Дайджест
7 Сентября 2015 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 721

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Смерть редактора

Борис Тимошенко, служба мониторинга ФЗГ

В Севастополе 31 августа умерла редактор местного новостного портала «Информер» Ирина Остащенко, на которую в апреле 2015 года было совершено покушение.

Напомним, что 9 апреля в подъезде на нее напал неизвестный. В результате Ирина Остащенко с «рубленой, рваной и скальпированной раной лобной и теменной части головы» была доставлена в нейрохирургическое отделение городской больницы, где ей сделали операцию.

Известно, что Ирина Остащенко ранее получала угрозы после публикации статей «Набережная Фиолента или «катаракта» головного мозга?» и «Катаракта совести» о фальсификации общественных слушаний по застройке мыса Фиолент. Однако правоохранители в качестве основной выдвигали бытовую версию.

12 мая после завершения проверки выяснилось, что в нанесении телесных повреждений журналистке Остащенко не найдено события преступления, в связи с чем было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Об этом сообщалось в официальном письме следственного комитета по городу Севастополю в адрес общественного совета при УМВД. Тем не менее, Ирина Остащенко была убеждена, что нападение не было случайным. «Заявляла и продолжаю заявлять свою уверенность, что произошедшее со мною напрямую связано с моей журналистской деятельностью. То, что в Следственном комитете осталось незамеченным, что нападение было совершено на следующий день после выхода статьи «Че Гевара улетает навсегда» - пусть остаётся на совести его сотрудников», - сообщила журналистка. Отметим, что в упомянутой статье критиковалась деятельность крымских чиновников.

И вот 1 сентября на сайте «Информера» появилось сообщение: «Вчера, в 17.35 ушла от нас Ирина Александровна Остащенко. Для нас, её коллег, друзей, читателей, многих и многих севастопольцев – это непоправимая утрата»…


РОССИЯ.

Омск. Реабилитация «белой халатности»

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Советник главы областного минздрава Светлана Гаура сильно обиделась на Омский правовой портал и его редактора Александра Грасса, освещавшего судебный процесс по иску к Одесской Центральной районной больнице (Омская область), который ей предъявили родители трехлетней Арины Остроушко, скончавшейся в результате несвоевременных действий врачей. То, что они при ее лечении «запоздали с проведением ряда важных сопутствующих манипуляций», установлено решениями двух судебных инстанций, и этот вердикт вступил в законную силу.

Однако медицинское ведомство, похоже, решило перейти в наступление - «реабилитироваться» путем привлечения к ответственности журналиста: по сути же иск советницы министра направлен и против родителей девочки, перед которыми, кстати, ни медики Одесской больницы, ни министерство не извинились – ни сразу после трагедии, ни после того, как судьи признал их причастными к ней. Истица оценила ущерб своей репутации, причиненный ей публикациями ответчика, в 100 тысяч рублей.

По мнению Нины и Вячеслава Остроушко, иск этот свидетельствует о том, что у омских чиновников от здравоохранения – проблемы с «честью и совестью», с пониманием, кому они служат – населению, или только – амбициям и благополучию вышестоящих. В открытом обращении областному министру Андрею Стороженко родители погибшей девочки пишут: «Все изложенное журналистом Грассом о судебном процессе и вокруг него соответствует действительности. Мы и другие люди, присутствовавшие в зале, могут это подтвердить. Более того, поведение и манера общения советника Гауры, в том числе с нами, отражены журналистом еще в предельно корректных тонах и выражениях… Это должностное лицо абсолютно не церемонилось с нашим родительским горем».

Родители Арины полагают, что чиновница «не позволила бы себе такие выходки», если бы ее поведение не было одобрено руководством. Они уверены, что исковое заявление о защите репутации тоже подано с его ведома. Нина и Вячеслав Остоушко, а также свидетели их противостояния с облминздравом готовы дать показания в суде.


Рязань. Комиссия облизбиркома направила в Роскомнадзор представление в отношении редакции «Новой газеты в Рязани»

Александр Борисов, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Выборы в Рязанскую областную Думу должны состояться 13 сентября, но ажиотаж вокруг СМИ, так или иначе описывающих предвыборные кампании, уже начался. 4 сентября Рязанский облизбирком рассмотрел жалобу в отношении редакции «Новой газеты в Рязани». По заявлению местной жительницы Андроновой, в данном издании регулярно нарушается законодательство. Речь идет о публикациях с упоминанием партии «Единая Россия». По мнению заявителя, журналисты призывают не голосовать за «Ед.Ро» и обвиняют партию в незаконных методах ведения кампании. Облизбирком попросил Роскомнадзор пресечь «противоправную деятельность» СМИ и привлечь виновных лиц к ответственности.

На заседание комиссии журналисты не явились. И.о. главного редактора издания Роман Сивцов на официальном сайте «Новой газеты в Рязани» сообщил, что они проигнорировали встречу в избиркоме, так как нет никакого смысла тратить время на препирательства.

«Во время любых выборов в облизбиркоме появляются жалобы на рязанский выпуск «Новой газеты». Их суть проста - абсолютно любая информация, связанная с выборами, представляется там определенными лицами как незаконная агитация. Сначала жалобы рассматривает рабочая группа избиркома, затем она передается в областную избирательную комиссию, та передает их в местное отделение Роскомнадзора. Опыт показал, что участвовать в полемике на этих этапах бесполезно - это попросту бессмысленная трата времени. И только когда с подачи Роскомнадзора жалоба доходит до мирового суда, тогда и получается аргументированное рассмотрение дела, где уже есть возможность разбираться с заявителями и с чиновниками по закону, а не по их понятиям. После чего чаще всего суд заявителям отказывает. Поэтому участие в заседаниях избиркома по таким поводам мы считаем абсолютно нецелесообразным», - приводит слова Романа Сивцова сайт «Новой газеты в Рязани».


Кострома. Специальное приглашение от ФСБ

Дмитрий Флорин, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Оппозиционер Илья Яшин 26 августа проводил в Костроме встречу с избирателями. Однако встреча была сорвана, когда на место приехали сотрудники полиции и оперативники ФСБ. Задержание оппозиционера пыталась снимать журналист Александра Агеева. Однако в сопровождении сотрудников полиции к ней подошли двое в штатском, представившиеся сотрудниками ФСБ, и приказали прекратить съемку. Свое требование они аргументировали тем, что, якобы, для съемки их лиц у журналиста должно быть их личное специальное разрешение.

Агеева отошла от людей в штатском на некоторые расстояние и продолжила вести съемку происходящего. Тогда представившиеся сотрудниками ФСБ люди пригрозили подать на журналиста в суд. В связи с чем - они сформулировать не смогли.

Отметим, что во время съемки эти мужчины крепкого телосложения всячески пытались мешать работе журналиста, закрывая происходящее своими спинами.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в августе 2015 года

Случаи гибели журналистов – 2 (Роман Хахалин, журналист портала «Парк Гагарина», Самара; Алексей Ермолин, корреспондент газеты «Крымская правда», Симферополь).

Нападения на журналистов – 9 (съемочная группа РЕН ТВ, Москва; съемочная группа телеканала «Волга», Нижний Новгород; Михаил Зеленчуков, журналист издания NK-TV.COM, Кемеровская область; съемочная группа «Ревизорро», в Ямало-Ненецком автономном округе; Николай Кириллов, главный редактор «Рязанской областной газеты», Рязань; съемочная группа телепрограммы «Телефакт», Челябинск; Григорий Оганезов, журналист «Новой газеты», Самара; Юрий Бойков, оператор телекомпании «Дзержинск», Нижегородская область; съемочная группа ГТРК «Ставрополье», Ставропольский край).

Нападения на редакции, телецентры – 1 (газета «Янъы дюнья», Симферополь).

Попытки цензуры – 5 (газета «Мурманский вестник», Мурманск: сетевое издание «Москва 24», Москва; газета «Воронежский курьер», Воронеж; газета «Закубанье», Республика Адыгея; Лента.Ру, Москва)

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 2 (Владимир Саманюк, телеведущий ГТРК «Карелия», редактор газеты «Ленинская правда», Петрозаводск; съемочная группа «Ревизорро», в Мурманске).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Фаил Ахметшин, журналист газеты «Шаранские просторы», Башкирия).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 4 (Грэм Филипс, журналист Russia Today из Великобритании - в Москве; Григорий Оганезов, журналист «Новой газеты», Самара; Евгений Ширманов, блогер из Саратова, в Пензе; съемочная группа украинского телеканала «Интер», в Симферополе).

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 31

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 4 (Елена Летучая, ведущая телепрограммы «Ревизорро», в Ямало-Ненецком автономном округе; ГТРК «Ставрополье», Ставрополь; Василий Гришин, фотокорреспондент ИА «URA.Ru», Екатеринбург; Сергей Томашевский, пресс-секретарь футбольного клуба СКА, Ростов-на-Дону).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 3 («Смоленская народная газета»,2 раза, Смоленск; газета «Навигатор», Самарская область).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 2 (телепрограмма «Новости. Кузбасс», Кемерово, 2 раза).

Прекращение выхода СМИ – 2 (ИА «БалтИнфо», Санкт-Петербург; ИА «Телеграф», Санкт-Петербург).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 2 (газета «Справедливая Россия», Магадан; газета «Закубанье», Республика Адыгея)

Препятствование деятельности интернет-изданий – 2 (сайт газеты «Копейский рабочий», Челябинская область, 2 раза).

Выход изданий-двойников – 1 (газета «ЛДПР», в Рязанской области)

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 5 (видеокамера телеканала РЕН ТВ, Москва; видеокамера съемочной группы «Ревизорро», в Ямало-Ненецком автономном округе; компьютеры газеты «Листок», Горно-Алтайск; видеокассета съемочной группы ГТРК «Ставрополье», Ставропольский край; компьютер Александра Бывшева, блоггера из Орловской области).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 36


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Арбитражные фокусы

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

Журналистское расследование, опубликованное в «Открытой газете» 2 сентября, продолжает постоянную тему издания – как судьи нарушают законы в интересах денежных клиентов.

ФЗГ не раз сообщал о том, как руководитель Ставропольского городского расчетного центра (СГРЦ) Светлана Фомина борется с газетой, разоблачающей махинации центра (см. http://www.gdf.ru/digest/item/5/1246#r3). Столь длительная война и огромные средства, затраченные чиновниками на эту войну, подтвердили опасения газеты, что глава СГРЦ - лишь пешка, за ней стоит хорошо сколоченная группа во главе с сити-менеджером Ставрополя Александром Джатдоевым. Против независимого краевого издания были брошены немалые силы: судебные иски – и в суды общей юрисдикции, и в арбитражные суды, дорогостоящие экспертизы от странных экспертных контор, Роскомнадзор, наконец, клеветнические жалобы в разные органы власти. Редактор Людмила Леонтьева больше времени проводила в суде, чем в редакции. Поддерживали газету лишь ее читатели, приходя в суд со своими доказательствами – платежками, расчетами и душераздирающими историями.

И вот, наконец, после девяти месяцев судебной тяжбы, где судья Наталья Кузнецова дотошно исследовала на достоверность огромное число фактов и фраз из статей, приведенных в иске, Октябрьский райсуд отказал в притязаниях Фоминой в полном объеме. Теперь уже судебным расследованием документально подтверждены описанные в многочисленных публикациях схемы коммунального обмана, практикуемые коммерческой фирмой под крылом Джатдоева.

Но рано радовались газетчики и их читатели! К ним в карман залезди с другой стороны – с помощью арбитражного суда, где тоже лежал иск по «деловой репутации» СГРЦ от той же Фоминой по тем же фразам. До поры до времени иск лежал без рассмотрения, в арбитражном суде, которому не раз доставалось со стороны «Открытой» в прошлые годы и по другим делам, ждали, чем кончится дело, которое рассматривала коллега из райсуда. Видимо, решение в пользу газеты их обескуражило. Арбитражный судья Александр Чурилов, заподозрив, что решение суда общей юрисдикции будет утверждено апелляционной коллегией краевого суда, а, значит, арбитражу придется все фразы ненавистной газеты признать достоверными, быстренько рассмотрел дело. За один час в отсутствие ответчика - главного редактора газеты, и в отсутствии адвоката газеты он «исследовал» сотню документов, на изучение которых, напомним, в суде общей юрисдикции потребовалось 9 месяцев! И якобы принял решение, выслушав «прения» опять-таки одной из сторон!

Вот тебе и требование единства правоприменения, единообразия судебной практики, которое сформировано и детально раскрыто Европейским судом по правам человека, принципами которого руководствуется и российская правосудная система. Вот так на Ставрополье: один суд может сказать «белое», а другой суд то же самое назвать «черным»!

Арбитраж на Ставрополье, и об этом газета писала не раз, давно «воюет» с судом общей юрисдикции, отметая решения последнего. Судья Чурилов признал порочащими деловую репутацию СГРЦ 10 фраз (из 39) - абсолютно те же самые, которые краевой суд не счел ни порочащими, ни ложными. В спешке он потребовал даже опровержения оценочного утверждения, вопросительных фраз, ссылок на чужие публикации!

Затем иск по возмещению репутационного вреда (в миллион рублей – СРГЦ и Фоминой) был передан в руки арбитражной судьи Надежды Гладских. В качестве репутационного вреда адвокаты, представляющие интересы СГРЦ пытались изобразить «доказательствами» тексты различных запросов и обращений к СГРЦ, в том числе и от негодующих граждан - тех, кто уже доказал в судебном порядке факты приписанных им расчетным центром многотысячных «долгов». И на эти бредовые «доказательства» (запросы к СГРЦ) Гладских своим определением потребовала от редакции «представить возражения со ссылками на нормы закона».

Никакого ущерба СРГЦ, конечно, не понес. Из официальных отчетов о деятельности этой фирмы, находящихся в открытом доступе, следовало: фирма резво богатеет, ее доходы значительно опережают процент роста коммунальных тарифов. Чрезмерная «маржа» фирмачей - давным-давно нуждается в проверке правоохранительными структурами.

Судья Гладских (в прежние годы газета ее критиковала по другим делам) по сути, не дала огласить доказательства адвокату газеты Вадиму Панкову - правоведу высокого уровня, получившего сертификат от Европейского суда по правам человека. Тот прямо в процессе был вынужден заявить, что судья сознательно лишает ответчика права на защиту и представление доказательств, не требуя никаких доказательств от противоположной стороны. Но главная «бомба» ожидала журналистов в принятом судьей решении. На редакцию возлагалось возмещение «репутационного вреда» СГРЦ в сумме без малого триста тысяч рублей, потому что истцами якобы представлены доказательные расчеты упущенной выгоды в 6 млн. рублей. Но ни одного «расчета» СГРЦ не представлял и не мог представить в принципе, о них и слова не было в процессе. Адвокаты газеты бросились в суд просматривать материалы, и обнаружили десять фальшивок, тайно вложенных в дело уже после окончания процесса.

Что за бумажки?

В них не побрезговала покопаться разоблачительница коммунальной мафии, экономист, руководитель краевой общественной организации «Народная инспекция» Раиса Абрамова. Своими открытиями она поделилась с читателями газеты в том же номере: «Я тоже присутствовала на одном из судов, где судья Гладских творила свое «правосудие», поэтому какую-то подлянку подозревала. Но то, что судья вбросила документы расчетного центра уже после судебного заседания для «доказательства» финансовых потерь «бедной овечки» СГРЦ, считаю преступлением уже безо всяких кавычек. Конечно, захотела взглянуть на документы – откуда же эти потери? Кто же расстался с расчетным центром, будучи не в силах выносить его подмоченную репутацию? Ба, знакомые все лица! Оказывается, от расчетного центра разбегались «детки» КУМИ и СГРЦ, которые они сами же и учреждали!».

Активистка перечисляет управляющие компании, многие из которых лишены лицензии на управление домами, другие чрезвычайно мутные – прописаны по адресу квартиры где-нибудь в Черкесске с основным видом деятельности, скажем, «организация перевозок».

«Неужели «благодарность» клиента столь велика, что Гладских уже не страшно расстаться с мантией?», - спрашивает главный редактор «Открытой» Людмила Леонтьева. И в адрес руководства арбитражного суда и квалификационной коллегии судей: не считаете, господа, что несете солидарную ответственность за «подвиги» своих коллег?

Газета собирается узнать мнение об этой истории председателя объединенного Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева.


Почта дайджеста

Обращение редактора-учредителя газеты «Моё побережье» (Ванино) Татьяны Седых

Союз журналистов России

Фонд защиты гласности

Фонд поддержки независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость»

Вместе мы сможем больше!

Коллеги! Накануне Международного дня солидарности журналистов обращаюсь ко всем, кто может оказать любую поддержку по мере возможности.

Для продолжения работы редакции и выхода газеты «Моё побережье» требуется финансовая помощь. За 11 лет, что выходит газета, мы не получали от государства субсидии. Все эти годы мы живем скромно, а зарабатываемые нами средства уходят на многочисленные затраты, без которых издание газеты невозможно.

Издание газеты не является коммерческим проектом. Главная задача – оказание информационной поддержки, защита прав и свобод простых людей, обратившихся в редакцию. Кроме того, в течение 10 лет редакция и сама постоянно оказывала благотворительную помощь нуждающимся в поддержке, потому что мы знаем, что такое – сострадать, сопереживать и понимать. Сейчас же, в связи со сложной экономической обстановкой в стране, становится все труднее нести бремя расходов, ведь газета издается на средства, вырученные от ее реализации в торговых точках индивидуальных предприятий, от рекламодателей, которые тоже оказались в кабале кризиса.

В итоге мы вынуждены со страниц газеты обращаться к читателям: «Мы стойко переносили самые жестокие нападки, работая в интересах читателей, надеемся, что вместе с вами сможем преодолеть и временные финансовые трудности»! С этим обращаемся и к вам. Будем благодарны за любую поддержку.

Лауреат премии им.Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство»

Лауреат премии им. Андрея Сахарова «За журналистику как поступок»

Удостоена высшего Почетного знака СЖР «Честь. Достоинство. Профессионализм»

редактор-учредитель газеты «Моё побережье»

Татьяна Седых.

п. Ванино, Хабаровский край

Вместе мы сможем больше!

На этот счет вы можете перечислить любую финансовую помощь для выпуска газеты “Моё побережье”. ИП Седых Татьяна Александровна р/с40802810770100110284 к/с30101810600000000608 Дальневосточный банк ОАО «Сбербанк РФ» г.Хабаровск БИК040813608 ИНН 270902907164 КПП 270402001 Спасибо за поддержку!


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни