Дайджест
5 Октября 2015 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 725


РОССИЯ

Новосибирск. Сайт обжаловал предупреждение Роскомнадзора

Александра Таранова, Центр защиты прав СМИ

Таганский районный суд Москвы отказал в удовлетворении жалобы новосибирского интернет-ресурса «Сиб.Фм» на предупреждение Роскомнадзора.

27 марта этого года Роскомнадзор вынес предупреждение в адрес интернет-издания «Сиб.Фм» о «недопущении использования СМИ в целях осуществления экстремистской деятельности». Гнев ведомства навлекла иллюстрация к новостной заметке о прошедшем в правительстве Новосибирской области круглом столе «Цивилизационный выбор России: единство истории, единство народа, единство России». На мероприятии было представлено изображение скетча под названием «Гори, гори, моя свеча». На картинке изображены трое мужчин в трусах, вместо голов в фоторедакторе им были приделаны головы Путина, Пушкина и Иисуса Христа. Авторы этого изображения - новосибирская арт-группа «Синие носы», занимающаяся созданием провокационных произведений в жанрах видеоарта, перформанса и коллажа.

В июне «Сиб.Фм» подал жалобу на предупреждение Роскомнадзора. В ней было приведено несколько принципиально важных аргументов, в том числе: 1. Картинка является иллюстрацией к новости о прошедшем официальном мероприятии и представляет собой фрагмент репортажной фотографии. Ее нельзя рассматривать изолированно от самой публикации, т.к. фотография не имеет самостоятельного значения. Следовательно, нужно анализировать сам текст и изображение в их взаимосвязи. Сам текст, в свою очередь, не содержит никаких экстремистских воззваний. 2. На фотографии изображен предмет искусства - скетч под названием «Гори, гори, моя свеча». Само это произведение экстремистским не признано, в список запрещенных материалов не внесено, доступно в Интернете для просмотра и скачивания любому пользователю. Поэтому как его фотография может быть экстремистской?

Отметим, Роскомнадзор предоставил в суд заключение эксперта-культуролога, хотя по этой категории дел должна проводиться психолого-лингвистическая экспертиза. В заключении указано, что изображение оскорбляет, порочит честь и достоинство персонажей иллюстрации, которых «эксперт» почему-то назвал «значимыми религиозными деятелями».

Ходатайство заявителя о назначении компетентной экспертизы было отклонено судом. Однако «Сиб.Фм» на этом не остановится и будет подавать апелляцию на данное решение.


Краснодарский край. Иск как средство давления

Галина Ташматова, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

В газете «Армавирский собеседник» был опубликован ряд статей журналиста В. Черникова, в которых содержалась критика руководства местной газосбытовой компании. Генеральный директор АООТ «Армавиргоргаз» В. Галичкин издал приказ, на основании которого лица, имеющие право на 50-процентную скидку при оплате газа согласно федеральному закону «О ветеранах», должны были платить в полном объеме. Журналист Черников выступил в защиту прав ветеранов предприятия в городской газете.

Прокуратура города Армавира обжаловала этот приказ. Решением Армавирского городского суда приказ был признан незаконным и недействительным с момента его издания. Но определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение Армавирского суда вскоре было отменено и в удовлетворении заявления прокурора было отказано. Благодаря вмешательству депутата Госдумы по протесту заместителя председателя Верховного суда РФ определение краевой судебной коллегии было отменено, а решение суда первой инстанции осталось в силе.

Тем не менее, монополист обратился в суд с иском к автору статей за защитой чести и достоинства, деловой репутации и компенсацией морального вреда в размере 100 000 рублей. Городской суд, разобравшись в существе дела, не нашел в газетных публикациях сведений порочащих честь, достоинство и деловую репутацию господина Галичкина и отказал ему в иске.

Но ветеран журналистики Черников считает, что в данном случае со стороны начальника горгаза имела место попытка воспрепятствования журналистской деятельности, и суд не должен был вообще принимать в этой ситуации иск к производству.

«В данном случае на меня, как на автора, было оказано судебное давление с целью заставить меня замолчать впредь. Истец по сути нарушил статью144 УК РФ, в которой сказано: «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению, либо отказу от распространения информации наказывается». В российском законодательстве эта статья существует уже больше 10 лет. Однако до сих пор в стране не создано ни одного судебного прецедента ее применения. А потому в подобных ситуациях газеты и журналисты все чаще предпочитают отказываться от критики»,- выразил свою Виктор Черников тревогу в телефонной беседе с корреспондентом ФЗГ.


Республика Карелия. Редакции газеты «ТВР-Панорама» придётся отвечать в суде

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В газете «ТВР-Панорама» была опубликована статья, в которой рассказывалось о предприятии «Карбон-шунгит», и из содержания публикации вытекало, что компания, добывающая в Карелии уникальный камень, переживает трудные экономические времена, по причине чего вроде бы может смениться даже собственник.

Директор предприятия «Карбон-шунгит» В. Красулин, одновременно являющийся ещё и депутатом парламента Карелии, счёл публикацию компрометирующей работу возглавляемого им предприятия и подал заявление в Арбитражный суд к издательскому дому «Петропресс», требуя опровержения недостоверных сведений (газета «ТВР-Панорама» входит в состав ИД «Петропресс»).

В исковом заявлении анализируются факты, изложенные в газете, и по каждому приводятся опровержения. В частности, директор «Карбон-шунгита» В. Красулин документально подтверждает, что заработная плата на предприятии не уменьшалась, объемы продаж каменного сырья не изменился и т.д. В. Красулин опасается, что если недостоверная информация, опубликованная в газете «ТВР-Панорама», попадёт к партнерам по бизнесу, то это может иметь негативные последствия. Почему он и обратился в суд, чтобы официально разобраться в существе дезинформации: кому было выгодно тиражировать ложные сведения? Хотя тема возможной смены собственника предприятия столь категорично В. Красулиным не опровергается.

Пока компания «Карбон-шунгит» требует только опровержения.


БЕЛАРУСЬ

Главному редактору «Хартии-97» угрожают убийством

Первыми информацию о том, что присутствующие на акции оппозиции 23 сентября Никита Наглин и Тамара Балакина - вероятные агенты милиции или спецслужб, так называемые «тихари», сообщили представители правозащитного сообщества «Территория прав». Информации сообщества журналисты привыкли доверять, поскольку его активисты сотрудничают с правозащитным центром «Вясна».

Правозащитники написали, что эти люди всегда появляются в конце акций и провоцируют конфликты. После того, как этот материал с соответствующими ссылками был опубликован на сайте charter97.org, главному редактору сайта Наталье Радиной через Фейсбук сразу же стали поступать угрозы со стороны Никиты Наглина: «Крестись! С тобой будет тоже, что и с ведьмами средневековья», «Радина, ... ты своими щенками за все ответишь. Мой тебе совет: сиди в своей поляндии и домой не возвращайся!».

При этом никто из них не обратился в редакцию сайта с просьбой снять информацию или разместить опровержение - поступали только угрозы расправы.

«Накануне «выборов» в Беларуси против сайта charter97.org всегда развязываются кампании травли, поступают угрозы, вызовы в суд, возбуждаются уголовные дела. Во время прошлой «избирательной кампании» против нас возбудили три уголовных дела, поступали угрозы журналистам, был разгромлен офис в Минске, убит основатель charter97.org Олег Бебенин, а я попала в тюрьму. Поэтому к угрозам человека, который называет себя Наглиным, я отношусь более чем серьезно. Удивляет, что некоторые вроде как независимые СМИ вместо журналистской солидарности развязали против сайта «Хартии» кампанию травли. Но могу заверить: мы будем продолжать свою работу и писать правду о происходящем в Беларуси», - заявила Наталья Радина.

Хартыя`97, 30 сентября


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в сентябре 2015 года

Случаи гибели журналистов – 1 (Ирина Остащенко, журналист и выпускающий редактор интернет-издания «Информер», Севастополь).

Нападения на журналистов и блоггеров – 3 (съемочная группа телеканала РЕН ТВ, Московская область; Семён Исаев, блоггер, в Красноярске; съемочная группа «LifeNews», Москва).

Попытки цензуры – 5 (канал «Телемикс», Приморский край; газеты Обнинска, Калужская область; СМИ Крыма, Крым; Первый канал, Москва; интернет-радио Всероссийского общества слепых, Москва)

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров – 1 (Александр Башлыков, блогер, Киров).

Увольнение редактора, журналиста – 4 (Дарья Полыгаева, журналист радиостанции «Коммерсантъ FM», Москва; Андрей Коняхин, главный редактор сайта ИД «Коммерсантъ», Москва; Владислав Вдовин, главный редактор телеканала Life78, Санкт-Петербург; Олег Шевкун, главный редактор интернет-радио Всероссийского общества слепых, Москва).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) – 6 (Дмитрий Ткачев, редактор портала «Медиазона», Москва; Михаил Борботкин, независимый журналист, Москва; Тимур Кондрашов, Тимур Шарипов, оба – корреспонденты газеты «Правда», Ростов-на-Дону; Филипп Киреев, журналист радиостанции «Говорит Москва», Москва; Виктор Смирнов, журналист интернет-издания 47news, Ленинградская область).

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 45

Прекращение выхода СМИ – 3 (газеты «Смена», «Вечерний Петербург», «Невское время», все – Санкт-Петербург).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 5 (газета «Байкальские вести», Иркутск, газета «Байкальские вести», Иркутская область; «Смоленская народная газета», Смоленск; газета «Псковская губерния», Псков; газета «Час Пик», Калужская область)

Выход изданий-двойников – 2 («Смоленская народная газета», Смоленск – в августе; «Комсомольская правда», в Ставропольском крае)

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (телекамера канала РЕН ТВ, Московская область).

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 1 (ИА «СеверПост», Мурманск).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 29


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

«В курсе» крови и слез

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Пермский краевой суд 30 сентября признал обоснованным предупреждение, которое Роскомнадзор вынес медиахолдингу ООО «АктивМедиа» - учредителю газеты «В курсе. Пермь». Издание, бесплатно распространяемое тиражом 280 тыс. экземпляров, поведало обстоятельства трагической смерти местного школьника. И назвало имя, возраст погибшего подростка, номер класса, школы, а также имя его отца, профессию, ученую степень.

Газета «В курсе. Пермь» за 19 февраля дала на первой полосе кричащий анонс: «Выстрел в школе». Далее читателю предлагался текст «Оборвавшиеся надежды». Здесь излагались подробности самоубийства несовершеннолетнего ученика престижной школы. Не было только фамилии и домашнего адреса. Краевое управление Роскомнадзора усмотрело в публикации нарушения статьи 3 Закона РФ «О персональных данных» и статьи 4 Закона РФ «О СМИ». Надзорное ведомство 13 марта объявило ООО «АктивМедиа» предупреждение о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. По мнению чиновников, противоправность действий СМИ выразилась в разглашении сведений, составляющих иную специально охраняемую законом тайну. В предупреждении указано, что газета не получила письменного согласия законных представителей погибшего подростка на обработку его персональных данных.

ООО «АктивМедиа» 22 апреля обратилось в Ленинский районный суд Перми о признании недействительным вынесенного предупреждения. 30 июня суд первой инстанции поддержал СМИ. Раскрытия персональных данных не было, поскольку в публикации не упомянуты фамилия и место жительства погибшего – пришел к выводу районный суд.

Три месяца спустя Пермский краевой суд отменил такое решение и принял новое – об отказе в удовлетворении заявленного требования. Апелляционная инстанция согласилась с доводом представителя Роскомнадзора Анатолия Устюжанина. «Обезличивание – это когда без дополнительных данных невозможно определить лицо. Из этого класса, этой школы… Где работает отец… Эту информацию можно отнести к Максиму, ученику французской школы № 22», - отметил чиновник 30 сентября на прениях сторон.

Как известно, статья 41 Закона РФ «О СМИ» запрещает разглашать сведения, прямо или косвенно указывающего на личность несовершеннолетнего, совершившего антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя. Погибший пермский парень пообщаться с прессой уже не сможет. На фоне непоправимой трагедии особо цинично прозвучали слова представителей ООО «АктивМедиа», сказанные еще 30 июня в Ленинском районном суде Перми.

«Жалоб со стороны наследников не предъявлялось», - констатировала юрист Светлана Долишняя. «Поскольку родственники не имеют претензий, это лучшая нам оценка», - заверил юрист Дмитрий Березин.

Медиахолдинг ООО «АктивМедиа» контролирует депутат заксобрания Пермского края от партии «Единая Россия» Дмитрий Скриванов. Свое СМИ он объявил бизнес-проектом. От читателей уже приходилось слышать народное название этого проекта - «В курсе» крови и слез».


НАШИ ПАРТНЕРЫ

Центр защиты прав СМИ организовал семинар по этике

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

В Воронеже в Доме журналистов 28 сентября прошел необычный семинар по медиаэтике. Во время него присутствовавшие – практикующие журналисты и студенты – стали на место членов Общественной коллегии по жалобам на прессу.

Заместитель председателя коллегии, известный специалист по медиаэтике Юрий Казаков привез в Воронеж жалобу, поступившую на публикацию в «Российской газете» из Тульской области. Женщина пожаловалась, что редакция издания опубликовала на сайте рядом с заметкой о найденных у остановки трупах фотографию, не имевшую отношение к инциденту. По мнению обратившейся в коллегию, от этого пострадала репутация человека, изображенного на снимке, а читатели были введены в заблуждение.

Экспертную оценку случившемуся дала исследователь журналистской этики Каринэ Назаретян. Она обратила внимание участников семинара на то, что в российских этических кодексах журналистов вопросы, связанные с использованием фотографии, практически не затрагиваются. Поэтому при анализе конфликта пришлось ориентироваться на принципы, разработанные в западных медиасообществах.

Участникам семинара, среди которых был и главный редактор «РГ» в Центральном федеральном округе Лев Лазаренко, было предложено высказаться: нужно ли выносить жалобу на рассмотрение коллегии? Ситуация осложнялась тем, что редакция «РГ» уже извинилась перед читателями за некорректное использование фотографии. Мнения присутствующих разделились. А директор Центра защиты прав СМИ и член коллегии Галина Арапова заявила, что видит в ситуации скорее правовую, чем этическую проблему.

После анализа жалобы участники семинара обсудили общие вопросы профессиональной фотоэтики и посмотрели короткометражный фильм «Одна сотая секунды», посвященный этой теме.

Семинар был организован Центром защиты прав СМИ при поддержке правительства Воронежской области.


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни