Дайджест
2 Августа 2010 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 484

РОССИЯ.
1. Карачаево-Черкесская Республика. Погибла журналистка, жаловавшаяся на слежку
2. Московская область. Милиция напала на журналистов
3. Пермский край. Речам доверяй, но сведения проверяй
4. Ростов-на-Дону. Милиция вернула военному журналисту его книгу
5. Сахалинская область. Война за лосося
6. Челябинск. Мозги включить забыло!
7. Краснодарский край. За что преследуют журналистку
8. Курган. Лжеавтор должен быть установлен
9. Приморский край. В очередной раз выпущен фальшивый номер газеты «Арсеньевские вести»

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ.
1. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации в июне 2010 года.
2. Пресс-конференция в Перми президента ФЗГ: «Российские журналисты привыкли к плохой информационной ситуации…»

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. В Сосногорске происходит захват газеты «Заря Тимана»

НАШИ ПАРТНЕРЫ. Журнал «ДОШ»

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА

----------------------------------------------------------------------

РОССИЯ.

1. Карачаево-Черкесская Республика. Погибла журналистка, жаловавшаяся на слежку

Дмитрий Флорин,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

25 июля около 21 часа у своего дома в Черкесске автомобилем была сбита корреспондент «Кавказского узла» 26-летняя Бэлла Ксалова. По данным МВД Карачаево-Черкесии, девушка переходила дорогу в «неустановленном месте». По предварительным материалам следствия, водитель сбившего Бэллу автомобиля Арсен Абайханов в момент аварии был трезв, и с места происшествия не скрылся. Он находился за рулем служебной «Волги» Росприроднадзора.

Бэллу доставили в Карачаево-Черкесскую республиканскую клиническую больницу, где она скончалась от полученных травм.

Материалы Бэллы Ксаловой отличались остротой и критичностью, что нередко вызывало резкое недовольство у местных властей. Продолжительное время на корреспондента и ее родственников оказывалось давление, избиению подвергался отец Бэллы. Она писала о проблемах со свободой слова в Карачаево-Черкесии, освещала чрезвычайные съезды черкесского народа, на которых звучала критика руководства республики. Бэлла также успела подготовить ряд видеосюжетов, посвященных различным сторонам жизни людей в республике. Среди них - острый сюжет о митинге памяти врача Аламата Кечерукова, переросшем в агиткампанию президента Эбзеева, видеорепортажи о черкесском вопросе, об опасной близости тубдиспансера в Черкесске к социальным объектам, проблемах жильцов городских общежитий и многие другие. Последние материалы Бэллы, опубликованные на «Кавказском узле», были посвящены созидательным тенденциям в республике, возрождению черкесской культуры и национальных традиций, абазинского языка.

Бэлла Ксалова буквально накануне гибели вернулась с семинара, проходившего в Москве. Своим коллегам по «Кавказскому узлу» Бэлла неоднократно рассказывала о том, что за ней ведется слежка. Журналистка рассказывала, что один таксист открыто ей заявил, что за ее домом следит машина с представителями спецслужб. Накануне гибели Бэлла говорила коллегам, что в республике, по ее мнению, нашлось бы очень много желающих, чтобы ее острые материалы больше никогда не выходили.

2. Московская область. Милиция напала на журналистов

Наталия Северская,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Химках сотрудники милиции задержали журналистов, освещавших акцию защитников Химкинского леса. Жертвами правоохранителей оказались специальный корреспондент «Новой газеты» Елена Костюченко и фотокорреспондент «Радио Свобода» Юрий Тимофеев. Суд уже признал эти действия милиции незаконными.

Отметим, что задержание опять было проведено в «жесткой форме». И если 31 мая в Москве журналисту «Газеты.Ру» Александру Артемьеву милиционеры сломали руку (см. http://www.gdf.ru/digest/item/1/743#event ), то на этот раз от стражей порядка пострадала корреспондент «Новой газеты» Елена Костюченко, получившая при задержании после удара локтем травму шейного отдела позвоночника.

«Новая газета» 27 июля опубликовала «Заявление о преступлении». В нем, в частности, говорится: «Мы настаиваем: сотрудники милиции должны ответить за свои действия согласно Уголовному кодексу. Мы считаем, что они совершили преступления, подпадающие под четыре статьи УК РФ: ст. 286, ч. 3, п. «а» — превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность, с применением насилия; ст. 301 — незаконное задержание; ст. 112, ч. 2, п. «б» — умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью лица в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности; ст. 144. ч. 2 — воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, совершенное лицом с использованием своего служебного положения».

Редакция требует тщательного расследования, «потому что любая безнаказанность порождает большие трагедии. И эти трагедии последнее время происходят с журналистами и правозащитниками именно по причине нежелания государства привлекать к ответственности тех, кто позволяет себе насилие, прикрываясь «государственными интересами».

3. Пермский край. Речам доверяй, но сведения проверяй

Василий Мосеев,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

Частично удовлетворен иск главы администрации города Кудымкара Бориса Соколова к учредителю и главному редактору газеты «Ракурс» Сергею Власову и директору муниципального предприятия «Кудымкарский  водоканал» Анатолию Голубкову.

Газета «Ракурс» в Коми – Пермяцком автономном округе - самое молодое независимое издание. Выпускается меньше года. Тираж небольшой, всего пять тысяч экземпляров. Редакция газеты старается быть в центре всех значимых событий, информировать о них своих читателей. Но правового опыта у местных журналистов пока маловато…

Еще зимой в Кудымкаре проходили публичные слушания о поправках в устав города. В «Ракурсе» по итогам этих слушаний была опубликована полоса под общим заголовком «Момент истины». Со ссылкой на выступавших во время слушаний в газете были опубликованы резкие негативные оценки деятельности местных чиновников и депутатов. Был приведен и фрагмент речи Анатолия Голубкова с указанием сведений: «Депутату Чугаеву дали без конкурса земельный участок под строительство в центре города, Иванову позволили «аптечку» подешевле прикупить, еще двум народным  избранникам должности пообещали». Вот эту часть публикации ответчики в ходе судебного разбирательства доказать не смогли. Кудымкарский городской суд признал сведения «не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство, деловую репутацию Соколова Бориса Константиновича», обязал редакцию опубликовать опровержение и взыскал с обоих ответчиков, С. Власова и А. Голубкова, в пользу истца по 5 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Пермский краевой суд рассмотрел кассационную жалобу редакции и это решение оставил без изменения.

В следующем номере «Ракурса» будет опубликовано опровержение.

4. Ростов-на-Дону. Милиция вернула военному журналисту его книгу

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Книга военного журналиста полковника Николая Асташкина «Трагедия и фарс». Современное казачье зазеркалье» вызвала большой интерес у рядовых читателей и у атаманов Всевеликого войска Донского, которых автор критикует. На обложку книги автор поместил портрет главного атамана Всевеликого Войска Донского, заместителя губернатора Ростовской области, депутата Госдумы Виктора Водолацкого, деятельность которого он во многом не одобряет.

24 июля 2009 года Асташкин вез часть тиража своей книги на Верхний Дон, где должны были собраться казаки на большое мероприятие. По дороге на одном из постов ГИБДД машина была остановлена, сотрудники милицию забрали книги и увезли в неизвестном направлении. Только через полгода Асташкину позвонил начальник отдела дознания Красносулинского ОВД майор Фомичев и сказал, что книгу можно забрать. Журналист настаивал, чтобы милиция принесла официальные извинения за незаконные действия и привезла книгу в Ростов, так как у Асташкина нет собственного автотранспорта. Однако милицейские начальники ответили отказом. Недавно Асташкин сам забрал свою книгу.

Тем временем один из героев «Трагедии и фарса» Анатолий Киблицкий подал в суд иск о защите чести и достоинства. Судья Октябрьского районного суда Ростова-на-Дону Усенко, не приступив еще к рассмотрению дела по существу, приняла решение «в целях обеспечения иска» запретить Асташкину распространение его книги через торговую сеть или каким-либо иным способом. На днях судебные слушания завершены, суд в удовлетворении иска Киблицкому отказал. Однако теперь иск подал атаман Всевеликого Войска Донского Водолацкий, слушания проходят в Ленинском районном суде.

ФЗГ будет следить за дальнейшим развитием событий.

5. Сахалинская область. Война за лосося

Ольга Васильева,
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе.

Федеральное агентство по рыболовству обратилось в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой принять меры прокурорского реагирования к редакции газеты «Рыбак Сахалина».

По мнению руководителя центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева, газета опубликовала материалы, подпадающие под статью 152 ГК РФ, а также содержащие признаки преступлений, сформулированные в статьях 129 («Клевета»), 130 («Оскорбление») и 319 («Оскорбление представителя власти») УК РФ.
 
Сыр-бор разгорелся из-за статьи «Бизнес Андрея Крайнего» (Крайний – руководитель Росрыболовства), опубликованной в апреле этого года. Автор – редактор газеты Владимир Бубнов, рассказал о том, как Федеральное агентство по рыболовству навязывает сахалинским рыбакам малопонятные схемы и внедряет в руководящие путиной органы своих людей. Один из таких «внедренных», М. Козлов, и обиделся. Он подал иск к газете о защите чести, достоинства и деловой репутации из 5-ти пунктов, потребовав опровержения, публичного извинения и взыскания с ответчиков судебных издержек.

Южно-Сахалинский городской суд удовлетворил иск частично, оставив из пяти пунктов два, и обязал газету опубликовать резолютивную часть решения суда по эти двум пунктам. По поводу извинения чиновнику разъяснили, что нормой федерального законодательства оно не предусмотрено. Между прочим, суд признал соответствующим действительности (а потому и не порочащим) такой пункт иска: «Бизнес чиновника всегда имеет ярко выраженную коррупционную направленность. К этому понятию я отношу и ничем не обоснованное стремление объединить два теруправления ФАР и горячее желание поставить у руля «своего» руководителя, работающего не по закону, а по понятиям, но обеспечивающего вышестоящее начальство стабильным солидным доходом».

Автор статьи и редактор В. Бубнов обжаловал решение в части оставшихся двух пунктов в Сахалинский областной суд. Заседание коллегии областного суда еще предстоит, а ФАР уже раструбило по СМИ и сайтам о выигранном агентством деле против газеты. И, видимо, чтобы закрепить позиции, обратилось еще и в Генеральную прокуратуру.

6. Челябинск. Мозги включить забыло!

Ирина Гундарева,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе.

Чиновники Челябинской области воспитывают СМИ, как могут. И как умеют. Получается иногда забавно.

Вице-губернатор Челябинской области Вадим Евдокимов на минувшей неделе после одного из губернаторских брифингов не постеснялся предъявить журналистам претензии. Чиновнику показалось, что журналисты были чересчур дерзки с губернатором, задавая ему «недозволенные» вопросы. Например, что будет с коллективом расформированного Челябинского автомобильного училища, или с землёй, на которой расположено училище. Еще губернатора спросили, как фамилия директора Златоустовского металлургического завода. Губернатор смешался, и все это заметили.

-Зачем такие вопросы задавать губернатору, спрашивайте Сердюкова! - кричал потом Евдокимов всей толпе журналистов.
-Скажите вашим директорам, чтоб купили «удочки», а то вы в кадре друг другу мешаете! - раздавал наставления телевизионщикам Евдокимов. – И вообще, такое ощущение, что большинство с утра встало, накрасилось, а мозги включить забыло!

Фраза мгновенно стала крылатым выражением. И облетела все блоги, аськи, повторившись в электронных письмах и телефонных разговорах. Теперь на официальных встречах журналисты друг у друга интересуются: мозги принесли, нет, а то Вадичка (бывший диджей радиостанции, когда то был их коллегой) потребует их предъявить.

Если учесть, что большинство в челябинской журналистике сегодня составляют женщины, замечание чиновника попахивает дискриминацией.

7. Краснодарский край. За что преследуют журналистку

Виктория Ташматова,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Уже больше года Тимашевский межрайонный отдел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Краснодарскому краю ведет расследование уголовного дела в отношении главного редактора телекомпании Тимашевского «ТТВ» Светланы Ярош, возбужденного по статье 129 УК РФ («Клевета»). Дело было возбуждено по заявлению местного депутата Виталия Лебедева.

14 мая прошлого года в районной газете «Антиспрут» был опубликован материал под заголовком «Как депутат Лебедев «купил» прокуратуру». Автором этой статьи был сам депутат Лебедев. В этой статье народный избранник изложил собственную версию покупки им муниципального здания на рынке города Тимашевска за низкую цену. Через два дня телепрограмма «Наше время. Итоги» обнародовала официальный документ - ответ прокуратуры Тимашевского района, в котором говорилось о том, что в ходе проверки при продаже муниципального имущества администрация Тимашевского района нарушила законодательство. Перед этим сюжетом ведущая С. Ярош, дословно процитировала заголовок вышедшей в газете «Антиспрут» статьи. Это и послужило поводом для возбуждения в отношении нее уголовного дела.

Под давлением Тимашевской прокуратуры и краевой прокуратуры администрация Тимашевска была вынуждена расторгнуть сделку как незаконную. Однако ее организаторы не понесли заслуженного наказания. Более того, они обвиняют журналиста в клевете. Следователем межрайонного следственного отдела В. Козловым в отношении С. Ярош было возбуждено уголовное дело, его расследование затянулось на полтора года.

В деле имеется заключение экспертно-криминалистического Центра ГУВД по Краснодарскому краю. Там четко указано, что высказывания Ярош можно признать порочащими только в случае установления ложности сведений, содержащихся в передаче. Эксперты в области СМИ Краснодарской краевой общественной организации «Голос Кубани» пришли к выводу, что журналистка «ТТВ», предваряя сюжет, сообщила только то, что в газете «Антиспрут» опубликована статья под заголовком «Как депутат Лебедев «купил» прокуратуру». Вопрос: журналистку преследуют за исполнение профессионального долга?

8. Курган. Лжеавтор должен быть установлен

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

9 июля завершился судебный процесс по делу журналиста «URA.Ru» Екатерины Лазаревой, которую обвиняли в распространении клеветы в отношении бывшего главы города Анатолия Ельчанинова. Экс-мэр также подавал гражданский иск с требованием выплатить моральную компенсацию в размере 10 миллионов рублей.

В итоге Курганский мировой суд постановил «оправдать Лазареву по предъявленному обвинению в связи с непричастностью к совершению преступления. Меру пресечения - подписку о невыезде - отменить, признать право на реабилитацию. В удовлетворении гражданского иска отказать», - говорится в постановлении суда.
Напомним, процесс по делу журналиста «URA.Ru» начался в апреле. Дело против Екатерины Лазаревой, пишущей на острые социальные и политические темы, было возбуждено по части 2 статьи 129 УК РФ («Клевета»). Причиной заявления послужила статья «Сирота курганская, или Уберите елку - она уже осыпалась», опубликованная на сайте «Kurgan.ru», авторство которой приписали Екатерине Лазаревой на основании экспертизы, сделанной экспертом «Уральского центра судебной экспертизы» Тамарой Изотовой.

Редакция сайта «Kurgan.ru» сделала официальное заявление, что Лазарева отношения к материалу не имеет, он был получен по электронной почте от некоего анонимного автора и без проверки опубликован. В материале действительно использовались абзацы из текстов Лазаревой с сайта «URA.Ru» (все материалы находятся в открытом доступе и любой мог скопировать их и использовать по своему усмотрению), однако они были скомпилированы и дописаны таким образом, что кардинально отличались от первоисточника.

Но суд, кроме оправдания журналиста, также направил уголовное дело по факту распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Анатолия Ельчанинова и подрывающих его репутацию, руководителю Следственного комитета по Курганской области для производства предварительного расследования и установлению лица в качестве обвиняемого.

9. Приморский край. В очередной раз выпущен фальшивый номер газеты «Арсеньевские вести»

Анна Селезнева
собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

В 2008 году неизвестными лицами было выпущено три номера фальшивок. В них говорилось о перевороте в редакции: дескать, редакция взбунтовалась, прогнала прежнего главного редактора Ирину Гребневу и выбрала редактором второго соучредителя Романенко. Авторов и издателей фальшивок так и не удалось найти ни милиции, ни прокуратуре, ни ФСБ, ни Роскомнадзору.

Новый фальшивый выпуск газеты «Арсеньевские вести» выпущен в далёком Пожарском районе накануне выборов главы администрации. Ясна главная цель выпуска – очернить наиболее вероятного победителя. Потому на страницах популярной в крае газеты и появилась статья «Бандиты рвутся к власти», направленная против Владимира Синицына, обогнавшего представителя «Единой России».

Явно преследовалась и ещё одна цель: подставить под удар «Арсеньевские вести», публикуя агитационный материал на страницах газеты, не заявлявшей об участии в предвыборной кампании. Тем более, что среди «почитателей» «Арсеньевских вестей» уже широко распространились слухи о возможном закрытии газеты. Таким образом, одновременно преследовались две цели: подставить под удар оппозиционную газету и очернить наиболее вероятного победителя на выборах главы администрации района. О выходе фальшивки в редакцию сообщили читатели из Пожарского района и по просьбе «АВ» прислали копии газеты.

Редактор «Арсеньевских вестей» Марина Завадская направила объяснительную записку в управление Роскомнадзора в Приморском крае. Направлены официальные заявления о поиске авторов фальшивки в прокуратуру Приморского края, органы УВД и ФСБ. Возможно, новый поиск выпускающих фальшивки будет более удачным, чем два года назад.


ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ – ИЮНЬ 2010.

1. Конфликты, зафиксированные службой мониторинга ФЗГ на территории Российской Федерации.

Случаи гибели журналистов – 1 (Дмитрий Оккерт, ведущий и редактор новостной программы телеканала «Эксперт ТВ», Москва).

Нападения на журналистов – 2 (Владислав Садыков, главный редактор газеты «Голос Солидарности», Алтайский край; Олег Томилин и Евгений Семенов, корреспондент и оператор телеканала РЕН ТВ, Москва).

Нападения на редакции – 1 (радиостанция «Пионер FM. Не очень взрослое радио», Москва).

Попытки цензуры – 1 (газета «Тольяттинский университет», Самарская область).

Уголовное преследование журналистов и СМИ – 4 (газета «Вечерняя Рязань», Рязань; Владислав Сельнинов, директор государственной телекомпании «Хамдан», Элиста; Наталья Колдаева, журналист калмыцкого телевидения, Элиста; Светлана Москаленко, корреспондент «Радио Свобода», Забайкальский край).

Увольнение редактора, журналиста – 1 (Валерий Харченко, главный редактор газеты «Зори», Краснодарский край).

Журналисты, задержанные милицией (ФСБ, etc.) – 3 (Александр Рыклин, главный редактор «Ежедневного журнала», Москва; Андрей Пионтковский, политолог, обозреватель Граней.Ру, Москва; Илья Варламов, независимый журналист, Москва).

Зафиксировано предъявленных  к журналистам и СМИ судебных исков – 29
на сумму 1 057 350 001 рубль.

Рассмотрено ранее предъявленных к журналистам и СМИ исков – 10, удовлетворено – 6, взыскано в качестве денежной компенсации морального вреда 515 000 рублей

Отказ журналистам в доступе к информации (в том числе запрет производить аудио- и видеозапись, фотосъемку; отказ в аккредитации; ограничение права на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях) – 32

Угрозы в адрес журналистов и СМИ – 2 (Татьяна Тольская, главный редактор сайта «Глазей.Ru», Московская область; Николай Витовцев, главный редактор еженедельника «Постскриптум», Республика Алтай).

Отказ от печатания (распространения) СМИ – 1 (газета «Правда Севера», Архангельск).

Прекращение выхода СМИ – 9 (газеты «Ускорение», «Мария плюс», «Зов отечества», «Проспект», «Пятница и К», «Кроссворды о кроссвордах», «Упа», радиостанции «Говорит Волово» и «Говорит Чернь», все - Тульская область).

Препятствование деятельности интернет-изданий – 3 (сайт «Терон.Ру»; сайт «Путин.Итоги»; сайт «URA.Ru»).

Изъятие / повреждение фото- видео- и аудиоаппаратуры и компьютеров – 2 (видеокамера и кассета Рен-ТВ, Москва).

Иные формы давления и нарушения прав журналистов – 31

2. Пресс-конференция в Перми президента ФЗГ: «Российские журналисты привыкли к плохой информационной ситуации…»

Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов по просьбе региональной журналистской организации 26 июля встретился с сотрудниками СМИ Пермского края. Тема мероприятия: «Журналистика – искусство свободы».

В Пермь Алексей Кириллович приехал на шестой международный гражданский форум «Пилорама-2010», который проходил на территории мемориального музея истории политических репрессий «Пермь-36». Здесь Симонов принял участие в различных дискуссиях, массовых мероприятиях. Но главной темой его деятельности многие годы является изучение информационных проблем страны и активное участие в их решении. Вот и на этой встрече, а в ней принимали участие и опытные, и совсем молодые газетчики региона, Симонов выделил самые актуальные аспекты деятельности СМИ. Центральными, конечно же, являются взаимоотношения власти и СМИ. Тем более, что в марте этого года Фонд защиты гласности подготовил и опубликовал «Карту гласности» в нашей стране. Проведенная экспертиза показала, что в стране нет ни одного региона с преобладанием свободной и независимой прессы, лишь в нескольких СМИ  «относительно свободны». В основной же части регионов России наблюдается преобладание не свободных от власти СМИ. Особенно это актуально для редакций городских, районных газет и местных телерадиокомпаний.

В целом в стране информационная обстановка продолжает ухудшаться, считает Симонов. Например, с 2005 года число исков к СМИ о защите чести, достоинства и деловой репутации возросло более чем в пять раз. За прошедший год их было более 1500.

В регионах, в том числе и в Пермском крае, становится правилом при смене главы снимать с работы и главного редактора местного СМИ. Фонд защиты гласности активно вмешивается в такие конфликты. Но всегда при этом внимательно изучает их причины (в частности, в Пермском крае при вмешательстве ФЗГ в этом году был восстановлен на работе главный редактор газеты «Краснокамская звезда» Олег Борисенко).

За прошедшие два года при содействии ФЗГ в стране сделано существенное продвижение к открытости судов: у них появились собственные сайты, во многих случаях разрешается видеосъемка на судебных заседаниях и т.д. Пленум Верховного Суда РФ принимал решение о соразмерных суммах при принятии решений об удовлетворении исковых требований. Наказание не должно ставить редакцию на грань ликвидации из-за возникших финансовых проблем. Тем не менее, суммы исков к СМИ по судебным решениям выросли уже в несколько раз.

Но самое тревожное то, что сами журналисты привыкли к плохой информационной ситуации. Большинство считает, что ее невозможно изменить. Это свидетельствует о проблемах в самом журналистском сообществе, в профессиональном уровне сотрудников редакций. Все более актуальной становится проблема «самоцензуры» журналистов. Высказанную тревогу Алексей Симонов подтвердил и такими фактами: в стране сокращается число участников правозащитных конкурсов имени Андрея Сахарова, имени Артема Боровика. В них принимают участие почти одни и те же люди…

На встрече пермские журналисты задали А. Симонову много вопросов: о его деятельности в составе Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества, о возможностях преодоления экономической зависимости прессы, особенно местной, проблемах взаимоотношений прессы и правозащитников.

Василий Мосеев, Пермский край.


НАШИ ПУБЛИКАЦИИ. В Сосногорске происходит захват газеты «Заря Тимана»

Тамара Макарова,
газета «Заря Тимана» (Республика Коми)

Началось с того, что главный редактор «Зари Тимана», заслуженный ра6отник Республики Коми Сергей Волковинский был уволен по указанию заместителя руководителя администрации района Игоря Петрова.

В соответствии с п.6 ст. 45 №67-ФЗ Волковинского как журналиста участвовавшего в информационном о6еспечении вы6оров, нельзя увольнять в течение года после их проведения  «за исключением случая, когда на него было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным». Год не прошел. Взыскание 6ыло  22 июля 2010 года, но уже 23 июля его уволили распоряжением Петрова, не дав возможности о6жаловать. Самое интересное - причину для взыскания (несвоевременную выплату зара6отной платы) создала районная администрация, передав публикацию нормативных документов в Информационный вестник. Поэтому впервые за 30 лет существования газеты появилась не6ольшая задержка в выплате зара6отной платы. Но никто из сотрудников редакции на эту задержку не жаловался. Пожаловалась администрация района - в прокуратуру, на нарушения трудового законодательства. Волковинского оштрафовали. Далее 22 июля последовало дисциплинарное замечание... Аналогичная попытка увольнения (в период действия «журналистско-из6ирательного» иммунитета 6ыла в дека6ре 2007 - январе 2008 г.г. со стороны главы администрации И. Леонова, но тогда она 6ыла пресечена прокуратурой (вот почему сейчас на документах о6 увольнении нет ни одной подписи Леонова).

На должность главного редактора «ЗТ» с гру6ыми нарушениями Устава редакции назначена по совместительству, с выплатой полного оклада муниципальная служащая Комитета по управлению имуществом И. Ведойник, не имеющая никакого опыта ра6оты в СМИ. Ее кандидатура не выносилась на о6суждение коллектива редакции, как тре6ует Устав. Кроме того, совмещение Ведойник двух названных должностей нарушает ст. 21 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: директорам МУПов категорически запрещено 6ыть одновременно муниципальными служащими. Поэтому не удивительно, что коллектив «ЗТ» не признает Ведойник законным  руководителем и ей не подчиняется.

Последний номер «ЗТ» был отпечатан 30 июля и сдан под подписку в Сосногорский узел почтовой связи. Однако 31 июля в доставку он не попал. Под давлением «сверху» читателям 6ыла доставлена другая газета, отпечатанная в Ухтинской типографии. Исчезло неугодное о6ращение редакции (соучредителя газеты) к читателям, которое было заменено другой информацией (вместо фамилии и.о. главного редактора Стаховской указали в выходных данных фамилию незаконно назначенной на должность редактора Ведойник).

1 августа дверь редакции 6ыла вскрыта представителями администрации района. Что происходило внутри помещений, журналисты не знают.

ФЗГ обратился к главе районной администрации И. Леонову с предложением разобраться в ситуации и прекратить беззаконие.


НАШИ ПАРТНЕРЫ. Журнал «ДОШ»

В Чечне вместе со своей семьей трагически погибла собкор «ДОШ» Малика Бетиева

Редакция журнала «ДОШ» понесла тяжелую утрату. В результате ДТП на трассе Грозный-Шатой наш собственный корреспондент по Северному Кавказу Малика Бетиева погибла вместе со своими двумя сыновьями 14-ти и 12 лет, мужем и сестрой мужа.
Малика была очень талантливым и мужественным журналистом. Несмотря на то, что одновременно работала и в республиканской молодежной газете, она готовила для журнала любые, порой очень рисковые темы.
Иногда редакции, опасаясь за жизнь и безопасность Малики, приходилось публиковать ее материалы под псевдонимом, а иногда и вовсе откладывать публикацию отдельных ее статей на некоторое время. Она писала о беспределе силовиков, которые постфактум выдавали убитых людей за боевиков, о том, как родителей учеников отдельных грозненских школ заставляли покупать школьную форму и о многих других актуальных темах.
В настоящее время Малика Бетиева вместе с другими региональными корреспондентами журнала была занята организацией конкурса «Как война изменила мою жизнь», объявленного журналом «ДОШ» в Чечне. Конкурс призван обратить внимание на проблемы десятков тысяч людей, ставших инвалидами в результате двух войн.
В октябре этого года Малике исполнилось бы 44 года.
За публикации в «ДОШе», в прошлом году Малика Бетиева стала финалисткой премии Сахарова «За журналистику как поступок».
Сейчас мы выясняем все детали случившейся трагедии.

Редакция журнала «ДОШ»


ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА

Здравствуйте!
В первых числах ноября прошлого года обращался к Вам за помощью (был избит). 4 месяца ушло на то, что бы меня официально признали потерпевшим. К счастью, посмеяться преступникам над правосудием не удалось, хотя и потребовалось еще 4 месяца для того, чтобы привлечь к ответственности хотя бы одного из нападавших, который осужден мировым судом по ст. 116 УК РФ…
Что касается моей газеты, то уже удалось издать 9 номеров «Ярковостей», тираж ежемесячника 4 тысячи. Многим односельчанам газета нравится, но еще больше людей, особенно в деревнях, которые даже боятся признаться, что видели или хуже того:  читали ее. Страх перед начальством – он ведь на генетическом уровне …
Спасибо Вам за информационную поддержку, если бы не Ваши публикации – на сайте, в дайджестах, журнале «Журналист» - то меня давно бы уже по-тихому выгнали и, скорей всего, вынудили бы уехать из района. А так – я живу и работаю, остаюсь в профессии, условия хоть и «приближенные к боевым», но явных провокаций пока нет.

С уважением,
Олег Раевский, гл. редактор газеты «Ярковости» (Тюменская область).


Здравствуйте!

Всегда с интересом читаю Ваш мониторинг в журнале «Журналист». Вот, что называется, и мы «попали». Информация для Вас.

29 июня 2010 года я, главный редактор еженедельника «Друг для друга», самого тиражного в Курской области (тираж 40 тысяч - сертифицирован НТС), был приглашен в отдел дознания УВД по Курской области для дачи объяснений по 15 публикациям, вышедшим в нашей газете в течение первого полугодия. Как пояснил сотрудник УВД, к ним перенаправлено заявление губернатора Курской области А. Н. Михайлова «провести проверку» по этим публикациям, «содержащим критику действий руководства Курской области во главе с губернатором А. Н. Михайловым».

Мне был, в том числе, задан вопрос: «Зачем газета дискредитирует губернатора?», на что было сказано, что, по моему мнению и мнению редакции, губернская власть, в т. ч. г-н Михайлов, некоторыми своими действиями сами себя дискредитируют. Газета же, отражая действительность, имеет право высказывать свои оценки этому, в т. ч. критические и негативные. На мой вопрос: а по какой статье хочет привлечь нас губернатор, сказали: пока ни по какой, проводится проверка, «надо разобраться». Заявление Михайлова, на основании которого меня пригласили давать объяснения, мне не показали. Дал пояснения в письменном виде, сославшись в них на Конституцию РФ и Европейскую конвенцию, дающие право на высказывание мнения. В суд губернатор ранее не обращался. Вот ждем, что будет дальше...

Мы со страниц газеты не раз задавали вопросы губернатору, но в нарушение закона, он редакции ни разу не ответил. Написал заявление в правоохранительные органы. Вот такая в Курске «гласность»...

С уважением, Евгений Новиков


Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.
Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

Под редакцией Алексея Симонова.
Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru
Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу fond@gdf.ru .

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни