Дайджест
24 Ноября 2014 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 685


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Смертельная авария

На Камчатке 20 ноября погиб собственный корреспондент Фонда защиты гласности, журналист газеты «Камчатское время» Игорь Кравчук.

Микроавтобус вез журналистов на церемонию открытия нового моста через реку Камчатка в поселке Ключи, и на скользкой трассе попал в аварию - зацепил бровку дороги, перевернулся, слетел в кювет и срезал несколько деревьев. Результатом аварии стала гибель 50-летнего Игоря Кравчука и 38-летнего заместителя руководителя службы информационных программ ГТРК «Камчатка» Владимира Жуковского. Еще четыре репортера и водитель получили травмы разной степени тяжести.

Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин выразил соболезнования родным и близким погибших. «Это страшная трагедия, которая унесла жизни талантливых людей. Внезапная смерть застала их за работой. Они ехали выполнять свой профессиональный долг в Усть-Камчатский район. Это тяжелая утрата для нашего края», - сказал губернатор. Местные власти также обещали помочь семьям погибших

У Владимира Жуковского осталась жена, которая ждет ребенка, у Игоря Кравчука – жена и четверо детей.

Игорь известен, причем не только на Камчатке, как журналист-расследователь. Его последний материал «Рэкет атомной подводной лодки «Георгий Победоносец» был опубликован на портале «Дебри» 11 ноября, в ближайшее время должно было последовать продолжение этой статьи.

В 2005 году публикации Игоря Кравчука в газете «Экспресс-Камчатка» привлекли внимание жюри премии имени А. Сахарова «За журналистику как поступок», которое высоко оценило его материалы «Чем хуже дела, тем больше секретности», «Чем меньше кораблей – тем больше адмиралов», «Суд сажает семейным подрядом», «Оборотни уходят от погони», «Слава морякам! Позор военному флоту?», «Спасатель всея Руси» - Игорь вошел в число победителей, став номинантом премии.

Фонд защиты гласности глубоко соболезнует семьям погибших.


РОССИЯ

Омск. Суд отклонил иск советника губернатора к еженедельнику «Бизнес-курс»

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Куйбышевский райсуд Омска отказал в иске Сергею Мизе, ныне советнику губернатора Омской области, а в прошлом офицеру спецслужб, к редакции журнала «Бизнес-курс». На сайте издания было опубликовано открытое заявление в областное управление ФСБ генерального директора радиозавода имени Попова Владимира Шнайдера с требованием провести проверку высказываний Сергея Мизи в областных СМИ на предмет «клеветы, государственной измены, диверсии и превышения должностных полномочий».

С точки зрения рядового обывателя заявление руководителя предприятия Владимира Шнайдера - довольно странное: такой «букет» особо тяжких статей УК увидел он в интервью советника губернатора, где тот негативно оценил экономическую ситуацию на заводе. Из этого заявитель сделал вывод о том, что сказанное его оппонентом направлено на «дискредитацию предприятия оборонно-промышленного комплекса, наносящую прямой ущерб обороне и внешней безопасности России и ряда суверенных государств».

Однако не менее странными выглядят и претензии самого «подозреваемого» в столь жутких деяниях Сергея Мизи к сайту БК, который лишь перепечатал заявление Шнайдера, размещенное первоначально на сайте СуперОмск, куда оно перекочевало с официального сайта радиозавода, и разошлось с него еще по ряду интернет-изданий. Но г-н Мизя решил, что ущерб его репутации причинил только «Бизнес-курс» и потребовал взыскать с него в качестве компенсации 100 тысяч рублей.

Пока шло рассмотрение иска, УФСБ дало ответ на заявление Владимира Шнайдера: ничего криминального и угрожающего безопасности страны в интервью его оппонента не найдено. В свою очередь, Куйбышевский райсуд не нашел ничего противоправного в размещении заявления генерального директора на сайте БК, поскольку, согласно Закону о СМИ, «не несет ответственности за публикацию сведений, которые являются воспроизведением официальных публикаций пресс-служб и информационных агентств».

Иск советника губернатора полностью отклонен. Решение это, впрочем, еще не вступило в законную силу – оно может быть обжаловано в суде вышестоящей инстанции.


Краснодарский край. «Периодика Кубани» ушла с молотка

Галина Ташматова, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Фонд госимущества Краснодарского края 12 ноября провел аукцион по продаже 100% доли в уставном капитале ООО «Газетное издательство «Периодика Кубани» с начальной ценой в 2 млн. 199 тыс. рублей. Самое известное на Кубани издательство было поставлено в план приватизации на 2012–2013 годы и оценено в 2 млн. 195 тыс. руб. В бытность краевого ГУПа это предприятие было учредителем 45 районных газет. В последние годы предприятие сменило форму собственности на ООО и приступило к реализации собственных коммерческих проектов: освоило выпуск приложений в районные газеты о деятельности краевого Законодательного Собрания и администрации края, занялось рекламной и издательской деятельностью.

Хотя в собственности «Периодики Кубани» нет объектов недвижимости, но имущественный комплекс предприятия до недавнего времени был весьма внушительным: 5 грузовых ГАЗелей, автомобиль «Тойота» представительского класса, гараж, оргтехника, печатная машина и многое другое. Из 45 районных и городских газет, учредителем которых является «Периодика Кубани», наберется с десяток прибыльных. К тому же заказы у этого предприятия всегда были солидные и стабильные. По данным сайта «Периодики Кубани», доля госзаказа в объеме выполняемых предприятием работ в первом полугодии 2014 года составила 38%. Так что оценочная стоимость такого солидного актива в 2 миллиона с хвостиком вызвала в журналистской и политической среде края недоумение.

Участниками аукциона стали два московских юридических лица ООО «Антейс» и ЗАО «Вектор недвижимости», а также одно физическое лицо – Игорь Тарасов, который и стал победителем торгов, предложив 2 млн. 299 тыс. рублей. В этот же день он приобрел на аукционе еще и старейшую прибыльную газету «Новороссийский рабочий». Господин Тарасов, новый владелец «Периодики», зарегистрирован в Москве.

Местные аналитики считают, что ожидать в этой связи каких-либо кадровых изменений или изменений редакционной политики в изданиях, входящих в «Периодику Кубани», не стоит. Содержание районок будет по-прежнему делом местных администраций. Да и руководство «Периодики Кубани» останется в тех же креслах. Об этом поспешили сообщить сотрудникам проданной «Периодики» представители департамента СМИ администрации Краснодарского края на следующий день после состоявшихся торгов.


Московская область. Суд отказал в иске человеку, требовавшему компенсацию за публикацию о конфликте с судебными приставами

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Клинском городском суде закончилось рассмотрение иска о защите чести и достоинства к журналистке газеты «Клинская неделя» Ольге Рожковой и судебным приставам города. Местный житель Виктор Бойко обратился в суд из-за публикации «После конфликта на производстве пришли судебные приставы», вышедшей в издании еще в июне 2010 года.

В материале, героем которого стал истец, рассказывалось о визите к нему судебных приставов. Виктора Бойко в тексте возмутила фраза приставов о том, что он «кричал, что у него есть ружье, и он нас сейчас всех перестреляет». Истец потребовал от ответчиков опровергнуть эти сведения, которые он назвал недостоверными и порочащими, а также выплатить ему компенсацию морального вреда в размере 300 тыс. рублей.

Позиция юристов Центра защиты прав СМИ, оказывавших правовую поддержку журналисту-ответчику, заключалась в том, что ни автор публикации, ни редакция СМИ не должна нести ответственности за спорное утверждение. Слова, процитированные в публикации, принадлежат должностному лицу – судебному приставу, на что в тексте явно указывается. Кроме того, представители ответчика указывали, что истец не обосновал сумму запрашиваемой компенсации морального вреда.

Суд отказал Виктору Бойко в исковых требованиях в полном объеме.


БЕЛАРУСЬ

Журналистов в Витебске будут судить за фото на фоне граффити

5 ноября, в Международный день «Станем за журналистику», члены Белорусской ассоциации журналистов сфотографировались на фоне здания с граффити - изображениями клеток, из которых вылетают сделанные из газеты «журавлики». Теперь участников фотосессии вызывают в милицию Витебска и составляют протоколы за «участие в несанкционированной акции».

18 ноября к начальнику отдела охраны правопорядка и профилактики ОВД Железнодорожного района Александру Рыбакову вызвали Дмитрия Казакевича. Он рассказал: «Милиционер сказал мне по телефону, что я должен прийти и объяснить свое участие в несанкционированной акции. Я очень удивился, потому что ни в каких акциях не участвовал. Оказалось, что «акцией» милиционер считает совместные фотографии нескольких человек, которые были размещены в социальной сети Facebook. Сотрудник милиции показал мне распечатки с сайтов, где эти фотографии также были опубликованы. И сказал, что в тексте этих фотографий говорится, что это была акция, хотя такого слова я там не заметил - говорилось только, что журналисты фотографировались, провели фотосессию. На наших фотографиях отчетливо видно, что мы не держим плакатов, ничего не кричим и не требуем. Так что обвинение считаю абсолютно безосновательным. И написал в протоколе, что с формулировкой сотрудника милиции я не согласен».

На члена организации БАЖ был составлен протокол об участии в несанкционированной акции. Суд по делу Дмитрия Казакевича назначен на 28 ноября.

По этому же делу телефонные приглашения в милицию получили еще несколько человек. Член БАЖ Константин Мордвинцев рассказал о своем визите в милицию: «Александр Рыбаков составил протокол о нарушении мною статьи 23.34 КоАП - якобы я участник несанкционированной акции. Он говорил, что я выражал свои общественные интересы, мнения и так далее, фотографируясь на фоне заброшенного здания бывшего Дома культуры. Я пытался объяснять: «На этом здании - очень красивый рисунок, который любят многие жители Витебска, в том числе и журналисты. Так что, изображение тоже крамольное и «выражает какие-то общественные мнения»? И художника тоже будут привлекать к ответственности?».

На эти вопросы милиционер Александр Рыбаков ответил, что к художнику претензий нет, поскольку это, мол, было давно. Наконец, я отказался давать какие-либо объяснения, апеллируя к статье 27 Конституции Республики Беларусь, которая дает право не свидетельствовать против себя.

Белорусская Ассоциация журналистов, 19 ноября


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Негласная рекомендация для журналистов: «кировская банда» вместо «приморских партизан»

Анна Селезнева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Владивостокские полицейские обнаружили в одном из местных магазинов книгу «Ударные отряды» против Путина» (авторы Илья Фальковский и Александр Литой, книга издана в Москве). Это публицистическое исследование выпущено московским издательством «Алгоритм» и состоит из двух частей: биографии русских националистов, в их числе - «приморские партизаны», убийца адвоката Маркелова и др., и статьи журналиста Александра Литого, в том числе - о Центре «Э», межнациональных конфликтах, опубликованных в «Новой газете» и других изданиях.

«Книга написана с антифашистских позиций и никакого оправдания терроризма в ней нет, наоборот, есть осуждение терроризма», - так сообщили авторы журналистам «Новой» во Владивостоке.

Но прокуратура Приморского края сочла, что книга содержит призывы к агрессивным действиям и высказывания, оправдывающие терроризм. Прокурор края Сергей Бессчастный направил во Фрунзенский районный суд Владивостока заявление с просьбой признать книгу экстремистским материалом, опираясь на психолингвистическое исследование, проведенное Надеждой Олешкевич, экспертом Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС).

Владивостокский юрист Павел Маракулин, представитель одного из авторов, подал ходатайство во Фрунзенский суд Владивостока о назначении судом новой независимой экспертизы в университете Нижнего Новгорода и проведения лингвистического исследования текста книги в порядке ст. 79 ГПК РФ. Юрист считает, что во Владивостоке экспертиза была проведена ненадлежащим образом, что эксперт Надежда Олешкевич «не является специалистом в области права и не обладает достаточной компетенцией для того, чтобы провести подобную экспертизу единолично». Районный суд согласился на новую экспертизу, но постановил провести её во Владивостоке в ФБУ «Приморская лаборатория судебной экспертизы» Минюста РФ за счет авторов. Защиту это судебное решение не устроило, и Маракулин подал жалобу в краевой суд на решение о дополнительной экспертизе во Владивостоке. Затем направляет второе ходатайство о новой экспертизе, оговаривая и тот факт, что «рекомендуемая районным судом местная экспертиза нецелесообразна в Лаборатории судебной экспертизы Приморского края, так как она является учреждением Министерства юстиции России по Приморскому краю, а Министерство юстиции является участником данного судебного процесса. А наличие «негодного экспертного заключения», выполненного по требованию ЦПЭ УМВД России по Приморскому краю, свидетельствует, по мнению защитника, что существует обозримый и повышенный риск давления на экспертов в нашем регионе.

У журналистов «Новой» во Владивостоке» возник естественный вопрос: случайно ли наткнулись владивостокские полицейские на книгу в местном магазине и специально решили рассмотреть дело подальше от столицы и московской прессы?

Павел Маракулин считает, что всё дело – в желании Центра «Э» улучшить служебные показатели: «Гоняться за «партизанами» по сопкам Маньчжурии накладно и опасно, да и нет их уже в Приморье. Слава богу. Поэтому решили выполнить план по раскрытию преступлений, назначив книгу экстремистской. Мы доказываем, что никакого повода для этого нет», - говорит Маракулин. Один из авторов И. Фальковский считает, что «суд инициирован во Владивостоке потому, что в книге есть главка про приморских партизан и они сами изображены на обложке. При абсолютно вольной трактовке «экстремистской деятельности, которую применяют наши власти, «экстремистским» может называться любое художественное высказывание - книга, картина».

«Приморские партизаны» признаны виновными и осуждены. Известный ролик «Последнее интервью приморских партизан» включён в список экстремистских материалов. Журналистам, комментирует Василий Авченко, автор статьи «Прокуратура против «ударных отрядов» («Новая газета во Владивостоке», №29), негласно рекомендовали использовать вместо выражения «приморские партизаны» формулировку «кировская банда». Теперь, задаются вопросом журналисты, выходит, «о «партизанах» и причинах их появления нельзя даже размышлять? Интересно, скоро ли подберутся к Достоевскому – тот ещё экстремист попал в школьную программу. Не говоря о «разжигающих» фронтовых стихах Симонова или записках боевика Савинкова».


Журналистов просят удалиться

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

На Урале в последнее время нередки случаи выдворения журналистов из зала суда при рассмотрении дел, вызвавших значительный общественный резонанс. Например, 21 ноября в Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга судья Татьяна Денега приняла решение удалить прессу при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения для главы Октябрьского района Александра Мирошника, против которого возбуждено уголовное дело по статье «Злоупотребление полномочиями», связанное с предыдущим местом работы чиновника в должности генерального директора МУП «Трамвайно-троллейбусное управление».

Неоднократно закрывал процесс для журналистов и судья Октябрьского районного суда Эдуард Измайлов при рассмотрении громкого дела фотографа Дмитрия Лошагина, обвиняемого в убийстве своей жены - модели Юлии Прокопьевой-Лошагиной, которое длится уже в течение года.

При этом Денеге и Измайлову неплохо было бы вспомнить недавний прецедент с их коллегой Клавдией Сутягиной, судьей Серовского районного суда, чинившей серьёзные препятствия в освещении СМИ громкого дела о незаконном получении квартиры высокопоставленным чиновником. Заинтересовал журналистов иск прокурора города Серова к местной администрации и председателю городского комитета ЖКХ Андрею Царегородцеву, в котором утверждалось, что тот получил от мэрии квартиру площадью 71,2 кв. м, и содержались требования отменить передачу жилья в собственность чиновника, а его самого – выселить.

16 апреля в областной Совет судей поступило сразу три заявления от учредителя местной газеты «Работа и отдых» Ольги Малиновой, в этих документах сообщалось, что Сутягина отказывала Малиновой и другим журналистам в доступе в открытое судебное заседание по мотиву профессиональной принадлежности, кроме того - мешала получению информации. Конкретно: на одном из последних заседаний 6 марта 2014 года Малинова по распоряжению судьи была удалена из зала, и вернуться обратно ей не удалось. Не попала она туда с коллегами и на следующий день, когда было вынесено решение. Дело, кстати, закончилось половинчато: выселять чиновника не стали, но из собственности квартиру все же изъяли.

Еще одной претензией Малиновой стали разъяснения судьи, полученные в ответ на запросы редакции о причине отказа в допуске журналистов. Клавдия Сутягина объясняла, что присутствие представителей прессы в зале «возможно при соблюдении специальных процессуальных процедур в ходе судебного разбирательства». Но, как отметила после проверки комиссия по этике и кадрам Совета судей области, нарушены оказались требования п. 4, 5, 6, 12, 23 постановления Пленума Верховного Суда от 13 декабря 2012 года №35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов», гласящие, что препятствование журналистам не допускается, а намеренное создание условий, затрудняющих доступ или препятствующих фиксации заседания, свидетельствует о нарушении профессиональной этики. При этом, специального разрешение на аудиозапись не требуется, остальное - с разрешения. Кроме того, проверяющие сочли, что нарушен и Кодекс судейской этики (п.1-3 ст.13): судья должен взаимодействовать со СМИ для укрепления авторитета правосудия и доверия к нему.

На заседании квалификационной коллегии областного Совета судей Сутягиной было объявлено замечание. Может это, честно говоря, не слишком суровое наказание, но его учтут и другие законники.


НАШИ ПАРТНЕРЫ

Заявление Правозащитного Совета Санкт-Петербурга

С гневом и печалью мы констатируем, что с каждым днём усиливаются атаки на оставшиеся в России более или менее независимые СМИ, последние островки свободомыслия в океане теле-радио-фальши, откровенной лжи, нагнетания мракобесия и усиления атмосферы ненависти.

На памяти у нас история телеканала «Дождь», которого по надуманному поводу пытались закрыть, хотя все прекрасно понимали, что дело в его определённой независимости и старания быть объективным. Теперь сгущаются тучи над радиостанцией «Эхо Москвы». И опять используется надуманный предлог, явно высосанный из пальца – запись в твиттере одного из сотрудников радиостанции.

Радиостанция «Эхо», дающая слово как уважаемым за их либеральные взгляды людям, так и самым одиозным гонителям свободы и демократии в нашей стране, пытающаяся быть как бы «над схваткой» и давать возможность самими слушателям решить, на чьей стороне правда. Радиостанция «Эхо», которую слушают миллионы людей в России и за границей, и которой доверяют, потому что она не лжёт своим слушателям, и не считает их за легко одурачиваемых дебилов. Радиостанция «Эхо», которая обеспечивает так необходимую обратную связь с народом и его интеллигентной части к правящим структурам, без которой они стали бы слепыми и глухими.

И куда может завести Россию слепая и глухая власть - не хочется даже гадать...

Радиостанция «Эхо», остающаяся последним осколком разбитой витрины демократии для зарубежного мира...

Мы призываем всех неравнодушных граждан выступить в защиту «Эха Москвы»!

19 ноября 2014 г.


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Все новости

Архив