Дайджест
30 Января 2006 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 264


Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Анна Володина, юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Владимир Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Время собирать камни. ФСБ проверит НПО, получавшие британские гранты.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Обычная газетная статья подвела автора под необычную уголовную.

РОССИЯ.
1. Москва. Журналиста-"вымогателя" освободили из-под стражи в зале суда.
2. Республики Мордовия. Визит сотрудника ФЗГ вдохновил прокуратуру.
3. Архангельская область. В городе Мирном прекратила трансляцию городская телевизионная компания МТК.
4. Иваново. Заседание комитета по бюджету Законодательного собрания области прошло в закрытом режиме.
5. Пермская область. В Кудымкаре газету не допустили к конкурсу на право публикации материалов органов местного самоуправления.

СНГ. Украина. В Крыму следователи СБУ допросили российских журналистов.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Московский булыжник. Новое направление полета.

НАШИ ПАРТНЕРЫ. "Эхо Москвы".

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Время собирать камни. ФСБ проверит НПО, получавшие британские гранты.

В Москве разоблачили британских шпионов. Которые не только использовали в своей работе "новейшие научные разработки" - что неудивительно, на то они шпионы - но и финансировали неправительственные организации.

Вот это уже впечатляет. Ведь всего за неделю до скандала со шпионами был опубликован подписанный Президентом РФ 10 января новый закон об НПО…

И началось. Начальник центра общественных связей ФСБ РФ Сергей Игнатченко сообщил, что один из четверых разоблаченных курировал работу с неправительственными организациями и занимался их финансированием: "Самое главное - мы поймали их за руку на агентурной связи и на том, что идет финансирование ряда НПО". Борис Грызлов, председатель Государственной Думы РФ: "Мы с вами стали свидетелями того, что не только проводится разведдеятельность в Москве, но и иностранные спецслужбы финансируют неправительственные организации, которые находятся в России". Андрей Метельский, лидер фракции "Единая Россия" в Московской городской Думе: "Многие некоммерческие и неправительственные организации очень хорошо финансируются западными структурами. Думаю, что делают они это не бескорыстно".

"Факт финансирования российских НКО шпионами" возбудил и лидера "Родины" Дмитрия Рогозина: "Запрещать все без исключения НКО, конечно, не стоит, но проверить стоит многих". Точку поставил президент, выразив надежду на то, что "теперь многим стало понятно, почему в России принят закон, регулирующий деятельность НПО".

По данным ФСБ, средства от англичан в виде грантов получали несколько неправительственных организаций - "Комитет против пыток", "Центр развития демократии и защиты прав человека", "Фонд Евразия", Московская Хельсинская группа, "Международная уголовная реформа". И С. Игнатченко пообещал, что ФСБ непременно проверит, на какие цели шло финансирование этих организаций.

Известно, что сотрудники ФСБ уже продемонстрировали ряд платежных документов, в которых, в частности, фигурировал фонд "Евразия", получивший грант на развитие малотиражных независимых газет. Представитель этого фонда Мария Эйсмонт сообщила, что от правительства Великобритании действительно был получен грант для помощи негосударственным СМИ, не связанным с крупным капиталом и политическими партиями. Грант был выделен на проведение образовательных мероприятий. М. Эйсмонт заявила, что скандал со шпионами - провокация со стороны спецслужб. По ее мнению, это очередное звено в цепи событий после принятия закона о НПО. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева также считает, что этот скандал - давление на правозащитников, "часть масштабной клеветнической кампании против правозащитных организаций, которую затеяло государство".

Солидарны с коллегами и другие правозащитники. Председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова полагает, что цель всего мероприятия - показать, что правозащитники продают государственные секреты. По мнению руководителя "Комитета против пыток" Игоря Каляпина, эта шпионская история напрямую связана с законом об НПО и будет использована "некоторыми представителями государства" против правозащитников.

"Кампания настолько узнаваема для тех, кто жил в советские времена, что даже вопросов возникнуть не может. Тогда точно так же обвиняли правозащитников, что они шпионят на Англию и Америку", - отметил руководитель группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин. Член Общественной палаты РФ, член Московской Хельсинкской группы, адвокат Генри Резник заявил, что этот шпионский скандал - "гнусная дешевка, преследующая цель дискредитации общественного движения". "Я не могу оценивать это в терминах морали, это глупость несусветная", - заметил адвокат.

Между тем министерство иностранных дел Великобритании выразило удивление сообщениями о разоблачении шпионов. По словам представителей британского МИДа, вся помощь неправительственным организациям в РФ осуществляется открыто, и направляется на развитие здорового гражданского общества в России.

И никакие шпионы для этого не нужны.

События развиваются такими темпами, что уже не будет удивительным, если еще через неделю выяснится, что на полученные от шпионов деньги правозащитники намеревались "копать тоннель до Бомбея"…


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Обычная газетная статья подвела автора под необычную уголовную.

В Ямало-Ненецком автономном округе после публикации в надымской газете "Газовик" статьи Вячеслава Калинина "Превратности выбора" территориальная избирательная комиссия инициировала возбуждение уголовного дела по статье 141 УК РФ ("Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий") в отношении автора материала.

Угрозой проведению выборов в органы местного самоуправления Надымского района в избирательной комиссии посчитали фрагмент упомянутой статьи: "Впервые с советских времен в городе Надыме Надымгазпрому не доверили в этот раз сформировать ни одной участковой избирательной комиссии. Теперь участковые избирательные комиссии сформированы в основном на базе муниципальных предприятий". В статье "Превратности выбора" не приведены фамилии кандидатов в депутаты, отсутствуют упоминания об избирательных объединениях, за или против которых следовало бы голосовать. В материале проводится анализ избирательной кампании и дается общая оценка ситуации.

Интересно, что в своем заявлении в прокуратуру Надыма избирком просил возбудить уголовное дело по части 2 статьи 141 УК РФ, которая в качестве максимального наказания предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет. Заявители почему-то решили, что анализ и оценки - это больше не служебные обязанности журналиста, а "использование служебного положения", то есть отягчающее обстоятельство. Но в прокуратуре посчитали, что пока достаточно и части 1 этой статьи УК, нарушение которой наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, "либо исправительными работами на срок до одного года".

В ближайшее время суд приступит к рассмотрению этого уголовного дела, возбужденного по необычной для журналистов статье. Таким образом, в арсенале борцов с прессой наряду с испытанными статьями о клевете и вымогательстве появилось новое оружие.

В этой связи возникают вопросы: является ли преступлением разъяснение населению принципов формирования участковых избирательных комиссий? И вообще, сообщения о деятельности избиркома - это "воспрепятствование" его работе? Или, может быть, все-таки наоборот - помощь?

Факт применения статьи 141 УК РФ к журналисту заставляет нас пристально следить за развитием ситуации в Надыме.


РОССИЯ.

1. Москва. Журналиста-"вымогателя" освободили из-под стражи в зале суда.

Тверской районный суд Москвы 23 января закончил рассмотрение уголовного дела по обвинению шеф-редактора Интернет-издания "Досье.ру" Юлии Пелеховой в совершении преступления, предусмотренного статьей 163 УК РФ ("Вымогательство").

Ю. Пелехова была задержана 29 января 2004 года по подозрению в вымогательстве - согласно данным следствия, она хотела получить 100 000 долларов США от генерального директора консалтинговой фирмы "Ховард-Консалт" Оксаны Токаревой. За эти деньги обвиняемая обязалась не разглашать информацию, компрометирующую упомянутую фирму.

В августе 2004 года Тверской суд признал Ю. Пелехову виновной, и приговорил ее к наказанию в виде лишения свободы на семь с половиной лет в колонии общего режима. Пелехова виновной себя не признала, приговор был обжалован. В ноябре 2004 года Московский городской суд удовлетворил кассационную жалобу, поданную адвокатом Пелеховой: отменил приговор Тверского районного суда и направил дело на новое рассмотрение в ином составе суда. Меру пресечения обвиняемой оставили прежней - содержание под стражей.

В январе 2005 года Тверской районный суд Москвы приступил к повторному рассмотрению дела шеф-редактора "Досье.ру". И пришел к выводу, что вина подсудимой доказана. А ее показания о том, что дело сфабриковано, были сочтены недостоверными. По словам адвоката Александра Товта, в деле имеется множество противоречий и парадоксов. Несмотря на это, суд вновь вынес обвинительный приговор. Но теперь Пелеховой назначено наказание в виде семи с половиной лет лишения свободы условно. "Я, безусловно, буду обжаловать этот приговор, поскольку я не виновна, а меня просто подставили",- заявила журналистам Ю. Пелехова, выпущенная 23 января из-под стражи в зале суда.

В заключении она провела почти два года.

Напомним, что обвинение в вымогательстве уже давно служит очень эффективным средством давления на журналистов.

В январе 2001 года в Казани задержан собкор московской правозащитной газеты "Экспресс-хроника" Александр Постнов. В апреле 2001 года дело прекратили за отсутствием состава преступления.

В ноябре 2002 года в Коврове (Владимирская обл.) были задержаны главный редактор газеты "Ковровские вести" Николай Фролов и директор издательства "Маштекс" Валерий Загурский. Их обвинили в вымогательстве 150 000 долларов США у мэра города Вячеслава Арсентьева за отказ от публикации компрометирующих материалов. Фролов и Загурский приговорены к различным тюремным срокам, в настоящее время оба уже на свободе.

В ноябре 2003 года сотрудниками ФСБ и прокуратуры Рязанской области задержан главный редактор газеты "Вечерняя Рязань" Николай Локшин. После дачи показаний журналист был отпущен под подписку о невыезде.

В марте 2004 года следователь Кировского РОВД Астрахани Олег Пустовгар привлек к уголовной ответственности за вымогательство главного редактора газеты "Факт и компромат" Глеба Иванова. В мае того же года обвинение с Иванова было снято.

В августе 2005 года в Рыбинске (Ярославская область) по подозрению в вымогательстве была задержана журналист Наталья Ильюшенкова, сотрудничающая с газетами "Золотое кольцо" (Ярославль) и "Рыбинские известия". В ноябре уголовное дело в отношении Ильюшенковой прекратили - прокуратура выяснила, что в действиях Ильюшенковой не было состава преступления.

2. Республики Мордовия. Визит сотрудника ФЗГ вдохновил прокуратуру.

Наталья Белянина,
заместитель главного редактора газеты "Мордовия сегодня" - специально для ФЗГ.

Прокуратура Республики Мордовия начала параллельную проверку по фактам нарушения законодательства в отношении газеты "Мордовия сегодня" (ранее проверку, связанную с отказом отделений связи принимать подписку на "Мордовию сегодня", проводила Ленинская прокуратура Саранска). Формально поводом для новой проверки стала жалоба редакции газеты, направленная на имя Эллы Памфиловой и переправленная ею в Мордовию. Однако направление работы следствия наводит на мысль, что прокуратуру больше интересует круг возможностей и полномочий Фонда защиты гласности, посылавшего в республику своего представителя, нежели многочисленные нарушения, допущенные рядом ведомств в отношении издания.

Между тем, редакция газеты продолжает получать звонки от читателей и подписчиков. Как удалось выяснить редакции, некоторые отделения связи и районы республики официально оформили только часть подписчиков - остальные газету просто не получают. Особо скандальным подписчикам сотрудники почты оказывают дополнительную услугу -приобретают газету "Мордовию сегодня" в розницу и доставляют позже.

Кроме того, в регионе началась очередная волна уголовных дел на представителей оппозиции. Возобновляется преследование даже тех, кто отошел от политики несколько лет назад. В республике считают, что власть предпринимает предупредительные меры перед крупной акцией протеста, запланированной на 5 февраля.


3. Архангельская область. В городе Мирном прекратила трансляцию городская телевизионная компания МТК.

Тамара Овчинникова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западнм федеральном округе.

Трансляция передач прервалась во вторник, 21 января. Произошло повреждение кабеля, по которому транслируется видеосигнал МТК из выпускающей студии к передающему оборудованию ООО "ЭСТА".

По словам директора МТК Петра Шилкина, место повреждение кабеля находится в служебных помещениях гостиницы "Орион" на территории одной из войсковых частей космодрома "Плесецк". Сотрудники МТК не могут получить от военного командования разрешения на проведение ремонтных работ по восстановлению видеокабеля. А жители Мирного лишены возможности смотреть передачи местного телевидения.


4. Иваново. Заседание комитета по бюджету Законодательного собрания области прошло в закрытом режиме.

Виктория Кобец,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе.

На заседание комитета по бюджету Законодательного собрания Ивановской области журналистов решили не пускать. Попытки представителей СМИ связаться с пресс-центром Законодательного собрания и получить объяснения - почему журналистов не пропускают, и кто именно дал такое распоряжение - успехом не увенчались. Никто из представителей пресс-центра с журналистами общаться не стал. При этом ранее не сообщалось, что заседание будет закрытым для СМИ. Но охрана Законодательного собрания пояснила журналистам, что имеется распоряжение прессу не пускать.

Как стало известно позднее, на заседании рассматривались три вопроса: "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", об изменениях в областной закон "О налоге на имущество организаций", касающихся освобождения от уплаты налога ивановского аэропорта, пока тот не придет в себя, и, наконец, о проекте закона "О вопросах предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ивановской области". Все проекты были одобрены. Почему на это заседание не пустили журналистов, остается только догадываться. Не иначе, с ТФОМСовскими деньгами не все благополучно.


5. Пермская область. В Кудымкаре газету не допустили к конкурсу на право публикации материалов органов местного самоуправления.

"Кудымкарскую городскую газету" не допустили к участию в конкурсе по определению периодического печатного издания для официальной публикации правовых актов и иных материалов органов местного самоуправления муниципального образования, организатором которого являлся комитет по экономике администрации города.

Несмотря на то, что все формальные признаки, позволяющие газете принять участие в конкурсе, были соблюдены, она получила отказ под предлогом, что некоторые представленные копии финансовых документов плохо читаются и имеют нечеткие печати.

Коллектив "Кудымкарской городской газеты" готовит документы в адрес председателя Кудымкарской городской Думы и председателя комиссии по законности и гласности, одновременно оформляются бумаги в антимонопольное управление, в которых указываются факты нарушений по проведению конкурса.

Коллектив газеты считает, что администрация города Кудымкара в лице ее руководителя хочет иметь "карманный" печатный орган. "Кудымкарская Городская газета" никак для этого не подходит, так как на страницах своего издания отображает все шаги исполнительного органа, отмечая ошибки и перекосы в решениях чиновничьего аппарата.


СНГ. Украина. В Крыму следователи СБУ допросили российских журналистов.

Марк Агатов,
собственный корреспондент ФЗГ на Украине.

24 января гражданку России, собственного корреспондента НТВ в Крыму Анну Конюкову вызвали на допрос в ГУ СБУ в Крыму, а 21 января допросу сотрудником этого ведомства подверглась собственный корреспондент российского информационного агентства Regnum, член Союза журналистов России Надежда Полякова.

Вызов российского журналиста Анны Конюковой в СБУ связан с тем, что она принимала участие в съемках сюжета для телекомпании НТВ во время народного представления "Перекоп - перекопать" на Чонгарском перешейке.

28 января в Евпатории в квартире Н. Поляковой сотрудниками службы безопасности Украины был произведен обыск и допрошены члены ее семьи, участвовавшие в театрализованной постановке "Перекоп - перекопать". В беседе с корреспондентом ФЗГ Н. Полякова рассказала, что во время обыска сотрудники СБУ скачали из ее персонального компьютера всю информацию, которую она передавала в информационное агентство Regnum.

Сотрудник пресс-службы СБУ Марина Бородина в беседе с корреспондентом ФЗГ подтвердила факт задержания прибывшей из Москвы съемочной группы НТВ, которая записывала интервью с собкором НТВ в Крыму А. Конюковой у здания СБУ. "Это связано с тем, что здание СБУ является режимным объектом и любые видео и фото съемки без разрешения руководства СБУ запрещены", - пояснила М. Бородина.

Российские журналисты, работающие на Украине, обратились в ФЗГ с просьбой проинформировать о нарушении прав журналистов на Украине международные общественные организации.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Московский булыжник. Новое направление полета.

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

В Приморье местные газеты как-то одновременно практически перестали писать о беспомощности всех служб спасения людей во время пожара. Все чаще стали сообщать о некорректности поведения тележурналистов, которые показали кадры гибели людей и спасения банковского начальства, которому подали единственную пожарную лестницу.

Смягчение информации на государственных местных каналах началось уже в первый вечер - о пожаре еще говорили, но больше сообщали о доблестной работе пожарных и показывали кадры спасения людей из горящего здания, те самые, на которых видно, как выходит в шубах начальство из того крыла, где пожара не было. Другого крыла - где люди гибнут, официальные местные каналы более не показывали. Да и информация шла больше о том, что пожарные службы "сделали все возможное для спасения людей".

В то же время стало известно об угрозе чиновника администрации Приморского края, ответственного за формирование общественного мнения. Он выговаривал журналисту: "Мы не будем с вами заключать договор на 2006 год. Это вы специально нас подставляете". Причиной чиновничьего гнева оказались кадры пожара на сайте информационного агентства: в частности, на одной фотографии на фоне горящего здания видна пожарная машина с надписью "Губернаторская программа пожарной безопасности".

На вопросы журналистов о состоянии пострадавших врачи не отвечают - еще год назад мэрия Владивостока запретила руководителям бюджетных организаций города непосредственно общаться с прессой, для этого нужно получить согласие городских чиновников или они должны присутствовать при встрече. Почти все комментарии о состоянии пострадавших давали не врачи, а начальник отдела здравоохранения мэрии Валентин Шуматов.

Понятно, что властям необходимо притушить страсти, снять вину с себя, а СМИ - обвинить в разжигании страстей. Ясно, что не окажись журналистов на месте пожара, о беспомощности спасателей и пожарных, цинизме банковского руководства граждане не узнали бы ничего. Или весьма дозировано.

А 30 января в оценке событий появилось кое-что новое: оказывается, в реакции владивостокцев виноваты правозащитные организации.

В программе "Человек и закон" автор Алексей Пиманов дал слово пожарным, которые сказали, что сработали хорошо, что все обвинения безосновательны, а комиссия отметила, что они работали безупречно. В авторском комментарии сообщалось, что все критические выступления владивостокцев и митинг у местного Белого Дома -это происки общественных правозащитных организаций. Так что московский булыжник полетел далеко - во владивостокские правозащитные организации.

НАШИ ПАРТНЕРЫ. "Эхо Москвы".

Большинство опрошенных радиостанцией "Эхо Москвы" считает, что правозащитная деятельности содействует благу России.

Экспресс-опрос, проведенный в рамках программы "Рикошет" по интерактивным телефонам, показал, что 79 процентов опрошенных придерживаются данного мнения, в то время как 21 процент считает, что правозащитная деятельность разрушает основы российского государства.

Всего в ходе опроса за 5 минут на радиостанцию "Эхо Москвы" поступило 8779 телефонных звонков.


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Уважаемый Алексей Кириллович!
Большое спасибо за помощь и участие, которое Вы приняли в судьбе газеты "Мордовия сегодня". Теперь у нас появилась надежда, что совместными усилиями нам удастся сохранить это независимое от власти издание. Пожалуйста, выразите от нашего имени большую благодарность Борису Тимошенко и Петру Полоницкому за ту работу, которую они проделали. Честное слово, мы не ожидали столь эффективной помощи.

Желаем в Новом 2006-м году Вам и Вашим коллегам благополучия и успехов в деле защиты самой важной, на наш взгляд, из всех основополагающих гражданских свобод - СВОБОДЫ СЛОВА!

Председатель ОПО "Мордовский региональный Комитет гражданского контроля"
А.И. Фомин.

 

Здравствуйте.
Нас заинтересовали две заметки из дайджеста - о решении Омского суда по поводу "золотого моста" и о проблемах газеты "Иваново-Пресс". По поводу "золотого моста" хотелось бы получить текст решения суда. И почему такая гигантская сумма возмещения морального вреда? Кроме того, неплохо было бы почитать исковое заявление и кассационную жалобу редакции: у меня многолетний судебный опыт и сильные адвокаты - может, смогу подсказать, как добиться отмены решения суда в порядке надзора.

Что касается "Иваново-Пресс", то у нас аналогичная проблема - оптовики под давлением властей отказались брать нашу газету на реализацию. Надеюсь, коллеги поделятся опытом, как они с этим справились.

Если можно, вышлите, пожалуйста, электронные адреса газет "Ваш Ореол" и "Иваново-Пресс".

С уважением, главный редактор газеты "Свободный Сахалин" Петр Лякутин.

 


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни