Дайджест
10 Сентября 2007 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 347


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Анна Политковская может стать лауреатом премии имени Андрея Сахарова "За свободу мысли".

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Обыск в офисе учредителя премии имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок".

РОССИЯ.
1. Южный Федеральный округ. А редакции - на улицу?
2. Омск. Журналисты Д. Гутенев и Г. Бородянский стали объектами изощренной клеветы.
3. Владивосток. Выпушена фальшивая предвыборная газета.
4. Москва. В газете "Труд" опять сменился главный редактор.

БЕЛАРУСЬ. Прокуратура предупредила журналистов.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Семинар "Пресса и власть: возможности взаимодействия в информационном пространстве".

НАШИ ПАРТНЕРЫ. Премия имени А. Сахарова "За журналистику как поступок".

--------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕМА НЕДЕЛИ. Анна Политковская может стать лауреатом премии имени Андрея Сахарова "За свободу мысли".

Глава комитета Европарламента по международным делам Яцек Сариуш-Вольски предложил посмертно номинировать российскую журналистку Анну Политковскую на присуждение премии имени Андрея Сахарова "За свободу мысли". Как передает РИА Новости, об этом сообщил представитель пресс-службы Европарламента.

Премия имени Сахарова "За свободу мысли" была учреждена Европарламентом в 1988 году. Она присуждается ежегодно частным лицам и организациям, внесшим вклад в борьбу за права человека в своей стране, а также за уважение международного законодательства и развитие демократии. Ее первыми лауреатами стали Нельсон Мандела и правозащитник Анатолий Марченко (посмертно). В 1989 году премией был награжден отец "Пражской весны" Александр Дубчек. Позднее лауреатами становились Кофи Аннан, кубинское движение "Женщины в белом", организация "Репортеры без границ", правозащитница из Нигерии Хаува Ибрагим, общественное объединение "Белорусская ассоциация журналистов", Нобелевский лауреат из Бирмы Аунг Сан Су Ки. В прошлом году премия была присуждена белорусскому оппозиционному политику Александру Милинкевичу.

Добавим, что А. Политковская уже была лауреатом другой премии имени Андрея Сахарова - "За журналистику как поступок", которая существует в России уже седьмой год. Победив в конкурсе в 2002 году, А. Политковская вошла в состав жюри этой премии.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Обыск в офисе учредителя премии имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок".

В пятницу незадолго до завершения рабочего дня полтора десятка крепких молодцов ворвались в офис предпринимателя Питера Винса, учредителя премии имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок".

"Посетители" представились сотрудниками ОБЭП и заявили, что пришли проверять финансово-хозяйственную деятельность компании "Винланд". При этом предъявлять свои документы они категорически отказывались. Лишь по завершении обыска выяснилось, что проводил его ОБЭП ОВД Северного административного округа Москвы. Рассредоточившись по кабинетам, пришельцы приcтупили к "проверке", в ходе которой опечатали сейф с деньгами, подготовленными для выплаты зарплаты и личными средствами главы компании, а затем изъяли финансовые документы, печати, восемь компьютеров и серверы. Любопытно, что "понятые", прибывшие вместе с проверяющими, помогали обэповцам производить изъятие.

Отметим, что в результате "проверки финансово-хозяйственной деятельности" были избиты трое сотрудников компании "Винланд". Кроме того, в ходе акции "гости" постоянно угрожали находящимся в офисе.

По завершении мероприятия, парализовавшего деятельность компании, правоохранители удалились, разрешив оставшимся продолжать работу.

Остается неясным, чем вызван неожиданный визит силовиков. Не исключено, естественно, что это был рутинный "заказ" конкурентов. Однако это может быть и своеобразным сигналом - Питер Винс еще в СССР занимался правозащитной деятельностью и сидел за это в тюрьме, а потом был вынужден уехать из страны. Вернувшись в Россию в 90-х, Питер Винс с нуля поднял свою компанию и в 2000 году учредил премию имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок" в память о поддержке, оказанной в свое время его семье Андреем Дмитриевичем Сахаровым.

Остается добавить, что представители ЗАО "Винланд" направили соответствующие заявления Генеральному прокурору РФ, министру внутренних дел, председателю ФСБ и в комиссию при Президенте РФ по поддержке малого и среднего бизнеса.


РОССИЯ.

1. Южный Федеральный округ. А редакции - на улицу?

Намеченная на конец этого года приватизация издательских комплексов может больно ударить по редакциям областных и краевых газет.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном Федеральном округе.

В городском суде Майкопа продолжаются слушания уголовного дела по обвинению бывшего депутата Государственного Совета-Хасэ (парламента) Республики Адыгея Аслана Безрукова. Бывший депутат, руководитель общественного объединения "За справедливость" и генеральный директор республиканского издательско-полиграфического предприятия "Адыгея" обвиняется в совершении целого ряда преступлений. Как сообщает прокуратура республики Адыгея, в сговоре со своим племянником Аскером Киздермишевым он присвоил 1 млн. 700 тыс. рублей, принадлежавших возглавляемому им предприятию. Похищенные деньги Безруков легализовал, используя в коммерческой деятельности. Затем он привлёк ещё двух родственников - Руслана Емтыля и Аскарбия Гашиева, совместно с которыми попытался присвоить 7 млн. 244 тыс. рублей путём заключения невыгодных для предприятия контрактов.

Своими действиями Безруков намеревался обанкротить издательство и присвоить его себе. Благодаря принятым прокуратурой мерам, совершённые Безруковым сделки признаны ничтожными, а банкротство "Адыгеи" предотвращено. Сейчас в судебном процессе объявлен перерыв: по ходатайству защиты обвиняемых суд назначил экспертизу финансовых документов, приобщенных к делу. Издательство, в котором печатаются практически все общественно-политические газеты Адыгеи, работает сейчас в обычном режиме. По мнению руководителей местных СМИ, с которыми беседовал корреспондент ФЗГ, если бы Безрукову удалось осуществить свой план, он, скорее всего, продал бы здания издательского комплекса и землю, на которой он стоит, бизнесменам. А уже они бы потом решали: оставлять ли тут типографию или найти этим помещениям более выгодное применение. Где бы тогда печатались адыгейские газеты, неизвестно.

Редакции всех областных и краевых газет юга России с тревогой ждут, какие сюрпризы преподнесет им конец 2007 года. На текущий год намечена приватизация издательств и как только у них появятся новые хозяева, уже они будут решать дальнейшую судьбу не только типографий, но и газет, которые сейчас арендуют у издательств редакционные помещения. На первом этапе "полиграфической реформы" издательства стали акционерными обществами со стопроцентным государственным капиталом. Теперь они должны быть переданы в частные руки (из неофициальных источников давно уже известно чьи).

- В свое время президент Ельцин подписал указ о том, что все бывшие партийные издательства будут приватизированы с участием трудовых коллективов полиграфистов и журналистов, - сказал корреспонденту ФЗГ главный редактор газеты "Вольная Кубань", секретарь Союза журналистов России Виктор Ламейкин. - Все предприятия тогда приватизировались с участием трудовых коллективов, рабочие и инженеры получили акции. И только журналистов оставили ни с чем, хотя многие поколения газетчиков вложили свой труд в создание и развитие этих издательских комплексов, создавали этот капитал. А в итоге ни с чем остались и сами полиграфисты - они тоже не участвовали в приватизации своих предприятий. Дирекция издательства уже сейчас начала повышать арендную плату за занимаемые нашей редакцией помещения. С 1 сентября мы должны платить в четыре раза больше - 256 тысяч в месяц. А ведь наши издания (мы создали уже целый комплекс из пяти газет) дают 26% прибыли всего издательского комплекса. Я считаю, что все это делается с дальним прицелом: нас хотят выдавить отсюда с помощью непомерной арендной платы. А потом открыть тут, в самом центре Краснодара, рядом с "Интуристом", какой-нибудь развлекательный центр.

Редакция газеты "Ставропольская правда" уже платит за аренду помещений 3 млн. рублей в год. Но дирекция издательства все время пытается еще больше повысить стоимость аренды, хотя она уже давно достигла уровня арендной платы, который устанавливается для высокодоходных коммерческих предприятий и фирм. Однако главный редактор "Ставропольской правды" Василий Балдицын настроен более оптимистично, чем его кубанский коллега: - Если нам создадут невыносимые условия для работы, мы уйдем вместе с нашими большими тиражами печататься в издательство "Кавказская здравница", самое крупное и современное сейчас на Ставрополье. Есть и другие варианты - мы можем печататься в трех местах. Что же касается помещений редакции, то мы находимся не в самом центре города, не на главном проспекте и не думаю, что, к примеру, продажа чайников принесет новым хозяевам больше прибыли…

Основной офис издательства "Молот", в котором находятся редакции двух областных газет - "Молота" и "Нашего времени", находится, к сожалению, в самом центре Ростова-на-Дону. Место тут поистине золотое и это может сыграть роковую роль в судьбе редакций. Ветераны помнят, что этот дом был построен сразу после войны (строительство началось, как только Советская Армия освободила Ростов) специально для газеты "Молот". Больше десяти лет назад Союз журналистов России купил все это четырехэтажное здание за очень большие по тем временам деньги и передал в собственность ростовскому областному отделению Союза журналистов. Однако тогдашний представитель президента РФ в Ростовской области господин Зубков почему-то очень этим возмутился. По его настоянию у Союза журналистов здание отобрали, причем постановлением… главы администрации города. Обошлись даже без судебного решения. Такой вот юридический казус.

Издательство "Молот" было возвращено в федеральную собственность и теперь будет приватизировано, как и остальные. Останутся ли после этого на Буденовском проспекте, 37 редакции областных газет - большой вопрос. Дирекция издательства уже резко подняла арендную плату редакции газеты "Молот". - Все средства, полученные за полугодовую подписку, мы отдали за аренду наших кабинетов, - говорит главный редактор "Молота" Лидия Ртищева. - Где брать средства, чтобы покрыть все остальные редакционные расходы?

Выходит, финансовая удавка на краевые и областные газеты уже накинута. Теперь весь вопрос в том, удастся ли совсем их придушить, и как скоро это может произойти.

Аналогичная ситуация складывается и в других регионах России - см http://www.gdf.ru/digest/digest/digest345.shtml#mail; http://www.gdf.ru/digest/digest/digest343.shtml#rus3 .

2. Омск. Журналисты Д. Гутенев и Г. Бородянский стали объектами изощренной клеветы.

Как сообщил ДО-инфо собкор "Правды" Дмитрий Гутенев, 3 сентября он направил прокурору области Сергею Казакову заявление с просьбой расследовать факт отправки от его имени письма с лживыми утверждениями и выяснить авторов этой клеветнической затеи. Причиной этого стало посещение им УБОП, где журналиста попросили "дать объяснения по поводу заявления о подготовке теракта". Оказалось, что на имя начальника УВД Омской области Виктора Камерцеля поступило письмо, подписанное именем Д. Гутенева. В нем сообщалось, что собкор "Правды" подозревает собкора "Новой газеты" Георгия Бородянского в подготовке террористического акта против губернатора Леонида Полежаева. Д. Гутенев категорически заявил, что никакого заявления не писал, а полученное якобы от него письмо считает попыткой изощренной клеветы.

По словам журналиста, в показанном ему письме были упомянуты темы, которые он действительно обсуждал с коллегой по телефону. Это, по мнению Гутенева, является подтверждением того, что разговоры независимых и оппозиционных журналистов прослушиваются, причем негласно и без каких бы то ни было законных санкций. Однако, приведенные в письме реальные факты оказались сдобрены изрядной порцией инсинуаций: якобы Г. Бородянский "настойчиво интересовался" графиком и маршрутами перемещения губернатора, выяснял другие особенности его бытования, что навело неизвестного автора на мысли о подготовке террористического акта против Л. Полежаева. Д. Гутенев, который является членом обкома КПРФ, считает, что эта провокация затеяна для того, чтобы "стравить" неприрученных журналистов, а заодно накануне выборов дискредитировать коммунистов. Наблюдатели обращают внимание также на то, что оба фигуранта этой грязной провокации в разное время были ответчиками по искам о защите чести и достоинства гражданина Полежаева, оба проиграли суды, и оба условно лишились имущества (их старенькая мебель, телевизоры и книги были аккуратно "описаны" судебными приставами.

ИА "ДО-Инфо" (Омск).

3. Владивосток. Выпушена фальшивая предвыборная газета.

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Во Владивостоке выпущена фальшивая газета. Тираж её, по указанным данным, - 20 000 экземпляров, редактором указан Виктор Булавинцев. Среди авторов - известные в Приморье журналисты. Бесплатная газета, которая носит ярко выраженный предвыборный характер,. была разложена по почтовым ящикам.

В. Булавинцев обратился с заявлением в Приморское краевое Управление Федерального агентства по контролю за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Журналист просит провести официальную проверку "на предмет установления лиц, выпустивших в свет газету под названием "Занятная газета", главным редактором которой он указан. В своем заявлении В. Булавинцев подчеркивает: "Я к упомянутому выпуску "Занятной газеты" не имею никакого отношения. Считаю выпуск указанного издания явным нарушением законодательства РФ о СМИ".

Расследование началось. "Установлено, - сообщили вашему корреспонденту в "Росохранкультуре", - что данная газета не зарегистрирована как СМИ в установленном законом порядке и не печаталась в указанной в выходных данных типографии. Выходные данные являются заведомо ложными. Материалы проверки направлены в УВД Приморского края с целью установления места изготовления номера и заказчика для последующего принятия мер реагирования в отношении нарушителя".

4. Москва. В газете "Труд" опять сменился главный редактор.

В газете "Труд", одной из старейших в стране, сменилось руководство. Как сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в редакции газеты, главным редактором назначен Владимир Бородин, в прошлом работавший на постах ответственного секретаря и главного редактора другого газетного патриарха страны - "Известий".

"Над новой концепцией газеты мы с коллегами работали уже давно", - сообщил Владимир Бородин, слова которого распространила пресс-служба управляющей компании группы "ПромСвязьКапитал". Одновременно с работой в "Труде", уточнили там, Бородин сохранит за собой нынешнюю должность директора по контенту Департамента по управлению медиа-активами группы. Это, полагает пресс-служба, "позволит ему более оперативно реализовывать принятую стратегию, направленную на вывод газеты на новый качественный уровень".

Отметив, что к этой работе привлекались крупнейшие иностранные консультанты и маркетологи, новый главред добавил: "В результате остановились на одной, на наш взгляд, замечательной идее". Старт "Труда" "в новой концепции, в новом формате и в новом макете намечен на февраль 2008 года",- сказал он. Однако, считая, что "раскрывать все тайны преждевременно", Бородин пообещал, что "первыми о них узнают читатели".

Предшественник Бородина Валерий Симонов, работавший на посту главреда с февраля прошлого года, остается в "Труде" в качестве советника главного редактора.

"Вести", 10 сентября.


БЕЛАРУСЬ. Прокуратура предупредила журналистов.

Гродненским журналистам Наталье Макушиной и Яну Роману вынесены предупреждения за сотрудничество с радиостанциями "Немецкая волна" и радио "Рацыя" без аккредитации.

3 сентября Н. Макушина была вызвана в Октябрьскую районную прокуратуру Гродно. Журналистку предупредили, что она "работает, нарушая закон о печати и положение об аккредитации". При этом им объявили, что ее материалы носят "тенденциозный характер и могут повредить международному имиджу Республики Беларусь".

Н. Макушина отметила, что заместитель прокурора Октябрьского района Гродно советник юстиции Валерий Поведайко представил ей кипу распечаток с различных сайтов. "В распечатках были мой прошлогодний материал, посвященный празднику национальных культур в Гродно, и информация о том, как милиция искала бомбу в здании, где проходил съезд движения "За Свободу". Но об этом писали все журналисты. По какому принципу и кто определил, что эти материалы тенденциозны, я не знаю", - сказала журналистка.

Аналогичную беседу провели в прокуратуре Ленинского района Гродно с Я. Романом. Ему показали распечатки с сайтов радио "Рацыя". Обоим журналистам зачитали предупреждения.

Использованы материалы сайта "Vlasti.net".

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Семинар "Пресса и власть: возможности взаимодействия в информационном пространстве".

В Иваново 4 и 5 сентября при поддержке судебного департамента области прошёл заключительный семинар ФЗГ из цикла "Пресса и власть: возможности взаимодействия в информационном пространстве". В семинаре приняли участие представители судейского сообщества региона, журналисты из печатных и электронных изданий.

Открыл семинар начальник управления судебного департамента Ивановской области В. Письменский. Затем перед собравшимися выступили: начальник Отдела по связям со средствами массовой информации Судебного департамента при Верховном Суде РФ В. Зиятдинов, президент Фонда защиты гласности А. Симонов, обозреватель "Новой газеты" Л. Никитинский. В конце первого дня семинара состоялась дискуссия о проблемах взаимодействия судебной власти и СМИ, в которой приняли участие судьи и журналисты.

Во второй день семинара перед участниками выступил заместитель главного редактора издательства "Юридический Мир", бывший член Палаты по информационным спорам при президенте РФ А. Копейка. Затем собравшиеся выработали рекомендации, призванные оптимизировать взаимоотношения между прессой и судебной властью в Ивановской области.


НАШИ ПАРТНЕРЫ. Премия имени А. Сахарова "За журналистику как поступок".

Продолжается прием работ на конкурс имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок". Жюри премии напоминает, что срок подачи материалов истекает 1 ноября 2007 года.

Премия имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок" присуждается за материалы, в которых убедительно, честно, обоснованно - с точки зрения прав человека и демократических ценностей - ставятся и анализируются важные для общества проблемы.

Рассматриваются материалы, опубликованные в период с 15 октября 2006 года по 15 октября 2007 года в российских печатных и Интернет-изданиях, зарегистрированных в качестве СМИ. Выдвижение претендентов осуществляют редакции газет, журналов и граждане РФ. Материалы принимаются в печатном и электронном виде (на дискетах, на компакт-дисках и по электронной почте на адреса: fond@gdf.ru и boris@gdf.ru). Электронная версия сдается в обязательном порядке. Печатные версии материалов принимаются по адресу: 119902, Москва, ГСП - 2, Зубовский бульвар, 4, подъезд Союза журналистов, комн. 432, Фонд защиты гласности с пометкой "Премия имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок".

Дополнительную информацию о премии имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок" см. http://www.gdf.ru/content/2007/02/27022007.shtml .

 

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни