Дайджест
24 Января 2005 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 214


При поддержке Фонда К.и Дж. МакАртуров.
Под редакцией Алексея Симонова.
Выходит еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 г.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.


ТЕМА НЕДЕЛИ. Прокуратуре закон не писан или Как саратовские представители "третьей власти" отомстили журналисту.

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Мурманские журналисты выражают обеспокоенность сокращением эфирного времени, предоставляемого региональным теле- и радиокомпаниям, входящим в структуру ВГТРК.

РОССИЯ.
1. Москва. Прибыльное дело - "доить" журналистов. "Альфа-банку" понравилось судиться с газетами.
2. Воронеж. "Полный карьеризм" ценой в полтора миллиона рублей.
3. Пенза. Редакция газеты поплатилась офисом за "неправильное" освещение протестной акции пенсионеров-льготников.
4. Екатеринбург. Суд подтвердил право журналистов высказывать собственное мнение по поводу деятельности властных структур.
5. Челябинск. Образцовый пример цивилизованного выяснения отношений в суде между представителями власти и СМИ.

СНГ. Украина. Народный депутат Алексей Корсаков приводит факты преследования инакомыслящих журналистов.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. "Рыцарь из Монастырщины". Сергей Изотов, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе.


ТЕМА НЕДЕЛИ.

Прокуратуре закон не писан или Как саратовские представители "третьей власти" отомстили журналисту.

20 января сотрудники Саратовской областной прокуратуры задержали известного журналиста Эдуарда Абросимова. По сообщению агентства "Росбалт", формальным основанием для его задержания стала информация, содержавшаяся в черновом варианте одной из его статей. Ещё раз: статья, к которой у представителей прокуратуры возникли претензии, не была опубликована, её черновик был изъят с жёсткого диска компьютера Э.Абросимова.

В изъятом черновике шла речь о том, что один из следователей прокуратуры получил взятку в ходе следственных мероприятий. Видимо, именно это обстоятельство - борьба за "чистоту мундира" коллеги - и побудило представителей прокуратуры преступить закон.

Прокуратура потребовала избрать на время следствия мерой пресечения содержание Абросимова под стражей. 21 января саратовский суд удовлетворил это требование прокуратуры. Журналиста посадили в тюрьму.

В Генеральной прокуратуре РФ категорически отказались комментировать ситуацию в Саратове.

Фонд защиты гласности будет пристально следить за дальнейшим ходом "дела Абросимова".

ФОНД ЗАШИТЫ ГЛАСНОСТИ ТРЕБУЕТ НЕМЕДЛЕННОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЖУРНАЛИСТА АБРОСИМОВА ИЗ ТЮРЬМЫ И ПРОВЕДЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТРОГИХ РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Мы просим Вас поддержать журналиста Абросимова.

Письма поддержки отправляйте по электронному адресу fond@gdf.ru


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ.

Мурманские журналисты выражают обеспокоенность сокращением эфирного времени, предоставляемого региональным теле- и радиокомпаниям, входящим в структуру ВГТРК.

Мурманская областная организация Союза журналистов России направила письмо премьер-министру России Михаилу Фрадкову и спикеру Госдумы Борису Грызлову. Мурманские журналисты обеспокоены сокращением эфирного времени, предоставляемого региональным вещателям, входящим в структуру ВГТРК.

"Реорганизация регионального телевизионного и радиовещания, проводимая ВГТРК, ведет к разрушению сложившейся в регионах страны системы телерадиовещания, - говорится в обращении мурманских журналистов. - Из эфира уходят публицистика, детские, молодежные, культурные, исторические и краеведческие передачи, формирующие духовную среду. Остаются лишь новостные программы. Эта политика ВГТРК ведет к тому, что из местного телевидения и радио начинают уходить профессиональные кадры, резко уменьшается аудитория зрителей и слушателей, исчезает школа подготовки молодых журналистов, теряется преемственность поколений. Накопленные десятилетиями уникальные фонды аудио и видеоматериалов оказываются невостребованными, что, в конечном счете, может привести к их уничтожению. Жизнь регионов с их неповторимыми особенностями и разнообразием в отражении электронных СМИ сведется к сухой констатации фактов.

Мы, журналисты Мурманской области, искренне обеспокоенные нравственным здоровьем наших граждан и возможностью обострения социальной обстановки, призываем срочно остановить процесс развала электронных региональных средств массовой информации, входящих в структуру ВГТРК".

Напомним, что в ряде российских регионов уже начались "чистки" отделений ВГТРК. Предполагается, что на улице окажется до 50 процентов сотрудников региональных теле- и радиокомпаний, входящих в структуру ВГТРК.

Таким образом, ВГТРК, видимо, решила помочь созданию кадров для образования в регионах общественных телерадиокомпаний…


РОССИЯ.

1. Москва. Прибыльное дело - "доить" журналистов. "Альфа-банку" понравилось судиться с газетами.

20 января в редакцию газеты "Московская правда" пришли судебные приставы и передали руководству газеты три постановления Арбитражного суда Москвы по искам "Альфа-банка" и председателя совета директоров банка Михаила Фридмана.

Представители "Альфа-банка" обратились в суд в связи с опубликованной в "Московской правде" статьёй Константина Ласкина "Пуля и перо". В материале, опубликованном полгода назад, обсуждались версии убийства главного редактора журнала "Forbes" Пола Хлебникова, в том числе и версия о возможной причастности к этому преступлению "Альфа-Групп" и М. Фридмана. По мнению истцов, публикация нанесла ущерб репутации их организации, в связи с чем они просили суд обязать ответчиков напечатать опровержение и взыскать в качестве компенсации морального вреда 6 миллионов рублей с редакции и 1 500 000 рублей - с журналиста.

Рассмотрев материалы дела, Московский арбитражный суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований, снизив размер денежной компенсации до 5 миллионов рублей с газеты и 1 миллиона рублей - с автора статьи К. Ласкина.

Решение суда вступило в законную силу. 21 января счета "Московской правды" были арестованы. Главный редактор издания Шод Муладжанов утверждает, что "потеря 5 миллионов рублей газету не обанкротит, но судебные тяжбы будут продолжаться".
Напомним, что в декабре минувшего года "Альфа-банк" отсудил у газеты "Коммерсант" 300 миллионов рублей в качестве "репутационного вреда" и 10, 5 миллионов рублей в качестве возмещения понесённых убытков.

2. Воронеж. "Полный карьеризм" ценой в полтора миллиона рублей.

Светлана Мащенкова,
собственный корреспондент ФЗГ
в Центральном федеральном округе.

- В производстве Ленинского районного суда Воронежа находится дело по иску о защите чести и достоинства депутата областной Думы Виктора Некрасова к редакции газеты "Воронежский курьер". Поводом для иска послужила статья "Полный карьеризм", опубликованная 30 ноября 2004 года. В материале говорилось о том, что "народный избранник упрекает специалистов Управления по охране окружающей среды за отказ дать согласие на вырубку лесного участка площадью 41 гектар". Истец считает указанные сведения порочащими его, и просит суд обязать редакцию газеты опровергнуть их, а также выплатить истцу в качестве компенсации морального вреда 1 500 000 рублей.

По словам представителя редакции, основным источником опубликованных сведений являлся пресс-релиз, распространенный Управлением по охране окружающей среды Воронежа.

3. Пенза. Редакция газеты поплатилась офисом за "неправильное" освещение протестной акции пенсионеров-льготников.

Газета "Вестник "Нашей Пензы" получила из комитета по управлению имуществом городской администрации предписание, в котором редакции предлагается "освободить арендуемое нежилое помещение" в связи "с острой необходимостью в предоставлении служебных помещений для администрации города Пензы". Взамен редакции предлагается взять в аренду помещение на окраине города.

Редактор газеты "Вестник НП" Евгений Шилов рассказал, что утром в редакцию по телефону позвонил руководитель пресс-службы губернатора Антон Шаронов и сообщил, что в одной из последних публикаций об акции пенсионеров в связи с заменой льгот денежными компенсациями местные сотрудники ФСБ обнаружили призывы к дестабилизации общества. Кроме того, на недавнем совместном заседании с депутатами областной Думы губернатор Пензенской области Василий Бочкарев обвинил редактора газеты "Вестник НП" Евгения Шилова, освещавшего акцию протеста пенсионеров, в "деструктивной деятельности".

4. Екатеринбург. Суд подтвердил право журналистов высказывать собственное мнение по поводу деятельности властных структур.

Анна Буркутбаева,
собственный корреспондент ФЗГ
в Уральском федеральном округе.

- Коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда рассмотрела в кассационном порядке жалобу администрации Екатеринбурга на решение Верх-Исетского районного суда, которым администрации было отказано в удовлетворении иска о защите деловой репутации и денежной компенсации морального вреда к Телевизионному агентству Урала.

Недовольство истца было вызвано сюжетами, посвященными взаимодействию мэрии и предприятий бытового обслуживания, торговли и общественного питания, оформлению землеотводов и другим темам, где журналисты негативно оценивали деятельность администрации. Суд первой инстанции установил, что журналисты лишь выражали свое мнение, по отношению к действиям властей, за что ответственность не предусмотрена. Областной суд подтвердил позицию Верх-Исетского районного суда.

5. Челябинск. Образцовый пример цивилизованного выяснения отношений в суде между представителями власти и СМИ.

Анна Тарлова,
собственный корреспондент ФЗГ
в Уральском федеральном округе.

- В редакцию газеты "Вечерний Челябинск" поступило исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации от мэра Вячеслава Тарасова. Поводом для обращения главы городской администрации в суд Центрального района послужила публикация в "Вечернем Челябинске" статьи "Коммуналка" подорожает с нового года". В исковом заявлении мэр утверждает: "Меня выставляют в нежелательном для политика ракурсе. Что якобы я ратую за увеличение расходов города на жилищно-коммунальные услуги, тем самым, уменьшая доходы жителей города Челябинска. Данная статья направлена на уменьшение моего авторитета среди жителей города Челябинска".

Градоначальник счел, что публикацией ему причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях. Страдания мэр испытывает из-за того, что теперь он "вынужден думать об этих публикациях, обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав".

Следует особо отметить, что НИКАКИХ имущественных требований мэр не выдвинул, в своем иске он просит суд обязать газету опубликовать опровержение и принести ему извинения.


СНГ.

Украина. Народный депутат Алексей Корсаков приводит факты преследования инакомыслящих журналистов.

На минувшей неделе в Верховной Раде Украины выступил народный депутат фракции "Регионы Украины" Алексей Корсаков с докладом на тему нарушений прав журналистов и СМИ. Вот лишь несколько выдержек из доклада А.Корсакова:

- Угрозы личного характера от имени организации "Пора" и сайта "Майдан" были получены по почте в фирменном конверте "Поры" сотрудниками ТРК "Украина". В этих посланиях сообщается, что организация "Пора" продолжает работу над проектом "Черная книга украинских выборов". "В результате нарушений по первому и второму туру выборов, мы вынуждены констатировать, что ваша фамилия попала в список предполагаемых нарушителей закона Украины "О выборах президента Украины" и занесена в электронную базу данных", - говорится в послании. Журналисты телекомпании "Украина" в период выборов неоднократно получали угрозы по телефону, электронной почте и даже на улицах. Это подтверждается докладными записками сотрудников ТРК, электронными письмами в их адрес и соответствующими обращениями в Ворошиловский районный отдел милиции Донецка.

Угрозы от имени организации "Пора" получили по почте руководитель макеевской телерадиокомпании "Юнион" Наталья Захарченко, главный редактор одесской ТРК "РИАК-информ" Светлана Фабрикант. Журналистам и менеджерам угрожают включением в "черные списки" политически неблагонадежных. Складывается впечатление, что при смене власти организации, подобные "Поре", позволяют себе подменять суды.

Кроме того, с информацией о незаконных действиях и давлении со стороны окружения Ющенко к нам обратилась донецкая ТРК КРТ.

Телеканал "Украина" испытывает давление со стороны члена фракции "Наша Украина" Черноволенко. Он обратился с депутатским запросом по поводу якобы грубого нарушения избирательного законодательства кандидатом в Президенты Украины Виктором Януковичем и ТРК "Украина". На канале "Украина" 20 и 21 ноября якобы велась агитация за Януковича. На самом деле это утверждение более чем сомнительно: 20 и 21 ноября в эфир "Украины" не выходили рекламные ролики ни одного из кандидатов в Президенты. Тем не менее, сейчас прокуратура Донецкой области по указанию Генпрокуратуры вызывает на допросы руководство ТРК "Украины".

Есть доказательства того, что сотрудники Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания как госслужащие, используя служебное положение, занимались размещением агитационных материалов кандидата Ющенко в эфире канала "Украина". 20 декабря в рекламную службу ТРК "Украина" обратился сотрудник Нацсовета Иван Неживый. Его целью было размещение агитационных материалов Ющенко. Неживый принес официальное письмо от распорядителя текущего счета кандидата, два экземпляра договора, видеокассету с рекламным роликом. Размещением и согласованием графика трансляции, а также передачей счета на оплату рекламной кампании занимался начальник орготдела Нацсовета Игорь Курус. По нашему мнению, действия упомянутых сотрудников Нацсовета содержат признаки нарушения избирательного законодательства.

20 января на заседании Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания ТРК "Украина" получила предупреждение, что мы расцениваем как преследование за объективное освещение политических процессов в Украине. На компанию осуществляется психологическое давление с целью морального подавления ее сотрудников, психологической дестабилизации ситуации в ТРК.

Донецкая телекомпания КРТ также пострадала от произвола Нацсовета по телерадиовещанию. В декабре 2004 года состоялся конкурс на получение лицензий на право пользования каналами вещания. Одним из участников конкурса был канал КРТ. Отдельные частоты, выставленные на конкурс, были просчитаны по заказу КРТ. Однако представители КРТ не были приглашены в Нацсовет на голосование по определению победителей конкурса. В итоге частоты, расчеты по определению которых были оплачены донецкой телекомпанией, "ушли" в руки "рупора Ющенко" - "5 канала".

Кроме того, Нацсовет дал согласие на заключение договора между КРТ и Укрчастотнадзором на просчет свободных частот. Работы по этому договору были выполнены и оплачены в полном объеме. КРТ обратился в Нацсовет с просьбой включить свободные частоты в свою лицензию, но в удовлетворении этого заявления телеканалу было отказано. Телеканал обратился в суд, который удовлетворил иск КРТ. Однако Нацсовет не выполняет решение суда, несмотря на неоднократные требования государственного исполнителя.

В заключении депутат отметил, что "преследование журналистов и телерадиоорганизаций, оппонирующих новой власти, свидетельствует о распространении с приходом к власти Виктора Ющенко и его окружения позорной практики попрания закона и уничтожении демократических ценностей".


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

"Рыцарь из Монастырщины". Сергей Изотов, собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе. (Автор благодарит за помощь в подготовке материала корреспондента "Смоленской газеты" Ольгу Чулкову).

- Жаль, что среди множества журналистских премий не присуждается ни одна в номинации "Журналист из глубинки". А надо бы! Ведь не перевелись еще в российских "медвежьих углах" романтики, которые верят, что с помощью печатного слова можно изменить мир, или, во всяком случае, попытаться это сделать.

Максим Пронин - один из них. Молодой человек двадцати четырех лет от роду, в 2004 году он вполне мог претендовать на самое пристальное внимание, и не только судебных инстанций. Вот некоторые "вехи" его биографии. В Монастырщину приехал в 1999 году. Недолго работал пастухом, разнорабочим в райпо. Но любимым его занятием было и остаётся чтение классический литературы. А читающий человек рано или поздно начинает задавать вопросы, причём не всегда удобные. И если у него к тому же ещё и независимый характер, и упорное стремление добиться справедливости, то прямая дорога - в журналистику!

- Когда переехали в Монастырщину, сначала жили у сестры в деревне, - рассказывает Максим. - Больно было за деревенский люд. Зарплата 600 рублей, а директор пытался и её лишить, наказать за любую провинность. Спивается народ, дети без присмотра родителей остаются. Пытался я вступиться за женщину, которая судилась с директором совхоза. Но это редкость, что люди пытаются отстаивать свои права. В основном молчат, сносят все. Почему? Так ведь это в большом городе можно найти новую работу, а в деревне? Страх потерять работу многих людей заставляет сносить несправедливость. Почему мы так живём? Ведь так жить нельзя!

В 2002 году Максим уехал в Смоленск и год проработал рекламным агентом в транспортной организации. На заработанные деньги купил подержанные компьютер и модем. Вернулся в Монастырщину и решил издавать свою газету, в которой он сам един в трёх лицах - учредитель, редактор и корреспондент. Первый номер "Монастырщинской районной газеты" вышел 6 ноября 2003 года тиражом 400 экземпляров. И сразу же вызвал бурную реакцию. "Получили депутаты непрозрачные мандаты", - так называлась статья Максима, по которой против него было возбуждено уголовное дело.

В приговоре говорилось: "Действия Пронина подлежат квалификации по ч. 2 ст. 130 УК РФ как оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме в средствах массовой информации. При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, личность подсудимого, а также смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства. Подсудимый совершил преступление небольшой тяжести, ранее не судим. Обстоятельств, отягчающих наказание, суд не усматривает, ввиду чего не находит и оснований назначения максимального наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 130 УК РФ".

Глава администрации Монастырщинского района С.Павлов (теперь это уже бывший глава, 26 декабря в Монастырщинском районе Смоленской области состоялись выборы и главой избран Н.Казаков) в частном порядке обвинял М.Пронина в оскорблении. И мировой судья приговорил Максима к штрафу в размере 10 тысяч рублей. Сейчас это уголовное дело обжалуется в апелляционной инстанции. Но С.Павлов выиграл и гражданский иск против издателя независимой монастырщинской газеты. Правда, первоначально в счет компенсации морального вреда Пронину присудили выплатить 10 тысяч рублей, но в результате кассационных жалоб, пересмотра дела сумма снижена до 5 тысяч.

11 марта 2004 года, когда состоялось заседание Монастырщинского районного суда по иску С.Павлова к М.Пронину, зал был полон. Ведь до Максима никто не пытался нелицеприятно писать о главе администрации района. Пройдя почти все круги ада, Максим не упокоился. И когда данный материал готовился к печати, по электронной почте пришла публикация из "Монастырщинской районной газеты": 13 января, в День журналистики, Монастырщинский мировой судебный участок рассмотрел в открытом заседании два заявления в адрес учредителя "Монастырщинской районной газеты" М.Пронина.

Первое заседание касалось административного правонарушения. 23 декабря прошлого года в районную прокуратуру обратился глава муниципального образования "Монастырщинский район" С.Павлов. Он потребовал привлечь учредителя газеты к административному взысканию ввиду нарушения газетой закона о выборах. В частности, в заявлении было указано, что газетой не было направлено в муниципальную избирательную комиссию письменного уведомления о намерении принять участие в избирательной кампании. Прокуратура сочла заявление обоснованным и направила материалы дела в суд. На суде учредитель газеты М.Пронин пояснил, что уведомление было опубликовано в газете в пределах отведенного законом срока. Прайс-лист на платные публикации также неоднократно печатался в газете. Все агитационные материалы в газете имели исходные данные. Таким образом, по мнению Пронина, состава преступления не имеется. Однако, судья А.Степанченков (ранее уже выносивший в пользу главы решение и взыскав с М.Пронина 10000 руб. по ст. 130 УК РФ), счел доводы государственного обвинителя, заместителя районного прокурора А.Зайцева, убедительными и взыскал с учредителя штраф в размере 1000 руб.

Через несколько часов мировой судья А.Степанченков рассмотрел в открытом заседании еще одно заявление к учредителю газеты М.Пронину по факту клеветы. Начальник отдела спорта и молодёжной политики Монастырщинского района А.Греков просил привлечь к уголовной ответственности М.Пронина за интервью, взятое им у местного мастера спорта, шахматиста Г.Погосяна. Однако, как выяснилось на заседании, обиженный начальник спорта забрал свое заявление и более к указанным лицам претензий не имеет.

- А вновь избранного главу района не побоитесь критиковать? - спрашиваю у Максима.
- С 26 декабря прошло совсем мало времени. Новый глава ездит по району, разговаривает с людьми, узнает об их нуждах. В одну глухую деревню уже успели людям воду дать. Долго им пришлось этого ждать. Я этому радуюсь. Я пишу для того, чтобы жизнь у людей стала лучше, других целей не преследую…


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Редакционная коллегия: Руслан Горевой - руководитель службы информации, Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - координатор региональной сети ФЗГ, Анна Володина - юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Владимир Ефремов - Интернет-администратор, ответственный за рассылку Дайджеста.

Сотрудники Фонда будут благодарны за любую ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов Дайджеста.

Контакт: 119021 Москва, а/я 536, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (095) 201-49-47, 201-44-20, адрес электронной почты: ruslan@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу no@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни