Дайджест
1 Февраля 2016 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 741

1 февраля 2016 года

ТЕМА НЕДЕЛИ

Позиционная война

Роман Захаров, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 26 января 2016 года удовлетворил апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного университета профсоюзов (СПбГУП), постановив взыскать с сетевого издания «ЗакС.Ру» 1 миллион рублей за репутационный ущерб.

Фонд защиты гласности неоднократно рассказывал о том, как СПбГУП фактически ведет войну против СМИ. Такой настойчивости стоит позавидовать: если что-то в редакционных материалах не нравится руководству вуза, то обязательно последует иск к редакции и журналистам.

Надо сказать, что такая позиционная война ведется с переменным успехам. Оно и понятно: зачастую любому стороннему наблюдателю очевидно, что претензии СПбГУП не стоят выеденного яйца. И хотя значительная доля исков вуза отклоняются судами, но упорство иногда вознаграждается «победами», о которых в восторженных тонах обязательно информируется общественность на сайте учебного заведения. Подобные новости выделяются ярким шрифтом, чтобы ни в коем случае не пропустить значительное событие. Между тем, информация о проигрышах скромно умалчивается, чтобы создать впечатление, будто вся судебная система стоит на защите «доброго имени» и «деловой репутации» СПбГУП.

Мало кто пытался проанализировать неоднозначность юридических оснований, с которыми обращается в суд университет профсоюзов. Достаточно сказать, что упомянутое решение суда против «ЗакС.Ру» вынесено на основании требований признать несоответствующей действительности цитату представителя молодежного движения «Весна», которые посчитали, что вуз своими действиями нарушает одну из статей Конституции России. Материал был опубликован на портале 17 апреля 2014 года, примерно в это же время новость была распространена и другими сетевыми ресурсами Петербурга – «Бумага», The Village, «Эхо Петербурга». В 2015-м году последовали иски ко всем редакциям, а также к руководителю «Весны».

В июле 2015 года Смольнинский районный суд постановил взыскать с владельца сайта «Эхо Петербурга» Сергея Недоводина 40 тысяч рублей. На это решение подана апелляция. А в ноябре 2015 года было принято и первое решение против «ЗакС.Ру»: Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области также посчитал, что была распространена недостоверная информация, и постановил взыскать 6 тысяч рублей.

Обе стороны остались недовольны: СПбГУП считал, что взыскано мало, а редакция полагала, что никакого нарушения не было. Были поданы апелляции, и заседание апелляционной инстанции неожиданно удовлетворило иск вуза в полной мере, увеличив сумму взыскания до миллиона рублей. Заметим, что размер данной суммы объяснялся юристами вуза ущербом деловой репутации, но никаких доказательств, что реальный ущерб нанесен, ни в жалобе, ни в судебном заседании предоставлено не было.

«ЗакС.Ру» намерены опротестовать данное судебной решение, поскольку оно несправедливо и, кроме того, идет вразрез с постановлениями Пленума Верховного суда РФ от 2004 и 2010 годов, посвященных взысканию с журналистов и СМИ ущерба по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. В них четко говорится, что подобные взыскания не должны вести к разорению СМИ, а также угрожать свободе слова.

РОССИЯ

Сахалинская область. В Южно-Курильске уволена редактор газеты «На рубеже»

Продолжение темы

Владимир Дымов, собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Южно-Курильского городского округа подписал распоряжение о расторжении трудовых отношений с Оксаной Ризнич, главным редактором местной газеты «На рубеже».

Напомним, мэр района Василий Соломко при личной встрече заявил Ризнич, что собирается ее уволить за «поддержку оппозиции» (см. дайджест №740). Позже в телефонной беседе с корреспондентом информационного агентства Сахком В. Соломко сказал, что решение об увольнении неокончательное, и якобы будет назначена некая служебная проверка. Но, по словам Оксаны Ризнич, никакой проверки не было.

В документе КУМСа, конечно, нет ничего про оппозицию. Напротив, написано, что Ризнич увольняют в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса «при отсутствии виновных действий (бездействия)» и пункта 7.4 ее трудового договора: КУМС может расторгнуть договор до истечения срока его действия при отсутствии виновных действий руководителя с выплатой ему компенсации в размере среднего шестимесячного заработка.

Главреда уволили с 26 января и сообщили ей, что выплата компенсации произойдет не ранее чем через неделю, хотя это прямое нарушение трудового законодательства, предписывающего, что компенсация или расчет производится в день увольнения. Если компенсация не будет выплачена, Оксана Ризнич обратится в трудовую инспекцию.


Ростов-на-Дону. В государственной инспекции по труду Закон «О СМИ» не действует

Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Любопытный документ получила газета «Большой Ростов» из Государственной инспекции труда Ростовской области в ответ на редакционный запрос. В газету обратились работники управляющих компаний Кировского района с жалобой на невыплату им зарплаты и сообщили, что ранее их жалобами уже занималась инспекция по труду. Газета попросила инспекцию сообщить о результатах проверки этих заявлений.

Редакционный запрос был адресован руководителю этой организации главному государственного инспектору труда в Ростовской области Николаю Федянину. Однако ответ пришёл за подписью начальника отдела правового надзора и контроля №1 Юлии Семчук. В нём сообщается, что инспекция не может ответить редакции по существу поставленного вопроса: сделать это ей якобы запрещает «Закон о персональных данных». Устно юрист Семчук пояснила свою правовую позицию: по её мнению, даже название юридического лица – это уже персональные данные. Правда, она при этом намекнула, что не сама решала, какой написать ответ редакции, а выполнила указание своего руководства.

Ну, кто б в этом сомневался! Николай Федянин в Ростовской области человек известный, почти десяти лет был мэром Таганрога, а после того, как проиграл последние выборы, назначен руководителем инспекции по труду. При его предшественниках инспекция охотно делилась с журналистами информацией о своей деятельности, сообщала о выявленных нарушениях на разных предприятиях и коммерческих компаниях и о защите инспекторами прав трудящихся. При новом руководители инспекция рассылает обещания сообщить о результатах проверки управляющих компаний «Оптиум», «ЖКХ-6» и «Гармония» только в случае «снятия ограничения данными юридическими лицами запрета на раскрытие третьим лицам персональных данных», о чём редакции сообщат дополнительно.

Но вся беда в том, что директор, который должен дать такое согласие, господин Репало находится под домашним арестом в ожидании суда по делу о хищении группой управляющих компаний Ростова и других городов Ростовской области 200 млн. рублей. Вряд ли у него появится желание и возможность «снять запрет» на раскрытие «персональных данных», да ещё «третьим лицам». Ему уже пора давать чистосердечные признания следователю.


Омск. Городская власть решила закрыться от журналистов

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Мэр Омска Вячеслав Двораковский, исповедовавший до сих пор принцип максимальной открытости власти, отчего-то решил вдруг ввести режим конспирации – в отношениях с местными СМИ и, соответственно, с омичами, получающими от них информацию. Еженедельные аппаратные совещания в горадминистрации, на которые в последние 10 лет допускались свободно и журналисты, близкие к ней, и без всяких ограничений – ее оппоненты, теперь будут проходить, по приказу градоначальника, за наглухо закрытыми дверями. Его брифинги, которыми завершались, как правило, эти совещания, отменены.

Совсем недавно,15 января, омский мэр занял второе место среди первых лиц городов Сибири в медиарейтинге компании «Медиалогия», который оценивает эффективность информационной политики муниципальных властей, а она никак не может быть действенной без обратной связи между ними и населением, о чем заявлял неоднократно и сам городской глава – в частности, 13 января, поздравляя представителей прессы с Днем российской печати. И до последнего времени мэрия старалась следовать провозглашаемым ею принципам. Оставалась верна им, и когда журналисты стали лишними на заседаниях облправительства (см. дайджест № 679-680), а теперь вот и на совещания ее аппарата вход представителям прессы будет категорически запрещен. Аппарат станет чем-то вроде «черного ящика», у которого известны входные и выходные данные - принимаемые им решения будут публиковаться, как и прежде, на сайте горадминистрации, а о том, почему и для чего они принимаются, омичи смогут только догадываться.

Что побудило мэра «закрыться» от журналистов, а, следовательно, и от остальных горожан, увеличив дистанцию между властью и населением (о необходимости ее сокращения не раз говорили ранее и он сам, и областной глава), трудно сказать. Может статься, такая рекомендация пришла из Москвы. Это следует из пояснения, которое дал порталу ОмскЗдесь замдиректора Департамента информационной политики Виктор Гашеев: «Мы решили придерживаться того формата, который практикуют наши коллеги на федеральном уровне». Между тем председатель российского правительства, еще в бытность президентом РФ, говорил, что свобода лучше, чем несвобода, а, открытость, стало быть, лучше закрытости – в том числе и для самой власти: ей все равно не скрыться от обслуживаемых ею людей и переживаемого ими кризиса.


Республика Карелия. Фрилансера из Финляндии задержали, оштрафовали и отправили домой

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Финский журналист-фрилансер Эса Туоминен и предположить не мог, что попадёт в переделку за интервью с экс-мэром Петрозаводска Галиной Ширшиной. Журналистом заинтересовались сотрудники Карельского управления федеральной миграционной службы, предложив проехать с ними для выяснения его статуса пребывания в России.

В нашу страну фрилансер въехал, указав в регистрационном документе, что его поездка имеет «культурные цели». И оказалось, что такая цель не позволяла ему заниматься профессиональной деятельностью на территории России, в том числе и брать интервью. Чтобы иметь на это право, любой журналист, даже не состоящий в штате редакции СМИ, обязан аккредитоваться в Департаменте информации и печати МИД России. А без этого он сразу оказывался в положении нелегально работающего в России иностранца, со всеми вытекающими неприятностями, что и произошло с Э. Туоминеном. Правоохранительные органы составили административный протокол, признав его нарушителем по двум статьям, и по каждому эпизоду нарушения выписали штраф в 2 тысячи рублей (за незаконное осуществление трудовой деятельности на территории России и отдельно за то, что он неверно указал цель своей поездки в Россию. В результате Э. Туоминен раньше намеченного срока вынужден был вернуться на родину.

Скорее всего, подобного выдворения финского фрилансера не состоялось бы, не окажись сама экс-глава Петрозаводска Галина Ширшина под наблюдением правоохранительных органов. Двое бдительных посетителей кафе, оказавшихся за соседним столиком, заинтересовались беседой отставного мэра Петрозаводска с финским журналистом, сообщили об этом в правоохранительные органы. После того, как депутаты Петросовета удалили в декабре 2015 года Г. Ширшину с должности мэра, она не без вызова ведёт приём граждан в кафе, расположенном неподалёку от здания Петрозаводской администрации, где недавно работала. Теперь её новое рабочее место – кафе, догадливый владелец которого зарезервировал за ней на весь год столик с бесплатным кофе (отличный рекламный ход), и Г. Ширшина встречается здесь со всеми, кто желает с ней пообщаться. Туда же был приглашен для разговора и финский фрилансер. Но, похоже, что в этом кафе служебный столик выделен ещё кому-то.


Кировская область. Суд отказал предпринимателю в иске к интернет-изданию

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Истец пытался опровергнуть публикацию, в которой, по его мнению, содержалось обвинение в рейдерском захвате предприятия.

В городе Подосиновце (Кировская область) 25 января завершилось рассмотрение иска о защите чести, достоинства и деловой репутации, поданного предпринимателем А. Макаровым к интернет-изданию «Подосиновец-Инфо». Истец обратился в суд из-за публикации на сайте издания, в которой говорилось о «захвате» фермы в селе Дорожаица летом 2015 года. В тексте упоминалось, что в служебном помещении предприятия находился некий А. Максимов с адвокатом.

По мнению ответчика, в спорной публикации не сообщалось сведений, по которым можно было бы идентифицировать человека и, тем более, соотнести с личностью истца. В итоге суд стал на сторону редакции издания и отказал истцу в опровержении публикации.


БЕЛАРУСЬ

Журналиста TUT.BY избили и оштрафовали

В Минске 25 января начался суд по «делу граффитистов». Журналист TUT.BY Павел Добровольский должен был освещать заседание. Он был задержан и избит.

Перед началом несколько активистов, присутствующих в здании суда, развернули растяжку с надписью «Нет политическим преследованиям» и кричали: «Искусство - не преступление». Их насильно вывели из зала суда.

Журналист TUT.BY находился за дверями зала заседания. Увидев, что из зала насильно выводят молодых людей, он начал снимать происходящее на камеру. Его задержали вместе с активистами.

Как сообщают правозащитники, сразу после задержания активистов и журналиста начали избивать в соседней комнате - звуки избиения были слышны в зале суда. После этого их отвезли в РУВД, где составили по два протокола: по статьям КоАП 24.1 «Неуважение к суду» и 23.4 «Неповиновение законным требованиям должностного лица». Потом задержанных привезли опять в суд Фрунзенского района, чтобы привлечь к административной ответственности, при этом личные вещи оставили в РУВД. «На парнях были видны следы побоев», - констатировали правозащитники.

По словам самого Павла, у него изъяли телефон, все данные стерли. Несколько сотрудников ОМОНа, сообщил Павел, его повалили на пол и избивали ногами в течение 20 минут. При этом он отметил, что при нем был бейдж журналиста и сотрудники милиции этот документ видели.

Как сообщают правозащитники, Павла Добровольского приговорили к штрафу в 45 базовых величин - 9 450 000 белорусских рублей. В качестве свидетеля выступил сотрудник органов внутренних дел Сергей Ковальчук, который, по словам осужденных, принимал участие в их избиении.

Представитель Фрунзенского РУВД был недоступен для комментариев. Пресс-секретарь ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский пообещал прокомментировать ситуацию позже.

TUT.BY, 25 января


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

Кто должен судить председателя Петрозаводского горсуда?

Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

В ноябре прошлого года мировой судья оштрафовала на 300 рублей фотокорреспондента Сергея Юдина за то, что тот фотографировал в коридоре Петрозаводского суда, не имея на то разрешения председателя городского суда либо судебного администратора. Судебный пристав, выяснив, что С. Юдин работает без такого разрешения, составил административный протокол. И с этого момента закрутилась судебная эпопея, по сию пору не имеющая разрешения.

Оштрафованный С. Юдин счёл, что ведомственные судебные правила незаконно ограничивают его профессиональную деятельность и оспорил норму о запрете фото– и видеосъёмок в здании суда. Верховный суд Карелии не принял заявление, указав на его не подведомственность. После чего были написаны три новых заявления, требовавших привлечь в ответчики председателя Петрозаводского горсуда, подписавшего правила пребывания посетителей в Петрозаводском городском суде. Но каждый раз находились причины, по которым иски возвращались заявителю С. Юдину из-за их очередной неточности. Сначала судья вернул заявление, потому что фотокорреспондент не указал, где были опубликованы правила (хотя вряд ли судья не знал, что правила размещены на официальном сайте Петрозаводского горсуда). Потом стал требовать от С. Юдина, чтобы тот сообщил в заявлении, в каком именно средстве массовой информации публиковались правила (хотя они не публиковались в СМИ и данное обстоятельство не мешает им действовать, почему фотокорреспондента и оштрафовали).

И вот после третьего захода судья Е. Лазарева, кстати, заместитель председателя горсуда, которая должна была рассматривать дело, взяла самоотвод. С таким ходатайством выступило управление судебного департамента, объяснив это тем, что судьи Петрозаводского суда не могут рассматривать дело, в рамках которого ответчиком проходит их председатель. И Верховный суд Карелии должен решить, кому передать для рассмотрения данное дело. Странно, что в Верховном суде республики сразу об этом не догадались, затянув процесс на три месяца. Теперь для С. Юдина и его адвоката важно, чтобы при определении судебного органа, кому поручено будет исследование конфликтной ситуации, был учтён принцип территориальной доступности.


Решение суда по иску журналиста к олигарху Герману Стерлигову обжаловано

Роман Жолудь, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Журналист и писатель Игорь Шнуренко продолжает бороться за авторство книги, выпущенной под именем супруги бизнесмена – Алены Стерлиговой.

В Московский областной суд 25 января была подана жалоба на решение Звенигородского суда по иску Игоря Шнуренко к известному бизнесмену Герману Стерлигову и его жене. Напомним, что конфликт разгорелся еще в 2013 году из-за автобиографии Алены Стерлиговой «Мужем битая… Что мне пришлось пережить с Германом Стерлиговым», созданием которой занимался истец. Тогда бизнесмен и его супруга после сотрудничества с журналистом выпустили книгу без ведома последнего, а все попытки автора выйти на связь попросту игнорировали. Сначала Игорь Шнуренко подал олигарху претензию на 50 млн рублей. Позже он направил иск в суд, снизив материальные требования до 2 млн 100 тыс. рублей. Шнуренко также попросил перечислить ему половину доходов от издания книги.

Летом 2015 года Звенигородский суд, основываясь на экспертизах текста, выполненных специалистами, которых предложили ответчики, отказал Игорю Шнуренко в требованиях, признав единственным автором книги Алену Стерлигову. Так как судебное решение было изготовлено только к концу 2015 года, сторона истца смогла направить апелляцию только сейчас.

«К концу судебного разбирательства у нас было две экспертизы по поводу авторства, которые давали противоположные заключения», рассказывает юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова, представляющая интересы Игоря Шнуренко. – Суд принял во внимание выводы эксперта Баранова, который считает, что у автобиографии не может быть соавторов. Вторая экспертиза, выполненная специалистами ГЛЭДИС (Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам), наоборот, говорила о соавторстве. Но суд счел, что она выполнена с нарушениями, и не учел ее результаты. Мы просили вызвать на последнее судебное заседание авторов обеих экспертиз, но нам было отказано. Сейчас у нас есть заключение авторитетного специалиста – доктора филологических наук, профессора кафедры судебной экспертизы Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Елены Галяшиной. Она подтверждает, что экспертиза Баранова была проведена с нарушениями».

Кроме того, представитель истца подчеркивает, что судом первой инстанции назначалась повторная экспертиза у одного и того же специалиста, что также является процессуальным нарушением.


НАШИ ПАРТНЕРЫ

Названы легенды российской журналистики

Владимир Голубев, собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В Москве в театре «Новая опера» 29 января состоялась XX церемония вручения профессиональной награды Союза журналистов «Золотое перо России». В номинации «Легенда российской журналистики» награды вручены телеведущему Владимиру Познеру, редактору «Российской газеты» Владиславу Фронину и нашему уважаемому земляку, декану журфака Уральского Государственного университета, ныне департамента «Факультет журналистики» ИГНИ УрФУ Борису Лозовскому.

Не преуменьшая заслуг двух других лауреатов, коллеги на Урале и в Сибири с особой радостью отнеслись к присвоению столь лестной характеристики Борис Николаевичу, который работает на факультете журналистики более сорока лет - с 1975 года. Из них двадцать восьмой год - в должности декана. Он выпустил множество талантливых студентов, которые сейчас трудятся по всей стране и за ее пределами. Ну, а коллегам в ФЗГ особо приятно, что нас с Лозовским связывает давняя человеческая дружба и тесное сотрудничество в качестве эксперта.

Наши поздравление всем лауреатам!


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).


Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.


При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив