Дайджест
23 Ноября 2009 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 454


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Погибла основательница независимой телекомпании

РОССИЯ.

1. Кабардино-Балкарская Республика. Покушение на собкора газеты «Северный Кавказ»
2. Республика Калмыкия. Накануне выборов распространен подложный номер оппозиционной газеты
3. Пермский край. Суд в должности восстановил. Но …
4. Москва. Охрана не дремлет
5. Ростовская область. Лига защиты прав потребителей подала в суд иск на «Новую Таганрогскую газету»
6. Ростовская область. В журналистском конкурсе «Демократия и выборы» победила газета, опубликовавшая в одном номере девять фотографий мэра
7. Забайкальский край. Читинскому губернатору от смертельно испуганных жителей. Продолжение темы.
8. Санкт-Петербург. Куда делась арендная плата? Продолжение темы

АЗЕРБАЙДЖАН.
Брошенные в тюрьму блоггеры признаны узниками совести

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Поживем – увидим

НАШИ ПАРТНЕРЫ.
Названы лауреаты премии Комитета по защите журналистов

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА.




СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Погибла основательница независимой телекомпании

В Калининграде трагически погибла бывший директор телекомпании «Каскад» Ольга Котовская. «Лента.Ру» со ссылкой на старшего помощника руководителя Следственного управления при прокуратуре сообщает, что она выбросилась с балкона 14-го этажа. От полученных травм О. Котовская скончалась на месте происшествия. Следственными органами решается вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела.

Независимая телерадиокомпания «Каскад» была основана в 1991 году журналистами Ольгой Котовской и Игорем Ростовым. Впоследствии они стали одними из ее главных соучредителей. С 2006 года О. Котовская и ее партнеры И. Ростов и С. Рябуха утратили контроль над телекомпанией, который частично перешел к бывшему вице-губернатору Калининградской области Владимиру Пирогову. Котовская требовала признать полномочия нового руководства недействительными, так как материалы собрания совета директоров, на котором она была отстранена от руководства компанией, были сфальсифицированы. В начале ноября 2009 года арбитражный суд Калининграда удовлетворил иск О. Котовской и ее партнеров, и признал незаконным решение о передаче прав управления компанией новому руководству. В качестве обоснования решения было указано, что в момент принятия решения об их отстранении от должности ни Котовская, ни Рябуха не присутствовали на заседании совета директоров, а подпись Котовской в протоколе была сфальсифицирована, в то время как она находилась за пределами России.

Между тем многие калининградские журналисты считают, что бывшая директор телерадиокомпании «Каскад» О. Котовская была убита, передает «Русская служба новостей». Репортеры требуют тщательного расследования по делу – они уверены, что Котовскую убили после попытки рейдерского захвата телерадиокомпании. Стоит отметить, что погибшая занималась также организацией вещания «Русского радио» в Калининграде.

«Независимая газета» сообщила, что муж Ольги Котовской и бывший совладелец «Каскада» Игорь Ростов после смерти жены заявил депутату областной Думы Игорю Рудникову: «Это было убийство. И если меня вдруг найдут мёртвым на рельсах, не верь в самоубийство». Пресс-секретарь арбитражного суда Игорь Белов сказал, что ему также кажется странной версия о суициде человека, который должен был на днях участвовать в новом судебном разбирательстве о возвращении телерадиокомпании. Представители местной оппозиции также убеждены, что это убийство, связанное с журналистской деятельностью. «Я не могу себе представить, что человек, выигравший суд по главному делу своей жизни на радостях бросается с балкона четырнадцатого этажа», - заявил лидер регионального отделения «Патриотов Росси», депутат областной Думы Михаил Чесалин. Другой член регионального парламента, Соломон Гинзбург сообщил, что Котовская год назад обращалась к нему за помощью - она утверждала, что первые лица области настоятельно рекомендовали ей прекратить судебные процессы по поводу судьбы телерадиокомпании «Каскад».

Правление Калининградского регионального отделения Союза журналистов России выступило 17 ноября с заявлением по поводу трагической гибели О. Котовской. В нем, в частности, содержится просьба к правоохранительным органам «провести самое тщательное расследование гибели О. Котовской с возбуждением уголовного дела».

«Мы настаиваем на том, что версия о самоубийстве является на сегодняшний день самой удобной. Поэтому призываем не идти по наиболее легкому пути, и рассмотреть другие версии, выявить максимальное число лиц, владеющих информацией обо всех обстоятельствах трагического происшествия», - говорится в заявлении Калининградского отделения СЖР.


РОССИЯ.

1. Кабардино-Балкарская Республика. Покушение на собкора газеты «Северный Кавказ»


Вечером 19 ноября в Нальчике во двор дома собственного корреспондента газеты «Северный Кавказ» Суфьяна Калибатова неизвестными лицами была брошена граната.

В редакции издания сообщили, что около 20:00 в ворота дома журналиста позвонили. С. Калибатов вышел на балкон и увидел у ворот джип и троих мужчин, стоявших перед машиной. Один из них махнул журналисту рукой, чтобы тот вышел. Не разглядев в сумерках лиц «гостей», С. Калибатов подумал, что это кто-то из его знакомых и спустился во двор. Пока он открывал калитку, машина с неизвестными быстро развернулась и уехала. С. Калибатов вернулся в дом, когда во дворе раздался взрыв. Осколками гранаты посекло крыльцо дома, автомобиль журналиста, осколки попали даже в окна соседнего дома. К счастью, никто не пострадал.

Отвечая на вопросы о версиях мотивов покушения, С. Калибатов рассказал, что 17 ноября по заданию редакции присутствовал на митинге общественных адыгских организаций. После выступления председателя Конгресса кабардинского народа, экс-президента Конфедерации горских народов Мусы Шанибова журналист помог этому довольно пожилому человеку, с которым он давно лично знаком, сойти с трибуны. В этот момент к Шанибову подбежал молодой мужчина, который в агрессивной форме стал высказывать председателю ККН претензии. Журналист сделал замечание мужчине, что тот ведёт себя неподобающе по отношению к старшему. Тогда с другой стороны к С. Калибатову подошёл ещё один человек, который на ломаном кабардинском языке стал оскорблять журналиста и высказывать угрозы в его адрес.

В редакции «Северного Кавказа» не исключают, что этот инцидент связан с последующим через день взрывом во дворе дома С. Калибатова.

По материалам газеты «Северный Кавказ»

2. Республика Калмыкия. Накануне выборов распространен подложный номер оппозиционной газеты

В столице Калмыкии городе Элисте перед досрочными выборами депутатов городского собрания распространен подложный номер газеты «Советская Калмыкия сегодня», сообщили в редакции этого издания.

В газету вложен вкладыш с агитационным материалом кандидата от КПРФ. Согласно выходным данным, подложный номер газеты «Советская Калмыкия сегодня» № 12 от 18 ноября 2009 года отпечатан в ЗАО «Волгодонское полиграфобъединение» тиражом 999 экземпляров. Главным редактором газеты указан некто А. Бембеев, который, как подчеркнули в редакции «Советской Калмыкии сегодня», к этой газете не имеет никакого отношения.

Заместитель главного редактора издания Вячеслав Убушиев сообщил Фонду защиты гласности, что «редакция «Советской Калмыкии сегодня» никому не давала своего согласия на предоставление бесплатной печатной площади для проведения незаконной предвыборной агитации, тем более на изготовление и распространение подложного номера нашей газеты».
«Не желая участвовать в чьей бы то ни было грязной политической игре, коллектив редакции 21 ноября 2009 года обратился с заявлениями в городскую прокуратуру и в избирательную комиссию города Элисты с требованием установить кто, на каком основании и на какие средства незаконно выпустил очередной номер газеты, и привлечь этих лиц к ответственности», - заявил В. Убушиев.

3. Пермский край. Суд в должности восстановил. Но …

Василий Мосеев,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Уинский районный суд восстановил в должности главного редактора газеты «Родник» Татьяну Осетрову.

В августе 2009 года она была уволена по распоряжению главы района Александра Козюкова «за неоднократное нарушение трудовых обязанностей, совершение виновных действий, дающих основание для утраты доверия». Уволили Татьяну Геннадьевну по «прогульному» пункту 5 статьи 81 Трудового Кодекса РФ. Такого при увольнении главных редакторов в Пермском крае еще не бывало. А предшествовали этому распоряжению выборы главы района. Очень конфликтные и грязные. Т. Осетрова не была в команде рвущегося во власть предпринимателя А. Козюкова. А раз не была, то её судьба стала решаться по банальной схеме «взыскание – увольнение по статье». Серьезных причин для взыскания не было, но распоряжение № 85 от 25 августа 2009 года о её увольнении появилось…

Добившись в суде отмены позорной статьи, Татьяна Осертова сразу же подала заявление об увольнении по собственному желанию. Поскольку, как она пояснила, работать ей все равно не дадут. И была вынуждена уехать из Уинска.


4. Москва. Охрана не дремлет

Наталия Северская,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Москве внезапно активизировались сотрудники частных охранных предприятий – 16 ноября они задержали съемочную группу телеканала РЕН ТВ и лидера «Яблока» Сергея Митрохина, а на следующий день напали на съемочную группу программы «Вести».

С. Митрохина и журналистов задержали в Куркино неподалеку от парка «Долина реки Сходни». Как сообщили Грани.Ру, они намеревались изучить ситуацию в парке, где были построены коттеджи. Митрохин позвонил начальнику ОВД «Куркино», и тот дал распоряжение прибывшему по вызову ЧОП милиционеру обеспечить свободное перемещение граждан по поселку и разрешил видеосъемку.

Спустя сутки пришло сообщение о нападении на журналистов программы «Вести», работавших на Преображенском рынке. Корреспондент «Вестей» Александр Карпов рассказал, что они снимали сюжет о торговле на территории рынка, передало  РИА Новости. По словам журналиста, съемочная группа направилась к администратору рынку, который потребовал от охраны «выкинуть» журналистов. Охранники, исполняя приказ, принялись выталкивать членов съемочной группы к выходу, но под конец не выдержали и накинулись на журналистов, пытаясь отобрать у них камеру, причем в ходе потасовки А. Карпов получил удар по лицу. Подоспевшие сотрудники милиции задержали нападавших и отправили их в Преображенское ОВД.

Заместитель директора Преображенского рынка Сергей Артамошин заявил «Эху Москвы», что инцидент с журналистами – провокация со стороны СМИ: «Им запретили несанкционированную съемку и выпроводили за ворота, а они устроили подобное!».

Надо отдать должное сотрудникам милиции – в обоих случаях они быстро разбирались в ситуациях и принимали необходимые меры. Что само по себе удивительно, так как подобное случается далеко не всегда.


5. Ростовская область. Лига защиты прав потребителей подала в суд иск на «Новую Таганрогскую газету»

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

«Новая Таганрогская газета» опубликовала ряд материалов о незаконной, по мнению редакции, деятельности Таганрогской лиги защиты прав потребителей. Инспекторы этой общественной организации «кошмарят», по выражению газеты, малый бизнес, прежде всего магазины и торговые палатки. Выискивают, к чему придраться, чтобы передать акт проверки в суд. В год Таганрогский городской суд рассматривает сотни таких дел, которые всегда заканчиваются обвинительными решениями и штрафами.

О «бурной деятельности» Лиги и раньше писали газеты, в том числе областная «Наше время» и региональная вкладка в федеральное издание «Аргументы недели». В «Аргументах» приводились еще более интересные детали: газета утверждает, что доход общественной организации защитников прав потребителей из Таганрога составил за год 3 миллиона рублей именно за счет «наездов» на малый бизнес. Приводит газета и такой факт: в одном из судебных заседаний ответчики по иску Лиги зачитали определение областного суда, вынесенное по кассационной жалобе одного из частных предпринимателей, оштрафованного городским судом. В этом определении говорится, что по актам общественных организаций суд вообще не может принимать решения, право контроля за деятельностью торговых предприятий дано только государственным организациям. Общественники же могут им в этом помогать. Однако судья Романенко оставил это заявление ответчиков без внимания и вынес решение о взыскании очередного штрафа.

Возникает вопрос, почему же в таком случае Лига защиты прав потребителей подала в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации не к областному и не к федеральному изданию, которые критиковали ее деятельность, а именно к «Новой таганрогской газете»? Очевидно, потому, что этот иск будет рассматривать не ростовский и не московский, а Таганрогский городской суд. Тот самый, что сотнями и тысячами принимает решение в пользу «защитников прав потребителей». Данное дело будет рассматривать судья Мосунов, вынесший уже больше ста решений в пользу Лиги защиты прав потребителей.

Слушания назначены на 1 декабря. ФЗГ будет следить за развитием ситуации.


6. Ростовская область. В журналистском конкурсе «Демократия и выборы» победила газета, опубликовавшая в одном номере девять фотографий мэра

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Подведены итоги XIII Вседонского конкурса «Демократия и выборы», проводимого совместно избирательной комиссией Ростовской области и Ростовским отделением Союза журналистов Российской Федерации. В номинации печатных СМИ первое место заняла газета «Азовская неделя», «отличившаяся» на проходивших 11 октября муниципальных выборах. В одном ее из номеров было опубликовано сразу девять фотографий мэра Азова Сергея Бездольного вместе с заметками о различных мероприятиях, в которых он принимал участие.

Горожане к обилию портретов своего мэра в местных СМИ давно привыкли, однако на тот момент Бездольный баллотировался на второй срок, а избирательная кампания была в самом разгаре. Другой кандидат в мэры Татьяна Федотова усмотрела в этом нарушение областного закона о выборах глав муниципальных образований: все эти заметки в газете не были оплачены из избирательного фонда кандидата Бездольного. Ответчиками по иску Федотовой выступали территориальная избирательная комиссия и газета «Азовская неделя». Азовский городской суд, рассмотрев иск, отклонил его «ввиду необоснованности». Суд посчитал, что опубликованные в газете материалы не носят агитационный характер, а рассказывают о мероприятиях, в которых Бездольный принял участие как действующий мэр. Следовательно, это не является нарушением закона.

Целью конкурса «Демократия и выборы», как записано в его Положении, является «повышение роли средств массовой информации в повышении правовой культуры и активности избирателей, а также поощрение представителей средств массовой информации, наиболее полно и объективно осуществляющих информирование избирателей о подготовке и проведении избирательных кампаний». А главной задачей творческого журналистского состязания является «более полное и объективное освещение событий общественно-политической жизни в России и Ростовской области, в том числе о ходе избирательного процесса».

«Азовская неделя», освещавшая «наиболее полно» (и совершенно безвозмездно) деятельность одного, зато «самого главного» кандидата, награждена денежной премией и дипломом победителя конкурса «Демократия и выборы»…

7. Забайкальский край. Читинскому губернатору от смертельно испуганных жителей. Продолжение темы (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/669#rus1 )

Марина Метелева,
собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

В Интернете 17 ноября появился ресурс «Губернатору *тчк*», на котором представители региональной прессы Забайкальского края разместили открытое письмо губернатору края Равилю Гениатулину «Скажите нам правду!». К первому лицу края обратились забайкальцы, которым надоела ситуация «заговора молчания» официальных властей вокруг эпидемии гриппа.

В письме говорится, что сегодня информация от представителей профильных краевых министерств, федеральных структур, а также лично от губернатора в СМИ почти не поступает. Она крайне скудна и не отражает всей картины, возникшей в регионе с острыми респираторно-вирусными заболеваниями. Далее приводятся последние данные, официально сообщенные «широкому зрителю»: «На 9 ноября в Чите было зарегистрировано 922 случая гриппа и ОРВИ. В целом, по Забайкальскому краю отмечено 3387 случаев в 23 районах края. Для госпитализации больных ОРВИ, гриппом и пневмониями в крае развернуто около четырёх тысяч мест». Между тем, информация, которая поступает к журналистам «из-под полы» от напуганных медиков областного центра, такова: «Согласно последним данным, в Забайкальском крае около 90 тысяч заболевших различными формами гриппа и ОРВИ. Подтверждено 40 смертей от вируса «свиного гриппа». Журналисты призывают жителей Забайкальского края, которые хотят знать всю правду об инфекции, поразившей тысячи наших земляков, поставить свою подпись под этим письмом. За одни сутки уже собрано более 350 подписей. Среди них не только представители прессы Читы, но и жители других городов, и даже Москвы, а также регионов Забайкальского края.

Домен Интернет – ресурса «Губернатору *тчк*» официально зарегистрирован на некоего Василия Иванова, и «прописан» по адресу: г.Чита, ул.Чайковского, 8. Как ни странно, это адрес администрации губернатора Забайкальского края. Что это? Отчаянный шаг напуганных близкой опасностью людей, или протест против заболевшей «свиным гриппом» гласности в Забайкальском крае?


8. Санкт-Петербург. Куда делась арендная плата? Продолжение темы

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 19 ноября вынес очередное (и, надеемся, окончательное) решение по спору между КУГИ Санкт-Петербурга и Институтом региональной прессы. Суд отказался повторно взыскивать арендную плату за занимаемые ИРП ранее помещения в Доме журналиста на Невском проспекте. Но куда в таком случае исчезли средства, которые исправно платил бывший филиал московского Института развития прессы, а ныне независимая организация?

В соответствии с вынесенным 6 августа кассационным решением, 19 ноября состоялось новое рассмотрение в суде первой инстанции иска Комитета по управлению Санкт-Петербурга (КУГИ) к АНО «Институт развития прессы» и НП «Институт региональной прессы» (ИРП). Напомним кратко фабулу дела: КУГИ требовал выселить организацию из петербургского Домжура и выплатить якобы имевшуюся задолженность по арендной плате (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/235#pub, http://www.gdf.ru/digest/item/2/227#part1, http://www.gdf.ru/digest/item/1/309#pub1). Поскольку за годы тяжбы Институт вынужден был покинуть помещения в Доме журналиста (теперь он располагается в помещении одного из бизнес-центров), то вопрос о выселении отпал сам собой. Тем не менее, оставался вопрос «долга» в размере 725328 рублей 16 копеек. Причем эту сумму сначала упорно пытались взыскать именно с общероссийского Института развития прессы, чьим филиалом ранее был петербургский ИРП. Заметим, что петербургский Союз журналистов, действовавший в качестве арендодателя, подписал соглашение о перемене лиц по обязательству с АНО «ИРП» на петербургский ИРП еще в 2003 году. Все последующие годы ИРП исправно платил за занимаемые помещения. Сначала это было три комнаты, но затем осталась только одна. Освобождая помещения, ИРП подписывал акты сдачи-приемки с руководством местного Союза журналистов. В дальнейшем эти помещения были переданы ООО «Дом журналиста» (коммерческая структура, созданная петербургским Союзом журналистов) и фактически занимались другими организациями, в частности, филиалом «Российской газеты» в Петербурге. Но поскольку соглашение о перемене арендатора с АНО «ИРП» на ИРП не было зарегистрировано в установленном законом порядке, КУГИ получил возможность потребовать выплату арендной платы повторно.

Как видим, юридические хитросплетения этого дела весьма непросты, не зря же вплоть до августа суды первой и апелляционной инстанций принимали решения о взыскании средств. Тем не менее, кассационная инстанция установила неверную трактовку норм материального права нижестоящими судами. Что и было исправлено новым решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который на прошлой неделе отказал КУГИ в иске.




АЗЕРБАЙДЖАН. Брошенные в тюрьму блоггеры признаны узниками совести

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Правозащитная организация Amnesty International признала узниками совести двух азербайджанских блоггеров, которых посадили в тюрьму за то, что они критиковали правительство в Интернете.

Молодых активистов Эмина Абдуллаева (ведущего блог под именем Эмин Милли) и Аднана Гаджизаде приговорили к 30 и 24 месяцам лишения свободы соответственно по обвинениям в «хулиганстве» и «нанесении лёгких телесных повреждений». Для распространения информации о политической ситуации в Азербайджане они пользовались сетевыми ресурсами, такими как Youtube, Facebook и Twitter.

«Обвинения против двух активистов были сфабрикованы с целью ограничить их право на свободу выражения мнений. Это стало ответом на их критику в адрес азербайджанских властей. Их необходимо немедленно и безоговорочно освободить», - сказала Никола Дакворт, директор программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.

Двоих активистов арестовали 8 июля, после того как на них напали двое мужчин в одном из ресторанов Баку. Как сообщили Amnesty International очевидцы, нападение на Эмина Абдуллаева и Аднана Гаджизаде произошло, когда они обедали с другими активистами. Эмин Абдуллаев и Аднан Гаджизаде сразу же обратились с заявлением в полицейский участок. Возле участка они сделали фотографии, на которых ясно видны нанесённые им травмы. Их направили в другой полицейский участок, где они написали заявления как потерпевшие и попросили оказать им медицинскую помощь. Вместо этого в полиции их в течение пяти часов допрашивали как подозреваемых, не позволяя обратиться к адвокатам по их выбору. Двух лиц, напавших на них в ресторане, привели для краткого дознания, а затем отпустили.

Э. Абдуллаева и А. Гаджизаде арестовали по обвинению в «хулиганстве» и оставили под стражей. Двадцать первого августа к обвинениям, предъявленным активистам, добавилось нанесение лёгких телесных повреждений. Полиция и сотрудники следственных органов не допросили свидетелей и не воспользовались видеозаписью с камеры охраны в помещении ресторана. Э. Абдуллаев - один из основателей молодёжной сети «Alumni Network». Он открыто критиковал поправки к конституции Азербайджана, по которым 18 марта 2009 года проводился референдум. А. Гаджизаде - координатор молодёжного движения «Ол!», участники которого борются с насилием и пропагандируют терпимость. Гаджизаде разместил в интернете сатирический видеосюжет о покупке в Германии ослов на государственные средства. «Но кто будет защищать гражданские права?» - говорилось в сюжете. Этот видеоролик был размещён после сообщения в новостях о том, что азербайджанское правительство потратило сотни тысяч долларов на ввоз дюжины ослов, и эта сделка, возможно, использовалась для сокрытия коррупции или хищения государственных средств.



ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

http://www.rian.ru/society/20091118/194378115.html
http://www.civitas.ru/news.php?code=8118
http://www.argumenti.ru/publications/11531
http://www.ruj.ru/2009/091117-1.htm
http://www.vostokmedia.com/n60034.html



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. Поживем – увидим

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Журналисты Свердловской области восприняли назначение нового губернатора Александра Мишарина двояко.

С одной стороны – настороженно, все-таки его предшественник Эдуард Россель был известен своей открытостью и невмешательством в дела прессы, а вот новый руководитель имеет репутацию человека более закрытого. Хотя после изобилия информации о каждом шаге Росселя - особенно в подведомственных ему «Областной газете» и «Областном телевидении», получавших многомиллионные вливания из бюджета - это, возможно, будет как раз восприниматься позитивно.

Что приветствуется, особенно со стороны независимых изданий, так это ожидание роста конкуренции среди местных изданий, ведь так называемый губернаторский пул «районок» также получал преференции от Департамента информации главы региона, в котором трудился, кстати, не один десяток чиновников.

Наконец, вступление в должность нового главного лица области, как мы надеемся, поможет решению основной проблемы для медиа-сообщества Свердловской области, а именно - появлению собственного Дома журналистов. Эта тема обсуждается уже в течение многих лет и, несмотря на то, что правой рукой Росселя в течение всего его 20-летнего правления был наш коллега, Юрий Левин, кроме бесконечных обещаний и поручений «рассмотреть вопрос» местный Союз журналистов так и не дождался никаких конкретных шагов по выделению помещения.

В любом случае, пресса в ожидании первых шагов Александра Мишарина, тем более, что по тону его первых заявлений чувствуется, что область ждут большие перемены. Значит, жизнь журналистов станет веселее.



НАШИ ПАРТНЕРЫ. Названы лауреаты премии Комитета по защите журналистов

Независимая организация Комитет по защите журналистов (Committee to Protect Journalists) 19 ноября на пресс-конференции в Вашингтоне назвала имена четырех лауреатов Международной премии 2009 года за свободу прессы.

Это Назиха Режиба, редактор тунисского сайта новостей Kalima, Мустафа Хаджи Абдинур, корреспондент Агентства Франс-Пресс и главный редактор сомалийского Радио Симба, а также находящиеся в заключении Дж. С. Тиссайнаягам (Шри-Ланка) и Эйнулла Фатуллаев (Азербайджан).

Исполнительный директор CPJ Джоэль Саймон призвал к освобождению заключенных журналистов Тиссайнаягама и Фатуллаева. «Мы непременно доведем до сведения правительств их стран, что мировая общественность возмущена», – заявил он.

Азербайджанский журналист-расследователь Фатуллаев был приговорен более чем к восьми годам тюремного заключения по сфабрикованному обвинению после того, как в своих статьях о нераскрытом убийстве в 2005 году редактора Эльмара Гусейнова он поднял вопрос о препятствовании расследованию со стороны государства. «Единственное его преступление – это его журналистская работа», – говорит Нина Огнянова, координатор европейской и центрально-азиатской программы CPJ. «Его наказывают за то, что он расследует убийство своего редактора - работу, которую должно было сделать государство».



ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА. Журналистам уже нельзя оценивать деятельность чиновников?

Президенту Фонда защиты гласности А.К.Симонову

Уважаемый Алексей Кириллович!

Ульяновское региональное общественное движение «За достойную жизнь!» просит Вас оказать содействие в защите законных интересов ульяновской независимой газеты «Симбирский курьер», а также предать гласности на федеральном уровне, как вольно ульяновские суды трактуют Закон «О средствах массовой информации».
Газета «Симбирский курьер» по праву считается в Ульяновске одним из самых объективных средств массовой информации, ее журналисты, следуя Закону «О СМИ», считают пристальное внимание к действиям власти и критику ее деятельности (в случае наличия для этого оснований) своей общественной обязанностью.
11 августа с.г. в газете был опубликован материал журналиста Андрея Семенова «Кто спрашивал коррупционера? Можете взять его живым». Газета писала о непомерно высоких тарифах за услуги ЖКХ и о том, что заместитель по финансам Волжской теплогенерирующей компании Александр Королев в эфире областного телевидения сетовал на неплатежи населения, которые, по мнению газеты, и стали следствием непомерно высоких тарифов. Газета отметила, что господин Королев еще недавно возглавлял областной комитет по ценам и тарифам. А еще раньше - Региональную энергетическую комиссию (РЭК).
«То есть те органы, которые как раз и взвинчивали наши тарифы на тепло. В РЭК Королев, насколько помнится, перешел из «Ульяновскэнерго», еще того, в состав которого входили и местные ТЭЦ», отмечает газета. А далее задает вопрос прокуратуре: «…когда человек переходит из частной компании в государственный регулирующий орган, работает в нем некоторое время и возвращается в ту же частную компанию на неплохой, вероятно, оклад? Это коррупция или простая кадровая циркуляция? И можно ли считать такой переход человека из госоргана формой отката за его регулирующую тарифы деятельность?».
В сентябре Александр Королев подал на газету иск о защите чести и достоинства в Ленинский районный суд Ульяновска, запросив с нее 350 тысяч рублей компенсации морального вреда. Суд удовлетворил иск частично, признав «не соответствующей действительности и порочащей деловую репутацию Королева Александра Николаевича представленную в указанной статье негативную оценку осуществления и использования профессиональной деятельности истца, в том числе на государственной службе» и присудив выплатить господину Королеву 10 тысяч рублей в возмещение морального вреда.
Насколько мы понимаем законодательство о СМИ, для дел о защите чести и достоинства необходимо наличие одновременно двух факторов: доказательство того, что информация является не соответствующей действительности, и доказательство того, что эта информация порочит честь и достоинство гражданина. Однако в суде не был оспорен ни один факт из изложенных газетой. Все они соответствовали действительности: и данные о прежней работе господина Королева, и информация о его назначении на должность председателя областного комитета цен и тарифов, и сообщение о его переходе на работу в энергокомпанию. Эти факты никак сами по себе не являются оскорбительными и не могут порочить господина Королева лишь тем, что они были. Вопрос же, заданный прокуратуре, - это только вопрос, который не несет в себе никакой информации. А оценка деятельности чиновников - это право журналиста, предусмотренное законодательством.
На наш взгляд, в Ульяновской области создается новый прецедент, когда журналистам уже нельзя больше задавать прокуратуре вопросы о деятельности чиновников и, тем более, давать деятельности чиновников собственную оценку.
Надеемся, ваши специалисты смогут оказать содействие газете «Симбирский курьер», а предание гласности столь «своеобразного решения» поможет стране в реформировании судебной системы и ее освобождении от властной зависимости.
Письмо обсуждено и единогласно одобрено на заседании правления Ульяновского регионального общественного движения «За достойную жизнь!».

С уважением, председатель правления Владимир ЕФИМОВ, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный гражданин Ульяновской области.

Члены правления: Геннадий АНТОНЦЕВ, член Союза журналистов РФ; Валентин БАЖАНОВ, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; Александр БЕЛЯКОВ, ветеран Вооруженных Сил; Исаак ГРИНБЕРГ, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, заслуженный изобретатель СССР, академик Международной академии; Геннадий ДЕМОЧКИН, литератор, краевед, автор издательского проекта «Антология жизни»; Игорь ЛИПАНОВ, юрист, аспирант; Евгений ЛЫТЯКОВ, заместитель председателя УРО Общероссийской общественной организации «Ассоциация ветеранов спецслужб», подполковник ФСБ в отставке; Сергей ПЕТРОВ, кандидат философских наук, доцент УлГУ, почетный работник Высшей школы РФ.



Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru .

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни