Дайджест
17 Августа 2015 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 718

РОССИЯ

Челябинск. Нападение на съемочную группу

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Во время тушения пожара в заброшенном здании элеватора в Челябинске на корреспондентов телепрограммы «Телефакт» (ТК «Восточный экспресс») напали агрессивные личности криминального облика.

Мужчины набросились с кулаками на журналистов, утверждая, что объект находится в частной собственности, и снимать здесь запрещено. Даже пожар они снимать не имеют права - такой была логика то ли охранников, то ли собственников.

По сведениям историков, здание отнесено к объекту культурного наследия, но принадлежит торговцам мехами и недвижимостью, ООО «Мороз и К», директор - Баймаков Игорь Юрьевич. Документов напавшие неизвестные так и не показали. Один из них агрессивно закрывал видеокамеру руками и толкал оператора, требуя, чтобы тот положил камеру в багажник.

Увидев, что корреспондент Анна Андронова снимает его действия на телефон, неизвестный резко ударил ее по руке, телефон упал на землю. На просьбы сотрудников редакции убавить свой пыл мужчина еще больше завелся, стал употреблять ненормативную лексику.

В этот же день на объект приехала съемочная группа ГТРК «Южный Урал». С ними эти же личности в здании элеватора вели себя вежливее, но тоже запрещали снимать и повторяли, что они «уже устали гонять» корреспондентов.

«Это явное нарушение закона, статьи 144 УК РФ, это - воспрепятствование профессиональной деятельности СМИ», - возмутились тележурналисты и написали заявление в полицию, прокуратуру и в Союз журналистов, присовокупив к заявлению видео нападавших.

Об инциденте написали многие местные СМИ, вмешался даже губернатор, пообещав разобраться. И через несколько дней было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов с применением насилия»), сообщили из СУ СК РФ по Челябинской области. Нападавший находится под подпиской о невыезде.

ФЗГ будет следить за развитием ситуации.


Карачаево-Черкесская Республика. Редактор, перепечатавший статью, вызван к следователям для дачи объяснений

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

Главному редактору независимой общественно-политической газеты «Черкесск: вчера, сегодня завтра» Людмиле Махмяговой пришел запрос из Усть-Джегутинского межрайонного следственного отдела СУ СК России по КЧР с просьбой сообщить сведения об авторе статьи «Полицейские крышевали наркоторговлю». Причина запроса – заявление одного из «героев» статьи, бывшего начальника угрозыска райотдела о том, что в публикации содержатся заведомо ложные сведения, порочащие его честь и достоинство.

Названная статья была перепечатана с интернет–портала «Кавполит» еще в марте текущего года, как и положено, со ссылкой на первоисточник, и до сих пор никаких телодвижений со стороны обозначенных в заголовке «героев»- полицейских не вызывала. С чего вдруг такая активность, если запрашивают не только сведения об авторе, который никогда в этой газете не работал и с ней не сотрудничал, но и требуют от редактора явиться в отдел «для дачи объяснений», а если вдруг она посмеет не явиться в указанный срок, то будет подвергнута приводу!

Из запроса видно, что сами следователи статьи не читали, потому что требуют выслать им какой-то «оригинал», да и имя автора переврано. А автор – Антон Чаблин, известный в Ставропольском крае журналист, часто публикующийся в «Кавказской политике».

Мы уже сообщали, что Антоном Чаблиным сильно интересуются следователи Ставропольского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Ставропольскому краю (см. дайджест 716). Они запросили у шеф-редактора интернет-портала «Кавказская политика» подробнейшие сведения об Антоне и внутриредакционной кухне. Оказалось, что отдел проводит проверку по заявлению бывшего прокурора Ставропольского края Валерия Калугина. Экс-прокурор, а ныне депутат краевой Думы, счел клеветой статью Чаблина, опубликованную в «Кавполите», в которой сообщалось о том, что наконец-то против экс-прокурора возобновлено уголовное дело в связи со смертельным ДТП трехлетней давности. Припоминались в связи с этим и другие репутационные потери Валерия Калугина – и на посту прокурора, и на посту депутата.

Так что появление еще одного запроса на журналиста Чаблина, теперь из соседней республики, и тоже связанного с публикацией в «Кавполите», вряд ли случайно.

Какое еще СМИ, перепечатывавшее расследования Антона Чаблина в «Кавказской политике», получит требование: предоставить сведения об авторе, оригинал статьи и явиться для дачи объяснений?


Екатеринбург. У редактора журнала сожгли машину

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В ночь на 16 августа редактор самого популярного на Урале глянцевого журнала «Стольник» Анна Елисеева лишилась своего автомобиля Hyundai Solaris. Он сгорел, надежды на восстановление нет. Видимо, не всем конкурентам по душе, что этот журнал все еще удерживается на плаву в сегодняшней сложной экономической обстановке.

Анна Елисеева отмечает, что ее автомобиль и ранее страдал от действий злоумышленников. Она сообщила, что некто трижды «умышленно прошелся гвоздем по кругу моей тачки».

Пострадавшими в эту ночь стали несколько автовладельцев: от огня пострадал еще один Hyundai Solaris, Cherry Tiggo, Citroen C4 и Mazda 3. Хозяева этих автомобилей уверены, что их автомобили подожгли специально.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в июле 2015 года

Нападения на журналистов – 11 (Анна Грицевич, корреспондент «Кавказского узла», в Сочи, Краснодарский край; съемочная группа программы «Ревизорро», в Мурманске; Михаил Долгов, корреспондент РЕН ТВ, Москва; съемочная группа телеканала «360 Подмосковье», Москва; Евгений Хамаганов, главный редактор сайта Asia-Russia Daily, Улан-Удэ; съемочная группа РЕН ТВ, Москва; Денис Кулага, корреспондент РЕН ТВ, Москва; Семен Клебанов, оператор телеканала «Звезда», Москва; съемочная группа РЕН ТВ, Москва; Андрей Орел, журналист сетевого издания «В свете ФАР», Москва; Константин Халин, корреспондент ИА «Свободные новости», Саратов).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 3 (Сергей Вилков, обозреватель медиа-группы «Общественное мнение», Саратов; Александр Соколов, журналист РБК, и Юрий Мухин, бывший редактор газеты «Дуэль», оба - Москва).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Наталья Мусатова, главный редактор газеты «Аргументы и факты - Югра», Ханты-Мансийский автономный округ).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 8 (съемочная группа телеканала «Звезда», в Севастополе; Александр Соколов, журналист РБК, и Юрий Мухин, бывший редактор газеты «Дуэль», оба – Москва; Сергей Вилков, обозреватель медиа-группы «Общественное мнение», Саратов; Александр Валов, главный редактор сайта «БлогСочи», Краснодарский край; Ольга Юхновская, журналист «Российской газеты», Алсу Шакирова, корреспондент журнала «Эскперт», Артур Гафаров, главный редактор газеты «Отражение», все - Казань).

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 31

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 6 (Владимир Сахаровский, главный редактор газеты «Голос Биробиджана», Еврейская автономная область; Владислав Мальцев, журналист «Независимой газеты», Москва; съемочная группа телеканала ТВ-21, Мурманск; Александр Соколов, журналист РБК, Москва; Жанна Немцова, журналист РБК, Москва; Владислав Мокряков, журналист интернет-портала INформер, Севастополь).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (газета «Справедливая Россия», Чебоксары).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 5 (телеканал «ТНТ-Блиц», Мурманск; «Радио России», в Хабаровском крае; радио «Серебряный дождь» в Екатеринбурге, Челябинске и Кургане).

Прекращение выхода СМИ – 6 (газета «Молодой коммунар», газета «Воронежская неделя», обе – Воронеж; сайт «ПроСаратов», Саратов; информационное агентство е-Крым, Крым; газета «Молодой дальневосточник», газета «Приамурские ведомости», обе - Хабаровск).

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (сайт экспертного информационного канала «УралПолит.Ru», 2 раза).

Выход изданий-двойников – 1 (газета «Аргументы недели», в Иркутской области)

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 8 (видеокамера телеканала РЕН ТВ, Москва; видеокамера телеканала «360 Подмосковье», Москва диктофон журналиста «Городских вестей» Андрея Попкова, Свердловская область; компьютеры издания «Общественное мнение», Саратов; видеокамера телеканала РЕН ТВ, Москва; компьютер Сергея Вилкова, корреспондента издания «Общественное мнение», Саратов; видеокамера съемочной группы РЕН ТВ, Москва; видеокамера радиостанция «Серебряный дождь», Москва).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 45


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Пришлите справку с Гондураса

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Роскомнадзор подтвердил, что телекомпания ТВ 2 лишилась права вещания не случайно. Как мы неоднократно писали ранее, срок действия ее лицензии истек 8 февраля 2015 года, и ведомство отказалось его продлевать - на том основании, что у телеканала технической возможности выхода в эфир больше нет, и в обозримом будущем не предвидится. Она исчезла с 1 января, когда Российская телерадиотрансляционная сеть (РТРС) в одностороннем порядке расторгла договор с ТВ 2 на передачу сигнала. Ее руководство объяснило это решение тем, что оно обиделось на «деловых партнеров», «политизировавших» проблему неисправного фидера, сломавшегося в апреле прошлого года, после чего вещание ТВ 2 было прервано на 1,5 месяца (а предписание Роскомнадзора гласило, что если оно не возобновится через 5 дней, то «будет приостановлено действие лицензии»). И неизвестно, сколько бы длилась пауза на экранах, если бы томичи не вышли тогда на пикеты и митинги, ускорившие замену сгоревшего фидера.

Возможно, и Роскомнадзор затаил обиду на телекомпанию и ее зрителей, которые стали почему-то сопротивляться продуманному плану ее ликвидации. Обиделся, может статься, и Кремль, куда были переданы в феврале с.г. 15 тысяч подписей местных жителей, собранных на морозе – с требованием вернуть в эфир ТВ 2. Ответа на петицию не последовало.

Судебные тяжбы с надзорным органом по отказу в продлении лицензии идут до сих пор. Томская МедиаГруппа (куда входит ТВ 2) направила в Роскомнадзор пакет документов на получение новой лицензии. В том, что и этому юрлицу в ней будет отказано, мало кто сомневался: общественный интерес представляло то, какой повод найдет теперь государство, чтоб не пустить в эфир опальную телекомпанию.

На сей раз оно, похоже, решило не утруждаться: ответ, полученный ТМГ на днях, не блещет оригинальностью. В документе за подписью М. Ю. Ксензова, заместителя руководителя ведомства сказано: «Часть 2 статьи 19.1 Закона о СМИ устанавливает запрет на учреждение организаций, осуществляющих телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ, либо территорию, на которой проживает более половины численности населения Российской Федерации иностранным гражданином, либо лицом без гражданства и гражданином Российской Федерации, имеющим двойное гражданство».

Из представленных документов, по мнению М. Ю. Ксендзова, «не представляется возможным сделать вывод о соблюдении ООО «Томская Меди Группа» требований статьи 19.1 Закона о СМИ в части наличия или отсутствия двойного гражданства».

На сайте агентства новостей ТВ 2 главный редактор телекомпании Виктор Мучник назвал основания для отказа в выдаче лицензии «абсурдными». По его словам, Томская Медиа Группа уже уведомляла Роскомнадзор в ответ на его запрос, о том, что ее учредители - граждане России, не имеют второго гражданства, не состоят под судом, не находятся в местах лишения свободы, а также дееспособны.

Подтвердить же отсутствие второго гражданства юридически, сказал он, весьма затруднительно, поскольку предоставлять его могут разные страны. Получается, учредителям ТМГ надо доказать, что они не являются гражданами не только таких государств, как, например, США, Израиль (в чем часто их упрекают тролли на местных форумах), Великобритания, Франция, но и всех остальных, скажем, Зимбабве, Мозамбик, Сомали, Гондурас и т.д. «Если у Роскомнадзора есть какие-то сведения о гражданстве учредителей ТМГ – говорит главред, - пусть он ими с нами поделиться». По мнению Виктора Мучника, данный ответ «в очередной раз подтверждает, что не было никакого «конфликта хозяйствующих субъектов», а были спланированные действия РТРС и РКН по отработке политического заказа на уничтожение ТВ 2».

Медиагруппа намерена «оспаривать незаконные действия надзорного ведомства».


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив

ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни