Дайджест
22 Июня 2015 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 713-714

Событие недели

Конференция ОБСЕ по безопасности журналистов и свободе СМИ во время конфликтов

Россия

1. Омск. Суд назначил блогеру штраф за публикацию 4-хлетней давности, в которой ранее тот же суд нарушений не усмотрел. Продолжение темы

2. Омск. Кандидат в губернаторы и водитель его «мерседеса» пригрозили журналистам независимого издания физической расправой

3. Хабаровский край / Приморский край. Страсти по PR-субсидиям

4. Пермь. Осужденный за вымогательство «Казак Прикамья» получил условную свободу. Продолжение темы

5. Екатеринбург. Судье все ясно, но журналисты продолжат поиск истины

6. Ростов-на-Дону. Директор службы отлова безнадзорных животных, пытавшийся отсудить у Ростовского агентства новостей 10 млн. рублей, сам попал под суд

7. Томск. Блогера Вадима Тюменцева на неизвестных основаниях держат в карцере. Продолжение темы

Фонд защиты гласности

Семинар в Подмосковье

Наши публикации

1. Скорая помощь для медиахолдинга

2. Публикация националистического плаката в социальной сети обошлась в 200 часов принудительных работ


Почта дайджеста


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Конференция ОБСЕ по безопасности журналистов и свободе СМИ во время конфликтов

В Вене 15-16 июня прошла международная конференция «Безопасность журналистов, свобода и плюрализм СМИ в условиях конфликта». Она была организована Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ в продолжение усилий, направленных на поддержку журналистов, работающих в зоне конфликта на Украине и на защиту свободы СМИ.

Конференция стала площадкой для дискуссии, анализа, обмена опытом, разработки практических рекомендаций журналистами в отношении освещения событий в зонах конфликта и военных действий, безопасности журналистов, профессиональной этики. Важное место было отведено проблемам пропаганды и информационных войн, регулирования СМИ и укрепления доверия между журналистами.

В частности, представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дуня Миятович призвала правительства разных стран остановить манипуляции средствами массовой информации в связи с освещением конфликта в Донбассе. В своем выступлении она отметила, что, к сожалению, многие издания занимаются пропагандой ненависти и поддержкой войны. А среди стран, которые ставят свободу слова под удар, Д. Миятович особо выделила Азербайджан, Россию и Украину.

На конференции обсуждались такие темы, как манипуляция историей, пропаганда и свобода, содействие обеспечению безопасности работников СМИ, свободный доступ к источникам информации, плюрализм в СМИ, профессиональная деятельность журналистов в условиях вооруженного конфликта.

Большой интерес вызвал проект «Две страны – одна профессия: диалог профессиональных организаций России и Украины». Диалог журналистских организаций наших стран – а в нем участвовали представители Союза журналистов России, Фонда защиты гласности, Национального союза журналистов Украины, Независимого медиа-профсоюза Украины - это единственный на сегодня устойчивый диалог, который фокусируется на проблемах безопасности журналистов и, главное – на преодолении последствий конфликта. Этот диалог также является платформой для укрепления профессиональной солидарности.

Проект, поддержанный Международной федерацией журналистов и ОБСЕ, уже дал результаты - в частности, его участники способствовали освобождению из плена ряда журналистов. В рамках проекта сотрудниками СЖР, ФЗГ, НСЖУ, НМПУ была подготовлена и выпущена книга «Safety and solidarity for journalists in Ukraine 2014: a handbook for journalists unions facing a crisis». Текст размещен на сайте МФЖ


РОССИЯ

Омск. Суд назначил блогеру штраф за публикацию 4-хлетней давности, в которой ранее тот же суд нарушений не усмотрел

Продолжение темы

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Омским правоохранителям удалось-таки привлечь к ответственности за «экстремизм» журналиста и блогера Виктора Корба. Правда, для этого им потребовались значительные силы и средства. В течение пяти дней он был дважды задержан и доставлен в отдел полиции, а оттуда в райсуд. В обоих задержаниях участвовали сотрудники областных управлений ФСБ и МВД, в том числе несколько силовиков, вооруженных автоматами.

В первый раз они преградили дорогу блогеру, когда он вместе с супругой шел на «экологический пикник», где должен был выступить с рассказом о своем опыте благоустройства придомовой территории. Выяснилось, что спецслужбы обнаружили на сайте «Омск политический», администратором которого является Виктор Корб, публикацию четырехлетней давности, где было упомянуто запретное, вероятно, имя журналиста Бориса Стомахина, отбывающего очередной срок наказания за «экстремизм». На сайте публиковалось только объявление о выходе бюллетеня «Радикальная политика» под редакцией этого журналиста, представлявшее собой изображение обложки, на котором названия материалов почти не видны: сами же они никогда на «ОП» не печатались.

Объявление это Виктором, пишет он в своем блоге, давно удалено, но спецслужбам в ходе изысканий удалось его разыскать сохраненным, скорее всего, в поисковиках, за что им стоит поблагодарить изобретателей интернета, и, наверное, им же предъявить и претензии в том, что данное объявление из него не исчезло. Ничего экстремистского в момент размещения на «Омске политическом» в объявлении этом быть не могло, потому как «Радикальная политика» попала в «черные списки» министерства юстиции только через два года после этого. Тогда оба тех же силовых ведомства предпринимали попытку привлечь Корба к ответственности – за то, что он не предвидел, публикуя объявление в 2011 году, что в 2013 в нем появится «экстремизм», но в этой недальновидности суд состава правонарушения не усмотрел.

Что заставило силовиков «возбудиться» по тому же поводу еще через два года, неизвестно: как мы сообщали в прошлом дайджесте, материалы, представленные ими суду при задержании журналиста 7 июня с.г., были возвращены отделу УМВД из-за большого количества несуразностей.

И вот пять дней спустя участковый, неизвестные в штатском и опять же несколько автоматчиков остановили Виктора Корба в сотне метров от его дома, когда он шел в больницу к своей 80-летней матери. Блогера снова доставили в отдел полиции, там, рассказывает на сайте kvnews.ru его супруга Татьяна Ильина, забрали у него, телефоны, кредитную карту, очки, деньги и поместили в камеру, где он пробыл около часа, после чего отвезли его в тот же райсуд.

На процессе присутствовали курирующие это дело и инициировавшие его сотрудники УФСБ. На сей раз судья Татьяна Абкеримова, очевидно, решила правоохранителей не огорчать, и признала Виктора Корба виновным в «совершении административного правонарушения, выразившегося в размещении в 2011 году на сайте «ОП» аннотации материалов, попавших через два года в перечень «экстремистских», за что суд назначил блогеру штраф в сумме 1 тысяча рублей.

Виктор Корб полагает, что этот штраф не покроет и пятисотую долю бюджетных затрат, израсходованных на операции по его задержанию, расследование данного дела и судебный процесс.


Омск. Кандидат в губернаторы и водитель его «мерседеса» пригрозили журналистам независимого издания физической расправой

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Губернаторские праймериз «Единой России» в Омске прошли хоть и с предсказуемым результатом (победил действующий губернатор Виктор Назаров), но не без происшествий – кандидат в губернаторы, депутат Законодательного собрания от «ЕР» Владимир Седельников пообещал журналистам расправу.

Как сообщают журналисты еженедельника «Бизнес-курс», он подъехал к зданию политсовета «на роскошном внедорожнике. Выйдя из него, обратился к фотокорреспонденту, проводившему по заданию редакции съемку участников праймериз, с такими словами: «Ты что снимаешь? Тебе по яйцам дать? Чтобы быстро все убрал, иначе я с вами по-другому буду разговаривать».

Задело народного избранника, вероятно, то, что избиратели смогут узнать, на каком авто он передвигается, будучи много лет их верным слугой. Как пишет издание, войдя в помещение, он выкрикнул своему водителю из окна: «Проверь, чтобы ничего там не было». Водитель, воодушевленный указанием шефа, потребовал у представителей СМИ «предъявить удостоверения», после чего пригрозил им в том же бандитском стиле: «Не удалите - получите по пистонам».

Владимир Седельников известен омичам как владелец развлекательных центров – ТРЦ «Галактика», ночного клуба «Атлантида», который возник в начале нулевых лет на месте возглавляемого им же ранее оборонного предприятии – ПО «Электроточприбор». На его депутатском сайте в списке наград – медаль «За укрепление духовности». Приходится родственником, хоть и дальним, бывшему главе области Леониду Полежаеву.

Об угрозе журналистам редакция еженедельника «Бизнес-курс» сообщила в полицию и прокуратуру.


Хабаровский край / Приморский край. Страсти по PR-субсидиям

Владимир Дымов, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Дважды в этом году Арбитражный суд Хабаровского края рассматривал дела по искам Комитета по печати и массовым коммуникациям правительства Хабаровского края к сетевым изданиям, победившим в конкурсах на создание целевой информации, получившим субсидии, но не выполнившим условия договора. Как выяснилось в суде, ответчики - «Амурбург» (ООО «Амурбург») и «Rigma.info» (ООО «Медиамакс») систематически не отрабатывали положенные суммы - не создавали нужное количество информационного продукта, нарушали сроки, в кои этот продукт должен быть обнародован, и, кроме того, не следили за его качеством.

У журналистского сообщества создалось четкое ощущение, что правительство озаботилось возвращением денег не потому, что не выполнены какие-то условия договора, а потому, что полностью утратило идеологический контроль над некоторыми получателями субсидий. Действительно, это же надо до такого дойти – взять деньги, чтобы систематически освещать, какая наша власть хорошая, а вместо этого, судя даже по заголовкам, публиковать совсем противоположное: «РФ своей агрессией в Украине нарушила основные принципы ОБСЕ», «Две сотни КамАЗов с оружием и наемниками вошли на Луганщину…», «На Донбассе уничтожено подразделение военных разведчиков», «Российский Генштаб отправил военных на восток Украины», «Самоубийство Донецка» и т.д.…(«Амурбург», 2014 год). Более того, Пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области возбудило уголовное дело против редактора «Амурбурга» Олега Потапенко - по незаконному пересечению границы. А сам Потапенко, если верить его странице в «Facebook», сообщил, что находится в Нью-Йорке и просит политического убежища в США.

То есть, скандалы уже невозможно было не замечать. Точные цифры неотработанных вливаний всплыли в суде, который постановил: «Амурбургу» вернуть субсидию в бюджет Хабаровского края в количестве 1 657 273 рублей, а «Медиамаксу» - 1 732 767 рублей. Ну, и в федеральный бюджет госпошлины - десятки тысяч.

В Приморском крае тоже тлеет скандал. Сайт Гражданского движения по борьбе с коррупцией Приморского края сообщил, что краевые власти, чтобы информировать население о своей работе, готовы выделить около 12 миллионов рублей. И это при том, что в марте на официальном сайте администрации сообщалось, что в этом году расходы на освещение деятельности властей в СМИ будут сокращены на 15%.

Судя по количеству необходимых публикаций, информагентствам-победителям придется без устали строчить по пять-шесть новостей в день, чтобы успеть до истечения срока контракта отчитаться об успехах чиновников.


Пермь. Осужденный за вымогательство «Казак Прикамья» получил условную свободу

Продолжение темы

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Учредитель и главный редактор краевой газеты «Казак Прикамья» Алексей Мальцев, ранее признанный виновным в вымогательстве 1,05 млн руб. и наказанный на 4 года заключения в колонии общего режима со штрафом 400 тыс. руб., 18 июня освобожден из под стражи. Пермский краевой суд заменил реальный срок на такой же условный.

В дайджестах № 692, 701 и 704 (см. http://www.gdf.ru/digest/item/2/1268#r4) ФЗГ рассказывал, что полиция обвиняла журналиста в четырех вымогательствах и двух мошенничествах на общую сумму 2,8 млн руб. Суды двух инстанций признали доказанным один эпизод. По остальным производство прекращено. За осужденным признано право на реабилитацию.

Публика встретила аплодисментами явно нежданное решение о немедленном освобождении журналиста. Между тем, в течение 3-летнего испытательного срока Алексею Мальцеву предстоит ежемесячно являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию. Еще необходимо исполнить дополнительное наказание в виде штрафа - и в течение 30 ближайших суток заплатить в казну 400 тыс. руб. Кроме того, в пользу потерпевшего ООО «Меркурий» осужденный обязан возместить компенсацию причиненного ущерба на сумму 1,05 млн руб.


Екатеринбург. Судье все ясно, но журналисты продолжат поиск истины

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Судья Орджоникидзевского районного суда Екатеринбурга Анна Агафонова вынесла решение по иску главы областного управления Росреестра Михаила Зацепина и его супруги-нотариуса Светланы Зацепиной к журналистам информационного сайта «Ведомости Урал». Чиновник подал в суд на редакцию, обвинив журналистов в том, что в статье двухлетней давности «Борьба с коррупцией на примере отдельно взятой семьи?...» были опубликованы не соответствующие действительности сведения, порочащие его честь и достоинство.

По мнению Зацепиных, автор публикации Илья Соболев сделал выводы о коррупционности и незаконности источников многомиллионных доходов их семьи. На самом же деле в статье шла речь об официально продекларированных доходах. В исковом заявлении Зацепиным и его супругой, по мнению и.о главного редактора редакции Татьяны Поповой, было заявлено более десятка совершенно абсурдных требований. В удовлетворении большинства из них суд отказал. А вот несколько предложений, в которых речь шла о сделке обмена, инициированной в 2008 году начальником областного Росреестра (ранее – УФРС), в результате которой почти 1,5 тысячи квадратных метров государственного имущества в самом центре Екатеринбурга УФРС обменяло на непригодные для эксплуатации помещения на территории Уралмашзавода, судья Агафонова назвала не соответствующими действительности и порочащими репутацию областного чиновника...

И это - несмотря на наличие целой папки документов о совершенной сделке обмена, в том числе официальных ответов государственных органов, полностью подтверждающих опубликованную информацию. В итоге согласно судебному решению, вступившему в законную силу, редакция «Ведомости Урал» опубликовала 10 июня опровержение части своего материала. Мало того, 5 июня была выплачена компенсация морального вреда Зацепиным в размере 5400 рублей.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», при удовлетворении иска суд в резолютивной части решения обязан указать, какие именно сведения являются не соответствующими действительности и порочащими сведениями. Поэтому, руководствуясь постановлением Пленума ВС, учредитель редакции «Ведомости Урал» - ООО «Урал Медиа Плюс» - прежде, чем исполнить решение суда, обратилось к судье Агафоновой с просьбой дать разъяснение - указать какие конкретно фразы из двух абзацев являются не соответствующими действительности. Однако в судебном заседании судья отказалась давать какие-либо разъяснения по этому поводу, лаконично заявив, что решение каких-либо неясностей не содержит...

Но журналисты намерены продолжить борьбу и обратиться в Верховный суд России и, если потребуется, в Европейский суд. ФЗГ будет следить за развитием событий.


Ростов-на-Дону. Директор службы отлова безнадзорных животных, пытавшийся отсудить у Ростовского агентства новостей 10 млн. рублей, сам попал под суд

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном Федеральном округе

В Железнодорожном районном суде Ростова-на-Дону начинаются слушания дела о мошенничестве и хищении 7 млн. бюджетных средств директором муниципального казённого учреждения «Городской центр управления численностью безнадзорных животных» Александрой Сорокиной и директором ООО «Служба Бася» Эдуардом Омельченко. В ходе следствия выяснилось, что обвиняемые завышали объёмы выполненных работ и оказанных услуг по отлову безнадзорных животных, их лечению, утилизации. Документы о поставках тремя фирмами кормов для животных оказались поддельными, на самом деле корма они не поставляли.

Общественность давно била тревогу по поводу безобразий, творящихся в приюте. Зоозащитники обращались в различные СМИ. Одна из публикаций, размещенных на интернет портале Ростовской службы новостей, так обидила Эдуарда Омельченко, что он подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. В качестве компенсации морального вреда истец потребовал 20 млн. рублей: по 10 млн. с каждого из ответчиков – зоозащитницы Светланы Иващенко и портала donnews.ru. Однако в Ленинский районный суд отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

И вот, наконец, закончилось следствие в отношении самого Омельченко и его подельницы Сорокиной: похоже, что зоозащитники и поддерживавшие их журналисты всё-таки оказались правы – коммерсанты, по мнению следствия, нарушали закон в своем горячем стремлении заработать на братьях наших меньших как можно больше денег.


Томск. Блогера Вадима Тюменцева на неизвестных основаниях держат в карцере

Продолжение темы

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Томский блогер Вадим Тюменцев, арестованный на два месяца по обвинению в «публичных призывах к экстремистской деятельности» и «возбуждении ненависти либо вражды» (см. дайджест 707), на днях повторно посажен в карцер – на неизвестных его защитнику основаниях. На странице блогера ВКонтакте представляющий его интересы Антон Иванов пишет, что, предположительно, поместили в карцер его доверителя (первый раз на 10 суток, второй – на 15) «в результате конфликта с администрацией насчет его трудовых обязанностей». Что это за обязанности - непонятно: Тюменцев находится в следственном изоляторе, он - не осужденный, вина его пока не доказана и по закону, считают комментаторы, таких обязанностей, кроме соблюдения в камере элементарного порядка, у него быть не должно.

По словам Иванова, руководство СИЗО не отвечает на его запросы, в которых он просит разъяснить, за какие нарушения наказан Вадим Тюменцев, хотя сроки, в которые положено дать ответы, уже истекли. «Приходится писать в УФСИН и в прокуратору, чтобы поторопили их… Если он действительно, нарушил распорядок и к нему обоснованно применено взыскание, то почему бы об этом официально не заявить? И указать подробности, чтобы не возникало вопросов и почвы для каких-то догадок. Я могу объяснить их молчание только тем, что подтвердить законность помещения в карцер Тюменцева крайне проблематично».

Защитник также пытается оспорить продление срока предварительного следствия, который истек 30 апреля. Согласно УПК РФ, он может быть продлен только в случае, если «расследование представляет особую сложность». Данное дело проще простого: в нем один обвиняемый, 2-3 свидетеля, а потерпевших и вовсе нет. Не наблюдается и общественно-опасных последствий деятельности Тюменцева: напомним, попали под статью УК два видеоролика (в одном речь шла о «перекрытии главных улиц города в знак протеста против маршрутного беспредела», в другом – о «выдворении донецко-луганских беженцев»), не причинившие никому вреда, кроме, пожалуй, их автора. Следствию, однако, не хватило трех месяцев на изучение этих трехминутных сюжетов, и чтоб посмотреть их более внимательно, было выделено еще два месяца.

Если расследование продлено необоснованно, то и пребывание Тюменцева в СИЗО незаконно. Антон Иванов представил свои доводы в заявлении Следственному управлению СКР. Ведомство ответило, что они «не подлежат разрешению», так как Иванов «не является участником уголовного судопроизводства». Это правда: по образованию он радиофизик, в адвокатской коллегии не состоит, стал правозащитником по велению души, и пока не может добиться статуса законного представителя обвиняемого. «Но это не лишает меня права обратить внимание Следственного управления на те или иные нарушения, а у него есть полное право эти нарушения устранить, но, видимо, не такого желания», - говорит А. Иванов. Он считает вполне вероятным, что это дело будет разрушено в суде.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Семинар в Подмосковье

В Звенигороде в пансионате РАН 19-20 июня состоялся семинар региональных координаторов школ расследования для журналистов и блогеров

Первые такие школы прошли в Москве в 2009 году, за прошедшие с тех пор 6 лет на всей российской территории от Санкт-Петербурга и Петрозаводска до Владивостока и Якутска состоялось больше 20 школ, на которых получили дополнительное образование около 300 журналистов и блогеров. У каждой такой школы есть в регионе координатор, который отвечает за школу от публикации объявлений до выдачи сертификатов.

Среди участников семинара были и основные преподаватели всех 20 школ – Игорь Корольков, Григорий Пасько, Алексей Симонов, который так отозвался на просьбу о комментарии:

«Это был лучший из семинаров за почти четвертьвековую историю нашего фонда, лаконичный, компактный, предельно компетентный.

Мы обсудили все вопросы от бесполезности этих школ до выработки подвижных расписаний, применительно к местным условиям. Хочу назвать всех старых друзей фонда, которые в этом приняли участие: Али Камалов (Дагестан), Юрий Вдовин (Санкт-Петербург), Анна Селезнева (Владивосток), Светлана Шайхитдинова (Казань), Сергей Плотников (Екатеринбург), Людмила Прокошева (Ижевск), Валентина Лезвина (Ставрополь), Роман Жолудь (Воронеж), Александр Крутов (Саратов), Анатолий Цыганков (Петрозаводск), и я хотел бы выразить им глубочайший респект за вовлеченность в тему, здравость суждений и оптимизм, без которого нет ни этой, ни других программ Фонда защиты гласности».

Ближайшие по времени школы намечены на сентябрь и октябрь 2015 года.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Скорая помощь для медиахолдинга

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Арбитражный суд Пермского края 9 июня утвердил мировое соглашение между ООО «АктивМедиа» и ГБУ здравоохранения Пермского края «Пермская городская станция скорой медицинской помощи». Обе стороны признали необходимость указать на лживость скандальной интернет-новости. Под заголовком «В Перми скорая помощь в первую очередь будет обслуживать VIP-больных» она появилась накануне прямой линии с Владимиром Путиным.

Фактическим владельцем ООО «АктивМедиа» считается 43-летний бизнесмен, депутат заксобрания Пермского края Дмитрий Скриванов. Подконтрольная политику частная компания купила распространяемые бесплатно местные газеты «В курсе» и «Пермская трибуна», а также радиостанцию «Эхо Перми». В холдинг вошел созданный с нуля интернет-портал «В курсе.ру». Управляющим ООО «АктивМедиа» стал приглашенный из столицы индивидуальный предприниматель Тимур Мардер – в прошлом менеджер медиахолдинга «Лайф Ньюс», возглавлявший газеты «Твой день» и «Жизнь».

Дмитрий Скриванов заявил в СМИ, что рассматривает новое занятие как бизнес-проект. В это изначально не верилось. Рекламный рынок Прикамья давно поделен. Региональная власть старается раздать государственные и муниципальные заказы дружественным СМИ. Во времена прежнего губернатора Олега Чиркунова депутат Скриванов занимал должность первого зампреда краевого заксобрания. У нового губернатора Виктора Басаргина нашлись свои люди для высоких должностей. Поэтому медиабизнес единоросса Дмитрия Скриванова сразу начал восприниматься как ответ Виктору Басаргину.

Текст «В Перми скорая помощь в первую очередь будет обслуживать VIP-больных» был брошен в ту же мишень. Анонимная заметка на портале «В курсе.ру» поведала народу, что в бюджетном учреждении есть специальный телефонный номер для вызова медиков к чиновникам и крупным бизнесменам. В подтверждение скандальной версии не приведено ни одного доказательства – процитировали потом другие СМИ главврача Евгения Камкина. Госучреждение обратилось в арбитражный суд, чтобы добиться опровержения и защитить деловую репутацию.

Общественную значимость тяжбе придало заявление официального представителя краевого главка МВД РФ Артура Гайнанова. Он высказал в СМИ мнение, что публикация «В курсе.ру» была намеренно подготовлена к 16 апреля – для пересказа на прямой линии с российским президентом. Слова руководителя полицейской пресс-службы были истолкованы в СМИ без затей – тем самым ставилась цель нанести репутационный урон пермским медикам.

В итоге после трех заседаний арбитражного суда стороны пришли к мировому соглашению. Согласно вынесенному 9 июня определению, медиахолдинг обязался опубликовать ответ истца, где говорится: «Наши пермские врачи скорой оказывают помощь любым нуждающимся вне зависимости от социального статуса, финансового положения, национальной принадлежности, без приоритета для «особых больных». Регистрация вызовов ведется в автоматизированной системе АДИС, используемой во всем Пермском крае и многих других субъектах РФ».


Публикация националистического плаката в социальной сети обошлась в 200 часов принудительных работ

Валерия Цыганкова, Москва

История, начавшаяся еще в ноябре 2013 года, завершилась недавно судебным наказанием. Житель Прионежского района Карелии разместил на своей странице в социальной сети плакат, что было квалифицировано следственными органами как разжигание вражды и ненависти между нациями. В ходе следственных действий было установлено, что этот человек совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 282 Уголовного Кодекса РФ («Действия, направленные на возбуждение ненависти, вражды, а также на унижение достоинства человека, группы лиц по признакам национальности, совершенные публично»). В суде обвинение доказало, что преступное событие состоялось, и житель Прионежья в итоге был наказан 200 часами обязательных работ.

Судя по статистике прокуратуры Карелии, больше всего подобных преступлений в 2014 году было совершено в трёх муниципалитетах республики: Кемском, Лахденпохском и Суоярвском.

В прошлом году по сравнению с 2013 годом число внесённых надзорным органом представлений выросло в Кемском районе в 2,6 раза, в Суоярвском - в 2 раза, в Лахденпохском – в 1,7 раза. А по числу снизившихся за тот же период прокурорских представлений в лидерах оказались: Олонецкий и Сегежский районы (выявлено в 1,5 раза меньше эпизодов, требовавших прокурорского реагирования) и в три раза сократилось число представлений в Прионежском районе.

Виды нарушений практически во всех случаях похожи: пользователи социальных сетей размещали материалы, разжигающие межнациональную рознь, либо публиковали нацистскую символику.

Из этого ряда выпадают два эпизода. В первом случае 61-летний житель Петрозаводска распространял в сети информацию об общественной организации, чья деятельность признана в России экстремистской по решению суда и ее деятельность запрещена. А второй случай касался сайта и его страницы в социальной сети, авторы которых, находясь в Стокгольме, стравливали в Карелии русских с карелами, призывая первых «бороться с российской оккупацией». По решению суда материалы сайта и группы в соцсети признаны экстремистскими и оба ресурса внесены в Федеральный список экстремистских материалов и в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, распространение которых запрещено в России. В настоящий момент доступ к упомянутым и ресурсам заблокирован.


Почта дайджеста

С Днем рождения, дорогой Фонд! С Днем рождения, смелые и мудрые коллеги! Однажды вы мне помогли. Вы очень нужны! Спасибо, что вы есть! Стихотворение сильное.

Елена Алигожина


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни