Дайджест
2 Июля 2007 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 337


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Госдума узаконит нарушение конституционных прав граждан на информацию.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. В Москве избит журналист из Иордании.

РОССИЯ

1. Республика Мордовия. Осуждён учредитель и главный редактор газеты "Мордовия сегодня" Анатолий Сардаев.
2. Приморский край. Суд над убийцами журналиста начнётся через три недели.
3. Калининградская область. Редактору газеты "Светлогорье" предъявлено обвинение в клевете и оскорблении.
4. Архангельская область. Честь депутата "ущемили" на 12 тысяч рублей.
5. Архангельская область. ИА RUSNORD обвиняется в клевете на главу региона.
6. Приморский край. Поджог газетного киоска - как средство борьбы с конкурентами.
7. Кировская область. Движение "Смена" протестует против политической цензуры в СМИ.
8. Москва. Левые патриоты митинговали "против информационной блокады оппозиции".

НАШИ ПАРТНЁРЫ.
1. Открытое письмо Мананы Асламазян.
2. Семинар на Волге "Судебная власть и пресса: возможности взаимодействия в информационном пространстве".

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.
Псковская оппозиция провела пикет в защиту калининградских журналистов. Игоря Рудникова и Олега Березовского выпускают из-под стражи под залог.

 


 

ТЕМА НЕДЕЛИ. Госдума узаконит нарушение конституционных прав граждан на информацию.

Профильный комитет Госдумы закончил подготовку проекта федерального бюджета на 2008-2010 годы ко второму чтению. В документе без изменения осталась сумма в 2,9 миллиардов рублей, предназначенная правительственным изданиям - "Российской газете" и журналу "Родина". Эксперты уверены: таким образом нарушаются не только все мыслимые рыночные законы, но и конституционные права граждан. Под законопроектом стоит подпись главы кабинета Михаила Фрадкова.

Дума отказалась поправить текст правительственного законопроекта. Что стало своего рода традицией: единороссы договариваются с исполнительной властью еще на первых стадиях бюджетного процесса - в рамках так называемого нулевого чтения. Теперь же, когда вместо четырех бюджетных чтений проводится только три, депутатская работа вообще сводится практически к минимуму.

Очень хорошо это можно заметить, например, по работе думского комитета по информационной политике. Вот и в этом году, готовя бюджет еще к первому чтению, комитет во главе с Валерием Комиссаровым особой активностью себя не затруднил.


Удивительной инертность этого комитета не кажется, если посмотреть на его заключение, подготовленное еще к первому чтению. Оно представляет собой слегка отредактированные куски пояснительной записки, представленной правительством. И никаких поправок ко второму чтению данный комитет так и не предложил. Счастливыми получателями бюджетных денег в 2008-м станут все те же организации. ВГТРК возьмет себе большую долю - 13,7 миллиарда рублей. Хороший бонус достанется и Первому каналу, и НТВ: вместе они разделят 1,8 миллиарда субсидий, предназначенных для оплаты передачи сигнала в небольшие российские города. А вот автономная НКО "ТВ-новости", представляющая русскоязычную версию канала "Евроньюс", получит куда больше - 3,6 миллиарда рублей.

На печатные СМИ на 2008 год определено 3,5 миллиарда рублей, но в последующем финансирование резко уменьшится - всего по 900 миллионов на 2009-2010 годы. Интересно, что из 3,5 миллиарда рублей 2008 года 2,9 - достанутся редакциям "Российской газеты" и журналу "Родина". Однако следует отметить, что в 2009-2010 годах главная государственная газета и научно-пропагандистский журнал, предназначенный для продвижения образа страны за границей, будут получать всего по 400 миллионов.

По материалам информационных агентств.


 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. В Москве избит журналист из Иордании.

Состояние подданного Иордании, журналиста российского спутникового арабоязычного телеканала "Руссия аль-Яум", избитого 23 июня 2007 года неизвестными, оценивается как средней тяжести. Как сообщил коллега избитого, на редактора выпуска телеканала Мутасама аль-Масри напали около 21:00 в подземном переходе на Крымском валу недалеко от парка имени Горького. Преступники его избили, отняли телефон, наличные деньги.
Сейчас журналист находится в 3-м центральном военном госпитале имени Вишневского, ему сделана операция.

РИА "Новости"


РОССИЯ.

1. Осуждён учредитель и главный редактор газеты "Мордовия сегодня" Анатолий Сардаев.

Наталья Белянина, заместитель главного редактора газеты "Мордовия сегодня"

29 июня в зале суда был взят под стражу учредитель и главный редактор независимой газеты "Мордовия сегодня" Анатолий Сардаев. Суд назначил ему наказание сроком на 5 с половиной лет с отбыванием в колонии общего режима. И хотя А.Сардаев был обвинен в должностных преступлениях трехгодичной давности, которые он якобы совершил, работая руководителем Мордовского почтового ведомства, реальной причиной его преследования считается давний политический конфликт между ним и главой Республики Мордовия Николаем Меркушкиным.
Заявив, что вынесенный ему приговор не имеет ничего общего с правосудием и продиктован исключительно интересами руководства республики, не желающего терпеть критику со страниц его газеты, Анатолий Сардаев объявил голодовку.

История конфликта

В 2003 году А.Сардаев выдвигался в кандидаты на пост главы Республики Мордовия, однако ему было отказано в регистрации.

В том же году, на сессии Государственного собрания Республики Мордовия А. Сардаев в составе группы из четырёх депутатов в письме на имя главы Республики Н. Меркушкина и Генерального прокурора России попросил проверить законность предоставления налоговых льгот предприятиям, работающим на территории республики, включая дочерние компании ОАО "ЮКОС". Сразу после появления запросов на троих депутатов - Харриса Якуббаева, Анатолия Пужаева и Анатолия Сардаева были заведены уголовные дела.

В 2004 году после опубликования интервью "Меркушкин должен уйти в отставку" его автора, ведущего журналиста газеты "Мордовия сегодня" А. Ерёмкина, осудили за хранение якобы обнаруженных у него дома взрывчатых веществ и отправили в колонию на два года.

В 2005 году редакция подверглась судебному преследованию по целому ряду исков от министерств и ведомств Республики Мордовия. Один только глава республики Н. Меркушкин подал к редакции иски на 3 миллиона рублей.

11 октября 2005 года редакционная статья стала поводом для изменения А.Сардаеву меры пресечения с подписки о невыезде на арест. В это время готовился к выходу в свет очередной номер газеты "Мордовия сегодня", с перечнем промышленных предприятий, принадлежащих членам семьи Н. Меркушкина, и госучреждений, которыми они руководят. 17 октября Верховным судом РМ арест А.Сардаева был признан незаконным.

С 2005 года в республике действует запрет на подписку на газету "Мордовия сегодня". В чём лично убедились эксперты Фонда защиты гласности, и даже работники местной прокуратуры, проверявшие почтовые отделения. Оформить подписку на опальную газету можно только через обращение в суд или прокуратуру. С 2005 года с редакцией были расторгнуты практически все договора на распространение газеты. За прошедший период тираж издания снизился с 25000 до 3000 экземпляров.

29 июня 2007 года на 5 лет и 6 месяцев осуждён учредитель и главный редактор газеты Анатолий Сардаев. По условно-досрочному освобождению он сможет выйти на свободу сразу после окончания нынешнего срока полномочий Николая Меркушкина на посту главы Республики Мордовия.

2. Приморский край. Суд над убийцами журналиста начнётся через три недели.

Уголовное дело об убийстве во Владивостоке хабаровского тележурналиста Константина Боровко передано в суд, сообщил сотрудник Первореченского райсуда города. По его словам, первое слушание по делу назначено на 19 июля. Как сообщает РИА "Новости", процесс будет вести судья Зоя Бойко.

"Обвинение предъявлено двум подозреваемым. Их обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных пунктом "в" части 4 статьи 162 (разбой, совершенный с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего) и частью 4 статьи 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) УК РФ", - сообщил сотрудник суда.

Ведущий канала хабаровской телекомпании "Губерния" Константин Боровко был убит во Владивостоке рано утром 20 января. Его тело со следами побоев было обнаружено в субботу около 5:00 на проспекте Красного Знамени. По версии следствия, 25-летний журналист и его друг вышли из ночного клуба, после чего на них напали несколько человек, избили и похитили мобильные телефоны. Боровко от полученных телесных повреждений скончался на месте.

РИА "Новости"

3. Калининградская область. Редактору газеты "Светлогорье" предъявлено обвинение в клевете и оскорблении.

27 июня прокуратура Калининградской области предъявила обвинение главному редактору областной газеты "Светлогорье" Константину Рожкову по двум статьям Уголовного кодекса РФ: части 2 статьи 129 (клевета в СМИ) и части 2 статьи 130 (оскорбление в СМИ). В этот день редактор газеты был допрошен сотрудниками прокуратуры, ведущими расследование по данному делу.
По окончании допроса в следственном управлении областной прокуратуры с него взяли подписку о невыезде. Кроме этого, сотрудники прокуратуры провели в редакции выемку интересующих следствие двух номеров газеты "Светлогорье". Об этом со ссылкой на обвиняемого сообщает ИА REGNUM.
Напомним, что прокуратура инкриминирует Константину Рожкову оскорбление и клевету на судью Калининградского областного суда Анжелику Струкову. Весной этого года в газете "Светлогорье" вышли два материала под заголовком "Маркиза падших ангелов" и "Обнаженная Фемида". В материалах шла речь о "двойнике судьи Анжелики Струковой", который "четыре последних месяца мелькает в ресторанах Калининграда".
Жаль, что калининградским представителям Фемиды не известен опыт коллег из Кабардино-Балкарии и Кубани, которые, в схожей ситуации предпочли выяснять отношения со СМИ не в судах, а с помощью общественных организаций в виде Большого жюри Союза журналистов. Как показывает практика, такой способ разрешения конфликта приносит дивиденды обеим сторонам, позволяя сохранить лицо и профессиональную честь.

По материалам
ИА REGNUM

4. Архангельская область. Честь депутата "ущемили" на 12 тысяч рублей.
Тамара Овчинникова, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

В Октябрьском районном суде Архангельска состоялся суд по иску депутата областного собрания Ильи Азовского к газете "Независимый взгляд" и ООО "РекТаймМедиа" о защите чести и достоинства.

Поводом для иска стали сведения, опубликованные в газете в январе 2007 года. Суд признал часть сведений, опубликованных в газете, несоответствующими действительности, порочащими честь и достоинство истца, и принял решение взыскать с ООО "РекТаймМедиа" в пользу истца 12 тысяч рублей в качестве компенсации морального ущерба. Суд также обязал ответчика в лице редакции газеты "Независимый взгляд" в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда опубликовать опровержение.

5. Архангельская область. ИА RUSNORD обвиняется в клевете на главу региона. Тамара Овчинникова, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Архангельское информационное агентство "RUSNORD", по мнению Ломоносовской прокуратуры Архангельской области, опубликовало материал, порочащий честь и достоинство главы региона Николая Киселева. Прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 129 УК РФ (клевета).
Поводом послужил материал, размещенный информационным агентством в Интернет-сети 18.06.2007 года "Архангельские энергетики две недели шантажируют город горячей водой". В тексте помимо освещения ситуации, завёрстано сообщение газеты "Архангельский обозреватель", в котором содержатся сведения о получении главой администрации области от энергетиков "отката" "в сумме от 45 до 90 миллионов рублей".
Расследование дела находится на контроле у прокурора области.

6. Приморский край. Поджог газетного киоска - как средство борьбы с конкурентами.

Во Владивостоке неизвестные злоумышленники совершили несколько поджогов газетных киосков. Известно, по меньшей мере, о трех случаях, когда в торговых точках печатной продукции возникал пожар. Все происшествия случились около 05.00 утра.
По мнению милиционеров, аналогичность способов поджога говорит о том, что все три преступных эпизода - дело одних и тех же рук. Владельцы киосков склонны полагать, что причина пожаров - "местечковая" война, развернувшаяся между конкурентами "газетного" бизнеса. Сотрудники Первомайского РУВД приступили к расследованию преступлений.


"Новости Владивостока на VL.Ru"

7. Кировская область. Движение "Смена" протестует против политической цензуры в СМИ.

В Кирове 22 июня прошла вторая по счету акция движения "Смена". Акция проведена в знак протеста против отсутствия информации об оппозиционных организациях в региональных СМИ.

Участники акции доставили на место акции телевизор с надписью "Ложь", развернули плакаты, в надежде пробудить в журналистах и выпускающих редакторах чувство совести. Наибольший интерес у прохожих вызвала кульминация действия - разбивание молотком телевизора.

ОГФ

8. Москва. Левые патриоты митинговали "против информационной блокады оппозиции".

28 июня представители КПРФ, Движения в поддержку армии (ДАП), Союза советских офицеров и других лево-патриотических организаций прошлись от Аллеи космонавтов к телецентру "Останкино", где провели митинг против "информационной блокады оппозиции".

Коммунисты протестовали против "политической цензуры, фальсификации истории страны и Великой Отечественной войны, против пропаганды насилия и разврата на российском телевидении и в других средствах массовой информации".

Митингующие шли под красными знаменами, с лозунгами и транспарантами "За народное телевидение", "ТВ, будь голосом совести, а не голосом Америки", "Телемусор, телеложь на каналах наших сплошь".

РИА Новости


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

1. Открытое письмо Мананы Асламазян.


19 июня, Манана Асламазян, руководитель Фонда "Образованные медиа" опубликовала открытое письмо, в котором поблагодарила подписавших письмо в ее защиту (более 2300 журналистов центральных и региональных СМИ) и заявила, что переходит на работу в международную неправительственную организацию за границей. "Ситуация уже такова, что вопреки всякой логике правонарушение, допущенное мной лично, сказывается на судьбе фонда в России. До сих пор остается не ясным, какие планы у следственных органов в отношении меня. Все многочисленные жалобы и заявления наших адвокатов не дали никаких результатов. И честно говоря, учитывая особенности современного российского правосудия, я не понимаю, чего ждать. Мне страшно",- говорится в письме.

Напомним, что 21 января 2007 года на таможне "Шереметьево" произошел мелкий, как тогда казалось, инцидент: руководитель неправительственной организации "Образованные медиа"(правопреемник "Интерньюс") Манана Асламазян, забыв о разнице между курсами доллара и евро, провезла без декларирования 9,5 тысяч евро (а разрешается - до 10 тысяч долларов). Обычно подобный проступок наказывается административным штрафом в 2000 рублей, но в этом случае было возбуждено уголовное дело. 18 апреля в Фонде "Образованные медиа" прошла выемка документов, а также баз данных и серверов, что практически парализовало деятельность организации. 20 апреля Фонд заявил о временном прекращении своей деятельности в России.

2. Семинар на Волге "Судебная власть и пресса: возможности взаимодействия в информационном пространстве".

С 25 по 27 июня, на Волге, на теплоходе "Пётр Алабин" прошёл семинар "Судебная власть и пресса: возможности взаимодействия в информационном пространстве", в котором приняли участие представители судейского сообщества Самары, Тольятти, Ульяновска, журналисты региональных СМИ.

Семинар был организован представителями Судебного департамента при Верховном суде РФ, судейского сообщества Самарской области, с участием Фонда защиты гласности. В Самаре и Ульяновске прошли круглые столы, посвящённые проблемам взаимоотношений прессы и судебной власти. Во время движения по Волге от одного областного центра к другому, пресс-секретари судов отрабатывали практические навыки общения с журналистами.

http://www.riasamara.ru/rus/news/region/society/article10637.shtml


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Псковская оппозиция провела пикет в защиту калининградских журналистов. Игоря Рудникова и Олега Березовского выпускают из-под стражи под залог


В Пскове прошел 25 июня пикет в защиту калининградских журналистов, сообщает корреспондент сайта Каспаров. Ru.

Напомним, что именно в Пскове проходит судебный процесс в отношении калининградских журналистов Олега Березовского и Игоря Рудникова. Возбуждены уголовные дела, объединенные в одно судопроизводство: применение насилия в отношении представителя власти (318 УК) и оскорбление представителя власти (319 УК). Подсудимые обвиняются в применении насилия без причинения вреда здоровью к 22-м милиционерам и в публикации в газете "Новые Колеса" "не соответствующих действительности" скандальных статей, "изобличающих" представителей калининградской элиты.

Пикетчики распространяли листовку, посвящённую судебному процессу против калининградских журналистов.
"На наш взгляд, это свидетельствует о том, что единственная цель всего процесса - изолировать от общества и запугать независимых журналистов любыми доступными способами", - говорится в листовке.

Участники пикета выступили с обращением к депутатам Псковского областного собрания, к прессе и всему журналистскому сообществу, а также к жителям Пскова с призывом не оставаться безучастными к судьбе журналистов. "Наше требование - немедленно освободить их из-под стражи", - говорится в обращении.


27 июня суд удовлетворил ходатайство об изменении меры пресечения в связи с предоставлением журналистами справок о состоянии здоровья. В качестве залога за Рудникова необходимо внести 500 тысяч рублей, за Березовского 250 тысяч рублей.

Каспаров. Ru.

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни