Дайджест
27 Апреля 2009 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 429

ТЕМА НЕДЕЛИ. Убийство журналиста расследуют, наконец, до конца.

РОССИЯ.
1. Краснодарский край. На журналистку напали за «неправильное» интервью.
2. Екатеринбург. Провокация, переросшая в прецедент?
3. Санкт-Петербург. Вынужденное извинение чиновника закончилось обвинением журналистов.
4. Московская область. Газета выиграла суд у главы поселения. Продолжение темы.
5. Волгоградская область. Городская администрация обиделась на невнимание.

БЕЛАРУСЬ. Задержан и избит журналист.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Пресса Ингушетии.

--------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕМА НЕДЕЛИ. Убийство журналиста расследуют, наконец, до конца.

«Новая газета» 22 апреля сообщила о возбуждении уголовного дела в отношении организатора убийства обозревателя этого издания Игоря Домникова.

Напомним, что 12 мая 2000 года на И. Домникова напали в подъезде – преступник нанес журналисту несколько ударов молотком по голове, после чего скрылся, бросив орудие преступления на месте происшествия. Раненого репортера госпитализировали с тяжелейшей черепно-мозговой травмой. Ему сделали несколько операций, однако 16 июля он скончался в НИИ нейрохирургии имени Бурденко. Было возбуждено уголовное дело, но преступников долгое время найти не удавалось. Но это преступление не осталось безнаказанным – спустя 5 лет убийца предстал перед судом и 28 августа 2007 года по совокупности с другими преступлениями был приговорен к 25 годам лишения свободы.

Заказчик и организатор наказания избежали, они проходили в судебном процессе лишь как свидетели. Редакция «Новой газеты» не оставляла попыток подвигнуть правоохранителей к полному расследованию убийства своего сотрудника, но долго не встречала понимания. В частности, было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении предпринимателя Павла Сопота и бывшего вице-губернатора Липецкой области Сергея Доровского.
 
По настоянию редакции проводились новые проверки, но в итоге расследование роли упомянутых лиц в убийстве И. Домникова всякий раз оставалось невыясненным – уголовное дело против них не возбуждали «в связи с отсутствием в действиях Доровского С.Б. и Сопота П.К. признаков указанных преступлений». Хотя имелись сведения, что вице-губернатор, раздраженный публикациями И. Домникова, просил занимавшегося выбиванием долгов П. Сопота найти людей, которые могут «разобраться» с журналистом, а тот передал «заказ» своему приятелю Эдуарду Тагирьянову, лидеру преступной группировки. В результате его люди расправились с журналистом.

И вот, наконец, 17 апреля «Новая газета» получила сообщение: состав преступления в действиях Сопота обнаружен, уголовное дело возбуждено.

Напомним, что в России еще ни разу убийства журналистов не раскрывались полностью – если исполнителей преступления иногда находили, судили, даже доказывали их вину и отправляли за решетку, то с организаторами и заказчиками дело обстоит значительно сложнее. Такое впечатление, что их просто не ищут.

Так что если дело Сопота удастся довести до суда, это будет очень большим нагом в преодолении безнаказанности преступлений против журналистов.


РОССИЯ.

1. Краснодарский край. На журналистку напали за «неправильное» интервью.


Дмитрий Флорин
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе.

В Сочи совершено нападение на журналистку Анастасию Акопян. Она готовила телевизионный сюжет для кандидата на пост мэра города Бориса Немцова.

Пресс-секретарь движения «Солидарность» Ольга Шорина рассказала, что раньше А. Акопян работала в Сочи на ВГТРК. Несколько дней назад она взяла интервью у Б. Немцова для предвыборного телевизионного ролика. «И за это ее избили на улице города Сочи», - сообщила О. Шорина.

А. Акопян заявляет, что не знает людей, которые на нее напали. По их манере разговора девушка сначала решила, что это сотрудники милиции, хотя одеты два молодых человека были в гражданскую одежду. Они сказали журналисту, что она «не на того работает», затем один из них ударил А. Акопян по лицу, а второй сказал: «Тебя предупредили». У нее ничего не требовали, не отобрали, просто ударили и ушли, посоветовав не работать «с тем, с кем не надо».

Журналистка намерена написать заявление в милицию. «Сейчас мы предоставили Анастасии несколько фотоснимков с наших встреч с общественностью, может, она узнает там кого-то из нападавших. Дело в том, что на наших встречах было довольно много провокаций. Мы знаем и видим, что одни и те же люди появляются то тут, то там. Они присутствуют на всех встречах. И внимательно следят, с разных сторон. Собираются и смотрят, что происходит. Мы не знаем, какие у них цели и что они готовят», - рассказала О. Шорина.

2. Екатеринбург. Провокация, переросшая в прецедент?

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе.

В Федеральном арбитражном суде 20 апреля рассматривался иск екатеринбургского информационного агентства «URA.Ru», оспаривавшего предупреждения Россвязьохранкультуры (ныне – Россвязькомнадзор) за опубликованные записи на его форуме. Принято решение: за действия читателей надо наказывать журналистов. Это опасный прецедент для всех интернет-СМИ. Коллектив «URA.Ru» полагает, что стал жертвой административной атаки со стороны отдельных чиновников.
 
История началась в июне 2008 года, когда надзорное ведомство обвинило «URA.Ru» в распространении информации экстремистского характера. Речь шла не о журналистских материалах, а о дискуссии пользователей форума сайта. В ветке, посвященной обсуждению перепечатанной из ИА «Интерфакс» новости о действиях скинхедов, появились несколько записей экстремистского толка. Вскоре они были удалены с сайта, а IP авторов переданы в правоохранительные органы. Однако Россвязьохранкультуры, проведя дистанционную проверку (редакция не была о ней уведомлена), вынесла агентству первое предупреждение. Вслед за ним появилось и второе - по аналогичному поводу. Пикантность ситуации состоит в том, что обо всех решениях журналисты агентства узнали уже постфактум, не имея законной возможности исправить указанные нарушения. Редакция обратилась в суд с просьбой отменить вынесенные предупреждения. Однако суды не удовлетворили иски журналистов.

Редактор «URA.Ru» Аксана Панова полагает, что агентство стало жертвой политических разборок. Она рассказывает, что еще год назад коллектив обратился в правоохранительные органы с просьбой помочь редакции найти авторов экстремистских высказываний и предоставил для этого всю необходимую информацию. По словам А. Пановой, «отдел «К» ГУВД Свердловской области сообщил, что найти авторов не может - сообщения были оставлены через серверы, находящиеся за границей, а Следственный комитет, проведя проверку, сообщил нам, что в действиях СМИ нет никаких нарушений закона. Тем не менее, мы приняли решение закрыть форум вообще, к недовольству наших читателей - их лишили возможности обсуждать новости, события в стране, оставили без дискуссионной площадки. Мы сделали это, потому что провокации могли повториться. Но все равно нам вынесли предупреждение».
 
Технология, по которой была проведена административная атака на сайт, несложна: сначала через proxy-сервера анонимные пользователи оставили экстремистские записи на сайте агентства, а затем заинтересованные лица передали распечатки страниц форума в Россвязьохранкультуры. Этого было достаточно, чтобы вынести агентству сразу два предупреждения. Теперь теоретически надзорное ведомство может требовать отзыва свидетельства регистрации у агентства.

Этого, к счастью, не произойдет: представитель Россвязькомнадзора в понедельник в суде официально заявил, что его служба не будет требовать отзыва лицензии у уральского информационного агентства - к редакционным текстам претензий нет. Однако создан опасный прецедент, когда на любое интернет-СМИ может быть оказано давление через форум или другие пользовательские сервисы (не понравилась статья - нахулиганил на форуме - отнес докладную в Россвязькомнадзор - закрыл СМИ).

Ситуацию по поводу этого судебного решения активно обсуждают в местном медиа-сообществе. Так, председатель правления областного Союза журналистов Дмитрий Полянин согласен, что корень проблемы - в несовершенстве законодательства о СМИ: «Если какое-то положение не урегулировано государством, то суд, по-моему, не вправе выносить свою, получается, субъективную оценку. Мы эту ситуацию отслеживаем и возможно через Союз журналистов России выйдем  с предложением к Госдуме определенным образом урегулировать вопрос с теми же блогами. Нельзя лишать СМИ обратной связи с читателями». Недавно в интервью «Немецкой волне» эту тему затронул и президент ФЗГ Алексей Симонов, который полагает: «Интернет пока принадлежит всем, и отдельные его ресурсы принадлежат разным людям. До тех самых пор, пока эти люди разные - с различными точками зрения, с разными позициями, или вообще без позиций, а исключительно с меркантильными целями - Интернет будет развиваться благополучно».

3. Санкт-Петербург. Вынужденное извинение чиновника закончилось обвинением журналистов.

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

23 апреля 2009 года председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ) Сергей Бодрунов принес извинения журналистам «Пятого канала» за то, что двумя неделями ранее назвал их непрофессионалами и пообещал уволить. Руководитель программы «Петербургский час» Татьяна Александрова, сотрудники которой и стали потерпевшими в ходе «эмоционального срыва» чиновника, не приняла извинений.
 
Конфликт разгорелся чуть ли не в прямом эфире. 8 апреля глава КЭРППиТ участвовал в программе «Петербургский час», в которой обсуждался антикризисный план городского правительства. Во время эфира чиновник, назначенный недавно из числа представителей бизнеса и, если верить поданной декларации, заработавший в прошлом году больше всех других членов городского правительства, высказал мнение, что в Северной столице кризиса фактически нет, зарплаты растут, а безработица не представляет серьезной проблемы. Звонки телезрителей и факты, приводимые ведущими программы, развенчивали эту благостную картину, поэтому во время рекламных пауз г-н Бодрунов активно высказывал свое недовольство «провокациями» со стороны журналистов и аудитории программы.

После эфира он разразился целой тирадой, обвинив ведущих и всю редакцию «Петербургского часа» в непрофессионализме, пообещал купить телекомпанию и немедленно уволить проштрафившихся журналистов, да так, что они больше работы не найдут нигде в городе. Заодно увольнение было обещано пресс-секретарю его собственного комитета Александру Сажину, который, дескать, подставил своего начальника. Кроме того, как утверждают свидетели из числа сотрудников «Пятого канала», глава КЭРППиТ назвал «быдлом» 25 тысяч горожан, которые по данным государственной статистики, лишились работы в ходе кризиса.

Журналисты и руководитель программы Т. Александрова подали докладные записки дирекции телекомпании, которая переслала их в Смольный с требованием разобраться. Первое время расследование шло вяло. Но когда ряд онлайн-СМИ опубликовали информацию о скандале, и в Интернете стали вовсю обсуждать поведение чиновника, городское правительство вынуждено было разбираться в произошедшем. На пресс-конференции, которую устроили по итогам разбирательства, сообщили, что документальных подтверждений нелестных высказываний и угроз в адрес журналистов со стороны чиновника нет. Но поскольку были опрошены все возможные свидетели, то удалось выяснить: глава КЭРППиТ действительно «сорвался», поскольку представлял в эфире точку зрения, кардинальным образом расходящуюся с мнением телезрителей и редакции.

Разгоревшийся конфликт, о котором рассказали в той или иной форме практически все городские средства массовой информации, попыталась погасить губернатор. Валентина Матвиенко публично пообещала, что Бодрунов извинится перед журналистами, а также попросила не слишком обижаться на чиновника, только недавно занявшего кресла в органах власти: «Я могу сделать скидку на то, что Бодрунов работал в промышленности в реальном секторе, что называется, "у трубы" и не был публичным человеком, не был подготовлен к такому ток-шоу, поэтому допустил ошибку на первом этапе своей работы. Но очень важно, что он это осознал».

Как чиновник «осознал» свой поступок, видно из формы и содержания его заявления с извинениями, которое было опубликовано на сайте КРЭППиТ. Объяснив все «эмоциональным срывом», Бодрунов тут же опроверг «бездоказательно приписываемые» ему фразы, смысл которых оскорбителен для петербуржцев. «В связи с этим я оставляю за собой право обратиться в суд», - говорится в документе.

Руководитель программы «Петербургский час» Т. Александрова, в свою очередь, заявила, что не принимает подобных извинений, назвав их циничными по форме и по сути. «Поскольку имеются свидетели, слышавшие слова Бодрунова, то подобная оговорка о «бездоказательно приписываемых» фразах является ничем иным, как обвинением в клевете», - уверена Александрова. Кроме того, Бодрунов не сам осознал свою неправоту, а сделал это под давлением общественности и собственного руководства.

Кстати, теперь, по словам вице-губернатора Маниловой, в прямой эфир Смольный будет пускать только тех чиновников, которые имеют опыт общения с прессой.

4. Московская область. Газета выиграла суд у главы поселения. Продолжение темы.

 
Наталия Северская,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе.

Городской суд Дубны 21 апреля рассмотрел иск о защите чести и достоинства, предъявленный главой сельского поселения Темповое (Талдомский район) Павлом Сычевым к редакции региональной газеты «Компаньон и Ко».

Напомним, что иск сельского главы связан с публикацией в этом издании 20 ноября 2008 года статьи «Разруха набирает темпы», который был подготовлен после жалоб в редакцию жителей поселения Темповое. Истец счел, что в материале содержатся не соответствующие действительности и порочащие его сведения. К ним, в частности, он отнес сообщения: «…когда напряжение может взлетать до 300 вольт или падать до 120, надеяться на сохранность бытовой техники или приборов, по меньшей мере, наивно»; «рушатся деревянные дома и бараки, построенные семь десятилетий назад»; «во всех других сельских округах главы горой стоят за кооперативные торговые точки». Кроме опровержения, П. Сычев просил суд взыскать с редакции в качестве компенсации морального вреда 1 миллион рублей (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/608#rus2 ).

Главный редактор газеты «Компаньон и Ко» Ольга Мелкумова обратилась за помощью в Фонд защиты гласности. Юрист ФЗГ Светлана Земскова подготовила для редакции правовую позицию по иску, которая была представлена ответчиком в суде. В результате рассмотрения дела суд вынес решение: в исковых требованиях полностью отказать.

5. Волгоградская область. Городская администрация обиделась на невнимание.
 
Александр Осипов,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

В городе Котельниково у телеканала «Котельниково-TV» возникли проблемы. В феврале директору ООО «Аэроплан» Евгению Якимову, учредителю и главному редактору «Котельниково-TV», позвонили из городской администрации и предложили заключить договор об освещении деятельности органа местного самоуправления.

От заманчивого предложения Якимову пришлось отказаться - не было ни свободного эфирного времени, ни свободных корреспондентов, которые могли бы заниматься сбором и подготовкой материалов о работе городской администрации.

Администрацию такой ответ не устроил, и она подала жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области. Представители администрации обвинили ООО «Аэроплан» в уклонении от заключения договора, усмотрев в этом нарушение ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных служб». В то же время сама Котельниковская администрация, похоже, нарушает тот же самый закон, так как на освещение любого госзаказа необходимо объявлять конкурс или разместить на официальном сайте объявление. Однако с «Котельниково-TV» связались напрямую, без всяких конкурсов.

Директор «Аэроплана» предоставил в ФАС все запрошенные ими документы, однако конфликт до сих пор не разрешен.


БЕЛАРУСЬ. Задержан и избит журналист.

Независимого фотокорреспондента Владимира Гридина люди в штатском задержали в тот момент, когда журналист снимал на камеру пожар в помещении Первомайского РУВД Минска.

Как рассказал журналист пресс-службе БАЖ, 16 апреля около 20.00 он подъехал к зданию отделения милиции, чтобы сфотографировать начавшийся там пожар. Практически сразу к нему подбежал мужчина в штатском и приказал прекратить съемку.

«Я показал удостоверение БАЖ, он тут же вырвал его из моих рук и пытался отобрать еще и фотоаппарат, но я камеру не отдавал. Тогда подошли еще несколько человек в штатском скрутили меня и отобрали фотоаппарат. При этом они несколько раз ударили меня под дых коленом и отвели в милицейский участок. В отделении они просмотрели кадры и удалили фотоснимки пожара. После этого меня отпустили», - пересказал инцидент В. Гридин. Фотокор сообщил, что неизвестные в штатском назвать свои имена отказались.

В связи с инцидентом ОО «БАЖ» намерено в ближайшее время обратиться в прокуратуру Первомайского района с требованием провести проверку по данному факту и принять соответствующие меры прокурорского реагирования в отношении виновных.

Хартыя`97, 20 апреля.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 18 раз. В частности,

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4197310,00.html?maca=rus-yandex_new_comments-325-xml
http://www.svobodanews.ru/content/article/1611915.html
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1158744
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_8009000/8009446.stm
http://www.runewsweek.ru/country/28017/?r1=rss&r2=full
http://grani.ru/Politics/Russia/m.150179.html
http://www.regnum.ru/news/1154865.html
http://www.inosmi.ru/translation/248624.html
http://www.samru.ru/society/gost/45286.html
http://www.pressing.spb.ru/1/77467/
http://www.newsru.com/russia/21apr2009/uraruclose.html
http://www.kasparov.ru/material.php?id=49ECE3E132E8E
http://www.openspace.ru/news/details/9410/
http://www.ifex.org/en/content/view/full/102479
http://www.aif.ru/politic/article/26259
http://www.inosmi.ru/translation/248668.html
http://www.raso.ru/index.php?action=show&id=60200
http://www.raso.ru/index.php?action=show&id=60265


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Пресса Ингушетии.

Что такое независимые СМИ, жители Республики Ингушетия не знают. А в «зависимых» нет информации даже о том, что и так все знают.

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе.

В субботу и воскресенье 18-19 апреля, в праздничные для Ингушетии дни, когда республика отмечала 15-летие своей столицы Магаса, бандиты совершили серию терактов.

Как это уже случалось не раз, террористами были убиты сотрудники правоохранительных органов и их родственники. Преступления против сотрудников МВД в Ингушетии давно стали привычными. Но на этот раз бандиты решили несколько разнообразить свое «кровавое меню». Вечером  19 апреля  возле дома был расстрелян из автоматов директор единственного в Ингушетии медресе, очень уважаемый в республике и известный на Северном Кавказе богослов Мусса Эсмурзиев. Примерно в тоже самое время был убит 77-летний пенсионер Сейпи Могушков, просто сидевший во дворе своего дома в другом районе Назрани. Преступники пока не задержаны.

Акция устрашения населения республики «удалась»: из бесед с простыми людьми становится ясно, что они в тревоге и страхе. Всех волнует, что ждет их  завтра, кто может стать следующей жертвой и сколько их еще будет, этих жертв? Тем более удивительно было взять в руки вышедший во вторник номер правительственной газеты «Ингушетия», где о событиях «кровавого воскресенья» не было опубликовано ни одной заметки. Если не считать четырех строк в разделе объявлений - соболезнования депутатов парламента семье Муссы Эсмурзиева.

Никаких сообщений о трагедиях, потрясших республику, нет и на официальном сайте республики. Здесь можно прочесть, что как раз в эти дни президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров присутствовал на юбилее Северо-Кавказского центра НТВ в Дагестане и встречался с казахским писателем. А в разделе «Новости республики» размещена информация о нехватке в Ингушетии Домов культуры.

Других новостей в Ингушетии будто и вовсе нет. Как сообщили корреспонденту ФЗГ в пресс-службе президента Ингушетии, никаких заявлений по поводу трагических событий руководство республики не делало, поэтому нет и информации, и пресс-релизов. И только в номере за четверг главная республиканская газета опубликовала, наконец, сообщение о трагических событиях, но не сочувственные слова своих корреспондентов, а несколько официальных строк, поступивших в редакцию из местного ФСБ, о том, что «возбуждены уголовные дела и проводится расследование»

- Мы официальное издание и публикуем только проверенную точку зрения, - сказал корреспонденту ФЗГ зам редактора газеты «Ингушетии» Павел Цороев. - Если первыми присылают сообщения пресс-служба МВД, мы печатаем их, если ФСБ - публикуем их информацию.

Что касается независимых изданий, то их в Ингушетии нет. Здесь выходят две правительственные газеты и подчиненные администрации районные и городские газеты. Парадокс, но и столице Магасе нет ни одной местной газеты. Ингушское телевидение вещает два часа в день и тоже сообщает только сугубо официальную «проверенную информацию». Доступ к «неофициальной информации» имеют только пользователи интернета. Журналисты популярного сайта INGUSHETIA. Org откровенно придерживаются радикально оппозиционных взглядов и резкой манеры изложения фактов и комментариев к ним. Всегда ли они правы, сказать трудно: сравнить такую позицию посетителю сайта не с чем и не с кем, а значит, и невозможно сопоставить точки зрения и сделать свои выводы.

С одной стороны – полное отсутствие и замалчивание информации, с другой – мнение одного единственного источника, явно настроенного «мочить» (по крайней мере словесно) своих оппонентов и все, что они делают.

Впрочем, большинство населения республики не имеет доступ к Интернету, и поэтому не имеет вообще никакой информации о происходящем кроме той, что передается, как встарь, «из уст в уста». Видимо, новое руководство Ингушетии считает, что это самая лучшая «информационная политика», самая правильная «гласность», какая только может быть в столь драматический для многострадального ингушского народа момент.




Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.
 
Сотрудники Фонда будут благодарны за ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru .

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни