Дайджест
25 Января 2016 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 740

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Мэр Южно-Курильска решил уволить редактора местной газеты за «поддержку оппозиции»

Владимир Дымов, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

О своем решении мэр сообщил главному редактору местной газеты «На рубеже» лично. Объяснил и причину: «поддержка изданием оппозиции».

Для Оксаны Ризнич это стало полной неожиданностью: уже шесть лет она возглавляет издание, до этого была его внештатным автором. За годы работы - ни одного замечания в трудовой, ни одного выговора. Проверка, прошедшая в сентябре 2015 года, по словам главреда, выявила всего одно финансовое нарушение: руководитель редакции не полностью выплатила себе заработную плату…

По мнению Оксаны, которая понятия не имеет ни о какой оппозиции, учредители – главы администрация района и собрания депутатов - просто не поделили что-то между собой, а главный редактор оказалась между двух огней. Газета - это муниципальное предприятие, и в договоре Оксаны Ризнич написано, что ее могут уволить вообще без объяснения причин, выплатив шестимесячную компенсацию. Это, по всей видимости, и собирается сделать мэр.

Журналисты информагентства Сахком связались с мэром Южно-Курильского района Василием Соломко и попросили объяснить, почему он хочет уволить главного редактора газеты «На рубеже». Глава района не смог сформулировать суть своих претензий, но в правительство области сообщил, что в штате редакции много родственников Ризнич. (В редакции работали 70-летняя мама Оксаны (корректор) и дочка (корреспондент). Редактор считает, что в маленьком городке есть проблема с поиском соответствующих кадров.

По словам председателя сахалинской организации СЖ РФ Любови Касьян, Союз будет обращаться к губернатору, чтобы при анализе эффективности работы мэров учитывались критерии их открытости и взаимодействия со СМИ.

Губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко уже в курсе сложившейся в Южно-Курильске ситуации - он поручил провести там проверку.

РОССИЯ

Новосибирская область. Городская власть пытается «оптимизировать» независимые СМИ

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Глава города Бердска Евгений Шестернин (избранный горсоветом на эту должность два месяца назад) считает, что независимым от мэрии СМИ сильно не достает оптимизма. Поводов для него, очевидно, в здешней жизни немного и, чтобы поднять настроение местным жителям, градоначальник решил резко «оптимизировать» самые читаемые ими издания.

Как правило, для изменения информационной политики того или иного СМИ власть ищет способы сменить в нем учредителя, или заключает с ним договоры на освещение нужных ей тем, оплачивая заказные материалы из средств бюджета либо дружественного ей бизнеса. Администрация же Бердска, наверное, из-за отсутствия таких средств, стала действовать с «детской непосредственностью»: рассылать популярным городским газетам и сайтам темы, на которые им следует, по ее мнению, в первую очередь обратить внимание, разместив материалы по ним на самых видных местах. Это – не традиционные пресс-релизы, рассылаемые для информирования редакций, которые вольны принять их к сведению или проигнорировать, а рекомендации муниципальной власти, то есть как бы «советы старших товарищей».

Первая рассылка, сообщает портал Сибкрай.ru., была сделана 22 января. Предлагаются прессе следующие темы передовиц: «Водитель со стажем 33 года управляет новым автобусом», «В Бердске стартует конкурс «Воспитатель года-2016», «Морозы не помеха отопительному сезону в Бердске», «БАТП Бердска – новые перспективы развития». Чиновники полагают, что эти темы могли бы вызвать живой интерес у большинства горожан, с чем журналисты почему то категорически не согласны.

Главный редактор газеты «Курьер. Среда. Бердск» Галина Коморникова сказала порталу: «Газета издается 13-й год, у редакции сложился свой кодекс. Мы будем следовать этим правилам: никогда не ставили темы по просьбе администрации и не собираемся это делать». Не позволяют редакции следовать рекомендациям властей не только принципы, но и бизнес: «Мы не можем выпускать газету, которую не покупают. Отдел распространения имеет решающее слово на планерке, потому что отслеживаем, какая тема продается».

Твердо стоит на этой позиции и редактор новостного сайта «Бердск-онлайн» Галина Жильцова. В Бердске, говорит она, уже предпринималась попытка выпускать газету, в которой были бы только хорошие новости. Называлась она «Позитив», ее издавало вскладчину местное бизнес-сообщество. Просуществовала она недолго, потому что бердчанам газета без их проблем и бед не нужна. Если мэрия будет и впредь навязывать независимым СМИ свое мнение о «правильном освещении» жизни города, то это, уверена редактор, лишь обострит отношения между властью и журналистами: они воспримут эти попытки, как давление с ее стороны.


Мурманская область. В задержании и нападении на журналистов сотрудники правоохранительных органов не обнаружили состава преступления

Продолжение темы

Александр Борисов, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В редакцию мурманского телеканала «ТВ 21» пришел официальный отказ в возбуждении уголовного дела в связи с нападением на съемочную группу. Инцидент произошёл в ноябре 2015 года, когда журналиста Сергея Ширяева и оператора Бориса Савельева попытались взять в заложники на одном из рыболовецких судов во время съемки новостного сюжета в поселке «Три ручья». В тот же вечер сотрудники телекомпании написали заявление в полицию и следственный комитет (см. дайджест № 732).

Оотказ в возбуждении уголовного дела пришел из Мурманского Следственного отдела на транспорте. В нем, в частности, говорится: «В ходе процессуальной проверки установлено, что собственники судна Горбунов А.В. и Александров А.Ю. действительно 13.11.2015 пытались препятствовать сбору информации на судне, однако в дальнейшем никаким образом не препятствовали выходу в эфир снятых на их судне видеоматериалов, то есть, установлено, что Горбуновым А.В. и Александровым А.Ю. не были нарушены права профессионального журналиста на распространение информации и в их действиях отсутствуют признаки состава преступления». Эту цитату из документа обнародовал сайт «ТВ 21».

С полученным отказом редакция не согласилась и намерена его обжаловать.


Челябинск. Репутация начальника ценой в 20 тысяч

Ирина Гундарева, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Областной суд в апелляции подтвердил: решение о взыскании с журналиста, члена Общественной наблюдательной комиссии Челябинской области Оксаны Труфановой 20 тысяч рублей компенсации законно. Она признана виновной в подрыве репутации начальника исправительной колонии -1 города Копейска Алексея Титова.

Весной 2015 года Оксана по просьбе другого члена ОНК В. Приходкиной написала у себя в фейсбуке пост об избиении заключенного колонии начальником Титовым. Ей об этом сообщила В. Приходкина по дороге из ИК-1. Последняя, направляясь домой после инспекции из колонии, боялась, что осужденного там вообще убьют, пока она доберется до интернета. Смерть заключенных на Южном Урале обычное явление. В 2008 году в ИК-6 до смерти забили четверых, а их смерть пытались списать на применение спецсредств во время бунта.

Сам заключенный, о котором рассказала Оксана в фейсбуке, неоднократно писал заявления по поводу избиения, и даже видеообращения. Но свидетели, заключенный Коноплев, и член ОНК В. Приходкина, не были допрошены ни в суде первой инстанции, ни на апелляционном заседании областного суда. Суд запросил лингвистическую экспертизу, и по ее итогам член ОНК оказалась виновной: опорочила доброе имя и репутацию начальника ИК-1.

«Конечно, мы пойдем дальше, обжалуем это решение в Верховном суде и в Европейском суде по правам человека. На это уйдет очень много времени и сил», - говорит Труфанова, - но я сколько работаю, не могу найти ответ на вопрос: почему в нашей стране право на пытки со стороны правоохранителей защищают все государственные структуры - от прокуратуры до суда?».


Пермь. Оценка «депутат-пустозвон» признана не порочащей

Продолжение темы

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Мотовилихинский районный суд Перми 21 января отказал депутату регионального заксобрания Дмитрию Скриванову в удовлетворении сразу двух исков о защите чести и достоинства. От телерадиокомпании «Урал-Информ ТВ» он требовал опровержения за сюжеты, размещенные в эфире и на сайте под заголовками «Депутат-пустозвон» и «РБК считает Дмитрия Скриванова имитатором бурной деятельности».

О притязаниях этого единоросса ФЗГ сообщал в дайджестах № 730, 735 и 736. Местный парламентарий счел недостоверными сюжеты от 26 и 17 июня 2015 года. Порочащими собственное достоинство он расценил слова об обещании построить газопровод в поселке Касимово Пермского района, о своих неудачах в общественной и депутатской деятельности, а также о работе в созданном при российском правительстве Фонде по развитию моногородов (ФРМ).

Представитель истца Петр Цехмистер, выступая в суде 20 января, озвучил позицию сановного доверителя. С 4 июня по 8 декабря 2015 года ответчик разместил на сайте 19 материалов, где негативно оценивается Д. Скриванов. «Каких-то позитивных черт у Скриванова журналисты не находят. Тексты написаны в таком стиле, чтобы избежать ответственности. Это выражено в форме вопросов. Использованы вводные обороты, цитаты третьих лиц. «Урал-Информ ТВ» пытается обойти закон, злоупотребляет правом.», - сказал юрист П. Цехмистер.

Замдиректора по правовым вопросам медиа-группы «УралИнформ» Дмитрий Кажин среди прочих доказательств попросил приобщить к материалам гражданского дела письмо Д. Скриванова. Обращаясь в 2011 году к избирательнице Светлане Черепановой из Касимово, парламентарий-кандидат накануне очередных выборов сообщил о планах по газификации этого поселка. Касаясь деятельности истца в ФРМ, представитель ответчика заметил: «По нашему мнению, набрать персонал, зарегистрировать юрлицо – это не уровень политика».

Выслушав прения сторон, судья Татьяна Опря отказала истцу в удовлетворении всех заявленных требований. Представитель ответчика Д. Кажин сказал ФЗГ, что полиция отказала депутату Д. Скриванову в возбуждении уголовных дел по всем оспариваемым им 6 публикациям. На вопрос о том, почему отказные постановления не приобщены к гражданскому делу в подтверждение оспариваемых слов о «депутате-пустозвоне», юрист Д. Кажин лишь улыбнулся.


Брянск. У старейшей газеты сменился владелец

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Газета «Брянский рабочий», находящаяся в кризисе последние месяцы, получила нового владельца. Формально учредителем издания по-прежнему остается ООО «Брянский рабочий», однако новым владельцем газеты стал издатель районной газеты «Стародубский проспект» Алексей Кадомин.

Еще осенью прошлого года в регионе стали высказываться опасения, что «Брянский рабочий» может не дожить до своего столетнего юбилея в 2017 году. Издание не проводило осенью подписную кампанию, местные журналисты говорили о финансовых проблемах и потере интереса к СМИ со стороны ее владельца и главного редактора.

На прошлой неделе стало известно, что у «Брянского рабочего» новый главный редактор. На смену Владимиру Мельникову пришла Ирина Марченкова. Теперь выяснилось, что издание получило и нового владельца. По неподтвержденным данным, на его смене настаивало правительство Брянской области.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Как посадить блогера

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В медиа-сообществе Свердловской области обсуждается задержание полицией 21 января известного блогера и автоправозащитника Кирилла Форманчука, которого подозревают в оскорблении представителя власти. Как он сам написал в Facebook: «Оказывают давление. Три руководящих кадра отдела полиции. Типа я опасный преступник. Пока на связи. Если что я в отделе полиции № 9 на улице Крылова, 1, каб. 405, уголовный розыск. Закончить жизнь самоубийством не планирую, а то вдруг что…».

К. Форманчук уже не в первый раз конфликтует с силовыми органами. Несмотря на то, что в ряде СМИ утверждается, что очередной конфликт – это попытка Кирилла напомнить про себя, но задержание и оказание давление на блогера – уже тревожный факт. По словам Форманчука, поводом для возбуждения в отношении него уголовного дела стал инцидент, произошедший 24 июля 2015 года. Блогер ехал на своем мопеде по улице со скоростью около 10 километров в час по правому ряду. «Вдруг справа от меня на расстоянии 5-10 метров из-за припаркованных машин выбежал сотрудник ГИБДД. Я применил экстренное торможение, чтобы не сбить сотрудника. В результате торможения мопед упал на правую сторону. Я пролетел по асфальту около 2 метров. Сотрудник ГИБДД, увидев, что я получил повреждения, не оказал мне помощь», – отметил блогер. Форманчук поясняет, что после случившегося он написал жалобу на сотрудника ГИБДД, которого посчитал виновным в аварии. В ответ инспектор написал на Форманчука заявление, обвинив автоправозащитника в том, что он его обозвал, используя нецензурные выражения. Сам общественник утверждает, что не оскорблял правоохранителя.

Как прокомментировал инфомагентству «URA.Ru» представитель пресс-службы Следственного комитета России по Свердловской области Александр Шульга, «у нас расследуется уголовное дело по статье 319 УК РФ («Публичное оскорбление представителя власти»), данный гражданин является подозреваемым, в ходе следствия были получены данные, что он уклонялся от явки к следователю, в связи с чем в рамках уголовного дела было вынесено постановление об объявлении его в розыск. В процессуальном порядке подозреваемый следователями не задерживался, в отношении него уже избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащего поведения».

Форманчук считает, что факт его объявления в розыск, по сути, нелеп: «Следователь якобы пять месяцев искал меня для того, чтобы взять показания, хотя я ни от кого не скрывался, а мой офис находится в квартале от отдела полиции». ФЗГ следит за развитием событий.


НАШИ ПАРТНЕРЫ

Пресс-релиз правозащитной организации «Гражданский контроль»

21 января в Петербурге прошел круглый стол, на котором Роман Захаров и представлявшие его интересы адвокаты, обсуждали дальнейшие действия по исполнению решения Европейского Суда. Напомним, что в начале декабря Большая Палата Европейского Суда признала нарушение прав Романа Захарова, вызванное незаконной прослушкой его телефонов (см. дайджест ФЗГ № 734). Постановление по делу «Роман Захаров против России» включено Oxford University Press в топ-10 самых важных для развития международного права событий за 2015 год.

Все без исключения спецслужбы выступают за усиление контроля за коммуникацией граждан. Это понятно, если вспомнить о тех целях и задачах, которые перед ними стоят. Но при отсутствии действенного механизма общественного контроля применение системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) угрожает правам и свободам граждан. В Постановлении ЕСПЧ проанализированы российские нормативные акты. Вывод неутешителен: в нашей правовой системе ни судебного, ни прокурорского, ни какого-либо еще контроля за действиями спецслужб - нет. Система порочна сама по себе - и это надо понять! Например, материалы прослушки должны уничтожаться, но происходит ли это - неизвестно.

В настоящий момент заявитель и его адвокаты обсуждают обращение в суд для отключения абонентских номеров Романа Захарова от системы СОРМ. Российское законодательство предусматривает возможность пересмотра решений российских судов, вынесенных по иску заявителя, после принятия Европейским Судом постановления. Правозащитная организация «Гражданский контроль» планирует взаимодействовать с Комитетом Министров Совета Европы в целях контроля за исполнением решения ЕСПЧ по мерам общего характера, составления рекомендаций по изменению российского законодательства и нормативных актов, регламентирующих СОРМ.

Правозащитники, адвокаты и журналисты, собравшиеся на Круглом столе хотят добиться:

- выведения аппаратно-программных средств СОРМ из ведения ФСБ и МВД в подчинение Минюста;

- регистрации факта прослушивания;

- обязательного введения в алгоритм осуществления прослушки командной строки о решении суда с разрешением на проведение ОРМ, без которого ОРМ не сможет осуществляться технически;

- установления прозрачных процедур контроля над СОРМ с определением субъектов, осуществляющих контроль, а также порядка отчета о результатах контроля с доведением его до общественности.

Постановление Большой Палаты Европейского Суда, говорит заявитель, фактически доказало незаконность СОРМа в нынешнем виде, поэтому любой абонент имеет права требовать обязать операторов отключить его от этой системы. Остается вопрос: на чьей стороне операторы? И что предпримет Министерство юстиции и российские власти для выполнения решения Европейского Суда?


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив

ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни