Дайджест
27 Марта 2006 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 272


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Блокада "Открытой России".

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. "Карикатурный скандал" дошел до ФСБ.

РОССИЯ.
1. Иваново. После визита к чиновникам редактору пришлось обращаться в прокуратуру.
2. Москва. Очередное нападение на журналиста.
3. Москва. Городские власти намерены контролировать кабельное телевидение.
4. Санкт-Петербург. Газета повторила жест "Коммерсанта".
5. Мурманская область. Чиновники опечатали редакцию муниципального издания.

БЕЛОРУССИЯ.
1. В Минске напали на репортера чешской газеты.
2. Украинских журналистов продолжают задерживать на границе. Продолжение темы.
3. Охота на журналистов продолжается.

УКРАИНА. Избит корреспондент "Аргумент-газеты".

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Юридическая консультация.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Что угрожает свободе слова - бизнес или власть?

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
1.Семинар "Баренц Пресс" в Мурманске.
2. Заявление Президиума Пермской областной организации Союза журналистов России. Продолжение темы (см. дайджест №№ 270, 271).

ЭХО "ЭХА".


 

ТЕМА НЕДЕЛИ. Блокада "Открытой России".

В пятницу 17 марта около полудня руководство "Открытой России" получило от сотрудников банка "Траст" неофициальное сообщение о том, что все счета организации заморожены. И находящиеся на них средства, предназначенные для финансирования образовательных, социальных и правозащитных программ в 48 регионах России, стали недоступны.

Директор департамента внешних связей Межрегиональной общественной организации "Открытая Россия" Ирина Ясина в этой связи заявила: "Мы не можем осуществлять нашу деятельность! Мы не в состоянии платить за аренду, за интернет, за обучение. Мы всегда получали финансирование только от частных акционеров ЮКОСа, но никогда от самой компании. Сейчас из наших жертвователей остался только Ходорковский. В отсутствие других источников денежных поступлений благотворительные программы реализовать будет невозможно".

Официальную информацию из банка о причинах замораживания счетов в течение дня получить не удалось. Впрочем, как сообщила пресс-служба "Открытой России", позднее вице-президент банка "Траст" Дмитрий Чуксиев заявил журналистам, что счета были заморожены на основании постановления Басманного суда, вынесенного в рамках бывших уголовных дел Ходорковского, Лебедева и других.

Наконец, вечером 20 марта юристам "Открытой России" удалось добыть в Басманном суде то самое постановление о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на всех счетах этой организации, в том числе в банке "Траст". Оно было вынесено 16 марта судьей О. Солоповой на основании ходатайства следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры РФ Михаила Туманова "в рамках уголовного дела №18/325501-04, возбужденного 08.01.2004 г. в отношении "НК "ЮКОС", к которому присоединено уголовное дело, возбужденное 02.12.2004 в отношении Ходорковского, Лебедева и неустановленных лиц". В постановлении указывается, что ходатайство заявлено "в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и других имущественных взысканий". И арест на денежные счета наложен "как на имущество, принадлежащее подозреваемым, и полученное в результате преступных действий".

В результате ареста счетов деятельность "Открытой России" парализована. Ее пресс-служба сообщила: "На данный момент руководство МОО "Открытая Россия" вынуждено принять решение о сворачивании программ и проектов, которые финансировались организацией". А это - образовательные, социальные и правозащитные программы в 48 регионах России, которые остались на голодном пайке - по крайней мере, до 2 июня 2006 года, когда должно закончиться предварительное следствие по упомянутому делу руководителей ЮКОСа.

Не питая иллюзий по поводу обжалования постановление Басманного суда, в "Открытой России" решили попытаться снять блокаду с помощью обращения к российским и зарубежным донорам, в котором руководство МОО "Открытая Россия" просит поддержать региональные проекты, так как уже 1 апреля на счетах региональных некоммерческих организаций, которые их осуществляют, не останется средств. "Это поставит под угрозу все запланированные мероприятия - просветительские семинары региональных Школ публичной политики, работу центров "Помоги советом", обучающие семинары для лидеров местных сообществ и добровольцев, правозащитную деятельность Фонда "Общественный вердикт", работу Клуба региональной журналистики "Из первых уст"", - говорится в обращении.

Возникает вопрос: как быть с теми, кто уже получил деньги от "Открытой России"? Взыскать обратно? А таких организаций и отдельных лиц не меньше миллиона - ну, например, семь университетов, в которые ФЗГ передал выпущенные на средства "Открытой России" книги для спецкурса "Юрист СМИ".


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. "Карикатурный скандал" дошел до ФСБ.

"По требованию Федеральной службы безопасности РФ доступ к материалам Правды.Ру временно приостановлен". Такое сообщение можно было прочитать на стартовой странице этого ресурса 23-24 марта.

Причина "приостановки" - письмо ФСБ с предложением убрать с сайтов "Правда.Ру" и "Карикатура.Ру" материалы, которые "способствуют разжиганию межконфессиональной розни".

Симптоматично, что свое письмо спецслужба направила не в редакцию, а сразу провайдеру интернет-ресурса - компании Masterhost. Дипломатичные работники пресс-службы этой компании говорят, что к ним обратились по ошибке: "То, что представитель ФСБ обратился по поводу материалов, разжигающих, по его мнению, межрелигиозную рознь, к нам, а не в редакцию сайта, мы считаем недоразумением. Если есть законодательно обоснованные претензии по содержанию материалов, обращаться следует в редакцию. Мы ничего не можем сказать о сути претензий к интернет-изданию "Правда.Ру", но просто предлагаем соблюдать законы". В компании Masterhost подчеркнули, что провайдер не должен редактировать содержание сайта - "в правовом обществе это недопустимо".

Не желая цензурировать клиентов, Masterhost передал письмо в "Правду.Ру". Генеральный директор издания Инна Новикова сообщила, что никаких датских карикатур в "Правде.Ру" не публиковалось и ссылок на них не давалось. Но не исключила, что "антирелигиозные" материалы могли появиться на форуме издания с "легкой руки" кого-то из посетителей. Как, заметим, в случаях с сайтами "Банкфакса" и "Ковров.Ру", которые уже пострадали от творчества неизвестных пользователей. На всякий случай в "Правде.Ру" решили заблокировать доступ к ресурсу. И принялись искать источник возникшей проблемы.

Результатом поиска стало заявление редакции, в котором говорилось: "Мы ответственно заявляем, что на страницах "Правды.Ру" таковых материалов не было и нет. Скандал с "датскими карикатурами" без какой-либо публикации оных у нас освещался только в комментарийном виде". Выразив удивление тем, что требование об удалении материалов поступило не в редакцию, а к провайдеру, к технической службе, руководство "Правды.Ру" сообщило, что ждет объяснений и извинений от сотрудников ФСБ РФ.

Кстати, и на сайте "Карикатура.ру" не удалось найти "антиисламских" произведений. Его владелец Руслан Курепин заявил: "Трудно представить, чтобы на сайте такое было: мы размещаем только авторские работы и только по заявке самих авторов. Мы на всякий случай проверили, но даже в рубрике, посвященной религии, ничего близкого к разжиганию межнациональной розни не нашли". Так что и "Карикатура.ру" не сумела выполнить рекомендацию ФСБ - удалять оказалось нечего.

Что ж, органы прокуратуры и Росохранкультуры в "карикатурном скандале" уже отметились. Пришла очередь ФСБ вступить туда же.

В Федеральной службе безопасности сначала отказались "комментировать оперативную работу сотрудников". Но позднее все-таки заявили, что "не имеют никакого отношения к временному закрытию "Правды.ру". В ЦОС ФСБ пояснили, что в феврале 2006 года ФСБ обращалась к провайдерам Рунета, но это была всего лишь просьба не размещать материалы, способные разжечь межнациональную и межрелигиозную вражду. "Никаких указаний о закрытии того или иного сайта дано не было", - уточнили в ФСБ. "Ситуацию с так называемым закрытием интернет-издания "Правда.ру" мы расцениваем как неуклюжий самопиар", - заявили в ЦОС ФСБ.

Интересно другое - почему все-таки спецслужба обратилась именно к провайдерам, а не к редакции? И как техническая служба должна определять наличие или отсутствие "разжигающей" составляющей в текстах клиента?

Не исключено, что в следующий раз кому-нибудь еще придет в голову идея потребовать от технической службы - телефонной станции, к примеру, прерывать крамольные разговоры. Или от типографии - удалить кусок текста из журнала, газеты или книги.

А что, опыт-то есть. И еще не забыт!


РОССИЯ.
1. Иваново. После визита к чиновникам редактору пришлось обращаться в прокуратуру.

Редактор интернет-газеты "Курсив" Владимир Рахманьков обратился в прокуратуру Ивановской области с заявлением, в котором просит привлечь лиц, виновных в его избиении, к уголовной ответственности по статье 144 УК РФ ("Воспрепятствование законной деятельности журналистов").

В заявлении говорится, что 15 марта 2006 года В. Рахманьков, приглашенный пресс-секретарем губернатора Ивановской области А. Парновым, чтобы "поговорить о дальнейшем сотрудничестве", пришел на встречу с чиновником в здание правительства Ивановской области. В кабинете пресс-секретаря редактор встретил незнакомца, который несколько раз ударил В. Рахманькова в солнечное сплетение, обыскал его и потребовал сообщить, "кто заказал статью "Режим отжима". Журналист заявил, что источники информации не подлежат оглашению, а денег за статью ему никто не платил. После чего получил еще несколько ударов и обещание, что будет отправлен в следственный изолятор.

"В конечном итоге я написал некую расписку на обратной стороне распечатки моей статьи: "меня попросил опубликовать статью "Режим отжима"…", - говорится в заявлении. Рахманьков подчеркивает, что эта расписка "ничего общего с правдой не имеет", и он вынужден был ее написать, чтобы выбраться из кабинета, где его избивали. После того, как редактор написал расписку, ему было предложено "дальнейшее сотрудничество".

В связи с происшедшим в кабинете пресс-секретаря губернатора редактор интернет-газеты "Курсив" В. Рахманьков 17 марта 2006 года обратился к прокурору Ивановской области Мурату Кабалоеву с просьбой "предпринять меры и привлечь к уголовной ответственности по статье 144 УК РФ виновных в этом безобразии лиц".

2. Москва. Очередное нападение на журналиста.

Вечером на улице Макаренко избита Марина Литвинович, главный редактор сайта "Правда Беслана" и советник Гарри Каспарова.

Примерно в 21.15, когда она вышла из офиса межрегионального общественного движения Объединенный гражданский фронт и направилась к своему автомобилю, ее сбили с ног сильным ударом по голове сзади. Неизвестные преступники еще несколько раз ударили М. Литвинович, после чего скрылись. Машина "скорой помощи", вызванная охранниками ближайшего офиса, доставила пострадавшую в институт Склифосовского. Врачи обнаружили у Литвинович сотрясение мозга, у нее выбиты зубы, пострадали ноги и спина. Сумка журналиста, в которой были ноутбук, деньги и телефон, внимания нападавших не привлекла.

М. Литвинович считает, что это нападение связано с ее расследованиями терактов в Беслане и Москве. В эфире радиостанции "Эхо Москвы" она заявила: "Я в большей степени связываю это с моей деятельностью по расследованию терактов в "Норд-Осте" и Беслане. Там появились новые очень интересные факты, достаточно серьезные и важные. Мне кажется, это самое болезненное, что может не нравиться кому-либо". В милицию М. Литвинович обращаться не стала, так как из института Склифосовского туда уже направили телефонограмму, поэтому она ожидает, что милиция сама с ней свяжется.

Впрочем, надежд на поимку преступников не много, так как пострадавшая даже не видела их лиц. Лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров расценивает нападение на своего помощника как попытку запугивания оппозиции. Он не сомневается, что расследование дела зайдет в тупик. Член бюро ОГФ Иван Стариков также полагает, что виновные в нападении найдены не будут. По его мнению, "власть тщательно будет это замалчивать". 21 марта Объединенный гражданский фронт сделал заявление по поводу избиения М. Литвинович, в котором говорится, что "данное происшествие является классическим актом политического терроризма, наглядно демонстрирующим, как нынешняя российская власть собирается "взаимодействовать" с так называемой внесистемной оппозицией".

3. Москва. Городские власти намерены контролировать кабельное телевидение.

Депутаты Мосгордумы приняли в первом чтении поправки в законодательство, позволяющие контролировать операторов кабельного телевидения.

Проект поправок в закон "О кабельном телевидении в городе Москве" внес мэр Москвы Юрий Лужков. Председатель комитета по телекоммуникациям и СМИ мэрии Москвы Михаил Щербаченко объяснил срочность принятия поправок тем, что старый закон, принятый в 1998 году, не отражает существующих реалий, а также противоречит федеральному закону "О связи". Щербаченко добавил, что законодательные изменения также связаны с выходом в столичный эфир "дополнительного 11-го канала".

Как следует из текста законопроекта, он открывает широкие возможности для контроля властей как за муниципальными, так и за частными телекомпаниями и операторами кабельного телевидения. С одной стороны, в документе упоминается, что "оператор не вправе контролировать содержание распространяемых программ", с другой - тут же говорится, что "отдельные условия" договоров, заключаемых между владельцами кабельных сетей и операторами кабельного телевидения, "в обязательном порядке согласуются" со столичными властями.

Комментируя принятие поправок, заместитель председателя партии "Яблоко" Сергей Митрохин заявил, что "все это делается в преддверии выборов в Госдуму 2007 году". Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский считает, что поправки в законодательство - это "прямой способ выколачивания денег из абонентов кабельных сетей, но ближе к выборам финансовая ситуация может быть конвертирована в политическую".

По материалам газеты "Коммерсант".

4.Санкт-Петербург. Газета повторила жест "Коммерсанта".

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

На первой полосе петербургской газеты "Смена" в среду 22 марта опубликовано обращение редакции, в котором, в частности, говорится: "Сегодняшним выпуском редакция хочет привлечь внимание общества и власти к серьезной опасности, нависшей над всеми российскими СМИ. Невнятное законодательство позволяет взыскивать с газет колоссальные суммы в качестве компенсации подчас мифического морального вреда".

Остальные полосы издания пусты - за исключением номеров и названий разделов. Протестует редакция, выпуская специальный номер, не случайно: арбитражный суд вынес решение взыскать 1,5 млн. рублей по иску депутата Госдумы, известного бизнесмена Александра Афанасьева. В статье "Богатый лекарь для питерской партячейки" рассказывалось о его роли в развитии ситуации на аптечном рынке Петербурга, поскольку г-н А. Афанасьев является еще и основателем крупнейшей фармацевтической компании ЗАО "Фармакор". Суд посчитал вслед за бизнесменом и депутатом, что газетный материал неточен и нанес моральный ущерб репутации известной персоны.

Интересно, что демонстративный жест редакции петербургского газеты, повторившей поступок "Коммерсанта" после скандального решения арбитражного суда в пользу "Альфа-банка", в городе мало кто оценил по достоинству. Читатели жалуются, что получили не газету, а листы бумаги. Коллеги говорят о "повторении истории во второй раз в виде фарса". Возможно, виноват образ издания: за последние годы газета перешла в разряд околобульварной прессы, заодно поменяв владельца (теперь им является "Балтийская медиа-группа", которой принадлежит еще два печатных издания, информационное агентство и радиостанция). А недавно после конфликта одной из журналисток с сотрудником МВД главный редактор вынудил ее уволиться, даже не дождавшись решения компетентных органов, хотя ситуация более чем спорная.

И все же один из выводов из этой истории довольно симптоматичен. Как указывает редакция "Смены", отход журналистики от острых тем связан с опасением возможных судебных исков. Действительно, суммы, взыскиваемые с журналистов и редакций в судебном порядке за критические публикации, непомерно растут.

5. Мурманская область. Чиновники опечатали редакцию муниципального издания.

В городе Кандалакша глава муниципального образования А. Вихорев при верстке одного из номеров газеты "Нива", учредителем которой являются районная администрация и районный Совет, предпринял попытку оказать давление на редакцию. Он запретил публиковать материалы за подписью председателя районного Совета В. Костюченко и открытое письмо глав вновь образованных муниципальных образований района.

Редакция отказалась выполнить требование. Тогда, воспользовавшись отсутствием редактора, находящегося в учебном отпуске, Вихорев предпринял новую попытку вмешательства в деятельность редакции, издав распоряжение № 135-р "О назначении и.о. главного редактора", несмотря на то, что согласно уставу редакции и должностных инструкций, при отсутствии редактора его обязанности исполняет заместитель редактора. Заместитель редактора отказалась предоставить назначенному прямым распоряжением главы "исполняющему обязанности главного редактора" требуемые им документы и материалы верстающегося номера, во-первых, ссылаясь на закон о СМИ, во-вторых, потому что в штатном расписании редакции нет должности и.о. главного редактора. А в третьих, у нее попросту не было времени - верстался номер. Затем она обратилась в прокуратуру города с просьбой о защите.

В ответ на это, не обращая внимания на протест прокурора, глава муниципального образования издал новое распоряжение - № 136-р "О проверке хозяйственной деятельности МУ "Редакция городской газеты "Нива", четвертый пункт которого гласит: "Во избежание нарушений трудового законодательства принять меры к опечатыванию помещений редакции до начала работы комиссии". 22 марта 2006 года, в день верстки очередного номера газеты, помещения редакции были лично опечатаны заместителем главы В. Загайкевичем, а работники редакции выпровожены на улицу.


БЕЛОРУССИЯ.
1. В Минске напали на репортера чешской газеты.

Репортер крупнейшей чешской газеты "Млады Фронты Днес" Ян Рыбарж поехал в Белоруссию в дни выборов, чтобы увидеть своими глазами и описать события, на которых было сосредоточено внимание европейцев. В воскресенье вечером, когда уже были объявлены предварительные итоги выборов, и Ян Рыбарж находился близ митингующих оппозиционеров, он подвергся нападению. Сейчас он находится в пражской больнице.

Я. Рыбарж рассказал: "Есть многие тонкости, из которых мне становится очевидным, что это были не просто бандиты. Это случилось прямо в центре города, где было очень много официальных и тайных полицейских, которые за всем следили. Это случилось недалеко, где проходило 5-7 тысяч людей. Как вы знаете, Минск по праву гордится тем, что там нет крупного криминалитета. Такого не случается, чтобы кто-нибудь куда-нибудь зайдет, и на него нападут. Второй момент. Когда на меня напали, было сказано одно предложение: "Где у тебя документы?" Сомневаюсь, чтобы бандиты интересовались документами. Из этого тоже вытекает мое подозрение. Я так думаю, что они заметили, что я пользовался телефоном и компьютером прямо на площади. Они за мной следили. Когда я немножко ушел от главного потока, они просто решили, что надо взять компьютер и посмотреть, нет ли там что-то интересного для них".

Радио Свобода, 21 марта.

2. Украинских журналистов продолжают задерживать на границе. Продолжение темы (см. дайджест 271).

Съемочная группа украинского "Нового канала" была задержана на белорусской границе при пересечении таможенного пункта Новая Гута в понедельник, сообщила "Украинская правда" со ссылкой на пресс-службу телеканала.

У журналиста Михаила Шаманова и оператора Сергея Дахина изъяли четыре видеокассеты. По словам журналистов, на одной из кассет были запечатлены кадры митинга оппозиции и пресс-конференции кандидата в президенты Белоруссии Александра Милинкевича. "Украинская правда" со ссылкой на М. Шаманова отметила, что таможенники изъяли кассеты после просмотра, заявив, что отправят их на экспертизу в Гомель, где будет определено, не противоречит ли отснятый материал белорусским законам.

Несколько дней назад белорусские правоохранительные органы задерживали журналистов украинского "5 канала". В частности, корреспондент Анна Гороженко была задержана во время прямого эфира с площади Минска, где проходил митинг оппозиции.

Кроме того, 15 марта МИД Украины передал представителю посольства Белоруссии в Киеве ноту с требованием расследовать инцидент об отказе во въезде на территорию Белоруссии съемочной группы "5 канала" - журналиста Андрея Жигулина и оператора Виталия Дорошенка.

Интерфакс-Украина, 20 марта.

3. Охота на журналистов продолжается.

В Минске милиция задержала съемочную группу Общественного телевидения Грузии, когда записывалось интервью с родственниками участников митинга, разогнанного в ночь на 24 марта. По информации руководства телевидения, в настоящее время задержанные находятся в Московском отделении управления внутренних дел Минска. Больше никакой информацией руководство 1-го канала не располагает, поскольку у журналистов отключены мобильные телефоны.

МИД Грузии распространил заявление, в котором выражено крайнее возмущение задержанием в Минске съемочной группы Общественного телевидения. В заявлении подчеркивается, что у задержанных телевизионщиков были все необходимые документы для выполнения своих профессиональных обязанностей. Внешнеполитическое ведомство требует своевременно исчерпать инцидент и освободить журналистов без предварительных условий.

На Октябрьской площади Минска также были задержаны, как минимум, три журналиста. Пресс-служба "Белорусской ассоциации журналистов" сообщила, что во время штурма палаточного городка участников акции протеста против официальных итогов президентских выборов, были задержаны три члена БАЖ - Татьяна Снитко (газета "Наша ніва"), Вадим Казначеев (журнал "Кур'ер"), Татьяна Ванина. Их местонахождение пока неизвестно. Не исключено, что они в числе других задержанных были доставлены в спецприемник-распределитель на улице Окрестина. По информации БАЖ, среди задержанных может находиться и канадский журналист Фредерик Левуа, который якобы также дежурил в палаточном городке.

Кроме того, в ночь с 23 на 24 марта во время ликвидации палаточного городка оппозиции на Октябрьской площади Минска задержан главный редактор информационного агентства "Прима-News", обозреватель "Новой газеты" Александр Подрабинек. Позднее по решению суда он был арестован на 15 суток за административное правонарушение. Задержан также российский журналист Павел Шеремет, которого обвинили в хулиганстве. Причиной задержания, по его словам, стало то, что он находился рядом с местом проведения митинга оппозиции. Журналиста силой затолкали в микроавтобус и увезли "на какую-то базу", при этом журналиста постоянно избивали. "У меня забрали документы, телефон, но поскольку они знали, что я перенес воспаление легких и мое состояние не очень хорошее, они вызвали скорую и отвезли меня в инфекционную больницу", - сообщил журналист. Позднее поступила информация о переводе П. Шеремета из больницы в спецприемник-распределитель ГУВД на улице Окрестина. В середине дня 27 марта П. Шеремет был отпущен без объяснения причин задержания.

По данным Белорусской ассоциации журналистов, с 14 марта по 25 марта в Беларуси к административной ответственности привлечены 35 журналистов, в том числе 9 сотрудников иностранных СМИ. Большинство из задержанных были приговорены к различным срокам административного ареста.

По материалам "БелаПАН", "Росбалт", АФН.

УКРАИНА. Избит корреспондент "Аргумент-газеты".

Во Львове неизвестные преступники 16 марта избили журналиста местной "Аргумент-газеты" Зоряну Иленко.

Нападение совершили два человека высокого роста. Оглушив З. Иленко сильным ударом сзади по голове, они принялись избивать ее. При этом преступники ничего не требовали и не забрали у жертвы - ни денег, ни драгоценностей, ни личных вещей. Когда Иленко попыталась по мобильному телефону позвать на помощь, нападавшие выхватили у нее телефон и скрылись.

З. Иленко обратилась с заявлением в Лычаковский районный отдел милиции Львова с заявлением о нападении и краже мобильного телефона.

В редакции не исключают, что нападение на журналистку могло быть ответом на публикации в газете о заводе "Львовсельмаш", компании "Львивнасиння", о перераспределении земли во Львове, а также на статьи о коррупции властей Трускавца.

Использованы материалы Интернет-издания "Rupor".


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Юридическая консультация.

В ФЗГ обратилась сотрудник газеты "Орловские новости" Светлана Матвеева. Она просила разъяснить, можно ли толковать расширительно определение "порочащих сведений", данное в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц". Оппонент редакции в суде настаивает на том, что порочащими могут быть не только сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином законодательства или норм морали, но любые сведения, которые умаляют честь, достоинство и деловую репутацию, так как в определении "порочащих сведений" указано: "Порочащими, В ЧАСТНОСТИ, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении…., которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица".

Юридическая служба ФЗГ направила С. Матвеевой свое заключение, в котором говорится:

"В пункте 7 Постановления Пленума ВС РФ говорится: "По делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом".

В этом же Постановлении определено, что "порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица".

Перечень сведений, которые судом можно признать порочащими, строго определен в Постановлении и расширительному толкованию не подлежит.

В этом же Постановлении приведены и другие сведения, которые могут признать порочащими: это сведения о "совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица".

Таким образом, для удовлетворения исковых требований, защищаемых по ст. 152 ГК РФ необходимо, чтобы сведения не только были распространены, не соответствовали действительности, но и являлись порочащими, в смысле определенном в подпункте 5 пункта 7 Постановления Пленума.

Юрист ФЗГ С. Земскова.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Что угрожает свободе слова - бизнес или власть?

Юрий Вдовин,
заместитель председателя НПО "Гражданский контроль", специально для дайджеста ФЗГ.

23 августа 2005 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга разрешил очередной спор двух хозяйствующих субъектов, один из которых - редакция санкт-петербургской газеты "Смена".

По формальным признакам "Смена" проиграла арбитражный суд юридическому лицу - закрытому акционерному обществу "Фармакор", про которое газета написала 25 февраля 2003 года, что оно было не очень чистоплотно в обеспечении лекарствами горожан, в том числе и категории льготников. Не берусь оценивать справедливость как выдвинутых обвинений, так и аргументацию решения суда, но то, что первоначальное требование к газете было взыскать с нее 10 000 руб., а потом сумма была изменена на 1 500 000 руб., и без требования поместить в газете какие-то опровержения - уже впечатляют. И еще то, что истец - ЗАО "Фармакор", возглавляемое депутатом Госдумы, который прошел славный путь от КПРФ до "Единой России". А иск свой руководитель фирмы и депутат Госдумы Афанасьев предъявил спустя два года после публикации, уже в ранге члена фракции правящей партии.

Газета "Смена" и союз журналистов Санкт-Петербурга организовали в пресс-центре Балтийской медиа-группы круглый стол с претенциозным названием "Акулы бизнеса" против прессы". Из чего следовало, что основным источником опасности для свободы прессы, по мнению устроителей этого действа, является бизнес, или, может и не весь бизнес, а "акулы бизнеса". А вспомнив, что Балтийская медиа-группа - это некая недавно возникшая медийная структура скорее верная и подконтрольная власти, чем идеалам реальной свободы слова, мы поймем и основной порыв этого круглого стола: как-то поддержать газету, пострадавшую от неуемных притязаний депутатика-единоросса от фармакологии, "поставившего на место" зарвавшихся борзописцев, но чтоб и главного душителя свободы слова - власть - не обидеть. Отсюда и акцент - "акулы бизнеса".

Однако зададим вопрос, могут ли "акулы бизнеса" в правовом государстве, со сложившейся практикой соблюдения свободы слова и информации властью, рассчитывать на успех в судебных исках подобного рода? Безусловно, нет. И только в странах с практикой удушения свободы слова властью так называемые "акулы бизнеса" могут рассчитывать на успех в борьбе со СМИ, потому что это совпадает с интересами власти. А потому круглый стол "Акулы бизнеса" против прессы" - это постыдное действо, предпринятое журналистами, чтобы защитить себя совершенно недостойным методом - утвердить миф, усилено насаждаемой властью, что свободе слова угрожает частный бизнес, а не тотальный контроль над нею со стороны властей всех уровней. Достойно ли это настоящих журналистов, а не госслужащих из департамента пропаганды и агитации муниципальной или государственной власти?


НАШИ ПАРТНЕРЫ.

1. Семинар "Баренц Пресс" в Мурманске.

20-22 марта 2006 года в Мурманске прошел семинар "Юридические аспекты работы журналиста". Мероприятие организовала Международная организация "Баренц Пресс" при поддержке региональных Союзов журналистов Архангельской, Мурманской областей и Республики Карелия. Активное участие в семинаре приняли представители СМИ трех регионов и Фонда защиты гласности (Москва).

С лекцией на тему: "СМИ России: почему мы оказываемся втянутыми в судебные разбирательства. Экспертиза. Фокус на Северо-Запад" на семинаре выступил руководитель корреспондентской сети ФЗГ Петр Полоницкий. Основой выступления представителя Фонда защиты гласности стали данные мониторинга нарушения прав журналистов, материалы миссий и образовательных семинаров, которые ФЗГ проводил в регионах России, примеры из книг, изданных Фондом и связанных с проблемами юридических аспектов деятельность масс-медиа. В перерыве представитель ФЗГ дал интервью двум телеканалам Мурманска.

В дискуссии по теме приняли участие Николай Бакшевников, председатель Мурманской областной организации Союза журналистов России, Сергей Бердников, ГТРК "Мурман", Ирина Маленкина, газета "Край света", Наталья Пяттоева, газета "Нива", Ирина Максимова, "Вечерний Мурманск", Дмитрий Петухов, газета "Полярная правда", Елена Доильницына, газета "Северный Комсомолец" и другие.

В течение семинара собравшиеся рассмотрели проблемы, связанные с участием журналистов и СМИ в судебных процессах, определили формы и методы корпоративной и юридической защиты, наметили планы совместных акций.

Более подробная информация размещена на ленте новостей Фонда защиты гласности.

2. Заявление Президиума Пермской областной организации Союза журналистов России. Продолжение темы (см. дайджест №№ 270, 271).

24 марта.
9 и 16 марта этого года милиционеры УВД г. Перми изъяли часть тиражей газет "Вечерняя Пермь" и "Пермский обозреватель". На наш взгляд, эта процедура совершена с грубым нарушением действующего законодательства, без санкции прокурора или решения суда. В связи с такими действиями силовых структур президиум областной журналисткой организации выражает протест против допущенных фактов беззакония.

Наша организация не участвует в выборном процессе. Она осуждает все допущенные в СМИ грязные технологии предвыборной борьбы. Но в любой ситуации в государстве должны выполняться Конституция РФ, другие законы, гарантирующие права и свободы граждан.

Президиум надеется, что действиям силовых структур будет дана объективная правовая оценка.

По поручению президиума председатель Пермской областной организации Союза журналистов России Василий Мосеев.

Фонд защиты гласности присоединяется к этому заявлению.

ЭХО "ЭХА".

Россия занимает одно из ведущих мест в мире по скорости деградации политических свобод, сообщил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" президент фонда "Институт экономического анализа", бывший советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов. По его словам, "по динамике развития политических свобод за последние 15 лет Россия занимает 190-е место среди 193 стран, ниже только Непал, Белоруссия и Таджикистан".

"Что же касается индекса политических свобод, то в 2005 году Россия занимала 167 место среди 194 стран мира, - рассказал А.Илларионов. - Соседи России в этом списке - Оман, Пакистан, Таджикистан, Киргизия, Чад, Казахстан, Заир, Вьетнам, Арабские Эмираты". По мнению эксперта, "то, что происходит в России в области политических свобод, может привести к подрыву самих цивилизационных основ существования Российской Федерации".

"Если эту болезнь не лечить, она приведет к полному разрушению современного российского государства и общества, - заметил он. - Без политических свобод страна никогда не будет сильной, зажиточной и развитой, в этом никаких сомнений быть не может". Дело в том, пояснил А. Илларионов, что связь между свободой и благосостоянием бесспорна: "Она была установлена в Европе еще в середине 17 века и после этого неоднократно подтверждалась примерами".

"Сегодня политически свободные страны в разы и даже на порядки богаче, чем страны несвободные, свободные страны развиваются быстрее - отметил он. - Более того, страны, совершившие переход от несвободных к свободным развиваются еще быстрее, а перешедшие от свободных к несвободным вообще не растут". По словам эксперта, "есть даже барьер несвободы, который несвободные страны перейти не могут - это порядка 12 тысяч долларов на душу населения по паритетной покупательной способности".

"Свободные же страны-лидеры имеют 40 - 50 тысяч долларов, для них нет барьера для экономического роста", - заключил он.

"Эхо Москвы", 23 марта.

 


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни