Дайджест
18 Января 2016 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 739

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Анонимы не дремлют

Роман Захаров, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

11 января 2016 года был заблокирован сайт «Новая газета в Санкт-Петербурге», зарегистрированный как сетевое СМИ и располагающийся на отдельном домене novayagazeta.spb.ru. Оказывается, доступ к онлайн-версии петербургского выпуска популярного издания ограничил хостинг-провайдер по заявлению анонима.

Хостинг сетевого СМИ «Новая газета в Санкт-Петербурге» обеспечивает провайдер Hetzner Online GmbH – общество с ограниченной ответственностью из Германии. Ответственность получилась действительно ограниченной: по заявке некого анонимного пользователя (он назвался «Иван Иванов») компания заблокировала достаточно популярный ресурс. При этом редакция узнала об этом только по факту – не было никаких предупреждений. Как правило, перед такой решительной мерой провайдеры пытаются связаться с администратором сайта (в этом качестве обычно выступают системные администраторы или другие технические специалисты компаний-клиентов).

Петербургская редакция «Новой газеты» сумела поставить на сайт «заглушку» и пригласить всех читателей на страницы издания в социальные сети. Кроме того, удалось выяснить, что в анонимке, послужившей поводом для незаконной блокировки, содержится жалоба на статью о взятках. Коллеги в Москве поддержали петербуржцев и опубликовали материал на своем сайте – основном онлайн-ресурсе «Новой газеты».

Без малого спустя сутки после переговоров и официальной претензии на английском языке в адрес провайдера, «Новая газета в Санкт-Петербурге» вновь стала доступна. Тем не менее, как рассказала в разговоре с корреспондентом Фонда защиты гласности шеф-редактор сайта Алиса Кулистикова, угроза дальнейших блокировок остается. По поводу материала, вызвавшего резкую реакцию «Ивана Иванова», поступило еще одно фактически анонимное заявление от «Марии». Понятно, что проверить подобные жалобы провайдер не в состоянии, но почему вместо логичных и понятных действий – например, запроса в адрес редакции – Hetzner Online GmbH сразу же осуществляет действия, которые и в Германии, и в России возможны только с разрешения суда или, как минимум, других государственных органов? Редакция надеется получить ответ на этот и другие вопросы от провайдера.

Как стало известно в ходе изучения ситуации, это не первый случай, когда данный германский провайдер блокирует российские сайты, зарегистрированные в качестве СМИ. Во всех этих случаях некие «сотрудники службы поддержки» предпочитают верить анонимным заявлениям частных лиц.

РОССИЯ

Ростовская область. Журналист и блогер Сергей Резник подал заявление об условно-досрочном освобождении

Продолжение темы

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Известный журналист и блогер Сергей Резник, приговоренный в январе 2015 года Ленинским районным судом Ростова-на-Дону по четырём эпизодам уголовного дела к трём годам лишения свободы (см. дайджест 693), подал заявление в Каменский районный суд об условно-досрочном освобождении. Рассматриваться оно будет на выездном заседании в Каменской колонии, где Резник отбывает наказание.

В связи с этим слушания должны быть закрытыми, дело ведёт новый, на этот раз московский адвокат журналиста Тумас Мисакян. Как сообщила корреспонденту ФЗГ жена осужденного Наталья Резник, дата слушаний ещё не назначена. По приговору судьи Ленинского суда Строкова и с учетом срока, который Резник уже отбыл по первому приговору Первомайского районного суда Ростова-на-Дону, журналист должен отбывать наказание до октября 2016 года.

Помимо этого суд назначил Резнику ещё и дополнительное наказание - запрет на профессиональную деятельность в течение двух лет после отбытия наказания. Для российской журналистики это редчайший, если не сказать беспрецедентный случай. Сам Сергей Резник вину свою тогда не признал. Он многократно заявлял, что причиной его уголовного преследования является оппозиционная деятельность.


Мурманск. Конфликт внутри редакции газеты привел к увольнению редактора репортерской службы

Александр Борисов, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Новый 2016 год не для всех стал радостной датой. Например, редактор репортерской службы газеты «Мурманский вестник» Татьяна Брицкая буквально накануне праздника получила официальное уведомление об увольнении «в связи с истечением срока срочного трудового договора».

Очевидно, увольнение одного из старейших и уважаемых журналистов в издании связан с конфликтом, который длится уже около года. Фонд защиты гласности не раз сообщал о проблемах, возникших у «Мурманского вестника» с приходом на должность нового главного редактора г-жи Шедченко (см. дайджест № 717 и дайджест № 698).

Цензура, не пропускающая публикации Брицкой, по сути, запрет на профессию, и, как итог – увольнение. Где продолжить свою работу, Татьяна пока не знает.


Республика Дагестан. Закрылась газета «Настоящее время – Аналитика»

Ольга Васильева, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Кавказском федеральном округе

Последний номер газеты «Настоящее время – Аналитика» вышел 24 декабря 2015 года. У газеты был лозунг: «СКФО испытывает дефицит свободы слова».

Сначала эта дагестанская газета, зарегистрированная в 2007 году, называлась «Настоящее время». Затем, после полугодичной приостановки деятельности, вновь вышла в начале 2015 года с «довеском» в названии – «Аналитика». Тогдашний главный редактор Милрад Фатуллаев так объяснял перемену: «В последние годы печатные СМИ с трудом выдерживают конкуренцию с сетевыми ресурсами, и этому много причин. Первая - во многих районах Дагестана вовсе нет газетных киосков. Даже в Махачкале их всего около 40, а во всей республике – 58. В Дербенте и районе их число не превышает 11. Вторая причина – очень плохое качество доставки газет до читателей, порой с задержкой до двух недель. Третья – большинство читателей сейчас переходит в интернет-среду».

В связи с этим, объяснял тогда главред, «НВ» решило попробовать выйти на новый качественный уровень – более детально анализировать происходящее в республике и за ее пределами, подавать новости постфактум, без привязки к датам, публиковать политические статьи и аналитические обзоры. Телепрограмму печатать не будем, тем более, что периодичность издания – дважды в месяц, рекламы пока нет, так что вся газета будет заполнена журналистскими материалами.

Но радужные прогнозы не оправдались. С нового, 2016 года, газета вновь не выходит. Теперешний главный редактор Муса Мусаев так комментирует в соцсетях ситуацию: «Мы изменили политику газеты, стиль, рассчитывали завоевать целевую аудиторию. За полгода работы были хорошие отзывы. Не ожидал, что газета, перед которой ставились долгосрочные задачи, так неожиданно закроется. Могу предположить, что на учредителей оказывалось давление из-за публикаций в газете. Их понять можно, республиканская власть может создать такие проблемы, что мало не покажется».

Это была единственная газета, которая могла позволить себе критиковать руководителя республики Рамазана Абдулатипова. Он тратит бюджетные деньги на личный пиар и всячески старается придушить СМИ, не согласные с его политикой. На создание его имиджа работают отряды государственных СМИ и армия блогеров. Во все бюджетные СМИ подбираются свои люди. Да и в некоторых частных газетах есть негласная установка: первое лицо не трогаем. Иначе могут закрыть финансирование и лишить рекламы.


Республика Карелия. Петрозаводский городской суд должен оценить правила, по которым он работает

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

До недавнего времени мало кто и знал о том, что существуют «Правила пребывания посетителей в Петрозаводском городском суде». Приняты они были в августе 2013 года и любой желающий мог познакомиться с ними, зайдя на официальный сайт Петрозаводского горсуда. А в конце прошлого года эти правила стали предметом широкого публичного обсуждения.

Фотокорреспондент Сергей Юдин был направлен редакцией на заседание суда, где рассматривалось уголовное дело первого заместителя главы Петрозаводска Е. Сухоруковой. И снимать участников судебного спора он начал ещё в коридоре суда (а не в зале заседания!). Увидевший это судебный пристав потребовал прекратить съёмку, однако С. Юдин этого не сделал. В результате на него был составлен протокол об административном правонарушении, так как журналист, оказывается, нарушил действующие в суде «Правила пребывания посетителей».

В ноябре прошлого года мировой судья,, рассмотрев материалы дела, признал фотокорреспондента виновным и оштрафовал его на 300 рублей. Тогда С. Юдин, поддержанный Союзом журналистов Карелии, оспорил «Правила пребывания посетителей в Петрозаводском городском суде» в Верховном суде Карелии. Точнее, не все правила, а ту их часть, в которой для работы в помещениях суда (вне судебных залов) требовалось испрашивать разрешение на фотосъёмку у председателя горсуда либо у администратора суда.

Верховный суд Карелии отказался рассматривать заявление, объяснив это тем, что оно ему неподсудно. Тогда С. Юдин вновь обратился с заявлением в Петрозаводский суд на действия председателя суда, поскольку тот своей подписью узаконил внутренние правила. Как и ожидалось, начались процедурные трудности. Сначала заявление не приняли к рассмотрению на том основании, что С. Юдин не указал в нём, где были опубликованы правила. Хотя, понятно, судья знал, что они размещены на официальном сайте Петрозаводского суда. Заявление вернули Юдину, предложив устранить недостаток, указав источник информации. Он сделал это, вновь передав заявление в канцелярию суда. Однако и в этой редакции в заявлении отыскались недостатки.

Теперь судья потребовал указать, в каком СМИ оспариваемые правила были опубликованы. Хотя опять же судья не мог не знать, что в СМИ правила не публиковались, а были размещены только в сети Интернет. О чём С. Юдин написал в третьей уже редакции искового заявления, которое вновь подано и его рассмотрение назначено на 28 января с.г. Но, похоже, это будет не последнее переписывание заявления.

Свердловская область. Праздник не для всех

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В честь Дня российской печати в резиденции губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева состоялся традиционный прием, на который были приглашены ветераны журналистики, преподаватели факультета журналистики, редакторы и сотрудники местных и федеральных СМИ.После вступительной речи руководителя региона, в которой он напомнил про петровские «Ведомости», сказал теплые слова про свердловскую школу журналистики, состоялись награждения сначала от самого губернатора, затем от спикера Заксобрания Людмилы Бабушкиной. Председатель правления Свердловского творческого союза журналистов Александр Левин, в свою очередь, вручил призы победителям конкурса в честь 70-летия Победы. Награды получили обозреватель газеты «Шалинский вестник» Дмитрий Сивков, творческая группа Уральской окружной телекомпании «Ермак» под руководством Ирины Арефьевой - за документальный фильм «По данным разведки», и Николай Яблонский, главный редактор газеты «КоммерсантЪ-Урал» за проект «Свердловск. Победа».Также Почетный знак СЖР «За заслуги перед профессиональным сообществом» получил и Евгений Куйвашев, отмеченный руководителем Союза журналистов России Всеволодом Богдановым за решение об открытии регионального Дома журналистов в Екатеринбурге.Прием прошел в свободной, теплой обстановке С особым интересом коллеги было выслушали выступление представителей известного юмористического журнала «Красная Бурда», которому нынче исполняется 25 лет. В то же время ряд редакторов муниципальных СМИ поделились информацией о непростой финансовой обстановке в своих редакциях в начале 2016 года. В частности, есть проблемы у газеты «Алапаевская искра», а в Нижнем Тагиле объявили бессрочную забастовку 10 сотрудников «Пригородной газеты». Главное требование – полное погашение задолженности по заработной плате. По словам представителей издания, пообщавшихся с корреспондентом агентства «Новый день», деньги перестали выплачивать в ноябре прошлого года. При этом газета, тираж которой составляет почти 3 тысячи экземпляров, задолжала 400 тысяч рублей типографии. Последний номер вышел в начале января, но на будущие тиражи средств нет.В последнем случае в ситуацию уже вмешался региональный Союз журналистов, и глава Горноуральского городского округа Николай Кулиш пообещал разрешить конфликт в течение двух месяцев. ФЗГ будет следить за развитием ситуации.


Владивосток. Обыск в редакции ЗАО «ПАРИ»

Анна Селезнёва, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Руководитель ЗАО «ПАРИ», издатель и главный редактор газеты «Дальневосточные ведомости» и радиостанции «Владивосток-FM» Александр Сырцов сообщил, что в офисе компании ЗАО «ПАРИ» (Приморское агентство рекламы и информации) 14 января состоялся обыск. «Следователи Следственного управления МВД по Приморскому краю при участии сотрудников ФСБ и чуть было не уснувших в креслах понятых убили полдня своего драгоценного времени, чтобы выяснить данные наших журналистов, проводивших 23 декабря скандальный эфир с Мариной Ломакиной», - заявил Александр Сырцов.

Бывший директор компании-застройщика «Мой дом Приморье» госпожа Ломакина без разрешения следователя поведала в прямом эфире «Владивосток- FM», кто причастен к уводу миллионов, направленных на строительство к саммиту АТЭС двух пятизвездочных гостиниц во Владивостоке. Отметим, что гостиницы не построены не только к саммиту 2012 года, до сих пор ежегодно на них выделяются многие миллионы из бюджета Приморского края. Против Ломакиной возбуждено уголовное дело, она была предупреждена об уголовной ответственности за разглашение без разрешения следователя данных предварительного расследования по уголовному делу, с неё была взята расписка. Разрешения на выступление в эфире она не получала, но сделала это на радио «Владивосток-FM».

У органов предварительного следствия, сообщает редактор, возникла необходимость в проведении обыска в помещении ЗАО «Приморское Агентство Рекламы и Информации» «в целях установления сотрудников, согласовавших проведение эфира 23 декабря 2015 года с участием Ломакиной М. А., сотрудников, проводивших данный эфир, в целях выяснения их должностей, а также в целях изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела».

В редакции говорят, что данные на журналистов можно было бы получить одним письменным запросом, они не секретны. А так получилась акция психологического устрашения. Как выяснилось, сразу после праздников причастных к эфиру вызвали на допрос задним числом - 31 декабря. Машины времени у журналистов не оказалось. В итоге к ним наведались с обыском. Редакция готовит ответ в прокуратуру.

Поддержку журналистам радиостанции выразили многие коллеги. Чем в итоге закончится скандальный эфир, покажет время, но уже сейчас понятно, что журналистам потребуется помощь хороших юристов.


БЕЛАРУСЬ

БАЖ обратилась в администрацию президента по поводу преследования фрилансеров

Общественное объединение «Белорусская ассоциация журналистов» направило обращение в администрацию президента с просьбой прояснить ситуацию с новой волной преследования журналистов за сотрудничество с иностранными СМИ, сообщается на сайте БАЖ.

Как пишет БелаПАН, в обращении отмечается, что 4 августа 2015 года Александр Лукашенко, отвечая на вопрос о случаях преследования белорусских журналистов-фрилансеров за сотрудничество с иностранными СМИ, сказал: «Я думаю, что это глупость... Запрещать - это не мой принцип. Я изучу эту проблему. Что касается этих штрафов, также изучим. Люди же не богаты, и я понимаю. Я вам обещаю, что я рассмотрю этот вопрос. Не потому, что мы с вами встречаемся, а потому, что вы, видимо, правы здесь. Мы посмотрим на эту проблему».

После этого новых дел по ст. 22.9 КоАП в отношении журналистов-фрилансеров не заводилась, что было положительно оценено, в частности, Европейской федерацией журналистов. Однако недавно стало известно о возбуждении в Гомельской области сразу трех административных дел в отношении белорусских журналистов, материалы которых появились в иностранных СМИ.

Так, 28 декабря прошлого года гомельский журналист Константин Жуковский получил два вызова в милицию в связи с сюжетами, показанными по телеканалу «Белсат», для составления протоколов по ст. 22.9 КоАП. 24 декабря подобный протокол был составлен и в отношении гомельской журналистки Ларисы Щиряковой.

Восстановление подобной практики в БАЖ считают недопустимым, выражая обеспокоенность возобновлением административного преследования журналистов за выполнение их профессиональных обязанностей.

БАЖ предлагает рассмотреть вопросы, изложенные в обращении, на встрече с участием должностных лиц администрации президента, других государственных органов, представителей Белорусской ассоциации журналистов и других заинтересованных организаций и лиц.

В дополнение к обращению в администрацию президента было направлено заявление БАЖ по поводу усиления давления на журналистов-фрилансеров, обоснование неправомерности привлечения к ответственности журналистов за сотрудничество с иностранными СМИ, а также переписка организации с Верховным судом, МВД, Генеральной прокуратурой и КГБ.

Навины,11 января


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Начальству граждане не нравятся

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

В Железнодорожном районном суде Новосибирска началось рассмотрение иска бывшего директора машиностроительного колледжа Петра Пешняка к областному министерству труда и занятости.

Истец возглавлял это учебное заведение около 15 лет. Тем не менее, 27 октября минувшего года приказом министра Игоря Шмидта он был снят с должности. Приказ был подписан вскоре после публикации на портале Сибкрай.ru материала под заголовком «Модернизация на основе ликвидации: о жизни ПТУ и техникумов». В ней автор Петр Пешняк изложил свое видение ситуации, сложившейся в региональной системе профтехобразования , которая в последние 5 лет с переходом в ведение минтруда понесла значительные потери: из 80 с лишним учреждений, занимавшихся профессиональным обучением молодежи осталось, по сведениям самого же ведомства, только 52,и а три десятка «незаметно» исчезли, и если ранее получить профессиональное образование можно было во всех муниципальных районах Новосибирского региона, в том числе сельских, то теперь в 23 из 30, как и в трех городах областного подчинения из семи, такой возможности у подрастающего поколения нет. Автор пишет, ссылаясь на выступление спикера СФ Валентины Матвиенко, что такая политика приводит к «катастрофическому падению престижа рабочих профессий». Нехватка местных квалифицированных кадров восполняется потоком трудовых мигрантов, который за те же 5 лет, по данным Новосибирскстата. увеличился более чем в три раза и составляет сейчас ежегодно около 14 тысяч человек.

Петр Пешняк уверен, что такое «импортозамещение» - не в интересах нашего государства и его граждан. Статья вызвала множество откликов на портале и в соцсетях, в подавляющем большинстве положительных, поддержали автора и коллеги – руководители ряда колледжей Новосибирска. Однако министру она не понравилась категорически, и даже, судя по его реакции, вывела его из себя. Сначала, рассказывает директор, министр позвонил ему лично на сотовый, потребовав в грубой форме уволиться по собственному желанию. Пешняк, естественно, отказался. Тогда Шмидт издал приказ о расторжении с ним трудового договора – незаконный, по мнению уволенного, поскольку договор этот бессрочный, и чтобы расторгнуть его в одностороннем порядке, нужны довольно веские основания, а те, что указаны в приказе, полагает он – мягко говоря, спорные. Истец требует восстановления в должности, а также выплаты компенсации заработной платы за два с лишним месяца, прошедшие с момента увольнения и возмещения морального вреда в сумме 500 тыс. рублей.

Суду предстоит решить – имеет ли право директор колледжа на выражение собственного мнения, как профессионал, и как гражданин. Если суд признает истца гражданином своей страны, то, по идее, должен восстановить его в должности.

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни