Дайджест
31 Января 2011 года

ДАЙДЖЕСТ ФОНДА ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ № 509

 

СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ

Суд признал правоту журналиста

Гагаринский районный суд Москвы 25 января рассмотрел иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, предъявленный заместителем начальника Главного управления капитального строительства Управления делами Президента РФ Владимиром Лещевским к журналисту-расследователю газеты «Совершенно секретно» Владимиру Воронову.

Судебное разбирательство связано с публикацией этим изданием летом 2010 года материалов «Кремлевские кидалы» и «Большие подряды», в которых вскрывались факты коррупции в Главном управлении капитального строительства Управления делами Президента РФ. В частности, сообщалось о существовании взяточничества и системы «откатов» в этой структуре. В. Лещевский счел эти сведения не соответствующими действительности и порочащими его. Чиновник обратился в суд с иском, потребовав опровержения и компенсации морального вреда, который был им оценен почти в полтора миллиона рублей.

Любопытно, что В. Лещевского не остановил тот факт, что против него уже было возбуждено уголовное дело по статье 290 УК РФ («Получение взятки»). Вполне возможно, что отстраненный на время следствия от своей должности, он решил, что лучший вид обороны – это наступление, и попытался нанести «упреждающий удар».

Процесс продолжался несколько месяцев. За это время В. Воронов стал лауреатом премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок», причем среди работ, представленных на суд жюри, были и упомянутые статьи.

В итоге суд признал, что журналист оказался прав – в удовлетворении исковых требований г-ну Лещевскому было отказано.

В. Воронов был несколько удивлен таким вердиктом. «Думал, что в лучшем случае решение будет половинчатым. Но уже в ходе процесса стало понятно, что иного решения вынести нельзя, потому что иск наших оппонентов был беспомощен не только по содержательной части, но и даже с точки зрения элементарного оформления», - заявил он в интервью Радио Свобода. По словам журналиста, очень помогли материалы уголовного дела, которые по требованию суда вынуждена была представить сторона истца – в них уже следствие подтверждает сведения, содержащиеся в статьях Воронова и которые оспаривал истец. Так что отказ в удовлетворении иска вполне логичен.

Но вот что занятно. Два месяца назад, 26 ноября 2010 года, Басманный районный суд Москвы частично удовлетворил похожий иск Управления делами Президента РФ к «Новой газете», взыскав с ответчиков 100 000 рублей (вместо запрошенного истцами миллиона) за публикацию материала о коррупции в этой организации. В чем тут дело? В названии суда или в том, насколько серьезно журналисты готовятся к процессу?

 

РОССИЯ

Красноярский край. Задержание, которого не было. Продолжение темы

В прошлом номере дайджеста мы сообщали о странном исчезновении «главного редактора издания Дмитрия Белова и его заместителя Артема Орлова» - в письме, которое прислал в ФЗГ шеф-редактор «Национального бюро расследований» Андрей Калитин, говорилось, что «в Норильске 20 января несколько человек, назвавшихся сотрудниками правоохранительных органов Красноярска, явились в редакцию газеты «Правда Норильска» и увели с собой главного редактора издания Дмитрия Белова и его заместителя Артема Орлова». Далее сообщалось, что «задержанных» везут в Екатеринбург. В то же время приводились слова пресс-секретаря красноярского ГУВД Ирины Мужецкой, утверждавшей, что милиция не причастна к этому задержанию.

Вскоре ситуация прояснилась. Шеф-редактор А. Калитин 25 января прислал еще одно письмо, в котором сказано: «Уважаемые господа! Бюро журналистских расследований информирует о том, что 24 января стали известны подробности т.н. «похищения» журналистов из Норильска - главного редактора газеты «Правда Норильска» Дмитрия Белова и его заместителя Артема Орлова, о пропаже которых 20 января сообщили коллеги журналистов. Благодаря оперативному вмешательству Фонда «Город без наркотиков», Фонда защиты гласности, Союза журналистов России, Комитета по безопасности ГД ФС РФ, Фонда Артема Боровика, Национального антикоррупционного Комитета, Общественной палаты и СМИ, реальная картина произошедшего была быстро установлена. Выяснилось, что история с «похищением» - плод нездоровых фантазий Белова и Орлова. На самом деле, Белов и Орлов 20 января в 7.30 утра выехали на такси из Кургана в Екатеринбург, откуда около 14 часов того же дня вернулись в Курган. Эта поездка не была связана с профессиональной деятельностью Белова и Орлова. Впоследствии оба журналиста находились в Кургане, их телефоны были отключены. Ни в Красноярске, ни в Норильске все это время они не появлялись. Никто журналистов не похищал, пакетики им не подбрасывал, расправой не угрожал. Сотрудники МВД, вопреки сообщению Белова, никакого отношения к т.н. «похищению» не имели. Более того, именно благодаря правоохранительным органам Белов и Орлов и были впоследствии обнаружены. Приносим глубочайшие извинения всем, кто уделял внимание этой теме, и благодарим за оперативное вмешательство, которое позволило быстро выявить обман, мошенничество и мистификацию со стороны граждан Белова и Орлова, своим поступком вычеркнувших себя из журналистского сообщества».

 

Московская область. Офицер МЧС препятствовал работе журналиста на месте теракта в Домодедово

Дмитрий Флорин,
корреспондент ФЗГ в Центральном федеральном округе

Корреспондент «Кавказского узла» Дмитрий Беркут прибыл 24 января на место теракта в аэропорт Домодедово. Возле пострадавшего левого крыла здания аэровокзала уже устанавливали оцепление. В ходе видеосъемки журналиста привлекла группа офицеров МЧС, которые склонились над столом, рядом с которым находилась спутниковая антенна, а на самом столе стоял компьютер и пульт управления каким то устройством.

Офицеры и стол с оборудованием находились в зоне, которая не охранялась сотрудниками милиции и службы безопасности аэропорта. В эту зону можно было спокойно зайти. Корреспондент «Кавказского узла» стал снимать сотрудников МЧС со спины, но тут же был остановлен не представившимся подполковником МЧС, который в резкой форме запретил производить съемку и потребовал от журналиста покинуть это место.

На вопрос Д. Беркута о правомочности и законности таких требований (охранной зоны он не нарушал) подполковник МЧС грубо ответил, что сейчас он вызовет сотрудников правоохранительных органов и передаст им журналиста, не подчиняющегося требованиям сотрудника оперативного ведомства. Дабы сохранить возможность сделать репортаж с места теракта, журналист предпочел отойти на некоторое расстояние.

 

Пермский край. Краевой суд исправил ошибку коллег из района

Василий Мосеев,
собственный корреспондент ФЗГ в Приволжском федеральном округе

В районном центре Частые местный суд обязал редакцию газеты «Частинские вести» опубликовать опровержение сведений, приведенных в статье «Больница в реанимации». В материале шла речь о крайне сложном финансовом положении медицинского учреждения. Сотрудники два месяца не получали заработную плату. Местная прокуратура вносила протесты и по самой системе оплаты труда: медицинский персонал получал заработную плату в разы меньше служащих, выполняющих административно-хозяйственные функции. Был приведен и факт задолженности учреждения пенсионному фонду почти в полтора миллиона рублей.

С публикацией не согласилась бывший главный врач Светлана Рубцова. Она сочла, что содержащиеся в статье сведения не соответствует действительности, порочат ее честь, достоинство и деловую репутацию», и обратилась с заявлением в суд.

Решение местной Фемиды недавно было рассмотрено в кассационном порядке Пермским краевым судом. Для доказательства суду второй инстанции были представлены протесты прокуратуры о порядке начисления заработной платы в больнице, справка из местного отделения пенсионного фонда, выписки из приказов о начислении зарплаты. Краевой суд счел, что приведенные в статье сведения соответствуют действительности, а руководитель учреждения в силу своего статуса может быть подвергнут критике. В то же время в статье «Больница в реанимации» нет утверждений, носящих оскорбительный характер. В удовлетворении иска Светлане Рубцовой было отказано.

 

Свердловская область. Уральский «евсюков»

Владимир Голубев,
собственный корреспондент ФЗГ в Уральском федеральном округе

На фоне теракта в Домодедово, в очередной раз показавшего беспомощность правоохранительных органов, гражданское общество Екатеринбурга всколыхнуло убийство пьяным майором милиции Павлом Мирошниковым видеорежиссера ООО «Универсал Видео» Евгения Ильющенко.

Старший оперуполномоченный по борьбе с экономическими преступлениями ОМ №15 во время суточного дежурства заехал на служебном транспорте домой пообедать. Он был в гражданской одежде, но с табельным оружием. В подъезде майор якобы поссорился с молодым человеком, который курил, и в результате завязавшейся потасовки застрелил 28-летнего парня. Милиционера потом в больнице освидетельствовали на алкоголь, и в крови было обнаружено 0,33-0,35 промилле спирта.

Поначалу областное милицейское начальство поспешило оправдаться, мол, сотрудник имел право и на ношение оружия, и на поездку домой. Только вот с выпивкой как-то не складывалось… После того, как блогеры и коллеги Евгения не дали «затихарить» произошедшее убийство, руководители ГУВД поспешили отойти в сторону, уточнив, что с момента совершения преступления ни разу не общались с Мирошниковым. По их словам, майор пока не уволен из милиции, решение об этом будет принято, когда состоится суд.

Лишь через неделю Павла Мирошникова из городской клинической больницы №23, куда он обратился утром после убийства с жалобой на головные боли, перевели в следственный изолятор. Для этого непосредственно в больнице было проведено выездное заседание Орджоникидзевского районного суда Екатеринбурга, принявшее решение о его аресте.

Что ж, СМИ и интернет-сообщество в очередной раз доказали, что гласность - лучшее оружие против ведомственной поруки. По предварительной информации, 5 февраля на площади Труда в Екатеринбурге пройдет митинг против беспредела милиционеров.

 

БЕЛОРУССИЯ

КГБ выпустил редактора «Хартии`97» под подписку о невыезде

Редактор белорусского интернет-издания «Хартия`97» Наталья Радина, задержанная в Минске в декабре 2010 года, была выпущена 28 января из следственного изолятора КГБ Белоруссии под подписку о невыезде. Об этом сама журналистка рассказала агентству «Интерфакс».

По словам Радиной, теперь ей придется находиться в городе Кобрине Брестской области, где она постоянно прописана.

Радину задержали 19 декабря в центре Минска во время митинга на площади Независимости. На ту акцию протеста собрались люди, которые отказывались признавать очередную победу Александра Лукашенко на президентских выборах и требовали проведения новых выборов.

После того, как протестующие приблизились к Дому правительства, спецназ зачистил площадь и арестовал более 600 человек. Большинству из них суды назначили наказания в виде штрафов и арестов на 10-15 суток за участие в несанкционированной акции. Однако 19 человек, в том числе шестеро бывших кандидатов в президенты, были арестованы по делу об организации массовых беспорядков. Радина оказалась в числе девятнадцати. За организацию беспорядков УК Белоруссии предусматривает лишение свободы на срок до 15 лет.

Лента.Ру, 29 января

 

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ

На прошлой неделе на ФЗГ в Интернете ссылались не менее 10 раз. В частности,

 

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Забайкальские правозащитники разделяют обеспокоенность президента коррупцией в судах

Марина Метелева,
собственный корреспондент ФЗГ в Сибирском федеральном округе

Судебная система не способна к самоочищению, в этом вопросе нужна поддержка общественности, заявил 20 января на встрече в Общественной палате Президент РФ Дмитрий Медведев. Забайкальские правозащитники, ведущие в своем регионе мониторинг нарушений закона и судейской этики, готовы к такому содействию.

«Согласен с мнением президента. Сужу по судейскому аппарату Забайкалья. Он неподконтролен обществу и зависим от власти и силовых органов. В этой ситуации судьи часто идут на сделку с совестью и совершают действия, далекие от целей и задач правосудия», - считает директор Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов.

Судейская корпорация не дает призвать к ответу оскандалившегося судью, говорит Черкасов. Забайкальские правозащитники предпринимали такие попытки, но натыкались на «железобетонную стену» круговой поруки - в лице председателей судов и краевой квалификационной коллегии судей. В 2009 году квалификационная коллегия судей Забайкалья «не увидела» в деяниях и.о. председателя Хилокского райсуда Анатолия Линейцева признаков фальсификации судебного разбирательства. Результаты проверки правозащитников говорят об обратном. Документально установлено, что судья Линейцев допустил неоднократное внесение недостоверных сведений в протокол судебного заседания. К примеру, в протоколе указано, что он рассмотрел в судебном заседании ходатайство, заявленное подсудимым и его защитником. Но в тот день защитник не мог участвовать в процессе. Он был за сотню километров - в другом суде. Этот факт подтвержден официальным ответом Петровск-Забайкальского горсуда на запрос правозащитников. «Оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности и.о. председателя Хилокского районного суда Линейцева А.К. не установлено», - отмахнулась председатель краевой квалификационной коллегии судей Валентина Махмудова, отказав общественности в ознакомлении с результатами проверки. Вскоре после этого Анатолий Линейцев был утвержден в должности председателя Хилокского райсуда.

Похожий случай произошел в ноябре прошлого года. Судью Ингодинского райсуда Читы Елену Мершиеву не остановила даже открытая фиксация правозащитниками хода судебного разбирательства с помощью аудиозаписи. Она допустила более 100 искажений протокола судебного заседания, благодаря чему вынесла обвинительный приговор. Позже судья Мершиева проигнорировала и поданные замечания на протокол, а также воспрепятствовала обжалованию этих действий в кассационной инстанции.

Забайкальские правозащитники считают: чтобы исключить любые манипуляции недобросовестных судей с законом и судьбами людей, необходим постоянный контроль общественности за порядком отправления правосудия. Пока же обстановка во многих судах сегодня такова, что даже слушателям и журналистам там нередко создают препятствия для посещения открытых судебных заседаний.

«Еще одна немаловажная проблема: недисциплинированность судей. Редкий случай, когда заседания начинаются без задержки. Обычно приходится томиться в коридоре от 20 минут до часу, а то и больше. Без объяснений и извинений», - говорит Виталий Черкасов.

Показательным примером является рассмотрение одного из уголовных дел в Центральном райсуде Читы, при участии правозащитников. Все 10 заседаний по этому делу начинались со значительной задержкой, которая в общей сложности составила 6 часов ожиданий в коридоре суда. Как считает Черкасов, это одна из причин волокиты, которая и дает повод населению не верить в скорый суд и игнорировать вызов в судебные заседания.

Все эти и другие нарушения забайкальские правозащитники намерены систематизировать и направить в Общественную палату России, которой президент Медведев рекомендовал усилить контроль за деятельностью судебной власти.

 

ПОЧТА ДАЙДЖЕСТА

Помогите отстоять единственное на сегодняшний день телевидение Солнечногорского района Московской области!

Телеканалу СТВ - 10 лет. Всё это время он был связан с районной властью муниципальным контрактом на производство и трансляцию еженедельной новостной программы «Наше время» (прямой эфир по пятницам в 19 часов). Помимо информационных и аналитических материалов, в выпуск входит также беседа с гостем в студии.

С января 2011 года муниципального контракта между Солнечногорским ТВ и администрацией Солнечногорского района нет. Тем не менее, коллектив СТВ продолжил работу в прежнем режиме: готовит сюжеты о жизни района, приглашает для беседы гостей в студию. Разумеется, не будучи связанными контрактом, мы стали делать больше расследований, многие нелицеприятные вещи стали всплывать. На экране стали появляться люди, бывшие когда-то персонами нон-грата. Стали называться конкретные фамилии, цифры и т.д. В комментариях по различным темам корреспондентам СТВ в районной администрации часто стали отказывать, ссылаясь на всякие причины («не лежит душа на этой неделе»). Натянутые отношения стали практически со всеми, официально не подведомственными администрации (ОВД, ЦРБ и т.п).

В пятницу, 28 января, мы готовили очередной выпуск новостей. Гостем программы должен был стать бывший заместитель действующего главы района Ю.Панкратова по СМИ, рекламе и спецпроектам Михаил Смиренский. Выступать он планировал с сенсационной информацией о деятельности главы района и его ближайших подчинённых. В этот же день руководителю телевидения пришло уведомление о том, что до 2 февраля СТВ должно съехать с занимаемых площадей: договор аренды не продляют. К слову, здание, в котором «живёт» СТВ - муниципальное. За 10 минут до начала эфира генеральному директору СТВ позвонил глава города Солнечногорска А. Толданов и порекомендовал в эфир такого гостя не давать. На что получил ответ: эфир всё равно состоится. Однако едва начался эфир, прошли заставки, ведущий прочитал приветствие, на экранах появился анонс - как в помещениях СТВ отключилось электричество. Во всём здании оно было - не было только в помещениях телевидения. Пока приехал электрик, прошёл почти час. Мы успели снять импровизированный репортаж о том, что происходило в телестудии всё это время. Электрик включил рубильник, который, как он говорит, похоже, был выключен намеренно.

В эфир мы всё-таки вышли спустя полтора часа. Беседа с гостем состоялась. Он, в числе прочего, прокомментировал и ситуацию с отключением электричества, заявив в прямом эфире, что убеждён в том, что это провокация со стороны местных властей. Всё время, пока шёл эфир, на телевидение и лично руководителю поступало много телефонных звонков. От жителей - с поддержкой. От других лиц (официальных или полуофициальных) - с упрёками и намёками.

Итак, что мы имеем. Сейчас нам надо съезжать, но и новости делать надо. Подвластные и зависимые от администрации района структуры отказываются от сотрудничества (а людям-то информацию давать нужно, комментировать события, происходящие в районе, не всегда скандальные, не всегда даже разоблачающие чиновников - нужно; но даже «лёгкие» темы зачастую отказываются комментировать). В совпадения и стечение обстоятельств в данном случае верится слабо. Поэтому очень просим помощи! Что нам делать?

Коллектив СТВ

 

Дайджест подготовлен Фондом защиты гласности (ФЗГ), http://www.gdf.ru.

 

Выходит при поддержке Фонда К.и Дж. Мак Артуров еженедельно, по понедельникам с 11 августа 2000 года.

Распространяется по 1600 электронным адресам в России и за рубежом.

 

Под редакцией Алексея Симонова.

Редакционная коллегия: Борис Тимошенко - руководитель службы мониторинга, Светлана Земскова – юрист, Всеволод Шелховской - переводчик, Александр Ефремов - интернет-администратор.

 

При использовании информации и материалов дайджеста ссылку на нашу организацию обязательна.

Контакт: 119992 Москва, ГСП-2, Зубовский бульвар 4, комн. 432, Фонд защиты гласности.
Телефон/факс: (495) 637-49-47, 637-44-20, адрес электронной почты: boris@gdf.ru fond@gdf.ru

Уважаемые господа! Если Вы не желаете получать информационную рассылку Фонда защиты гласности, просьба сообщить по адресу digest@gdf.ru

Все новости

Архив
ФЗГ продолжает бороться за свое честное имя. Пройдя все необходимые инстанции отечественного правосудия, Фонд обратился в Европейский суд. Для обращения понадобилось вкратце оценить все, что Фонд сделал за 25 лет своего существования. Вот что у нас получилось:
Полезная деятельность Фонда защиты гласности за 25 лет его жизни