Дайджест
29 Мая 2006 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 281


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ФЗГ - 15 ЛЕТ.

ТЕМА НЕДЕЛИ. Проблема - не в фаллическом символе!

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. В Хакасии журналиста лишили возможности работать.

РОССИЯ.
1. Вологда. Областной суд по-своему разобрался в "карикатурном скандале". Продолжение темы (см. дайджест №№ 274, 275).
2. Московская область. В Мытищах убит специальный корреспондент программы "Деловая Москва" Вячеслав Акатов.
3. Ненецкий автономный округ. Телерадиокомпании обыскали.
4. Астрахань. Редактор получил условный срок за "клевету".
5. Республика Марий Эл. Увеличение тарифов на доставку ударило по печатным СМИ.
6. Смоленск. Редкий случай: суд встал на сторону журналистов.

НАШИ ПАРТНЕРЫ. Газета "Советская Калмыкия сегодня" награждена премией "Свобода слова - 2006".


ФЗГ - 15 ЛЕТ.

Фонд защиты гласности отмечает 15-летие своей деятельности читательской конференцией, которая пройдет в Москве 2 июня 2006 года. В связи с этим событием мы просим Вас ответить на вопросы нашей небольшой анкеты.

1. Какие издания Фонда защиты гласности Вам знакомы?

2. Какие из них показались Вам наиболее полезными и почему?

3. Каких книг, связанных с проблемами свободы слова, по Вашему мнению, недостает сегодня?

4. Попытка выпуска ежеквартального бюллетеня "Взгляд" нам не удалась. Стоит ли издавать нечто подобное, заполняя временное пространство от книги до книги?

Мы признательны Вам за ответы и будем благодарны, если Вы укажите место работы (учебы) и род занятий. Список книг ФЗГ см.: http://www.gdf.ru/books/index.shtml



ТЕМА НЕДЕЛИ. Проблема - не в фаллическом символе!

Ивановская областная прокуратура 19 мая возбудила уголовное дело по статье 319 УК РФ ("Оскорбление представителя власти") в отношении главного редактора интернет-газеты "Курсив" Владимира Рахманькова. Правоохранители усмотрели оскорбление президента в статье "Путин как фаллический символ России", в которой автор посмеялся над одним из тезисов послания президента Федеральному собранию - о необходимости увеличения рождаемости в России.

Оставим в стороне рассуждения автора о том, что "ивановские лошади Пржевальского, а также канюки-курганники и павлины на призыв президента откликнулись незамедлительно" и другие его пассажи, забавные и не очень. Лучше вспомним, что, статья 319 УК РФ предусматривает наказание от штрафа до исправительных работ "на срок от 6 месяцев до одного года".

А еще вспомним, что все эти законы "об оскорблении представителя власти" уходят в глубокое средневековье, в древнюю концепцию священных прав королей, по которой монарх не бывает не прав и любая критика его действий недопустима.

И при этом не будем забывать, что в цивилизованных странах давно уже признано, что государственные чиновники нуждаются в меньшей - а не большей! - степени защиты от обвинений, содержащихся в журналистских материалах, чем рядовые граждане, так как вместе с государственными постами чиновники получают статус слуг народа, а не его хозяев.

Так может быть, пора уже осовременить закон и убрать из Уголовного кодекса эту раннефеодальную привилегию в виде "оскорбительной" статьи, тем более что применяется она почти исключительно когда "оскорбленными" почитают себя чиновники. Чем выше - тем чаще.

ВНИМАНИЕ!

Мы просим Вас ответить на вопрос:

- Как Вы считаете, нужна ли отдельная статья УК, защищающая представителей власти?

Свои ответы отправляйте по электронному адресу fond@gdf.ru
Спасибо. Мы дорожим Вашим участием.



СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. В Хакасии журналиста лишили возможности работать.

Явочным порядком введен запрет на профессию для лауреата премии имени А. Сахарова "За журналистику как поступок" 2004 года Михаила Афанасьева. Наблюдатели связывают перемены в жизни журналиста с кадровыми изменениями в Верховном Суде республики.

В предыдущем дайджесте мы сообщали о продолжающемся судебном преследовании журналиста Михаила Афанасьева - Абаканский городской суд вынес решение об удовлетворении предъявленного к нему сомнительного иска о защите чести и достоинства, и пересмотрел одно из уголовных дел, по которому ранее журналист был оправдан. По гражданскому иску с Афанасьева взыскано 30 тысяч рублей, а приговором по уголовному делу он оштрафован на 50 тысяч рублей. Как оказалось, это были лишь цветочки.

22 мая суд пересмотрел еще одно уголовное дело в отношении Афанасьева. На этот раз - по обвинению в клевете на начальника специального отряда республиканского Управления по охране охотничьих угодий Владимира Адабаша, который счел клеветническими сведения о его задержании сотрудниками милиции и изъятии у него пулеметных патронов. Год назад суд оправдал Афанасьева "за отсутствием в деянии состава преступления", но теперь журналист получил приговор - 1 год условно с отсрочкой на год. При этом показания четырех свидетелей в пользу подсудимого суд во внимание не принял.

А 24 мая последовал еще один обвинительный приговор - 2 года условно с испытательным сроком на 3 года. И - опять за клевету, хотя еще в ноябре прошлого года суд вынес оправдательный приговор, не выявив клеветы в материалах Афанасьева.

В межрайонной уголовно-исполнительной инспекции, где журналисту пришлось встать на учет, ему объяснили, что отныне он обязан доказывать своим примерным поведением, что "встал на путь исправления"...

Складывается впечатление, что абаканское правосудие двигается вперед с головой, повернутой назад: дела, рассмотрение которых ранее заканчивалось оправданием журналиста, теперь пересматриваются в апелляционном порядке и венчаются исключительно обвинительными приговорами. Почему же так круто изменились обстоятельства жизни лауреата престижной премии? И не связаны ли эти перемены с приходом на должность председателя Верховного Суда Республики Хакасия Сергея Потапенко, переведенного сюда, кстати, из Верховного Суда РФ, и крайне заинтересованного в чистоте судейских мантий? Ведь радикальный разворот всех судебных решений по делам Афанасьева в сторону карательных мер произошел после публикации статьи, которая открыла в Интернет-издании "Новый Фокус" рубрику "Чистая мантия", и которую в Верховном Суде Хакасии почему-то расценили как давление на правосудие.

Теперь Афанасьев эту рубрику продолжать не может. Он оказался в положении, когда любой его материал может быть объявлен клеветническим. И тогда условный срок обретет вполне ощутимую реальность - журналисту придется отправиться за решетку. Так что иначе, как запретом на профессию последовавшие один за другим в течение недели обвинительные приговоры назвать трудно.


 

РОССИЯ.
1. Вологда. Областной суд по-своему разобрался в "карикатурном скандале". Продолжение темы (см. дайджест №№ 274, 275).

Судья Вологодского городского суда Людмила Кабанова, как выяснилось, поспешила, заявив на процессе по делу главного редактора газеты "Hаш регион", что "суду и так все ясно". Это стало очевидно после того, как кассационная инстанция Вологодского областного суда рассмотрела 25 мая жалобу на приговор городского суда, в соответствии с которым главный редактор "Нашего региона" Анна Смирнова за "возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды" была оштрафована на 100 000 рублей. Однако областной суд освободил А. Смирнову от наказания, так как публикация спорной статьи не повлекла никаких последствий, и теперь редактор считается несудимой.

Напомним, что 14 апреля суд первой инстанции под председательством Л. Кабановой рассмотрел уголовное дело по обвинению А. Смирновой в совершении преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ ("Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды") в связи с публикацией статьи "Карикатурная война: мнения", проиллюстрированной фрагментами "датских" карикатур. Доводы защиты редактора о том, что карикатуры были напечатаны лишь частично, а спорные фрагменты специально загорожены другими рисунками, во внимание приняты не были. Не заинтересовался городской суд и научно-консультативным заключением ведущих ученых Московской государственной юридической академии Е. Р. Россинской и Е. И. Галяшиной, признавших недопустимым использование как судебного доказательства экспертизы, проведенной сотрудниками Института этнографии и антропологии РАН - а на ней, собственно, и базировалось обвинение. Ученые из МГЮА пришли к выводу, что эта экспертиза "не отвечает требованиям научной обоснованности и достоверности, предъявляемым уголовно-процессуальным законом к экспертным заключениям".

Комментируя итог рассмотрения кассационной жалобы, А. Смирнова заявила "Интерфаксу": "Я не рассчитывала, что решение будет принято в мою пользу. Однако областной суд доказал профессионализм и непредвзятость, приняв к рассмотрению все материалы защиты, которые ранее были отвергнуты городским судом".

Если учесть, что облсуд приговор в отношении А. Смирновой не отменил, но "в связи с изменением обстановки" от наказания редактора все-таки освободил, то складывается впечатление, что его целью было и коллег из низшей инстанции не обидеть, и одновременно дать поблажку обвиняемой, чтобы не способствовать выходу процесса за пределы области. Вот такое "соломоново решение", навеявшее почему-то воспоминания о буридановом осле.

2. Московская область. В Мытищах убит специальный корреспондент программы "Деловая Москва" Вячеслав Акатов.

Когда именно произошла трагедия - ответа на этот вопрос пока нет. Тело журналиста было найдено 28 мая в квартире в Мытищах, которую он снимал. Медэксперты пришли к выводу, что 37-летний Вячеслав Акатов умер около пяти дней назад. От сильного удара по голове. Следователи рассматривают несколько версий. Основной считают бытовую. Коллеги журналиста полагают, что убийство не связано с профессиональной деятельностью. Ведь никаких расследований он не проводил. Акатов, как сообщает сайт канала ТВЦ, пропал еще 22 мая. В тот день он ушел с работы, на плече у него была сумка с видеокассетами. Последний раз его видели в районе станций метро Алексеевская и ВДНХ примерно в 20 часов. На его работе говорят, что на следующий день Акатов должен был поехать снимать материал в Белоруссию. Но сделать этого репортажа так и не успел. Журналист приехал работать в столицу из Вологды. И в этом городе, как сообщает РИА Новости, Акатов скорее всего и будет похоронен. Программа "Деловая Москва" выходит на ТВЦ каждый день. Она рассказывает о деловой жизни города и развитии столичного бизнеса. Передача была лауреатом нескольких конкурсов.

Радио "Эхо Москвы", 29 мая.

3. Ненецкий автономный округ. Телерадиокомпании обыскали.

Тамара Овчинникова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

В помещениях телерадиокомпаний Ненецкого автономного округа "Заполярье" и "Нарьян-Мар" прошли обыски. Их провели сотрудники Генеральной прокуратуры России, расследующие дело главы администрации Ненецкого автономного округа.

Представители правоохранительных органов изъяли весь архивный материал, где запечатлен губернатор округа Алексей Баринов, который задержан и находится в СИЗО Архангельска. Генеральная прокуратура возбудила в отношении него уголовное дело по статье 159 УК РФ ("Мошенничество") и статье 160 УК РФ ("Присвоение или растрата"). Баринову инкриминируются преступления, которые он якобы совершил шесть лет назад, находясь на посту генерального директора ОАО "Архангельскгеолдобыча" (Архангельск).

По словам генерального директора ТРК "Нарьян-Мар" Александра Кожевина, представители правоохранительных органов забрали все предвыборные ролики Баринова, а также материалы с его участием, включая тот период, когда Баринов занимал пост главного федерального инспектора в НАО. К примеру, в число изъятых попала и кассета с записью церемонии инаугурации главы 18 февраля 2005 года.

Факт изъятия следователи объяснили "возникшей необходимостью", но документов, санкционирующих проведенные действия, предъявлено не было.

4. Астрахань. Редактор получил условный срок за "клевету".

Редактор газеты "Астраханская держава" Владимир Аникин сообщил в ФЗГ, что Кировский районный суд Астрахани приговорил его к лишению свободы на полтора года условно за публикацию критической статьи о председателе Арбитражного суда Астраханской области.

Уголовное дело по обвинению редактора в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 129 УК РФ ("Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления") было возбуждено по заявлению председателя Арбитражного суда Вячеслава Белоусова, усмотревшего клевету в статье "Арбитражный фокусник", помещенной в "Астраханской державе" в апреле 2003 года. Претензии председателя суда вызвало сообщение о его приверженности к пьянству, а также о получении им взятки. Несмотря на то, что лингвистическая экспертиза установила, что в самой спорной фразе "эта операция больше похожа на взятку или мошенничество" клеветы нет, суд вынес обвинительный приговор. Кроме того, суд взыскал с редактора в пользу Белоусова 200 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. В. Аникин обжаловал это решение в судебную коллегию по уголовным делам Астраханского областного суда.

5. Республика Марий Эл. Увеличение тарифов на доставку ударило по печатным СМИ.

Татьтяна Желонкина,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе.

Достаточно серьезным ударом по печатным СМИ Республики Марий Эл стало прошлогоднее увеличение тарифов на доставку подписных тиражей республиканских газет. Рост тарифов был связан с решением Федеральной антимонопольной службы, посчитавшей необходимым отменить существовавшие льготы для республиканских газет и уровнять их в расходах с федеральными изданиями.

Стоит отметить, что почтовые услуги и раньше составляли значительную часть стоимости. Однако нынешнее положение, когда, скажем, из 519 рублей стоимости полугодовой подписки правительственной "Марийской правды" 417 рублей 48 копеек - это цена доставки почтой, многие редакции расценивают как беспрецедентное.

Оказавшись в безвыходном положении, многие районки вообще отказались от услуг почты. Изменения стоимости подписки (почти в два раза) не могли также не сказаться на тиражах республиканских газет. По словам шеф-редактора газеты "Московский комсомолец" в Марий Эл" Валерия Басина, в прошлом году газета потеряла часть своих подписчиков, а меньше подписчиков - значит меньше тираж газеты.

Руководство той же самой "Марийской правды" нашло в этой ситуации решение. Читателям была предложена более дешёвая альтернативная подписка через собственные газетные киоски. Менее чем за 9 месяцев число читателей газеты, предпочитающих получать её не по почте, а в фирменных киосках, а также в домоуправлениях и Доме печати, выросло с 20 до почти 700. В "МП" уверены, что постепенно эта цифра будет расти, поскольку альтернативная подписка стоит всего 135 рублей. Как признаются в редакции, нововведение приняли в основном йошкаролинцы. Но в последнее время популярность нового вида подписки начинает расти и в районах республики, где газета распространяется на тех же самых условиях.

6. Смоленск. Редкий случай: суд встал на сторону журналистов.

В Смоленске 19 мая судом вынесено решение по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации, предъявленному Управлением опеки и попечительства администрации Смоленска к журналисту "Смоленской газеты" Ольге Чулковой и редактору этого издания Игорю Красновскому.

Поводом для обращения в суд послужила публикация в "Смоленской газете" в январе-марте 2006 года статей "Чем не угодила бабушка чиновнику", "Беззаконие" и "Опека, сводящая с ума", в которых подвергалась критике работа управления опеки и попечительства. Истцы сочли не соответствующими действительности ряд сведений, содержащихся в публикациях, в том числе сообщение о том, что "специалисты" управления отправляли в психиатрическую больницу детей, которым была необходима опека. Истцы просили суд обязать ответчиков напечатать опровержение и взыскать с них в качестве компенсации морального вреда 100 000 рублей, мотивируя эти требования тем, что после выхода упомянутых статей граждане "меньше стали брать детей под опеку". Однако суд, рассмотрев материалы дела, вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований.



ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.
1. В Брянске проведен очередной семинар о проблемах региональной информационной политики.

22-23 мая Фонд защиты гласности провел в Брянске семинар "Актуальные проблемы региональной информационной политики в свете взаимоотношений СМИ, власти и гражданского общества".

Руководитель региональной сети ФЗГ Петр Полоницкий, юрист фонда Анна Володина вместе с журналистами местных СМИ, представителями администраций области и города, студентами Брянского филиала Орловской академии госслужбы обсуждали пути и проблемы взаимодействия в информационном пространстве прессы, власти, бизнеса и гражданского общества.

На семинаре речь шла о формировании информационной политики в регионе, о необходимости принятия федеральных законов "Об экономической поддержке СМИ", "О праве на информацию", о целесообразности введения в регионах института Уполномоченного по прессе и других вопросах.

В ходе семинара были выработаны предложения, которые могут стать базой для формирования информационной политики региона. Это принятие пакета областных законов, правовое просвещение чиновников и журналистов в информационной сфере, создание переговорных площадок для участников процесса и механизмов ответственности за нарушение прав на доступ к информации.

Ранее подобный семинар был проведен в Пензе.

2. ФЗГ провел двухдневный семинар в Самаре.

В Самаре Фонд защиты гласности провел двухдневный семинар на тему "Пресса и власть: возможности взаимодействия в информационном пространстве". В начале своего выступления президент Фонда Алексей Симонов подчеркнул, что подобные мероприятия проводились, и будут проводиться в других регионах.

Кроме сотрудников ФЗГ, в прошедшем 25-26 мая семинаре приняли участие представители СМИ Самарской и Саратовской областей, а также руководитель пресс-службы самарской губернской Думы Светлана Агранович. Среди обсуждаемых тем были оптимизация взаимоотношений власти, СМИ и гражданского общества; возможности взаимодействия прессы и власти; СМИ как ресурс общественного развития. Представители исполнительной власти города и области семинар проигнорировали.


 

НАШИ ПАРТНЕРЫ. Газета "Советская Калмыкия сегодня" награждена премией "Свобода слова - 2006".

До лета 1998 года главным редактором газеты "Советская Калмыкия сегодня" была Лариса Юдина, которую убили 7 июня.

19 мая в Гамбурге главному редактору газеты "Советская Калмыкия сегодня" Валерию Улядурову вручили премию "Свобода слова", учрежденную фондами "Fritt Ord" (Осло) и "Zeit-Stiftung Ebelin und Gerd Bucerius" (Гамбург). Конкурс "Свобода слова" проводится для укрепления профессиональной журналистики в Восточной Европе.

Мы поздравляем коллектив газеты с заслуженной наградой, желаем коллегам дальнейших успехов и творческого долголетия.

 

 

 


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни