Дайджест
8 Февраля 2010 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 464

ТЕМА НЕДЕЛИ. Дело Питера Винса

РОССИЯ.
1. Москва. Мы удовлетворены? Продолжение темы.
2. Республика Карелия. Благодаря газетной публикации справедливость восторжествовала
3. Республика Карелия. Депутат желает закрепить судебным решением факт свой дисциплинированности
4. Ростовская область. У прокуратуры теперь очень много работы: она бдительно следит за районными газетами
5. Приморский край. Обошлись без цензуры
6. Санкт-Петербург. Донос губернатору
7. Воронежская область. Арбитражный суд удовлетворил очередной иск. Юристы в недоумении.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ
.
Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в январе 2010 года

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.
1. Так зачем тогда писать письмо Президенту?
2. Саратовские баталии
3. Информационное киллерство, чёрный пиар и «Единая Россия»




ТЕМА НЕДЕЛИ. Дело Питера Винса

Московский городской суд 3 февраля рассмотрел кассационную жалобу на решение Дорогомиловского районного суда Москвы, давшего санкцию на арест Питера Винса - предпринимателя, учредителя премии «За журналистику как поступок» и члена ее жюри.

Уголовное дело в отношении П. Винса было возбуждено более года назад. Этому предшествовали обыски в офисе предпринимателя, как с применением насилия по отношению к сотрудникам, так и вполне «мирные» (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/75 ). П. Винсу инкриминируется неуплата налогов. Дело это вызывает вопросы. К примеру, бизнесмена обвиняют в том, что он лично изготовил, подписал и предоставил в налоговые органы ряд документов с целью уклонения от налогов, однако в указанные периоды он находился за границей, что подтверждается документально, и не имел физической возможности что-нибудь в России изготовить или подписать.

К тому же в октябре 2009 года тот же Дорогомиловский суд при первом рассмотрении ходатайства следствия об аресте П. Винса постановил оставить его без удовлетворения. В постановлении суда, в частности, говорится, что «данное уголовное дело неоднократно приостанавливалось следователем  в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено», а «доказательств того, что Винс П.Д. продолжает заниматься преступной деятельностью, органами следствия и прокурором не представлено». Это постановление было обжаловано в Мосгорсуд, который вернул дело на новое рассмотрение, и лишь со второго захода Дорогомиловский суд ходатайство следствия удовлетворил.

А кассационную жалобу защиты Мосгорсуд 3 февраля отклонил, оставив в силе решение районного суда об аресте подозреваемого. Хотя, если руководствоваться логикой, вопрос об аресте вроде бы должен был отпасть автоматически в связи с вступлением в силу поправок в законодательство, в соответствии с которыми наказание за инкриминируемое Винсу преступление смягчается.
.
Не исключено, что упорство преследователей Винса можно объяснить заботами о государственных интересах. Однако представляется, что в таком случае разумнее было бы просто предложить предпринимателю погасить задолженность. Впрочем, могли быть и другие интересы. Так, по имеющимся неофициальным сведениям, оппоненты П. Винса обижены на него за отказ решать проблему по привычным им понятиям и, главное, за то, что он через СМИ предал конфликт гласности.

До завершения дела еще далеко. Адвокат Вера Баранова, представляющая в суде интересы Питера Винса, заявила «Граням.Ру»: «Мы будем обжаловать решение Мосгорсуда, которое считаем неправомерным. Судом было допущено несколько процессуальных нарушений»
 
Тем временем стало известно, что Генеральный консул посольства США в Латвии Тимоти Бакли уже звонил находящемуся сейчас в Риге П. Винсу и проявил заинтересованность в его дальнейшей судьбе.

Так что дело П. Винса продолжается. И продолжается прием работ на очередной, уже десятый конкурс имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» (см. http://www.gdf.ru/lenta/item/1/699 ). Хотя ситуация, сложившаяся вокруг членов жюри премии, вызывает беспокойство. Дело в том, что один из них был убит в подъезде (Анна Политковская, лауреат премии 2002 года, в жюри с 2003). На другого - совершено уже два нападения (Михаил Афанасьев, лауреат премии 2004 года, в жюри с 2005). Кроме того, в отношении М. Афанасьева в свое время было возбуждено более десятка уголовных дел, которые, впрочем, позднее были прекращены. Третьего (Юрия Самодурова, в жюри с 2000 года) судят за организацию художественной выставки, задевшей чувства некоторых зрителей, да так, что дело вылилось в его уголовное преследование. Четвертого члена жюри П. Винса обвиняют в «уклонении от уплаты налогов». Впору список жюри объявлять секретным, чтобы не создавать людям проблем…



РОССИЯ.

1. Москва. Мы удовлетворены? Продолжение темы.


Наталия Северская,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Тверской районный суд 4 февраля отменил постановление мирового судьи, которым фотокорреспондент РИА Новости Андрей Стенин был признан виновным в участии в несанкционированном митинге и оштрафован на 500 рублей.

Напомним, что А. Стенин был задержан милицией 12 декабря 2009 года, когда работал во время акции протеста на Старой площади в Москве. Репортера доставили в отделение и, проигнорировав предъявленное им журналистское удостоверение, соответствующие объяснения и наличие у корреспондента профессиональной фотоаппаратуры, передали дело Стенина в суд, сочтя его участником несанкционированной акции. Мировой судья оштрафовал Стенина, однако это решение было обжаловано. Одновременно руководители ряда СМИ обратились к министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву с открытым письмом, в котором просили главного милиционера страны оградить от произвола его коллег журналистов и других жителей страны (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/696#top).
 .
И вот итог: постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Стенина состава административного правонарушения. В Тверском суде ссылаются на новые показания милиционеров, участвовавших в задержании журналиста. В частности, один из них отказался от своих показаний, данных в мировом суде, и, как передает РИА Новости, заявил, что Стенин «был задержан ошибочно, так как подходил по приметам к другому гражданину, принимавшему участие в пикете».

«Мы удовлетворены тем, что ситуация разрешилась в рамках правового поля», - заявил заместитель генерального директора РИА Новости, глава юридической дирекции агентства Михаил Сафронов.

По мнению президента Фонда защиты гласности Алексея Симонова, отмена обвинительного вердикта в отношении журналиста РИА Новости «не имеет прямого отношения к правосудию» и объясняется общественным резонансом, который «неожиданно» возник вокруг этого дела. «В 2007-м году было примерно 140 таких случаев, в 2008-м - 75, в 2009-м - более 60. И только когда это случилось с фотокорреспондентом РИА Новости, общественность созрела до такой степени, чтобы главные редактора всех ведущих СМИ подписали письмо к министру внутренних дел РФ Рашиду Нургалиеву», - сказал он в эфире радиостанции «Эхо Москвы». «Слишком много людей подписало письмо, чтобы Тверской суд устоял. Не в том смысле, что Тверской суд напрямую подвергся воздействию этого письма, а просто это было неожиданно для тех, кто в той или иной степени руководит этим судом», - добавил А. Симонов. По его словам, оправдание журналиста не означает, что ситуация со свободой слова в России начнет улучшаться. «Там, где будет дан отпор, это будет возвращаться к цивилизованному методу разрешения, там, где это не встретит сопротивления, по-прежнему будут гнобить журналистов», - пояснил А. Симонов.


2. Республика Карелия. Благодаря газетной публикации справедливость восторжествовала
 
Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе
 
Сотрудник милиции, пытаясь проникнуть в закрытый уже торговый павильон, ударил двадцатилетнюю девушку-продавца спиной о железную дверь, в результате чего она получила травму позвоночника. Пострадавшая дважды обращалась в следственные органы с заявлением на действия милиционера, предоставив результаты судебно-медицинской экспертизы, показания свидетелей, однако в милиции отказывались возбуждать уголовное дело. Тогда родственники потерпевшей обратились в редакцию газеты «Московский комсомолец в Карелии» с просьбой рассказать об этом беззаконии.

Журналист стал проверять факты, обратился в следственные органы прокуратуры и в милицию. Когда здесь поняли, что скандал становится публичным, тут же возбудили уголовное дело в отношении милиционера по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»). Дело попало в Петрозаводский суд, и факт преступления был без труда установлен. В результате капитана милиции уволили с работы. Бывший правоохранитель признал свою вину, принес извинения и заявил готовность возместить девушке затраты на её лечение. Судья приговорил его к трем годам лишения свободы условно. Впрочем, суд не вынес решения относительно того, сможет ли в будущем капитан милиции вернуться на работу в МВД.


3. Республика Карелия. Депутат желает закрепить судебным решением факт свой дисциплинированности

Анатолий Цыганков,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Депутат парламента Карелии Девлетхан Алиханов подал в суд на информационное агентство «Карелинформ». В исковом заявлении он утверждает, что ряд фрагментов статьи «Алиханова вновь не утвердили в должности сенатора», написанной И. Быковым, не соответствуют действительности и порочат заявителя.

Опровергая публикацию, Д. Алиханов сообщает, что никогда не противопоставлял себя партии «Единая Россия» (в которую он вступил прошлым летом) и его действия не идут в разрез с позицией «единороссов», о чём пишет И. Быков. Также заявитель сообщает суду, что он не озвучивал своей позиции относительно денежного содержания депутатов Петросовета и не продавливал, как сообщается в публикации, «астрономического содержания председателю Фокину и еще пятерым депутатам». Тут надо пояснить, что в основе публикации лежит затихшая теперь история с планами о повышении денежного содержания шестерым депутатам Петросовета, работающим в горсовете на постоянной основе. По этой причине возникла острая общественная полемика, в том числе и в самой партии «ЕР». Петрозаводские «единороссы» рекомендовали своей партийной фракции в горсовете не только не повышать заработной платы депутатам, но и вообще сократить оплачиваемые должности, оставив на бюджетном содержании лишь председателя горсовета и его заместителя.

В исковом заявлении Д. Алиханов утверждает, что норм устава «Единой России» он не нарушал, тогда как в тексте статьи представлен нарушителем, идущим против партийных установок. На этом основании он требует признать ряд фрагментов публикации не соответствующими действительности, опровергнуть их и взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда 300 тысяч рублей.


4. Ростовская область. У прокуратуры теперь очень много работы: она бдительно следит за районными газетами

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

14 марта в России – единый день голосования. В Ростовской области одновременно пройдут выборы глав администраций и депутатов 43 городов и районов. Российское законодательство, как не раз уже заявляли эксперты и правозащитники, существенно ограничивает права СМИ на освещения подготовки и хода  самих выборов. Федеральный и местные Законы, названные «Об основных гарантиях прав избирателей», на самом деле нарушают право избирателей на получение информации.

Предвыборная агитация еще не началась, а СМИ уже получили первые предупреждения и иски: при желании каждую заметку можно рассматривать по-разному - информация ли это о выдвижении кандидата или агитация за него? Территориальная избирательная комиссия, а вслед за ней и прокуратура Тацинского района усмотрели признаки появившейся раньше времени агитации за одного из кандидатов в статье, опубликованной в газете «Донской курьер». Редакции вынесено предостережение.

Прокуратура Заветинского района сочла нарушением федерального законодательства опубликованную в районной газете «Восход» заметку о выдвижении кандидатуры заместителя главы на должность главы администрации района. В заметке сообщалось, что поддержку кандидату оказали общественные организации: молодёжный комитет, президиум районного совета ветеранов войны и труда, районный совет женщин.

В информации сообщалось также о хороших деловых качествах кандидата, что, как отмечено в пресс-релизе Ростовской областной прокуратуры, «способствует созданию положительного отношения избирателей к одному из кандидатов на должность главы Заветинского района». Районная прокуратура усмотрела в этом нарушение редактором газеты законодательства об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.5 (нарушение редактором порядка опубликования материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов) КоАП РФ.

Мировой суд по представлению прокуратуры привлек редактора к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 тысячи рублей. Но дело, конечно, не в размере штрафа, а в предупреждении, которые получили все остальные СМИ: лучше о выборах вообще ничего не писать, чем нарываться на неприятности.


5. Приморский край. Обошлись без цензуры

Анна Селезнева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Чтобы читатели не прочли того, что, по мнению власти, читать им не следует, совершенно необязательно вводить официальную цензуру. Достаточно для этого и обыкновенного почтового ведомства. Например, газета «Арсеньевские вести» публикует статью об известном в крае чиновнике – мэре Владивостока Игоре Пушкарёве. Статья Анастасии Поповой называется «Юность Пушкарева» и исследует путь во власть этого человека. Но в его удачливом прошлом скрывается странная история о якобы нераскрытом убийстве его первого работодатели и компаньона, корейского гражданина.

История эта время от времени всплывает в различных владивостокских СМИ (газета «Ежедневные новости», телепрограмма «Сталкер»), завершается судебными исками, иногда - денежными компенсациями. Но вполне возможен и другой путь. Главный читатель, заинтересованный в информации об И. Пушкареве, фактическом владельце Спасского цементного завода, ставшем мэром Владивостока, - это жители города Спасска, в том числе – и работники его заводов. Не нужно им знать такую информацию об И. Пушкареве, даже если он подаст иск и даже если выиграет его. Важно - изначально не допустить в город подобную информации.

Делается это просто. Журналист Анастасия Попова публикует в «Арсеньевских вестях», № 49 за 2009 год большую статью «Юность Пушкарева». Номер отправляется подписчикам в город Спасска. Но – до читателей газета со статьей о земляке не доходит. Вот что сообщает читатель из Спасска в письме в редакцию «АВ»: «уважаемые журналисты, может быть, объясните, почему в Спасске весь тираж «АВ» подписчикам не пришел. Вместо нее всем сунули «желтую газету», и то через несколько дней». И цензуры не надо!


6. Санкт-Петербург. Донос губернатору

Роман Захаров,
собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе

Открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко направили члены профсоюза и ветераны ГУП «Электротранс» 30 января. Они жалуются на средства массовой информации, которые, дескать, порочат деятельность родного предприятия.

«Мы хотели бы открыто заявить, что все многочисленные обвинения, опубликованные в средствах массовой информации, не что иное, как домыслы, факты, не подтвержденные доказательствами, проще говоря, голословие», - утверждают авторы открытого письма на имя градоначальницы. Журналистов обвиняют ни много, ни мало в «экстремистских действиях»! Ни конкретных СМИ, ни имен журналистов, которые «порочат репутацию предприятия», в письме, однако, не называют. Претензии в адрес СМИ и неких «общественных организаций», таким образом, повисают в воздухе, а сам жанр письма, якобы написанного рядовыми сотрудниками и ветеранами, напоминает больше донос советского периода против «вредителей» и «врагов народа».

Пресс-секретарь ГУП «Электротранс» Татьяна Брындина в беседе с корреспондентом ФЗГ опровергла появившиеся в петербургской журналистской среде слухи о том, что обращение к губернатору было инициировано руководством предприятия. Вместе с тем, ранее она подтвердила, что письмо было написано в связи с увеличением критической информации о деятельности организации, которая отвечает за движение электротранспорта (трамваев и троллейбусов) в Петербурге.

Комитет по транспорту городской администрации до момента выпуска Дайджеста не ответил на вопросы Фонда защиты гласности, в том числе и о том, совпадает ли позиция авторов с официальным мнением исполнительной власти, и что собирается предпринимать ведомство в связи с обращением.

ФЗГ будет продолжать следить за развитием событий.


7. Воронежская область. Арбитражный суд удовлетворил очередной иск. Юристы в недоумении.

Светлана Кузеванова,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Арбитражном суде Воронежской области закончилось слушание дела по иску регионального производителя мяса курицы «ЛискоБройлер» к Агентству Бизнес Информации (АБИРЕГ). Около полугода назад истец обратился в арбитраж с иском о признании недостоверными и порочащими его деловую репутацию сведений о том, что в одну из крупнейших торговых сетей Воронежа поставлялась некачественная продукция «ЛискоБройлер».

В ходе судебного процесса сама торговая сеть подтвердила факт поставки такой продукции, представив суду акты ее возврата и письмо с указанием, что «мясо с кровоподтеками приниматься не будет». То есть сам истец, подтверждая причиненный распространением сведений ущерб его репутации, представил в суд письмо о том, что от их продукции отказалось местное предприятие, которое теперь вынуждено осуществлять поставки из Орловской области. Несмотря на наличие, казалось бы, неопровержимых доказательств соответствия действительности оспариваемых сведений, суд удовлетворил исковые требования «ЛискоБройлер», обязав информационного агентство «АБИРЕГ» опровергнуть спорные сведения и выплатить истцу компенсацию репутационного вреда в размере 100 000 рублей. Ответчик намерен обжаловать решение суда в апелляционную инстанцию.

Примечательно, что Арбитражный суд Воронежской области выработал собственную «уникальную» практику назначения компенсации репутационного вреда по искам о защите деловой репутации.  Вот уже около трех лет арбитраж, в случае удовлетворения исковых требований, назначает один и тот же размер компенсации – 100 000 рублей. Причем сумма не варьируется, несмотря на различные сложность и объем дел, позиции истцов и ответчиков и т.д. Мотивировка подобных решений суда также всегда одинакова до запятой. Ощущение, что судьи переписывают ее друг у друга. Юристы, специализирующиеся на этой категории дел, в недоумении.



ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.
Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в январе 2010 года


Нападения на журналистов – 1 (Альберт Ильин, журналист ГТРК «Чувашия», Чебоксары).

Нападения на редакции – 2 (телерадиокомпания БАС ТВ, Калининградская область; газета «Саратовские вести», Саратов).

Попытки цензуры – 1 (ИА «Uradaily.ru», Челябинск).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 3 (Галина Яблокова, учредитель газеты «Иваново-пресс, Алексей Яблоков, журналист этого издания, Валерий Сметанин, главный редактор «Иваново-пресс», все - Иваново).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Олег Борисенко, главный редактор газеты «Краснокамская звезда», Пермский край).

Случаи задержания милицией (ФСБ, etc.) – 6 (Руслан Алибеков, фотокорреспондент издания «Черновик», Махачкала, 2 раза; Галина Яблокова, учредитель газеты «Иваново-пресс, Алексей Яблоков, журналист этого издания, Валерий Сметанин, главный редактор «Иваново-пресс», все – Иваново; съемочная группа ГТРК «Калининград», Калининградская область).

Зафиксировано предъявленных  к журналистам и СМИ судебных исков – 19,
на сумму 3 767 500 рублей.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 11, удовлетворено – 4, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда  25 500 рублей.

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 21

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 6 (Андрей Корецкий, главный редактор ИА «Uradaily.ru», Челябинск; Виктор Корб, независимый журналист, Омск; Татьяна Седых, главный редактор газеты «Мое побережье», Хабаровский край; журналисты газеты «Златоустовский рабочий», Челябинская область; Александр Подрабинек, «Ежедневный журнал», Москва; Андрей Корецкий, главный редактор «UralDaily.ru», Челябинск).

Отключение от эфира, прекращение вещания – 1 (телекомпания «Амур-ТВ», Челябинская область).

Прекращение выхода СМИ – 1 (газета «Рыльский вестник», Курская область).

Изъятие (скупка, арест) тиража – 2 (газета «Качканарский Четверг», Свердловская область; газета «Арсеньевские вести», Приморский край).

Препятствование деятельности интернет-изданий – 4 (сайт «Ingushetiaru.org»; сайт «Новой газеты» - 2 раза; сайт Ассоциация распространителей печатной продукции).

Выход изданий-двойников – 2 (газета «Правда Хакасии», Хакасия; газета «Орловская искра», Орел).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 1 (редакция газеты «Иваново-пресс», Иваново).

Административное давление (внеочередные проверки СЭС, пожарных, налоговых и др. служб – 1 (газета «Котовский Вестник», Волгоградская область)

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 24

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 25 раз. В частности,

http://www.interfax.ru/society/news.asp?id=122199&sw=%E2%E8%ED%F1&bd=4&bm=1&by=2010&ed=4&em=2&ey=2010&secid=0&mp=0&p=1
http://www.interfax.ru/society/txt.asp?id=121841&sw=%E2%E8%ED%F1&bd=4&bm=1&by=2010&ed=4&em=2&ey=2010&secid=0&mp=0&p=1
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1314390&NodesID=6
http://www.gzt.ru/topnews/politics/-uchreditelj-premii-saharova-ischet-zaschity-u-/286393.html
http://www.civitas.ru/news.php?code=8516
http://www.interfax.ru/society/news.asp?id=121765
http://www.rbcdaily.ru/2010/02/03/media/456361
http://barentspress.org/ru/default.asp?lesmer=1217
http://ruj.ru/2010/100201_2.htm
http://www.dailycomm.ru/m/7378/
http://irk.aif.ru/society/news/17015
http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1085679-0.html#1
http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/164995/
http://www.grani.ru/Politics/Russia/m.174295.html
http://www.rabkor.ru/debate/5011.html
http://www.lenta.cjes.ru/?m=2&y=2010&lang=rus&nid=1619
http://www.s-pravdoy.ru/smiabout/3866-q-q-.html
http://echo.msk.ru/news/654115-echo.html
http://www.rg.ru/2010/02/05/stepin.html
http://www1.voanews.com/russian/news/human-rights/Wins-case_2010_02_03-83566007.html?commentSubmitted=y&field=



НАШИ ПУБЛИКАЦИИ.

1. Так зачем тогда писать письмо Президенту?


Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

В минувшую пятницу к нам в дом заявились два очень серьезных молодых человека с портфелями, так что попавшаяся им по пути председатель нашего ТСЖ сразу определила, что они «при исполнении». Незнакомцы спросили, в каком подъезде находится такая-то квартира, а на вопрос председателя, зачем она им, не очень вежливо ответили «Надо!».

Мы разминулись с ними буквально на несколько минут. «Вас искали!», - предупредила меня встретившаяся по пути председательша. «Наверное, участковый», - предположила я. «Нет, - ответила она», - участкового я знаю. Участкового знают все мои соседи: когда он не застает меня дома, то требует, чтоб они расписались в бумаге, удостоверяющий сей факт. Что он действительно приходил, а гражданки Лебедевой  на месте не оказалось. Участковый ходит ко мне уже несколько лет, с тех пор, как в ростовских и московских газетах были опубликованы мои статьи о генерале МВД, подстрелившем в пьяном угаре из  ракетницы ни в чем не повинную женщину. Адвокат генерала написал с десяток заявлений в прокуратуру, требуя привлечь журналиста к уголовной ответственности «за заведомо ложный донос». Прокуратура тогда же отказала в возбуждении уголовного дела, генерал давно признан судом виновным, а ко мне все ходит участковый и требует подписать какие-то объяснительные.

Но на этот раз это был действительно не участковый. В двери я обнаружила записку, что мне надлежит позвонить следователю Следственного управления ГУВД Ростовской области «по жалобе». Никаких жалоб я туда не писала, но все же позвонила. Разъяснения причин визита ко мне следователей просто обескуражили: они пришли, чтобы взять у меня объяснения по поводу… моего письма Президенту России. Какое к этому отношение имеет ростовская милиция, если в своем письме, отправленном электронной почтой на адрес Президента, я прошу его, как Гаранта Конституции вникнуть в дело Питера Винса, учредителя и члена жюри премии имени Сахарова «За журналистику как поступок»?

Питер Винс подвергается уголовному преследованию, но отнюдь не в Ростове и не ростовскими следователями. Дело происходит в столице нашей Родины городе-герое Москве.

- Нам переслали ваше обращение, так что вы должны прийти в следственный комитет, мы с вами побеседуем, - отмел все мои возражения молодой следователь.

Такое, значит, он получил указание от начальства.
Вечером я рассказала о неожиданном визите своим домашним. «Так что же это получается: президент не прочитал письмо? - удивилась моя дочь – десятиклассница. – Так зачем же тогда писать письма президенту?»

Я засмеялась ее детской наивности. «Что тут смешного?! – возмутилась дочка - Зачем тогда писать письма Президенту?»

Может быть, президент прочтет мое письмо, если его разместить на сайте Фонда защиты гласности?

От редакции: размещаем, см. http://www.gdf.ru/lenta/item/1/702


2. Саратовские баталии

На политическом и информационном поле Саратова снова разгораются баталии. Новый виток напряжённости в новом году по ряду признаков обещает быть ещё более серьёзным, чем в 2009-ом. Саратов всё больше напоминает больную мозоль российской журналистики. Затишье закончилось 2 февраля. В этот день в Заводском районном суде Саратова судья Олег Рябихин вынес решение по иску регионального отделения партии «Единая Россия» к Издательскому дому «Коммерсант», саратовскому корреспонденту газеты «Ъ» Татьяне Никитиной и экс-министру комитета общественных связей и национальной политики Ивану Брянцеву. Судебная тяжба по данному делу длится уже несколько месяцев. Поводом для него послужила статьи Никитиной «Единая Россия» попала в антисемитский подтекст». Партия требовала защиты деловой репутации и компенсации морального вреда в размере 1 млн. рублей – по 500 тыс. рублей с каждого ответчика - Ивана Брянцева и Татьяны Никитиной. Кроме того, «единороссы» требовали от «Коммерсанта» опубликовать опровержение статьи. Правда в ходе судебного рассмотрения «ЕР» отказалась от претензий к Ивану Брянцеву.

Суд вынес решение, согласно которому в качестве компенсация морального ущерба собственный корреспондент ИД «Коммерсант» в Саратове Татьяна Никитина должна будет выплатить 20 тысяч рублей региональному отделению «ЕР». И еще 6 тысяч журналисту необходимо перечислить в счет судебных издержек. Суд также удовлетворил требование «единороссов», связанное с публикацией резолютивной части решения суда. То есть, обязывающее газету опубликовать опровержение. Татьяна Никитина и ИД «Коммерсант»» намерены обжаловать решение Заводского суда.

Решение суда вызвало недоумение, и даже негодование многих журналистов Саратова, считающих, что такое решение принято под давлением региональных руководителей «Единой России», применяющих «бульдозерную политику», суть которой понимается как стремление затерроризировать судебными процессами любых критиков «Единой России» и даже тех, кто упоминает её в средствах массовой информации в негативном контексте. Возможно, как своеобразный ответ на давление на неподвластную «Единой России» прессу явился выход на следующий день первого номера новой общественно-политической газеты «Резонанс». Учредителем её стал известный  саратовский журналист Вадим Рогожин, ранее возглавлявший газету «Взгляд» и информагентство «Взгляд-инфо», а ныне продвигающий интернет-газету «Четвёртая власть». Издателем газеты значится ООО «Дом прессы», а партнером является Саратовское региональное отделение Союза журналистов РФ.

Напомним, что на Вадима Рогожина 5 марта 2009 года было совершено нападение в подъезде дома, и он долго находился в больнице в критическом состоянии. Заверения руководителей органов УВД о скором нахождении виновников и завершении расследования не выполнены. В январе начальник Главного следственного управления при ГУВД по Саратовской области генерал-майор юстиции Валерий Пиявин, рассказывая о результатах расследования резонансных дел в прошедшем году, в том числе покушении на экс-гендиректора медиа-холдинга «Взгляд» Вадима Рогожина, в очередной раз заверил, что «расследование этого дела близится к завершению. Сейчас идет ознакомление потерпевших и обвиняемых с материалами уголовного дела, которое вскоре будет направлено в суд». Но, как почти всегда: «Заказчиков нападения установить не удалось, однако вину обвиняемых мы считаем доказанной» - заявил начальник ГСУ при ГУВД.

Между тем обстановка на информационном поле Саратова накалена настолько, что многие видные представители прессы, учитывая безнаказанность преступных действий против коллег, не исключают новых актов нападения на журналистов.


3. Информационное киллерство, чёрный пиар и «Единая Россия»

Юрий Чернышов,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

4 февраля в Саратове состоялась необычная пресс-конференция, которая произвела эффект разорвавшейся пресс-бомбы. Четверо саратовских политтехнологов, - двое из которых известные саратовские журналисты Сергей Почечуев и Игорь Осовин, - провели пресс-конференцию, на которой рассказали, как они занимались «чёрным пиаром» по заданию депутата ГД ФС РФ Николая Панкова – «правой руки» секретаря ПГС ВПП «Единая Россия» Вячеслава Володина. Формальным поводом для сенсационного сообщения стала книга-мемуары «Чёрные пиарщики «белого медведя» Сергея Почечуева и Игоря Осовина, готовящаяся к изданию в одном из московских издательств. Пикантной подробностью пресс-конференции стало сообщение авторов книги, что с июня 2007 года они, по договорённости с помощником В. Володина Николаем Панковым, работали под руководством политтехнолога и теневого идеолога Саратовского регионального отделения «Единой России» Эдуарда Абросимова, отбывшего в свое время полугодовой срок за публикацию клеветы на …Вячеслава Володина.

Авторы готовящейся книги заявили: «По сути, из нас была сформирована «зондер-команда» Николая Панкова, которая уничтожала доброе имя и репутацию тех людей, кто объявлялся личными врагами вождя саратовских «единороссов» - Вячеслава Володина. Ничего общего с интересами партии как таковой, не говоря об интересах Саратовской области и её жителей, такое информационное киллерство не имело. Мишенями, на которые «киллеров» нацеливали кураторы, стали губернатор области Павел Ипатов и председатель Саратовского областного суда Александр Галкин. Это, по словам С. Почечуева, привело к тому, что «после того, как Александр Галкин покинул свой пост, «Единая Россия» начала выигрывать судебные процессы, в которых она имела очень шаткую правовую позицию. Последняя победа «единороссов» над журналистами «Коммерсанта» и здравым смыслом в стенах Заводского районного суда – яркое тому подтверждение» (см. предыдущее сообщение).

На пресс-конференции были названы суммы, которые региональные кураторы и политтехнологи расходовали на «информационную мясорубку» для дискредитации неугодных региональному отделению «Единой России» и её лидерам людей, способные вызвать шок у граждан, живущих на «среднюю» зарплату. Названные цифры авторы подкрепляли демонстрацией документальных материалов (схемы распределения должностных обязанностей, видеоматериалы). В общей сложности, помимо Саратова, «зондер-команда» покрывала своим «чёрным пиаром» 10 избирательных округов в сельской местности. Цели проведения пресс-конференции её организаторы почти не скрывали: «мы впервые озвучим такие факты, которые – в нормальном цивилизованном обществе! – приводят к завершению политической карьеры. В данном случае – к завершению карьеры таких политиков, как Володин и Панков». В заключение Сергей Почечуев зачитал список саратовских политиков и журналистов, на кого они «смотрели через прицел «чёрного пиара», когда нажимали на курок, не задумываясь.

В этом списке 23 чиновника, включая губернатора и скончавшегося от сердечного приступа депутата облдумы Владимира Чурикова (авторы отчасти берут на себя вину за его смерть) и девять коллег-журналистов. Полный текст пресс-конференции авторы выложили на своём сайте www.conspirology.org

На другой день состоялась ответная пресс-конференция упомянутых «идеологов» «Единой России» Эдуарда Абросимова и Романа Чуйченко, на которой они старались представить организаторов «покаянной» пресс-конференции как не вполне адекватных и даже психически нездоровых людей. Было также высказано предположение, что Почечуеву и Осовину следует опасаться физического воздействия. Абросимов также пытался отрицать свою причастность к «Единой России», но был разоблачён известным журналистом Александром Крутовым. Апогеем этой пресс-конференции стала акция журналиста и правозащитника Григория Ахтырко, метнувшего в Абросимова пачку презервативов, которую тот, однако, с ловкостью теннисиста, отбил.

Реакция Панкова была также незамедлительной. Он объявил о намерении обратиться в суд. Информация о случившемся почти сразу вышла за пределы области. Судя по первой реакции, следует ожидать, что мы являемся свидетелями самого начала большого политического скандала, связанного со специфическим использованием СМИ «Единой Россией».




Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru .

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни