Дайджест
7 Августа 2006 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 291


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Росохранкультуры не собирается использовать поправки в закон об экстремизме против журналистов.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Пермское УФСБ наступает на те же грабли.

РОССИЯ.
1. Чувашская Республика. В Чебоксарах погиб журналист.
2. Астрахань. Газету засыпали исками.
3. Пермский край. Чиновник обвинил журналиста в "клевете в особо циничной форме".
4. Белгород. Журналист просит привлечь чиновника к уголовной ответственности за отказ в информации.

СНГ. В Казахстане убит французский журналист.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в июле 2006 года.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.


 

ТЕМА НЕДЕЛИ. Росохранкультуры не собирается использовать поправки в закон об экстремизме против журналистов.

Поправки в закон об экстремизме "существенно не повлияют" на отношения Росохранкультуры с журналистским сообществом, заявил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Борис Боярсков. "Мы не склонны расширенно толковать понятие "экстремизм", - отметил он. "Мы, прежде всего, руководствуемся законом о СМИ, это наш основной закон в общении с журналистами, а закон об экстремизме - в числе прочих через запятую", - пояснил глава Росохранкультуры.

Это радует. Но позицию главы Росохранкультуры могут не разделять, к примеру, в правоохранительных органах, особенно на местах. Кроме того, известно, что российское чиновничество всегда было "склонно расширенно толковать" все удобные им законы и особенно - понятия. Так что опасения журналистского сообщества вполне могут оказаться не напрасными.

И, как сообщил 3 августа сайт "Каспаров.Ру", газету "Общественный Гражданский Фронт" уже обвиняют в экстремизме. Сотрудник одного из силовых ведомств, попросивший не называть его имени, в частной беседе обратил внимание на фрагменты публикаций, которые, по мнению силовиков, попадают под действие нового закона о противодействии экстремизму. В частности, внимание правоохранителей привлекли отрывки из выступлений на конференции "Другая Россия" правозащитников Сергея Ковалева и Людмилы Алексеевой, а также политиков Михаила Касьянова и Владимира Рыжкова (см. http://www.kasparov.ru/material.php?id=44D1DD5EBAEA4 ).

Выступая на "Эхе Москвы", Б. Боярсков также открестился от сомнительной славы "запретителя" - он сообщил, что Росохранкультуры не имеет отношения к запрету на упоминание в СМИ организации нацболов как политической партии. "Наше ведомство не может никому давать рекомендации, это не наша задача", - пояснил он. "Мы распространили информацию регистрационной палаты по этому поводу, чтобы журналисты учитывали факт снятия НБП с регистрации в своей повседневной деятельности", - заключил Б. Боярсков.



СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Пермское УФСБ наступает на те же грабли.

Среди бела дня 2 августа в редакцию газеты "Пермский обозреватель" ворвались восемь вооруженных людей в камуфляжной форме и масках. По словам журналиста этой газеты Дмитрия Шайко, пришельцы предъявили удостоверения ФСБ и объявили, что пришли с обыском, который проводится в рамках уголовного дела, возбужденного по статье 283 УК РФ ("Разглашение государственной тайны"). Какие секретные сведения разгласили журналисты - неизвестно.

В результате обыска были изъяты трудовые книжки сотрудников, документы и компьютеры в бухгалтерии. Исполняющая обязанности главного редактора газеты Татьяна Соколова рассказала, что в ходе обыска из помещения редакции никого не выпускали, журналистам запрещали включать свои компьютеры, прикасаться к дискетам и дискам. Она не исключает, что "этот рейд связан с декабрьскими выборами в краевой парламент".

Вызывает удивление забывчивость людей из пермской УФСБ. Всего три года назад в Перми уже происходило подобное - журналистов газеты "Звезда" Константина Стерледева и Константина Бахарева также преследовали за разглашение гостайны. Несмотря на то, что с санкций прокуратуры Пермской области следствие по делу тогда неоднократно продлевалось, Пермский областной суд оправдал журналистов за отсутствием состава преступления, а Верховный Суд РФ оставил этот приговор в силе (см. дайджест ФЗГ № 157 - http://www.gdf.ru/digest/digest/digest157.shtml#theme ).


РОССИЯ.

1. Чувашская Республика. В Чебоксарах погиб журналист.

Информация о гибели 32-летнего журналиста Влада Киданова поступила в день его похорон, 1 августа. По имеющимся данным, он был найден мертвым на скамейке в сквере имени Чапаева. На теле погибшего следы от побоев, на лице - ссадины. В морг его доставили 21 июля, а родителям позвонили только через неделю, хотя при нём были документы с домашним адресом. Уголовное дело не возбуждено.

В. Киданов, писавший о проблемах молодежи, сотрудничал с различными изданиями - "Комсомольской правдой" в Чувашии", "Молодежным курьером", а также с выходящими на чувашском языке "Молодежной газетой" и "Ровесником".

2. Астрахань. Газету засыпали исками.

Сразу семь сотрудников местного Управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) обратились в Советский районный суд Астрахани с исками о защите чести и достоинства к астраханскому еженедельнику "Факт и компромат". Причина исков - опубликованное на страницах газеты расследование ситуации в астраханских исправительных учреждениях, подведомственных ФСИН. В публикации приводились многочисленные сведения о злоупотреблениях ее работников (в том числе руководящих), и чрезвычайных происшествиях в астраханских тюрьмах и колониях. Прокуратура Астраханской области после публикации проводила проверку, в результате которой подтвердилась немалая часть фактов. Тем не менее, каждый из семи истцов заявил сумму возмещения причиненного морального вреда - 500 000 рублей. Таким образом, общая сумма исков работников астраханского УФСИН составляет 3,5 миллиона рублей.

В настоящее время в судебном рассмотрении находятся еще два иска к газете. Директор астраханского ЦУМа госпожа Баташова в суде первой инстанции выиграла иск о защите чести и достоинства против "Факта". Причиной обращения в суд стала публикация еженедельником серии статей с экономическим анализом деятельности астраханского ОАО "ЦУМ". Цена иска - 30 000 рублей. Решение суда обжалуется газетой. Также в надзорной инстанции находится исковое заявление бывшего милицейского начальника господина Абитова, уволенного с занимаемой должности после выступления "Факта", изобличающего милиционера в махинациях с земельным участком. Суд первой инстанции поддержал иск господина Абитова, который на судебном заседании прямо заявил, что после выхода статьи у него нарушилась сексуальная гармония в семье. Газета должна выплатить компенсацию в размере 60 000 рублей. Редакция также обжалует данное судебное решение.

Судебные иски - не единственное средство, используемое против газеты: налоговая инспекция Астрахани требует с соучредителя "Факта", частного предпринимателя Максима Терского, выплаты 70 000 рублей, которые он якобы недоплатил государству, осуществляя функции поставщика газеты в местную "Роспечать". Терский обжалует действия налоговиков в судебном порядке. По его мнению, действия налоговой инспекции продиктованы указанием местной исполнительной власти, недовольной критическими материалами независимой газеты.

3. Пермский край. Чиновник обвинил журналиста в "клевете в особо циничной форме".

Анастасия Лебедева,
главный редактор радио "Эхо Москвы" в Перми".

В середине августа в Кунгуре начнется судебное разбирательство по иску журналиста к городскому чиновнику. Как сообщили в "Кунгурской газете", 11 июля корреспондента издания Елену Гречищеву выгнал с совещания в городской администрации, применив при этом силу, первый заместитель главы города Сергей Чернышенко. Журналист обратилась в суд. На первое слушание чиновник не явился. А на второе пришел со своим иском к журналисту, обвинив Елену Гречищеву в "клевете в особо циничной форме". В числе свидетелей, заявленных г-ом Чернышенко, участники того самого совещания, которые напрямую ему подчиняются. И только один человек, ничем не связанный с первым замом, согласился сказать на суде правду, утверждают в издании. Судебное разбирательство по иску корреспондента "Кунгурской газеты" Елены Гречищевой к первому заместителю главы Кунгура Сергею Чернышенко назначено на 18 августа. Добавим, что "Кунгурская газета" появилась в Кунгуре в декабре 2005 года. Издание позиционирует себя как независимое от власти.

4. Белгород. Журналист просит привлечь чиновника к уголовной ответственности за отказ в информации.

Газета "Московский комсомолец" в Белгороде опубликовала заявление журналиста Ольги Китовой о привлечении к уголовной ответственности заместителя губернатора Белгородской области Олега Полухина за отказ в предоставлении информации.

В течение трех месяцев О. Китова не может добиться от администрации области ответов на вопросы о так называемом "благотворительном университетском фонде". Десятки раз она звонила в приемную заместителя губернатора Олега Полухина, главы этого фонда, и пыталась договориться о встрече, или о получении информации о фонде. Журналиста интересовало, сколько всего денег было собрано в фонд, кто входил в попечительский совет фонда, существует ли он до сих пор, а если нет, то кем, когда и по каким причинам был закрыт, кто, сколько, когда вносил в "фонд" деньги и кто их распределял.

В соответствии с законом, чиновник обязан предоставить информацию на запрос журналиста (устный или письменный) в течение недели. Сведения, которые Китова хотела получить, являются общественно значимыми, так как затрагивают права и законные интересы белгородцев. Так и не получив ответа, О. Китова просит привлечь г-на Полухина к уголовной ответственности по статье 140 УК РФ ("Отказ в предоставлении гражданину информации").

По материалам газеты "МК" в Белгороде".



СНГ. В Казахстане убит французский журналист.

В Алматы убит французский журналист. Об этом агентству сообщили в фонде защиты свободы слова "Адил соз".

По данным "Адил соз", в среду в 16 часов 30 минут в Алматы в арендованной квартире обнаружен с признаками насильственной смерти гражданин Франции Грегуар де Бург. В Казахстане он находился по аккредитации международного журнала "Форейн Эфферс" с мая 2006 года, готовил доклад об экономическом развитии государства.

"В полиции города сообщили, что убийство совершено из корыстных побуждений неустановленными лицами. По данному факту возбуждено уголовное дело, создана оперативно-следственная группа из опытных сотрудников. Принимаются все меры к раскрытию преступления", - говорится в информации фонда защиты свободы слова.

"Kazakhstan Today", 3 августа.



ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ
. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в июле 2006 года.

Случаи гибели журналистов - 2 (Евгений Герасименко, журналист газеты "Саратовский расклад", Саратов; Влад Киданов, независимый журналист, Чебоксары).

Нападения на журналистов - 4 (Ирина Гуреева, редактор газеты "Невская Заря", Ленинградская область; Борис Райтшустер, журналист немецкого журнала "Фокус", Москва; Алексей Коновалов, Вологодская область; Иван Кудрявцев, корреспондент газеты "Листок", Республика Алтай).

Нападения на редакции - 2 (информационная компания "Тагил-пресс", Свердловская область; газета "Русский вестник", Москва).

Факты цензуры - 1 (Росрегистрация, Москва).

Уголовное преследование журналистов и СМИ - 4 (Сергей Громов, журналист газеты "Владимирский край", Владимирская область; Вячеслав Молокоедов, главный редактор газеты "Пора", Курская область; газета "Вечерняя Пермь", Пермь; газета "Спасск", Приморский край).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) - 10 (Павел Сотник и Михаил Юдин, "НТВ-Петербург", Ленинградская область; Максим Буткевич, журналист украинской телекомпании "Студия "1+1" - в Санкт-Петербурге; Павел Смоляк, корреспондент радиостанции "Эхо Москвы", Санкт-Петербург; Айке Корфхаге и Хеннинг Валлериус, журналисты немецкой радиостанции "Hertz 97,8", Санкт-Петербург; Индрек Кийслер, Эстонское радио); Айн Тоотс, "Радио 4"; Кристер Парис, газета "Eesti Paevaleht"; все - Ленинградская область; Виталий Акимов, журналист газеты "Вечерний Петербург"; Павел Викторов, корреспондент сайта "Каспаров.ру", оба - в Санкт-Петербурге; Владимир Данилин, фотокорреспондент газеты "Студенческая правда", Астрахань).

Зафиксировано 22 предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков на сумму 213 712 235 рублей 47 копеек.

Рассмотрено предъявленных к журналистам и СМИ исков - 13, удовлетворено - 7, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 184 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 31

Отказ от печатания (распространения) СМИ - 6 (газета "Саратовский репортер" - в Пензе; газета "Воронежское обозрение", Воронеж; газета "Рубежъ", Архангельская область; газета "Калининградские новые колеса" - 2 раза, Калининград; газета "Народное вече", Приморский край).

Изъятие (скупка, арест) тиража - 1 (газета "Народное вече", Приморский край).

Прекращение выхода СМИ - 2 (сайт openrussia.info; газета "Царицын - Сталинград - Волгоград. День за днем", Волгоград).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 21


ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.

В юридическую службу Фонда защиты гласности обратилась редакция газеты "ТВТ" (город Тайга, Новосибирская область). Журналисты сообщили, что в производстве городского суда находится дело по иску о защите деловой репутации местной администрации к редакции этого издания. Претензии городской администрации вызваны публикацией статей, в которых, по мнению истца, содержатся недостоверные и порочащие его сведения, в частности, о том, что "нашу власть иначе как оккупационной назвать нельзя". Администрация просит суд обязать ответчика напечатать опровержение и взыскать с него в качестве компенсации морального вреда 100 000 рублей.

Юрист ФЗГ Анна Володина: "Приведенный в исковом заявлении фрагмент является оценочным суждением. Свой вывод - оценку деятельности органов власти - журналист делает на основе собственных наблюдений и размышлений. Журналист имеет на это право в соответствии с п. 9 ст. 47 Закона "О СМИ" Доказывать достоверность оценочных суждений, касающихся, тем более, общественно значимых вопросов, таких, как уровень жизни населения города, журналист не обязан.

В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" сказано, что под порочащими сведениями понимаются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота.

В оспариваемом фрагменте не содержится утверждений о фактах, порочащих администрацию. Автор ставит перед читателями вопрос и дает свою оценку увиденному. При этом он опирается на свой опыт.

На истце лежит обязанность доказать, что распространенные сведения порочат его. Однако убедительных доказательств истец не предоставил. Признать убедительными доказательствами произвольное толкование фрагментов статьи, вырванных из контекста публикации, мы не можем. При этом необходимо помнить о принципе "повышенной терпимости" политиков к обсуждению их действий и критике в СМИ.

На истце также лежит обязанность доказывать размер ущерба, причиненного его деловой репутации. Существует нормативно закрепленная система оценки деловой репутации: Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 года N 91н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000". Раздел VI. "Деловая репутация организации" содержит исчерпывающую методику оценки. При отсутствии детального расчета возникает вопрос о достоверности суммы, заявленной истцом. Можно предположить, что в данном случае речь идет не о защите нарушенных прав, а о злоупотреблении правом, т.е. желании органов власти наказать издание за критику в свой адрес, что противоречит нормам действующего российского законодательства и взятым на себя нашей страной международным обязательствам.

 

 

 

 


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 201-49-47, 201-44-20, адреса электронной почты:
boris@gdf.ru petr@gdf.ru, fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни