Дайджест
17 Января 2011 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 507

ТЕМА НЕДЕЛИ

Начался судебный процесс по делу об убийстве Маркелова и Бабуровой

В Московском городском суде 11 января начался процесс над Никитой Тихоновым и Евгенией Хасис, которых обвиняют в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.

 

Они были застрелены выстрелами в упор 19 января 2009 года в центре Москвы, когда возвращались с пресс-конференции, на которой адвокат потребовал возобновления уголовного преследования освободившегося из заключения офицера, осужденного ранее за убийство чеченской девушки. Преступник подошел к ним сзади и выстрелил Маркелову в затылок. Бабурова сделала несколько шагов вслед за убийцей, который повернулся и выстрелил ей в голову, после чего скрылся. С. Маркелов погиб на месте, а тяжело раненую А. Бабурову доставили в больницу, где она через несколько часов скончалась, не приходя в сознание (см. Дайджест ФЗГ 416).

В начале ноября 2009 года в ходе спецоперации сотрудники правоохранительных органов задержали подозреваемых в совершении преступления - Евгению Хасис и Никиту Тихонова. «Следственно-оперативной группой были изъяты и тщательно изучены все записи с камер наблюдения, установленных как и на самой улице Пречистенка, где были убиты Маркелов и Бабурова, так и на прилегающих к ней улицах, а также со входа в вестибюль станции метро «Кропоткинская», на которую спустился стрелявший после совершения убийства. Следователи и оперативники в ходе расследования отработали множество версий совершенного преступления. Именно кропотливая работа следователей и оперативных сотрудников по изучению и анализу информации о лицах, совершавших преступления, связанные с действиями, направленными на возбуждение ненависти и вражды по признакам расы и национальности позволило следствию выйти на Тихонова и Хасис», - рассказал журналистам РИА Новости официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. Он сообщил также, что «к расследованию этого резонансного преступления были привлечены лучшие следователи и криминалисты Следственного комитета, оперативные работники ФСБ и МВД России».

По данным следствия, преступление обвиняемые совершили в связи с активным участием Маркелова в антифашистском движении и защитой им лиц, придерживающихся антифашистских взглядов. Основным фигурантом по делу проходит Н. Тихонов, который обвиняется по статье 105 УК РФ («Убийство») и по статье 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия»). Е. Хасис инкриминируется соучастие в убийстве. Она полностью отказывается от предъявленных обвинений, а Тихонов отвергает обвинение в убийстве и соглашается только с незаконным оборотом оружия.

Уже известно, что рассмотрение дела об убийстве С. Маркелова и А. Бабуровой пройдет в открытом режиме с участием присяжных заседателей. Отбор коллегии присяжных назначен на 27 января. В этот день суд должен будет выбрать 12 основных и как минимум двоих запасных присяжных. Адвокат Владимир Жеребенков, представляющий интересы родителей А. Бабуровой, заявил журналистам газеты «Московский комсомолец»: «на первый взгляд, работа проведена хорошо, обвинение обосновано и суду предоставлено достаточное количество доказательств вины Тихонова и Хасис».

Будем надеяться, что на этот раз дело в суде не развалится, как это часто бывало в случаях с убийствами других журналистов.

 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Доклад Freedom House «Свобода в мире 2011: авторитарный вызов демократии»

Правозащитная организация Freedom House опубликовала 13 января ежегодный обзор о состоянии политических прав и гражданских свобод в странах мира. Согласно результатам исследования, общий уровень свободы в мире снижается пятый год подряд. Это самый длинный период упадка свободы в почти 40-летней истории отчета, отмечают авторы документа.

В докладе все страны и территории разделены на три группы – свободные (есть открытое политическое соревнование, уважение к гражданским свободам, независимые средства массовой информации), частично свободные (ограничено уважение к политическим правам и гражданским свободам, присутствие коррупции, отсутствие верховенства закона, межэтническая и религиозная борьба), и несвободные (основные политические права отсутствуют, гражданские свободы систематически отрицаются).

Россия отнесена к третьей группе. «Обнародованные обещания президента Дмитрия Медведева бороться с коррупцией, арестовать ответственных за громкие убийства журналистов и активистов, и усилить власть закона не были выполнены. Вместо этого взяточничество и воровство остаются нормой, политически мотивированное насилие остается безнаказанным, и закон исполняется в зависимости от капризов лидеров», - отмечается в документе. Его авторы считают, что ситуация в нашей стране ухудшилась к концу года, в период, отмеченный обвинительными приговорами в политизированных судебных процессах, судебным преследованием активного борца за права человека Олега Орлова по сфабрикованным обвинениям в клевете, дикими избиениями журналистов. Кроме того, упомянуты разгоны демонстраций в Москве и Санкт-Петербурге, кампания против мигрантов с юга России и Средней Азии, проводимая ультранационалистическими группировками, в определенной мере поддерживаемыми частью политического руководства страны.

В интервью Радио Свобода директор Freedom House по исследованиям Крис Уокер пояснил, почему Россия оказалась среди несвободных стран: « Это отражение того факта, что в России все критически важные показатели – от условий для гражданского общества действовать самостоятельно до независимости судов – невозможно назвать удовлетворительными. Самое главное, на мой взгляд, состоит в том, что все члены российского общества должны хорошо понимать: в случае неудовлетворенности уровнем управления и решения социальных вопросов в стране они имеют полное право добиваться более чуткого реагирования со стороны власти. И до тех пор, пока россияне не добьются полной подотчетности правительства перед обществом, существенное улучшение ситуации в этой стране маловероятно».

Анализируя данные по 194 странам, эксперты Freedom House отмечают сокращение свобод в 25 государствах, включая Украину, Мексику, Латвию, Францию, Венгрию, Египет, Шри Ланку и Венесуэлу. В то же время, согласно докладу, 11 стран достигли определенного успеха в развитии свободы. В их числе Киргизия – после проведения в стране сравнительно свободных и честных выборов.

 

РОССИЯ

Ростов-на-Дону. Суд оправдал редактора газеты «Молот» Лидию Ртищеву

Анна Лебедева,
собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону оправдал Лидию Ртищеву, в течение пяти лет возглавлявшую областную газету «Молот». Уголовное дело в отношении главного редактора было возбуждено по требованию областной прокуратуры, проводило расследование Главное следственное управление ГУВД области. В обвинительном заключении Ртищевой вменяется незаконное получение денежного вознаграждение из средств, поступивших от продажи рекламных площадей в газете. Прокуратура и следствие сочли, что редактор и одновременно директор Государственного унитарного предприятия «Редакция газеты «Молот» Лидия Ртищева использовала свои полномочия вопреки законным интересам предприятия. Интересы «потерпевшей стороны» на суде представлял главный бухгалтер «Молота» Андрей Науменко.

Однако Ртищева представила в суд доказательства того, что «законные интересы» редакции и ГУП в результате ее деятельности никак не пострадали, напротив, поступления от рекламы существенно выросли. Не говоря уже о том, что газета стала возвращать себе былую популярность благодаря большим изменениям в тематике издания, содержании и форме подачи материалов. Возросло и число подписчиков. Что же касается рекламного гонорарного фонда, то он существовал в газете уже задолго до прихода в «Молот» редактора Ртищевой.

Ленинский районный суд, не усмотрев в действиях теперь уже бывшего редактора Ртищевой уголовно наказуемых деяний, ее оправдал. Учитывая, что оправдательных приговоров в российских судах не больше 10% от общего количества рассматриваемых дел, можно считать это победой истинного правосудия над «обвинительным уклоном» российской Фемиды, которая почему-то особенно пристрастно относится к средствам массовой информации.

 

Владимир. Вымогательства не было. Продолжение темы

Наталия Северская,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Следствие выяснило, что владимирский журналист Алексей Салов не вымогал деньги у местного депутата-предпринимателя.

Редактора владимирской вкладки еженедельника «Аргументы недели» А. Салов был задержан сотрудниками милиции еще 11 мая 2010 года. Его подозревали в вымогательстве – по словам руководителя пресс-службы УВД по Владимирской области Олега Курочкина, журналист требовал у потерпевшего 100 тысяч рублей, угрожая обнародованием некой, якобы компрометирующей информации. Потерпевшим оказался депутат-бизнесмен, член «Единой России» Григорий Аникеев – именно он направил в милицию соответствующее заявление.

Через двое суток А. Салова освободили, не предъявив ему никаких обвинений.

Однако расследование продолжалось еще долгие восемь месяцев, пока, наконец, не выяснилось, что в критических материалах А. Салова о богатейшем человеке региона нет ничего криминального. Поэтому уголовное дело в отношении журналиста прекращено ввиду отсутствия состава преступления.

 

Краснодарский край. По факту взрыва в редакции газеты возбуждено уголовное дело

В Сочи неизвестные преступники в ночь на 31 декабря 2010 года взорвали редакцию «Народной газеты». Погибших и пострадавших нет, однако в результате возникшего пожара серьезно повреждены помещения редакции. «Сгорела оргтехника и компьютеры, документы, мебель, архив и новый тираж газеты», - рассказал главный редактор «Народной газеты» Илья Неделько.

«Новая газета» 12 января сообщила, что поначалу с возбуждением уголовного дела милиция не спешила, хотя свидетели говорили о двух людях, убегавших от здания редакции сразу после взрыва. Взрывной волной в редакции выбиты металлическая дверь и оконные рамы, на месте преступления обнаружены осколки бутылки. В итоге 10 января милиция все-таки возбудила уголовное дело по факту взрыва редакции.

В издании этот поджог связывают с профессиональной деятельностью редакции, которая не избегает острых тем, в том числе пишет о незаконном строительстве полигона бытовых отходов. «В последнее время мы выдали несколько острых публикаций. Уверен, что взрыв и пожар связаны именно с этим», - говорит И. Неделько.

 

Краснодарский край. Заявление журналиста об угрозах игнорировали незаконно? Продолжение темы

В ноябре 2010 года журналист-расследователь сочинской газеты «Черноморская здравница» Светлана Кравченко обратилась в ФЗГ в связи с угрозами физической расправы, поступающими ей по телефону и электронной почте. Она, в частности, сообщила: «Мной ранее уже были поданы заявления в прокуратуру по факту воспрепятствования законной журналистской деятельности и преследований, клеветы и оскорблений, как к журналисту, выполняющему свой долг. На сайтах мне угрожают расправой со стороны «Молодой гвардии». Заявление об этом я также вынуждена из-за отсутствия реакции прокуратуры направить в независимые СМИ, правозащитникам, в общественные организации» (см. Дайджест ФЗГ 499).

Мы написали прокурору Краснодарского края Леониду Коржинеку письмо, в котором обратили внимание на угрозы журналисту и попросили его «взять ситуацию со Светланой Кравченко под контроль, дабы не допустить беды».

И получили ответ. В документе, подписанном первым заместителем прокурора Сочи С. Муратовым, говорится, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Краснодарского края наше обращение рассмотрено. Г-н С. Муратов сообщил: «В ходе проверки установлено, что 11.06.2010 в прокуратуру Центрального района г. Сочи поступило заявление Кравченко С.Н. о распространении через сеть Интернет угроз убийством и расправой в ее адрес, воспрепятствовании журналистской деятельности, клеветы и оскорблений… По результатам проведенной проверки 26 июня 2010 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления».

Далее в ответе прокуратуры говорится: «Изучение материала проверки в прокуратуре Центрального района г. Сочи показало, что принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела от 26.06.2010 является незаконным, в связи с чем 13.12.2010 прокурором района данное решение отменено, материал направлен в ОМ № 24 УВД по г. Сочи для проведения дополнительной проверки, которая до настоящего времени не окончена. О результатах дополнительной проверки и принятом решении заявителю будет сообщено в установленном законом порядке».

В заключение С. Муратов сообщил, что по факту принятия незаконного решения об отказе в возбуждении уголовного дела прокуратурой Центрального района Сочи внесено соответствующее представление об устранении нарушений закона, с требованием о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

 

Республика Бурятия. Начался суд над «экстремистами»

Дмитрий Флорин,
собственный корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

В Улан-Удэ 11 января перед судом предстали журналистки Надежда Низовкина и Татьяна Стецура. Им инкриминируется разжигание ненависти к трем социальным группам – представителям армии, милиции и следственных органов.

Журналист газеты «Свободное слово» Н. Низовкина и редактор газеты «Всему наперекор» Т. Стецура были задержаны около 16 часов 31 декабря, когда направлялись на разрешенный властями митинг в защиту свободы собраний. Накануне им вынесли очередное прокурорское предупреждение о «недопустимости экстремистских действий». Задержанных доставили в Советский суд города Улан-Удэ, где судья Левандовская вынесла постановление о взятии их под стражу сроком на два месяца - в качестве меры пресечения…

Уголовное дело против журналисток тянется с весны 2009 года. Его возбудили после того, как Низовкина и Стецура они распространили листовки, в которых день 23 февраля был назван «Праздником геноцида». В листовках сообщалось, что в результате сталинской депортации «были высланы целые нации: чеченцы, ингуши, крымские татары, калмыки, немцы, финны, латыши, литовцы, поляки, болгары, армяне, турки, курды».

Низовкина и Стецура на процессе защищают себя сами. Однако 12 января судья получила ответ от коллегии адвокатов Бурятии, в котором сообщалось, что Надежда Низовкина лишена статуса адвоката «за нарушения», поэтому вопрос с адвокатом вскоре может вновь возникнуть, хотя, по словам бурятского журналиста Кирилла Зайченко, обвиняемые планируют и далее защищать себя сами. «Они отказываются от адвокатов, и при этом они уверены, что приговор будет обвинительный и максимально жесткий - 2 года лишения свободы. Сколько и просит прокуратура. На следующих заседаниях подсудимые будут опрашивать своих свидетелей сами» - рассказал К. Зайченко корреспонденту ФЗГ.

Вынесение приговора ожидается 19 января.

 

Челябинск. На «Новости культуры» денег нет

Ирина Гундарева,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Программа «Новости культуры - Южный Урал», четыре года выходившая в эфире ВГТРК, похоже, прекращает свое существование.

С начала 2011 года не вышла ни одна передача, а за весь прошлый год, как утверждают в Челябинской гостелерадиокомпании, ее производство принесло только убытки. Дирекция ГТРК «Южный Урал» тянула с ее закрытием до декабря, проявляя чудеса изворотливости, и умудряясь находить деньги на зарплату сотрудникам. На всероссийском канале «Культура», где выходят со своими выпусками южноуральские «Новости культуры», запрещены любая реклама и упоминание спонсоров. Предыдущие годы программа существовала на гранты экс-губернатора, ныне уже покойного Петра Сумина, разумеется, выделяемые из бюджетной корзины.

- Мы попытались заполучить грант в одном всероссийском конкурсе, - рассказывает директор ГТРК «Южный Урал» Василий Платонов, - но, увы, потерпели поражение. Большинство грантов досталось Москве, в пользу столичного окультуривания, на регионы пришлись крохи, всего 12 процентов от объемов.

Более месяца назад письмо руководства ГТРК «Южный Урал» с просьбой помочь было отправлено в министерство культуры Челябинской области и вице-губернатору Вадиму Евдокимову. Но никакого ответа не последовало. Власти предпочитают хранить молчание.

Канал «Культура» для повтора во всероссийском эфире охотно брал сюжеты челябинских культурологов и журналистов про оркестр «Малахит», ансамбль танца «Урал», приму-балерину Татьяну Предеину, конкурс Глинки, экспозиции краеведческого музея, скульптора Виктора Митрошина. Именно этот контент, говорят искусствоведы, способен изменить впечатление о Челябинске. Но, судя по ситуации, такой культурологический контент не нужен. Цена вопроса, особенно, если сравнивать, например, с вертолетом, купленным для нужд губернатора за 280 миллионов рублей, крайне ничтожна. Всего-то 2,5 миллиона рублей на год. Но, похоже, именно их могут и не найти в бюджете. Потому что интеллигентные, мягкие люди очень не хотели бы ссориться с властью по этому поводу, и не поднимать вокруг своей персоны шум. Они надеются до последнего, говоря себе: «Но нам ведь еще не отказали…».

 

Свердловская область. Награды - своим…

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

Традиционный прием, посвященный Дню российской печати, состоялся в резиденции губернатора Свердловской области.

Как отметил глава региона Александр Мишарин, в области сформировалось мощное медиа-сообщество. Ежедневно областные типографии печатают свыше 2 миллионов экземпляров газет, при этом около 450 тысяч экземпляров составляет суммарный недельный тираж районных и городских изданий. Активно развивается сегмент информационных агентств - их уже свыше 20, набирает реальную силу сообщество блоггеров.

На этом «благополучном» фоне некоторым диссонансом выглядело награждение победителей ряда творческих конкурсов: на сцену в основном поднимались представители официальных глашатаев - «Областного телевидения» и «Областной газеты», а также департамента информации самого губернатора. При этом не секрет, что тираж той же «Областной газеты» в минувшем году рухнул на 50 процентов, а руководство своей пресс-службы губернатор был вынужден заменить из-за очевидных имиджевых промахов. Но принцип «награды - своим» остался незыблем...

Однако признаем, что все-таки в 2010 году четвертая власть сумела развернуть областную к диалогу. Свидетельство тому - и проведение I уральского медиа-форума, и заявление Мишарина о скором выделении журналистам собственного Домжура, и произведенные им замены в руководстве тех же «рупоров» власти, в частности, первым заместителем редактора «Областной газеты» назначен председатель правления местного Союза журналистов Дмитрий Полянин.

 

БЕЛОРУССИЯ

Правозащитники требуют освобождения узников совести

Правозащитная организация Amnesty International призвала освободить 16 белорусских активистов и журналистов, обвиняемых в «организации массовых беспорядков» в связи с демонстрацией, прошедшей после выборов в декабре. Организация объявила их узниками совести.

Задержаны двадцать пять активистов оппозиции и журналистов, в том числе шесть кандидатов в президенты. Им предъявили обвинения в связи с участием в демонстрации 19 декабря в Минске, прошедшей после президентских выборов. Ожидается, что через два или три месяца они предстанут перед судом. В настоящее время задержанным отказано в надлежащей помощи адвокатов и врачей, несмотря на то, что некоторые из них серьёзно пострадали от рук ОМОНа в день демонстрации.

«Из этих задержанных шестнадцать человек - узники совести, которым предъявляются сфабрикованные обвинения лишь потому, что они мирно выражали свои политические взгляды. Их следует немедленно и безусловно освободить, сняв с них все обвинения», - сказал Джон Дальхузен, заместитель директора программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.

Задержанных узников совести обвиняют в «организации массовых беспорядков», сопровождавшихся нападениями с применением насилия и вооружённым сопротивлением, за что им может грозить до 15 лет лишения свободы, однако Amnesty International не обнаружила доказательств того, что они прибегали к насилию или призывали к нему перед демонстрациями или во время них. Во время минской демонстрации участники протестов, в основном, вели себя мирно, за исключением немногочисленных молодых людей в масках, напавших на здания парламента. После этого ОМОН жёстко разогнал демонстрацию.

16 узников совести - это: Алексей Михалевич, Николай Статкевич, Владимир Некляев, Григорий Костусев и Андрей Санников - бывшие кандидаты на президентских выборах; известные журналисты - редактор веб-сайта «Хартия’97» Наталья Радина, корреспондент российской «Новой газеты» Ирина Халип и редактор газеты «Товарищ» Сергей Возняк; политический комментатор Александр Федута, активист оппозиции и член избирательного штаба Виталия Рымашевского Павел Северинец, член Объединённой гражданской партии Анатолий Лебедько, член избирательного штаба Александра Санникова Владимир Кобец, координатор оппозиционной кампании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко, члены избирательного штаба Михаила Статкевича Александр Арестович и Сергей Марцелев, заместитель председателя движения «Молодой фронт» Анастасия Положанко.

Amnesty International изучает дела и других лиц, обвиняемых в тех же правонарушениях в связи с демонстрацией 19 декабря, поскольку среди них могут оказаться новые узники совести.

«Права человека в России», 12 января

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 20 раз. В частности,

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

>Куда движется пресса Приморья? Факты и тенденции

Интервью корреспондента ФЗГ Анны Селезневой с Сергеем Булахом, руководителем Творческой ассоциации журналистов Приморского края.

Многие годы Сергей Булах был главным редактором наиболее массовой газеты Приморья «Владивосток». Это было востребованное независимое общественно-политическое издание, в котором сложился высокопрофессиональный коллектив журналистов. И он же стал первым редактором в крае, немедленно уволенным в новогодние праздники два года назад, когда издание перешло в руки нового мэра Владивостока Игоря Пушкарёва. Сейчас история с увольнением журналистов «Владивостока» в новогодние праздники становится недоброй традицией издания.

Тема нашего разговора – положение СМИ Приморья и тенденции в их развитии.

Год завершён, год предвыборный наступил. Каковы тенденции в развитии прессы в Приморье? Налицо закрытие популярных газет, например, «Ежедневных новостей», выпуск новых газет, создание новых пулов масс-медиа, увольнения редакторов, фактическое закрытие департамента по работе со СМИ в краевой администрации, затруднение доступа к информации. О чём говорят примеры снятия редакторов, хотя конкретные предлоги могут быть различными? Можно ли сформулировать новые тенденции в отношениях владелец - издание, если они проявились?

- Это был год глубокой депрессии и деструктивных изменений. Главным образом, в том, что касается печатных СМИ. Районные и городские СМИ деградируют очевидно.

Одновременно со снижением общего уровня началось, точнее, продолжилось планомерное уничтожение остатков профессиональных управленцев СМИ, которые прошли достаточно хорошую школу практики. Под абсолютно беспочвенными предлогами избавились от главного редактора «Находкинского рабочего», члена президиума Творческой ассоциации журналистов Приморского края Анатолия Табачкова, уволена главный редактор газеты «Взморье» Лариса Лайд, уволена главный редактор самой тиражной на сегодня газеты края «Семь дней в Приморье» Людмила Брызгалина. К сожалению, список этот не исчерпывающ. Одновременно к руководству СМИ пришли люди, которые не имеют законченного высшего образования. Это и региональные выпуски «Известий», «Аргументов и фактов», и газеты «Миллионка».

Кадровая чехарда – вот как можно охарактеризовать ситуацию на рынке труда в СМИ. Я привел пример главных редакторов, но ведь «запрет на профессию» вкусили не только они. Перед Новым годом сразу шесть наиболее опытных из оставшихся в ЗАО «Владивосток-новости» сотрудников получили «черную метку» - предложение уволиться «по достижению возраста». Ряду журналистов Находки «запрещено чиновниками» занимать какие бы то ни было места в СМИ, сообщает главный редактор «Тихоокеанского комсомольца» и «Дальневосточных ведомостей» Александр Сырцов.

Год ознаменовался серьезным переделом собственности в СМИ. Связано это с главой Владивостока Игорем Пушкаревым. Через аффилированных лиц в состав мэрского пула попали «Владивосток», «Семь дней в Приморье», «Известия - регион», «Аргументы и факты ДВ», «Московский комсомолец», журналы «Сады и огороды Приморья», «Шеф», радиоканалы ВиБиСи и «Лемма». Тотальный контроль за контентом, осуществляемый через договоры на информационное обслуживание, создали атмосферу благостности и умиротворения, царящую не только во Владивостоке, но и во всем Приморье, поскольку в своих требованиях глава администрации имеет в виду не только городские интересы, но и краевые.

2010 год отмечен также попыткой закрыть газету «Арсеньевские вести» - за двукратное предупреждение о нарушениях закона о СМИ (по версии Госкомнадзора РФ).

Общие тенденции сокращения тиражей сохранились и в нынешнем году. Количество СМИ, закрытых по разным причинам, включая экономические, значительно превысило количество вновь созданных. Перестала выходить популярная газета «Ежедневные новости». Из новых наиболее известных проектов – год работы «Новой газеты» во Владивостоке» и газеты «Тихоокеанский комсомолец». Однако тиражи и результаты работы этих двух проектов говорят об очень сложной финансовой составляющей их деятельности. У «ТОКа», например, тираж составляет 5500 экземпляров, чуть больше у «Новой», что явно недостаточно для существования в рыночных условиях. Ещё меньше тираж у газеты «Новости Приморья», возникшей на месте закрытых «Ежедневных новостей».

Год ознаменовался усилением влияния в Приморье органов Роскомнадзора. Был создан общественный наблюдательный совет, в который вошли журналисты, представители Фонда защиты гласности, органов внутренних дел, юристы, эксперты-лингвисты. Трижды выносились предупреждения за распространение порнографии и высказывания, расцененные как оскорбляющие национальные и религиозные чувства. Такого рода активность, в первую очередь, связана с новыми задачами, которые решает государство в области контроля за СМИ, а также, что немаловажно, с активной позицией местной структуры Роскомнадзора, где сейчас работает значительное число профессионалов. Стоит отметить, что они не только выносят предупреждения изданиям, нарушающим закон, но собирают редакторов и специалистов, консультируя и разъясняя новые положения законов и постановлений, анализируя нарушения и помогая журналистам в защите их прав.

 

Манипуляция – не журналистика

Василий Мосеев,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

В Коми-Пермяцком автономном округе очередной околожурналистский скандал. В отношении главного редактора окружной газеты «Парма» Дмитрия Зидляева возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»).

По версии следствия, Зидляев направил в медицинское учреждение письмо с просьбой подтвердить или опровергнуть факт лечения в нем некого гражданина. Удивительно, но медицинское учреждение нарушило врачебную тайну: редактор получил положительный ответ и обнародовал его. Конечно, без согласия самого гражданина. Можно бы попенять на незнание элементарных правовых и этических норм руководителями учреждений в отечественной глубинке. И даже посочувствовать неопытному главному редактору. Увы. Истинная ситуация выглядит совершенно по-другому.

У редакции местной «Пармы» - единственной государственной газеты в Пермском крае – своя история. Много лет ее возглавлял профессионал Сергей Власов. Местным властям он не нравился: слишком самостоятельный. Осенью 2009 года глава округа - министр правительства края Игорь Быкариз в грубой форме предложил Власову уйти с должности главного редактора. Сейчас Сергей вместе с группой единомышленников выпускает независимую газету «Ракурс».

После Власова редакцию «Пармы» несколько месяцев возглавляла бывший его заместитель - Ольга Радостева. Открытая, прямая. За это и поплатилась. После отстранения от должности не осталась даже в редакции.

Весной 2010 года главным редактором «Пармы» был назначен специалист отдела земельных отношений администрации города Кудымкара Дмитрий Зидляев. Какой он журналист и главный редактор, понятно из приведенной истории с письмом и публикацией.

Названный в публикации гражданин заведует кафедрой в местном филиале госуниверситета. В окружном центре – городе Кудымкаре – он очень известный человек. Недавно был депутатом городской думы. Но ушел в отставку в связи с отменой прямых выборов главы города. 13 марта в Кудымкаре состоятся очередные выборы в городскую думу, а из числа депутатов – главы города. У нынешней власти есть вполне обоснованные догадки о намерениях ученого и бывшего депутата.

Местными властями руководителю подконтрольного издания было поручено направить запрос в медицинское учреждение, учреждению – дать ответ. Затем электорат заботливо «проинформировали». Проще говоря, приступили к манипулированию. Это мнение подтверждает такой факт: всем главным редакторам издающихся в Кудымкаре газет, кроме «Ракурса», было предложено перепечатать эту информацию из «Пармы». За деньги. Все отказались!

…Последние несколько лет с грустью наблюдаю за судьбами людей, далеких от нашей профессии, но по чиновному капризу назначенных руководителями редакций газет или телекомпаний. Их используют в очень сомнительных целях, а потом просто выбрасывают в «никуда». Так было в Березниках, Чусовом, Чердыни, Уинске… Так будет.

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ),

 

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru, fond@gdf.ru

 

Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу digest@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни