Дайджест
28 Января 2008 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 365

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Соблюдение традиций.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. В Хакасии создан "Комитет 29".

РОССИЯ.
1. Пермь. Журналисту независимой газеты проломили голову.

2. Москва. Задержан еще один репортер.
3. Калининград. Редактора наказали за публикацию объявления о Марше несогласных.
4. Республика Бурятия. Преследование газеты продолжается.
5. Волгоградская область. Член "Единой России" два года терзалась сомнениями.
6. Краснодарский край. Журналистов не пустили на обсуждение экологических проблем Красной поляны.
7. Москва. Охранники психбольницы задержали фотокорреспондента.
8. Екатеринбург. Нападение на журналиста.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Ответ "жертвам режима".

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.
1. За журналистом прислали милицейский кортеж.
2. Судебная атака суперхолдинга против "районки" окончилась полным провалом.
3. Журналисты поставили "неуд" пресс-службе правительства Ленинградской области.

НАШИ ПАРТНЕРЫ. В Волгограде прошел круглый стол на тему "Граждане и гласность: можно ли ставить знак равенства?".

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.


--------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕМА НЕДЕЛИ. Соблюдение традиций.

В Ингушетии 26 января силовики разогнали мероприятие оппозиции. В ходе акции задержано десять сотрудников СМИ, прибывших освещать митинг, названный организаторами "В поддержку курса Путина".

Подготовка началась заранее - еще за два дня до митинга сайт "Ингушетия.Ру" сообщил, что по распоряжению властей два провайдера республики - ЗАО "ИТТ" и ООО "Телеком", прекратили предоставлять услуги подключения к Интернету.

А перед началом митинга принялись задерживать представителей прессы. Впрочем, отлавливали журналистов и позднее. "Сотрудники ОМОНа быстро вычислили, кто в толпе является репортером. Кроме того, они сразу задерживали прибывающих на место сотрудников СМИ", - рассказал "Новым известиям" корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович. Кроме него, среди задержанных оказались Владимир Варфоломеев и Роман Плюсов (радиостанция "Эхо Москвы"), Ольга Боброва ("Новая газета"), Саид-Хусейн Царнаев (РИА "Новости"), Мустафа Куркиев (газета "Твой день"), съемочные группы петербургского "Пятого канала" и телеканала "Россия". Задержали также сотрудников "Мемориала" - Екатерина Сокирянская снимала происходящее на видео, чем и привлекла внимание правоохранителей, а Тамерлану Акиеву досталось за то, что вступился за коллегу.

В неволе журналисты провели от нескольких часов до двух суток - Царнаев и Куркиев фотографировали горящее здания редакции газеты "Сердало", а милиция заподозрила в них поджигателей…

Любопытно, что заместитель прокурора Ингушетии Гелани Мержуев объяснил рвение милиционеров исключительно заботой о безопасности представителей прессы. Якобы, делалось все для того, чтобы "с журналистами ничего не случилось".

Однако "случалось" с журналистами именно в ходе задержания и после него. По словам Д. Гальперовича, у него отобрали все вещи, в том числе сотовый телефон и бумажник. "Правда, позже вернули, но из кошелька исчезли все деньги", - рассказал журналист. О. Боброву храбрый милиционер не только обматерил при задержании, но и несколько раз ударил по спине, когда запихивал ее в специальный автобус. А "поджигатель" М. Куркиев сообщил своему шеф-редактору, что его "сильно избили милиционеры". По информации ПЦ "Мемориал", Т. Акиев был избит дубинками, а к Царнаеву и Куркиеву не допускали адвоката, их не кормили и не давали воды. Курскиев нуждался в медицинской помощи, однако врача ему так и не вызвали.

"Власти Ингушетии пытаются подавить инакомыслие, не позволяя журналистам выполнять их профессиональные обязанности", - заявил директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии Холли Картнер. А президент ФЗГ Алексей Симонов отметил, что "создание проблем с доступом информации, которое было в Чечне, будет теперь активно внедряться в Ингушетии, которая сейчас является свидетельством неблагополучия, происходящего на Северном Кавказе. И наша страна, которая стремится к благополучной информации об этом регионе, безусловно, будет стремиться к тому, чтобы информация, сопоставимая с правдой, не попала на страницы газет и в эфир".


Итак, митинг разогнан. Журналисты задержаны. Традиции соблюдены.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. В Хакасии создан "Комитет 29".

В межрегиональную правозащитную общественную организацию, целью которой будет оказание помощи журналистам и защита их прав, вошли лауреат премии имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок" 2004 года редактор интернет-журнала "Новый фокус" Михаил Афанасьев, главный редактор газеты "Абакан" Ирина Гирш, корреспондент еженедельника "Абакан" Татьяна Зыкова, руководитель Хакасского правозащитного центра Дмитрий Ланцов.

По словам И. Гирш, "название организации выбрано не случайно. Это 29 статья Конституции Российской Федерации, гарантирующая право на свободу мысли и слова, свободу массовой информации и запрещение цензуры".

Организаторы Комитета, имеющего представительства в Красноярском крае и Московской области, предложили коллегам "объединить усилия для защиты права на свободное получение и распространение информации, исключить политическую цензуру в средствах массовой информации". Кроме того, они намерены бороться с давлением на прессу, нарушениями принципа свободы слова, "преследованием журналистов и СМИ в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности".

"Комитет 29" намерен фиксировать и отслеживать случаи давления на журналистов и их незаконного преследования. В планах организаторов и общественные расследования, в ходе которых будет осуществляться сбор доказательств и материалов, необходимых для оказания помощи пострадавшему коллеге.


РОССИЯ.

1. Пермь. Журналисту независимой газеты проломили голову.

На журналиста газеты "Пермский обозреватель" Аркадия Быкова совершенно нападение. В ночь с 20 на 21 января несколько неизвестных жестоко избили корреспондента издания.

Неизвестно, связано ли нападение с непосредственной деятельностью журналиста и есть ли заказчик данного преступления.

Отметим, что в последнее время Аркадий Быков публиковал статьи по проблемам здравоохранения в Пермском крае. В частности, серьезный общественный резонанс вызвала публикация интервью с кардиохирургом Сергеем Сухановым в одном из последних номеров газеты.

В результате нападения журналист получил закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга. Редакция начала собственное расследование по факту избиения.

Пермский обозреватель, 22 января.

2. Москва. Задержан еще один репортер.

Продолжаются задержания журналистов, работающих на улицах столицы. Во время прошедшей 22 января акции жителей против точечной застройки сотрудниками милиции задержан фотокорреспондент газеты "Коммерсант" Борислав Козловский. Как сообщил "Эху Москвы" бильд-редактор этого издания Сергей Шахиджанян, "корреспондент задержан при попытке сфотографировать акцию протеста на улице Бирюзова, 41".

Видимо, присутствие журналистов настолько сильно мешает правоохранителям эффективно бороться с разного рода протестующими, что для начала они нейтрализуют "нежелательных" свидетелей происходящего.

3. Калининград. Редактора наказали за публикацию объявления о Марше несогласных.

Управление Федерального агентства по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) по Калининградской области угрожает закрыть в судебном порядке газету "Известия Калининграда" - сообщила во 22 января пресс-служба калининградской ячейки оппозиционной коалиции "Другая Россия".

По сообщению пресс-службы, в понедельник главного редактора "Известий Калининграда" Олега Альтовского вызвали в Россвязьохранкультуру, где сообщили, что за публикацию в газете объявления о намеченном в Калининграде на 27 января "Марше несогласных" ему выносится предупреждение, а если он еще раз допустит подобное, газету закроют в судебном порядке.

Калиниградское независимое информационное агентство, 22 января.

4. Республика Бурятия. Преследование газеты продолжается.

В Бурятии расследуется уголовное дело по статье 130 УК РФ ("Оскорбление") в отношении главного редактора газеты "Байкальские огни" Сергея Боровика.

Уголовное преследование редактора инициировал начальник юридического отдела администрации Кабанского района Сергей Новолотский, обратившийся в мировой суд с соответствующим заявлением. Начальник отдела счел себя оскорбленным, обнаружив в "Байкальских огнях" за 31 августа 2007 года статью "Тяжба", в которой рассказывалось, как местная администрация преследует неподконтрольную ей прессу. В этом материале автор назвал С. Новолотского циником, что, по мнению заявителя, "дает отрицательную оценку" его личности и негативно сказывается на служебной деятельности муниципального служащего, подрывая его деловую репутацию (интересно, в каком месте у муниципального служащего эта самая деловая репутация хранится?). Кроме того, г-н Новолотский почему-то убежден, что слово "циник" является оскорбительным.

Суд не столь однозначно воспринял "страшное" слово и постановил назначить психо-лингвистическую экспертизу, проведение которой поручил кафедре русского языка Бурятского Государственного университета.

Отметим, что это не первая попытка сотрудников Кабанской администрации привлечь журналистов к уголовной ответственности. В ноябре 2007 года суд полностью оправдал четверых сотрудников газеты "Байкальский огни", которых глава местной администрации Михаил Пнев счел клеветниками после того, как они обратились к президенту Бурятии Вячеславу Наговицыну. В письме журналистов рассказывалось о конфликте между администрацией Кабанского района и редакцией "Байкальских огней", который тянется несколько лет. За это время администрация предпринимала попытки сместить главного редактора "Байкальских огней" С. Боровика, незаконно прекращала финансирование районного издания, пробовала выселить редакцию из помещения (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest353.shtml#rus4). А клевету глава администрации усмотрел в сообщении о том, что за ним "тянется шлейф уголовных дел, связанных с откровенным корыстолюбием". Из МВД РБ и от прокурора Кабанского района в суд поступила информация, что в отношении М. Пнева действительно возбуждались уголовные дела, и обвинение в клевете отпало.

Конфликт с руководством района в "Байкальских огнях" связывают с позицией издания, позволяющего себе критические публикации, в том числе и в адрес районной администрации. Журналисты считают, что М. Пнева "не устраивает курс газеты на объективное, без приукрашивания, освещение жизни района и защиту интересов простых жителей".

5. Волгоградская область. Член "Единой России" два года терзалась сомнениями.

Евгений Калинин,
корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

Обычно, если человека обидела статья в газете, уже через три-четыре дня в районном суде лежит его иск.

Сотрудники редакции независимой газеты "Ваша альтернатива" (город Михайловка Волгоградской области) немало удивились, получив в январе 2008 года из суда повестку и копию искового заявления г-жи Натальи Харитоновой, редактора газеты "РИО-пресс".

Истица обиделась на статью, напечатанную… два года назад, в декабре 2005 года. В ней было рассказано об учредительной конференции "Единой России" в Михайловке, в ходе которой выдвигалось предложение - избрать г-жу Харитонову секретарем местного политсовета ЕР. Партийцы, однако, этого сделать не захотели, не оценив ее заслуг. Слово "заслуги" при этом редакция поставила в кавычки. К тому же, статья сопровождалась вполне безобидным коллажем с изображением нарисованной милой женской фигурки на стульчике с приделанной подлинной головой г-жи Харитоновой.

Судя по тексту иска, это имело для нее ужасные последствия: "Ответчики причинили мне невосполнимый моральный вред и значительный экономический ущерб моему бизнесу… Со дня прочтения мною этой публикации я резко изменилась - стала крайне раздражительной и беспричинно нервной, меня постоянно сопровождает головная боль, никогда ранее не страдая сердечными заболеваниями, я обнаружила у себя приступы сердечной аритмии, боли в области сердца, бессистемные скачки кровяного артериального давления, в связи с чем я вынуждена постоянно принимать успокаивающие и сердечные медикаментозные препараты".

Остается загадкой, почему г-жа Харитонова терпела все это два года и не обращалась в суд, дабы пресечь аритмию. Очевидно, мешала сосредоточиться постоянная головная боль.

Истица требует опровержений, возмещения морального вреда в сумме 200 тысяч рублей, ну и, разумеется, извинений. В тексте предложенного ею опровержения она также требует назвать ее "уважаемым человеком, журналистом и общественным деятелем".

Судебное разбирательство обещает быть скрупулезным и долгим.

6. Краснодарский край. Журналистов не пустили на обсуждение экологических проблем Красной поляны.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

В фешенебельном "Пик-Отеле" на Красной Поляне в Адлерском районе Сочи 23-го января проходил "круглый стол" на тему "Экологические проблемы строительства олимпийских объектов в г. Сочи - пути решения". Официальными участниками "круглого стола" стали представители корпорации "Олимпстрой", министерства природных ресурсов РФ, представители российских федераций санного и бобслейного спорта. Также были приглашены российские представительства "Гринписа", Всемирного фонда дикой природы и Международного Социально-экологического союза.

К столь серьезному мероприятию проявили интерес и журналисты. Однако они в зал заседания допущены не были. Среди не попавших на "круглый стол" оказались и журналисты старейшей курортной газеты России "Черноморская здравница".

"У нас в Сочи так заведено. Что говорить о "круглом столе" на Красной Поляне, если я сам и мои корреспонденты не могут попасть в мэрию Сочи, - прокомментировал ситуацию Фонду защиты гласности редактор "Черноморской здравницы" Сергей Белов. - Прежде у дежурного на входе в администрацию города был список аккредитованных журналистов, по этому списку нас и пропускали. Теперь это отменено, если нужно попасть к какому-сотруднику мэрии или на какое-либо проходящее там мероприятие, каждый раз нужно заказать и получить пропуск, - добавил Белов.

7. Москва. Охранники психбольницы задержали фотокорреспондента.

В Москве охранники психоневрологической больницы номер 8 задержали фотокорреспондента газеты "Московский корреспондент" Валентина Гревцова.

Журналист выполнял редакционное задание - фотографировал корпуса больницы для материала о Владимире Высоцком, который не раз лечился в этом учреждении. Попал фотограф на территорию больницы без труда. Никаких объявлений о том, что объект режимный и фотосъемка запрещена, он не увидел. Обошел корпуса больницы, сделал несколько кадров. И когда уже за территорией больницы В. Гревцов снимал мемориальную табличку, его задержали. "Человек набросился на меня со спины, - рассказал фотокорреспондент. - В ответ на мои просьбы представиться он и стал требовать отдать ему фотоаппарат. Более того, он стал вырывать камеру у меня из рук, объясняя, что больница - режимное предприятие и здесь снимать не положено". Затем охранник схватил фотографа за рукав и потащил в помещение для охранников. Уже у самых ворот на помощь ему выскочил другой охранник. Вдвоем они затолкали фотографа в охранную будку.

Прибывший на место милиционер заявил журналисту, что больница - объект режимный, и фотографировать здесь запрещено. А заместитель главного врача Александр Гайдановский объяснил, что "В больнице любые заметки, снимки, фото и видео делаются только с разрешения пресс-центра департамента здравоохранения города Москвы", и приказал фотографу стереть все снимки, ссылаясь на распоряжение этого департамента.

Отпустили журналиста лишь после того, как он удалил снимки.

По материалам газеты "Московский корреспондент".

8. Екатеринбург. Нападение на журналиста.

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе.

В Екатеринбурге 25 января совершено разбойное нападение на журналиста Владимира Васильева. С многочисленными следами побоев и подозрением на трещину черепа он доставлен в городскую больницу номер 23.

В. Васильев возвращался домой после городского "Бала чемпионов", когда в подъезде дома на него накинулись пока еще не установленные следствием лица. Владимир - ответственный секретарь газеты "Спорт-Аншлаг", пресс-секретарь клуба волейбольной Суперлиги "Локомотив-Изумруд", активно сотрудничает с газетами "Уральский рабочий" и "Вечерний Екатеринбург", "Коммерсант-Урал".

Следствие рассматривает несколько версий произошедшего, и хотя основной считается ограбление, но будет обязательно проверен и мотив мести за публикации журналиста.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Ответ "жертвам режима".

Мы выяснили, что "Журналисты Коми не согласны с тем, что их выставили жертвами режима". В материале с таким заголовком в качестве журналистов цитируются: заместитель главы республики Алексей Чернов, руководитель агентства Коми по печати и массовым коммуникациям Ирина Брагина, руководитель ГУ РК "Комиинформ" Татьяна Медведева, директор ИА "Комионлайн" Захар Волокитин - см. http://komionline.ru/news/7611 .

Отвечаем.

В "Комионлайн". Господа!

Что ж вы так переполошились, что даже не заметили, что в вызвавшем "всеобщее возмущение" в Республике Коми материале не было и малейшей попытки поставить кого-либо на какое-то место? Это просто список нарушений прав журналистов и СМИ, зафиксированных ФЗГ на территории России за год. Рейтинг еще впереди. Заявление директора информационного агентства "Комионлайн" З. Волокитина, безусловно, подскажет нам, как на самом деле обстоит дело со свободой слова в Республике Коми. Вы его прочтите внимательно: оно ведь однозначно свидетельствует, что для независимой журналистики нет места в республике Коми.

Очень рады, что Вы заглядываете на наш сайт и какое счастье, что из всех за год собранных конфликтов мы совершили ошибку только в одном случае, и что газета "Искра" по-прежнему издается. Что же до тюменского журналиста, то задержанию он почему-то подвергался именно у вас в республике, что и было отражено в нашем мониторе. Конечно, в таком "судьбоносном" материале, как "Журналисты Коми не согласны с тем, что их выставили жертвами режима" хотелось бы услышать мнение не только руководителей республики и средств массовой информации. А согласны ли с Вашей благополучной независимой оценкой рядовые журналисты, работающие непосредственно в СМИ республики? Или они, по образному выражению г-на Волокитина, "имеют ровно ту свободу слова, которую заслуживают"?


***

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 13 раз. В частности,

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7212000/7212460.stm
http://www.rg.ru/2008/01/23/reg-primorie/isklesnichego.html
http://www.sostav.ru/news/2008/01/21/ola1/
http://www.rg.ru/2008/01/22/forum.html
http://khakasia.info/2008/01/22/_ugroza_oboronosposobnosti_rossii_.html
http://moscor.ru/chelovek_i_tsivilizatsija/elitnyjj_klub_russkojj_literatury/
http://www.bnkomi.ru/content/view/981/
http://newtimes.ru/teletype/200801261201370716/
http://news.vdv-s.ru/cgi-bin/index.pl?id=205&news=19681
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=846276
http://www.govoritmoskva.ru/russia/080126211759.html http://www.doshdu.ru/paragraph.html?sel=1199364044
http://echo.msk.ru/news/420126.html


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

1. За журналистом прислали милицейский кортеж.

Сергей Михайлов,
учредитель газеты "Листок" (Горно-Алтайск).

Вечером 22 января в Онгудайском районе Республики Алтай домой к корреспонденту газеты "Листок" (Горно-Алтайск) Валерию Панину приехали сотрудники милиции. Двое остались в автомобиле, а ещё двое зашли в дом.

Вскоре выяснилось, что сотрудники Усть-Коксинского РОВД были специально командированы из соседнего района для того, чтобы подвергнуть корреспондента газеты "Листок" принудительному приводу к дознавателю Усть-Коксинского РОВД Людмиле Беззубцевой. Незваные гости продемонстрировали журналисту постановление о принудительном приводе в Усть-Коксинское РОВД для допроса В. Панина, против которого возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 129 УК РФ ("Клевета в СМИ").

Подписан этот документ был Л. Беззубцевой, а утверждён заместителем начальника Усть-Коксинского РОВД О. Акимовым. В постановлении указано, что В. Панина надо было доставить в Усть-Коксинское РОВД к 16 часам 22 января. Журналист попросил сотрудника Усть-Коксинского РОВД предъявить служебное удостоверение. Тот ответил: "У меня его нет, оно на обмене". Тогда В. Панин позвонил адвокату, и тот быстро приехал. Посмотрев постановление, адвокат сразу же обнаружил несоответствия с УПК, в частности, отсутствие печати. В течение полутора часов шли телефонные переговоры с прокурором района и дознавателем Беззубцевой, которая почему-то настаивала на срочной "доставке" журналиста в Усть-Коксинское РОВД. В ходе разговора с дознавателем адвокат напомнил, что согласно УПК дознаватель обязан ждать адвоката в течение пяти дней, и сообщил, что В. Панин вместе с адвокатом появится в Усть-Коксинском РОВД к 10 часам утра 24 января. После этого сотрудники милиции покинули дом журналиста.

А началась эта история после публикации в "Листке" в июне 2007 года заметки "Не рой другому яму", в которой сообщалось об изъятии сотрудниками республиканского ОМОНа и инспекторами Россельхознадзора огнестрельного оружия (пистолета и нескольких охотничьих ружей) у старшего государственного инспектора районного подразделения охотнадзора А. Чайки. Материал был написан после того, как корреспонденту удалось ознакомиться с актами об изъятии оружия у господина Чайки.

2. Судебная атака суперхолдинга против "районки" окончилась полным провалом.

Евгений Калинин,
корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

Нечасто случается, чтобы "обиженные" средствами массовой информации граждане, и уж тем более мощные коммерческие структуры предъявляли иски к сельским районным газетам. И это понятно: сами "районки", финансовое состояние которых практически полностью зависит от власти, не стремятся к конфликтным публикациям, да и взять с них особо нечего в смысле компенсации "морального вреда".

Тем не менее, осенью прошлого года районная газета "Авангард" (Новоаннинский район Волгоградской области) подверглась беспрецедентной судебной атаке со стороны закрытого акционерного общества "Гелио-Пакс" и его руководителей - господ Воронина и Кочубея.

Журналист этой газеты Наталья Зубрева, отвечающая за освещение деятельности районной администрации и других органов местного самоуправления, летом опубликовала в газете ряд репортажей о возникших у местных властей проблемах с хозяйственной структурой "Гелио-Пакс", которая занимается сельскохозяйственным производством на землях района.

Выяснилось, что ни собственники крупных земельных паев - господа Воронин и Кочубей, ни сам "Гелио-Пакс", арендующий эти земли, вот уже в течение нескольких лет не платят земельный налог в пользу местных властей. По этому поводу в районной администрации состоялось рабочее совещание, подробный отчет о котором и был опубликован в газете. При этом журналист добросовестно процитировала выступления глав сельских поселений, которые и жаловались на то, что землепользователи не платят налог на землю.

Другая публикация была посвящена поездке главы района в хутор Новокиевский, жители которого пожаловались на "Гелио": занимаются, мол, припашками земли, хуторянам ни пройти ни проехать, сыпят в избытке ядохимикаты и удобрения, отчего рыба в прудах передохла, потравили всех пчел с самолетов.

Казалось бы, для солидной структуры, которая является одним из крупнейших сельхозпроизводителей в области, эти публикации в районной газете должны были бы послужить серьезным сигналом к урегулированию конфликтов с сельчанами.

Но новые "хозяева" ринулись в бой за поруганную "деловую репутацию": предъявили к редакции "Авангарда" и к Наталье Зубревой целых четыре иска. Помимо опровержений потребовали, разумеется, и "моральный вред", всего-то ничего - 600 тысяч рублей.

При этом юристы холдинга в исках проявили вопиющее незнание законодательства о СМИ. Например, главным доводом в исках было то, что "автор не проверила достоверность сообщаемой информации" - и это при том, что автор дословно цитировала выступления официальных лиц, что освобождает редакцию от ответственности в принципе. Примечательно и то, что в трех исках в качестве истца выступила управляющая холдингом структура - ЗАО "Гелио-Пакс", несмотря на то, что именно про ЗАО в публикациях не было сказано ни единого слова.

В ноябре Новоаннинский районный суд полностью отказал в иске Воронину и Кочубею - факты о неуплате налогов подтвердились. В декабре Арбитражный суд Волгоградской области отказал в иске ЗАО "Гелио-Пакс" еще по двум искам, также касавшимся неуплаты налогов на землю. А 10 января Арбитражный суд рассмотрел последнее, самое сложное дело - по статье, где рассказывалось о жалобах хуторян на припашки, дохлую рыбу и потравленных пчел. Представители "Гелио-Пакса" на сей раз заняли совсем уж наивную позицию: никаких-де земель у ЗАО в пользовании нет, если кто что и травил, так это дочерняя структура, которая называется "Гелио-Пакс Агро 3", и поэтому мы, мол, совсем не при чем.

Ни и это не помогло: суд отказал и в этом иске полностью. Причем сделал прямую ссылку на статью 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: и крестьяне имели полное право пожаловаться властям на безобразия, и журналист имела полное право отразить в газете этот факт.

Истец, впрочем, намерен бороться за свою "репутацию" до "победного конца" и подал на все решения апелляции. Гордыня душит по-прежнему.

3. Журналисты поставили "неуд" пресс-службе правительства Ленинградской области.

Роман Захаров,
собственный корреспондент. ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Ряд петербургских журналистов, которым чаще всего приходится сталкиваться с деятельностью правительства Ленинградской области и присутствовать на проводимых исполнительной властью региона мероприятиях, обратились с открытым письмом к губернатору Сердюкову. Они жалуются на ухудшение условий собственной работы и фактическое противодействие со стороны руководства Комитета по информационной политике.

Меньше всего открытое обращение к губернатору похоже на челобитную. В списке авторов - и корреспонденты оппозиционной "Новой газеты", и главной ежедневной газеты Петербурга (по определению - вполне доброжелательной к властям) "Санкт-Петербургские ведомости". Кстати, почти все корреспонденты деловых изданий из пула при областном правительстве подписали документ.

В обращении ставится четкая оценка работе Комитета по информационной политике областного правительства: "Мы… считаем ее крайне неудовлетворительной". В письме говорится, почему журналисты пришли к такому мнению: сократилось количество информации о работе исполнительной власти и губернатора, появились сложности с получением официальных комментариев, сотрудники пресс-службы в ряде случаев не предупреждают СМИ о предстоящих мероприятиях. Кроме того, журналистам есть с чем сравнивать: "Обращаем Ваше внимание на то, что до лета 2007 года организация работы пресс-службы по отношению к журналистам была значительно более уважительной и эффективной". Петербургские журналисты слишком привыкли к "журналистской вольнице" - так прокомментировал нам письмо один из экспертов.

Один из авторов обращения рассказал корреспонденту ФЗГ, что неприятным сюрпризом стал отказ нескольких представителей прогосударственных СМИ подписать документ. И это при том, что описанные в нем недостатки в работе структур исполнительной власти "отказники" признают. Остается только гадать, с чем это связано. То ли это профессиональный цинизм, связанный с нежеланием окончательно испортить отношения с источниками информации и ньюсмейкерами (напоминаем, что обращение подписано пулом журналистов, работающих с правительством Ленобласти). То ли - страх перед властями или даже перед собственным начальством, нередко более почтительным к лицам, облеченным властью. То ли - обычный конформизм.


НАШИ ПАРТНЕРЫ
. В Волгограде "прошел круглый стол" на тему "Граждане и гласность: можно ли ставить знак равенства?".

23 января в Волгограде прошел "круглый стол" на тему "Граждане и гласность: можно ли ставить знак равенства?", организованный общественной организацией "Граждане".

На мероприятии в качестве эксперта выступил президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. В работе приняли участие уполномоченный по правам человека Волгоградской области Михаил Таранцов, журналисты различных СМИ, депутаты областной и городской дум, представители экологических и молодежных движений Волгограда.

"Новости. Все для вас", 23 января.


ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.

В декабре 2007 года Пресненский районный суд Москвы частично удовлетворил исковые требования руководителя института физиологии растений им. К. А. Тимирязева РАН Владимира Кузнецова к журналу "Экология и жизнь" и президенту Зернового союза А. Злочевскому. Признаны несоответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию истца сведения, содержащиеся в интервью А. Злочевского, опубликованном в упомянутом издании. С президента Зернового союза в пользу Кузнецова взыскано 15 000 рублей в счет компенсации морального вреда и 20 000 рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с оплатой работы адвоката. С АНО "Журнал "Экология и жизнь" в пользу Кузнецова взыскано 15 000 рублей в качестве компенсации морального вреда и 20 780 рублей - в счет судебных расходов, связанных с ведением дела.

Данное решение обжаловалось редакцией в кассационном порядке, однако определением Мосгорсуда было оставлено без изменения.

Юридической службой ФЗГ от имени редакции была подготовлена жалоба в порядке надзора. В качестве оснований для отмены судебного решения юристы указали на нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В частности, в жалобе изложены следующие доводы.


1. Судом к участию в деле был привлечен автор спорной информации, и при таких обстоятельствах суд не мог рассматривать, а тем более удовлетворять исковые требования к изданию о признании сведений не соответствующими действительности. Суд при рассмотрении данного дела игнорировал подлежащий применению закон, а именно пункт 3 статьи 57 Закона РФ "О СМИ", освобождающий издание от ответственности за распространение сведений, если эти сведения содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений.

Судом было правильно установлено обстоятельство, что автором сведений является А. Злочевский. Он подтвердил, что полностью согласен с текстом интервью, не оспаривал его содержания, подписал вариант интервью, подлежащий публикации, поэтому информацию, распространенную от его имени в статье, суд признает исходящей от него, а не от редакции журнала "Экология и жизнь". И поскольку автором спорного текста является Злочевский, а не редакция, а опубликованное в журнале интервью представляет собой ответы на запрос информации, в силу прямого указания Закона суд обязан был применить к редакции журнала статью 57 Закона РФ "О СМИ" и освободить ее от ответственности.

2. Кроме того, суд первой инстанции существенно нарушил нормы материального права. В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВС РФ № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а так же деловой репутации граждан и юридических лиц" сказано: "В случае, если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика может быть привлечен учредитель данного средства массовой информации".

Поскольку редакция журнала "Экология и жизнь" в соответствии с пунктом 1.2 Устава редакции не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика был привлечен учредитель журнала - АНО "Журнал "Экология и жизнь". Однако на момент издания 4-го номера журнала за 2004 год, в котором содержалось спорное интервью, единственным учредителем журнала было ООО "Тайдекс Ко". Так что судом вынесено решение в отношении юридического лица, не являющегося учредителем СМИ.

3. В соответствии со статьей 196 ГПК РФ суд первой инстанции при принятии решения оценивает представленные сторонами доказательства по делу. Однако суд первой инстанции, самостоятельно проведя лингвистическую экспертизу спорного текста, вышел за пределы своих полномочий, установленных гражданским процессуальным кодексом, в соответствии с требованиями которого суд не вправе самостоятельно проводить экспертизу при возникновении вопросов, требующих специальных знаний, а может лишь назначить ее.

4. Суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, а именно статью 152 ГК РФ, так как обстоятельствами, имеющими значение для данной категории дел, являются факт распространения ответчиком несоответствующих действительности сведений об истце и порочащий характер этих сведений. При отсутствии одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом (пункт 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.02.2005 г. №3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а так же деловой репутации граждан и юридических лиц").

5. Утверждения ответчика, что В. Кузнецов - "ярый противник биотехнологий" и что он резко осуждает их в прессе в принципе не могут никого характеризовать как положительно, так и отрицательно, поскольку при существовании различных научных школ и направлений каждый из участников дискуссий может иметь собственное мнение о том, что для науки, по его мнению, хорошо, а что плохо. Сведения о том, что истец будет проводить испытания за деньги также не могут никого характеризовать отрицательно, тем более, если эти испытания будут проводиться в соответствии в установленном законом и нормативами порядке.

6. Судом не было принято во внимание, что, в соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав граждан и основных свобод, а так же статьей 29 Конституции РФ и указанного выше Постановления Пленума Верховного суда РФ, оценочные мнения и суждения не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на соответствие их действительности. Сведения о том, что В. Кузнецов "надеется насильно внедрить свой метод", отражают мнение ответчика о наличии таких желаний и надежд, а не факт объективной действительности. Таким образом, текст не содержит сообщений об имевших место фактах, которые могут быть проверены на соответствие действительности.

7. Не соответствуют требованию закона и суммы, подлежащие взысканию с ответчиков как в качестве основных требований, так и судебных расходов. Как видно из искового заявления, требования истца включали суммы по 150 000 рублей с каждого ответчика в качестве компенсации морального вреда, а также судебные расходы в размере 20 000 рублей с Злочевского и 20 780 рублей с АНО "Журнал "Экология и жизнь". Суд удовлетворил иск частично, однако в соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально сумме удовлетворенных требований. Таким образом, присуждение судебных расходов в полном объеме незаконно.


Изложенные тезисы однозначно указывают на неправомерность оспариваемого решения. Вместе с тем следует заметить, что ситуация, когда СМИ несет материальную ответственность за опубликование интервью, в котором содержатся порочащие сведения, типична. Мы надеемся, что СМИ воспользуются предложенной выше правовой позицией и смогут выиграть подобные иски еще в суде первой инстанции.

 

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни