Дайджест
12 Мая 2009 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 431

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Час «Х» для газеты «Саратовский репортёр».

РОССИЯ.
1. Южно-Сахалинск. Редактор борется с цензурой.
2. Южно-Сахалинск. На открытые процессы прессе путь закрыт.
3. Московская область. История с продолжением.
4. Архангельская область. Правозащитники администрации не нужны.
5. Пензенская область. Журналисты отбились от чиновника. Продолжение темы.
6. Республика Бурятия. Репортеров обвинили в возбуждении ненависти к силовикам.
7. Тюмень. Съемочная группа попала под обстрел.

АРМЕНИЯ. Еще одно нападение на журналиста.

КИРГИЗИЯ. Избит главный редактор газеты «Трибуна».

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Не сошлись характерами?

НАШИ ПАРТНЕРЫ. «Новой газете Кубани» исполняется 5 лет.

--------------------------------------------------------------------------------------------

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Час «Х» для газеты «Саратовский репортёр».


Юрий Чернышов,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе.

12 мая истекает срок своеобразного «ультиматума», который глава саратовского территориального отделения Россвязьнадзора Сергей Ильясов предъявил редактору еженедельника «Саратовский репортёр» неделю назад.

Поводом для ультиматума стало обращение в это управление начальника РОВД по Саратовскому району полковника Алексея Маликова, раздосадованного статьёй в «Саратовском репортёре», опубликованной ещё 7 апреля под заглавием «Преступление есть. Преступников нет?». Статья была посвящена работе этого районного отделения, и сопровождалась фотоколлажем волка в милицейской фуражке, держащем в зубах пачку долларов.

Руководство РОВД сочло, что: «Размещение в тексте статьи фотографии дикого животного в форменной милицейской фуражке с государственной символикой является прямым оскорблением чести и достоинства сотрудников милиции». И потому «к газете и журналисту следует принять необходимые меры». Аналогичное обращение полковник направил и в региональное отделение Союза журналистов.

Реакция начальника территориального отделения Россвязьнадзора С. Ильясова была более чем оригинальной. Он в ультимативной форме потребовал от редактора газеты «Саратовский репортёр» Сергея Михайлова «в срок до 12 мая представить мотивированную позицию по указанной ситуации», а также «принять не противоречащие убеждениям и нормам журналистской и деловой этики меры по урегулированию конфликта». В случае неисполнения его требования Ильясов намерен направить материал на культурологическую экспертизу, по результатам которой может быть вынесено предупреждение газете и её редактору.

Поскольку ранее уже предпринимались попытки вынесения газете предупреждений, то трудно сказать, каковы могут быть последствия. Напомним, что эпопея с предыдущими предупреждениями также была связана с коллажем, помещённым в газете в 2007 году в период компании за продление срока полномочий тогда ещё президента Путина на третий срок. Газета поместила фотоколлаж, на котором были изображены человек с лицом, похожим на Президента РФ, человек с лицом, похожим на местного депутата Исаева в форме, похожей на эсэсовскую. Коллаж сопровождался цитатой из известного фильма: «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться…». И тогда, как и сейчас, было такое же обращение видного «единоросса», бывшего уполномоченного по правам человека в Саратовской области Александра Ландо в прокуратуру с требованием привлечь Сергея Михайлова и к уголовной ответственности по статье 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»), была и экспертиза, и попытки вынесения предупреждения газете. В тот раз эпопея закончилась безрезультатно.

На сей раз дело грозит затянуться, поскольку С. Михайлов никаких объяснительных с «мотивированной позицией» в Россвязьнадзор писать не намерен. Коллаж (взятый, кстати, из Интернета), по его мнению, «правдиво отражает суть происходящего сегодня в органах милиции, и если у саратовских милиционеров есть честь и достоинство, то пусть защищают их в суде». Саратовская журналистика целиком на стороне С. Михайлова. Можно уверенно утверждать, что наступает час «Х» не только для газеты «Саратовский репортёр», но и для саратовской журналистики.


РОССИЯ.

1. Южно-Сахалинск. Редактор борется с цензурой.

Ольга Васильева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Главный редактор регионального информационно-рекламного приложения к еженедельнику «Аргументы и Факты – Сахалин-Курилы» Любовь Барабашова обратилась к прокурору города Южно-Сахалинска. Суть ее заявления: директор ГУП «Сахалинская областная типография» Виктор Шляхов требует согласовывать с ним содержание выпусков газеты, а это не что иное, как цензура, запрещенная 29 статьей Конституции РФ, статьей 3 ФЗ «О СМИ» и ратифицированной нашим государством Хартией свободы печати от 16 января 1987 года.

Дело в том, что в апреле этого года в еженедельнике «АиФ – Сахалин-Курилы» вышла статья Л. Барабашовой «МЭРОприятия» - о ситуации вокруг главы Невельского района и его первого заместителя, в отношении которых сейчас расследуются уголовные дела, связанные со злоупотреблениями в распределении жилья пострадавшим от землетрясения. Шляхов потребовал показать ему документы, на основании которых написана статья «МЭРОприятия». Любовь Барабашова это сделала, но отказалась дать ему копии документов, сочтя, что подобное требование может поставить под угрозу карьеру, а возможно, жизнь и здоровье информаторов. Она сослалась на статью 41 ФЗ «О СМИ», которая гласит: «редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом». Шляхов потребовал не публиковать больше никаких критических материалов на тему Невельска, коррупции и злоупотребления чиновников.

Уродливость ситуации в том, что редакция приложения – не самостоятельное юридическое лицо, два его сотрудника, в том числе и Барабашова, числятся в штате типографии, а значит, получают зарплату у директора типографии. И та, и другая сторона конфликта ссылаются на договоры, подписанные с главной редакцией «АиФ», находящейся в Москве. В договорах под словом «редакция» подразумевается – в одном случае - директор типографии, в другом – коллектив редакции. Там есть пункт о необходимости согласовывать публикуемые материалы – но только с московской редакцией. Но, согласно статье 2 ФЗ «О СМИ», «под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации», то Барабашова справедливо посчитала, что именно они – она, главный редактор, и корреспондент Татьяна Сергеева являются редакцией. У директора же типографии совсем иные функции. Согласно все той же статье 2 закона «О СМИ», издательство - учреждение, предприятие, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.

Непокорный редактор отказалась согласовывать с директором типографии будущие статьи, и услышала, что за статью «МЭРОприятия» она будет наказана, а в дальнейшем и уволена. Руководство типографии тут же стало искать поводы для служебных взысканий. Так, впервые за все годы печати еженедельника «АиФ – Сахалин-Курилы» в областной типографии с Барабашовой потребовали бумажное макетирование, которым давно уже никто в редакциях области не пользуется, заменяя его электронной версткой. В своем заявлении в прокуратуру главный редактор приложения просит пресечь грубые нарушения законов, вмешательство в редакционную политику и попытки давления на СМИ.

2. Южно-Сахалинск. На открытые процессы прессе путь закрыт.

Ольга Васильева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Главного редактора сахалинского регионального приложения газеты «Аргументы недели» Елену Герцен 5 мая не допустили в зал открытого судебного заседания Южно-Сахалинского городского суда.

Рассматривалось дело об обманутых вкладчиках банка «Сахалинвест». Секретарь судьи Светланы Кучкиной по имени Любовь (отчество она не назвала), узнав, что журналистка не аккредитована, отправила ее в пресс-центр Судебного департамента. Секретарь пресс-центра судебного департамента по Сахалинской области Елена Кителева подтвердила: чтобы присутствовать на открытом заседании, нужна аккредитация. Она сказала, что и на любые открытые процессы будут пускать только аккредитованных журналистов. При этом Е. Кителева сослалась на внутренний приказ, но отказалась показать документ или назвать хотя бы его номер.

Журналисты же бойкотируют аккредитацию, ибо правила, написанные судебным департаментом, только затрудняют доступ к информации.

3. Московская область. История с продолжением.

Наталия Северская,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе.

В Красноармейске продолжается история с выпроваживанием распространителя газеты «Такова жизнь» из проходной филиала ГНПП «Базальт». Ранее издание распространялось там беспрепятственно, однако охрана без объяснения причин вдруг запретила распространителям находится в помещении (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/615#rus4 ).  

После того, как редактор газеты «Такова жизнь» Валерий Пашков направил протест на имя директора Красноармейского филиала ГНПП «Базальт» В. Слаева, в проходной появилось объявление о запрете распространения в ней печатных СМИ. В объявлении нет ссылок ни на приказ директора, ни на распоряжения заместителя по режиму, ни на ведомственные инструкции. Нет ни подписи, ни печати. В. Пашков считает сомнительным, что такое объявление является правовой основой для действий охраны.

4. Архангельская область. Правозащитники администрации не нужны.
 
Тамара Овчинникова,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.

В Архангельске закрыли комиссию по правам человека при главе администрации области, а также комитет солдатских матерей в Северодвинске.

Такое решение приняли после того, как комиссия, возглавляемая Ниной Дитятевой, отметила свой 10-летний юбилей. По словам теперь уже бывшего руководителя комиссии, нынешний губернатор Илья Михальчук ни разу не посетил комиссию, хотя его приглашали не раз. Нина Григорьевна уверена, что правозащитное движение в области уходит с правового поля: «Чтобы оно было успешным, нужна помощь власти и бизнеса. Ведь чем меньше неудовлетворенных и не обласканных жизнью людей, тем больше стабильность государства». Нина Дитятева недоумевает: ведь комиссия в итоге работала на авторитет администрации области, и за год в нее обращались 3-4 тысячи человек. Кроме того, юристы - студенты юридических факультетов архангельских вузов - нарабатывали практику, работая в комиссии. Теперь у них такой возможности нет.

5. Пензенская область. Журналисты отбились от чиновника. Продолжение темы.

Наталия Северская,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе.
 
Редактор «Нашей газеты» (Бессоновский район) Юрий Пасечный восстановлен в должности.

Об этом главный федеральный инспектор по Пензенской области В. Фомин, выполняя поручение полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, сообщил секретарю Союза журналистов России, депутату Госдумы Борису Резнику, который обращался к полпреду с просьбой разобраться в ситуации. Кроме того, заявление редактора о нарушениях законодательства бывшим начальником департамента информационной политики и СМИ Пензенской области А. Кисловым направлены в прокуратуру Пензенской области.

Напомним, что в октябре 2008 года Ю. Пасечный был уволен в связи конфликтом, возникшим между газетой и департаментом информационной политики и СМИ Пензенской области - департамент перерегистрировал все районные газеты в ГУ, но «Наша газета» с таким поворотом событий не согласилась. Однако и после увольнения Ю. Пасечного журналисты продолжали борьбу, и с помощью коллег сумели отстоять и редактора, и издание (см. http://www.old-gdf.ru/digest/digest/digest404.shtml#rus1 ; http://www.gdf.ru/digest/item/1/337#rus2 ).

Но, по сведениям, полученным от пензенских журналистов, г-н Кислов с поражением не смирился и не оставляет надежд на реванш.

6. Республика Бурятия. Репортеров обвинили в возбуждении ненависти к силовикам.

В Улан-Удэ расследуется уголовное дело за возбуждение ненависти в отношении социальных групп - силовых структур России. Уголовное дело возбуждено по факту написания и распространения листовки «23 февраля - день тра-ура! День жертв защитников Отечества!».

Обвиняемые в ненависти к армии, милиции и следственным органам авторы листовки журналисты газеты «Свободное слово» Надежда Низовкина и Татьяна Стецура известны в Бурятии как правозащитники. Согласно выводам лингвистического исследования, проведенного местными специалистами, «содержание листовок направлено на формирование у читателей негативного образа российских военных, сотрудников милиции и лиц, работающих в следственных органах, а также на возбуждение ненависти к данным социальным группам». Суть листовки можно кратко выразить в следующей цитате из нее: «23 февраля исполнилось ровно 65 лет сталинской депортации чеченского народа. В те же дни за пределы своей родины были высланы целые нации: ингуши, крымские татары, калмыки, немцы, финны, латыши, литовцы, поляки, болгары, армяне, турки, курды - 3 млн. 333 тысячи человек. Депортация народов, повлекшая гибель огромной части их представителей, на международном уровне признана геноцидом. А на российском - стёрта с лица истории... 23 февраля - Праздник геноцида».

Получается, что осуждение депортаций народов Кавказа и Крыма в 1943-1944 гг. - это, по понятиям современных российских правоохранителей, разжигание ненависти к ним. Хотя эти массовые депортации в нашей стране официально осуждены. Впрочем, листовка напоминает не только о депортациях 1943-1944 годов, но и о преступлениях, совершаемых людьми в погонах в настоящее время – в частности, упомянуты полковник Буданов и недавно «прославившийся» бойней в московском супермаркете майор милиции Евсюков.

Редакция газеты «Свободное слово» выразила солидарность с улан-удэнскими журналистами и назвала их преследование за агитацию либеральных идей «политическим и никаким иным».

Тем временем руководитель Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам профессор Михаил Горбаневский высказал мнение о том, что лингвистические экспертизы по делам о разжигании межнациональной, межконфессиональной и социальной розни (статья 282 УК РФ) представляют для экспертов особую сложность, и методологически должны быть абсолютно безупречными. В этом контексте профессор М. Горбаневский выразил сомнение в том, что «едкие, колкие, полные иронии метафоры типа «милитаристы» и «хунтари» могут быть квалифицированы как оскорбительная лексика, адресованная сотрудникам правоохранительных органов».

7. Тюмень. Съемочная группа попала под обстрел.

Елена Романова,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе.

В канун майских праздников съемочная группа телекомпании ГТРК «Регион-Тюмень» попала  под обстрел из пневматического оружия в центре Тюмени.

Журналисты готовили сюжет на фоне пятиэтажного здания, и не сразу поняли, что их обстреливают с верхнего этажа дома. События происходили на улице 50 лет Октября в светлое время суток, съемочная группа ГТРК «Регион-Тюмень» готовилась к съемке соцопроса горожан. Но, когда одна из пуль попала в руку оператору Ивану Бузолину, который в это время настраивал камеру, стало понятно, что неизвестный целился в объектив. Следующей пулей стрелок зацепил ногу корреспондента телекомпании Ивана Стрижова.

Возможно, это – хулиганская выходка. Не исключено, что неизвестный использовал пневматическое оружие с целью запугать работающую съемочную группу, по известным лишь ему самому причинам. Но в любом случае стрельба в журналистов средь бела дня не должна остаться безнаказанной. Милиция квалифицирует это преступление как хулиганство, за которое стрелку может грозить до пяти лет тюрьмы. Журналисты же приступили к собственному расследованию, в ходе которого пытаются найти истинную причину нападения на съемочную группу.


АРМЕНИЯ. Еще одно нападение на журналиста.

В Ереване 6 мая избит ведущий информационно-аналитической передачи «Эранкар» («Перспектива») телекомпании «Шант» Нвер Мнацаканян, сообщили в пресс-службе полиции Армении.

В Маштоцское отделение полиции Еревана поступило сообщение о том, что чуть за полночь перед подъездом здания по адресу ул. Маргаряна, 20/3, двое неизвестных избили ведущего телекомпании «Шант» Нвера Мнацаканяна, 1957 года рождения, и обратились в бегство. Мнацаканян обратился в медицинский центр. Ему назначена судебно-медицинская экспертиза. Ведется следствие.

Это уже второе нападение на журналиста в Ереване за последние дни. 30 апреля был жестоко избит координатор информационного агентства Armenia Today Аргишти Кивирян. Покушение на Кивиряна произошло у подъезда дома, где он проживал. Координатора информагентства избили, а затем выстрелили в голову. Его состояние оценивается как тяжелое. Коллеги потерпевшего считают, что покушение связано с профессиональной деятельностью Кивиряна.

Грани.Ру, 7 мая.


КИРГИЗИЯ. Избит главный редактор газеты «Трибуна».

7 мая в столице Кыргызстана Бишкеке был избит главный редактор газеты «Трибуна» Ырысбек Омурзаков..

На Омурзакова напали у издательского комплекса «Учкун» в центре столицы. Машина, в которой он ехал вместе с сыном, была прижата к обочине двумя иномарками. По данным сотрудников газеты «Трибуна», одной из иномарок был черный «Мерседес Е 230» с госномером Е5594А. Номер второй машины «Фольксваген Пассата» Ырысбек Омурзаков разглядеть не успел.

Трое мужчин вытащили главного редактора из машины с криками «Бей журналистов!». Они утверждали, что являются сотрудниками угрозыска, о которых газета «Трибуна» плохо отзывается. Все это, как утверждает сам пострадавший, происходило на глазах многих свидетелей. При этом мимо проходил наряд ППС, но не вмешался в ситуацию.

Ы. Омурзаков обратился за помощью к медикам.

Это четвертый в 2009 году громкий случай нападения на сотрудников киргизских СМИ. Напомним, что 3 марта был жестоко избит политический обозреватель еженедельника «Репортер-Бишкек» Сыргак Абдылдаев. Неизвестные нанесли ему 21 ножевое ранение, сломали руки. Он потерял много крови. 7 марта в городе Ош был жестоко избит главный оператор телерадиокомпании «ОшТВ» Бахадир Кенжебаев. С сотрясением мозга и другими травмами он был доставлен в реанимацию травматологического отделения Ошской городской больницы. В ночь на 26 марта в Бишкеке были избиты главный редактор газеты «Московский комсомолец» Улугбек Бабакулов и корреспондент данного издания Елена Агеева. У. Бабакулов с закрытой черепно-мозговой травмой и ушибом головы был доставлен в больницу, Е. Агеева получила множество ушибов. По всем этим происшествиям возбуждены уголовные дела, однако ни одно из них пока не раскрыто.

Фергана.Ру, 8 мая.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 8 раз. В частности,

http://www.vesti.ru/doc.html?id=282751
http://www.kasparov.ru/material.php?id=49FEAA3DA87B7
http://osradio.ru/obshestvo/14841-gumanitarius-inferno.html
http://www.kasparov.ru/material.php?id=49FFF148E7340
http://kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1165272
http://www.gazeta.ru/techzone/2009/05/06_n_2983267.shtml
http://www.kommentarii.ru/comment/17795/2665
http://www.gazetanv.ru/archive/article/?id=5874


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Не сошлись характерами?

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе.
 
Ленинградская областная Торгово-промышленная палата (ТПП) отрицает давление на редакцию журнала «Территория бизнеса», в результате которого уволился главный редактор Владимир Кузнецов.

Бывший главный редактор журнала «Территория бизнеса» Владимир Кузнецов публично заявил о давлении, которое оказывалось на него руководством учредителя журнала – ЗАО «Территория бизнеса», принадлежащим Ленинградской областной Торгово-промышленной палате. По словам Кузнецова, его обвинили в подрыве репутации ТПП, самого журнала и даже всей Ленинградской области! Причина - публикация критических материалов о финансово-экономической ситуации в регионе, а также о действиях конкретных областных чиновников. Поскольку ввести прямую цензуру ТПП (фактическому владельцу издания) не удалось, на главреда воздействовали финансовыми рычагами – сократили заработную плату и не обеспечили социальный пакет, оговоренный при заключении контракта. И Кузнецов был вынужден написать заявление об уходе по собственному желанию.

В ТПП категорически отказались подтвердить факт давления на редакцию. Оно и понятно, ведь это прямо запрещено российским законодательством. Что касается ухода главного редактора, то он, по словам представителей учредителя журнала, не справился со своими обязанностями.

Подобные ситуации – не редкость в масс-медиа, и не являются новостью сами по себе. Ряд экспертов считает, что разрешению проблемы могут способствовать только поправки в Закон «О СМИ», которые уточнят права учредителей СМИ и собственно редакционного коллектива во главе с главным редактором, а также определят роль владельцев масс-медиа. Между тем ФЗГ напоминает, что действенным средством защиты от возможного давления учредителей и владельцев является Устав средства массовой информации, зарегистрированный в установленном законом порядке. Подробнее об этом можно прочитать в ряде книг и пособий, изданных ФЗГ ранее (доступны на сайте Фонда http://www.gdf.ru/books ).


НАШИ ПАРТНЕРЫ. «Новой газете Кубани» исполняется 5 лет.

Галина Ташматова,
главный редактор «НГК».

«Новой газете Кубани» 5 мая 2009 года исполняется 5 лет. Читатели «НГК» шутят, что в нынешних условиях на Кубани можно смело считать год за три.

«Новая газета Кубани» является региональным партнером федерального печатного издания «Новая газета». 5 лет, конечно, не юбилейная дата. Но это своеобразный рекорд. На Кубани, ни до революции, ни после нее не было ни одного независимого печатного СМИ, которое просуществовало хотя бы 3 года.

К сожалению, независимые СМИ скоро можно будет заносить в России в «Красную книгу». За 5 лет становления «НГК» бывало всякое: изъятие тиражей, «наезды» контролирующих органов, игнорирование со стороны властных структур, угрозы в адрес сотрудников, судебные иски и другие общепринятые нынче «меры воздействия» к тем, кто решается «свое суждение иметь». Однако слово «выжили» применительно к изданию не подходит. Все эти годы газета жила полнокровной жизнью, зарабатывала на жизнь, помогали читателям, доказывая своим коллегам из других изданий, что нормальная журналистика в России возможна.

На базе «Новой газеты Кубани» ежегодно проходят практику студенты кубанских вузов. Газета регулярно проводит журналистские акции. Наиболее значимые из них: «Самоуправление без самоуправства» 2005 год. «Социально-экологическая инициатива Тамань 2008», «Строим экодом»- 2009 год. Несмотря на трудности, коллектив «Новой газеты Кубани» за 5 лет практически остался неизменным. Вот уже 2 года раз в неделю выходит телевизионная версия «НГК» «Справедливая Кубань». Тираж «Новой газеты Кубани» хотя и медленно, но растет год от года. Растет и авторитет газеты.

Как принято говорить о детях из необеспеченных семей « у него было трудное детство, пришлось рано повзрослеть». Примерно также можно сказать и о нашем издании и его коллективе. Полученная за прошедшие 5 лет «прививка» выживания в условиях, когда одно за другим в России закрывают независимые СМИ, закалила коллектив. Несмотря на кризис,  сегодня мы строим планы на будущее.




Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.
 
Сотрудники Фонда будут благодарны за ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru .

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни