Дайджест
13 Марта 2006 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 270


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Еще одна статья уголовного кодекса для закрытия СМИ.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Вручены премии Союза журналистов РФ.

РОССИЯ.
1. Владикавказ. Журналистка Марина Цахилова жива и здорова, хотя информационные агентства сообщили о ее смерти.
2. Пермь. В городе прошли мероприятия по задержанию тиража газеты "Вечерняя Пермь".
3. Оренбург. Суд оправдал журналиста.
4. Москва. Издание не признает своей вины в разжигании религиозной вражды, а Росохранкультура грозит дальнейшими санкциями.
5. Кемерово. Городская администрация запретила пикет против монополии на телеэкранах.

СНГ. Украина. В Крыму продолжаются провокации в отношении газеты "Первая Крымская".

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. В отношении редакции газеты "Московский комсомолец" в Карелии" за употребление журналистом слова "изгнали" возбуждено уголовное дело.

НАШИ ПАРТНЕРЫ. Редакторы и журналисты учатся управлять социальными проектами.


 

ТЕМА НЕДЕЛИ. Еще одна статья уголовного кодекса для закрытия СМИ.

В Барнауле 10 марта Алтайский краевой суд приступил к предварительным слушаниям по делу "Банкфакса". Иск с просьбой прекратить деятельность этого информационного агентства предъявило управление Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу. Обращение чиновников в суд связано с публикацией на сайте агентства комментария посетителя под письмом, в котором Росохранкультуры в категорической форме предложило СМИ воздержаться от публикации "экстремистских" материалов, способных оскорбить верующих. В комментарии посетитель сайта вольно процитировал заметку из аргентинской газеты Clarin, содержащую резкие оценки нападений на европейские посольства в исламских странах, а также высказался по поводу двойных стандартов в оценках религиозных конфликтов.

Сотрудники Росохранкультуры в кратчайшие сроки провели специальную проверку и установили, что упомянутый комментарий "направлен на возбуждение религиозной и социальной розни, связанной с насилием и создает реальную угрозу причинения вреда общественному порядку, общественной безопасности, обществу и государству". Кроме того, по факту этой публикации прокуратура Алтайского края возбудила уголовное дело по статье 282 УК РФ ("Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды"). Причем ведут его следователи отдела по расследованию особо важных дел.

Но у главного редактора ИА "Банкфакс" Валерия Савинкова создается впечатление, что прокуратуру и подключившихся к следствию офицеров ФСБ больше интересует "не личность комментатора, а наши технические базы, пароли, где они размещены, как до них можно добраться и тому подобные вопросы". По поводу иска Росохранкультуры В. Савинков заявил: "Мы ожидали максимально жестких санкций со стороны Росохранкультуры - летом 2005 года она под надуманным предлогом (якобы в деле нашего агентства, хранящемся в ее архиве, пропал один документ, сданный туда в 1993 году) уже пыталась добиться ликвидации агентства "Банкфакс", но проиграла дело в суде. Уже тогда этот конфликт сопровождался попыткой задействовать в нем правоохранительные органы. Да и теперь мы вновь получаем от их работников предупреждения о том, что "вскоре у вас отберут лицензию".

Главный редактор "Банкфакса" также считает, что ситуация вокруг информационного агентства отражает новые тенденции в сфере свободы слова в Интернете: "Это является модельной ситуацией, которая определяет новый порядок Интернета, новый порядок высказываний в Интернете", - заявил В. Савинков.

Интересно высказался по поводу уголовного преследования "Банкфакса" директор по маркетингу ООО "Новотелеком" Александр Ларьяновский: "Абсолютно неизвестно, где в следующий раз возбудится в коре головного мозга очередного чиновника, и окажется, что нельзя ещё чего-то. Например, может оказаться, что нельзя трогать тему падающих пенсионеров. Это, скажут, жестоко по отношению к пожилым людям. И поехали". Но ведь "с точки зрения технологии, сотовый или любой другой оператор голосовых услуг не несет никакой ответственности за то, что пользователь говорит по телефону. Это нужно раз и навсегда для себя понять. Поэтому, если пользователь оставил сообщение, то администрация ответственности не несет. И не может этого делать. Тогда вообще нужно вообще запретить подобный класс сервисов".

Но вернемся к судебному заседанию в Барнауле. Вопреки желанию подателей иска, краевой суд не стал 10 марта приостанавливать деятельность информационного агентства. В ходе первого заседания была оглашена информация о том, что в день возбуждения уголовного дела - 26 февраля - судья вынесла решение о принятии обеспечительной меры о приостановлении деятельности информационного агентства. Но сотрудники "Банкфакса" не были об этом извещены. И когда В. Савинков подал ходатайство об отмене решения о закрытии "Банкфакса", суд его удовлетворил. Следующее заседание состоится 30 марта.

Складывается впечатление, что в Барнауле отрабатывается новый метод давления на неугодные СМИ с использованием статьи 282 УК РФ ("Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды").

Возникает вопрос: а что мешало правоохранителям потренироваться на многочисленных полуфашистских и антисемитских изданиях, которые долгое время и практически безнаказанно распространяются во многих регионах РФ?

ВНИМАНИЕ!

Мы просим Вас ответить на вопрос:

- Как вы считаете, почему деятельность полуфашистских и антисемитских газет и Интернет-ресурсов интересуют работников прокуратуры и Росохранкультуры меньше, чем "антиисламских"?

Свои ответы отправляйте по электронному адресу fond@gdf.ru
Спасибо. Мы дорожим Вашим участием.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Вручены премии Союза журналистов РФ.

В Москве 10 марта состоялся XVI Благотворительный Бал российской прессы, на котором были вручены премии Союза журналистов РФ.

Премии в номинации "Легенда российской журналистики" получили Всеволод Овчинников и Леонид Шинкарев.

"Золотое перо России" вручено обозревателю газеты "Комсомольская правда" Василию Пескову - за серию публикаций в защиту заповедников России; собственному корреспонденту "Новой газеты" (Казань) Борису Бронштейну - за фельетоны, опубликованные в 2005 году; Альберту Плутнику - за публикации о нравственных проблемах строительства медийного рынка в новой России.

Премия "За мужество и профессионализм" присуждена руководителю пресс-службы антитеррористического центра Главного управления МВД РФ по Южному федеральному округу Тамерлану Казиханову (посмертно).

Премию "За лучшее журналистское расследование" получил обозреватель газеты "Московский комсомолец" Вадим Речкалов, премию имени Томаса Колесниченко "За журналистскую отвагу" - директор-корреспондент Северо-Кавказского регионального центра телекомпании НТВ Руслан Гусаров, премию "За публикации, направленные против ксенофобии и национальной нетерпимости" - Сулиета Кусова, Абов Джуликян и Татьяна Дубова, Андрей Цветков.

Мы поздравляем лауреатов и желаем им дальнейших творческих успехов.


РОССИЯ.
1. Владикавказ. Журналистка Марина Цахилова жива и здорова, хотя информационные агентства сообщили о ее смерти.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

В пятницу 10 марта информационные агентства сообщили о том, что во Владикавказе возле одного из гаражных кооперативов найдено тело журналистки Марины Цахиловой с множественными ножевыми ранениями. Однако, как удалось выяснить корреспонденту ФЗГ в прокуратуре Промышленного муниципального округа североосетинской столицы, уголовное дело по факту убийства гражданки Цахиловой, действительно, возбуждено, но убитая работала не журналистом, а бухгалтером гаражного кооператива.

Председатель Союза журналистов Северной Осетии Болит Фидаров не смог ответить на вопрос, имел ли место факт убийства именно журналистки, а не ее тезки и однофамилицы. Он просто оказался не в курсе, сообщений информагентств не видел.

Откуда поступило сообщение на ленты информационных агентств, пока неизвестно.


2. Пермь. В городе прошли мероприятия по задержанию тиража газеты "Вечерняя Пермь".

Дмитрий Тимофеев,
специально для ФЗГ из Приволжского федерального округа.

Сотрудники правоохранительных органов 8 марта ворвались в производственные помещения ООО "Новая типография - Пермь". Одетые в штатское милиционеры взломали шкаф, выломали дверь в бухгалтерию. Их интересовал свежеотпечатанный тираж газеты "Вечерняя Пермь". Никаких документов на изъятие тиража милиционеры не представили.

9 марта появилось решение городской избирательной комиссии о запрете распространения газеты "Вечерняя Пермь" за якобы многочисленные нарушения выборного законодательства. Секретарь городской избирательной комиссии Сергей Бабин заявил, что, вынеся данное решение, они обратились в правоохранительные органы. Получив "законные основания", представители правоохранительных органов начали беспрецедентную охоту на тираж. 25 тыс. экземпляров были изъяты из машины депутата Законодательного собрания Вячеслава Вахрина. По словам депутата, у служебного входа в Законодательное Собрание Пермского края милиционеры попытались его избить и доставить в УВД города. Обыску также подвергся депутат Государственной Думы РФ Виктор Похмелкин. Он заявил представителям региональных средств массовой информации, что "изъятие тиража газеты "Вечерняя Пермь" происходило на основании постановления об обыске и выемке". По мнению Похмелкина, изъятие незаконно по нескольким основаниям - в частности, нет санкций суда на выемку.

Раж правоохранителей доходит до абсурда: у водителя редакции "Пермского обозревателя" Сергея Черемных безо всяких на то оснований изъяли документы на машину и водительские права. При выезде с территории "Новой типографии" сотрудники милиции остановили его автомобиль для проверки. Увидев один экземпляр "Вечерней Перми", милиционеры потребовали газету, но получили отказ. После этого попросили у водителя документы на автотранспорт - якобы для проверки, и отказались их возвращать.

Кроме того, во время мероприятий по изъятию тиража газеты "Вечерняя Пермь" была задержана съемочная группа телекомпании "ТНТ-Пермь". У журналистов забрали кассету с записью интервью с сотрудниками "Новой типографии", а также видеозаписи задержания и обысков сотрудниками милиции депутата краевого Законодательного собрания В. Вахрина и депутата Государственной Думы РФ В. Похмелкина. Милиция также забрала видеозапись процесса изъятия документов у журналистов "Пермского обозревателя" и "Комсомольской правды".

Отметим, что в Перми проходит избирательная кампания по выборам главы города, которая по степени использования "административного ресурса" является беспрецедентной и уже вызвала массовые возмущения избирателей.


3. Оренбург. Суд оправдал журналиста.

В Ленинском районном суде закончился процесс по уголовному делу, возбужденному в отношении заместителя главного редактора местной телекомпании "Орен-ТВ" Сергея Хомутова. Ему инкриминировалось совершение преступления, предусмотренного статьей 272 УК РФ ("Неправомерный доступ к компьютерной информации"). По версии следствия, С. Хомутов проник на сервер дежурной части УВД области и копировал оперативные сводки о преступлениях и происшествиях "для использования в передачах с целью повышения рейтинга телеканала". Любопытно, что дознание и следствие вели сотрудники областного УВД, которое признано потерпевшим.

Судья Ленинского районного суда Андрей Шинкарев вынес журналисту оправдательный приговор, хотя обвинитель просил для Хомутова наказания в виде полутора лет лишения свободы условно. Судья признал, что доступ на сервер УВД Оренбургской области имел место, но сторона обвинения не смогла доказать, что копирование производилось Хомутовым. В УВД области не исключают, что приговор будет обжалован.

В рамках дела был рассмотрен и гражданский иск оренбургской милиции, которая рассчитывала взыскать с журналиста 1 миллион рублей в качестве компенсации за причиненный вред. УВД осталось не удовлетворенным - в иске ему также отказано.


4. Москва. Издание не признает своей вины в разжигании религиозной вражды, а Росохранкультура грозит дальнейшими санкциями.

Редакция "Газеты.Ру" намерена обратиться в суд с иском об отмене предупреждения Росохранкультуры. Об этом в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сообщил главный редактор "Газеты.Ру" Михаил Михайлин. Росохранкультура вынесла предупреждение интернет-изданию за перепечатку карикатур из датской газеты "Jullands-Posten", которые служили иллюстрацией к опубликованной в "Газете.Ру" статье "Карикатурная война". По словам М. Михайлина, "юристы внимательно рассматривают документ и ищут юридические зацепки". Редакция "Газеты.Ру" не согласна с обвинениями Росохранкультуры в разжигании религиозной и социальной вражды, и создании реальной угрозы причинения вреда общественной безопасности, заметил М. Михайлин. По его словам, "федеральная служба неправа, как с формальной, так и с логической точки зрения".

В свою очередь, глава Росохранкультуры Борис Боярсков пригрозил "Газете.Ру" более строгими мерами, вплоть до отзыва свидетельства о регистрации. По словам Б. Боярскова, "теперь руководство должно оценить правовые последствия, устранить причины и сделать соответствующие предупреждения". Если в издании этого не сделают, Б. Боярсков пообещал привлечь правоохранительные органы. Он подчеркнул, что кроме таких мер, как предупреждение, "существуют штрафы и возможность обратиться в суд с целью признания свидетельства о регистрации неправомерным".

Использованы материалы "Эха Москвы".


5. Кемерово. Городская администрация запретила пикет против монополии на телеэкранах.

Администрация Кемерова 9 марта отклонила заявку председателя регионального отделения движения "Объединенного гражданского фронта" (ОГФ), главного редактора газеты "Российский репортер" Александра Косвинцева о проведении пикета против применения административного ресурса в ходе выборных кампаний и монополизации телеэфира отдельными политическими силами. Уведомление о проведении пикета Косвинцев подал в городскую мэрию еще 3 марта. В полученном ответе сообщалось: "В настоящее время уведомление не может быть рассмотрено в связи с тем, что не уточнено место проведения мероприятия, поэтому неясно, является ли территория, указанная в уведомлении, прилегающей к опасным производственным объектам или к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности".

А. Косвинцев сообщил, что проведение пикета планировалось перед телецентром на улице Гагарина. "Как еще уточнить место, не понимаю", - заметил он.

Использованы материалы ИА "Регнум".


СНГ. Украина. В Крыму продолжаются провокации в отношении газеты "Первая Крымская".

Марк Агатов,
собственный корреспондент ФЗГ на Украине.

В ночь с 8 на 9 марта в населенных пунктах Крыма, включая столицу автономии Симферополь, в почтовые ящики жителей был вложен поддельный номер газеты "Первая Крымская", состоящий из 4-х полос. Номер назван "специальным выпуском" от 5 марта, стиль и формат этой газеты практически полностью повторяют "Первую Крымскую". В подделке указаны и выходные данные этого издания.

Все содержание сфальсифицированного номера направлено против партии Регионов. Редакция "Первой Крымской" заявляет, что не имеет никакого отношения к так называемому "Спецвыпуску", выпущенному от ее имени, и расценивает это как грязную избирательную технологию

Редакция "1К" обратилась к правоохранительным органам автономии с просьбой расследовать этот факт и дать ему соответствующую оценку.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

В Фонд защиты гласности обратился корреспондент газеты "Страж Балтики" Артем Монахов. Он сообщил, что после его публикации "80-й становится первым?" о нарушениях в сфере жилищного законодательства, допущенных жилищной комиссией тыла Балтийского флота, была назначена прокурорская проверка, с результатами которой ему не дают ознакомиться. Журналист неоднократно обращался за информацией в военную прокуратуру Балтийского флота, но, формально в предоставлении информации А. Монахову не отказывая, о результатах проверки ему, тем не менее, не сообщали.

ФЗГ направил Главному военному прокурору генерал-полковнику юстиции Александру Савенкову письмо, в котором сообщается, что "ни в одном из ответов, направленных А. Монахову сотрудниками военной прокуратуры БФ, нет информации о дате, к которой запрашиваемая информация будет предоставлена". Полагая, что в данном случае имеет место ограничение доступа к информации, которое нарушает права журналиста А. Монахова на получение интересующих его данных, ФЗГ просит Главную военную прокуратуру провести проверку изложенной информации и предпринять соответствующие меры.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. В отношении редакции газеты "Московский комсомолец" в Карелии" за употребление журналистом слова "изгнали" возбуждено уголовное дело.

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

Летом прошлого года газета "Московский комсомолец" в Карелии" напечатала статью, в которой рассматривались возможные претенденты на пост главы самоуправления Петрозаводска. Среди информации о прочих известных персонажах бегло пересказывалась биография бизнесмена и местного парламентария Василия Попова. О нем было написано, что он активно участвует в карельской политике с 1998 года, за это время побывав и депутатом Законодательного собрания, и мэром Олонецкого района. И то, и другое - правда, ошиблась газета лишь в том, будто бы мэр района Попов был в свое время "изгнан избирателями". На самом деле никто его не изгонял, а он сам добровольно ушёл в отставку накануне новых выборов. Причина была в том, что в 2002 году он решил баллотироваться на пост главы республики.

Редакция, допустившая ошибку, сама по доброй воле напечатала и опровержение, сообщив читателям, что сведения "был изгнан избирателями" являются не соответствующими действительности, объяснив свой промах неверно подобранным журналистом словом. То есть конфликт по идее мог считаться исчерпанным. Однако В. Попов, после выхода статьи не обративший на нее внимания (по крайней мере, в июне 2005 года он не отреагировал на нее) спустя полгода обиделся, заявив в исковом заявлении о своих оскорбленных чувствах, и потребовал опровержения. Причем, обиделся В. Попов настолько сильно, что захотел покарать клеветников в уголовном порядке. Так возникло уголовное дело в отношении редакции газеты "МК" в Карелии".

В исковом заявлении Попов, кроме требований напечатать опровержение, настаивал на том, чтобы редакция разослала его во все республиканские СМИ с просьбой опубликовать его, а также в Законодательное собрание, депутатом которого он является. Одновременно в качестве компенсации морального вреда депутат потребовал взыскать с редакции 100 000 рублей.

В Петрозаводской городской прокуратуре заявлению Попова на удивление быстро дают ход. Однако сама прокуратура, в лице четырех своих прокуроров в тот момент судившихся с региональным карельским выпуском "Московского комсомольца", правильно посчитала, что прямое включение в уголовное расследование может быть дурно истолковано общественностью, и поручила провести следственную работу по факту клеветы управлению УВД Петрозаводска. В милиции, познакомившись с предметом уголовного преследования, выразили недоумение относительно уголовного характера судебного конфликта и написали ходатайство об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Петрозаводская прокуратура это не сочла разумным, настояв на дальнейшем расследовании, которое сейчас и ведется, уже пройдя через руки нескольких милицейских следователей, каждый из которых приходит к первоначальному умозаключению: нет тут предмета для уголовного дела, и потому разумнее было бы перевести судебную дискуссию, полагают они, в плоскость частного обвинения.

Но прокуратура и политик В. Попов настаивают на уголовном преследовании редакции. Как развернуться дальнейшие события, сейчас сказать трудно. Но в этой истории существует еще один небезынтересный подтекст. Василий Попов некоторое время назад был активнейшим поборником свободы слова и защищал журналиста газеты "Столица Карелии" Ивана Гусева, в отношении которого председатель Верховного суда Карелии в свое время возбудил уголовное дело по факту клеветы.

Еженедельник "Столица Карелии" был информационным проектом В. Попова, и он, защищая своего корреспондента, стыдил чиновников и политиков за то, что вместо того, чтобы решать подобные гражданские конфликты в рамках частного судопроизводства, они объявляют уголовную травлю журналистов. В 2002 году все журналистское сообщество защищало И. Гусева, федеральные правозащитные организации вступились за него, в том числе и Фонд защиты гласности, в итоге суд оправдал журналиста. Среди празднующих ту победу был и политик В. Попов, много слов произнесший относительно слабости персон власти, которые тащат редакции СМИ в уголовные процессы. А сегодня он делает ровно то же самое, причем по поводу, для возбуждения именно уголовного дела, на наш взгляд, совершенно надуманному.


НАШИ ПАРТНЕРЫ. Редакторы и журналисты учатся управлять социальными проектами.

3-4 марта в Новосибирске состоялся семинар-тренинг "Управление коалиционными проектами. Продвижение коалиционных проектов". Участниками семинара стали представители 4-х из 12 газет - участниц проекта "Успех на малом медиа-рынке", который реализует Институт развития прессы-Сибирь в рамках Программы микропроектов "Европейская Инициатива в области Демократии и Прав Человека" (ЕИДПЧ - EIDHR), управляемой Европейской Комиссией.

В первый день редакторы и журналисты поделились друг с другом опытом своих редакций в проведении социально значимых акций и представили коллегам планы социальных проектов, которые газеты намерены реализовать в ближайшее время. Затем тренер-консультант СЦПОИ Наталья Киричук и директор ИРП-Сибирь Виктор Юкечев познакомили участников семинара с различными аспектами планирования и реализации проектов - от уточнения проблемы до мониторинга результатов. Оставшееся время было отведено на самостоятельную работу над планами информационных кампаний и консультации тренеров.

Вторая часть семинара была посвящена вопросам организации совместной работы газет и некоммерческих организаций в так называемых "коалициях".
В конце семинара редакторы и журналисты представили друг другу планы социальных проектов, доработанные и измененные в соответствии с рекомендациями тренеров. "Мы уезжаем с готовыми инструментами для реализации проектов, - поделились они своими впечатлениями, - и очень хотим поскорее начать применять их на практике".


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни