Дайджест
3 Июля 2006 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 286


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ Генпрокуратура открыла сезон сбора "клубнички".

Комментарии юриста и президента ФЗГ.

РОССИЯ
1. Пенза. Воспрепятствовало ли Заксобрание профессиональной деятельности журналистов - проверит прокуратура.
2. Кемерово. 30 миллионов рублей - сумма встречного иска журналиста А. Косвинцева к губернатору А. Тулееву. Продолжение темы. (См. дайджесты ФЗГ №№: 178, 227, 253, 270, 284).
3. Саратов. Митинг журналистов в защиту свободы слова. И селезень - вместо утки.
4. Владивосток. "Единая Россия" и "Наша страна" закрыты для журналистов.
5. Нижний Новгород. Губернатор Шанцев померялся с Законодательным собранием информационными полями.
6. Москва. Главного редактора "Парламентской газеты" выдавили из кресла по "собственному желанию". Продолжение темы. (См. дайджест № 285).
7. Брянск. Оппозиция провела пикет у ГТРК "Брянск"


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.
В Рязани пройдет семинар ФЗГ "Актуальные проблемы региональной информационной
политики в свете взаимоотношений власти, СМИ гражданского общества"

НАШИ ПАРТНЕРЫ
1. Двое российских журналистов удостоены премии "Международной амнистии"
2. "Нерукопожатные" лица в списке омского журналиста


 

ТЕМА НЕДЕЛИ Генпрокуратура открыла сезон сбора "клубнички".
Комментарии юриста и президента ФЗГ.

Несмотря на большие перемены, сопряженные со сменой руководства, Генеральная прокуратура РФ ни на минуту не прекращает следить за исполнением законов, действующих на территории РФ. Так, обнаружив на страницах подростковых журналов "Молоток", Cool и Cool Girl "обнаженных мужчин, женщин и животных в сексуальных позах", ведомство незамедлительно обратилось к руководителю Росохранкультуры Борису Боярскову с призывом закрыть указанные издания.

В документе говорится о проведенной Генпрокуратурой проверке, в ходе которой было установлены факты нарушения издателями и редакциями журналов "Молоток" (учредитель и издатель ЗАО "Издательский дом "Молоток", тираж 215 000 экземпляров), Cool, Cool Girl (учредитель и издатель ЗАО "Издательский дом "Бурда", тираж 220 000 экземпляров), целого ряда законов Российской Федерации. В частности, речь идет о законе "О средствах массовой информации", законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и законе "О наркотических средствах и психотропных веществах".

В представлении указывается на то, что перечисленные издания не зарегистрированы ни в качестве специализированных эротических изданий, ни как рекламные издания, однако "систематически и в значительных объемах публикуют рекламные материалы и цветные иллюстрации к ним, которые эксплуатируют интерес несовершеннолетних читателей к сексу".

В качестве примера в документе приводится еженедельник "Молоток", который, несмотря на перерегистрацию в 2002 году в качестве развлекательного журнала, освещающего "различные сферы современной музыкальной культуры, шоу-бизнеса, спорта", и по сей день остается ориентированным на подростковую и юношескую читательскую аудиторию.

Особое же возмущение сотрудников прокуратуры вызвала регулярная публикация "Молотком" в рубрике "Клубника" материалов, "развращающих несовершеннолетних читателей, провоцирующих их к раннему началу половой жизни".

При этом, как следует из документа, издатель и редакция, по крайней мере, одного еженедельника - журнала "Молоток" - неоднократно предупреждалась "в официальном порядке" о недопустимости подобной деятельности, однако "должных выводов руководством этого издания не сделано".

В издательском доме "Бурда", издающем еженедельники Cool и Cool Girl, требование Генпрокуратуры закрыть журналы комментировать отказались. В пресс-службе ИД радиостанции "Эхо Москвы" пояснили, что ИД "Бурда" не получал никаких официальных документов со стороны Генпрокуратуры.

Более общительны оказались представители журнала "Молоток". Пиар-директор еженедельника Александр Астахов в эфире "Эха Москвы" заявил, что издатели журнала "закон не нарушали". "Если же Генпрокуратура видит нарушения, то мы готовы обсудить это в суде", - заметил он. При этом обвинения в пропаганде наркотиков Астахов назвал "абсурдными". "Молоток", по его словам, - единственный журнал, в котором есть постоянная рубрика "Молоток" против", в которой рассказывается "о недопустимости употребления наркотиков, алкоголя, сигарет".

Впрочем, по словам Астахова никаких документов из Генпрокуратуры в адрес издателей и учредителей журнала "Молоток" не поступало, и "официальные комментарии будут только тогда, когда эти документы будут на руках".

По материалам СМИ.ru

Комментарии юриста и президента ФЗГ.

Cветлана Земскова, юрист Фонда защиты гласности:

Процедура закрытия любого СМИ не такая простая, как кажется на первый взгляд. Поэтому инициатива Генеральной прокуратуры по закрытию трех молодежных изданий выглядит пока только кампанией. Прокуратура, конечно, может направлять свои представления о прекращении деятельности СМИ регистрирующему органу. Но необходимо учитывать, что регистрирующий орган в соответствии с законом о СМИ вправе обратиться в суд с подобным иском только в случае, если регистрирующим органом было вынесено в течение года два и более предупреждений. Насколько нам известно, из доступных источников, этим изданиям предупреждения не выносились.

Статья 16 закона о СМИ предусматривает строгий порядок прекращения деятельности СМИ
"Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.
Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего Закона, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации."

Рассмотрение такого заявления будет осуществляться судом общей юрисдикции по правилам искового производства. Соответственно, регистрирующий орган обязан будет доказать сначала факт наличия всех вынесенных предупреждений, а потом уже тре6овать прекращения деятельности СМИ.

Не следует забывать, что СМИ, получившее предупреждение от регистрирующего органа вправе обжаловать это предупреждение в суд.

Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности:

Позволю себе высказать неприличную версию: представление Генпрокуратуры, сделанное в период летнего новостного застоя, было, возможно, простимулировано либо "Молотком", либо одной из "Кувалд". И пиар на полную катушку, и нескучно жить!



РОССИЯ
1. Пенза. Воспрепятствовало ли Заксобрание профессиональной деятельности журналистов проверит прокуратура.

Юлия Иванова, и.о. главного редактора газеты "Репортер" специально для Фонда защиты гласности.

23 июня состоялась очередная сессия Законодательного собрания Пензенской области, на которую не пустили корреспондента газеты "Репортер" Ларису Рогонову и журналиста из "Любимой газеты" Сергея Поплевина.

Следует учесть, что процедура аккредитации при Законодательном собрании отсутствует. Корреспондент "Репортера" Лариса Рогонова посещала все сессии регионального
собрания не менее года, не встречая препятствий. Ранее ее пускали в зал без проблем.
Непонятно почему именно сейчас возникли сложности, поскольку заседание
не объявлялось закрытым. Об изменениях в порядке посещения сессий Законодательного собрания журналистов никто не информировал.

Любопытно, что на данной сессии губернатор области Василий Бочкарев в пух и прах разнес работу депутатов Государственной думы от Пензенской области. Но в СМИ
информация об этом не просочилась, поскольку на сессии присутствовали только "правильные" издания. Они публикуют информацию, которая фильтруется по указке руководителя пресс-центра губернатора.

Контролировать работу "Репортера" и "Любимой газеты" власть не в состоянии.
Может, по этой причине представителей данных газет не пустили в зал заседаний Законодательного собрания?

По факту воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналисты написали заявление в прокуратуру области. 28 июня редакция "Репортера" получила ответ, в котором сообщается, что проверку нарушения законодательства о СМИ будет проводить прокуратура Ленинского района г. Пензы.

Фонд защиты гласности будет следить за развитием событий в Пензе.

2. Кемерово. 30 миллионов рублей - сумма встречного иска журналиста Александра Косвинцева к губернатору Тулееву. (Продолжение темы. См. дайджесты ФЗГ №№: 178, 227, 253, 270, 284).

Главный редактор газеты "Российский репортер" Александр Косвинцев обратился в федеральный Центральный суд г. Кемерово с встречным иском к губернатору Аману Тулееву. В исковом заявлении, в частности, говорится:

"Администрация Кемеровской области в лице губернатора Кемеровской области А.М. Тулеева обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с исковым заявлением к Косвинцеву А.Н. и редакции АНО "Газета "Российский репортер" о признании несоответствующими действительности, порочащими деловую репутацию Администрации Кемеровской области, сведения о том, что более полутора лет назад власти Кузбасса при поддержке чиновников из Москвы "провернули" операцию, в ходе которой немало миллионов "смыло дождями на временной дороге", еще часть следователи ищут до сих пор, обязав ответчика опровергнуть вышеуказанные сведения в установленном законом порядке и взыскании с Косвинцева А.Н. и АНО "Газета "Российский репортер" в возмещение морального вреда в пользу Администрации Кемеровской области 500 тысяч рублей".

Детально обосновав свои исковые требования к ответчику Тулееву, журналист попросил суд взыскать с администрации Кемеровской области в качестве компенсации морального вреда 10 миллионов рублей, а с губернатора Амана Тулеева - 20 миллионов. А также попросил запретить использовать должностным лицам государственной власти Кемеровской области в официальных документах и официальных выступлениях словообразование "Кузбасс" для обозначения субъекта Федерации - Кемеровской области как противоречащее Основному Закону - Конституции Российской Федерации.

По материалам информационных агентств.

3. Cаратов. Митинг журналистов в защиту свободы слова. И селезень вместо утки.

Александр Свешников, специально для Фонда защиты гласности

22 июня на площади имени Столыпина в Саратове прошел митинг в защиту свободы слова, организованный редакцией газеты "Репортер" совместно с журналистами других СМИ.

Поводом для митинга послужил иск регионального отделения партии "Единая Россия" к газете "Саратовский репортер". Представитель истца Александр Ландо потребовал от редакции газеты опровержения и 500 тысяч рублей компенсации за умаление чести, достоинства и деловой репутации партии, содержащееся во фразе "Единая Россия" в Саратове - это партия приспособленцев, лизоблюдов и карьеристов", опубликованной в статье "Приватизация власти" в номере от 21 февраля 2006 года. В дополнение к этому г-н Ландо предложил "мировое соглашение", согласно которому истец откажется от материальных претензий, если редакция пообещает не печатать до конца года критических публикаций в адрес "Единой России". Главный редактор "Саратовского репортера" Сергей Михайлов категорически отверг предложение.

На митинг пришли представители практически всех СМИ Саратова. Здесь же продолжилось подписание специально подготовленного Обращения в защиту свободы слова. Прозвучали резкие выступления в адрес "Единой России", поведение которой в отношении "Саратовского репортера" квалифицировано как цензура. Поддержать журналистов пришли представители партий КПРФ и "Родина".

"Единая Россия" прислала на митинг своих молодороссов, однако случился конфуз. Когда молодые единороссы вручали организаторам митинга живую утку (правда, роль утки исполнял, на самом деле - селезень). Кроме того, оказалось, что на птице и "костюмчик" был, сделан не из "Саратовского репортера", а из страниц газеты "Репортер". Что вызвало недоумение журналистов обоих изданий.

4. "Единая Россия" и "Наша страна" закрыты для журналистов.
Анна Селезнева, корреспондент Фонда защиты гласности в Дальневосточном федеральном округе

Во Владивостоке состоялась краевая конференция правящей партии - "Единой России". Приморское отделение партии претерпело изменения - Российским политсоветом был снят с должности её краевой руководитель и назначен новый, до этого даже не бывший членом партии, ректор Дальневосточного государственного университета В. Курилов. Пиарщики приморских партийцев оживились, но журналистов стараются держать подальше от проблем региональной организации.

Так, на краевую конференцию журналистов не только не пригласили, сообщил вашему корреспонденту главный редактор газеты "Утро России" Дамир Гайнутдинов, но более того - пришедших в Белый дом и имеющих постоянную аккредитацию представителей СМИ не пустили в зал, даже на время протокольных 5 минут…

Торжественный первый съезд молодежного движения "Наша страна" (дальневосточные "Наши"), курируемое администрацией края, - также прошел в закрытом режиме. Хотя почтил его своим присутствием Никита Иванов, замначальника управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Администрации Президента России.

Ведущий публицист газеты "Владивосток", самой тиражной в Приморье, Василий Авченко вместе с коллегами-журналистами вынужден был подслушивать под закрытыми дверями зала Дома переговоров, где проходила встреча с полпредом Камилем Исхаковым. Заседания депутатских комиссии городской Думы также зачастую начинаются с того, что всех журналистов просят удалиться, - сообщила Лада Глыбина (МК во Владивостоке).

5. Нижний Новгород. Губернатор Шанцев померялся с Законодательным собранием информационными полями.

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев предложил Законодательному собранию Нижегородской области выйти из состава учредителей газет "Земля Нижегородская", "Нижегородские новости" и ННТВ.

Валерий Шанцев отметил, что финансово-экономическую деятельность указанных СМИ обеспечивает правительство Нижегородской области, взяв на себя значительную часть их имущественных проблем. При этом он отметил, что "информационное поле правительства шире, чем информационное поле Законодательного собрания".

Комитет по информатизации, работе с общественными объединениями и СМИ Законодательного собрания Нижегородской области поддержал предложение губернатора. А фракция "Единая Россия" в Законодательном собрании не приняла решение о выходе представительного органа власти из состава учредителей газет "Земля Нижегородская", "Нижегородские новости" и ННТВ.


6. Москва. Главного редактора "Парламентской газеты" выдавили из кресла по "собственному желанию". Продолжение темы (См. дайджест № 285).

Главный редактор "Парламентской газеты" - официального издания Федерального собрания Российской Федерации Петр Котов подал заявление об отставке.
Об этом сообщил председатель Госдумы России Борис Грызлов.
Увольнения Котова требовал спикер Совета Федерации Сергей Миронов - после публикации в газете статьи о так называемой "Локотской республике", созданной в Брянской области в годы войны. Население этой самопровозглашенной республики сотрудничало с немецкими оккупационными властями, надеясь на возврат частной собственности на землю.

По материалам Радио "Свобода"

7. Брянск. Оппозиция провела пикет у местной ГТРК.

22 июня представители брянской оппозиции в рамках объявленной КПРФ и "Яблоком" "Всероссийской акции прорыва информационной блокады" провели пикет у здания ГТРК "Брянск". У здания телерадиокомпании собрались порядка тридцати человек - к пикетчикам от КПРФ и "Яблока" примкнули также представители отделения республиканской партии России, брянской общественной организации "Честь имею", движения "Против нелегальной эмиграции".

Главное требование пикетчиков - равный доступ к эфиру различных политических партий и непредвзятое отношение к ним. Представители оппозиции недовольны тем, что СМИ "часто искажают действительность, прокламируют культ насилия, а также постоянно пиарят партию власти". "У представителей иных партий возможности представить и защитить свою позицию, высказать свое мнение нет, даже если показывают митинги, то, зачастую, с искажением реального положения дел", - пояснил лидер брянского "Яблока" Андрей Пономарев и в качестве примера привел замалчивание в СМИ отношения оппозиции к "антинародным законам о монетизации льгот, о Лесном и Водном кодексах…". "Государственные СМИ существуют на деньги налогоплательщиков, а значит, должны освещать все точки зрения", - отметил лидер "Яблока".

"Сейчас на ГТРК не то что бесплатно, но и за деньги не хотят давать материалы от тех, кто хочет не критиковать, а хоть что-то изменить в этой жизни, - отметил руководитель общественной организации "Честь имею" Сергей Маслов. Про региональное отделение "Единой России" показывают все, вплоть до внутрипартийных заседаний Политсовета, про другие партии - тишина". "Мы передали свои требования руководству компании: мы хотим, чтобы государственные СМИ исполняли статью 29 Конституции РФ, в которой прокламируется свобода слова и запрещена цензура", - сообщили представители оппозиции, добавив, что они потребовали также "прекратить разнузданную пиар-компанию по раскрутке "Единой России".

По материалам ИА "Город_24"


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

6-7 июля в Рязани пройдет семинар ФЗГ "Актуальные проблемы региональной информационной политики в свете взаимоотношений власти, СМИ и гражданского общества". Организационную помощь Фонду оказывает Рязанское региональное отделение Союза журналистов России.

Это будет третий семинар, который Фонд защиты гласности проводит в регионах при поддержке АНО "Интерньюс". На семинар приглашаются журналисты ведущих региональных СМИ, представители власти, структур гражданского общества. Цель семинара - выявить проблемы региональной информационной политики, помочь местному сообществу найти оптимальные механизмы расширения публичного пространства для всех субъектов правовых отношений.

Представители ФЗГ знакомят участников с данными мониторинга нарушений прав журналистов и СМИ, снабжают изданиями Фонда, посвященных актуальными проблемам
медийного пространства России, проводят юридические консультации.

Аналогичные семинары прошли в Брянске на базе орловского филиала академии госслужбы и в в стенах Костромского государственного университета.


НАШИ ПАРТНЕРЫ
1. Двое российских журналистов удостоены премии "Международной амнистии"

Правозащитная организация Amnesty International ("Международная амнистия") наградила двух журналистов из России за публикацию материалов о Чечне. "Специальная премия за смелость в правозащитной журналистике" присуждена Станиславу Дмитриевскому и Оксане Челышевой.

Дмитриевский и Челышева работают журналистами в российско-чеченском информационном агентстве, которое освещает события в Чечне, а также являются ведущими членами правозащитной организации "Общество российско-чеченской дружбы", соиздателя газеты "Правозащита".

В адрес Дмитриевского и Челышевой не раз поступали угрозы, связанные с их работой в новостном агентстве, а в феврале текущего года Дмитриевский предстал перед судом по обвинению в "экстремистской деятельности" и был приговорён к двум годам лишения свободы условно за публикацию статей чеченских лидеров, призывающих к мирному урегулированию конфликта, говорится в заявлении "Международной амнистии".

В интервью "Радио Свобода" Станислав Дмитриевский заявил, что не попал в тюрьму - только благодаря поддержке международных и российских правозащитников.

NEWSru.com

2. "Нерукопожатные" лица в списке омского журналиста

Журналист Виктор Корб обнародовал первых номинантов "списка нерукопожатных" Омской области.

Об этом он сообщил на брифинге "Об опасных тенденциях развития общественно-политической ситуации в Омской области". По его оценке, ограничение гражданских прав в стране и регионе давно "перешло Рубикон", - за которым не будет никакого смысла "плакать по волосам". В подтверждение этого он напомнил и сообщил новые факты незаконного использования правоохранительных органов в политических и хозяйственных целях: так называемая "профилактика" участников протестных акций, ведение незаконной слежки, прослушивание телефонов, незаконные вызовы в органы УВД, задержания, угрозы и т.п.

В такой ситуации действенной мерой защиты, по мнению Виктора Корба должны стать инструменты в форме "гражданской обструкции". Полагая самым страшным наказанием бойкот, г-н Корб предложил открыть публичный список тех омичей, кому уважающий себя человек просто не подаст руки. Эта идея перекликается с предложением Виктора Шендеровича о составлении общероссийского "списка нерукопожатных", Похожие мотивы лежат и в основе проекта "Черная книга России", реализуемого СЖР в рамках "Общественной экспертизы".

Виктор Корб озвучил первых номинантов "списка нерукопожатных" Омской области, который он назвал еще и "Прошу винить" (отметив, что у него есть веские основания считать, что именно эти люди создают реальную угрозу его личной безопасности). Среди них вице-губернатор Александр Артемов, высшие руководители УВД Виктор Камерцель и Григорий Гоман, мэр Омска Виктор Шрейдер, прокурор области Сергей Казаков и главный федеральный инспектор Виктор Миронов. Помимо многочисленных нарушений законов и Конституции, номинанты лишились уважения также за элементарную непорядочность и, в целом, за деятельность, разрушающую город и область и, направленную на сохранение в регионе порочной "клановой" системы.

Журналист и правозащитник отметил: "Считается, что хороших людей больше. Но сейчас из-за создания в России "вертикали страха" создается видимость обратного порядка, торжества беспредела и жизни по понятиям, а не по Закону".

По материалам ИА "Доинфо"

 

 

 

 

 


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты:
boris@gdf.ru petr@gdf.ru, fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни