Дайджест
6 Февраля 2006 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 265


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Большой сбор в Кремле.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Киднеппинг - новый прием в борьбе с прессой.

РОССИЯ.
1. Москва. Закон о СМИ снова хотят "осовременить".
2. Владикавказ. Милиционеры избили журналиста.
3. Санкт-Петербург. Телеканал "ТВ-3 Россия" обвинен в цензуре.
4. Нижний Новгород. Сотрудники милиции напали на съемочную группу.
5. Москва. Увольнения в "Известиях".
6. Владивосток. Продолжение темы (см. дайджест № 259). В квартире корреспондента "Арсеньевских вестей" вновь побывали неизвестные.
7. Владивосток. Постановлением мэра закрыта городская газета.
8. Ростов-на-Дону. "Газпром" на вопросы не отвечает.
9. Вологда. О дедовщине поговорить не дали.
10. Москва. Продолжение темы (см. дайджест № 264). Правозащитники намереваются обратиться в суд с рядом исков в связи с заявлениями об их связи с британской разведкой.

СНГ.
1. Беларусь. Очередное изъятие газет.
2. Беларусь. Пенсионерка требует признать свое право на чтение "Народной воли".

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в январе 2006 года.

НАШИ ПАРТНЕРЫ. Письмо Комитета по защите журналистов (CPJ) Президенту РФ.

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА. Комиссар Совета Европы по правам человека ответил на письмо правозащитников о новом законодательстве о НПО.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Большой сбор в Кремле.

В Кремле 31 января состоялась пресс-конференция Президента РФ, на которой присутствовали около тысячи журналистов.

Президент рассказал присутствующим много интересного и порадовал их нетривиальными высказываниями: "мы не из носа выковыриваем эту цену", "тьфу на вас - и все", "вряд ли кто-то надел памперсы".

Что касается затронутых на пресс-конференции проблем СМИ, то некоторый оптимизм внушает мысль президента о том, что с независимой прессой у нас все в порядке. То есть она существует. "Слухи о том, что она прекратила свое существование, сильно преувеличены", - сказал глава государства. Правда, подтверждать свои слова примерами он не стал, и ни одного такого СМИ не назвал. Наверное, забыл.

Вывод о существовании в РФ независимых СМИ президент сделал на основании того, что журналистов у нас продолжают бить: "Это, во-первых, говорит о том, что независимая пресса, слава богу, у нас существует", - заявил он в ответ на жалобу одного из журналистов из глубинки.

Касаясь проблемы взаимоотношений чиновников и СМИ, президент попробовал утешить журналистов сообщением, что "чиновничество в любой стране - это, к сожалению, такая достаточно закрытая каста, защищающая и мундир свой, и кастовые интересы", поэтому "независимая пресса всегда и везде сталкивается с сопротивлением властей". И, как считает президент, "она должна выбрать для себя: либо она будет преодолевать это сопротивление и оставаться независимой, либо получать подачки от власти - и тогда забыть о своей независимости".

Таким образом, давление чиновников на прессу признано нормальным явлением. И ограничить его в нашей стране, видимо, просто невозможно. Или, может быть, нежелательно.

Хотя в заключение президент обещал постараться обеспечить независимость прессы, создавая условия для ее экономической независимости. Но тут вспомнились многочисленные "споры хозяйствующих субъектов" времен событий на НТВ, ТВ-6, ТВС, и сентенция президента об экономической независимости СМИ как-то поблекла.

Поначалу удивительной показалась демократичная атмосфера пресс-конференции: журналисты не стеснялись в своих вопросах, президент - в ответах.

Но позднее появились сведения о том, что вопросы готовились заранее, а часть журналистов прошла отбор. В частности, "Комсомольская правда" сообщила, что "в некоторых регионах власти проявили невиданное служебное рвение в подготовке участников": в Татарстане кандидатов на поездку в Москву отбирали сотрудники аппарата президента республики, а свои вопросы казанские журналисты отправили на согласование почти месяц назад. В Благовещенске пресс-служба губернатора предложила поездку "надежным" журналистам из лояльных телекомпаний и газет. В Пензе кандидаты также отбирались пресс-службой губернатора. О формировании списка приглашенных журналистов пресс-службами окружных и областных администраций сообщили корреспонденты ФЗГ в Вологде, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Архангельске. А по данным "Новой газеты", под видом корреспондента "Саратовской областной газеты" в Москву отправили сотрудника пресс-службы губернатора…

Похоже, что прошедшее в Кремле мероприятие стало продолжением ставших уже традиционными телемостов президента с его электоратом.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ
. Киднеппинг - новый прием в борьбе с прессой.

В Казани в ночь с 20 на 21 января неизвестные преступники похитили сына шеф-редактора газеты "Вечерняя Казань" Хазбулата Шамсутдинова. 19-летнего Рустема ударили по голове, после чего, угрожая оружием, посадили в автомобиль и вывезли за город.

Двое с лишним суток молодого человека, привязанного к батарее в частном доме, сторожил охранник. Никаких требований выкупа или угроз родственникам похищенного не поступало. На третьи сутки он сумел сбежать. 23 января прокуратура Республики Татарстан возбудила уголовное дело по факту похищения человека. Но как только выяснилось, что Рустем Шамсутдинов жив, дело было передано в районную прокуратуру, несмотря на то, что похищение человека относится к разряду особо тяжких преступлений.

По словам Х. Шамсутдинова, ему дали понять, что надеяться на поимку похитителей и заказчика не стоит, хотя благодаря оперативным действиям сотрудников милиции человек, охранявший сына редактора, уже задержан. После того, как Р. Шамсутдинов опознал его, тот вынужден был дать признательные показания, в частности, сообщил, что "за работу" ему заплатили 15 тысяч рублей. А дальше не удалось продвинуться ни на шаг - задержанный уголовник утверждает, что даже не знал, кого он охраняет, и за что молодого человека похитили.

Поскольку ни сам шеф-редактор, ни его сын не имеют ни долгов, ни бизнеса, ни, тем более, криминальных связей, Х. Шамсутдинов считает, что случившееся с сыном - это "акт устрашения, попытка сделать "Вечернюю Казань" ручным изданием.

В связи с беспрецедентностью этого дела Фонд защиты гласности обратился в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой "вмешаться в ситуацию и сделать так, чтобы прокуратура Татарстана всерьез занялась поиском преступников".


РОССИЯ.

1. Москва. Закон о СМИ снова хотят "осовременить".

Министерство культуры готовит секретные изменения в федеральный закон о СМИ. Об этом заявил на пресс-конференции замминистра культуры и массовых коммуникаций Леонид Надиров, однако, какие именно это будут поправки, он сообщать отказался. "Действующий закон концептуально сохраняется. Но туда вносятся изменения, которые делают этот закон современным. Сейчас разработана концепция закона "О внесении изменений в Закон о СМИ". Поправки одобрены в установленном порядке и приняты правительственной комиссией", - сказал замминистра. В свою очередь, министр Александр Соколов сообщил накануне, что в процессе выработки поправок намечены консультации с Общественной палатой. Однако члены Общественной палаты услышали об этом впервые. "Никто из Минкульта пока не обращался к нам за консультациями", - сказала член комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Елена Зелинская.

Она уточнила, что на первом заседании комиссии, которое состоялось тоже вчера, как раз обсуждалась необходимость изменений в законе о СМИ. "Все члены комиссии согласились, что "Закон о СМИ" нуждается в изменениях", - сказала Зелинская. "Мы решили рассмотреть все существующие проекты поправок к закону, чтобы адаптировать его к современному состоянию рынка", - добавила она.

Президент Медиасоюза Александр Любимов тоже согласен с тем, что закон нужно менять, причем по тем же причинам.

Главный редактор журнала "Огонек" Виктор Лошак согласен, что перемены необходимы. "Но сам факт того, что Минкультуры держит в секрете свой проект, наводит на грустные размышления. Минкультуры редко обозначает себя как орган, имеющий отношение к СМИ. Если они учтут предлагавшиеся ранее медиасообществом поправки, то это только улучшит закон. А если решили просто перекроить закон, то это опасно", - сказал он.

Секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко заявил: "Вот уже пять лет пытаются изменить закон о СМИ. Предлагали даже заменить наш закон на существующий на западе аналог. Но каждый раз, когда новый проект предавали огласке, оказывалось, что там нечто совершенно неудобоваримое. Однажды нам уже удалось доказать, что ныне действующий закон - нормативный акт, прекрасно осуществляющий свои функции".

По мнению И. Яковенко, те поправки, которые были сделаны за прошедшие 15 лет, только ухудшили ситуацию. И совершенно непонятно, зачем менять нормальный документ сейчас. "Россия уже несколько лет беременна идеей общественного телевидения. Необходим закон об общественном телевидении. Почему бы не заняться этим вместо того, чтобы портить нормальный закон о СМИ?", - добавил он.

Использованы материалы "Газеты".


2. Владикавказ. Милиционеры избили журналиста.

Вечером 2 февраля во Владикавказе сотрудники милиции избили корреспондента "Первого канала" Ольгу Кирий. Инцидент произошел в травматологическом отделении клинической больницы "скорой помощи", где находились пострадавшие в результате двух взрывов в столице Северной Осетии.

Когда съемочная группа "Первого канала" прибыла в больницу, путь журналистам преградили трое мужчин в милицейской форме. Сначала милиционеры запретили журналистам производить съемки на территории больницы, а затем один из них несколько раз ударил О. Кирий по лицу и в живот. После инцидента сотрудники "Первого канала" обратились в местное отделение милиции.

По словам О. Кирий, ее избил старший лейтенант милиции, двое офицеров стояли рядом и наблюдали за происходящим. "Мне поставлен диагноз "сотрясение головного мозга" и "ушиб мягких тканей", - сообщила пострадавшая. Заместитель министра МВД Северной Осетии Сослан Сикоев уже позвонил О. Кирий и попросил прощения за поведение своих подчиненных.

По факту нападения на собкора "Первого канала" возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий с применением насилия") и статьи 144 УК РФ ("Воспрепятствование законной деятельности журналистов"). Уже имеются сведения о задержании милиционеров.


3. Санкт-Петербург. Телеканал "ТВ-3 Россия" обвинен в цензуре.

Роман. Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

В пятницу 27 января по устному распоряжению руководства петербургского филиала "ТВ-3 Россия" ночную программу "Синие страницы" запретили ставить в эфир. Ее автор и ведущий Алексей Лушников считает это проявлением цензуры. Телеканал предпочитает говорить о долге телестудии "Лушников-фильм" за предоставленное на экране время.

Скандал произошел после запрещения руководством филиала канала "ТВ-3 Россия" выпускать ночную программу "Синие страницы". Как уверяет автор и ведущий программы А. Лушников, распоряжение было дано устно в пятницу 27 января, после рабочего дня, поэтому изменить его не представлялось возможным. Программа не вышла в привычное ночное время. Не пожелавший назвать себя представитель телеканала подтвердил факт снятия программы, объяснив это долгами за эфирное время. Телестудия "Лушников-фильм", которая производит "Синие страницы", размещала программу в эфире "ТВ-3 Россия" по договору и не скрывает, что были определенные проблемы с финансированием.

Но А. Лушников уверен, что причина снятия программы - цензура. Он выпустил официальное обращение, в котором рассказал, что ему предлагали заменить все политические сюжеты и "неоднозначных" гостей на другие, рассказывать о культуре и частной жизни человека (среди постоянных участников программы - барды и известный сексолог Л. Щеглов). Удивительное совпадение: в ночь с пятницы на субботу в эфире должен был появиться один из известных своим критическим настроем журналистов Даниил Коцюбинский. Сюжеты ближайших передач, анонсы которых успели выйти в эфир, были связаны с возвращением к теме затонувшего "Курска", социальным проблемам города, ситуации в Чечне.

Поддержку Лушникову и его программе успели высказать ряд известных лиц. Среди них фамилии депутатов петербургского Законодательного собрания (С. Андреев), деятелей искусства (Ю. Шевчук, П. Вельяминов), журналистов. Некоторые из них были постоянными гостями "Синих страниц".


4. Нижний Новгород. Сотрудники милиции напали на съемочную группу.

Сотрудники правоохранительных органов 3 февраля отняли камеру и кассету у съемочной группы телепрограммы "Экипаж".

Руководитель этой программы Валерий Лазарев рассказал, что около 10:30 съемочная группа приехала в поселок Большое Козино, где в одном из домов, по данным журналистов, проводился несанкционированный обыск. Никаких документов люди, проводившие обыск, не представили.

Сотрудники правоохранительных органов, по словам Лазарева, напали на оператора телекомпании, отняли у него камеру, из которой забрали кассету. Позднее камера была возвращена журналистам с повреждениями.

НТА, 3 февраля.


5. Москва. Увольнения в "Известиях".

Любопытные события происходят в одной из старейших российских газет после прихода на должность главного редактора Владимира Мамонтова. Сначала в ноябре минувшего года подверглись цензуре агитационные материалы списка "Яблоко-объединенные демократы" (см. дайджест № 255).

И вот теперь стало известно об увольнениях в "Известиях": в этом издании уже не работают редактор отдела "Мнения и комментарии" Алексей Панкин, редактор отдела информации Игорь Синякевич и корреспондент отдела информации Игорь Найденов, лауреат премии имени Андрея Сахарова "За журналистику как поступок" за 2005 год.

Очевидно, они не вписываются в политику улучшения финансового положения газеты, для чего и был взят на работу В. Мамонтов.

Хорошая журналистика вообще продается плохо.


6. Владивосток. Продолжение темы (см. дайджест № 259). В квартире корреспондента "Арсеньевских вестей" вновь побывали неизвестные.

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

В квартире журналиста газеты "Арсеньевские вести" Надежды Алисимчик второй раз за полтора месяца побывали неизвестные.

В первый раз это произошло 8 декабря 2005 года, когда преступники не только украли компьютер, диктофон и фотоаппарат, но и демонстративно разложили на столике документы, по которым Алисимчик готовила публикации.

3 февраля погром повторился. Дверь была взломана, вещи разбросаны, а документы выставлены на виду. Украден только телевизор. Все это произошло за те три часа, которые журналист провела в редакции.

В газете оба погрома расценивают как реакцию на публикации Н. Алисимчик, попытки запугать журналистку и заставить её замолчать. Редактора газеты Ирину Гребневу удивило поведение бригады работников милиции, которые демонстрировали "пренебрежение и язвительность к Надежде Григорьевне и газете "Арсеньевские вести".

Редактор газеты направила официальные письма в адрес прокурора Приморского края Александра Аникина и начальника краевого УВД Николая Вачаева с требованием "взять расследование под личный контроль, выявить злоумышленников и пресечь всякие попытки воспрепятствовать журналисту Надежде Григорьевне Алисимчик исполнять свой профессиональный долг".


7. Владивосток. Постановлением мэра закрыта городская газета.

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Постановлением мэра Владивостока Владимира Николаева о ликвидации МУП "Редакция газеты "Приморские вести" это издание окончательно закрыто.

Фактически газета перестала выходить в августе 2004 года после избрания нового мэра В. Николаева. Летом она активно участвовала в избирательной кампании и печатала критические статьи о будущем мэре. Газета получила множество судебных исков о защите чести и достоинства В. Николаева, тираж её арестовывали, машину с газетами задерживали, выпускали фальшивки, редакторов меняли. Журналисты работали три месяца без зарплаты.

В августе 2004 года по этой причине из редакции ушли последние сотрудники, в том числе и главный редактор Андрей Вороной. В ответ на письма и обращения журналистов городские власти обещали журналистам выдать зарплату. Однако долг по зарплате в 595 тысяч рублей городская администрация так и не погасила. А дело о банкротстве газеты передала в Арбитражный суд Приморского края.


8. Ростов-на-Дону. "Газпром" на вопросы не отвечает.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

С наступлением небывалых для юга России холодов самой актуальной темой в местных СМИ стала недопоставка газа промышленным предприятиям, электростанциям и ТЭЦ, снабжающим теплом города Южного федерального округа. Однако ростовские журналисты столкнулись с невозможностью получения информации из "первых рук": ни руководители ООО "Ростоврегионгаз" - дочерней кампании "Газпрома", ни пресс-службы самого "Газпрома" не давали комментариев по поводу происходящего.

Общероссийская газета "Южный репортер", выходящая в Ростове и распространяющаяся во всех субъектах Южного Федерального округа, не получила ответа ни на устные, ни на письменные запросы информации. Между тем в "Ростоврегионгазе" есть служба по связям с общественностью и по работе со средствами массовой информации. Однако, похоже, главная ее функция - затруднить получение журналистами информации по жизненно важным для их читателей вопросам.

На запросы "Южного репортера" не ответила также и пресс-служба самого "Газпрома", официально именуемая "департаментом по информационной политике". Заместитель руководителя этой солидной организации Андрей Черных пообещал предоставить газете информацию, но потом отказался это сделать.


9. Вологда. О дедовщине поговорить не дали.

Марина Чернова,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округ.

После событий в Челябинске, где в казарме был искалечен солдат, прокурор Ленинградского военного округа Игорь Лебедь решил разбирать случаи неуставных отношений лично. Он приехал в Вологду 1 февраля "инкогнито", журналисты узнали о приезде высшего чина неофициально, через Комитет солдатских матерей.

Интерес Лебедя к Вологде, как считают сотрудники Комитета солдатских матерей, вызван тем, что в правозащитную организацию за неделю поступило около 20 заявлений о случаях неуставных отношений. Однако когда журналисты газеты "Премьер" попытались связаться с прокурором по поводу уже известных случаев "дедовщины", им было отказано в информации.


10. Москва. Продолжение темы (см. дайджест № 264). Правозащитники намереваются обратиться в суд с рядом исков в связи с заявлениями об их связи с британской разведкой.

Московская Хельсинкская группа и ряд других правозащитных организаций готовятся обратиться в Московский Арбитражный суд с рядом исков о защите деловой репутации в связи с заявлениями о связи правозащитников с британской разведкой. Об этом в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сообщила глава МХГ Людмила Алексеева.

В качестве ответчиков по искам выступят Первый канал, телеканал "Россия", журналист А. Мамонтов, а также председатель комитета Госдумы РФ по безопасности В. Васильев, "который заявил, что правозащитные организации финансируются иностранными разведками", - пояснила Л.Алексеева.

Л. Алексеева, по ее словам, не уверена, что выиграет дело в суде. Причина не в отсутствии юридических и законных оснований, а в том, что "наверняка, будет политический заказ, а мы знаем, как такие дела решает российский суд".

"Если мы не добьемся удовлетворяющего нас решения в российском суде, мы будем обращаться в Международный арбитражный суд в Цюрихе", - подчеркнула Л. Алексеева.

Тем временем выяснилось, что у ФСБ уже нет претензий к неправительственным организациям, хотя совсем недавно начальник центра общественных связей ФСБ РФ Сергей Игнатченко рассказывал, что шпионы финансируют НКО, и пообещал, что ФСБ непременно проверит, на какие цели шло финансирование этих организаций.

Эхо Москвы, 31 января.

СНГ.

1. Беларусь. Очередное изъятие газет.

Сотрудники Жлобинского РОВД изъяли несколько сотен экземпляров легально издаваемой газеты "Товарищ" - печатного орган Партии коммунистов Белорусской (ПКБ). Об этом сообщил главный редактор издания Сергей Возняк.

По его словам, газеты были изъяты у общественного распространителя Владимира Кацоры, который вез их в Гомель для бесплатного распространения среди населения. В номере содержались материалы, рассказывающие о ходе избирательной кампании претендента на пост президента от объединенных демократических сил Александра Милинкевича.

По мнению С. Возняка, данные действия сотрудников милиции являются незаконными, так как нарушают Закон Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации". "Газета "Товарищ" является легальным средством массовой информации. В ее выходных данных указаны все предусмотренные белорусским законодательством сведения: тираж, фамилия и имя редактора, адрес редакции и адрес типографии, номер заказа, формат газеты, а также имеется указание на то, что она распространяется бесплатно", - пояснил он.

31 января Сергей Возняк направил на имя начальника Жлобинского РОВД подполковника милиции Олега Прохоренко заявление, в котором потребовал "немедленно вернуть изъятые газеты и наказать сотрудника милиции, осуществившего эти незаконные действия, за превышение должностных полномочий и самоуправство".

"В случае отрицательного решения данного вопроса, мы будем обращаться в суд для защиты конституционных прав своих читателей на получение информации", - отметил С. Возняк.

Он напомнил, что это уже не первый случай, когда тиражи газеты изымаются сотрудниками милиции, а общественные распространители привлекаются к административной ответственности. Так, например, в ноябре 2005 года за распространение "Товарища" дважды задерживалась активистка ПКБ Мария Богданович.

Хартия97, 1 февраля.

2. Беларусь. Пенсионерка требует признать свое право на чтение "Народной воли".

Минская пенсионерка, активистка ОГП Галина Алексеевна Гончарик читает "Народную волю" с самого первого дня ее существования, еще с тех времен, когда издание называлось "Народная газета". И когда она узнала о том, что ее любимую газету она больше не может получать ни по подписке, ни в киосках "Белсоюзпечати", - она, как и многие другие неравнодушные люди, откликнулась на призыв главного редактора "Народной воли" Иосифа Середича. Галина Алексеевна написала исковое заявление в суд Октябрьского района города Минска с требованием признать ее право на получение информации через это периодическое издание.

Через несколько дней Галина Алексеевна получила ответ: заявление надо подавать не по месту нахождения почтового отделения, отказавшего ей в подписке, а мо месту нахождения РУП "Белпочта". Тогда Галина Алексеевна направила аналогичное исковое заявление в суд Ленинского района. В ответе этой инстанции было сказано: "Поскольку требования Гончарик Г. А. неподведомственны суду, то в возбуждении дела в данной части следует отказать". Кроме того, в ответе было указано, что "в связи с тем, что требования Гончарик Г. А. не подпадают по действие закона РБ "О защите прав потребителей", то истцу следует уплатить государственную пошлину в размере 5 базовых величин (т.е. 290.000 рублей)". Таким образом, исковое заявление суд оставил без движения, предложив истцу исправить допущенные в исковом заявлении недостатки. Учитывая, что пенсия Галины Гончарик в полтора раза ниже требуемой суммы, в установленный срок денег для уплаты пошлины она найти не смогла. Исковое заявление ей вернули.

Сейчас Галина Алексеевна подала аналогичное заявление в городской суд и министерство связи, но на положительный ответ она уже не надеется.

"Мои права никто защищать не собирается. За это время я поняла одно: "телефонное право" в нашем государстве превыше всего. А мы мучаемся, потому что нуждаемся не в той информации, которую нам предлагают, а в той, которую мы хотим видеть, слышать и читать. Раньше читала "Белорусскую деловую газету". Но после того, как ее запретили продавать в киосках, я замучилась бегать по подземным переходам и выискивать ее у частных распространителей. Последней надежды - газеты "Народная Воля", - похоже, тоже не стало, ведь ее судьба под большой угрозой, - рассказала Галина Гончарик в интервью пресс-службе ОГП.

Пресс-центр ОГП, 31 января.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ
. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в январе 2006 года.

Случаи гибели журналистов - 1 (Вагиф Кочетков, газета "Труд", Тула).

Нападения на журналистов - 3 (Всеволод Кукушкин, газета "Спорт-экспресс", в Санкт-Петербурге; Абдель Мунем, корреспондент телеканала "Аль-Джазира", Москва; Юрий Смирнов, оператор ТВЦ-Саратов. Саратов).

Нападения на редакции - 1 (газета "Наша жизнь", Калининградская область).

Факты цензуры - 3 (телекомпания "СТС-Коми", Республика Коми; телеканал ТВ-3, Санкт-Петербург; телепрограмма "Брянское время с Игорем Шерманом", Брянск).

Уголовное преследование журналистов и СМИ - 3 (газета "Версия", Москва; Абдулла Экаев, учредитель и редактор газеты "Тверской адвокат", Тверь; Вячеслав Калинин, газета "Газовик", Ямало-Ненецкий автономный округ).

Незаконное увольнение редактора, журналиста - 3 (Наталия Гергерт, журналист газеты "Московский комсомолец" в Омске", Омск; Татьяна Кузнецова и Анна Палюра, обе - газета "Комсомольская правда" - Сахалин", Южно-Сахалинск).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) - 1 (Виталий Бочкарев, независимый журналист, Сергей Михайлов, газета "Листок", оба - Республика Алтай).

Зафиксировано 14 судебных исков, предъявленных к журналистам и СМИ, на сумму 15 012 000 рублей.

Рассмотрено предъявленных к журналистам и СМИ исков - 3, удовлетворено - 2, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 16 000 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 18

Угрозы в адрес журналистов и СМИ - 1 (заместитель главного редактора газеты "Богатей" Александр Свешников, Саратов).

Выселение редакций из занимаемых помещений - 1 (газета "Вечерний Карпинск", Свердловская область).

Отказ от печатания (распространения) СМИ - 9 (газеты "Красный путь", "Правда", обе - Омск; газета "Пермский обозреватель" - 5 раз; газета "Вечерняя Пермь" - 2 раза).

Отключение от эфира, прекращение вещания - 4 (телеканал ТВЦ в Архангельской области; городское радио Краснокамска, Пермская область; телекомпания МТК, Архангельская область; телекомпания "Плюс 12", Тула).

Изъятие (скупка, арест) тиража - 1 (газета "Иваново-Вознесенск", Иваново).

Прекращение выхода СМИ - 3 (газета "Владимирский акцент", Владимир; телепрограмма "Сегодня", Москва; газета "Приморские вести", Владивосток).

Выход изданий-двойников - 3 (газета "Иваново-Пресс", Ивановская область, - 2 раза; газета "Вятский телеграф", Киров).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 22

Подробности см. на сайте www.gdf.ru в разделе "Монитор".


НАШИ ПАРТНЕРЫ. Письмо Комитета по защите журналистов (CPJ) Президенту РФ.

31 января 2006 г.

Его Превосходительству Владимиру Путину, Президенту Российской Федерации.

Ваше Превосходительство!

Комитет по защите журналистов (КЗЖ, Committee to Protect Journalists) озабочен тем, что региональные прокуратуры России продолжают использовать законы об уголовной ответственности за клевету для удушения независимой прессы, критикующей государственных чиновников и проводимую ими политику.

В международном сообществе наблюдается растущее понимание того, что законы об уголовной ответственности за клевету враждебны по отношению к свободе прессы и что отношения в случаях, когда государственные чиновники считают себя оклеветанными, вполне адекватно могут регулироваться в рамках гражданского законодательства. Тем не менее, статья 129 Уголовного кодекса РФ предусматривает для лиц, осужденных за клевету, уголовное наказание в виде тюремного заключения на срок до трех лет.

КЗЖ располагает информацией о том, что за последние месяцы начаты уголовные расследования по делам как минимум двух журналистов, обвиняемых в клевете. Эти уголовные дела ведутся прокуратурой с особым рвением в политически сложный момент, когда правительственные чиновники и политики из прокремлевской партии "Единая Россия" выражают недовольство по поводу публикации в прессе негативных материалов в преддверии местных выборов 2006 г. и парламентских выборов 2007 г.

o 2 октября прокуратура города Йошкар-Ола (Республика Марий Эл) возбудила уголовное дело против Марка Арона, главного редактора еженедельной газеты "ВО!". Как сообщил М. Арон представителю КЗЖ, расследование ведется в связи с публикацией им 21 октября 2004 г. статьи, рассказывавшей об участии республиканского министра сельского хозяйства и других чиновников в пьяном дебоше, устроенном во время их командировки в Москву в октябре 2004 г. Следствие по делу продолжается.
o 5 декабря прокуратура г. Калининграда на западе России возбудила уголовное дело против Арсения Махлова, учредителя местной газеты "Дворник", и взяла с журналиста подписку о невыезде. По словам А. Махлова, он подвергся преследованию за публикацию статей от 30 ноября 2004 г. и 20 мая 2005 г., критиковавших одного из прокурорских работников за прекращение уголовного дела против государственного чиновника. Как сообщил КЗЖ адвокат Махлова Сергей Баранов, его клиент 14 декабря 2005 г. был вызван на допрос в прокуратуру; следствие по делу о клевете продолжается.

Как не связанная с политическими партиями организация, защищающая свободу прессы, Комитет по защите журналистов полагает, что репортерская работа не может рассматриваться как уголовное преступление и что журналисты не должны попадать в тюрьму за исполнение своих профессиональных обязанностей.

КЗЖ призывает Ваше Превосходительство сделать все, что в Ваших силах, для прекращения уголовных дел о клевете, возбужденных против М. Арона и А. Махлова в связи с их профессиональной деятельностью. Мы также призываем Вас провести работу с Государственной Думой и Советом Федерации с целью законодательной отмены уголовной ответственности за клевету.

Благодарим Вас за внимание к этим насущным проблемам и ждем Вашего ответа.

С уважением,
Энн Купер,
Исполнительный директор КЗЖ.


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Комиссар Совета Европы по правам человека ответил на письмо правозащитников о новом законодательстве о НПО.

В декабре прошлого года группа правозащитников обратилась к Комиссару Совета Европы по правам человека Альваро Хиль Роблесу с письмом, в котором выражались беспокойство в связи с законопроектом об общественных организациях и надежда, что Комиссар, в рамках своего мандата, сможет повлиять на сложившуюся ситуацию.

На этой неделе президент ФЗГ получил копию ответа:

Дорогие друзья!

Отвечаю на ваше письмо от 23 декабря 2005 г., в котором вы выражаете озабоченность в связи с проектом Закона о некоммерческих организациях, недавно одобренного Государственной Думой. В офисе Комиссара есть копия закона, обнародованного после подписания его Президентом РФ. Таким образом, ознакомившись с его окончательным текстом, я смог проанализировать ваши соображения и мнения экспертов.

Когда я впервые услышал о планах пересмотра законодательства, касающегося функционирования НКО в России, у меня, действительно, возникло определенное беспокойство. За шесть лет работы в качестве Комиссара по правам человека я неоднократно имел возможность видеть своими глазами, какой большой вклад вносят благотворительные и правозащитные организации, такие как ваши, в обеспечение социальных и гражданских прав простых россиян. В результате, я пришел к выводу, что действующее законодательство работает нормально. При всем уважении к легитимному стремлению российских властей регулировать деятельность российских и международных НПО внутри страны, я все же не нахожу особых причин для внесения изменений в эту сферу.

Анализ первой версии закона и дальнейшее обсуждение этой темы с г-ном В.Лукиным, Уполномоченным по правам человека в РФ, и г-жой Эллой Памфиловой, Председателем Совета по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, выявили для меня целый ряд проблем.

Разумеется, в этой ситуации я с воодушевлением воспринял известие о том, что в Страсбург прибывает Министр юстиции РФ, г-н Чайка, с целью ознакомления с мнением Совета Европы в отношении законопроекта. Мои собственные соображения по этому вопросу, которыми я поделился с г-ном Чайкой лично, нашли широкое отражение в окончательной резолюции Совета Европы, и меня не может не радовать тот факт, что окончательная версия закона в значительной мере была сформирована под влиянием этих соображений.

Тем не менее, много проблем осталось неразрешенными - в частности, предоставление представителям государственной власти возможности посылать своих представителей на собрания НПО, а также наличие в тексте ряда расплывчатых формулировок, дающих административным органам возможность толкования на собственное усмотрение. В этой связи мне вспоминается, что многие ситуации, связанные с нарушением прав человека, с которыми мне приходилось сталкиваться во время моей поездки в Россию в 2004 г., и которые нашли отражение в моем прошлогоднем докладе, по сути, были следствием не неадекватности законодательства, а недостаточного или произвольного законоприменения. Поэтому здесь принципиально следующее: положения нового закона о неправительственных организациях, особенно те из них, которые требуют дальнейшей интерпретации, должны применяться на практике в соответствии с принципами свободы выражения мнения и свободы ассоциаций.

Разработанные для органов государственной власти правила и инструкции по применению данного закона будут, таким образом, иметь особое значение. Я связался с Министерством Юстиции РФ и выразил надежду, что Министерство, чьи документы отличаются большей точностью и прозрачностью, чем парламентские акты, обеспечит соответствующие инструкции по правоприменению, чтобы исключить возможные злоупотребления или использование административного ресурса. Кроме того, я указал Министерству на необходимость тщательного контроля за исполнением данного закона. Со своей стороны, в оставшийся мне период работы в качестве Комиссара по правам человека я намерен продолжить наблюдение за развитием событий в этой области и комментировать ситуацию по необходимости.

В заключение, я хотел бы подчеркнуть ключевое значение самых разнообразных НПО для здоровья и развития социально сознательного демократического общества. В широком спектре организованного гражданского общества правозащитные НПО должны играть особую и сущностно важную роль. Именно их задачей является контроль за тем, чтобы власти исполняли свои обязательства и публично отчитывались за недостатки своей деятельности. Такая критика может быть острой и неприятной, но ,будучи объективной преследуя благую цель, она содействует защите фундаментальных прав людей.

Мои полномочия скоро истекают, и я пользуюсь этой возможностью, чтобы выразить вам уважение и благодарность за проделанную вами работу и наше сотрудничество в течение последних шести лет.

С самыми теплыми пожеланиями,
Альваро Хиль-Роблес, комиссар по правам человека Совета Европы.
Страсбург, 31 января 2006 года.

 

 


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
Последние обновления
30 Октября 2014 года

Glasnost defence foundation digest No. 681

26 Октября 2014 года

Glasnost defence foundation digest No. 679-680

22 Октября 2014 года

Glasnost defence foundation digest No. 677-678

Погибшие журналисты
Нападения на журналистов

База данных
«Россия – конфликты в СМИ»

База данных
Журналисты, погибшие в России
совместный проект Международной федерации журналистов, Центра экстремальной журналистики и ФЗГ
Деятельность ФЗГ поддерживается Норвежским Хельсинским комитетом Норвежский хельсинкский комитет