Дайджест
14 Января 2008 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 363

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. У "оскорбленного" президента опять нашлись "защитники".

РОССИЯ.
1. Московская область. В Серпухове избиты журналисты.
2. Архангельск. Скандал получился негромким.
3. Москва. Пострадал журналист, писавший о "несогласных".

АЗЕРБАЙДЖАН. В Баку отложены судебные заседания по делу журналистов Ганимата Захидова и Эйнуллы Фатуллаева.

КАЗАХСТАН. Газете "Казахстанская правда" предъявлен иск за использование псевдонима.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории РФ в течение 2007 года.

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
1. Журнал "Журналист" определил лучших.
2."Радио Свобода": вещательные компании осудили угрозу свободе прессы.

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.


 

ТЕМА НЕДЕЛИ. У "оскорбленного" президента опять нашлись "защитники".

Во Владимире возбуждено уголовное дело по статье 319 УК РФ ("Оскорбление представителя власти") в отношении телекомпании "ТВ-6 Владимир". Нет, пока еще не за использование имени российского президента в названии частной телекомпании. Правоохранители обнаружили оскорбление главы нашего государства в сюжете о мероприятии местных "единороссов", показанном 30 ноября. В нем митинг в поддержку Владимира Путина, прошедший в городском дворце культуры, был назван "путингом", а фразы депутата Госдумы Андрея Исаева о "врагах курса президента" сменялись кадрами с народными танцами и аплодирующими людьми.

О реакции самого президента сведений нет. Однако за него поспешил оскорбиться депутат Госдумы от "Единой России" Михаил Бабич. Именно он месяц назад написал жалобу в прокуратуру, в которой обвинил журналистов в "публичном оскорблении Президента РФ", а также в "унижении граждан РФ по национальному признаку" и "разжигании национальной розни". Проверкой занялся отдел по расследованию особо важных дел следственного управления, а эксперты Нижегородского государственного лингвистического университета сделали необходимое заключение. Впрочем, унижения граждан и разжигания розни нижегородские эксперты в сюжете так и не обнаружили, а вот "путинг" их, видимо, впечатлил настолько, что они согласились с мнением прокурорских работников относительно наличия в этом неологизме какого-то оскорбительного смысла. Возможно, это объясняется тем, что упомянутый университет, как отмечает Newsru.Com, долгие годы специализировался на подготовке военных переводчиков.

Опираясь на заключение экспертов, владимирская прокуратура возбудила уголовное дело. Пока - только в связи с оскорблением представителя власти. Журналистам обвинения не предъявлены, они все еще проходят по делу как свидетели, но все может измениться. И тогда им будет грозить наказание в виде исправительных работ на срок до одного года.

Отметим, что прокуратура не в первый раз возбуждает уголовные дела в отношении журналистов и СМИ за оскорбление президента. В частности, в Иваново редактор Интернет-издания "Курсив" Владимир Рахманьков уже был осужден и приговорен к штрафу в 20 тысяч рублей за статью "Путин как фаллический символ России" (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest303.shtml#rus5 ). Причем и в этом случае мнение "оскорбленного" осталось неизвестным.


…А ведь еще ровно 200 лет назад И. А. Крылов написал басню "Пустынник и Медведь", в которой есть бессмертные, судя по всему, строчки: "Хотя услуга нам при нужде дорога, Но за нее не всяк умеет взяться: Не дай бог с дураком связаться! Услужливый дурак опаснее врага".



РОССИЯ.

1. Московская область. В Серпухове избиты журналисты.

Редактор газеты "Народный наблюдатель Подмосковья" Лариса Журавская и репортер газеты "ОКА-Инфо" Денис Прокофьев были избиты 12 января в подмосковном Серпухове.

Как сообщила Л. Журавская, в зале школы номер 15 группа депутатов, лояльных главе города, в очередной раз пыталась собрать кворум для принятия необходимых мэру решений. Однако, когда полномочный представитель девяти оппозиционных депутатов попытался зачитать текст подписанного ими решения, его заставили замолчать. В это время редактор газеты "Народный наблюдатель Подмосковья" и помощник председателя депутатской антикоррупционной комиссии Л. Журавская раздавала в зале копии текста, который не удалось огласить.

На глазах чиновников местной администрации и депутатов к ней подбежали несколько мужчин, вырвали бумаги и принялись избивать. Досталось и корреспонденту газеты "ОКА-Инфо" Денису Прокофьеву, который попытался снять происходящее - ему разбили фотокамеру, повалили на пол и избили ногами. По словам Л. Журавской, ни присутствующие на заседании представители милиции, ни помощник городского прокурора, ни 5 заместителей главы города, ни 14 депутатов городского совета Серпухова в конфликт вмешиваться не спешили.

В результате нападения журналисты оказались в больнице. Врачи зафиксировали у Л. Журавской смещение шейных позвонков, а у Д. Прокофьева - сотрясение мозга, перелом пальца и многочисленные ушибы грудной клетки. Он в состоянии средней тяжести помещен в травматологическое отделение больницы им. Семашко. Л. Журавская от госпитализации отказалась, и ей приходится носить специальный фиксирующий воротник.

За два месяца до описываемых событий редакция газеты "Народный наблюдатель Подмосковья" была подожжена - в ночь на 15 ноября полностью выгорел этаж здания, где располагалась редакция (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest357.shtml#rus1). В редакции считают, что поджог связан с многочисленными публикациями газеты о беззакониях в Серпухове. По словам редактора, "по материалам, опубликованным в газете, было заведено несколько уголовных дел, где фигурируют чиновники городской администрации и некоторые лояльные мэру депутаты".

2. Архангельск. Скандал получился негромким.

Тамара Овчинникова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Уголовное дело о клевете в отношении главного редактора информационного агентства "RUSNORD" Леонида Чертока прекращено в суде на первом же слушании. Интриги не получилось - губернатор Архангельской области Николай Киселев, по инициативе которого журналиста привлекли к уголовной ответственности, заявил ходатайство о прекращении судебного преследования Л. Чертока.

Напомним, что главный редактор информационного агентства "RUSNORD" был привлечен в качестве ответчика по уголовному делу о клевете в связи с публикациями статей, касавшихся деятельности губернатора Архангельской области. Ранее Л. Чертоку предлагалось признать ошибки и "писать о губернаторе только хорошо", однако журналист не согласился с таким методом разрешения конфликта и заявил, что будет ждать "справедливого решения суда" (см. http://www.gdf.ru/digest/digest/digest354.shtml#rus9 ).

Судебный процесс начался 10 января и в этот же день закончился - его участники, в том числе сторона обвинения, согласились на прекращение дела. Как сказал главный редактор, судебное разбирательство могло нанести очередной сокрушительный удар по реноме главы региона. Кроме того, его радует тот факт, что потерпевшая сторона предложила мировую без дополнительных условий. Л. Черток расценивает это как косвенное подтверждение конструктивности его критики в адрес исполнительной власти Архангельской области.

3. Москва. Пострадал журналист, писавший о "несогласных".

В ночь на 8 января совершено нападение на журналиста Артема Скоропадского, сотрудничавшего с изданием "Газета"

Он рассказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что нападение произошло ночью, в начале первого, возле его дома. "Меня окликнул молодой человек, я обернулся, он ударил меня несколько раз и убежал, не пытаясь отобрать ни деньги, ни мобильный телефон", - рассказал пострадавший. В результате нападения у А. Скоропадского рассечена бровь и поврежден нос. Журналист не знает, с чем связано нападение. Он обратился в милицию, где был составлен протокол, а также в травматологическое отделение поликлиники, где были зафиксированы следы побоев.

А. Скоропадский освещал мероприятия "Другой России", но не писал никаких острых материалов - только обычные репортажи с "Маршей несогласных" или пресс-конференций Михаила Касьянова. Кроме того, в декабре журналист сопровождал М. Касьянова в поездке в Воронеж и Тамбов.



АЗЕРБАЙДЖАН. В Баку отложены судебные заседания по делу журналистов Ганимата Захидова и Эйнуллы Фатуллаева.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

"Из-за плохой погоды" перенесено на неопределенный срок и заседание Апелляционного суда по делу журналиста Эйнуллы Фатуллаева. Его адвокат Исахан Ашуров считает, что все это делается специально, чтобы как можно дольше продержать его подзащитного под арестом. Организация "Репортеры без границ" вновь призвала власти Азербайджана освободить оставшихся в тюрьме журналистов. Речь идет о главных редакторах газет "Азадлыг" и "Реальный Азербайджан" Ганимете Захидове и Эйнулле Фатуллаеве, а также сатирике Мирзе Саките.

С просьбой освободить этих журналистов к президенту снова обратился представитель ОБСЕ по свободе прессы Миклош Харашти. В его заявлении для прессы сказано: "Я с облегчением услышал, что некоторые из журналистов были освобождены, но не будем забывать, что трое журналистов все еще остаются в заключении, и они должны быть освобождены", - заявил Харашти.

28 декабря президент Азербайджана Ильхам Алиев издал указ о помиловании 119 заключенных, в том числе пятерых журналистов, которые были осуждены в 2007 году.

О преследованиях журналистов в Азербайджане Фонд защиты гласности уже сообщал. Напомним, что редактор газеты "Реальный Азербайджан" Эйнулла Фатулаев в апреле 2007 года был приговорен к 2,5 годам тюрьмы за статью "Карабахский дневник", которую он написал и опубликовал в своей газете. Эйнулла был первым азербайджанским журналистом, который побывал в Нагорном Карабахе после двухлетней войны между Арменией и Азербайджаном. Иск о клевете подали активисты общественной организации карабахских беженцев. Позднее против Футтулаева было возбуждено еще одно уголовное дело. На этот раз поводом для судебного разбирательства стала статья "Алиевы готовятся к войне". В ней говорилось о возможной ракетной атаке на Азербайджан со стороны Ирана в случае военной операции Вашингтона против Тегерана. При этом газета ссылалась на сообщения мировых информационных агентств об этой угрозе. Следствие усмотрело в статье "подстрекательство к терроризму". Суд по рассмотрению особо тяжких преступлений признал Фатуллаева виновным по трем статьям Уголовного кодекса: угроза терроризмом, уклонение от уплаты налогов и разжигание межнациональной розни. Кроме того, суд обязал Фатуллаева выплатить более 230 тысяч долларов штрафа "за сокрытие доходов от налогов".

После ареста Фаттулаева газета "Реальный Азербайджан" перестала выходить. Сотрудники этой газеты и еще нескольких оппозиционных изданий - всего 19 журналистов - попросили политического убежища в странах Евросоюза и США.


КАЗАХСТАН. Газете "Казахстанская правда" предъявлен иск за использование псевдонима.

8 января в Сарыаркинском суде города Астаны должно было состояться судебное слушание по иску Сергея Скрябина к газете "Казахстанская правда" о защите деловой репутации и компенсации морального вреда.

Поводом к иску была публикация в июле-августе 2007 года нескольких статей редактора отдела политики газеты "Казахстанская правда" Ольги Казанцевой на правовую и политическую тематику, которые она подписывала псевдонимом "Сергей Скрябин".

Реальное лицо - юрист Сергей Скрябин посчитал, что выбор такого псевдонима не случаен. По его мнению, журналист О. Казанцева намеренно выбрала этот псевдоним, чтобы он персонифицировался исключительно с его личностью, что нанесло ему моральный вред и отрицательно сказалось на его деловой репутации.

Из-за неявки истца С. Скрябина в суд заседание перенесено на 17 января.

AdilSoz.kz-NEWS, 9 января.



ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ
. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории РФ в течение 2007 года.

В прошедшем году значительно выросло количество конфликтов, связанных с задержанием журналистов сотрудниками правоохранительных органов, а также с изъятием (скупкой, арестом) тиражей. Мы склонны считать, что проблемы с тиражами стали следствием проведенной выборной кампании в Государственную Думу РФ. А многочисленные задержания сотрудников СМИ связаны с прошедшими в 2007 году в разных городах Маршами несогласных.

Всего зафиксировано 1 502 конфликта (в 2006 году - 1 345, в 2005 - 1 322). В том числе:

случаи гибели журналистов - 8.

Вадим Кузнецов, главный редактор журнала "Мир и дом. Санкт-Петербург", Санкт-Петербург; Константин Бровко, хабаровская телекомпания "Губерния", во Владивостоке; Иван Сафронов, журналист газеты "Коммерсант", Москва; Леонид Эткинд, учредитель и главный редактор газеты "Карьера", Саратов; Вячеслав Ифанов, оператор студии "Новое телевидение Алейска", Алтайский край; Александр Жадаев, журналист "11 канала", Пенза; Игорь Кудряшов, корреспондент газеты "Ведомости Урал", Свердловская область; Юрий Шебалкин, корреспондент газеты "Калининградская правда", Калининград.

В 2006 году зафиксирована гибель 9 журналистов, в 2005 - 7.


Нападения на журналистов - 75. В 2006 - 69, в 2005 - 63.

Подробнее см. http://www.gdf.ru/content/2008/01/14012008.shtml .

Нападения на редакции - 11 (в 2006 - 12, в 2005 - 12).

Факты цензуры - 33.

ГТРК "Алтай", Барнаул; газета "Информ +", Тюменская область; газета "Даймохк", Чеченская Республика; ГТРК "Россия-Самара", Самара газета "Деловой вторник", Волгоград; газета "Сельская трибуна", Самарская область; телепрограмма "Момент истины", в Карачаево-Черкесии; газета "Новое дело", Дагестан; газета "Ленинское знамя", Волгоградская область; газета "Галерея Чижова", Воронеж; РТР; телекомпания "Антенна-7", Омск; газета "Мой город - Железнодорожный", Московская область; журнал "Дош", Москва; сайт Независимой психиатрической ассоциации России; "Первый канал", Москва; газета "Орловские новости", Орел; телеканал СТС, Москва - 2 раза; телеканал "Россия", в Туле; журнал IQ, Пермь; Слюдянское телевидение, Иркутская область; журнал "Обводный times", Санкт-Петербург; телеканал "Петронет", Петрозаводск; телепрограмма "Народ хочет знать, Москва"; сайт радио "Восток России", Хабаровский край; газета "Новый Петербург", Санкт-Петербург; программа "Неделя" на канале РЕН ТВ; сайт ИА "Комиинформ", сайт ИА "Бизнес-новости Республики Коми", сайт ИА "КомиОнлайн", все - Республика Коми.

В 2006 - 28, в 2005 - 23.

Уголовное преследование журналистов и СМИ - 46 (в 2006 - 48, в 2005 - 42).

Незаконное увольнение редактора, журналиста - 12 (в 2006 - 16, в 2005 - 11).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) - 140 (в 2006 - 75, в 2005 - 47). Подробнее см. http://www.gdf.ru/content/2008/01/14012008.shtml .

Судебные иски к СМИ и журналистам.

В 2007 году предъявлено 220 исков на 231 437 503 рубля.
Средняя цена предъявленного иска - 1 051 988.65

Удовлетворено 64 иска, взыскано 5 636 350 рублей.
Средняя цена удовлетворенного иска - 88 067


В 2006 году предъявлено 299 исков на 884 892 287 рублей 48 копеек.
Средняя цена предъявленного иска - 2 959 505 рублей.

Удовлетворено 80 исков, взыскано 33 628 000 рублей.
Средняя цена удовлетворенного иска - 420 350 рублей.


В 2005 году предъявлено 382 иска на 903 184 230 рублей 46 копеек.
Средняя цена предъявленного иска - 2 364 356 рублей.

Удовлетворен 161 иск, взыскано 5 350 692 рубля.
Средняя цена удовлетворенного иска - 33 234 рубля.


Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 238. В 2006 - 240, в 2005 - 233.

Угрозы в адрес журналистов и СМИ - 27 (в 2006 - 43, в 2005 - 25).

Попытки выселения редакций из занимаемых помещений - 7 (в 2006 - 7 , в 2005 - 10).

Отказ от печатания (распространения) СМИ - 34 (в 2006 - 50, в 2005 - 38).

Отключение от эфира, прекращение вещания - 27 (в 2006 - 18, в 2005 - 23).

Изъятие (скупка, арест) тиража - 92 (в 2006 - 28, в 2005 - 28). Подробнее см. http://www.gdf.ru/content/2008/01/14012008.shtml .

Прекращение выхода СМИ - 15 (в 2006 - 26, в 2005 - 23).

Препятствование деятельности интернет-изданий - 41.

Выход изданий-двойников - 14.

Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 376 (в 2006 - 300, в 2005 - 344).

Подробнее см. http://www.gdf.ru/content/2008/01/14012008.shtml .



НАШИ ПАРТНЕРЫ.

1. Журнал "Журналист" определил лучших.

Журнал "Журналист" в числе своих лучших авторов по итогам 2007 года назвал Алексея Симонова.

Нна страницах этого старейшего российского профессионального издания. А. Симонов признан лучшим за аналитическое расследование "Профессия - мишень", опубликованное в июльском и августовском номерах журнала (см. http://www.journalist-virt.ru/mag.php?s=200707211 и
http://www.journalist-virt.ru/mag.php?s=200708221).

2."Радио Свобода": вещательные компании осудили угрозу свободе прессы.

Пять крупных международных вещательных компаний осудили растущую в мире угрозу свободе прессы.

Как заявило руководство "Би-би-си", "Немецкой волны", "Французского международного радио", "Всемирного радио Нидерландов" и "Голоса Америки", во многих странах, на которые они вещают, деятельность СМИ все больше ограничивают, журналисты подвергаются нападениям.

Вещательные компании призвали соблюдать Декларацию ООН о правах человека и не препятствовать свободному распространению информации.

Svobodanews.ru, 8 января.



ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

30 декабря мы получили письмо из Астрахани. Приводим его полностью:

"Уважаемые коллеги!

Пожалуйста, примите к сведению и распространите следующую информацию:

21 декабря 2007 года Кировским районным судом Астрахани был вынесен приговор астраханскому журналисту, главному редактору и учредителю областного общественно-политического еженедельника "Факт и компромат" Глебу Иванову. Его признали виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 116, 129, 213 УК РФ ("побои", "клевета" и "хулиганство").

По эпизодам, связанным с хулиганством и клеветой, Глеба Иванова пытались привлечь еще в прошлом году. Неоднократно предпринимались попытки изменить ему меру пресечения - с подписки о невыезде на заключение под стражу. Менее суток обвиняемый в драке и стрельбе у входа в собственную редакцию журналист пробыл в стенах изолятора временного содержания.

Эпизод с клеветой - это публикация "Факта", в котором судебный пристав Р. Назаров обвинял свою начальницу Т. Белову в сексуальных домогательствах. Редактор "Факта и компромата" не отрицал того, что подписал в печать заявление горе-пристава, который впоследствии был признан невменяемым и таким образом избежал уголовной ответственности.

Журналиста приговорили к двум годам лишения свободы условно (год за "хулиганство" и столько же - за "побои") и десяти тысячам рублей штрафа за "клевету".

Ранее Т. Белова в связи с той же публикацией в гражданском судопроизводстве выиграла у редактора "Факта и компромата" 140 тысяч рублей.

С уважением, Глеб Иванов, Астрахань".

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни