Дайджест
15 Сентября 2008 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 398

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Еще один инцидент с журналистами в Южной Осетии.

РОССИЯ.
1. Москва. Журналиста обокрали во время интервью. В Госдуме.
2. Ямало-Ненецкий автономный округ. Милиция провела обыск в телекомпании.
3. Санкт-Петербург. Типографии отказываются печатать "опасную" газету.
4. Мурманск. Областное УВД защищает свою репутацию.
5. Пермский край. Чиновники скрывают информацию от прессы.
6. Республика Калмыкия. Преследование журналиста и правозащитника.

НАШИ ПАРТНЕРЫ. "Reporters sans frontieres".


СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ. Еще один инцидент с журналистами в Южной Осетии.

В Южной Осетии своеобразно отмечен Международный день солидарности журналистов. 8 сентября там задержали съемочную группу польского телеканала TVP. Репортер Дариуш Богаткевич, оператор Мартин Весоловски и водитель Леван Гулиашвили были задержаны осетинскими милиционерами недалеко от деревни Каралети, в 20 км от Гори. У журналистов изъяты телеаппаратура и мобильные телефоны, а сами задержанные, по данным Reuters, переданы российским миротворцам.

Сначала появилась информация, что журналистов задержали "за незаконное пересечение грузино-осетинской границы и работу без соответствующей аккредитации", - об этом со ссылкой на источник в Комитете информации и печати Южной Осетии сообщила газета "Взгляд". Но затем появились сведения о том, что машина с иностранцами была задержана правоохранителями из-за того, что ей управляли люди "в состоянии крайнего опьянения". Кроме того, по словам председателя комитета по информации и печати Южной Осетии Ирины Гаглоевой, прибывшие с территории Грузии журналисты не смогли объяснить цели поездки. Наконец, "Росбалт" сообщил, что правоохранительные органы РЮО не имеют к задержанным никаких претензий, и они смогут покинуть территорию Южной Осетии.

На следующий день журналистов действительно отпустили, вернув отобранные ранее телефоны, видеоаппаратуру, кассеты и деньги. Вот только про автомобиль - "забыли". По словам Д. Богаткевича, первоначально их и грузинского водителя приняли за шпионов, поскольку не говорящий по-русски оператор М. Весоловски пытался объясниться с военными на английском языке. Однако Д. Богаткевич подчеркнул, что с ними обращались хорошо, даже разрешили позвонить домой.

Освобожденные журналисты намерены остаться в Каралети до тех пор, пока им не будет возвращен автомобиль.


РОССИЯ.

1. Москва. Журналиста обокрали во время интервью. В Госдуме.

Корреспондент грузинской телекомпании "Рустави-2" Тамара Нуцубидзе лишилась загранпаспорта, российской визы, аккредитационных карточек для прохода в МИД и Госдуму, а также кредитной карты и денег - все это находилось в сумке, украденной у журналистки во время интервью, которое в Государственной думе давали глава международного комитета Константин Косачев и другие депутаты.

Т. Нуцубидзе рассказала, что ей пришлось положить сумку на пол, так как руки были заняты "удочками" с микрофонами. Обнаружив пропажу, журналистка и ее российские коллеги обратились в службу охраны Госдумы, в приемные депутатов, однако найти сумку так и не удалось, сообщают "Грани.Ру".

Т. Нуцубидзе сообщила о случившемся в милицию и в МИД, а также обратилась в банк с просьбой заблокировать кредитную карту. Но на следующий день часть пропавших вещей нашлась - документы и пустой кошелек обнаружили в здании Госдумы, на одной из лестниц. Остальное, в том числе кассеты и микрофон, неизвестные воры оставили себе.

2. Ямало-Ненецкий автономный округ. Милиция провела обыск в телекомпании.

В здании Тазовской телекомпании "Студия Факт" прошёл обыск. Милиционеры Тазовского районного отдела внутренних дел искали вещественные доказательства якобы совершённого преступления. В вину руководителю предприятия В. Романенко ставится якобы отсутствие у "Студии" в прошлые годы разрешения на вещание. Обыск проходил в крайне напряжённой обстановке. Милиционеры отключили связь и компьютеры, периодически угрожали опечатать здание и тем самым, прекратить вещание. Кроме бухгалтерских документов, изъяты две из трёх рабочих видеокамер. В ходе их изъятия пострадал один из операторов. В "Студии" опечатан ряд кабинетов, журналисты лишены факсимильной связи, и частично, Интернета. "Студия" обратились за помощью к учредителю - администрации района и в окружной департамент.

На аппаратном совещании в администрации глава района Николай Харючи поручил разобраться в ситуации главе администрации Александру Артюху и отметил, что не видит ничего страшного в приостановке телевещания в районе по требованию правоохранительных органов, если об этом заранее оповестить население.

"Студия Факт" была создана в июне 1991 года. Она выполняла социальный заказ по информационному обслуживанию населения. Последние годы предприятие за свой счёт содержит практически всё телевидение в районе.

"Студия Факт".

3. Санкт-Петербург. Типографии отказываются печатать "опасную" газету.

Организаторы Марша за сохранение Петербурга столкнулись с проблемой: как напечатать приуроченный к этому мероприятию тираж газеты.

Сначала 8 сентября была достигнута договоренность о сотрудничестве с типографией "Курьер". Но на следующий день, когда один из лидеров петербургского отделения партии "Яблоко" Максим Резник приехал в типографию, чтобы внести необходимую сумму, ему заявили, что печатать газету не будут. Никакого внятного объяснения причин принятого решения М. Резник не получил.

Пришлось искать другую типографию. По словам М. Резника договориться о печати газеты "Вперед, Петербург" удалось. Называть типографию он отказался, чтобы не создавать людям каких-либо неприятностей. Однако проблемы все-таки возникли - 10 сентября типография "Антант", в которую организаторы мероприятия обратились накануне, также отказалась выполнять заказ. "Утром нам позвонили и сказали, что не могут печатать без разрешения милиции, хотя мы все уже даже оплатили", - рассказал М. Резник. "Вчера все согласовали и сегодня вечером ждали тираж, а сегодня нам начали рассказывать, что кто-то у них заболел, кто-то у них на похоронах и, естественно, они в сроки не успевают", - добавил "яблочник".

Похоже, выпуск печатного издания к не совсем приятной для властей акции стал делом небезопасным.

По материалам Lenizdat.ru.

4. Мурманск. Областное УВД защищает свою репутацию.

УВД Мурманской области судится с журналистом, написавшим репортаж о рейде кризисного Центра "Алла" по мурманской улице "красных фонарей".

Претензии правоохранителей к журналисту Ирине Максимовой связаны с публикацией в газете "Вечерний Мурманск" 5 июля 2008 года статьи "Девочки с улицы Свердлова трудятся круглосуточно. Без отпусков". Рассказывая об акции Центра "Алла", который пытается помогать оказавшимся на обочине девушкам, корреспондент упомянула о милицейском начальнике, который пользуется их услугами. Несмотря на то, что имя и фамилия офицера при этом не были названы, в УВД обнаружили в этой фразе покушение на свою деловую репутацию, и обратились в суд с иском о ее защите. Истцы хотят публикации опровержения и денежной компенсации в размере 100 000 рублей.

Обращением в суд дело не ограничилось. И. Максимова рассказала, что ее "вызвали в службу собственной безопасности УВД, требуя написать объяснительную - "как я могла, зачем и почему?".

Есть основания полагать, что конфликт может закончиться не в пользу журналиста. По словам директора кризисного Центра "Алла" Альфии Калининой, на упомянутого в статье милиционера она уже неоднократно жаловалась и в службу собственной безопасности, и руководству областного УВД, но безрезультатно.

ФЗГ окажет юридическую поддержку журналисту, и будет следить за развитием ситуации.

5. Пермский край. Чиновники скрывают информацию от прессы.

В городе Березняки у СМИ возникли проблемы с получением информации от городских чиновников. В частности, издание "Неделя.RU" обратилась к недавно назначенному директором полигона твердых бытовых отходов Д. Онучину с просьбой сообщить сроки начала работы этого объекта, однако в ответ получили отписку: "Для предоставления информации, связанной с работой МКУП "Полигон ТБО г. Березники", вам необходимо обратиться в Управление по связям с общественностью администрации города Березники".

Ранее, еще в июле 2008 года при подготовке статьи журналист "Недели.RU" Галина Гусева послала в пресс-службу городской администрации запрос о численности работников администрации и их зарплате, но ответа не получила.

Газета была вынуждена обратиться в прокуратуру, и тогда глава города Андрей Мотовилов пожаловался на газету ее собственнику - в ОАО "Азот". Теперь в редакции ждут неприятностей.

6. Республика Калмыкия. Преследование журналиста и правозащитника.

Валерий Бадмаев,
редактор газеты "Советская Калмыкия сегодня".

В самых худших традициях времен советского периода во всех подконтрольных властям Калмыкии средствах массовой информации, включая и государственные, развернулась мощная кампания травли известного калмыцкого публициста, президента калмыцкого правозащитного центра Семена Атеева, который еще в 1994 году был объявлен кланом Кирсана Илюмжинова врагом. По словам самих журналистов, организатором этой акции является пресс-секретарь главы Калмыкии Буянча Галзанов.

Одновременно в учреждениях республики проводятся общие собрания, на которых организаторы мероприятия требуют от прокуратуры призвать к ответу С. Атеева за опубликованный им в газете "Советская Калмыкия сегодня" материал "Лицедеи", в котором он позволил себе критику в адрес Президента России Медведева, премьера Путина и Илюмжинова.

Самые корректные слова, которые сегодня звучат, например, с экрана телевизора в адрес Семена Атеева - предатель, агент западных спецслужб, получающий за свою работу не менее 60 тысяч рублей в месяц, националист и прочее. Кроме того, ему вменяется в вину и сотрудничество с Московской Хельсинской группой, которую они обвиняют в шпионской деятельности на территории России.

Утверждается также, что и статья "Лицедеи", в которой автор, кроме всего прочего, назвал ввод российских войск в Грузию агрессией против суверенного государства, также опубликована по заданию и на деньги Запада. Видимо, вскоре надо ждать вызова правозащитника в ФСБ и прокуратуру для "теплой" беседы.

Похоже, случившаяся "победа" некоторые головы сильно дурманит. Внешний враг разбит. Пора создавать врагов внутри страны.


НАШИ ПАРТНЕРЫ. "Reporters sans frontieres".

Международная организация "Reporters sans frontieres" распространила заявление, в котором отмечается ухудшение ситуации со свободой прессы в связи с вооруженным конфликтом на Кавказе.

"Ситуация со свободой прессы ухудшилась в результате вооруженных столкновений между Грузией и Россией", - говорится в заявлении. В организации считают, что во многих случаях работе журналистов препятствуют, а грузинское население лишено права на информацию. "Мы осуждаем нарушения свободы печати, которые продолжаются в зоне конфликта, - подчеркивается в документе. - Все стороны должны обеспечить работу журналистов лучшим образом".

"Репортеры без границ" отмечают многочисленные задержания журналистов и их преследование. "Доступ к новостям и информации продолжает оставаться весьма ограниченным в Грузии. Российские кабельные телеканалы и веб-сайты с адресами, заканчивающимися на "ru", были недоступны с момента начала боевых действий 8 августа. Мы призываем грузинские власти восстановить доступ ко всем новостным СМИ, в том числе российским", - заявляют "Репортеры без границ".

Радиостанции "Эхо Москвы".


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Пётр Полоницкий - руководитель региональной сети ФЗГ, Светлана Земскова - юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор, ответственный за рассылку дайджеста.

Сотрудники Фонда будут благодарны за ссылку на нашу организацию при использовании информации и материалов дайджеста.

Контакт: 119992 Москва, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни