Дайджест
8 Декабря 2008 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 410

 


ТЕМА НЕДЕЛИ. Продолжение процесса по делу об убийстве Анны Политковской.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Премия имени А. Сахарова "За журналистику как поступок" будет вручена 14 декабря.

РОССИЯ.
1. Москва. Загадочный документ Роскомсвязьнадзора.
2. Москва. Госдума продолжает "борьбу с экстремизмом" в СМИ и в Интернете.
3. Москва. Дело Андрея Пионтковского прекращено. Продолжение темы.
4. Республика Карелия. Какие тайны скрывает минздрав от журналистов?
5. Липецкая область. Уволен главный редактор районной газеты.
6. Свердловская область / Челябинская область. Вал сокращений растет.
7. Мурманск. С семинара о правах человека выгнали организаторов.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в ноябре 2008 года.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Технология фальшивок.

--------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕМА НЕДЕЛИ. Продолжение процесса по делу об убийстве Анны Политковской.

В Московском окружном военном суде 1 декабря продолжился процесс по делу об убийстве Анны Политковской. Доказательства предоставляла сторона обвинения. После небольшого перерыва начался допрос свидетелей.

На следующий день обвинением была представлена карта-схема, на которой было указано, где, по мнению следствия, находились обвиняемые братья Махмудовы перед убийством. По этой версии, Джабраил и Рустам Махмудовы были поблизости от дома Политковской, а Ибрагим - около станции метро "Маяковская". Суд также ознакомили с распечаткой телефонных переговоров подсудимых в день убийства.

Кроме того, стало известно, что подозреваемый в убийстве Рустам Махмудов желает вернуться в Россию. Об этом сообщил адвокат одного из подсудимых Мурад Мусаев: "Еще на стадии предварительного следствия Махмудов обращался через своих родственников к следственной группе, к ее главе П. Гарибяну, и заявлял, что готов явиться в следственный комитет в том случае, если ему будет обеспечена безопасность. В первую очередь от тех лиц, которые могут быть недовольны его появлением в этом суде. Но Гарибян просто не смог дать тех гарантий, которые хотел Рустам".

3 декабря на суде была продемонстрирована видеозапись камер наружного наблюдения. На ней видны автомобиль предполагаемого убийцы, и он сам. Подсудимые братья Махмудовы признали, что пользовались похожей машиной. Затем обвинение представило результаты экспертизы пистолета, из которого была убита Политковская. Сравнительная экспертиза показала, что обнаруженные на внешней стороне пистолета волокна аналогичны волокнам обшивки автомобиля Махмудовых.

Следующее заседание состоялось 4 декабря, и прошло оно в закрытом режиме, так как, по словам представителя обвинения, в доказательствах содержится государственная тайна. В этот же день некий засекреченный свидетель заявил, что обвиняемый в организации убийства журналистки Сергей Хаджикурбанов говорил ему о том, что намерен следить за Политковской.

5 декабря стало известно, что заказчик убийства Политковской заплатил организаторам и исполнителям преступления 2 миллиона долларов США. Об этом в ходе слушаний заявил один из свидетелей, Лом-Али Гайтукаев. По его словам, узнал он об этой сумме от следственной группы. В этот же день поступила информация, что семья Махмудовых готова выплатить премию в 100 000 долларов США тому, кто найдет истинных убийц журналистки. "Семья Махмудовых заявляет, что их дети не причастны к убийству Политковской, и они не хотят быть опозоренными в глазах чеченского народа", - сказал адвокат одного из обвиняемых Сайдахмет Арсамерзаев.

Завершилось заседание показаниями шеф-редактора "Новой газеты" Сергея Соколова, курировавшего работу Анны Политковской. Он рассказал суду о предварительных результатах журналистского расследования убийства журналистки. С. Соколов сообщил, что угрозы в адрес Политковской стали поступать с 1999 года, когда она пришла работать в газету. Он доводил свои выводы до членов следственной группы, однако ему неизвестны результаты проверки сообщенных им сведенийбл. "Пока на суде не появляется полной картины преступления. С чем это связано, я понять не могу. То ли с недоработками следствия, то ли с чем-то еще. Но такое впечатление, что очень много фактов и событий из того, что было известно мне и следствию, осталось за кадром расследования", - заявил С. Соколов.


Использованы материалы радио "Эхо Москвы", "Интерфакс", РИА Новости, Лента.Ру, Газета.Ру, ИТАР-ТАСС, ИА Кавказский узел.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.
Премия имени А. Сахарова "За журналистику как поступок" будет вручена 14 декабря.

Завершился восьмой конкурс на премию имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок". Финалистами конкурса стали:

Елена Милашина ("Новая газета", Москва), Сергей Парфенов (журнал "Урал", Екатеринбург), Александр Крутов (журнал "Общественное мнение", газета "Богатей", Саратов), Дмитрий Флорин (газеты "Поколение Р", Рязань, "Московский корреспондент", Москва), Борис Вишневский (Новая газета", Санкт-Петербург), Павел Гутионтов (газета "Деловой вторник", Москва), Юлия Латынина ("Новая газета", Москва), Валерия Новодворская (журнал The New Times, Москва), Андрей Пионтковский (Интернет-издание "Грани.Ру", Москва), Лидия Юсупова (журнал "Дош", Грозный), Роза Сатуева (газета "Чеченский правозащитник", Грозный), Татьяна Седых (газета "Мое побережье", Хабаровский край), Ирина Кизилова (газета "Пермские новости", Пермь), Ирина Гундарева (газета "Челябинский рабочий", Челябинск), Виктор Шостко (газета "Крестьянин", Ростовская область), Усам Байсаев (журнал Дош", Грозный), Мария Иванова (газета "Якутск вечерний", Якутск), Евгений Ткачев (газета "Зори Маныча", Ростовская область), Семен Атеев (газета "Советская Калмыкия сегодня", Элиста), Ольга Китова (газета "Деловой вторник", Москва), Тамара Проскурякова (газета "Волгоградская правда", Волгоградская область), Валерий Климцев (газета "Тагилка", Свердловская область).

Специальными дипломами жюри будут награждены Григорий Китайгородский (Московская область), Рафаэль Гольдберг (Тюмень) и редакция газеты "Якутск вечерний".

Имена номинантов и лауреата, избранных из вышеуказанного состава финалистов, будут названы на торжественной церемонии награждения и чествования победителей конкурса 2008 года, которая начнется в 14 часов 14 декабря в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова (ул. Земляной вал, 57, строение 6).

В 2008 году в конкурсе приняли участие около сотни авторов из десятков регионов Российской Федерации от Пскова и Петрозаводска до Грозного и Элисты, Якутска и Ванино, Владивостока. Лауреат и номинанты получили приглашение в Москву, им будут вручены премии и дипломы. Дипломами жюри награждены также участники финальной стадии конкурса и редакции, опубликовавшие работы лауреата и номинантов.

Участники церемонии получат в подарок книгу "Журналистика как поступок", в которую вошли лучшие работы участников конкурса 2007 года.


РОССИЯ.

1. Москва. Загадочный документ Роскомсвязьнадзора.

В Фонд защиты гласности 2 ноября поступило обращение Евгения Гонтмахера, в котором говорится: "6 ноября 2008 года в газете "Ведомости" под рубрики "Сценарии" опубликована моя статья "Новочеркасск - 2009". Письмом из Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомсвязьнадзор) редакцию уведомили, что моя статья "может быть расценена как подстрекающая к экстремистским действиям". Прошу разъяснить мне, какова правовая база данного письма, какие тревожные последствия это письмо может иметь для меня и напечатавшей мою статью газеты".

Напомним, что речь идет о публикации, в которой Е. Гонтмахер смоделировал ситуацию, которая может реализоваться в глубине России и, в частности, прогнозировал возможные социальные последствия экономического кризиса. И чиновники увидели в них крамолу: "На протяжении всего материала автор противопоставляет две группы граждан города Н-ска - уволенных и оставшихся без работы рабочих местного градообразующего предприятия, а также страшащихся потерять "теплые места в вертикали власти" чиновников". В Роскомсвязьнадзоре сочли, что распространение данной информации "не допускается действующим законодательством Российской Федерации", и предостерегли редакцию от дальнейших публикаций подобных материалов.

Интересно, что означает это "предостережение о предупреждении"? Больше всего оно похоже на предупреждение страховой компании. Если никто не среагирует, то и ладно. А если кому-то вдруг покажется, что статья Гонтмахера - экстремизм, то вот она, наша бдительная реакция на напечатанное!

Но главное - непонятна правовая природа этого послания. Это официальный документ или "дружеское письмо"? ФЗГ обратится в Роскомсвязьнадзор с просьбой разъяснить юридический смысл этого документа. Копия обращения будет направлена в Генеральную прокуратуру РФ.

"Руководителю Роскомсвязьнадзора Б.А. Боярскову. Уважаемый Борис Антонович! В Фонд защиты гласности обратился автор материала "Новочеркасск - 2009" из газеты "Ведомости" Е. Гонтмахер с просьбой разъяснить правовое положение письма Роскомсвязьнадзора от 6 11.08 г. № 52/4306, подписанного А.А. Романенко.
Изучив представленный документ, мы затрудняемся определить - является это письмо официальным предупреждением редакции газеты, либо это дружественная переписка.
В письме, которое представляет собой нечто вроде "предуведомления о возможном предупреждении", содержится фраза: "Данная информация может быть расценена как подстрекающая к экстремистским действиям" - она вызывает массу вопросов: кого "подстрекающая"? кем "расценена"? Если это не дружеский совет, а, судя по Вашему сайту, это не единственный случай посылки таких "предуведомлений", как можно без соответствующей экспертизы выносить такие суждения в адрес экспертного "сценария", сделанного для уважаемой газеты уважаемым экспертом? А если все-таки совет, на каком правовом основании решил государственный чиновник поделиться своими тревогами с редакцией, и, делясь, просто по привычке, делает это не на личном, а на официальном бланке Роскомсвязьнадзора?
Вместе с тем представляются интересными, в терминологии данного письма, "меры профилактического и пресекательного характера". Закон РФ "О средствах массовой информации", как и Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, не дают точного перечня таких мер.
В связи с вышеизложенным, убедительно просим Вас разъяснить правовое содержание "перечня мер", упомянутых в п. 6.5. Положения о федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Что является мерой профилактического и пресекательного характера применительно к редакции в связи с опубликованием материала "Новочеркасск- 2009", и каковы правовые последствия ее применения?

С уважением, президент Фонда защиты гласности А.К. Симонов.

P.S. Учитывая Вашу всегдашнюю готовность к сотрудничеству с журналистами, очень надеемся на полный, неформальный ответ.

2. Москва. Госдума продолжает "борьбу с экстремизмом" в СМИ и в Интернете.

Очередной проект поправок в российское законодательство внесен в Госдуму депутатами-"единороссами". "Править" на этот раз они намерены Закон "О противодействии экстремистской деятельности", Закон "О СМИ" и Кодекс об административных правонарушениях.

Депутаты предлагают наделить прокуратуру правом требовать от средств массовой информации публикации опровержения не соответствующих действительности сведений, распространенных в данных СМИ. В случае "необоснованного" отказа изданиям будет грозить ответственность - вплоть до уголовной. Пока же опровержение может публиковаться либо по решению суда, либо по соглашению сторон.

Кроме того, депутаты предложили ввести в Закон "О противодействии экстремистской деятельности" новую статью, которая предусматривает ответственность за распространение экстремистских материалов в Интернете. В соответствие с ней, в случае неоднократного размещения экстремистских материалов "судом может быть принято решение о прекращении доступа к сайту на территории РФ".

Законопроект уже получил одобрение на экспертном совете Госдумы. Однако есть надежда, что прав представитель администрации президента, сомневающийся в том, что упомянутые поправки пройдут - не далее как в июне Президент РФ счел подобные инициативы ограничивающими свободу слова.

По материалам газеты "Ведомости" и "Лента.Ру".

3. Москва. Дело Андрея Пионтковского прекращено. Продолжение темы.

Басманный суд Москвы 5 декабря прекратил дело против политолога Андрея Пионтковского, обвинявшегося в экстремизме.

Судебный процесс начался еще 14 августа 2008 года. Его инициатором была Басманная межрайонная прокуратура, потребовавшая признать информационный материал А. Пионтковского экстремистским. Претензии прокуратуры вызвали сборники его статей "Нелюбимая страна", и "За родину! За Абрамовича! Огонь!". В этих книгах были обнаружены высказывания, "содержащие пропаганду неполноценности граждан еврейской, американской, русской и других национальностей" (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest344.shtml#top ).

В конце ноября стали известны результаты экспертизы, проведенной тремя филологами - Андреем Смирновым, Ольгой Кукушкиной и Юлией Сафоновой. В заключении экспертов говорится, что в представленных материалах нет "высказываний, содержащих признаки возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, языковой принадлежности или отношения к религии". Лингвисты не обнаружили также ни "обоснования или оправдания" действий, направленных на возбуждение розни, ни "призывов к осуществлению таких действий".

Прокуратура сочла аргументы экспертизы достаточными и отозвала свой иск, после чего суд прекратил дело.

4. Республика Карелия. Какие тайны скрывает минздрав от журналистов?

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

В городе Медвежьегорске с 3 августа закрылась Республиканская туберкулезная больница. Спустя какое-то время в редакцию газеты "Московский комсомолец" в Карелии" позвонили жители города и попросили разобраться в странностях, творящихся вокруг медицинского учреждения, которое на глазах растаскивали. Редакция командировала в Медвежьегорск журналиста.

Приехавшая к месту события репортер Анна Романова убедилась в правоте авторов письма и, собрав материал, решила запечатлеть на фото увиденную разруху. Однако охранник фирмы "Русич", по договору с минздравом Карелии охраняющей бывшую туберкулезную больницу, фотосъемку запретил, сославшись на письменную установку министерства. Попытка найти поддержку в пресс-службе минздрава результата не дала. Представители медико-социального отдела района эту тему обсуждать не пожелали. Журналистке пришлось идти к прокурору района О. Максимкову.

Прокурор, выслушав журналистку, посетовал, что поздно, мол, приехали - уже нечего спасать, прокуратура ведет проверку, но называть ответственных за случившееся еще рано. А если охранник препятствует работе, то пишите заявление - приму и рассмотрю, заявил журналистке О. Максимков. И тут же посоветовал еще раз попытаться поговорить с охранником, потому как пока заявление будет рассмотрено, уйдет время, которого, видимо, нет.

После этого журналистка и редакция газеты еще раз звонили по всем возможным инстанциям в Петрозаводске, в том числе и руководству охранной фирмы, которое твердо стояло на запрете, ссылаясь на министра здравоохранения и социального развития Карелии В. Бойнича. Последний в телефонном разговоре заявил, что никакого подобного приказа никому не давал и редакция может спокойно фотографировать бывшую республиканскую больницу. После долгих мытарств минздрав что-то там решил с охранной фирмой, и А.Романова смогла фотографировать то, что хотела.

Почему с таким упорством запрещалась фотосъемка, можно только гадать, но в процессе журналистского расследования всплыло много двусмысленностей. Буквально до начала 2007 года из бюджета перечислялись немалые деньги на ремонт республиканской туберкулезной больницы, более того в 2005 году был выделен 1 миллион рублей на подготовку документации для проведения капитального ремонта медицинского заведения. А потом вдруг началась непонятная история с ее ликвидацией. Странным образом с 3 августа по 1 ноября официально закрытая больница оказалась вне зоны контроля и была разграблена местными жителями.

Еще до командировки в Медвежьегорск пресс-служба министерства здравоохранения и социальной работы Карелии наотрез отказывалась сотрудничать с журналистом газеты "МК" в Карелии", заявив, что поскольку публикации данного издания не нравятся служащим госучреждения, то и информации никакой для редакции не будет. Прямое обращение к министру В. Бойничу это напряжение сняло, но и после его согласия предоставить информацию специалист минздрава не рекомендовал ездить в Медвежьегорск, где больница уже закрыта.

5. Липецкая область. Уволен главный редактор районной газеты.

В результате визита в редакцию "Задонской правды" главы администрации Задонского района Григория Мосолова главный редактор издания Виталий Первеев лишился своей должности - вместо него исполняющим обязанности редактора назначен Леонид Морев, ответственный секретарь газеты.

Глава администрации считает, что при прежнем главном редакторе газета развивалась недостаточно динамично и была не очень эффективной.

В редакции же придерживаются иного мнения. "Уверены, что при увольнении Мосолов нарушил законодательные нормы. В частности, не учел мнение коллектива, который, наряду с райсоветом и районной администрацией является учредителями газеты"", - заявили в редакции газеты "Задонская правда" корреспонденту ИА GOROD48. Сотрудники районной газеты намерены отстаивать своего редактора, одного из самых опытных редакторов "районок" в области. Они уверены, что причиной увольнения В. Первеева стали его критические публикации, не устраивающие главу районной администрации.

6. Свердловская область / Челябинская область. Вал сокращений растет.

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе.

На Урале продолжается тенденция к сокращению информационного поля. В Екатеринбурге прекращен выпуск газеты "Главный проспект", в экстренном порядке ликвидирован местный выпуск "Труда", по содержанию - один из лучших среди региональных изданий этой газеты.

На фоне экономического кризиса разразился первый в Челябинской области скандал между редакцией и учредителем СМИ, о чем сообщило информагентсво Ura.ru. Сотрудники интернет-газеты Gazetachel.ru собираются через суд добиваться выплаты им заработной платы за три последних месяца. Заявление от журналистов поступило в прокуратуру Челябинской области. Ответчиком выступает ООО "Медиаполис", которому принадлежит сетевой проект. Его учредителем является депутат Законодательного собрания Челябинской области Валерий Алешкин. Журналисты, уволившиеся по собственному желанию с 1 декабря, подозревают Алешкина в намерении оформить банкротство медиа-актива и отложить вопрос с погашением задолженности перед работниками редакции бессрочно.

7. Мурманск. С семинара о правах человека выгнали организаторов.

Ирина Максимова,
корреспондент газеты "Вечерний Мурманск", специально для ФЗГ.

В отеле "Огни Мурманска" 5-6 декабря проходил международный семинар "Диалог о правах человека". Организаторы мероприятия - Норвежский Хельсинский комитет, Комиссия по правам человека и реабилитации жертв политических репрессий при правительстве Мурманской области и международная ассоциация журналистов "Баренц Пресс". Участвовали журналисты региональных СМИ, представители НКО, а также УВД: в лице руководителя пресс-службы и еще одной сотрудницы.

Первый день семинара, который вели Бьерн Энгесланд, Генеральный секретарь Норвежского Хельсинского комитета и Энвер Джулиман, руководитель учебных программ Норвежского Хельсинского комитета, прошел интересно и плодотворно. "Права человека - это права индивида и обязанности государства" - вот основная мысль, на которой сошлись его участники. Журналисты на примере своих публикаций показывали, как удавалось защитить человеческое достоинство. Как правило, от посягательства властей. И как приходится сталкиваться при этом с давлением силовых структур.

На следующий день представители УВД на семинаре не присутствовали. Не досчитались и некоторых других участников - не было ни Генерального секретаря Норвежского Хельсинского комитета, ни руководителя учебных программ того же комитета. Норвежскую сторону представлял лишь журналист Арне Эгиль Тенсет, прибывший накануне, уже после окончания первого дня занятий. Вскоре выяснилось, что Б. Энгесланда и Э. Джулимана "забрали". Как сообщили служащие отеля, где остановились норвежцы, " за то что, что учили неповиновению властям". В половине восьмого утра руководитель Норвежского Хельсинского комитета и его сотрудник получили приглашение, от которого не смогли отказаться: представители миграционной службы настойчиво предложили Б. Энгесланду и Э. Джулиману проследовать за ними. Норвежцев препроводили в миграционную службу, откуда выпустили лишь в полдень, оштрафовав на 2 тысячи рублей и взяв обещание более не принимать участие в данном семинаре.

По словам удивленных организаторов семинара, основанием для "профилактической беседы" стали "неправильные" визы.

"У меня есть "деловая" виза. Но сказали, что она не такая, как надо" - рассказал Э. Джулиан, который посещает Россию в течение последних восьми лет. А Бьерну Энгесланду российская сторона оформила туристическую визу, заверив, что она дает возможность участия в семинарах и конференциях. "Нас отпустили, когда в ситуацию вмешалось норвежское консульство", - сообщил Э. Джулиан. Он пообещал реакцию на это ЧП: "Есть два пути решения проблемы - политический и судебный. И мы воспользуемся обоими".

Вот в таких причудливых обстоятельствах проходят "диалоги о правах человека" в Мурманской области Российской Федерации.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в ноябре 2008 года.

Нападения на журналистов - 8 (Александр Поляков, спортивный журналист газеты "Черновик", Махачкала; Михаил Бекетов, главный редактор "Химкинской правды", Московской область; Карин Клеман, журналист сайта "Института "Коллективное действие", Москва, 2 раза; Султан Султанмагомедов, главный редактор телекомпании "Махачкала-ТВ", Дагестан; Гаджимурад Сагитов, заместитель главного редактора независимой газеты "Новое дело", Дагестан; Михаил Захожий, оператор МТРК "Краснодар", Краснодар; Ирина Кизильбашева, репортер МТРК "Краснодар", Краснодар).

Подвергнуты цензуре - 5 (газета "Княжпогостские вести", Республика Коми; телепрограмма "Вести недели", Москва; телепередача "Народ хочет знать", Москва; газета "Восход", Свердловская область; телевидение Ирбита, Свердловская область).

Уголовное преследование журналистов и СМИ - 4 (телекомпания ТВ-1, Томск; Галина Ярцева, редактор газеты "Русский караван", Великий Новгород; газета "Орловский меридиан", Орел; телекомпания ТВ 2, Томск).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) - 4 (съемочная группа "Рен-ТВ" и Илья Барабанов, корреспондент журнала The New Times, все - Москва; съемочная группа ТРК "Пятый канал", Санкт-Петербург; Сергей Щукин, редактор газеты "День", Республика Удмуртия).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков - 16,
на сумму 11 612 661 рубль.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков - 9, удовлетворено - 5, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 2 535 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 21

Угрозы в адрес журналистов и СМИ - 6 (Александр Поляков, спортивный журналист газеты "Черновик", Махачкала; Михаил Бекетов, главный редактор "Химкинской правды", Московской область, 2 раза; Карин Клеман, журналист сайта "Института "Коллективное действие", Москва, 2 раза; телекомпания ТВ 2, Томск).

Отключение от эфира, прекращение вещания - 2 (проводное радио в Хакасии; телеканал ЦТУ, Екатеринбург).

Изъятие (скупка, арест) тиража - 1 ("Российская газета", Московская область).

Прекращение выхода СМИ - 9 (газета "Вечорка", Чита; "Городская газета", Псков; газета "Два слова", газета "Торговый мост", журнал "Экспертный совет", все - Барнаул; "Российская газета", Амурская область; "Российская газета", Архангельск; газета "Городские куранты", Свердловская область; газета "Дуэль", Москва).

Препятствование деятельности интернет-изданий - 1 (сайт ecmo.ru).

Изъятие фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров - 2 (видеокассеты МТРК "Краснодар", Краснодар - 2 раза).

Повреждение фото-, аудио- и видеоаппаратуры, компьютеров - 2 (видеокамеры МТРК "Краснодар", Краснодар - 2 раза).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 31.


На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 5 раз. В частности,

http://www.grani.ru/Politics/Russia/m.144663.html
http://www.bankfax.ru/page.php?pg=56978
http://www.novayagazeta.ru/news/360893.html
http://www.regnum.ru/news/1091744.html
http://globalist.org.ua/?p=5033


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Технология фальшивок.

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Три месяца редакция "Арсеньевских вестей" безуспешно пытается привлечь внимание правоохранительных органов к деятельности подпольных издателей, подрывающих авторитет газеты и использующих её популярный брэнд.

С августа 2008 года во Владивостоке появляются фальшивые выпуски краевой газеты "Арсеньевские вести". Вышло уже три фальшивых номера газеты под тем же названием, с той же вёрсткой, оформлением, шрифтами, выходными данными и даже фамилиями журналистов (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest395.shtml#rus6 ). Газеты-двойники распространяются среди жителей микрорайона Владивостока, которые выступают против точечной застройки. А "героем" статей настоящих "Арсеньевских вестей" стала строительная фирма "Аркада", среди основных учредителей которой - семья губернатора Дарькина.

В фальшивых "Арсеньевских вестях" за подписью ее журналистов напечатаны клеветнические материалы против руководителей ТСЖ микрорайона и руководителей газеты. Обращения редактора Ирины Гребневой в УВД Приморского края, краевую прокуратуру, ФСБ вызывали лишь отписки. Трижды редактор обращался в эти органы, трижды расследования прекращались.

Очередное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела поступило в редакцию 30 ноября. Хотя следователь Следственного отдела Фрунзенскому району Владивостока СУ СК при прокуратуре РФ по Приморскому краю Р. Круглов рассматривал, оказывается, материалы не о выпуске фальшивых газет-двойников, а материалы "по факту незаконного использования объектов авторского права, совершенного в крупном размере, то есть по признакам преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ". При этом следователь Круглов совершенно верно отмечает, что "указанное деяние состоит в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени".

В данном случае, сообщает следователь, в ходе проверки установлено, что в обнаруженных газетах с названием "Арсеньевские вести" за № 32, 33, 39 имеются статьи за подписями действительных журналистов редакции, но не являющихся авторами данных статей. В таком случае неустановленные лица, издавая выпуски газет № 32, 33, 39, не присваивали авторство данных статей. Кроме того, следователь Круглов сообщил, что не привлекает к ответственности за "ложное заявление" редактора газеты И. Гребневу, так как в ее действиях отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 306 УК РФ "в виду того, что при подаче заявления она добросовестно заблуждалась относительно юридической оценки действий неустановленных лиц".

Итак, в возбуждении дела "о нарушении авторского права" редактору отказано. Хотя журналисты и не требовали расследования "дела по авторскому праву". И редактора даже не привлекли к уголовной ответственности за ложное заявление!

Но о главном - о поиске тех, кто выпускает фальшивые "Арсеньевские вести", компрометируя и газету, и руководителей общественной кампании, направленной против застройщиков из близкой к руководству края строительной компании "Аркада", в материалах следствия нет ни слова.

Хотя издание фальшивок привлекло уже внимание "Россвязькомнадзора". Замглавы этой организации Сергей Ситников разъяснил, что авторов и издателей фальшивок искать необходимо срочно. И дело - отнюдь не в нарушении авторского права. Мошенничество в данном случае - налицо. Но ещё важнее другое. Оказывается, выпуск фальшивых газет стал уже разработанной политтехнологией. И если нужно подвести "под статью", например об экстремизме, какое-либо издание, очень удобно выпускать фальшивые газеты. Именно поэтому ответственный чиновник подчеркнул важность и необходимость розыска тех, кто организовал, написал и выпустил фальшивые газеты - двойники "Арсеньевских вестей".

О том, что фальшивые газеты-двойники выпускаются в период выборов, широко известно. Но эта история с выпуском фальшивых "Арсеньевских вестей", когда нет никаких выборов, а правоохранительные органы беспомощны, говорит и о другом. Видимо, в законах (и не только о СМИ) есть правовая "дыра" - оказывается, защита издания не предусмотрена. Защищается патентованное название, защищается авторское право журналистов, хотя и очень относительно - лишь при особо крупных суммах ущерба. Но газета как газета, как издание - не защищена. История с "Арсеньевскими вестями" - наглядный тому пример.

Так что газету теперь можно запросто подвести под любое, даже уголовное, дело. Тем более под нарушение закона об экстремизме. И напечатать под её именем любой преступный текст тоже возможно.

Ощущение, будто отрабатывается новый механизм борьбы с неугодной прессой.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни