Дайджест
20 Марта 2006 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 271


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Новый закон о рекламе может ударить по региональным телеканалам.

РОССИЯ.
1. Владикавказ. Дело о нападении на журналиста дошло до суда. Продолжение темы.
2. Пермь. Газеты продолжают арестовывать. Продолжение темы.
3. Киров. Типография отказалась сотрудничать с опальным изданием из соседнего региона.
4. Иваново. Областная прокуратура распространила странный пресс-релиз.
5. Смоленск. Полиграфисты решили не ввязываться в предвыборную борьбу.

СНГ.
1. Белоруссия. Съемочную группу украинского "5-го канала" не пустили в Минск.
2. Украина. В Донецке совершено нападение на журналиста.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.
1. Недобросовестная селекция.
2. Положение об аккредитации не может противоречить законодательству, считают в прокуратуре Приморского края.

АНОНС.

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.


 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Новый закон о рекламе может ударить по региональным телеканалам.

Президентом РФ 13 марта подписан Федеральный закон "О рекламе", принятый Госдумой 22 февраля и утвержденный Советом Федерации. В соответствии с новым законом с 1 июля 2006 года сокращается количество рекламного времени на телевидении, в связи с чем у телеканалов могут появиться финансовые проблемы.

"Региональным телеканалам новые поправки в Закон о рекламе грозят разорением", - сказала информационному агентству "Регнум" руководитель коммерческой службы независимой телекомпании "Пилот" (Тверь) Марина Комарова. "Если учесть, что бюджет рекламного рынка в регионах ограничен, и не сопоставим с московским или питерским, то не нужно быть провидцем, чтобы предсказать разорение небольших независимых телекомпаний", - считает она.

В Ярославле также говорят о возможном возникновении проблем, так как новый закон о рекламе может сократить доходы региональных телеканалов. По мнению директора телекомпании НТМ Александра Кукина, "из-за нового закона о рекламе доходы НТМ могут сократиться на 10 процентов". Аналогичное мнение высказала сотрудница красноярского "7 канала" Ольга Жукова: "Всем известно, что телевидение живет за счет размещаемой рекламы. И если этот ресурс сократить, то у телекомпании не будет возможности снимать хорошие авторские программы и приобретать качественные фильмы и сериалы". О возможных финансовых потерях телекомпаний говорил и генеральный директор телеканала СТС-Коми Сергей Зимин. А в Новосибирске опасаются, что закон о рекламе может стать еще одним рычагом давления на средства массовой информации. В частности, директор издательского дома "Новая Сибирь" Константин Кантеров считает, что "новый законопроект может стать инструментом влияния на СМИ. Искусственно создается ситуация запрета, причем сфера влияния закона шире, чем это необходимо для общества. В результате - появляется возможность "проучить СМИ". Или использовать закон в конкурентной борьбе, так как под удар может попасть любой".

Но не исключено, что не все так уж плохо. Учитывая, что рекламные блоки теперь не будут превышать четырех минут, производителям рекламы придется повышать качество своей продукции и, как считает руководитель вологодского рекламного агентства "Лю-пресс" Галина Рогачева, "вместо скучных, длинных и больших роликов будут продумывать, что сказать, как сказать и что сделать". Улучшения качества телеэфира после вступления в действие нового закона о рекламе ожидают также в Новгороде.

А в Северной Осетии, как считает первый заместитель руководителя ГТРК "Алания" Олег Доев, новшество не повлияет отрицательно на работу дирекции коммерческих программ Северо-Осетинского телевидения: "Рекламное время на нашем телевидении занимает незначительное время", - сообщил О. Доев.


ВНИМАНИЕ!

Мы просим Вас ответить на вопрос:

- Как отразится на деятельности региональных телеканалов вступление в действие нового закона о рекламе?

Свои ответы отправляйте по электронному адресу fond@gdf.ru
Спасибо. Мы дорожим Вашим участием.


РОССИЯ.

1. Владикавказ. Дело о нападении на журналиста дошло до суда. Продолжение темы (см. дайджест 265).

Прокуратура Промышленного округа Владикавказа завершила следствие и направила в суд уголовное дело по обвинению офицера милиции в нападении на заведующую корпунктом Южного бюро "Первого канала" Ольгу Кирий.

16 марта адвокат потерпевшей Владимир Геворков сообщил корреспонденту РИА Новости, что в совершении преступления обвиняется участковый уполномоченный ОВД Иристонского района, старший лейтенант милиции 33-летний Георгий Тотоев. Ему инкриминируется нарушение части 3 статьи 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий с применением насилия") и части 2 статьи 144 УК РФ ("Воспрепятствование законной деятельности журналистов, совершенное лицом с использованием своего служебного положения").

Напомним, что инцидент произошел 3 февраля 2006 года в травматологическом отделении клинической больницы скорой помощи Владикавказа, куда съемочная группа телеканала прибыла для подготовки репортажа о последствиях терактов в залах игровых автоматов. По данным следствия, Тотоев, находясь в состоянии алкогольного опьянения, потребовал от съемочной группы покинуть больницу, получил отказ, после чего затолкал О. Кирий в процедурный кабинет, повалил на пол и нанес несколько ударов ногами. В результате журналистка получила сотрясение головного мозга и ушиб теменно-височной области головы.

Отметим, что рассмотрение в суде дела по статье 144 УК РФ - очень большая редкость. ФЗГ будет внимательно следить за развитием событий.

2. Пермь. Газеты продолжают арестовывать. Продолжение темы (см. дайджест № 270).

Дмитрий Тимофеев,
специально для ФЗГ из Приволжского федерального округа.

На этот раз репрессиям подвергся спецвыпуск газеты "Пермский обозреватель". Около 20 тыс. экземпляров газеты арестовано сотрудниками ОВД Орджоникидзевского района Перми. Однако часть тиража газеты, из-за запретов краевых властей печатающейся в городе Кирове, уже успела разойтись.

Основанием для ареста стало постановление заместителя прокурора Ленинского района Перми об аресте тиража, вынесенное им в ночь с 16 на 17 марта. Копия постановления в редакцию представлена не была. Дежурный прокурор прокуратуры Пермского края, по словам главного редактора газеты Игоря Анисимова, также не в курсе происходящего. В информации, предоставленной редакцией "Пермского обозревателя", сообщается, что специальный выпуск газеты посвящен правовому беспределу в Перми и административному давлению в регионе на свободное волеизъявление граждан во время выборов.

Обращает на себя внимание, что за последнее время это второй случай ареста тиража газет. 8-9 марта правоохранительные органы Перми уже проводили мероприятия по изъятию тиража газеты "Вечерняя Пермь". Основанием для ареста послужило решение городской избирательной комиссии о том, что в материалах об одном из кандидатов на должность главы Перми содержится клевета. Позже прокуратура Пермского края в возбуждении уголовного дела по факту публикации клеветы в газете "Вечерняя Пермь" отказала.

3. Киров. Типография отказалась сотрудничать с опальным изданием из соседнего региона.

Газета "Пермский обозреватель", последнее время печатавшаяся в Кировской областной типографии, не будет больше пользоваться ее услугами.

17 марта кировские печатники получили из Пермского горизбиркома письмо, в котором говорится, что в последнее время участились случаи изготовления "подложных агитационных материалов", выпущенных с нарушением закона. Далее в документе печатникам предлагается "в случае обращения с просьбой оказать полиграфические услуги, непосредственно связанные с выборами главы города Перми… сообщать о таких обращениях в Избирательную комиссию города Перми". После этого из Кировской областной типографии в редакцию "Пермского обозревателя" пришел факс, в котором сообщалось о том, что, учитывая характер статей издания, время печати будет перенесено "в целях необходимости корректур статей издания".

А затем - еще один факс с уведомлением о том, что типография "не может отпечатать данное издание" на основании письма, полученного из Пермского горизбиркома. Хотя договор на изготовление газеты между редакцией и типографией существует.

4. Иваново. Областная прокуратура распространила странный пресс-релиз.

Алексей Овчинников,
главный редактор газеты "Иваново-пресс" - специально для ФЗГ.

17 марта старший помощник прокурора Ивановской области Александр Копытов передал в ивановские СМИ подписанный им пресс-релиз. В нем говорится: "Прокуратура Ивановской области получила официальное уведомление о том, что 26 февраля 2006 года Верхне-Волжское управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) вынесла официальное письменное предупреждение редакции газеты "Иваново-пресс" о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации".
В документе сообщается, что управлением Росохранкультуры "выявлены факты публикаций в газете "Иваново-пресс", содержащих в себе высказывания, разжигающие национальную рознь". В пресс-релизе прокуратуры также отмечалось, что "это второе официальное предупреждение Росохранкультуры, вынесенное в адрес редакции названной газеты. Первое письменное предупреждение редакции газеты "Иваново-пресс" надзорным органом было вынесено в сентябре 2005 года".

У редакции "Иваново-Пресс" есть серьезные основания считать данный документ фальшивкой. Во-первых, заместитель руководителя Верхне-Волжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Светлана Овчинникова сообщила редакции, что никаких предупреждений в адрес ивановских СМИ, в том числе и "Иваново-Пресс", в феврале-марте 2006 года не выносилось. Кроме того, указанная дата вынесения - 26 февраля 2006 года - воскресенье. Редакция "Иваново-Пресс" также никаких предупреждений в свой адрес не получала.

Что же касается первого предупреждения, упомянутого прокуратурой, то 31 января 2006 года Арбитражный суд Ивановской области признал его незаконным и отменил постановление ивановского УФАС, на основании которого оно было вынесено. Помощник прокурора А. Копытов сообщил "Иваново-Пресс", что не располагает текстом предупреждения, имеется лишь уведомлением о нем. А информацию, которую он распространяет в СМИ, ему передало вышестоящее руководство.

Этот инцидент является продолжением кампании давления на "Иваново-Пресс". В период с 1 по 10 марта 2006 года под давлением верхушки ивановских "единороссов" сначала городская типография "Рабочий край", а затем и ивановская областная типография под надуманными предлогами отказались печатать "Иваново-Пресс" и теперь газета вынуждена печататься в другой области.

5. Смоленск. Полиграфисты решили не ввязываться в предвыборную борьбу.

Смоленский полиграфический комбинат расторг договоры на производство газет с редакциями белорусских изданий "Народная воля", "Товарищ" и "Деловая газета".

Официальной причиной расторжения договоров считается отсутствие у комбината свободных мощностей, но руководители белорусских газет уверены, что отказ в печатании связан с президентскими выборами в Белоруссии. Договор о производстве тиражей независимых белорусских изданий был заключен в октябре 2005 года, после того, как власти Белоруссии запретили их печатать на территории страны. Газеты стали печататься в Смоленске, но в последнюю неделю перед президентскими выборами в Белоруссии неожиданно возникли проблемы. По словам главного редактора газеты "Товарищ" Сергея Возняка, еще утром 13 марта он получил из Смоленска счет-фактуру на оплату очередного номера газеты, но после полудня пришла телеграмма от генерального директора полиграфического комбината Анатолия Гучева, в которой сообщалось о расторжении договора в связи с нехваткой оборотных средств и свободных мощностей.

Комментируя решение отказать белорусским изданиям в производстве тиражей, А. Гучев заявил: "Я не цензор, но использовать комбинат как площадку для предвыборной борьбы я не дам".

Использованы материалы "Газеты".


СНГ.

1. Белоруссия. Съемочную группу украинского "5-го канала" не пустили в Минск.

Белорусские пограничники без объяснения причин высадили из поезда Киев-Минск журналиста "5 канала" Андрея Жигулина и оператора Виталия Дорощенка.

Как сообщил 15 марта "5 канал", съемочная группа имела необходимые документы от МИД Белоруссии для осуществления профессиональной деятельности в этой стране во время президентских выборов.

По словам А. Жигулина, в первом часу ночи на станции Терьоха белорусские пограничники во время проверки документов без объяснения причин забрали их документы. Журналист и оператор были высажены из поезда и направлены к помещению пограничной службы. Там им вернули документы и, снова не объясняя причины, посадили в поезд Минск-Киев.

Съемочная группа "5 канала" возвратилась в Киев.

12 марта в Минске во время съемок была задержана корреспондент "5 канала" и шестеро украинских граждан, которые присутствовали на встрече с избирателями одного из кандидатов в президенты Белоруссии. После вмешательства украинского посольства в Белоруссии корреспондент была освобождена. Также освобожден один из шести задержанных граждан Украины. В отношении еще четырех граждан Украины белорусский суд вынес вердикт - по десять суток административного ареста. Украинцев обвинили в нарушении белорусского законодательства при проведении несанкционированного митинга.

Интерфакс-Украина, 15 марта.

2. Украина. В Донецке совершено нападение на журналиста.

В центре Донецка неизвестные напали на журналистку оппозиционного канала КРТ Наталью Богомолову. Как сообщили в пресс-службе телеканала КРТ, инцидент произошел в 100 метрах от здания, где расположено донецкое представительство КРТ.

Двое молодых людей, подойдя к девушке со спины, оглушили ее ударом по голове, забрали сумку, после чего, нанеся еще несколько ударов в лицо, скрылись в неизвестном направлении. Задержать нападавших по горячим следам работникам милиции не удалось. Как заявила пострадавшая, в похищенной сумке, кроме личных вещей, находились документы, с которыми в данный момент работала журналистка.

В телекомпании считают, что нападение связано с профессиональной деятельностью Богомоловой. В последние месяцы она подготовила ряд репортажей, подвергающих резкой критике действия властных структур Украины. В частности, они касались ситуации в области здравоохранения, выплаты зарплат в бюджетной сфере, ущемлению прав русскоязычных граждан. Документы, которые были похищены у журналистки, указывали на готовящиеся провокации в день выборов и возможную фальсификацию их результатов со стороны исполнительной власти.

MIGnews.com.ua, 17 марта.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

1. Недобросовестная селекция.
В Петрозаводске депутаты-бизнесмены обнаружили новый способ борьбы с инакомыслием.

Анатолий Цыганков,
председатель Карельского Союза журналистов.

Сегодня человек, желающий почитать газету, скорее купит ее в киоске, чем станет на нее подписываться. Объяснение этому простое: подписная цена издания в два раза выше его розничной цены. И, естественно, такая ситуация вынуждает редакции искать возможности попадать не только в традиционные газетные киоски, но и на прилавки магазинов. Особенно привлекательны супермаркеты, где большой поток покупателей. Потому решение петрозаводского собственника торгового центра "V-маркет" о прекращении продажи в магазине газеты "Московский комсомолец" в Карелии", естественно, огорчило редакцию. Мотивация "выселения" газеты странная - мол, читателям не интересно данное издание. Такое умозаключение сделано было будто бы на основе анализа. Понятно, владелец торгового центра не собирался отчитываться о своих действиях перед редакцией. Однако даже самый поверхностный анализ подсказывает, что дело тут не в читательских предпочтениях, а в личном отношении собственника к региональному выпуску "МК".

Дело в том, что человек, которому принадлежит торговая площадь, не только бизнесмен, но и активный местный политик Д. Алиханов. И так случилось, что "МК" в Карелии" относится к нему без пиетета, довольно часто критикуя коммерсанта и парламентария, коим является Алиханов. В самой редакции только этим обстоятельством объясняют факт "выселения" газеты из торгового центра "V-маркет".

Это допущение можно было бы посчитать ошибочным, если бы не еще одно недавнее изгнание "МК" в Карелии" из другого супермаркета, принадлежащего другому бизнесмену и тоже депутату Законодательного собрания Карелии С. Нефедову. Газета "МК" в Карелии" опубликовала не одну нелестную статью об этом человеке и, видимо, совершенно вывела его из себя. Подать в суд на издание невозможно, поскольку обнародованные сведения соответствуют действительности, а вот погнать газету со своих торговых площадей оказалось делом нетрудным. Произошло это после публикации, в которой вспоминалась работа С. Нефедова в качестве оперуполномоченного отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД Петрозаводска. В статье сообщалось, что из милиции С. Нефедов был уволен за дискредитацию должности, его работа, как обнаружилось, мало походила на борьбу с коррупцией.

К слову, из торгового помещения Д. Алиханова "МК" удалили тоже после статей, в которых раскрывались тайны его арендных отношений с бывшей столичной властью.


2. Положение об аккредитации не может противоречить законодательству, считают в прокуратуре Приморского края.

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

С сентября 2005 года обозреватель газеты "Народное вече" Татьяна Каширская не может получить аккредитацию при Законодательном собрании Приморского края. Более того: журналисты, не раз сталкиваясь с нарушением своих прав и внимательно изучив Положение об аккредитации, считают, что нарушение заложено в самом положении. Поэтому "Народное вече" обратилось в ФЗГ за консультацией, отправив текст Положения на экспертизу. Эксперты пришли к заключению, что нарушения прав в этом документе имеются. "Народное вече" опубликовала статью "Непрозрачные вы наши" и полный текст экспертного заключения юристов ФЗГ. Статья и текст заключения были направлены в прокуратуру Приморского края.

Через два месяца редакция получила ответ прокуратуры. Приморская прокуратура не нашла нарушений закона в Положении об аккредитации журналистов при Законодательном собрании Приморского края. Более того, старший советник Д. Быкова, начальник управления по надзору за соблюдением федерального и краевого законодательства прокуратуры Приморского края, считает, что "выводы экспертного заключения юристов Фонда защиты гласности на указанное Положение противоречат действующему законодательству". И, следовательно, "изложенное в публикации экспертное заключение не может являться основанием для принесения протеста на постановление Законодательного Собрания Приморского края".

Прокурор поступил лукаво: сослался на то, что пресс-центр и депутаты точно следуют собственному Положению об аккредитации, которое сами и приняли. То, что права журналистов могут быть нарушены самим этим Положением - для сотрудника краевой прокуратуры просто нонсенс, видимо, поэтому он их и не рассматривает.

Главное в ответе: если писанные начальством правила журналисты соблюдают, они получают аккредитацию. Соответствуют ли эти правила закону, советник Быкова не проверяет. Далее она сообщает, что "прокуратурой проверка проведена и оснований для принесения протеста на данное постановление не установлено, поскольку оно не противоречит федеральному законодательству". И значит, "при таких обстоятельствах оснований для применения мер прокурорского реагирования в настоящее время не установлено".

Так что, по мнению советника Быковой, обозреватель зарегистрированного издания Т. Каширская не получила аккредитацию на вполне законных основаниях.

АНОНС.

22 марта 2006 года в Независимом пресс-центре (Москва, Тверской бульвар, д. 20) в 12-00 состоится пресс-конференция о событиях вокруг телекомпании "Плюс 12" (г. Тула)

"Будущее Тульской телекомпании "Плюс 12" зависит от нашего соучастия в ее судьбе. Независимая телекомпания незаконно отключена от кабельных сетей города с 19 января 2006 года".

В пресс-конференции примут участие:

Эдуард Сагалаев, президент Национальной Ассоциации Телерадиовещателей и член Общественной палаты, посетивший в феврале 2006 года Тулу и безуспешно пытавшийся склонить областные и городские власти к приемлемому компромиссу;

Николай Сванидзе, журналист, член Общественной палаты (Комиссия по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ);

Лев Пономарев, исполнительный директор ООД "За права человека", чья организация приняла на себя защиту прав независимой телекомпании;

и с новостями из Тулы председатель Тульского РО ООД "За права человека" Виктор Куренков и генеральный директор телекомпании "Плюс 12" Андрей Столяров.

Ведет пресс-конференцию Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности, следившего за развитием этой ситуации с 19 января 2006 года.

Подробности о ситуации в Туле - см. http://www.gdf.ru/content/2006/03/17032006.shtml

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Ответ на вопрос дайджеста № 270 "Как вы считаете, почему деятельность полуфашистских и антисемитских газет и Интернет-ресурсов интересуют работников прокуратуры и Росохранкультуры меньше, чем "антиисламских"?":

Да потому, что поддержка полуфашистских и антисемитских организаций - скрытая и не очень - есть в партиях, заседающих в думе, властных органах, особенно среди властей регионов (перечислять всех наших "минилукашенок" нет смысла - их все знают), а также на ура приветствуется всеми деклассированными элементами страны. А указанным работникам просто спущено - как "правильно" реагировать (на антиисламские высказывания, в том числе). Очевидно также, что нынешняя российская власть все более берет на вооружение известный советский подход на создание противовесов Западу, на заигрывание с наиболее одиозными режимами, типа иранского и хамаcовского.

М. Плетнев, д.х.н.


Уважаемый Алексей Кириллович!

Более месяца назад, решением администрации Темрюкского района Краснодарского края от 15 февраля 2006 года, под формальным предлогом, приостановлено вещание единственной частной телекомпании в районе.

Для возобновления вещания нам, согласно постановления администрации, следовало за один месяц оформить в соответствии с законодательством, документы на здание передающего центра, самовольно построенное нами в 1998 году.
Прошло более месяца. Ни одно из наших писем и заявлений, касающихся оформления документации, по сути не рассмотрено. Передатчик телекомпании, арендуемый у Краснодарского РТПЦ, отключен. Устные и письменные обращения в краевой департамент по делам СМИ, письма депутатам ЗСК и ГД, остаются без ответа. Телекомпания до конца марта должна покинуть, арендуемое под офис и студию у администрации, помещение. Проводятся проверки и дознания, в том числе с привлечением правоохранительных органов. В адрес сотрудников телекомпании поступают угрозы и предложения "сменить работу". Передающий центр, вопреки своим же решениям, администрация намеревается снести по предписанию прокуратуры в рамках борьбы с "самостроем".
Телекомпания "ТВ МАСТЕР" терпит катастрофические убытки. Речь идёт о судьбе коллектива, который успешно работал целое десятилетие.

Прошу Вас, если это возможно, срочно вмешаться в ситуацию и дать публичную оценку действиям районной власти. Все необходимые копии документов готов предоставить как в электронном, так и в обычном виде.

Подробная хроника конфликта опубликована на сайте Таманского полуострова,
по адресу: http://natamani.ru/index.php?p=showtopic&toid=43&fid=17&area=1

С уважением, директор телекомпании "ТВ МАСТЕР"
Сергей Шинкарёв.

 


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни