Дайджест
15 Августа 2005 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 241


При поддержке Фонда К.и Дж. МакАртуров.
Под редакцией Алексея Симонова.
Выходит еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 г.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.



СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Очередная антипольская акция в Москве: нападение на журналиста.

ТЕМА НЕДЕЛИ. Информационная блокада не удалась, моряки спасены.

РОССИЯ.

1. Екатеринбург. Фотокорреспондент городской газеты избит охранником элитного ресторана.
2. Приморский край. В квартиру журналиста забросили бутылку с зажигательной смесью.
3. Республика Марий Эл. Цензура на ГТРК "Марий Эл".
4. Москва. Военный телеканал научит нас Родину любить. А московский молодежный - делать это с особым усердием.
5. Москва. "Quod liced Jovi, non liced bovi". (Что позволено Юпитеру, не позволено быку). Руководство ВГТРК предписало региональным редакциям сократить количество сюжетов, посвященных местным губернаторам.

СНГ. Уполномоченный по правам человека Верховной Рады Украины требует немедленно освободить из-под ареста голодающего журналиста.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.
В Фонд защиты гласности из Генеральной прокуратуры РФ поступил очередной ответ на запрос о ходе расследований преступлений против журналистов и редакций.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.
Глава местного самоуправления города Сортавалы как "орган местного самоуправления" (А. Цыганков).

ИЗ НАПЕЧАТАННОГО.
Демократические издания спасут не деньги, а гражданское самосознание.

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.

Очередная антипольская акция в Москве: нападение на журналиста.

В подземном переходе на Кутузовском проспекте несколько молодых людей избили корреспондента крупнейшей польской общенациональной газеты "Rzeczpospolita" Павла Решку. Нападение на него было совершено 11 августа около 20 часов.

Это уже третье нападение на граждан Польши за последние семь дней.

"Я вышел за сигаретами, спустился в переход и заметил, что за мной идут четверо или пятеро молодых людей,- рассказал П. Решка. - Хорошо запомнил только одного из них - высокий, светловолосый, плечистый, в тренировочном костюме. Обогнав, он тут же ударил меня кулаком в лицо. Затем набросились остальные. Несколько минут они избивали меня ногами, а потом убежали, так ничего и не взяв". Журналист с ушибленными ранами головы, лица и спины был доставлен в медицинский центр при Боткинской больнице. По словам сотрудника управления информации ГУВД Москвы Кирилла Герасименко, "сотрудники милиции выехали на место происшествия искать свидетелей, а также в больницу, чтобы опросить потерпевшего".

Избиения польских граждан вызывает глубокое беспокойство. Об этом сказал Президент Польши Александр Квасьневский. "Жертвами организованных нападений стали аккредитованные в Российской Федерации представители Польского государства и польских средств массовой информации. Я разделяю растущее в связи с этим возмущение польского общества", - говорится в его заявлении. Квасьневский призвал российские власти сделать всё для наказания организаторов и исполнителей терактов.

По словам журналиста варшавского журнала "Wiez" Михала Куркевича, если это месть за хулиганскую выходку в отношении детей российских дипломатов, предпринятую в начале августа, то реакция неадекватна. Если инцидент в начале месяца в Варшаве очень похож на обычную стычку, произошедшую в не самом благополучном районе польской столицы, то случившееся в Москве превосходит библейскую заповедь "зуб за зуб", по крайней мере, втрое.

Журналист польской радиостанции "РМФ" Анджей Зауха заявил, что главный вопрос, волнующий сейчас проживающих в Москве польских граждан, состоит в том, кто является организатором и исполнителем нападений на поляков, которые были совершены в российской столице в последние дни.

П. Решка в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сказал, что не понимает поведения правоохранительных органов в отношении данного дела: "после избиения я два или три часа говорил с милиционерами, я хотел, чтобы милиция могла как можно быстрее поймать бандитов, а сегодня по телевизору услышал, что я якобы не дал показаний". Журналист добавил, что избившие его люди - "профессионалы, они знали, как бить, как нападать, чтобы у меня не было шанса защититься или убежать".

После первого случая нападения на гражданина Польши власти дружно сделали вид, что верят в версию об обычном хулиганстве. После второго тоже. Но теперь стало ясно, что эти преступления - спланированная акция, которую проводят достаточно квалифицированные специалисты. Поэтому их ищут. А польская полиция уже через несколько дней после инцидента задержала подозреваемых в нападение на молодых людей.

Чем ответят наши правоохранители?


ТЕМА НЕДЕЛИ.

Информационная блокада не удалась, моряки спасены.

Второй "Курск" не состоялся. Хотя предпосылки к тому и были - подводный аппарат АС-28, едва не погибший у берегов Камчатки, запутался не только в рыболовецких сетях, в чем нас пытались убедить, но и в антенном кабеле новейшей российской станции подводного наблюдения, до того секретной. Поэтому приглашение на помощь иностранцев можно считать подвигом.

На этот раз вопрос "Что дороже: жизнь моряков или секреты Родины?" был решен по-человечески. Хотя попытки военных умолчать о катастрофе имели место. По официальным данным, аппарат АС-28 попал в нештатную ситуацию ранним утром 4 августа, однако командование Тихоокеанского флота сообщило об этом только на следующий день. В ходе проведения спасательной операции военные отказывались от каких-либо комментариев, а начальник пресс-службы Тихоокеанского флота Александр Косолапов все время просил не нагнетать страстей.

СМИ, сообщившие о ЧП у берегов Камчатки, не позволили замять скандал. Но если бы события развивались по сценарию соблюдения секретности, военные вновь бы рассказали нам, что "делается все необходимое", "не следует драматизировать ситуацию", "с экипажем поддерживается связь и вот-вот все благополучно разрешится", а в результате мы бы получили второй "Курск". С его ложью и болью. И должны были бы в очередной раз с этим примириться.

Можно уверенно говорить о том, что сегодня - тот самый случай, когда именно СМИ вынудили военных предпринять все необходимые меры. Поднятый прессой шум заставил военных действовать. Министр обороны отправился на Камчатку; не получилось отбуксировать аппарат на мелководье своими силами - на помощь позвали англичан и американцев с их аппаратурой. И в результате люди были спасены.

Хотя при освещении инцидента с аппаратом АС-28 журналисты вновь столкнулись с проблемами. Лишь три федеральных телеканала - "Первый", "Россия", и НТВ - имели возможность работать. Остальные, в том числе корреспонденты ведущих информационных агентств России, такой возможности не получили. Им без объяснения причин отказали в аккредитации на мероприятиях с участием министра обороны Сергея Иванова в поселке Рыбачий, а с территории госпиталя, куда были доставлены спасенные моряки, журналистов просто выгнали. Несмотря на обещания министра допустить журналистов "на все мероприятия".

Не приходится сомневаться, что попытки не дать детально разобраться в происшедшем и установить виновных будут продолжены. В пресс-службе ВМФ журналистам "Независимой газеты" уже сообщили, что информация о проводимой проверке не засекречена, "она лишь не разглашается". А специалистам, помогавшим известинцам готовить материалы об аварии, запретили давать журналистам любую информацию.

Удастся ли прорвать информационную блокаду на этот раз?

ВНИМАНИЕ!

Мы просим Вас ответить на вопрос: - Как вы считаете, будут ли найдены виновные в аварии, и назовут ли их имена?

Свои ответы отправляйте по электронному адресу fond@gdf.ru
Спасибо. Мы дорожим Вашим участием.


РОССИЯ.

1. Екатеринбург. Фотокорреспондент городской газеты избит охранником элитного ресторана.

9 августа охранник ресторана "Троекуров" избил фотокорреспондента газеты "Городские куранты" Арсения Мазуренко. Журналист направился снимать пожар в здании, где расположен ресторан, но подошедший охранник потребовал прекращения съемки и пригрозил, что если фотосъемка не прекратится, то квартира корреспондента "будет гореть точно также". Журналист продолжал работу, и тогда сотрудник охраны нанес ему удар коленом в пах. А. Мазуренко был госпитализирован в городскую клиническую больницу №7, где ему была сделана операция.

Как заявил бывший главный редактор "Городских курантов", ныне депутат Екатеринбургской городской Думы Евгений Касимов, "эта ситуация - просто вопиющий беспредел. Набрали каких-то полканов, которые вообще ничего не соображают. Охрана - это не только мышцы, но и голова. Надо же понимать, что фотокорреспондент просто исполняет свой профессиональный долг".

Пострадавший написал в Кировский РОВД Екатеринбурга заявление о возбуждении уголовного дела по статье 144 УК РФ ("Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста") и статье 111 УК РФ ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью"). Журналисты газеты "Городские куранты" попросили прокурора УрФО Юрия Золотова взять это дело под личный контроль.

2. Приморский край. В квартиру журналиста забросили бутылку с зажигательной смесью.

В ночь на 15 августа в Находке совершена попытка поджога квартиры собственного корреспондента краевой газеты "Золотой Рог" Натальи Хоменко. Неизвестные преступники бросили в окно бутылку с зажигательной смесью.

По словам Н. Хоменко, "инцидент произошел в 2.45. Мы спали. И нас спасло то, что сын сразу проснулся, когда зазвенели стекла. Он выскочил на кухню, там - пожар, горят рама и сложенные на балконе вещи - мы вынесли их, собираясь делать ремонт. На полу - стекла и осколки бутылки. Потом разглядели: в горлышке синяя тряпка, пропитанная вонючей и горящей голубым пламенем жидкостью. Пожарные приехали быстро, помогли дотушить. Сосед с верхнего этажа из ведра заливал наш балкон. Мы вызвали милицию, они забрали бутылку и квач".

Н. Хоменко считает попытку поджога предупреждением. "Это явно реакция на мои последние публикации в "Золотом Роге"", - заявила журналистка. В редакции также считают, что инцидент связан с профессиональной деятельностью Н. Хоменко. По словам главного редактора газеты "Золотой Рог" Елены Барковой, спокойные, объективные, построенные на фактах публикации Н. Хоменко слишком многим не нравились. Серия ее материалов в течение последних двух месяцев рассказывала об обострении борьбы за сферы влияния в Находке. И своими статьями корреспондент задела интересы весьма влиятельных сил.

Несмотря на то, что в городском отделе УВД Находки заявление Н. Хоменко приняли, в редакции сомневаются в успехе расследования. Подобное преступление в отношении другого журналиста газеты "Золотой Рог", совершенное в 2002 году, так и осталось нераскрытым.

"Восток-Медиа", 15 августа

3. Республика Марий Эл. Цензура на ГТРК "Марий Эл".

ГТРК "Марий Эл" отказалась от показа нового документального фильма "Марийский певческий праздник". Фильм создан марийским режиссером Алексеем Алексеевым по материалам, отснятым на певческом празднике в Горномарийском районе Республики Марий Эл. "Марийский певческий праздник" планировалось показать в передаче "Кырык сирем" ("Горномарийский берег") ГТРК "Марий Эл", о чем была достигнута договоренности между автором фильма и редактором передачи Надеждой Бурцевой. Но фильм так и не был показан. Сначала были ссылки на технические трудности. А 5 июля директор ГТРК "Марий Эл" Галина Михайлова запретила редактору передачи показ фильма, обосновав отказ тем, что ГТРК "Марий Эл" не имеет права показывать фильмы, сделанные на других студиях.

Фильм не носит политического характера и содержит исключительно культурный материал, но, тем не менее, он был запрещен. Предыдущий фильм А. Алексеева ГТРК "Марий Эл" также отказалась демонстрировать. Но на ГТРК "Удмуртия" он был показан. Так что эта своеобразная цензура действует лишь на марийской территории.

4. Москва. Военный телеканал научит нас Родину любить. А московский молодежный - делать это с особым усердием.

Похоже, что власти разных уровней вновь хотят заняться политическим воспитанием населения.

Правительство РФ приняло решение о создании федерального государственного унитарного предприятия "Единая телерадиовещательная система Вооруженных Сил Российской Федерации". Оно будет находиться в ведении Минобороны на праве хозяйственного контроля.

Приоритетными направлениями деятельности "Единой телерадиовещательной системы Вооруженных Сил Российской Федерации" будут теле- и радиовещание, реклама, а также производство видео-, аудио-, теле- и кинопродукции с целью повышения престижности военной службы и социальной защищенности военнослужащих.

Создание единой системы телерадиовещания для идеологического воздействия на общественность - давняя мечта российских военных властей. С 20 февраля этого года Минобороны РФ начало вещание на 57-м телеканале для жителей Москвы и Московской области государственно-патриотического телеканала "Звезда".

Министр обороны Сергей Иванов заявил, что цель проекта - в "эффективном информировании и идеологическом воздействии", не в последнюю очередь - на молодых мужчин призывного возраста, "которые сейчас пускаются во все тяжкие, лишь бы избежать службы в армии".

По словам генерального директора канала Сергея Савушкина, "идеология нового канала проста - чтобы защищать свою страну, надо ее любить". Для этого, видимо, полезно регулярно смотреть, как хорошо мы живем.

Тем временем и мэр Москвы Юрий Лужков решил создать в столице молодежный телеканал с жесткой идеологической составляющей. Новый телепроект должен стать частью пропагандистской работы с молодежью, целью которой является пресечение "оранжевых настроений" в молодежной среде.

Как сообщила газета "Коммерсант", поручение о создании молодежного телеканала мэр Москвы подписал 24 июня, распорядившись сформировать при правительстве профильную рабочую группу. К концу октября должен быть готов подробный медиаплан проекта с финансовым обоснованием, а уже в начале января 2006 года телеканал с рабочим названием "Молодежная Москва" должен выйти в эфир.

5. Москва. "Quod liced Jovi, non liced bovi". (Что позволено Юпитеру, не позволено быку).

Руководство Всероссийской государственной телерадиокомпании предписало региональным редакциям новостных программ резко сократить количество сюжетов, посвященных местным губернаторам.

Это произошло вскоре после того, как Владимир Путин побывал на отдыхе в Краснодарском крае и посмотрел местное телевидение.

По сложившийся традиции, каждый региональный выпуск программы "Вести" в Краснодарском крае начинается с подробного рассказа о деятельности губернатора Александра Ткачева. Причем делалось это без серьезного информационного повода.

Ранее кубанский губернатор, отвечая на вопрос о том, не слишком ли его много на телеэкране, сказал, что он следует примеру главы государства, деятельность которого освещают аналогичным образом центральные каналы.

Но прибывший в Краснодар руководитель службы специальных региональных проектов ВГТРК Петр Васильев разъяснил местным телевизионщикам, что их дело - не пропагандировать губернатора, а сообщать людям новости. Он пояснил, что ГТРК "Кубань", будучи дочерней структурой ВГТРК, должна проводить в жизнь федеральную политику, а не обслуживать интересы местной элиты. Васильев подчеркнул, что региональные выпуски "Вестей" следует привести по стандартам информационного качества в соответствие с "Вестями" федеральными.

Бабр.Ру


СНГ.

1. Уполномоченный по правам человека Верховной Рады Украины требует немедленно освободить из-под ареста голодающего журналиста.

Марк Агатов,
собственный корреспондент ФЗГ на Украине

Уполномоченный по правам человека Верховной Рады Украины Нина Карпачева требует немедленно освободить из-под ареста главного редактора газеты "Евпаторийская неделя" Владимира Лутьева, который вот уже более месяца голодает в знак протеста против судебного произвола.

У Карпачевой вызывает тревогу критическое состояние здоровья крымского журналиста, известного своими разоблачительными статьями. После того, как решением судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда Севастополя от 30 июня 2005 года ему была изменена мера пресечения с подписки о невыезде на взятие под стражу, журналист объявил голодовку, которую не прекращает до сих пор. В связи с ухудшением состояния здоровья он был госпитализирован в Севастопольскую городскую больницу №1 для медицинского осмотра. Затем с 28 июля по 2 августа Лутьев находился в Симферопольском СИЗО, где его осмотрели врачи, а со 2 августа его снова перевели в ИТТ Севастополя в камеру с тринадцатью другими заключенными.

Уполномоченный по правам человека также напомнила, что судебное разбирательство по делу Лутьева длится уже несколько лет. Журналист был задержан еще 11 ноября 2002 года по подозрению в подготовке покушения на жизнь депутата Верховной Рады Крыма Николая Котляревского. Группой представителей Уполномоченного, которые в то время изучали ситуацию в местах лишения свободы Крымской автономии, было установлено, что задержанный Лутьев, являющийся инвалидом второй группы, содержался в камере, почти без естественного света и свежего воздуха, был лишен нормального питания, медпомощи, несколько раз к нему безосновательно не допускали адвоката. Задержанный испытал издевательства, физическое насилие, унижения человеческой чести и достоинства.

Тогда по представлению Уполномоченного по правам человека виновный в таком обращении с заключенными начальник Симферопольского ИТТ был уволен с работы. К сожалению, отметили в пресс-службе омбудсмена, этот факт не стал предупреждением для тех, "кто старался тогда свести счеты с непокорным журналистом за его принципиальную гражданскую позицию и честное выполнение профессиональной обязанности". По мнению Карпачевой, истинной причиной нового ареста и содержания Лутьева под стражей является "не надуманная физическая угроза, которую он якобы несет своим оппонентам, а именно попытка лишить журналиста возможности заниматься профессиональной деятельностью, неся читателям слово правды".

"Позиция Нины Карпачевой в деле Владимира Лутьева остается четкой и неизменной: омбудсмен считает надуманными обвинения, которые стали формальной причиной ареста журналиста", - подчеркнули в пресс-службе Уполномоченного по правам человека.

В защиту Владимира Лутьева неоднократно выступали украинские журналисты и ряд правозащитных организаций. Открытое письмо к президенту Украины Виктору Ющенко направил собственный корреспондент Фонда защиты гласности на Украине Марк Агатов. "В настоящее время состояние здоровье инвалида второй группы Владимира Лутьева резко ухудшилось. Если ему не будет срочно оказана помощь, то возможен летальный исход. Мои коллеги, украинские журналисты уже обращались к Вам за помощью, но никаких мер по спасению жизни журналиста принято не было", - говорится в документе.

Фонд защиты гласности призывает журналистов и правозащитные организации России поддержать украинских коллег в их борьбе за освобождении из тюрьмы редактора газеты "Евпаторийская неделя" Владимира Лутьева.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

В Фонд защиты гласности из Генеральной прокуратуры РФ поступил очередной ответ на запрос о ходе расследований преступлений против журналистов и СМИ.

"Управлением информации и общественных связей Генеральной прокуратуры РФ изучены сведения, представленные службой мониторинга Фонда защиты гласности о случаях нарушений прав журналистов и редакций за апрель - июнь 2005 года. Согласно договоренности, направляю интересующую Вас информацию", - сообщается в документе, подписанном начальником управления информации и общественных связей Генпрокуратуры Н. Б. Вишняковой.

Справка из генпрокуратуры на 5 листах помещена на сайте ФЗГ (http://www.gdf.ru/content/2003/02/09082005.shtml)


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

Глава местного самоуправления города Сортавалы как за "орган местного самоуправления".

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ
в Северо-Западном федеральном округе

Глава местного самоуправления города Сортавалы Сергей Рыжков обиделся на местную газету не просто за себя, а за себя как за "орган местного самоуправления". После публикации в городской газете "Твой голос" открытого письма, в котором авторы основательно прошлись по мэру города С. Рыжкову, припомнив многие его просчеты, глава самоуправления расстроился. Сочтя публикацию поклепом на него, как на должностное лицо, Рыжков обратился в Сортавальский городской суд с иском о защите своей деловой репутации. При этом линия защиты была основана на том, что что оскорбили не лично его, а оклеветали "орган местного самоуправления". Ответчики, в лице редакции газеты и депутата городского совета Н. Зайца, одного из подписантов, сочли претензии к ним необоснованными. Депутат сообщил суду, что публиковалось коллективное письмо, основанное на фактах, и потому винить жителей Сортавалы, имеющих свое мнение относительно работы мэра, было бы неверным. На этом же основании депутат посчитал неправильным только ему приписывать авторство документа и совершенно неразумным винить газету за то, что она обнародовала мнение горожан.

Сортавальский городской суд, изучив дело, оставил его без рассмотрения. С чем не согласился мэр С. Рыжков, обратившийся за защитой в Верховный суд Карелии. Недавно состоялось заседание, которое обнадежило главу самоуправления, поскольку прежнее постановление суда было отменено. Однако в ходе дальнейшего рассмотрения было установлено, что глава местного самоуправления города Сортавалы не является юридическим лицом и, следовательно, не может обращаться в суд с иском о защите деловой репутации. Гражданину Рыжкову было предложено обратиться в суд как физическому лицу. После чего судьи Верховного суда Карелии, не затягивая процесс, вынесли и окончательный вердикт: определение Сортавальского городского суда отменить, производство по делу прекратить.

Какой будет реакция на это гражданина С. Рыжкова настаивающего на том, что в своем лице он пытался защитить орган местного самоуправления, пока не известно. Никаких заявлений на этот счет сделано не было. Гражданин и "орган местного самоуправления" в лице мэра молчат.


ИЗ НАПЕЧАТАННОГО.

Демократические издания спасут не деньги, а гражданское самосознание.

На прошлой неделе Госдепартамент США опубликовал доклад, где заявил, что намерен потратить 43,7 млн. долларов на реализацию ряда проектов, направленных на защиту прав человека и демократизацию населения ряда бывших республик Советского Союза. Речь главным образом шла о поддержке независимых СМИ в этих странах. "Независимая газета" задала своим экспертам вопрос: "Почему в списке Госдепа отсутствовала Россия?".

Михаил Федотов, секретарь Союза журналистов России:

Я думаю просто, что Россия в другом списке. Есть еще один список, о котором мы не знаем. Американцы все равно заинтересованы в том, чтобы поддерживать независимые СМИ и в России тоже. Это совершенно очевидно. Это не какой-то тайный список, просто он другой. И я считаю, что хорошо, когда поддерживают независимые СМИ в России. Кто бы это ни был: американцы или российское правительство - они поддерживают национальную безопасность России. Не думаю, что эти деньги будут выброшены на ветер, хотя бы просто потому, что если независимые СМИ и существуют, то они доходят до людей. Может быть, сначала они доходят до очень немногих, потом до меньшей части, потом до большей части, а потом и до всех.

Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности:

Государственный департамент США хочет тратить деньги на средства массовой информации во имя достижения демократии. Он хочет их тратить там, где он считает это нужным. И это правильно. Вопрос только в том, считает ли Государственный департамент, что в России ситуация со СМИ хорошая и поэтому на нее не надо тратить деньги? Или взаимоотношения России и Америки таковы, что, помогая российской прессе, Госдепартамент может войти в конфликт с российским правительством, которое этого решительно не хочет? Есть и третий вариант. Госдепартамент широковещательно объявляет о том, что он будет помогать в основном республикам бывшего Советского Союза, имея в виду, что будет помогать и самой большой республике, которая от него осталась, - России. Я думаю, это самый точный из вариантов. Потому что представлять, что американцы не владеют ситуацией о состоянии СМИ в России, было бы глупо. Хотя, с другой стороны, на поддержку независимых СМИ спонсорские деньги тратить бесполезно. Потому что их нужно было бы потратить на создание реального рынка, а он создается из других компонентов, а не просто из спонсорских денег, получаемых из-за границы. К сожалению, мое ощущение по опыту знакомства с американскими деньгами свидетельствует о том, что они тратятся на завтрашние цели, не имея в виду послезавтрашних, и поэтому много из них тратится впустую.

Алексей Волин, президент Издательского дома Родионова:

Видимо, потому, что в России с точки зрения американского Госдепартамента с правами человека обстоит все очень хорошо. Хотя лично у меня есть ощущение, что ситуация ни в коей мере не зависит от того, будет ли американский Госдепартамент тратить на это энное количество миллионов долларов или нет. Потому что там, где есть самосознание и самоуважение населения, как показывает практика, и с правами человека все обстоит нормально. Причина здесь не внешняя, а внутренняя. В Туркмении можно сколько угодно тратить денег на программы по правам человека, но в ближайшие годы там с правами человека реального сдвига не произойдет, хотя бы потому, что население к этому внутренне не готово. Поэтому совершенно не утратило свою актуальность выражение, что "каждый народ заслуживает то правительство, которое имеет".

Сергей Глазьев, лидер фракции "Родина" в Госдуме:

Американцы отказываются явно вмешиваться в нашу внутреннюю политику лишь потому, что Россия все еще сверхдержава. Между тем мы все хорошо знаем, что некоторое количество как медийных, так и политических проектов в России и так финансируется из-за рубежа, в частности, некоторыми странами Западной Европы и США. С точки зрения политической целесообразности такое вмешательство в политическом плане нежелательно. Американцам глубоко наплевать и на систему власти, и на уровень жизни населения в постсоветских республиках. Они используют все известные рычаги для того, чтобы расширить свою сферу геополитического влияния и получить тем самым доступ к стратегическим месторождениям сырья.

Борис Немцов, член политсовета партии "Союз правых сил":

Кроме нас самих, никто нам не поможет. Американцы могут поддерживать независимые СМИ, правозащитную деятельность... Что-то из этих денег пойдет на ветер, что-то нет. Вода камень точит. Но только до тех пор, пока мы сами не осознаем важность свободы и внутри России не появится спонсор независимых СМИ, добиться освобождения страны от засилья коррумпированной демократии никому не удастся.

"Независимая газета", 8 августа


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.

Здравствуйте, сообщаю Вам еще об одном судебном процессе: 24 августа господин Вексельберг (тот самый, что рвется в губернаторы Камчатского края) будет судиться с журналистом Надеждой Поповой, которая в январе 2005 года опубликовала материал "9 яиц Вексельберга". Материал рассказывает о том, что богатейший человек планеты - а г-н Вексельберг - человек, действительно, не бедный - воюет с больными детьми в поселке Надвоицы (Карелия). В Надвоицах работает гигантский алюминиевый завод. Дети рождаются уродцами, без зубов... Без зубов живут всю жизнь. Вексельберг на меня обиделся. Я назвала его "барин", видите ли... Свои моральные мучения он оценил в 400 000 рублей (материал был опубликован в журнале "Компромат", с меня лично Вексельберг требует 100 тысяч, остальное - с учредителей "Компромата"). Мой адвокат предложил подать встречный иск к г-ну Вексельбергу: злоупотребление правом. Думаю, что это обязательно надо сделать. И еще - одержать победу над Вексельбергом.

С уважением, Надежда Попова

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - координатор региональной сети ФЗГ, Анна Володина - юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Владимир Ефремов - Интернет-администратор, ответственный за рассылку Дайджеста.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов Дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

 

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни