Дайджест
6 Апреля 2015 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 703

Событие недели

В Дагестане совершено очередное нападение на журналиста

Россия

1. Томск. Суд посчитал, что телекомпания ТВ 2 была отключена от эфира «на законных основаниях». Продолжение темы

2. Воронеж. Начался суд над Центром защиты прав СМИ

3. Республика Карелия. Собственник сайта «Вести Карелии» потребовал от журналиста переписать репортаж

4. Сахалинская область. Коррупционный крен «Полариса» и крен сахалинской журналистики

5. Мурманск. Уголовное дело в отношении владельца сайта «Блогер 51» прекращено в связи с истечением сроков данности

Фонд защиты гласности

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в марте 2015 года

Наши публикации

Рынок СМИ Приморья глазами главного редактора издательской компании «Золотой Рог» Елены Барковой

Наши партнеры

Совет Европы запустит интернет-платформу для защиты журналистов


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

В Дагестане совершено очередное нападение на журналиста

Это случилось в Дербенте 5 апреля - четверо в масках схватили основателя информационного проекта «Мой Дербент», журналиста Вячеслава Стародубца возле подъезда, насильно посадили в машину, надели ему на голову мешок и вывезли за город.

Затем журналиста сильно избили. При этом похитители требовали, чтобы В. Стародубец уехал из республики, иначе последует расправа с его родителями.

В результате нападения журналист с многочисленными ушибами и гематомами госпитализирован в отделение травматологии Дербентской городской больницы.

В. Стародубец связывает нападение со своей профессиональной деятельностью. Он убеждён, что причиной инцидента стали критические публикации в адрес местных чиновников, в том числе о коррупции и вымогательстве. Портал «Медуза» отмечает, что публикации Стародубца уже приводили к увольнениям чиновников в Дербенте.

Журналист обратился с соответствующим заявлением в прокуратуру Дербента. Ведется расследование.


РОССИЯ

Томск. Суд посчитал, что телекомпания ТВ 2 была отключена от эфира «на законных основаниях»

Продолжение темы

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Арбитражный суд Томской области отказал телекомпании ТВ 2 в иске к Российской телерадиовещательной сети. Напомним, с 1 января сего года ее региональный филиал расторг договор с телеканалом на передачу сигнала., объяснив это решение «некорректным поведением бизнес-партнера, политизировавшего «техническую проблему поломки фидера»: сломался он неожиданно в апреле прошлого года и был налажен лишь через 2 месяца – после того, как в городе прошли протестные акции, организованные не телекомпанией, а общественными активистами (см. дайджест 687).

Юристы ТВ 2 настаивают на том, что РТРС, являясь монополистом (возможности вещать, минуя федеральную сеть, у телевизионщиков в Томске нет), была не вправе расторгать договор.

На этот судебный процесс не допускались СМИ, поскольку суд посчитал, что документы, представленные ответчиком, относятся к государственной тайне. Пока оглашена только резолютивная частью. Мотив вынесения судом такого решения неизвестен: как сказано на сайте агентства ТВ 2, оно будет прокомментировано после получения его полного текста – естественно, без раскрытия «секретных сведений», после чего непременно обжаловано в вышестоящем суде.


Воронеж. Начался суд над Центром защиты прав СМИ

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Воронеже мировой суд 2 апреля начал рассматривать дело об административном правонарушении в отношении Центра защиты прав СМИ. Напомним, 26 февраля этого года Минюст РФ по результатом внеплановой проверки внес организацию в реестр иностранных агентов. Теперь, согласно КоАП РФ, Центру грозит штраф в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей за то, что он не зарегистрировался в качестве информационного агента добровольно.

Директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова рассказала журналистам, что впервые за 18 лет работы организации судят ее саму.

Поддержать медиаюристов в суде пришли представители более десятка воронежских СМИ. Небольшой зал мирового суда едва вместил всех желающих присутствовать на процессе. Работе журналистов в суде не препятствовали.

В заседании также участвовали три сотрудника отдела по делам некоммерческих организаций воронежского управления Минюста. Кроме того, защищать в суде интересы Центра защиты прав СМИ вместе с Галиной Араповой будет руководитель правового отдела московского фонда «Общественный вердикт» Елена Першакова. Она уже имеет опыт участия в судебных процессах, связанных с включением НКО в реестр иностранных агентов.

В самом начале заседания представители Центра защиты прав СМИ заявили ходатайства о ведении протокола заседания и о переносе судебного заседания. Последнее стало необходимо для ознакомления с делом, объем которого составляет около 500 страниц. Судья оба ходатайства удовлетворила.

Следующее заседание назначено на 7 апреля.


Республика Карелия. Собственник сайта «Вести Карелии» потребовал от журналиста переписать репортаж

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В Петрозаводске прошёл пикет, участие в котором приняли не менее полутысячи человек. Собравшиеся протестовали против заключения под стражу директора муниципального предприятия О. Залецкой и гендиректора торговой фирмы «Ленторг» А. Корниловой. Они обвиняются в совершении сделки, нанёсшей ущерб бюджету Петрозаводска не менее чем на 10 миллионов рублей. Главной причиной столь массовой акции стал протест в связи с арестом Ольги Залецкой, матери двух несовершеннолетних детей, имеющей на иждивении 84-летнего отца и чей муж, капитан дальнего плавания, в данный момент находится в рейсе. Участники пикета собирали подписи, требуя изменить меру пресечения для Залецкой на любую иную, позволяющую ей находиться дома.

Корреспондент сайта «Вести Карелии» Валерий Поташов написал отчёт с мероприятия, разметив его на этом интернет-ресурсе. Тональность публикации была антигубернаторской, поскольку именно такова позиция организаторов пикета, считающих, что правоохранительные органы выполняют политический заказ главы Карелии, преследуя Залецкую и Корнилову. Однако мало кто из читателей успел увидеть репортаж с пикета, так как сайт сначала оказался заблокированным, а когда возобновил работу, то текст Поташова был кардинально отредактирован. Критический пафос публикации исчез. Причем исправил свою публикацию сам автор, которому было поставлено условие, что сайт возобновит работу только после того, как статья из изобличающей преобразится в новостную заметку о состоявшемся событии.

Надо заметить, что это уже не первый случай, когда собственник веб-ресурса вмешивается в содержание текстов, правя их идеологическое содержание, смягчая тональность публикаций.

Впрочем, полный текст своего репортажа В. Поташов всё равно опубликовал, разместив его на сайте «Лесной портал Карелии», которым он единолично распоряжается.


Сахалинская область. Коррупционный крен «Полариса» и крен сахалинской журналистики

Владимир Дымов, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Обычно газета «Советский Сахалин» - хронический ответчик по судебным искам, связанным с деловой репутацией - не придает гласности свои победы в суде. Отбитая атака обиженного чиновника или организации не является чем-то особенным, удачная защита в суде – не победа, а норма – такова позиция журналистского коллектива.

В прошлом году редакция отбилась от двух судебных исков со стороны Сахалинского правительства. Оба были на тему многомиллионной сомнительной покупки пассажирского судна «Поларис». Авторы – в первом случае корреспондент газеты, а во втором - председатель Общественного совета по противодействию коррупции в Сахалинской области - в своих публикациях задавались одним вопросом: стоило ли приобретенное в Мурманской области потрепанное судно таких многомиллионных бюджетных трат?

Правительство потребовало опровержений, обвиняя редакцию в создании «отрицательного образа власти». По поводу первой публикации суд пришел к выводу, что «распространенные сведения не являются порочащими деловую репутацию правительства области», и на этом основании отказал органу власти в удовлетворении иска. Во втором случае тяжба продлилась дольше: суд первой инстанции частично удовлетворил иск к газете.

А пока автор и редакция готовили апелляционные жалобы, в которых просили отменить решение суда первой инстанции, истец поторопился отпраздновать победу, разослав не вступившее в силу решение суда по местным масс-медиа. Его опубликовали около десятка СМИ. Но судебная коллегия по гражданским делам областного суда согласилась с возражениями газеты. Она определила, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, не учел правовые позиции Европейского суда по правам человека, а также разъяснения пленума Верховного суда РФ. Исковые требования правительства области к редакции газеты были отменены. При этом в определении отмечено, что статья «Коррупционный крен «Полариса» представляет собой общественный интерес и относится к сфере публичной дискуссии.

«Советский Сахалин», получив апелляционное определение, обратился к СМИ, поспешившим раструбить о победе правительства над независимой газетой. Просил о малом: сообщить, что допущенные ранее нелицеприятные утверждения в отношении газеты и автора статьи являются поспешными и не соответствуют реальным обстоятельствам дела. Но за редким исключением и редакция, и автор получили отказы. И тогда редактор Владимир Сорочан «вынес сор из избы», опубликовав в январе 2015 года свою статью «Сахалинские СМИ не самостоятельны и боятся инакомыслия».

«Этих заметок могло бы и не быть. Если бы нам пошли навстречу. Если бы позволили донести достоверную информацию. Напечатайте в соответствии с Кодексом профессиональной этики. Просто истины ради, - обращался он к коллегам. - На словах все за объективность, но некоторые признают таковой только то, что согласовано «наверху».

Можно было бы и не вспоминать эту историю, если бы она не получила развития. Где в данное время находится губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, инициировавший покупку судна, всем известно. Возможно, теперь те вопросы, что задавала газета, ему повторит и следователь.

Что ж, рано или поздно, представители власти уходят, и, зачастую, бесславно. А СМИ остаются. Одни – проводя независимые антикоррупционные расследования, другие – прислуживая коррупционерам. Репутации у них разные – на одних ни пятнышка, другие - не отмыть. Но из тех, и других складывается общая репутация профессии журналиста. Вот что обидно.


Мурманск. Уголовное дело в отношении владельца сайта «Блогер 51» прекращено в связи с истечением сроков данности

Александр Борисов, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

На официальном сайте Следственного Управления Следственного комитета РФ по Мурманской области появилось сообщение о «прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования в отношении Александра Серебрянникова». Речь идет о деле популярного в Мурманской области владельце сайта «Bloger51.com», который летом 2013 года стал фигурантом уголовного дела по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Совершение действий, направленных на возбуждение ненависти и вражды по признакам отношения к религии, национальности, принадлежности к социальной группе людей, исповедующих ислам»). Поводом для возбуждения дела «об экстремизме» стала одна из публикаций на интернет ресурсе, появившаяся, как уверяет Серебряников, после взлома и DOS -атаки сайта.

«В ходе предварительного и судебного следствия установлено, что Серебряников, находясь по месту своего жительства, являясь единственным администратором Интернет-ресурса с доменным именем «bloger51.com» («блогер51.ком») - Интернет-сайта «bloger51.com» («блогер51.ком»), то есть, имея возможность при наличии известных только ему персональных данных о доступе на указанный ресурс, осуществлять его администрирование, включая выполнение им функций по добавлению, редактированию, изменению содержания и удалению статей и публикаций, в период времени с 16:52 05 марта 2013 года до 14:06 27 марта 2013 года разместил в сети Интернет, то есть публично и с использованием средств массовой информации статью экстремистского содержания под названием «Застрелен бывший глава столичного представительства Мурманской области», которую снабдил для наглядности двумя фотографиями», - так гласит текст официального комментария Следственного Комитета.

30 марта 2015 года состоялось последнее судебное заседание. По ходатайству адвоката и с согласия Серебряникова, на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, уголовное дело было прекращено. Указанные основания прекращения не являются реабилитирующими, то есть владелец сайта не может требовать каких-либо компенсаций, например, за причиненный моральный вред от Следственного Комитета. Отдельно стоит отметить тот факт, что сам Александр Серебряников в беседе с корреспондентом Фонда защиты гласности заявил: «Радоваться еще рано, решение о прекращении уголовного дела ещё не вступило в законную силу».


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в марте 2015 года

Нападения на журналистов – 3 (Алексей Семенов, независимый журналист, Москва; Аркадий Дунаев, журналист и креативный продюсер HD-телеканала «Теледом», Санкт-Петербург; Елена Морозова, журналист издания Каспаров.Ру, Московская область).

Попытки цензуры – 6 (СМИ Копейска, Челябинская область; газета «Новая Кондопога», Карелия; сайт «Православие и мир», Москва; «Эхо Москвы в Перми», Пермь; районные газеты Омской области; НТВ, Москва)

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 3 (Анна Андриевская, журналист «Центра журналистских расследований», Симферополь; Павел Шабанов, независимый журналист, Вологда; Валерий Бриних, внештатный корреспондент независимой газеты «Закубанье», Республика Адыгея).

Увольнение редактора, журналиста – 2 (Максим Тихонов, директор ИА «Республика Карелия», Петрозаводск; Анастасия Сечина, главный редактор «Эха Москвы в Перми», Пермь).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 6 (Полина Петрусева, корреспондент сайта Readovka.ru, Смоленск; Наталья Кокорина, редактор «Центра журналистских расследований», Симферополь; Томаш Кулаковский, корреспондент польского телеканала Polsat News, Симферополь; Леонид Юлдашев, независимый журналист, видео-координатор «Открытой России», в Санкт-Петербурге – 2 раза, и в Новосибирске).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков – 22

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 41

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 5 (Ксения Собчак, независимый журналист, Москва; Сергей Пархоменко, политический обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», Москва; Александра Гармажапова, журналистка «Новой газеты в Петербурге», Санкт-Петербург; Карина Орлова, ведущая радиостанции «Эхо Москвы», Москва; Евгений Шевнин, видеооператор интернет-журнала «7х7», Киров).

Препятствование деятельности интернет-изданий – 3 (сайт «Столица на Онего», Карелия; сайт радиостанции «Говорит Москва», Москва; сайт «Грани.Ру», Москва).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 3 (телефон Елены Морозовой, журналиста издания Каспаров.Ру, Московская область; компьютер Натальи Кокориной, редактора «Центра журналистских расследований», Симферополь; компьютер Валерия Бриниха, внештатного корреспондента независимой газеты «Закубанье», Республика Адыгея).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 45


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Рынок СМИ Приморья глазами главного редактора издательской компании «Золотой Рог» Елены Барковой

Анна Селезнева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Сокращение тиражей печатных изданий – повсеместно для печатных изданий Приморья, как и других регионов Дальнего Востока. Приостанавливается выпуск некоторых изданий, считает Елена Баркова, главный и опытнейший редактор, переживший на своём издательском опыте немало потрясений. Например, нет уже региональных вкладок в «Российскую газету» и «Известия», приостановила выпуск газета-телегид «Миллионка», в несколько раз похудел выпуск популярного «Дальпресса», сокращают число полос и другие издания.

Падают тиражи многих газет, например, на четверть уменьшился тираж популярной ежедневной газеты «Владивосток», на 20 процентов уменьшила тираж деловая газета «Золотой Рог», хотя считается, что эта мера временна. Фактически четверть газет Приморья «похудели» и сократили количество выходов в неделю с трех до одного. Ещё хуже с журналами: из 137 зарегистрированных журналов в Приморском крае выходят только 12, девять из них сократили периодичность и все уменьшили примерно на треть объём - так выглядит современный мир прессы Приморья.

Что ждёт печатные СМИ? По мнению Е. Барковой, в районах выживут СМИ, среди учредителей которых – муниципальные или краевые власти. Их судьба целиком зависит от губернатора, считает Баркова, потому при дефиците бюджета их судьба нерадостна. Среди коммерческих СМИ наибольшие шансы выжить - у межрегиональных СМИ.

Краевые газеты вряд ли пойдут на объединение, даже при угрозе закрытия, они, как считает Баркова, скорее закроются, чем объединятся. Но возможен их переход в другие руки, особенно бизнесменам во власти, депутатам, или мэрам, мечтающим о губернаторстве. Реклама прокормить СМИ в нынешних условиях не может. Главный удар кризиса – по глянцу, что, по мнению опытного журналиста, позитивно.

Но остальное – негатив: повышение арендной платы, повышение тарифов Почты России, связи, железной дороги. Бумага уже подорожала на 12 процентов, доставка газет по железной дороге – на 27 процентов. Падают тиражи и объёмы изданий. И зарплата журналистов падает. Сокращается и количество журналистов. Так, в газете «Золотой Рог», в которой и так журналистов всегда было немного, уволилось уже 6 - из-за резкого снижения зарплаты.

Значительно сузился рекламный рынок. Отток рекламодателей увеличился с 8 процентов в сентябре до 28 в декабре… В общем, перспективы не радужные.


НАШИ ПАРТНЕРЫ

Совет Европы запустит интернет-платформу для защиты журналистов

Платформа создана для упрощения сбора, обработки и распространения информации.

Совет Европы в сотрудничестве с пятью партнерскими организациями запустил интернет-платформу, направленную на защиту журналистов и усиление их безопасности. Об этом сообщает сайт Совета Европы. Партнерские организации Article 19, Ассоциация европейских журналистов, Европейская федерация журналистов, Международная федерация журналистов и «Репортеры без границ» будут предупреждать об угрозе свободе СМИ и передавать эти факты на рассмотрение институтов Совета Европы.

«Платформа создана для упрощения сбора, обработки и распространения фактической информации, подтвержденной партнерами, о серьезных физических угрозах журналистам и другому персоналу СМИ, угрозах конфиденциальности источников и различных формах политического или юридического запугивания», - говорится в сообщении.

Отмечается, что создание платформы даст возможность Совету Европы более эффективно реагировать на вызовы свободе слова и инициировать диалог со странами-членами для возможного решения проблем и введения защитных мер. Принятые Советом Европы меры по предотвращению угроз будут также включены в платформу.

«По всей Европе журналисты и другие деятели СМИ подвергаются нападениям, преследованиям, задержаниям и даже убийствам за свою работу. Обеспокоенный этой ситуацией, Совет Европы совместно с партнерскими организациями решил создать эту платформу, подписав Меморандум о взаимопонимании», - отметили в СЕ.

Хартыя`97, 3 апреля


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни