмма «Школа злословия», Москва)

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Популярная политика», Московская область)

Препятствование выходу СМИ - 1 (телеканал ТВ-2, Томск)

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 4 (видеокамера «Граней.ру», в Московской области; видеокамера телеканала LifeNews, в Краснодаре; видеоаппаратура украинской телекомпании ICTV, в Белгородской области; компьютер Османа Пашаева, шеф-редактора интернет-проекта «Открытый Крымский канал», Республика Крым).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 24

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Между судебными заседаниями умудряются еще и писать!

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе.

В десять судебных процессов втянута краевая ставропольская газета «Открытая для всех и каждого». По словам ее редактора Людмилы Леонтьевой, такого за двенадцать лет существования газеты она не припомнит.

Три-четыре процесса одновременно – к этому-то коллектив редакции давно привык. Иски о защите чести, достоинства и деловой репутации подают, в основном, чиновники исполнительной власти, правоохранители и судьи. Они и являются основными «героями» журналистских расследований. Но как-то незаметно привычный статус обиженных на независимую прессу пополнился руководителями коммерческих структур, и даже общественных организаций. И это наглядно подтверждает, что подозрения в коррупции (а это - главная тема «Открытой», которой посвящена 70 процентов газетной площади) проникли во все сферы жизни.

О многих процессах ФЗГ уже писал – это длящаяся второй год тяжба с чиновницей полпредства СКФО Панфиловой, которая требует от редакции уже третьего опровержения. Суд, в самом начале не захотевший провести расследование причин конфликта, а просто вставший на сторону чиновницы, тем самым открыл «ящик Пандоры», из которого посыпались последующие иски этой дамы. И впоследствии суды не раз принимали противоречащие закону решения, которые сами же стыдятся выставлять в электронной базе данных своего ведомства.

Некоторые иски демонстративно подаются не на газету, а на нештатных авторов. Мол, мы вас не тронем, просто рот заткнем тому, кто против нас пишет. Например, лидеру независимого профсоюза автодорожников, несгибаемому борцу против махинаций профбоссов и чиновников дорожного министерства. Но редакция «своих не бросает» и разделяет судебные тяжбы с любимыми авторами.

Июнь у редакции будет горячим: полиция, прокуратура и арбитражный суд завалены жалобами и исками главы ставропольского городского расчетного центра (СГРЦ) Фоминой к «Открытой». Из номера в номер, с помощью председателей ТСЖ, адвокатов, активистов правозащитных организаций, газета раскрывает перед читателями схемы афер в сфере ЖКХ, в которых участвуют расчетный центр, производители услуг и арбитражные суды.

«Уже сейчас, на предварительной стадии, читая эти иски, я убеждаюсь, что в них сразу надо отказывать, - говорит редактор «Открытой» Людмила Леонтьева. - Там нет точных цитат, которые бы оспаривались. Сплошные косвенные догадки: мол, «газета обвиняет СГРЦ в мошенничестве с платежками». Но наши журналистские расследования все построены на конкретных случаях!».

Омбудсмен Владимир Лукин в своем последнем докладе, посвященном ситуации с правами человека, в качестве одного из самых проблемных регионов назвал Северный Кавказ. А в самом регионе лидером по числу обращений (в пересчете на население) лидирует Ставропольский край. Какая доля беззакония отражена на страницах «Открытой»? Тысячная? Миллионная?

 

Почта дайджеста

Спасибо за последний дайджест, и поздравления по случаю превосходного перевода, который я считаю намного лучше, чем некоторые предыдущие отчеты.

С наилучшими пожеланиями, Колин Дэйвисон

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

 

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни