Дайджест
19 Октября 2009 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 449


ТЕМА НЕДЕЛИ. Боевые выборы

РОССИЯ.
1. Ростовская область. Газеты-двойники появляются к выборам
2. Москва / Санкт-Петербург. Новостей станет меньше?
3. Тула. Прокуратура предупредила управление МЧС
4. Краснодар. Суд признал вину лиц, напавших на журналистов
5. Свердловская область. Тенденции на медиа-рынке          
6. Санкт-Петербург. Просьба не путать!

АЗЕРБАЙДЖАН. Задержана журналистка из Чечни

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
. Первый фестиваль электронной прессы

НАШИ ПАРТНЕРЫ
. Обращение Роскомнадзора к СМИ

--------------------------------------------------------------------------------------------

ТЕМА НЕДЕЛИ. Боевые выборы

По стране прокатились очередные выборы. По сложившейся уже традиции, достаточно скандальные – из многих регионов поступает информация о фальсификации, а все думские фракции, кроме «Единой России», 14 октября покинули зал заседаний в знак протеста против итогов голосования на выборах 11 октября и потребовали пересчета голосов во всех регионах.

Нельзя сказать, что к журналистам на этих выборах отнеслись как-то по-особому. Из разных городов сообщают, что прессу гоняли с избирательных участков. Иногда – «по-хорошему», пытаясь даже аргументировать изгнание журналистов. Впрочем, делалось это достаточно неубедительно: «Надо было получить аккредитацию!», или: «Мероприятие проходит на закрытой территории», и, наконец: «Нам ничего не известно о вашей газете». И возражать бесполезно.

Однако в некоторых городах накал страстей даже по российским меркам был чрезмерным. В Астрахани журналисты Вячеслав Ященко (ИА «Кавказский узел») и Олег Теплищев (газета «Житель») прибыли на один из участков для подготовки материала о ходе выборов, однако работать им запретили. В. Ященко сумел-таки снять происходящее, за что и поплатился – неподалеку от избирательного участка журналистов настигли крепкие молодцы в сопровождении человека с депутатским значком, и силой заставили уничтожить видеозапись. При этом и Теплищеву, и Ященко крепко досталось. Единственным положительным моментом во всей этой истории оказался тот факт, что в распоряжении журналистов осталась аудиозапись инцидента – диктофон у Ященко был включен, и теперь пострадавшие готовят обращение в правоохранительные органы.

А в дагестанском Дербенте дело и вовсе дошло до стрельбы. Впрочем, люди в камуфляже стреляли в воздух, а у журналистов они «всего лишь» отняли телекамеры – пострадали съемочные группы РЕН-ТВ и «ТВ Махачкала». Телевизионщики обратились к правоохранителям, те пообещали всяческую помощь, и, что любопытно, не обманули - вскоре съемочная аппаратура чудесным образом нашлась в мешке, лежащем на обочине…

Обращает на себя внимание и тот факт, что оппоненты журналистов во всех этих конфликтах чувствовали себя вполне уверенно, как будто это не они нарушали закон.

Почему же на избирательных участках продолжают опасаться представителей прессы? Уместно предположить, что там происходит не обычное голосование, а нечто секретное, и это «нечто» необходимо скрывать от постороннего взгляда…

В результате выборы превращаются в какое-то непонятное шоу, к ним перестают относиться всерьез. Может, председателю Центральной избирательной комиссии господину Чурову действительно пора в отставку? Ну, или хотя бы сбрить бороду, как он обещал когда-то…



РОССИЯ.

1. Ростовская область. Газеты-двойники появляются к выборам


Анна Лебедева,
собственный корреспондент Фонда защиты гласности в Южном Федеральном округе

Газета «Читай – Теленеделя», самая тиражная и популярная в городе Азове, выходит уже десять лет. Она часто публикует острые журналистские материалы и письма читателей по актуальным проблемам местной жизни. Больше года назад у нее появился «двойник» - газета «Читай-Азов», скопировавшая стиль оформления и верстку оригинала. Основным содержанием издания, учредителем которого является предприниматель Тимур Чумак, сразу же стали нападки на  газету «Читай-Теленеделя» и ее учредителя Юрия Голубева.

- Нередко дело доходит до прямых оскорблений в мой адрес и даже в адрес моей жены. В одном из номеров «Читай-Азов» была опубликована моя фотография рядом с фотографией Гитлера и приведены выдержки из книги «Майн Камф» как доказательство того, что я придерживаюсь фашистских взглядов. Прокуратура, куда мы обратились, вынесла предупреждение газете «Читай-Азов» по этому поводу, - заявил год назад в интервью корреспонденту ФЗГ Юрий Голубев (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/227#pub1 ). После этого Тимур Чумак на какое-то время перестал выпускать свою газету и возобновил его снова перед самыми выборами мэра и депутатов городской Думы Азова, который проходили 11 октября. Теперь мишенью газеты-двойника, кроме Голубева, стали кандидаты в мэры и депутаты от оппозиционных партий – КПРФ и «Справедливой России».

Чумак и на этот раз оказался верен себе: в своих заметках он опускается до прямых оскорблений своих политических оппонентов, не забывая при этом похвалить кандидатов от «Единой России». Голубева Чумак на страницах своей газеты называет «клоуном», «городским сумасшедшим», «буйно помешанным, опасным для общества». При этом, помещая подобные перлы в своем издании, Чумак, кроме всего прочего, явно нарушал федеральное и областное законодательство о выборах. Во время предвыборной кампании закон разрешает публиковать агитационные статьи за или против кандидатов только в том случае, если они оплачены из избирательного фонда одного из участников предвыборной гонки. Подобной ссылки под статьями в газете «Читай-Азов» нет. 

- Мы написали представление по этому поводу в Азовское ОВД. Милиция провела расследование и направила дело для рассмотрения в мировой суд, - сказал корреспонденту ФЗГ председатель Азовской территориальной избирательной комиссии Анатолий Пшеничный. По статье 5.12 Административного кодекса РФ за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах гражданину грозит административный штраф в размере от 1 тысячи до 1500 рублей, а если виновный - должностное лицо, штраф составит от 2 тысяч до 3 тысяч рублей. Юридические лица наказываются строже - штрафом от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, однако предусмотрительный Чумак учредил свою газету как физическое лицо, а издает ее как индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. 

Мировой суд уже назначил рассмотрение дела, а Ростовское Управление Федеральной антимонопольной службы России тем временем оштрафовало газету - двойник «Читай-Азов» на 20 тысяч рублей за нарушение законодательства о рекламе и недобросовестную конкуренцию. Возможно, теперь она снова перестанет выходить – до следующих выборов.


2. Москва / Санкт-Петербург. Новостей станет меньше?

На прошедшей неделе появилась информация о прекращении с нового года выпуска собственных новостных программ на телеканалах РЕН ТВ и «Петербург-5 канал». Предполагается, что они начнут транслировать новости государственного канала Russia Today.

Таким образом, возникла угроза потери последних негосударственных источников новостей на телевидении. Появились тревожные комментарии коллег, что и понятно. «Мы привычно возбуждаемся при сообщении о плохих новостях. Никому не приходит в голову сказать: «Не может быть!». Сегодня все может быть. Вопрос только – когда, где и с кем. Таков климат свободы слова на сегодняшний день», - заявил «Голосу Америки» президент ФЗГ Алексей Симонов.

Впрочем, руководство телеканала РЕН ТВ вскоре опровергло сообщения о прекращении производства собственных новостей. По словам пресс-секретаря телеканала Антона Назарова, рассматривается лишь возможность объединения редакций новостей этих двух каналов, которые входят в «Национальную Медиа Группу». Тем временем ведущая новостей на РЕН ТВ Марианна Максимовская заявила «Граням.Ру», что она «абсолютно уверена, что информационная политика РЕН ТВ в ближайшее время не изменится». А Назаров сообщил, что Russia Today будет оказывать телекомпаниям РЕН ТВ и «Петербург-5 канал» только техническую поддержку.

Однако в Санкт-Петербурге на ситуацию смотрят иначе. Журналисты «5 канала» уже подготовили письмо руководству страны, в котором просят не допустить перемен в телекомпании, которые приведут к тому, что «в сетке телевещания появится очередной московский коммерческий канал, а Петербург снова потеряет свой голос в эфире».

Так что, похоже,  количество независимых новостных программ на телевидении все-таки, уменьшится. Шагреневая кожа «заповедника» свободы СМИ продолжает сжиматься?


3. Тула. Прокуратура предупредила управление МЧС

Наталия Северская,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

После публикации в ряде тульских изданий статьи «Уборка территории по-тульски» с описанием действий сотрудников МЧС во время ликвидации пожара, пресс-служба управления МЧС обиделась на тульскую прессу. Причем сразу на всю. И разослала в редакции письмо, в котором сообщалось, что после выхода статьи, «порочащей честь и достоинство пожарной охраны», любые данные будут выдаваться только после письменного запроса.

ИА «Тульские новости» обратилось в прокуратуру в связи с нарушением пресс-службой областного МЧС закона «О СМИ». И вот из Тульской областной прокуратуры пришел официальный ответ.

В нем говорится, что «уклонение пресс-службы Главного управления МЧС России по Тульской области от предоставления информации под предлогом предварительного направления письменного запроса может повлечь нарушения прав граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности ГУ МЧС России по Тульской области». Прокуратура вынесла руководителю пресс-службы Главного управления МЧС России по Тульской области предостережение о недопустимости указанных нарушений Закона РФ «О СМИ» и предупредила его, что «в случае уклонения от предоставления средствам массовой информации сведений (информации) о своей деятельности, как в устной, так и в письменной форме, будет решен вопрос о привлечении его к административной ответственности по ст. 13.16 КоАП РФ за воспрепятствование законной деятельности редакции средства массовой информации».

По материалам ИА «Тульские новости»

4. Краснодар. Суд признал вину лиц, напавших на журналистов

Виктория Ташматова
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

12 октября мировой судья вынес приговор по делу о воспрепятствовании законной деятельности журналистам телеканала «Краснодар». Все трое подсудимых были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). Собранные следствием доказательства были признаны достаточными для вынесения обвинительного приговора Игорю Шумейко, Левону Позояну и Владимиру Ковальчуку.

Следствие и суд установили, что вечером 24 ноября 2008 года в телерадиокомпанию «Краснодар» поступила информация, что произошло дорожно-транспортное происшествие с участием водителя автомобиля «Хендай – Соната» и женщины с ребенком. На место ДТП руководством телеканала была отправлена съемочная группа. По прибытии на место журналисты приступили к работе. Пассажиры иномарки Л. Позоян и В. Ковальчук подошли к ним и в угрожающей форме потребовали прекратить съемку. Получив отказ, Позоян схватил оператора за одежду и толкнул его. Затем Ковальчук нанес оператору несколько ударов по лицу. Обвиняемые отобрали у членов съемочной группы видеокассету с собранным материалом. Руководство телекомпании направило на место происшествия другую съемочную группу. Когда вторая съемочная группа прибыла на место и начала производить видеозапись происходящего, в дело вступил знакомый водителя автомобиля Игорь Шумейко, занимавший в то время должность заместителя командира роты 5 полка ДПС ГИБДД Краснодара. Он стал угрожать журналистам и потребовал прекращения видеозаписи. Когда ему отказали, он нанес удар кулаком по видеокамере, повредив ее, и ударил в лицо телеоператора. В итоге журналисты вынуждены были прекратить работу.

Суд назначил наказание: Ковальчуку - в виде обязательных работ на срок 120 часов; Позояна оштрафовали на 30 тыс. рублей, а Шумейко - на 20 тыс. рублей. Адвокаты осужденных намерены обжаловать приговор в вышестоящих инстанциях. По словам юриста телекомпании «Краснодар» Анны Лихашевой, журналисты удовлетворены тем, что в суде был доказан сам факт воспрепятствования законной деятельности журналистов. Теперь они намерены добиваться компенсации материального вреда в гражданском процессе.


5. Свердловская область. Тенденции на медиа-рынке          

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

В последние месяцы на рынке региональных СМИ наряду с традиционными известиями о сокращении числа изданий и, соответственно - проблемами с трудоустройством у уволенных журналистов, появляются и позитивные новости.

Так, на сайте Союза журналистов Свердловской области стали регулярно публиковаться подборки об имеющихся вакансиях на медиа-рынке. Правда, предложения для корреспондентов и редакторов газет, журналов, интернет-сайтов встречаются в лучшем случае через четыре-пять строчек, в основном же требуются менеджеры по рекламе, пресс-секретари, специалисты по связям с общественностью, директора по коммерции и продвижению медиа-проектов, менеджеры по маркетинговым коммуникациям и т.д.

В роли заказчиков при этом выступают не только издательские дома и вновь отрывающиеся СМИ (есть и такие!), но и крупные компании и банки, очевидно,  во время кризиса круто «резанувшие» свои штатные расписания, а сейчас вновь «нарастившие жирок» для PR-акций. В основном требования к кандидатам связаны с креативностью, мобильностью и обязательным наличием опыта работы в данной сфере.


6. Санкт-Петербург. Просьба не путать!

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

На прошлой неделе пресс-служба Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб) распространила официальное заявление по поводу публикации, вышедшей 2 октября на петербургских страницах газеты «Известия».

Речь идет о статье «Впервые за последние сто лет» с поддержкой возведения небоскреба «Охта-центр» на набережной Невы, в охранной зоне Северной столицы. Музей просит не путать автора публикации Юлию Демиденко с заместителем директора организации по научной работе Юлией Борисовной Демиденко, заверяя, что последняя не имеет никакого отношения к данной статье. Довольно решительное отмежевание организации, напрямую подчиненной городскому правительству (оно, как известно, выступает за реализацию скандального проекта и недавно утвердило более чем трехкратное отклонение будущего здания от высотного регламента), показывает, насколько непопулярна идея строительства в городе.

В петербургской редакции «Известий» корреспонденту Фонда защиты гласности отказались прокомментировать ситуацию, в частности, сообщив, действительно ли автор статьи – тезка известного в городе искусствоведа и историка.

Напомним, что это не первое опровержение публикаций за подписью известных в Санкт-Петербурге и за его пределами персон якобы в поддержку «Охта-центр». Более того, ряд СМИ вынуждены были оправдываться, утверждая, что речь идет о рекламе. В частности, главный редактор газеты «Мой район» извинилась перед читателями за выход подобного специального рекламного приложения своего издания без указания на то, что эта публикация оплачена и не является редакционной. PR-служба дирекции по строительству «Охта-центра», тем не менее, продолжает утверждать, что не оплачивает выход материалов в СМИ с поддержкой проекта.



АЗЕРБАЙДЖАН. Задержана журналистка из Чечни

Сотрудники правоохранительных органов Азербайджана задержали репортера из Чечни Асю Умарову. Причины, вызвавшие подобные меры, уточняются.

Задержание произошло после того, как Умарова приняла участие в семинаре «Журналисты за мир», который состоялся 12 октября в Тбилиси. На тренинге присутствовали репортеры из различных регионов Кавказа. Данный семинар был посвящен теме «Методы работы в конфликтных регионах». Занятия вел популярный военный корреспондент из России, сотрудник Радио Свобода Андрей Бабицкий.

Умарова является победительницей конкурса «Опыт применения международных, государственных и общественных механизмов защиты прав человека в Чеченской Республике». В 2008 году она выиграла поездку в Страсбург. Девушка победила на конкурсе, будучи студенткой филологического факультета Чеченского государственного университета.

Грузия-Online, 13 октября



ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/160607/
http://www.liberty.ru/Themes/Protestnaya-Rossiya.-Vse-akcii-protesta-po-strane-za-proshedshuyu-nedelyu-s-5-po-11-oktyabrya
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/160581/
http://www.rosbalt.ru/2009/10/13/680010.html
http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1080393-0.html#1
http://www.novopol.ru/text77274.html
http://kprf.ru/el_reg/72023.html
http://www.lenta.cjes.ru/?m=10&y=2009&lang=rus&nid=14493
http://www.iltumen.ru/topic.php?id=5668



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Первый фестиваль электронной прессы

Василий Мосеев,
председатель Пермской краевой организации Союза журналистов России

В Пермском крае 8 октября прошел первый фестиваль региональных телерадиокомпаний. Журналисты городских, районных электронных СМИ, а их в регионе около 30, приняли участие в различных творческих семинарах, заседаниях «круглых столов». Вечером были подведены итоги журналистского конкурса, лучшим  вручены награды.

Фестивали СМИ в Пермском крае – явление далеко не новое. Еще в середине девяностых годов было начато проведение фестивалей журналистов электронных и печатных СМИ. Но первый «блин» получился большим комом: было допущено очень много организационных глупостей… В итоге в фестивальном движении произошел раскол и печатные региональные СМИ создали свою систему фестивалей «Журналистская весна». Таких фестивалей прошло уже двенадцать! Они стали настоящей школой распространения опыта лучших журналистов и научных идей. Сюда приезжают и проводят мастер-классы преподаватели УрГУ и МГУ, а творческий конкурс идет по 23 номинациям.

В этом году общественная организация «Пермская краевая ассоциация телерадиокомпаний» («ПАРТ») при поддержке администрации края создала свою систему фестивалей, которая, судя по всему, востребована творческой общественностью, а значит, будет развиваться.

Краевая организация СЖР приветствовала такую форму работы, ее представители приняли участие в фестивале.



НАШИ ПАРТНЕРЫ. Обращение Роскомнадзора к СМИ

На сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (http://www.rsoc.ru/hotline/ )опубликовано обращение к СМИ и журналистам. Приводим полный текст обращения.

«Горячая линия» для редакций СМИ и журналистов
Уважаемые коллеги!

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия по защите прав и законных интересов журналистов.

Главная задача Службы на этом направлении - принятие незамедлительных мер по фактам нарушений, допущенных в отношении работников печатных и электронных СМИ, угроз в адрес редакций СМИ и журналистов.

Данная работа ведется в рамках подписанного в 2008 году соглашения между Роскомнадзором и Союзом журналистов России. Соглашение предусматривает, в частности, информирование Роскомнадзора об угрозах в адрес редакций и журналистов, о нарушениях их прав и законных интересов, в том числе со стороны органов власти.

Своевременное информирование дает возможность Роскомнадзору не только пресекать уже совершенные нарушения, но и принимать меры превентивного, профилактического характера.

В связи с этим через официальный сайт Роскомнадзора Вы можете сообщить в Службу о любых, на Ваш взгляд, противоправных действиях, предпринятых против редакций СМИ и конкретных журналистов.

Все обращения будут оперативно рассмотрены, в том числе с участием территориальных управлений Роскомнадзора. В случае подтверждения указанных в обращениях фактов, будут предприняты оперативные меры с целью прекратить или предотвратить нарушения, наказать виновных лиц».

Сформировать обращение http://www.rsoc.ru/hotline/form/




Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.
 
При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru .

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни