Дайджест
23 Ноября 2015 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 732


ТЕМА НЕДЕЛИ

Список Минюста

Два специалиста-эксперта Минюста после проведения внеплановой проверки признали ФЗГ «некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента». Поданные нами возражения на акт проверки были проигнорированы. 19 ноября организация была включена в соответствующий реестр.

Дело в том, что заявленная в нашем уставе цель - «содействие сохранению и развитию правового пространства, в котором работают отечественные печатные и электронные СМИ», показалась специалистам-экспертам Минюста политической деятельностью.

А конкретно «в вину» нам было поставлено проведение совместно с признанным ранее «инагентом» Фондом 19/29 школы расследований для журналистов и блогеров (на которой, в частности, уделялось внимание безопасности, в том числе предупреждению распространения текстов, которые могут быть признанными экстремистскими) и размещение в дайджесте сообщений о нарушениях, допущенных представителями власти в отношении журналистов и СМИ (причем факты нарушений не оспаривались).

Включение ФЗГ в «соответствующий реестр» прокомментировал президент организации Алексей Симонов: «Истинные причины мне неизвестны, а формально - это полная ерунда, потому что тот протокол, который они представили в качестве обоснования, носит настолько юридически ничтожный характер, что просто хочется, чтобы Министерство юстиции было лучше оснащено кадрами».

РОССИЯ

Мурманская область. Съемочную группу попытались взять в заложники

Александр Борисов, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Съемочную группу мурманского телеканала «ТВ 21» 16 ноября попытались взять в заложники на одном из рыболовецких судов. Журналист Сергей Ширяев и оператор Борис Савельев отправились в поселок «Три ручья», чтобы снять материал о задержке выплаты зарплаты рыбакам, работающим на траулере «Трепанг». Общий долг задолженности перед 8 членами экипажа, по словам последних, составляет 1,5 миллиона рублей.

Однако, как только съемочная группа оказалась на борту судна, их окружили неизвестные. Сергей Ширяев рассказал: «Пока наша съёмочная группа ожидала прибытия других моряков судна, на его борт зашли люди, которых нам представили, как соучредителей. А спустя несколько минут эти «соучредители» решили применить силу. Требование «не выпускать этих людей», то есть нашу съёмочную группу, мы прямо расценили как попытку удерживать нас силой и вызвали полицию».

Неизвестные люди, которые представились совладельцами судна, пытались отнять камеру у оператора. Когда, наконец, появились сотрудники полиции, нападавшие незамедлительно скрылись. Позже выяснилось, что одного из членов экипажа судна «Трепанг» избили.

Инцидент, произошедший на судне, сотрудники телекомпании «ТВ 21» расценили как воспрепятствование законной деятельности журналистов. Соответствующее заявление уже направлено в УМВД.


Пермь. Прессу удалили с открытого судебного заседания

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Судья Пермского районного суда Владимир Неволин 19 ноября не разрешил присутствовать в открытом судебном заседании двум журналистам из газеты «Комсомольская правда» в Перми». Корреспондент и фоторепортер намеревались осветить уголовное дело Дениса Волкова и Антона Юдина, после встречи с которыми лишился жизни бывший милиционер, отец пятерых детей Александр Андреев.

Трагедия случилась 17 мая на федеральной трассе Екатеринбург-Пермь. А. Андреев на машине возвращался в город с дачи. Как все попутчики, попал в пробку, где у него случился конфликт с компанией из другой машины, в ходе которого на него напали с битой и резиновым шлангом. А. Андреев умер в больнице через полтора часа после госпитализации. Причиной смерти судмедэкспертиза назвала ишемическую болезнь. Д. Волкова и А. Юдина обвинили в умышленном причинении среднего вреда здоровью группой лиц с применением предметов, используемых в качестве оружия. Оба находятся под стражей.

Адвокат Анатолий Рябов, представляющий интересы потерпевшей стороны, рассказал, что судья В. Неволин по своей инициативе поднял с места журналистов «Комсомолки». Спросив, кто они и откуда, заявил, что на процессе будут оглашаться данные о личности подсудимых и состоянии их здоровья. Хотя гособвинение и потерпевшая сторона не возражали против присутствия прессы, председательствующий на процессе В. Неволин показал газетчикам на дверь. И посоветовал приходить на приговор.

На вопрос ФЗГ адвокат А. Рябов ответил: определение о проведении закрытого процесса в порядке ст. 241 УПК РФ не выносилось. Таким образом, гласность оказалась лишней на открытых судебных слушаниях.


Ростовская область. Роскомнадзор выписывает редакциям штрафы за «Культуру»

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Управление Роскомнадзора по Ростовской области дважды за короткое время оштрафовало главного редактора газеты «Крестьянин» Викторию Никитченко. В первый раз на 500 рублей за то, что она подписывала газету только именем и фамилией, как это всегда было заведено. Но с недавних пор Роскомнадзор требует, чтобы в газете были написаны или фамилия и инициалы редактора, или полностью его фамилия, имя и отчество.

Второй раз управление Роскомнадзора оштрафовало Викторию Валентиновну Никитченко на 5000 рублей по ст. 13.21 ч. 2 Кодекса об административных правонарушениях за то, что газета «Крестьянин» опубликовала программу федеральных телеканалов, в том числе и телепрограмму канала «Культура». А этот телеканал высылает всем редакциям программу передач без указания возрастных ограничения для зрителей, так как считает, что его передачи и кинофильмы все 0+, то есть, не имеют возрастных ограничений. Если Роскомнадзор с этим не согласен, он должен был предъявить претензии к самой «Культуре».

Это ясно и по смыслу части 2 статьи 13.21: «Нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 13.15 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения». Но, видимо, с центральным телевидением, в отличие от провинциальной газеты, связываться, как говорится, себе дороже. Это, во-первых, а во-вторых, в таком случае нужно было бы доказать в столичных судах, что телепередачи этого канала содержали информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей.

Это вам не Октябрьский мировой суд города Ростова-на-Дону, который просто проигнорировал все доводы редакции газеты «Крестьянин», не снимавшей и не выпускавшей в эфир телепередачи, которые то ли нанесли вред детям, то ли нет. Чего нельзя сказать о мировом суде города Морозовска, что в 250 километрах от донской столицы. Редактор районной газеты «Морозовский вестник» Сергей Николаевич Бабенко выиграл дело сначала в мировом, а потом и федеральном суде Морозовска, куда Роскомнадзор подал апелляционную жалобу. Так что вполне возможно, разбираться с «Культурой» придется ещё и Ростовскому областному суду.

Зато морозовский редактор получил официальное предупреждение от районного прокурора за то, что не написал под собственным объявлением о подписке на газету, в этой же газете опубликованном, - «На правах рекламы». В «Морозовском вестнике» теперь пишут под объявлением о подписке «На правах рекламы» и ждут визитёров из налоговой: по логике, если это реклама, то за неё нужно заплатить... самим себе. Видимо, в глубинке наступила уже такая тишь и благодать, что прокурору просто не за что выписать нормальное, серьёзное предписание. Ну, а местные Роскомнадзоры, возможно, получают указания из Москвы, сколько штрафов они должны наложить на СМИ и по какой статье административного кодекса. Так что газетчикам остаётся только радоваться, что «гуманные» чиновники и судьи у них, по крайней мере, хотя бы тираж не конфисковали.


Республика Карелия. В ответчики попали и журналисты

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В Арбитражном суде Карелии рассматривается гражданское дело, в рамках которого транспортная компания «Кижское ожерелье» и «Турхолдинг Карелия» защищают свою деловую репутацию. Они утверждают, что телестанция «НКМ», телекомпания «Ника-плюс» и сайт «Губерния дейли» распространили сведения, не соответствующие действительности.

Всё началось с того, что журналисты в телерепортаже рассказали о претензиях пассажиров, оставшихся недовольными услугами коммерческих предприятий, занимающихся водными перевозками. Пассажирка, согласившаяся высказать своё суждение на камеру, критически отозвалась о работе экипажа судна на воздушной подушке «Комета». В частности, она сообщила, что судном «управляла команда в нетрезвом состоянии». Кроме того говорилось о поломке «Кометы» и о прибытии её в порт назначения с опозданием. Телерепортаж прошёл ещё летом, и тогда же сюжет пересказали интернет-сайты.

Сначала ответчиками заявлялись учредители средств массовой информации (телестанция «НКМ», ООО «Ника-пресс» и ООО «Карельская губерния»), теперь в список ответчиков дополнительно привлекают ещё и двух журналистов, плюс в деле в качестве ответчицы фигурирует и сама пассажирка, дававшая интервью.

Странность ситуации в том, что журналисты не исказили информацию, предоставив слово пассажирке после её путешествия. Однако, по мнению истцов, журналисты распространили информацию, дискредитирующую перевозчиков, поскольку они изобразили предприятия как организации, предоставляющие некачественные услуги и, более того, своей работой угрожающие безопасности пассажиров.

Мы будем следить за развитием конфликта.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Средствам массовой информации Ямало-Ненецкого автономного округа приказано сокращаться

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Административные дела возбуждены в отношении редакции районной газеты «Рабочий Надыма» и ее главного редактора Андрея Онохова. Прокурорская проверка установила, что в конце прошлого года редакция заключила договор на поставку полиграфического оборудования стоимостью 5,573 млн. рублей, что, наверное, само по себе и неплохо, но, как сказано на сайте надзорного органа, сделка проводилась «без открытого аукциона в электронной форме», что является нарушением федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Издание, как юридическое лицо и его главред признаны виновными по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Им назначены штрафы, сообщает пресс-служба прокуратура города Надыма, на общую сумму 70 тыс. рублей. Исполнение этого решения поставлено ведомством под контроль.

Сам факт предъявления штрафных санкций изданию, учредитель которого – районная власть, говорит, по всей видимости, о том, что для местных СМИ закончилась «вольница» в обращении с бюджетными средствами, да и средства, выделяемые им - в свете общего тренда «сокращения затрат на освещение деятельности региональных и муниципальных властей» - скорее всего, уменьшатся. Руководство именно этого округа недавно подверглось резкой критике Общероссийского народного фронта за «рекордные траты на свой пиар»: в 2014 году на содержание окружных СМИ было израсходовано 1,25 млрд. рублей, в бюджете нынешнего, не взирая на кризис, сумма в этой графе еще в 1,5 раза увеличилась, достигнув небывалой для российских регионов величины (1,8 млрд. руб.), однако, после заявления ОНФ губернатор Дмитрий Кобылкин призвал подчиненных чиновников «прекратить пиариться в средствах массовой информации».

Глава соседнего Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова, как мы сообщали ранее (см. дайджест № 727), решила эту проблема радикально, упразднив губернаторскую пресс-службу. За этим шагом последовало сокращение правительственных медиаресурсов: принято решение, сообщает «Комерсант-Екатеринбург», о ликвидации информагентства «Югра-информ», журнала «Старт» и газеты «Югорское время», на чем власти округа предполагают сэкономить 30 млн. рублей в год. Кроме того, планируется существенно снизить расходы на телеканал «Югра», количество программ в котором уменьшится с 20 до 7: сейчас на него приходится более 80% затрат, отведенных в бюджете ХМАО-Югры на окружные СМИ - их содержание в этом году обойдется округу в 600 млн. рублей.


Депутаты против пиар-атак в год выборов

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Оппозиционные депутаты Свердловского заксобрания резко отрицательно восприняли тот факт, что расходы на СМИ в проекте областного бюджета-2016 не только превысили 500 млн рублей, но и оказались больше, чем в 2015 году. Некоторые связали сей факт, что в следующем году пройдут несколько значимых избирательных кампаний и вряд ли выделенные средства пойдут на финансирование нелояльных СМИ.

Коммунист Александр Новокрещенов отметил: «Кому нужен этот пир во время чумы? Вспомните, как Путин губернаторам пальцем грозил – сокращайте траты на пиар! Вспомните, как это было в Республике Коми. Там губернатор Гайзер тоже любил на пиар тратить, и кончилось все очень плачевно».

Евгений Касимов, будучи писателем и членом Союза журналистов, и вовсе провел аналогию между Свердловской областью и Римской империей накануне прихода варваров. «Нам не нужны террористы, мы сами уничтожаем наши образование, здравоохранение, культуру. Ссылки на кризис не убедительны. В Древнем Риме народ требовал хлеба и зрелищ. И власть давала им хлеб и устраивала чемпионаты мира по гладиаторским боям. Чем все закончилось, вы хорошо знаете. О чем будут писать ваши СМИ, на которые выделено 500 млн рублей?» – задал Касимов риторический вопрос.

Дебаты, за которыми внимательно следят уральские журналисты, в первую очередь – из не послушных СМИ, еще впереди. А строку в бюджете неплохо было бы обсудить медиаэкспертам на площадке в региональном Доме журналистов.


Причин для отказа в съемке станет меньше

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В медиа-сообществе Среднего Урала позитивно встречено решение Комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности одобрить для рассмотрения на заседании кабинета министров поправки в действующее законодательство, предполагающие введение обязательной видеосъемки всех заседаний в арбитражах, мировых судах и общей юрисдикции и создание единого ресурса хранения записей.

В законопроекте, разработанным Минюстом России, сообщает pravo.ru, в частности, предлагается дополнить название ст. 155 АПК (протокол) словами «и обязательная видеозапись». Сейчас же процессуальное законодательство предусматривает возможность видеозаписи судебных заседаний с приобщением видеоматериалов к его протоколу с разрешения председательствующего судьи. Однако это не является обязательным и зависит от технических возможностей суда, а также остается на усмотрение судьи. Представители СМИ неоднократно сталкивались с отказом в видеозаписи судебного заседания, нередко под нелепыми предлогами. Одним из которых, если судья – представительница прекрасного пола, становился аргумент: «Я сегодня не накрашена».

Оснащение залов заседаний судов общей юрисдикции техническими средствами, позволяющими проводить аудио-, видеозапись, предусмотрено федеральной целевой программой «Развитие судебной системы в России на 2013-2020 годы». Потребуется не только установить камеры в 10 660 залах, но и создать федеральное хранилище видеозаписей, объем которых за год оценивается в 17,5 терабайт.

Предполагается, что положения законопроектов, касающиеся федеральных судов, вступят в силу с 1 января 2018 года, а мировых судей – с 1 января 2019 года.


НАШИ ПАРТНЕРЫ

Союз журналистов России и Центр защиты прав СМИ проведут семинар

Дорогие коллеги!

Союз журналистов России совместно с Центром защиты прав СМИ проведет 1 декабря 2015 года в Центральном доме журналиста однодневный семинар «Правовые риски при размещении информации на сайтах НПО».

Приглашаем принять участие Вас и Ваших коллег.

По всем вопросам просьба обращаться к Надежда Николаевне Мосиной, mosinann@mail.ru


Почта дайджеста

Трижды правы

Читатели общественно-политической газеты Хакасии «Каратош» поздравляют редакцию популярного издания с очередной победой в суде. Герой одной из публикаций выставил газете иск на полмиллиона рублей. Суд первой инстанции частично удовлетворил его требования, однако Верховный суд Республики Хакасия поставил точку в деле, отказав истцу в полном объёме. Судьи Верховного суда РХ указали, со ссылкой на позицию ЕСПЧ, что важнейшей обязанностью прессы является распространение информации и идей по всем вопросам всеобщего интереса, а общество имеет право на получение указанных сведений.

За последние полтора года это уже третье судебное разбирательство с участием «Каратоша» в качестве ответчика по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Общая сумма претензий исчисляется миллионами рублей. Однако всякий раз редакции газеты удаётся отстоять своё право писать обо всём, не скрывая правды.

Следует добавить, что творческий коллектив газеты, в составе которого два лауреата премии Союза Журналистов России «За лучшее журналистское произведение» и номинант премии Сахарова «За журналистику как поступок», доводят каждое дело до победного конца сами, не прибегая к помощи профессиональных юристов.

Последнее дело явилось своеобразным подарком к 50-летнему юбилею главного редактора газеты, лауреата премии Союза Журналистов России, Григория Назаренко. Так держать, Григорий Николаевич! Так держать, народная газета!

Эрик Чернышов, Саяногорск


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни