Дайджест
1 Августа 2005 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 239


При поддержке Фонда К.и Дж. МакАртуров.
Под редакцией Алексея Симонова.
Выходит еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 г.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. 30 лет Хельсинских соглашений.

РОССИЯ.
1. Самарская область. Покушение в Тольятти.
2. Республика Коми. Очередной поджог в Сыктывкаре.
3. Владивосток. Краевая типография прекратила выпуск газет.
4. Петрозаводск. Газета "Карельская губерния" выиграла суд.
5. Московская область. Мэр судится с прессой.
6. Ханты-Мансийский автономный округ. Суд обязал чиновников предоставить информацию журналистам.
7. Томская область. Корреспондента уволили за репортаж.

СНГ.
В Белоруссии редактора газеты посадили на 10 суток.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.
Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в июле 2005 года.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.
1. "Региональная почтовая служба", созданная в Карелии, грозит монополии федерального унитарного предприятия "Почта России". Хорошая новость. (А. Цыганков.)
2. Легкое противоречие. (Р. Захаров.)

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
Во Владивостоке прошла международная конференция на тему "СМИ как четвертая власть в демократическом государстве".

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.
Ответы на вопрос дайджеста 239 ("Как Вы оцениваете трансляцию интервью Шамиля Басаева на телеканале АВС (США), подготовленного Андреем Бабицким?").


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.

30 лет Хельсинских соглашений.

Региональная общественная организация "Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений" (МХГ) провела 1 августа в гостинице "Космос" Международный круглый стол "30 лет Хельсинских соглашений: итоги и перспективы".

Именно в этот день 30 лет назад в Хельсинки 35-ю государствами был подписан Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором, наряду с ранее признаваемыми основными принципами международных отношений, впервые был закреплен принцип уважения прав человека и основных свобод. Государства-участники приняли на себя обязательства прилагать усилия, совместно и самостоятельно, по всеобщему и эффективному претворению этого принципа в жизнь. Подписание этого Акта со стороны СССР впервые предоставило общественности страны возможность легального сбора информации о нарушениях прав и свобод человека для осуществления контроля за выполнением СССР взятых на себя в рамках Хельсинских соглашений международных обязательств.

В ходе проведения круглого стола обсуждались вопросы: "Роль и значение Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в человеческом измерении" и "Перспективы развития ОБСЕ. Взгляд гражданского общества из стран бывшего СССР".

В этот же день в эфире "Радио Свобода" состоялась беседа о роли и значении соглашений тридцатилетней давности для России, об уроках хельсинкской "оттепели", о том, что дал и чего не дал Хельсинкский Акт Европе и России, как изменились и изменились ли взаимоотношения государства и граждан. В беседе приняли участие президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов и директор Института по правам человека Валентин Гефтер.

Говоря об уроках Хельсинкских соглашений, участники беседы сошлись во мнении, что считавшееся тогда довеском - права человека, "гуманитарная корзина" в целом - пережила все казавшиеся чуть ли не вечными установления, взаимные договоренности. Более того, она стала с тех пор главной. И становится все главнее и главнее, ибо выясняется, что для выживания в мире важнее наладить между собой гуманитарные отношения, нежели договориться о границах.

Касаясь темы защиты прав человека, А. Симонов сказал, что "пока это не стало, как это ни огорчительно звучит, профессией. Пока это либо определенное состояние души, разрывание на себе рубахи, либо это совершенно оголтелое неприятие существующего и круглые глаза в результате недовольства тем, что происходит: Я хочу объяснить только одно: правозащитник всегда имеет дело с бедой, он в этом смысле работник гуманитарного МЧС, и количество беды, горя и зла, которое вываливается на голову, в том числе, людей, к этому не подготовленных, столь велико, что оно просто обрушивает человека. И в этом смысле нам действительно бывает очень трудно".

В заключение, говоря о возможности примирить свободу и справедливость, В. Гефтер сказал, что "есть какие-то основополагающие ценности, за которые мы должны держаться до последнего".

Алексей Симонов: "Более того, невозможно достичь какой-то справедливости без этой "третьей корзины". В этом смысле 30-летие Хельсинских соглашений как нельзя более своевременно хотя бы как повод об этом поговорить".


РОССИЯ.

1. Самарская область. Покушение в Тольятти.

В Фонд защиты гласности обратилась Лариса Бозина, сотрудничавшая в последние годы с рядом газет Тольятти. На нее было совершено нападение. Утром, когда она вышла из своей квартиры, в подъезде на нее напали трое крепких мужчин в спортивных костюмах. Преступники избили Л. Бозину металлическими прутами и нанесли ей ножевое ранение. Пострадавшую обнаружили родственники, которые и вызвали "скорую помощь".

Бозина была госпитализирована в городскую больницу номер 2. Врачи диагностировали открытый перелом свода черепа, ушиб головного мозга средней тяжести, гематому правой височной области, ушиб левой височной области, колото-резаную рану на правом боку.

После покушения прошло два месяца (на Бозину напали 5 июня). Сегодня, по словам пострадавшей, милиция расследует уголовное дело, возбужденное по факту нападения на нее, но следователи меняются, а расследование, если и продвигается, то очень медленно. Л. Бозина не исключает, что нападение могло быть связано с тем, что она распространяла в Тольятти книгу Руслана Горевого "Дело №13. Убийства журналистов в Тольятти".

Мы посчитали необходимым включить этот факт в наш дайджест, несмотря на прошедшие сроки.

2. Республика Коми. Очередной поджог в Сыктывкаре.

В ночь на 3 августа в Сыктывкаре подожжен офис известного в республике тележурналиста Николая Моисеева, в котором располагалась редакция газеты "Курьер плюс" и телепрограмма "Телекурьер". Огнем повреждена мебель и оргтехника на площади 10 квадратных метров.

Как сообщил Н. Моисеев, который накануне пожара приехал из отпуска, в 3 часа ночи он получил SMS от соседей - арендаторов о том, что его офис горит. "Выгорела полностью комната с оборудованием для верстки газеты: компьютеры, сканер, ксерокс. К счастью, монтажная не пострадала. Нет никаких сомнений, что это поджог - в окно бросили бутылку с жидкостью", - сказал Н. Моисеев. Материальный ущерб он оценил в 300 тысяч рублей.

Журналист связывает инцидент со своей профессиональной деятельностью. "Я подозреваю, что заказчиками преступления могут быть те, кто недоволен тем, что мы делаем. В частности, критике на страницах газет и в эфире телепрограммы подвергались лидер комиединороссов Анатолий Каракчиев и мэр Сыктывкара Сергей Катунин. Ранее мне подожгли 2 машины, дверь квартиры, поэтому можно сказать, что я к этому уже привык", - заявил Н. Моисеев.

3. Владивосток. Краевая типография прекратила выпуск газет.

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Во Владивостоке краевая типография № 1 прекратила выпуск газет - частных, муниципальных и районных. Печатную ротационную машину Комитет по имуществу администрации Приморского края решил продать, и государственное унитарное предприятие "Типография № 1" прекратило деятельность газетного цеха, хотя типография создавалась специально для выпуска газет.

Теперь во Владивостоке газетные полиграфические мощности сократились до минимума: государственный полиграфический комбинат "Дальпресс" и единственная небольшая частная типография, имеющая ротационную машину. Закрытие газетного цеха в типографии №1 ухудшило положение независимых газет, не имеющих средств, чтобы печататься в дорогом "Дальпрессе". Качество выпуска газет в частной типографии гораздо хуже, а цены уже поднялись.

Редакторы независимых газет видят в закрытии газетного цеха очередной нажим на независимую прессу. Главный редактор газеты "Народное вече" Мария Соловьенко обратилась к исполняющему обязанности прокурора Приморского края С. Лучанинову с заявлением о нарушении законна в связи с закрытием газетного цеха и продажей его оборудования, предполагая, что идет незаконная приватизация и "тихая" распродажа краевого имущества.

4. Петрозаводск. Газета "Карельская губерния" выиграла суд.

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Почти год газете "Карельская губерния" пришлось доказывать свою правоту. В августе 2004 г. в еженедельнике была опубликована статья "Посредник получает всё", в которой рассказывалась о том, как руководитель компании "Северный лес" обманул своих партнеров, в результате чего местному бюджету был нанесен денежный ущерб. Истец, как водится, обиделся, потребовав в судебном заседании опровержения и выплаты ему 150 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Петрозаводский городской суд нынешней весной, рассмотрев дело, убедился, что все сведения, изложенные в публикации, достоверны и имеют документальное подтверждение. Однако истца такое решение не устроило, и он обратился с кассационной жалобой в Верховный суд Карелии.

Недавно судьи опять вникали в существо спора, и вновь установили, теперь в стенах Верховного суда, что все малоприятные для бизнесмена факты, обнародованные в статье, документально подтверждаются решением Арбитражного суда Карелии, которые руководитель предприятия не оспаривал. Одним словом, грех был, но человеку, совершившему его, не понравилось то, что двусмысленные финансовые перипетии предали огласке. В кассационном определении обидчивому предпринимателю, уличенному в нечестности (это доказано), сообщается, что хотя сведения и были распространены газетой, но они совершенно достоверны, а потому редакции и ее журналисту не в чем каяться, а тем более не за что платить штраф. Решение Петрозаводского суда осталось неизменным.

5. Московская область. Мэр судится с прессой.

3 августа в Серпуховском городском суде (Московская область) завершилось рассмотрение иска о защите чести, достоинства и деловой репутации мэра Серпухова Павла Жданова к редакции газеты "МИГ" и автору опубликованной в этом издании 10 мая 2004 года статьи "Искусство лжи" Игорю Шестуну.

Интересы ответчиков в этом процессе представляла юрист Фонда защиты гласности Светлана Земскова.

Претензии мэра вызвали 18 фраз из упомянутой статьи, в том числе сообщения о том, что он - "человек, который говорит одно, думает другое, а делает вообще что-то третье", "жестоко, как танком, переезжает людей, ломает судьбы, и при этом расправляется с инакомыслящими", "он мастерски овладел искусством лжи". Кроме того, Жданова возмутило сообщение о том, что "человек, очень похожий на нашего мэра, неоднократно был замечен в московском гей-клубе "Три обезьяны". Истец просил суд взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей, а также опубликовать опровержение.

В ходе многочисленных судебных заседаний по ходатайству истца была проведена лингвистическая экспертиза, за проведение которой он заплатил 150 000 рублей, по ходатайству редакции опрошено 5 свидетелей, подтвердивших изложенные в статье сведения. Юристом ФЗГ также было заявлено ходатайство о проведении дополнительной экспертизы, о вызове в суд специалиста - лингвиста в связи с многочисленными неточностями в проведенной экспертизе, о вызове в суд экспертов, проводящих данную экспертизу. Во всех заявленных ходатайствах представителю редакции судом было отказано.

Правовая позиция редакции была построена на том, что сведения, изложенные в статье, были подтверждены документами и свидетельскими показаниями. Большая часть оспариваемых фраз представляет мнение и суждение автора статьи по фактам, которые соответствуют действительности.

Решением суда иск был удовлетворен частично. Суд признал, что не соответствующие действительности сведения содержатся в 8 фразах. В качестве компенсации морального вреда взыскано 10 000 рублей с автора и 50 000 рублей - с редакции. Кроме того, суд взыскал с ответчиков расходы на проведение экспертизы.

Редакция не согласилась с этим решением, и готовит кассационную жалобу в Московский областной суд.

6. Ханты-Мансийский автономный округ. Суд обязал чиновников предоставить информацию журналистам.

Решением федерального суда Мегиона действия сотрудников администрации города по не предоставлению информации редакции газеты "Голос Мегиона" признаны незаконными.

Редакция газеты "Голос Мегиона" в период с 27 июня по 26 июля 2005 года направила семь письменных запросов на предоставление информации по интересующим ее вопросам в различные структуры администрации города Мегиона и другие организации. Ни на один из запросов редакция не получила ни ответа, ни отказа. Как сообщает главный редактор газеты О. Шестакова, по устному объяснению представителей администрации Мегиона отказ в предоставлении информации был вызван отсутствием у сотрудников "Голоса Мегиона" аккредитации при администрации города.

Редакция газеты обратилась в суд с требованием признать действия администрации незаконными, и суд обязал представителей мэрии дать ответ на запрошенную журналистами информацию. Решение суда уже исполняется - в редакцию "Голоса Мегиона" стали поступать первые письма с запрошенными ранее сведениями. Как сообщили редакции газеты юристы Западно-Сибирского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, это первое такое дело на территории Тюменской области. До сих пор работники средств массовой информации, сталкиваясь с произволом чиновником, в суд не обращались.

7. Томская область. Корреспондента уволили за репортаж.

Руководство ООО "Северская телекомпания" предложило журналисту Татьяне Конради написать заявление об увольнении "по собственному желанию". По словам Т. Конради, ей "предложили написать заявление об увольнении за освещение внеочередной конференции "Единой России" в Северске", где рассказывалось о намерении "нежелательного" для компании кандидата участвовать в выборах мэра Северска".

Шеф-редактор "Северской телекомпании" Наталья Канащенко распространила пресс-релиз с информацией о том, что "журналист уволена за нарушение трудовой дисциплины".

Т. Конради пояснила, что неделю назад новый директор телекомпании Виктор Буланкин провел планерку, на которой объявил журналистам, что телекомпания поддерживает на выборах Николая Кузьменко, информация о других кандидатах исключается, и подчеркнул, что особенно это касается "Единой России".

"Написать заявление об увольнении "по собственному желанию" я отказалась, - рассказала Т. Конради, - и тогда мне сказали, что уволят по статье, но не сказали по какой, тут же принесли заявление и предложили его подписать, не дав даже ознакомиться с текстом. Его я тоже не подписала. Трудовая книжка осталась в телекомпании, а в здание меня не пускают. Я намерена обратиться в прокуратуру, чтобы она провела проверку правомочности действий руководства ООО "Северская телекомпания".

ИА "Regnum".


СНГ.

В Белоруссии редактора газеты посадили на 10 суток.

В Белоруссии к десяти суткам ареста приговорен редактор издающейся на польском языке газеты "Glos znad Niemna", пресс-секретарь "Союза поляков на Беларуси" (СПБ) Анджей Писальник. Такое решение вынес Лидский районный суд (Гродненская область).

А. Писальник обвиняется в организации и проведении 3 июля несанкционированного уличного собрания в Щучине (Гродненская область). Он является одним из лидеров той части польской диаспоры в Белоруссии, которая не согласна с вмешательством белорусских властей в деятельность СПБ. Журналист был задержан 1 августа в Гродно, и до суда находился в следственном изоляторе Щучина. 2 августа Писальник объявил голодовку в знак протеста против незаконного содержания под стражей.

ИА "Росбалт".


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в июле 2005 года.

Нападения на журналистов - 5 (Тимур Хабибов, главный редактор газеты "Открытый взгляд", Республика Марий Эл; Андрей Садов, газета "Завтра", Москва; Александр Кольцов, Самара; Алексей Есиков, оператор телекомпании "Ачинск ТВ", в Красноярске; Игорь Кузнецов, тележурналист городской независимой студии "РиТ", Тверская область).

Факты цензуры - 1 (газета "Вечерний Омск", Омск).

Уголовное преследование журналистов и СМИ - 4 (газета "Иваново-Пресс", Иваново, - 2 раза; газета "Трудовая Тюмень", Тюмень; журналист Алексей Черепанов, Краснодар).

Незаконное увольнение редактора, журналиста - 1 (корреспондент канала "ТелеОмск-АКМЭ" Александр Твердовский, Омск).

Зафиксировано предъявленных к журналистам и СМИ судебных исков - 22
на сумму 5 095 011 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) - 22

Угрозы в адрес журналистов и СМИ - 1 (Леонид Парфенов, редактор журнала "Русский Ньюсуик", Москва).

Отказ от печатания (распространения) СМИ - 2 (газета "Берег", Воронеж; газета "Добрые соседи", Республика Марий Эл).

Отключение от эфира, прекращение вещания - 1 (телеканал "Ren-TV", Республика Марий Эл).

Изъятие (скупка, арест) тиража - 3 (газета "Правда-Инфо", газета "Известия Советов", - Москва; газета "Амурская звезда", Амурская область).

Прекращение выхода СМИ - 2 (газета "Новый Дзержинец", Нижегородская область; газета "Новости Пскова").

Препятствование деятельности интернет-изданий - 1 ("Марийская страница", Республика Марий Эл).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов - 30


ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ.

В Фонд защиты гласности обратилась главный редактор газеты "Камские зори" (город Добрянка Пермской области) Татьяна Крохалева. Она сообщила, что в редакции этой муниципальной газеты контрольно-ревизионным отделом была проведена проверка. В акте проверки записано, что "в нарушении статей 6-8 Закона РФ от 09.07.1993 года № 53-51-1 "Об авторском праве и смежных правах" творческим работникам, включая заместителя главного редактора, выплачивается гонорарное вознаграждение согласно шкалы авторского гонорара (шкала установлена по Положению "О гонорарном вознаграждении") на произведения, не являющиеся объектами авторского права (сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер). Всего за период проверки незаконно выплачено работникам 369 029 рублей".

Сообщая, что ей теперь надо пояснять КРО, что материалы, тем более авторские (штатных сотрудников), являются объектом авторского права, редактор пишет: "Если у Вас есть какие-то существенные аргументы в пользу гонорарного вознаграждения журналистов, мы готовы сделать их частью нашей защиты от абсурда. С нетерпением ждем от Вас любого ответа, хотя бы мыслей по этому поводу".

Юридическая служба Фонда защиты гласности направила в редакцию свой комментарий:

В сложившейся ситуации необходимо, прежде всего, опираться на определение журналиста, данное в статье 2 Закона о СМИ: "под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию".

Таким образом, творческий работник может редактировать, собирать и подготавливать сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. И именно редактирование, подготовка этих материалов будет являться творческой работой, и подпадать под понятие "журналистская деятельность".

В статье 14 Закона РФ "Об авторском праве" прямо сказано, что "размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем". То есть, если работодатель - редакция - посчитает нужным выплачивать авторский гонорар помимо заработной платы работнику за каждое подготовленное произведение, даже и не являющееся объектом авторского права, то это не запрещено законом.

В соответствии с ГК РФ провозглашен принцип свободы заключения договора. А если в трудовом договоре или коллективном акте, допустим, должностной инструкции журналистов, установлено дополнительное авторское вознаграждение помимо заработной платы, то выплата дополнительного гонорара будет уже не правом, а обязанностью работодателя.

ВНИМАНИЕ!

Мы просим Вас ответить на вопрос:
- Как лично Вы оцениваете проверку, проведенную в редакции газеты "Камские зори"?

Свои ответы отправляйте по электронному адресу fond@gdf.ru
Спасибо. Мы дорожим Вашим участием.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

1. "Региональная почтовая служба", созданная в Карелии, грозит монополии федерального унитарного предприятия "Почта России". Хорошая новость.

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ
в Северо-Западном федеральном округе

 

На днях было объявлено о том, что в Карелии создана альтернативная система доставки печатной продукции. Вновь образованное предприятие "Региональная почтовая служба" обещает составить конкуренцию федеральной почте, которая на сегодняшний день остается монополистом на рынке распространения печатной продукции, прежде всего СМИ. Такое известие вызвало осторожный оптимизм у республиканских изданий.

В настоящий момент монополистом на республиканском рынке распространения печатных СМИ является карельский филиал ФГУП "Почта России". Соответственно, ценовая политика на распространение печатной продукции определяется волей федеральной почты. И год от года эта зависимость газет и журналов от услуг российских почтовиков становится финансово обременительнее, но поскольку выбора нет, то редакции вынуждены обращаться за услугами к "Почте России". При этом местное отделение федеральной почты могло позволить себе и отказать конкретному изданию в сотрудничестве, как случилось с еженедельником "Карельская Губерния", попавшим в опалу к республиканской власти.

Против монополизма ФГУП "Почта России" пыталось бороться карельское управление федеральной антимонопольной службы, но результата не было никакого. Теперь, с появлением ООО "Региональная почтовая служба", экономическая конкуренция, может быть, изменит незавидную долю редакций. По крайней мере, хотя бы возникнет выбор - куда обращаться за услугами по распространению газет и журналов. К настоящему моменту три издания заявили о своем желании избавиться от диктата "Почты России". Альтернативная доставка только-только возникла в республике, а значит, не исключено, что и другие потянутся к щадящим условиям сотрудничества.

 

2. Легкое противоречие.

 

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ
в Северо-Западном федеральном округе

Спустя два месяца после скандального задержания милицией журналиста Дмитрия Жвания руководство Санкт-Петербургского Союза журналистов обнародовало два документа, постаравшись потребовать от правоохранительных органов соблюдения прав журналистов и одновременно - осудить самого пострадавшего, уличив его в нарушении профессиональной этики.

В конце мая этого года петербургский журналист Дмитрий Жвания, известный своей активной общественной деятельностью, был задержан милицией непосредственно перед политической акцией, в подготовке которой принимал участие. Называя действия правоохранительных органов противоправными, Д. Жвания заявил протест публично, в т.ч. в Интернете.

Прошло чуть более двух месяцев, и Секретариат Правления городского Союза журналистов наконец-то обнародовал свою позицию по данному вопросу. Она оказалась двойственной, что как нельзя более соответствует настроению, царящему в журналистском сообществе. А именно: выразив в "Заявлении" тревогу нарушением прав журналиста, и даже потребовав от городских правоохранительных органов соблюдения этих самых прав, руководство самого массового профессионального объединения одновременно обратилось к журналистам Петербурга, обвинив Д. Жвания в нарушении профессиональной этики! Поскольку регионального Большого жюри в Петербурге не существует, не очень понятно, как мог Секретариат установить факт такого нарушения. Многие журналисты, в т.ч. и не согласные со взглядами Жвания, высказали сомнения в легитимности подобного осуждения из-за закрытого характера его принятия и отсутствия ссылок на конкретные пункты этического кодекса.


 

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
Во Владивостоке прошла международная конференция на тему "СМИ как четвертая власть в демократическом государстве".

Собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе Анна Селезнева приняла участие в состоявшейся 4 августа во владивостокском Доме журналиста международной конференции на тему "СМИ как четвертая власть в демократическом государстве". Мероприятие было организовано Творческой ассоциацией журналистов Приморья и московским представительством Фонда имени Конрада Аденауэра. Гости из Германии делились своим опытом с представителями крупнейших средств массовой информации Приморья.
За "круглым столом" встретились доктор Петер Шиви, профессор, адвокат в области права СМИ, бывший директор Северогерманской телерадиокомпании RIAS, Томас Кунце, руководитель Московского представительства и уполномоченный по Российской Федерации Фонда имени Конрада Аденауэра, доктор Беата Шнайдер, профессор Института журналистики и исследований в области коммуникаций, член Совета ЦДФ (Второй общегерманский телеканал). С российской стороны - редактора газет и телепрограмм, независимые журналисты, депутаты.

Доклады немецких профессоров "Более 40 лет в условиях свободы СМИ - опыт Германии" и "Самопонимание журналистов и медийный контроль" вызвали массу вопросов и некоторую зависть присутствующих. А короткий доклад корреспондента ФЗГ, выступления представителя агентства по охране культуры (в которое теперь превратилось бывшее Министерство по печати), журналистов, рассказавших о судебных и внесудебных преследованиях СМИ, возрождении негласной цензуры, усилении экономического давления на СМИ, а также примеры, приведенные за "круглым столом" - заставили немецких профессоров признать, что до свободы СМИ в Приморском крае еще очень далеко.

Вердикт германских специалистов: в Германии у средств массовой информации даже слишком много свободы, и свободные СМИ там действительно могут считаться четвертой властью. Здесь же, в России, и, в частности, в Приморье, где СМИ слишком зажаты и зависимы от власти, ни о какой их свободе и гласности речи не идет.

---------------------------------------------------------------------------------------

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.
Ответы на вопрос дайджеста 239 ("Как Вы оцениваете трансляцию интервью Шамиля Басаева на телеканале АВС (США), подготовленного Андреем Бабицким?")


Отвратительно.
Василий Балдицын, Ставрополь.


Андрей просто сделал свою работу, а канал показал. Басаев - нелюдь, но преследовать надо его, а не журналиста. К тому же Бабицкий сделал свою работу прекрасно - нашел самого опасного и, словно лесного духа, скрывающегося по горам террориста - Басаева. Что не могут сделать наши хваленые спецслужбы. Это, на мой взгляд, только подтверждает, что ФСБ нацелено только против собственного народа.

Михаил Афанасьев, Абакан.


Прежде чем предъявлять претензии американскому телеканалу, российским властям следовало бы заглянуть в статью 49 Конституции России: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". Кто решил, что Басаев террорист? Общеизвестным является лишь один совершенный им террористический акт - захват больницы в Буденновске. А что смогли предъявить Закаеву: якобы какой-то поп что-то где-то, кажется, слышал. И у Закаева, и у Басаева сейчас процессуальный статус подозреваемых.

Не хочу оправдывать преступные деяния, но террористами российские власти считают тех, на кого чиновники не скупятся в эпитетах - "звери", "мрази", "бандиты" и т. д. А Кадыров-младший, приводивший в исполнение решения шариатского суда, террорист или нет? Так, может быть, надо опубликовать "Реестр Террористов". Тогда хотя бы формально можно будет упрекать журналистов, что они брали у них интервью.

Павел Нетупский, Санкт-Петербург.

 


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Светлана Земскова - юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Владимир Ефремов - Интернет-администратор, ответственный за рассылку Дайджеста.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов Дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - координатор региональной сети ФЗГ, Анна Володина - юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Владимир Ефремов - Интернет-администратор.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов Дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: ruslan@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни