Дайджест
8 Июня 2015 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 712


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

День рождения ФЗГ. Поздравление

Наум Ним – от редакции журнала Индекс

И НЕТУ СИЛ, И НЕ МОГУ ИНАЧЕ

Исход, похоже, не сулит добра:

Надежды нет, к тому ж пора-пора…

Ей-Богу не к лицу в мои-то годы

Таращиться на призраки свободы.

Удрал бы в монастырь, но стыдно: Фонд

Сражается во имя тех свобод.

Игра не кончена, а Симонов считает:

Ложь все гнобит, но правда побеждает.

И шесть веков назад гнобили слово...

Насилие над словом – вот основа

Единовластья пап да королей.

Монархи и генсеки всех мастей,

Однажды наяву, а не во снах

Горящий гневом маленький монах –

Упрямый, хмурый явится пред вами,

И снова прогремит под небесами:

На том стою… И треснут ваши стены,

А дальше месть, а следом – перемены,

Чей зов и притягателен, и страшен…

Едва ли нас минует эта чаша…

6 июня 2015 года


РОССИЯ

Новосибирск. Обвиняемый в избиении главного редактора амнистирован

Продолжение темы

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Мировой суд Железнодорожного района Новосибирска дал понять всем лицам, заинтересованным в избиениях журналистов, что за такое деяние, в принципе, можно избежать наказания.

Местный житель Алексей Аникин, избивший в сговоре с группой лиц главного редактора сайта Тайга.Инфо Евгения Мездрикова, после оглашения приговора был тут же освобожден от ответственности. Суд признал его виновным «в совершении побоев из хулиганских побуждений» (не имевших, по мнению судьи, отношения к профессиональной деятельности потерпевшего). А. Аникин приговорен к одному году ограничения свободы, но, по случаю 70-летия Победы, освобожден от наказания – статья 116 УК РФ оказалась в списке статей, попадающих под амнистию.

Как сообщалось ранее (дайджест № 688), избиение главреда было спланировано, что подтвердилось и на суде: Аникин вошел в офис редакции со своим приятелем - таксистом Рустэмом Акиповым, представившись охране «курьерами». Пока первый наносил удары редактору, сидевшему за столом, второй удерживал пришедшего ему на помощь корреспондента Ярослава Власова. Если бы на подмогу им не поспешили коллеги, Евгений точно получил бы тяжелые травмы – уверен руководитель проекта Тайга. инфо Александр Баянов.

По словам подсудимого, мотивом избиения было некое «оскорбление в ресторане», которое нанес ему чем-то похожий на Мездрикова человек. Журналисты не сомневаются, что это – лукавство. «Если б дело было в какой-то личной месте – говорит пострадавший – она разрешилась бы не в редакции, и в такое время, когда там было много людей, а в каком-нибудь темном месте, которых возле нашего офиса предостаточно».

Городское журналистское сообщество не сомневается, что это нападение связано с профессиональной деятельностью Евгения. Местное отделение Союза журналистов добивалось возбуждения дела именно по статье 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»), которая предусматривает наказание до 6 лет лишения свободы - гораздо более серьезное, чем за «побои». Но ни полиция, ни Следственный комитет, считают коллеги потерпевшего, должным образом не отработали эту версию.

В ходе следствия выяснилось, что разыскать Мездрикова помог подельникам знакомый инспектор ГИБДД, «пробивший» его по базе данных этого ведомства, а затем предупредивший злоумышленников о том, что их автомобиль объявлен в розыск и посоветовавший скрыться. За содействие преступникам полицейский был уволен из органов внутренних дел, но к уголовной ответственности почему-то следствием не привлечен.

Решение суда в законную силу пока не вступило. Редакция сайта Тайга. инфо намерена в десятидневный срок обжаловать его в вышестоящей судебной инстанции.


Омск. Журналиста Виктора Корба задержали за публикацию 4-летней давности

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Сотрудники областных управлений МВД и ФСБ 7 июня задержали известного блогера, журналиста, гражданского активиста Виктора Корба. Как сообщила в своем ЖЖ его супруга Татьяна Ильина, редактор сайта газеты «Коммерческие вести», когда они направлялись на «экологический пикник», их остановили полицейские.

Причиной задержания стали изыскания спецслужб, обнаруживших на издаваемом Корбом сайте «Омск политический» заметку четырехлетней давности об осужденном журналисте Борисе Стомахине, показавшуюся им экстремистской. Виктора доставили в полицейское управление, где возбудили в отношении него административное дело, которое тут же было направлено в райсуд. В тот же день были рассмотрены материалы дела, составленного правоохранителями, вероятно, не очень умело: после нескольких часов ожидания судья вручила Корбу решение о возвращении дела в УМВД.

Чем мотивированы были столь поспешные действия силовиков, пока неизвестно: они происшедшее не комментируют.


Владивосток. Суд против гласности

Анна Селезнева, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Судьи не слишком любят журналистов. Одно время прессу старались под разными предлогами не пускать в залы заседаний, чтоб туда попасть, журналист был обязан получить разрешение судьи. Сейчас нравы смягчились, судейское согласие журналисту не нужно. Но есть другие способы уменьшить гласность. Журналисты сообщают, как судьи запрещали вести диктофонную запись. Об этом говорил и Юрий Шадрин, редактор таёжного «Вестника Тернея», и собкор столичной «Комсомольской правды» Наталья Островская. О том, как сократить количество зрителей-слушателей во время процесса, вспомнила Марина Завадская из «Арсеньевских вестей»: для этого достаточно проводить заседания в очень небольших комнатах.

Но наиболее ярко и подробно о действиях судей по приглушению гласности рассказала недавно «Новая газета» из Владивостока». Дважды ее корреспондент Марина Черных по заданию редакции направлялась в суд и дважды ее ждала неудача. На заседании 7 мая судья Наталья Верхотурова назначила слушания в помещении с минимумом посадочных мест, и под предлогом отсутствия сидений корреспондент, как и другие лица, в зал допущен не был. Хотя достоверно известно, что изначально рассмотрение было назначено в другом помещении, в котором с легкостью бы все разместились. Кроме того, тогда же, на заседании 7 мая, судья Н. Верхотурова публично заявила о запрете ведения аудиозаписи на процессе.

Все повторилось и на следующем заседании 14 мая. Правда, на этот раз корреспондент газеты не был допущен в зал секретарем судебного заседания, заявившим, что присутствие возможно только с разрешения суда. И на этом заседании вновь публично прозвучал запрет все той же судьи на ведение аудиозаписи.

Еще в 2010 вышло постановление Пленума Верховного суда РФ «О практике применения судами закона РФ «О средствах массовой информации». В этом документе сказано совершенно недвусмысленно: «Суд (судья) не может препятствовать представителям средств массовой информации в доступе в судебное заседание… и в освещении ими рассмотрения конкретного дела, за исключением случаев, предусмотренных законом (например, если дело рассматривается в закрытом судебном заседании, если представители средств массовой информации удалены из зала судебного заседания за нарушение ими порядка в судебном заседании)».

Решения Пленума ВС РФ абсолютно обязательны к исполнению для всех. Однако до Ленинского районного суда города Владивостока их, похоже, говоря чиновничьим языком, не довели…


Республика Адыгея. Умер экстремистом

Галина Ташматова, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

В нескольких обзорах ФЗГ мы писали о том, что редактор блога «Свободное слово Адыгеи» Василий Пурденко 5 сентября 2012 разместил на своем блоге статью «Быть русским в Адыгее можно, но бесперспективно» за подписью А. Иванова. Спустя 9 месяцев к этой статье проявили интерес правоохранители, возбудив уголовное дело. Затем Майкопский городской суд вынес приговор журналисту Василию Пурденко, обвинив его в экстремизме по части 1 статьи 282 УК РФ, присудив журналисту 100 тыс. рублей штрафа. Пурденко попытался обжаловать решение Майкопского городского суда в Верховном суде Республики Адыгея, который оставил решение без изменений.

Через некоторое время Пурденко подал апелляцию на снятие судимости, опять же в Майкопский городской суд, и решением суда судимость с него была снята. Однако прокуратура Майкопа не согласилась с указанным постановлением суда, посчитав, что судимость снята преждевременно, обжаловала его в апелляционном порядке в Верховном Суде Республики Адыгея. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Адыгея, согласилась с апелляционным представлением прокуратуры Майкопа, отменив постановление Майкопского городского суда о досрочном снятии судимости с журналиста Пурденко. В мае Василия Пурденко не стало.

Друзья, близко знавшие Василия, считают, что он не умер, а погиб, защищая свое честное имя. Штраф в 100 000 рублей для пенсионера, инвалида Пурденко был хотя и неподъемным, но не таким убийственным. Василий не мог смириться с клеймом «экстремиста», и до последнего своего часа пытался от него избавиться. А потому занял денег и выплатил штраф в 100 тысяч рублей, чтобы с него как можно скорее сняли судимость. Благодаря огласке в СМИ этой громкой истории, прокуратура в процессе судебного следствия отказалась от собственного первоначального пожелания – присудить Пурденко, инвалиду I группы 300 часов обязательных работ. Но выплата штрафа не помогла. Оказалось, что судимость снимут только через год.

Василий очень хотел дожить до отмены приговора и реабилитации, но умер экстремистом. Восьмидесятилетней прикованной к постели после операции матери Василия Пурденко пришлось занимать на похороны сына деньги, поскольку их банковские счета были все еще арестованы.

Василий Пурденко – выпускник спецгруппы Центра по изучению проблем народонаселения МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель политической экономии, экономист, демограф, кандидат экономических наук, автор сорока научных работ, член Союза российских писателей, Союза профессиональных литераторов России, Союза журналистов России. Поэт, писатель, публицист. Автор девяти сборников стихов и повести «Исповедь нелегала». Номинант премии «Поэт года 2011», «Писатель года 2012», «Поэт года 2014».


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в мае 2015 года

Случаи гибели журналистов – 1 (Людмила Маценко, ответственный секретарь и журналист газеты «Черногорск», Хакасия).

Нападения на журналистов – 10 (Денис Базанков, тележурналист канала «ТНТ-Онего», Петрозаводск; съемочная группа РЕН ТВ, Москва; Филипп Киреев, журналист «Открытой России», Москва; Александр Ермаков, корреспондент информационного агентства «Фонтанка.Ру», Санкт-Петербург; Александр Кондратьев, фотокорреспондент газеты «Вперед», Ростовская область; Евгений Борисов, руководитель информационного агентства «Запад 24», Краснодарский край; Михаил Зубков, главный редактор газеты «Пушкинский вестник», Московская область; Андрей Данилов, корреспондент информационного агентства U74.ru, Свердловская область; съемочная группа ИА U74.ru, Свердловская область; Дарья Костромина, журналистка Граней.Ру, Москва).

Попытки цензуры – 2 (СМИ Тольятти, Самарская область; газета «Покров смотрит в будущее», Владимирская область)

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Рашит Ахметов, главный редактор газеты «Звезда Поволжья», Казань).

Увольнение редактора, журналиста – 2 (Алексей Никулин, редактор газеты «Барабинский вестник», Новосибирская область; Сергей Забелин, главный редактор газеты «Забайкальский рабочий», Чита).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 15 (Николай Соснов, редактор сайта Netreforme.org, Владивосток; съемочная группа РЕН ТВ, Москва; Филипп Киреев, журналист «Открытой России», Андрей Новичков, корреспондент Грани.Ру, оба – Москва; Анастасия Рингис, корреспондент «Украинской правды», Москва; Илья Варламов, независимый журналист, Москва; Максим Едрышов, ведущий радиостанции «Эхо Москвы в Екатеринбурге», Екатеринбург; Алексей Русских, Екатерина Лысенко, оба - корреспонденты издания «За права человека», Симферополь; Руслан Новиков, независимый журналист, Москва; Юлия Крючкова и Виталий Зятковский, журналисты украинского телеканала «Интер», в Крыму; Тимур Олевский, корреспондент телеканала «Дождь», Виталий Коваленко и Даниил Русаков, журналисты съемочной группы украинского телеканала «Интер», режиссер-документалист из Франции Александра Сологуб, все – в Самарской области; Стеван Дойчинович, сербский журналист Центра по исследованию организованной преступности и коррупции в странах Восточной Европы и Центральной Азии – в аэропорту «Шереметьево», Москва; Виталий Косенко, журналист издания «Дорожный контроль», Республика Крым).

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 38

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 5 (Александр Ермаков, корреспондент информационного агентства «Фонтанка.Ру», Санкт-Петербург; Евгений Борисов, руководитель информационного агентства «Запад 24», Краснодарский край; Михаил Зубков, главный редактор газеты «Пушкинский вестник», Московская область; Наталья Руденко, журналист издания «Суть», Саратовская область; Мустафа Найем, журналист «Украинской правды»).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 1 (газета «Покров смотрит в будущее», Владимирская область)

Препятствование деятельности интернет-изданий – 4 (сайт Russia Today, Москва; сайт петербургского отделения партии «РПР-ПарНаС», Санкт-Петербург; сайт Putin-itogi.ru, Москва; интернет-газета Каспаров.Ру, Москва).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (видеокамера съемочной группы РЕН ТВ, Москва).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 26


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Арам Габрелянов и тутси из Зимбабве

Борис Вишневский, депутат ЗАКС от «Яблока»:

Единственный негосударственный городской телеканал в Петербурге, - 100ТВ, - лишил депутата Законодательного Собрания, профессора и экс-декана факультета журналистики Санкт-Петербургского университета Марину Шишкину авторской программы «Точка зрения».

Но вовсе не потому, что Марина плохо выступала и не потому, что ее точка зрения была неинтересна зрителю (на мой взгляд, ее выступления в эфире «сотки» были всегда точными, интеллигентными и ясными, украшая сетку вещания). А исключительно потому, что Марина позволила себе высказаться об идущем сейчас переформатировании канала 100ТВ, больше похожим на его разгром.

Месть последовала незамедлительно. Напомним: весной, после кончины Олега Руднова, «Балтийская медиа-группа» (куда входит, в том числе, 100ТВ) оказалась под началом Арама Габрелянова, и с тех пор ускоренными темпами переделывается в филиал «Лайф ньюс». В новом формате не будет аналитики и публицистики (во многом создавшей «лицо» 100ТВ) – только новости. В новом формате нет места множеству журналистов «сотки» - более 50 человек уволились в конце мая. И этот новый формат, конечно же, обеспокоил профессиональное сообщество.

29 мая на съезде Союза журналистов Петербурга и Ленобласти было заявлено, что хотя с точки зрения законности и ведения бизнеса, в ситуации с каналом 100ТВ все соблюдено, все прекрасно понимают, что Петербург лишается качественного городского телеканала. Делегаты сочли, что ни медиа-сообщество, ни городские власти, ни зрители канала не должны смотреть спокойно на то, что происходит с «соткой».

Одной из выступавших была Марина Шишкина – с описанными выше последствиями. Немедленно последовала и реакция Габрелянова – на портале «Журдом». Отвечая на вопрос о том, что питерское медиа-сообщество обеспокоено происходящим с «соткой», Габрелянов сообщил, что ему от реакции Союза журналистов «ни холодно, ни жарко», что его «вообще не волнует, кто и чем в Питере обеспокоен», и что «обеспокоенность питерского медийного сообщества - это все равно, что в Зимбабве тутси чем-то недовольны».

Придется огорчить Арама Ашотовича: тутси в Зимбабве не живут. Они живут в Руанде, Конго и Бурунди. В Центральной Африке. А Зимбабве – это Африка южная. Это, видимо, не те «срочные новости», которые, как хвастается «Лайф ньюс», его сотрудники всегда «дают первыми».

Учите матчасть, г-н Габрелянов: быть недовольными «зимбабвийские тутси» не могут при всем своем желании – по причине несуществования их в природе. Это во-первых. Во-вторых, магазинное хамство, базарный стиль и демонстративное презрение к общественному мнению – та модель общения, которая в Петербурге не принята. Во всяком случае, среди людей, относящих себя к журналистскому сообществу, такие манеры быстро встречают адекватную реакцию. А в-третьих, печально не только организационное переформатирование 100ТВ и уход многих лично мне известных и проработавших много лет высокопрофессиональных журналистов, из которых далеко не все найдут себе работу в той же сфере в родном городе.

Печально то, что на канале (который сменит и название) будет господствовать хорошо известный нам метод изготовления «срочных» и «эксклюзивных» новостей. Благодаря которому от любых комментариев «Лайф ньюс» отказывается все больше известных мне политиков, дорожащих своей репутацией, и брезгливо отворачивающихся от протянутого к ним микрофона с соответствующим логотипом. И благодаря которому упоминание о «Лайф ньюс» высвечивается одним из первых, стоит лишь набрать в поисковике «примеры лжи российских СМИ об Украине». Будучи одним из передовых отрядов информационных войск РФ, «Лайф ньюс» составляет достойную конкуренцию Первому каналу с его «распятыми мальчиками» и «России» с сообщениями о «вырезанном карателями населении поселка Счастье».

Есть и другие примеры – хорошо известные. Начиная с проникновения в прошлом году в больничную палату к моему другу и коллеге Льву Шлосбергу, на которого было совершено бандитское нападение, «журналистов» (вынужден использовать кавычки) с «Лайф ньюс», выдавших себя за следователей МВД, а потом выложивших видео в Сеть, и заканчивая просьбой незадачливой Юли с «Лайф ньюс» сообщить ей первой «за хорошее вознаграждение», когда умрет Эльдар Рязанов…

Нельзя не беспокоиться тем, что этот стиль распространится на Петербург. И это беспокойство, замечу, выходит далеко за пределы «медийного сообщества»: в минувшие выходные пикеты против разгрома 100ТВ я лично наблюдал у Гостиного Двора и говорил с их участниками. В эти пикеты вышли не журналисты, а зрители.

Они понимают, чего лишаются, и что их ждет.


К чему приводит тотальное «одобрям-с»

Владимир Дымов, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

На днях газета «Аргументы недели – Сахалин» сделала попытку проанализировать итоги удушения гласности на Сахалине.

Еще какие-то 10-12 лет назад, вспоминают журналисты еженедельника, было интересно, например, слушать утренние передачи островного радио. А от программ местного телевидения могло бросать то в жар, то в холод - оно удивляло правдой остросюжетных дискуссий. А на альтернативном сахалинском телевидении (АСТВ) выходило даже сатирическое обозрение «В переплёт!».

Все эти передачи теперь прикрыты. Эфир превращен в новостной агитпроп, сильно разбавленный навязчивой рекламой. Среди печатных СМИ на плаву - официальные «Губернские ведомости» (на содержание которых бюджет щедро выделяет десятки миллионов). Но помадой, румянами, пудрой и прочим арсеналом искусственной красоты сегодня никого не купишь, о чём свидетельствует и скромный тираж главного губернского рупора. Прекратили выходить многолетние популярные издания - «Южно-Сахалинск», «Регион», «ДСК» («Для сахалинцев и курильчан»), «Южно-Сахалинск – твоя газета!». А газету «Наши острова» власти реанимируют лишь в период выборных кампаний. Зато на прокорм своих, дудящих согласованно и в одну пропагандистскую дудку, не жалко почти 700 миллионов рублей – на три года.

Авторы напрямую связывают удушение гласности с системными провалами в политике, экономике и социалке. Отсутствие обсуждения проблем, тотальное «одобрям-с» привело к тому, что дотируемые казной овощи – кусаются, как дикие звери (помидоры от совхоза «Тепличный» стоят более 300 рублей). А рыбу и икру стало выгоднее брать не на самом Сахалине, а в Первопрестольной. И авиабилеты не стали доступнее для островитян.

Сахалин прогремел на всю Россию тотальной коррупцией, повальным мздоимством и кумовством. Громкий арест действующего губернатора Хорошавина – тому яркое подтверждение.

И вот президент РФ Владимир Путин на петербургском Медиафоруме дал понять, что он – против удушения независимых СМИ. И даже выступает за их финансовую поддержку: «Общество в целом заинтересовано в развитии независимого сегмента СМИ. Конечно, нужно отработать такую систему поддержки, чтобы она распространялась на всех».

К сожалению, сахалинское отделение Общероссийского народного фронта в островной области не видно и не слышно, что вынудило общественность создать на острове альтернативный ОНФ. Ведь даже после ареста губернатора региональное руководство «фронтовиков» и не подумало подать в отставку, что было бы логично (вся критика сахалинской власти, напомню, инициировалась исключительно из столичного ОНФ). Остались на своих местах и областные депутаты, хотя было бы логично избрать нынешней осенью новых, вместе с губернатором. Вышло бы и честнее, и дешевле для бюджета.

Пока президента страны в островной области не слышат.



Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни