Дайджест
3 Октября 2016 года

Дайджест Фонда защиты гласности № 771

ТЕМА НЕДЕЛИ

«Объект самого пристального внимания»

В Барнауле 27 сентября неизвестные напали на журналиста Григория Пасько, прибывшего в столицу Алтайского края, чтобы провести школу расследований для журналистов и блоггеров.

Нападению предшествовали любопытные события. Сначала, еще 26 сентября, на местном сайте «Монависта» появился странный текст, в котором некий «патриот» Андрей Маевич на плохом русском языке поведал миру о прибытии в Барнаул «японо-американо-английского шпиона» для того, чтобы «вербовать местных блогеров, журналистов» и «создать агентурную сеть». Казалось бы, бред, он и есть бред, что с этого «патриота» взять. Ну, разве что пожалеть, может быть. Однако затем «Андрей Маевич» от идиотских предположений внезапно перешел к конкретике: «Ты станешь объектом нашего самого пристального внимания».

Позднее в дело вступили люди в форме полиции, которые вечером того же дня у входа в гостиницу перед началом лекции переписали паспортные данные слушателей, сославшись на необходимость выяснить, нет ли среди журналистов, блоггеров и студентов нелегальных мигрантов. Кстати, таковых обнаружить не удалось.

А на следующий день примерно в 11.30 по местному времени Г. Пасько действительно стал «объектом самого пристального внимания» - на него напали. Журналист рассказал «Эху Москвы»: «Они шли как бы мимо, два здоровых бугая, и когда мы поравнялись, один из них резко ударил меня в висок очень сильно, очень хороший такой, видимо, натренированный удар, и человечек был неслабый. Я упал на колено, затем встал в стойку. Дальше ничего серьезного не происходило, в плане драки. Но он мне сказал «уезжай из нашего города, мы тебя достанем». Вот, собственно, все. Потом я поехал в полицию, написал заявление и поехал на медосвидетельствование. В голове так шумит, удар был хороший, профессиональный, я бы сказал».

Возникает ощущение, что все эти инциденты не случайно выстроилось в такую цепочку. Интересно, каким будет продолжение: возбудят ли уголовное дело о нападении на журналиста? Если да, то по какой статье? И дойдет ли оно до суда?

РОССИЯ

Омская область. Суд признал, что, напечатав фотографию взяткодателя, газета не причинила ему морального вреда. Продолжение темы

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Редакция газеты «Наша Иртышская правда» (Большереченский район) добилась все-таки права публиковать фотоизображения предпринимателей и других людей (независимо от их статуса и влиятельности) без их согласия - если в текстах, иллюстрируемых этими снимками, речь идет о защите общественных интересов. Так сказано в законе «О персональных данных» - им и руководствовался областной суд при рассмотрении апелляционной жалобы на решение райсуда, обязавшего издание выплатить предпринимателю Арамису Крджоняну компенсацию «морального вреда» за использование его фото в материале «Большие стройки за большие взятки?» (см. дайджест № 761 [1] ).

Бизнесмен, напомним, не имея претензий к самой статье (где рассказывалось о том, что подряды на строительство школ он получил за «откаты» в сумме 219 тыс. руб.) оценил ущерб, причиненный его деловой репутации фотографией, сопровождающей эту публикацию (на которой директор школы ему вручает благодарственное письмо) в 100 тысяч рублей. Суд первой инстанции хоть и снизил заявленный истцом ущерб в 10 раз, но по сути признал, что дача чиновнику взятки не является фактом общественно значимым. Суд, где слушалось дело о преступлении предпринимателя, напротив, счел, что значимость его весьма велика: он назначил Крджоняну за подкуп чиновника 7 лет лишения свободы условно и штраф в сумме 13 млн. рублей.

Коллегия по гражданским делам Омского облсуда пришла к выводу, что решение нижестоящих коллег по иску предпринимателя неправомерно и оставила его без удовлетворения.

Воронеж. Арбитраж отказал редакции и журналисту в пересмотре решения суда

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд Воронежа оставил в силе решение, которым исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» о защите деловой репутации были частично удовлетворены. Поводом для иска стала публикация под названием «Хроники коммунального ограбления», напечатанная в газете «Московский комсомолец» в Воронеже». Ответчиком по делу выступали ООО «Редакция Региональных медиа-программ» (учредитель издания) и автор публикации Александр Ягодкин.

Текст спорной статьи Александра Ягодкина содержал критику деятельности компании-истца. Однако руководство ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» посчитало, что материал содержит недостоверные и порочащие сведения о деятельности предприятия.

27 июня Арбитражный суд Воронежской области частично удовлетворил требования истца. Суд посчитал порочащими и недостоверными две фразы: «Межрегионгаз» с фантастической наглостью продолжал отключать системы жизнеобеспечения добросовестным плательщикам Воронежа, и никакие законы или аудиторы Deloitte ему были не указ»; «Больше того, в декабре 2012-го владельцы пригрозили, что вырубят Воронеж на Новый год, если долги им не погасят; 26 котельных «Воронежтеплосети» из 69 уже вырублены, а скоро перекроют газ и остальным, взяв население в заложники».

Суд постановил опровергнуть спорные высказывания, как в печатной, так и в электронной версии издания. Кроме этого, с ответчиков были взысканы солидарно расходы на лингвистическую экспертизу (15 340 рублей) и государственную пошлину (3 тыс. рублей).

В апелляционной жалобе, которая в итоге была оставлена без удовлетворения, представитель ответчиков Екатерина Зубань указывала на неоднократные нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Так, например, суд проигнорировал наличие основания для освобождения ответчика от ответственности, в частности, в связи с тем, что спорная публикация была основана на информации, размещённой на официальном сайте прокуратуры Воронежской области.

Важно отметить, что достоверность спорных сведений ранее была установлена в судебном порядке и подтверждена последующими судебными решениями. Сторона ответчиков ходатайствовала перед судом оказать содействие в сборе указанных документов. Суд отложил рассмотрения данного ходатайства. В последующих судебных заседаниях и вплоть до вынесения решения по делу оно так и не было рассмотрено.

«Поскольку суд полностью проигнорировал данное ходатайство, ответчики были лишены возможности ссылаться на важные документы, послужившие фактологической основой при написании публикации и в полной мере обосновывать свою позицию», - рассказывает Екатерина Зубань. Но в том факте, что суд первой инстанции фактически связал стороне ответчиков руки, чем нарушил состязательность сторон, судебная коллегия не нашла нарушений.

Как заявили ответчики, они не намерены обжаловать определение арбитражного суда об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы.

Центр защиты прав СМИ, 21 сентября

Пермь. Себе - думский мандат, журналистам - безнадежные долги. Продолжение темы

Михаил Лобанов, собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Мотовилихинский районный суд Перми 22 сентября согласился с наказанием, назначенном для ООО «Медиа-группа «Урал-Информ» за нарушения трудовых прав журналистов. Компания, подконтрольная избранному 18 сентября депутатом Госдумы РФ Дмитрию Скриванову, оштрафована на 30 тыс. рублей за нежелание расплачиваться с уволенным работником.

Юридически ООО «Медиа-группа «Урал-Информ» с 11 мая 2016 года принадлежит Андрею Медведеву. На него, жителя подмосковного Серпухова, теперь оформлен и контрольный пакет акций АО «Газета «Звезда». Фактическим владельцем этих и ряда других пермских СМИ считается бизнесмен Дмитрий Скриванов, избранный 18 сентября в Госдуму РФ по Кунгурскому одномандатному округу № 60. Как сообщал ФЗГ в дайджесте № 765, после прихода единоросса Д.

Скриванова к контролю над местными СМИ журналисты и другие сотрудники вынуждены были обратиться за судебной защитой своих трудовых прав.

В производстве Мотовилихинского районного суда Перми находится несколько исков от сотрудников ООО «Медиа-группа «Урал-Информ». Внеплановую проверку 6 июля провела государственная инспекция труда (ГИТ) по Пермскому краю. Выявив факты невыплаты заработной платы и компенсаций при увольнении, инспекция предложила в двухнедельный срок устранить нарушения. Поскольку предписание осталось неисполненным, медиа-группа 28 июля была оштрафована на 30 тыс. рублей.

Директор компании Андрей Смирнов, который служил прежнему владельцу и сгодился новому, пожаловался в суд. И указал на сложное финансовое состояние. По его словам, долги накопил бывший учредитель Евгений Федосов. Недоимки имеются по налогам и сборам. Рассмотрев изложенные доводы, Мотовилихинский районный суд Перми счел их несостоятельными. В судебном постановлении от 22 сентября отмечено, что проверка ГИТ проводилась не в отношении бывшего собственника. А также сказано: «Объективных доказательств в подтверждение финансового положения ООО «Медиа-группа «Урал-Информ» в материалах дела не имеется».

За три недели до этого Мотовилихинский районный суд Перми начал рассматривать требования о взыскании задолженности по зарплате, которые предъявили к ООО «Медиа-группа «Урал-Информ» С. Чирков, О. Соловьев и В. Черпаков. Представитель ответчика на предварительные слушания не явился. Очередные заседания были назначены на 3 октября. Бывший замдиректора по правовым вопросам этой компании Дмитрий Кажин сообщил ФЗГ, что тоже не получил жалованье за несколько месяцев и намерен судиться.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в сентябре 2016 года

Случаи гибели журналистов - 1 (Федор Кулагин, главный редактор газеты «Звезда», Башкортостан).

Нападения на журналистов и блогеров - 9 (Елена Костюченко, корреспондент «Новой газеты» и Диана Хачатрян, журналист издания «Такие дела», обе - в Северной Осетии, 2 раза; Вахит Ниязов, корреспондент Первого городского телеканала, Омская область; Павел Лобков, обозреватель телеканала «Дождь», Москва; Виталий Кармазин, корреспондент телепрограммы «Вести. Дежурная часть», в Московской области; Денис Шайкин, журналист и издатель газеты «МК Черноземье», Курск; Андрей Горелов, журналист портала «Виртуальная Выкса», Нижегородская область; съемочная группа программы «Ревизорро», Владивосток; Григорий Пасько, независимый журналист, в Барнауле).

Уголовное преследование журналистов, СМИ и блогеров - 2 (Жалауди Гериев, корреспондент «Кавказского узла», Чеченская Республика; Дмитрий Шевченко, пресс-секретарь Экологической Вахты по Северному Кавказу, Краснодар).

Случаи задержания полицией (ФСБ, etc.) - 4 (Елена Костюченко, корреспондент «Новой газеты» и Диана Хачатрян, журналист издания «Такие дела», обе - в Северной Осетии; Саид Царнаев, фотокорреспондент РИА Новости, в Северной Осетии; Денис Коротков, корреспондент «Фонтанки», Санкт-Петербург; Алексей Крыжановский и Жанна Белик, независимые журналисты, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 41

Угрозы в адрес журналистов, блогеров и СМИ - 4 (редакция телекомпании «Полярные Зори», Мурманская область; Вахит Ниязов, корреспондент Первого городского телеканала, Омская область; Александр Сотник, канал Sotnik-TV, Москва; Сергей Пономарев, корреспондент «Комсомольской правды», Москва).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений - 1 (Новгородское областное отделение СЖР, Новгород).

Изъятие (скупка, арест) тиража - 6 (газета «Возрождение Урала», в Челябинской области; газета «Утро Петербурга», Санкт-Петербург; газета «Тувинская правда», 2 раза, Тува; газета «Риск», Тува; Газета «Полиция России», Москва).

Препятствование деятельности интернет-изданий - 4 (сайты еженедельника «Новое дело», еженедельника «Черновик», сайты «Он Кавказ», «Кавполит», все - в Республике Дагестан).

Выход изданий-двойников - 6 (газета «Наш Октябрьский район», Свердловская область; газета «Совершенно секретно», Москва; «Областная газета», 2 раза, Свердловская область; газета «Московский комсомолец», 2 раза, в Иркутской области)

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров - 6 (видеоаппаратура Елены Костюченко, корреспондента «Новой газеты», и Дианы Хачатрян, журналиста издания «Такие дела», в Северной Осетии; видеокамера телепрограммы «Вести. Дежурная часть», в Московской области; компьютер Дмитрия Шевченко, пресс-секретаря Экологической Вахты по Северному Кавказу, Краснодар; видеокамера ГТРК «Поморье», Архангельск; компьютер Андрея Трофимова, журналиста «Альтернативной газеты», Московская область).

Административное давление (проверки СЭС, пожарных, налоговых служб) - 6 (газеты «Наше время», «Знамя шахтёра», «Труд», «Районные вести», «Перекрёсток», «Аргументы и факты - Ростов», все - Ростовская область).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 39

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Главред ТВ 2 получил первую справку об отсутствии у него второго гражданства

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Учредитель и главный редактор агентства новостей ТВ 2 получил первое подтверждение отсутствия у него двойного гражданства. Как сообщалось в дайджесте № 767, редакция томского медиахолдинга разослала запросы в посольства 144 государств, аккредитованных в Москве, с просьбой подтвердить, что главред в списках их граждан не значится. Сделать это пришлось, потому что иным - менее трудоемким способом не доказать надзорным чиновникам, что он является гражданином только одной страны: справка от управления ФМС, где сказано, что в его базе данных сведений о других гражданствах Виктора Мучника нет, Роскомнадзор не устраивает.

Из-за «недостаточности» доказательств ведомство отказало телекомпании в новой лицензии на вещание (прежняя, напомним, утратила силу полтора года назад, когда ТВ 2 была отключена от эфира решением монополиста - Российской телерадиотрансляционной сети, расторгшей с нею договор в одностороннем порядке). На том же основании было отказано в продлении лицензии радиостанции «ЕвропаПлюсТомск».

Справке, которой бы надзорный орган мог поверить безоговорочно, как выяснилось, не существует в природе. В поисках решения этого вопроса томские журналисты нашли разъясняющее письмо Министерства иностранных дел РФ, адресованное РКН. В нем гражданам рекомендуется на тот случай, когда контролирующие госструктуры одолевают сомнения насчет наличия у них второго гражданства, самим запрашивать посольства и консульства зарубежных стран.

Первой ответ пришел из Эстонии: ее государственный аппарат оказался самым оперативным в мире и наименее бюрократизированным. Посольство Эстонской Республики в РФ подтвердило «на основе Регистра народонаселения Эстонии», что «по данным, известным консулу, Виктор Мучник (д.р.11.06.1958) не является гражданином Эстонии, а также не имеет вида на жительство в Эстонии».

Еще три ответа получены по электронной почте: все они промежуточные. Испанское посольство уведомило ТВ 2 , что переправило его запрос в Генеральное консульство этого государства, находящееся в Москве. Нигерийское сообщило, что для решения вопроса о том, не является ли В. М. Мучник гражданином этой африканской страны, ему следует явиться в посольство лично. Сложнее всех на данный момент ситуация с Аргентиной. Ответ оттуда пришел такой: «Ваш запрос направлен в Выборную Коллегию при Судебной власти Аргентинской Республики (Junta Electoral ante el Poder Judicial de la Nacion). Это платная услуга и Вы можете получить ее через доверенное лицо. Это означает, что Вы можете дать особую доверенность, заверенную российским нотариусом с последующим проставлением печати Апостиль, или обратиться с просьбой в Посольство Российской Федерации в Буэнос Айресе, чтобы они выполнили все необходимые действия».

Похоже, на доказательства отсутствия у главного редактора второго гражданства редакции придется изрядно потратиться. Достаточно ли будет Роскомнадзору справок из 144 государств - неизвестно: ведь всего в нашем мире 252 страны, и у 46 из них отсутствуют в России не только посольства, но и вообще какие-либо дипломатические представительства: по всей вероятности, получить от них справки будет намного трудней.

Агентство новостей ТВ 2 намерено продолжать «информировать читателей о том, гражданином каких государств не является Виктор Мучник». Информация познавательна - она многое говорит о странах и континентах (уже чувствуется разница между Европой, Африкой и Латинской Америкой), а также может представлять для читателей практический интерес: кто знает, может и кому-то из них придется (не дай Бог, конечно) доказывать, что нет у них зарубежных гражданств.

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ).

Выходит при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко – руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской – переводчик.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

По этим адресам можно подписаться на бесплатную рассылку дайджеста.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни